Программа модернизации научно-методической службы школы

Заместителем директора по НМР я работаю первый год. Раньше никогда не задумывалась о том, что научно-методическая работа является одним из главных процессов в системе менеджмента качества. Просто работала учителем, классным руководителем… Чем-то, как и все была недовольна, но продолжала долгое время работать по инерции. Оказавшись в новой должности, поняла, что дальше работать по старинке нельзя. Нужно менять систему методической службы. Нужно идти в ногу со временем. Нужно оказывать качественны...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Паспорт

Программы модернизации научно-методической службы школы

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 78»

на 2013/2017 годы



1

Наименование Программы

«Программы модернизации научно-методической службы школы»

2.

Основания для разработки Программы

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.

Концепция развития российского образования на период до 2020 года

Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 г. № 373,зарегистрирован в Минюсте РФ 22 декабря 2009 г. № 15785 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 г., рег. № 19664 «Об утверждении федерального образовательного стандарта основного общего образования»

Приказ Министерства образования и науки РФ от 04 октября 2010 г. № 986, зарегистрирован в Минюсте РФ 8 февраля 2010 г., рег. N 16299, "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений"

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.,рег. № 19993, "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 ноября 2011 г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием»

Письмо Минобрнауки России от 13.05.2013 г. № ИР-352/09 «О направлении Программы» (вместе с «Программой развития воспитательной компоненты в общеобразовательной школе»)

3.

Заказчик Программы

Совет ОУ

4.

Основные разработчики Программы

Администрация ОУ;

Председатель Совета ОУ;

Методический Совет ОУ;

5.

Цель Программы

Создание условий для запуска, поддержки и реализации инновационных процессов в направлении изменения качества образования и его демократизации.

6.

Задачи Программы

-изменение целей и содержания образования, как основных составляющих деятельности педагога и учащегося;

-мотивация педагогов на инновационную деятельность, создание в коллективе инновационного «климата», способствующего осуществлению инновации и самоопределению членов педагогического коллектива как деятелей инновации;

-создание условий для учителя в вопросах развития своих профессиональных и личных качеств, раскрытия творческого потенциала, для повышения квалификации в области инновационной деятельности;

-организация и проведение исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности педагогов;

- анализ, обобщение и распространение инновационного опыта работы.

7.

Сроки и этапы реализации Программы

Программа реализуется в течение 4 лет (2013 г. - 2017 г.)

I этап - подготовительный - январь 2013 г. - август 2013 г. - анализ результатов деятельности, разработка Программы модернизации научно-методической службы школы

по основным направлениям на период до 2017 г.;

II этап - деятельностный - сентябрь 2013 г. - июнь 2017 г. - реализация Программы модернизации научно-методической службы школы

III этап - заключительный - июль 2017 года - анализ эффективности достигнутых результатов, определение дальнейших приоритетных направлений развития

8.

Исполнители Программы

(подпрограмм, проектов и основных мероприятий)

Администрация ОУ

Руководители структурных подразделений

Педагогический коллектив ОУ

Ученическое сообщество

Родители

9.

Объем и источники финансирования

Бюджетное финансирование

Дополнительные привлеченные средства

10.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Разнонаправленный подход к повышению квалификации педагогических кадров.

Оптимальное сочетание 3-х функций повышения квалификации: адаптивной, развивающей, компенсаторной.

Оперативная переподготовка учителей с учётом изменения целей и задач содержания образования.

Сочетание повышения квалификации с развитием творческого потенциала, предполагающего сочетание опытной работы учителя с экспериментальной.

Интеграция теоретико-практической, методической и технологической подготовки, обеспечивающей планомерный, целенаправленный профессиональный рост учителей.

Сетевое взаимодействие как объективные связи и отношения между педагогами (школы и других образовательных учреждений), обеспечивающие деятельность по совместному использованию ресурсов.

11.

Система организации контроля реализации Программы,

периодичность отчета исполнителей,

срок предоставления отчетных материалов

Внутренний и внешний аудиты (2 раза в год)

Публичный отчет ОУ (1 раз в год)

Сайт ОУ (обновление 1 раз в неделю)

Статистическая отчетность (2 раза в год)

Отчет об исполнении Программы- август 2017 г.

Нормативной правовой основой Программы модернизации научно-методической службы школы являются следующие документы федерального, регионального, муниципального уровней:

- Конституция Российской Федерации;

- Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года (утверждена Постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 N 751);

- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена Постановлением Правительства РФ от 17.02.2008 № 1662-р);

- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации 04.02.2010 ПР-271;

- План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы (утвержден Распоряжением Правительства РФ от 07.09.2010 № 1507-р);

- Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 07.02.2012 № 163-р);

- Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы (утверждена Постановлением Правительства РФ от 07.02.2012 № 61),

- Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (утверждена Указом Президента РФ от 01.06.2012 № 761);

- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

- План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» (утверждён Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2012 № 2620-р);

- План-график выполнения задач в сфере образования и науки, определённый указами Президента РФ от 7 мая 2012 года №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;

- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 22.11.2012 №2148-р, от 15.05.2013 №792-р);

- План мероприятий («дорожная карта») изменений в системе образования Новосибирской области, направленных на повышение эффективности и качества (утвержден Распоряжением Правительства НСО от 23.04.2013 №192-рп);

- Стратегия действий в интересах детей города Новосибирска на 2013-2017 годы;

- Стандарты ISO 9001-2011.



Информационная справка об учреждении

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 78» расположено по адресу: г. Новосибирск, ул. Макаренко, 28, электронный адрес: [email protected]. Директор школы - И.В. Горева, руководитель высшей квалификационной категории, Почётный работник общего образования. В соответствии с приказами ГУО мэрии г. Новосибирска от 08.02.2010 № 90-од и № 1452 от 23.08.2011 «О проведении конкурсного отбора» школа имеет статус:

  • Городская экспериментальная площадка по теме «Формирование культуросообразного образовательного пространства как среды для становления социально успешной личности»;

  • Пилотная площадка в рамках регионального проекта «Внедрение модели системы управления качеством образования в общеобразовательных учреждениях Новосибирской области».

Научными консультантами школы по вопросам управления образовательным процессом является Е.В. Блохина, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой управления образования НИПКиПРО, Н.П. Абаскалова, доктор педагогических наук, НГПУ.

Предыдущая программа реализовывалась в 2007-2012 годы и достигла своей цели. Открытое образовательное пространство школы было создано, образовательный процесс совершенствовался через гуманитаризацию образования: углублённое изучение предметов гуманитарного цикла, введение второго иностранного языка, элективных курсов по мировой художественной культуре, риторике, праву. Сегодня в школе открыты профильные классы и группы углублённого изучения русского языка и математики. В школе создана широкая сеть объединений дополнительного образования: две театральные студии, КВН, студия изобразительного искусства, три танцевальных коллектива, клуб знатоков, пресс-центр, литературная мастерская, кружки «Юный спасатель», «Я - исследователь», «Тропинка к своему Я», декоративно-прикладного творчества, научное общество учащихся. Ежегодно учащиеся становятся победителями и призёрами районных и муниципальных олимпиад, научно-практических конференций, конкурсов.

Учителя школы принимают активное участие в конкурсах профессионального мастерства, методических конкурсах по обновлению содержания образования, практических семинарах, мастер-классах и конференциях. Ежегодно результаты поисково-исследовательской деятельности педагогического коллектива представляются для внешней экспертной оценки в форме районных, городских, областных научно-практических семинаров. Педагоги и руководители активно участвуют в районных и городских научно-практических конференциях по проблемам развития муниципальной системы образования, публикуют статьи с обобщением опыта инновационной деятельности.

В декабре 2013 года школа стала лауреатом Всероссийского конкурса «Сто лучших школ России» в номинации «Лидер в разработке и реализации стратегии развития образовательного учреждения и повышения качества образования» и в номинации «Лидер в сфере патриотического воспитания». Соответствие системы менеджмента качества ОУ требованиям государственного стандарта ISO9001- 2011 подтверждено сертификатом.














Введение

Стремление быть успешным в своей работе и испытать чувство удовлетворения - неотъемлемое желание любого человека. Особенно это важно для учителя, работающего в сложных постоянно меняющихся условиях, полных неопределенности, непредсказуемости.

Труд учителя сопровождается постоянными сомнениями: не оказались ли вдруг ошибочными на каком-то этапе деятельности его позиции, методы? Продуктивны ли результаты, приносит ли радость ученикам общение с ним?

В степени удовлетворенности своей работой, ее организационными, содержательными, социально-психологическими аспектами - истоки внутренней мотивации, энергии, творческого потенциала учителя. Для подавляющего большинства педагогов профессиональная деятельность становится основным способом самовыражения, самоорганизации, мерилом ценности и жизненной успешности. Важная роль в профессиональном становлении учителя отводится методической службе школы.

Для определения специфики методической службы школы, ее развития в современных условиях обратимся к понятию «методической работы с кадрами». Так, М. М.Поташник под методической работой понимает «целостную, основанную на достижениях науки, передового опыта и конкретном анализе затруднений учителей систему взаимосвязанных мер, действий, мероприятий, направленных на всестороннее повышение мастерства педагогов».

Последние годы в работе педагогов школы наблюдается возрастание интереса к опытно-экспериментальной и научно-исследовательской деятельности, вызванного изменениями в области содержания образования, созданием новых педагогических технологий и новых методик, появлением теоретических и практических разработок по современному менеджменту, разработкой концепции модернизации учебно-воспитательного процесса школы до 2013 года.

Анализ становления и развития организационных форм методической работы с педагогическими кадрами и основных направлений содержания деятельности педагога позволяет сделать вывод, что они явились отражением реальной потребности учителя в совершенствовании своей профессиональной компетентности.

Анализ научных исследований по организационному основанию методической работы с педагогами и анализ практики методической работы в школе показывают, что знания, обновляемые в процессе методической работы, становятся субъективно значимыми. Они определяют отношение педагогов к образовательной ситуации и к учащемуся, а также обеспечивают прогнозирование, развитие ситуации, которая может оказать положительное влияние на ученика и на самого учителя.

Научными и практическими исследованиями определены следующие компетентности, которыми должны владеть педагоги в современных условиях развития образования:

  • социальная,

  • в области научных знаний,

  • научно-информационная,

  • коммуникативная,

  • компетентность в саморазвитии,

  • компетентность в области педагогического проектирования.

В соответствии с вышесказанным необходимо было решить следующие задачи:
1. Проанализировать педагогическую, психологическую и методическую литературу и выявить степень разработанности исследуемой проблемы в теории и практике.
2. Изучить организацию и функционирование методической службы в практике других учебных заведений. Уточнить комплекс организационно-педагогических условий, обеспечивающих развитие методической службы в школе.
3. Разработать модель управления методической службой в школе.

Модернизация школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определённой суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Модернизированная школа должна «работать» на формирование целостной системы универсальных умений и навыков, а также на становление опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть на ключевые компетентности, определяющие современное качество содержания образования.

В связи с этим новая образовательная практика с новым содержанием в первом приближении характеризуется:

1. Отказом от преимущественно учебно-предметного принципа в содержании образования и заменой его внепредметным, надпредметным, метапредметным и т. п. В них помимо одновозрастных классов создаётся сеть всевозможных мастерских, лабораторий, проектных групп и т. п., где в процессе деятельности выращиваются и формируются универсальные умения и обеспечивается деятельностное вхождение в культуру.

2. Созданием и апробацией нового подхода к воспитательному аспекту образования. В его основе - складывание демократического и толерантного уклада жизни школы как компонента и условия личностно-ориентированного содержания образования, социализации детей через создание условий для приобретения социального опыта и гражданских навыков, поиск средств и форм педагогической поддержки процесса узнавания и развития маленьким человеком своей индивидуальности.




Направления модернизации образовательного процесса в школе:

1. Углубление ценностного подхода в управлении.

2. Управление новым качеством образования.

3. Формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

4. Эффективное позиционирование и продуктивная деятельность семьи и родительской общественности, федеральных и региональных институтов государственной власти, органов местного самоуправления, профессионально-педагогического сообщества.

Глава 1

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ ИСХОДНОГО СОСТОЯНИЯ

На период до 2010 года сложилась оптимальная в данных условиях развития структура методической службы, включающая компоненты, обеспечивающие реализацию её цели и задач. (Приложение № 1).

Методический кабинет - информационно-методическое обеспечение педагогических работников школы, повышение мотивации педагогов к повышению квалификации через самообразовательную деятельность.

Аттестационная комиссия - осуществление, аттестации учителей и руководителей на предмет установления соответствующих квалификационных категорий и разрядов оплаты труда на основе Единой тарифной сетки.

Экспертный совет - оценка показателей уровня продуктивной деятельности педагогических и руководящих работников по специальности, проблеме, экспериментальной деятельности.

Научно-методический совет - организация и координация методического обеспечения учебно-воспитательного процесса.

Предметные методические объединения - создание условий для внедрения инновационных методических разработок по преподаванию предмета в педагогическую практику; оказание влияния на результативность методической работы и самообразование учителей; стимулирование развития передового педагогического опыта, творчества и инициативы учителей; обеспечение развития педагогического сотрудничества; приобщение учителей к поисковой опытно-экспериментальной деятельности по своему предмету.

Группы по освоению педагогами образовательных технологий - всестороннее изучение образовательной технологии и апробирование её в практике преподавания предмета, разработка рекомендаций по ее наиболее эффективному внедрению в учебно-воспитательный процесс школы с целью реализации личностно-ориентированного и развивающего образования школьников.

Школа молодого педагога - создание условий для профессионального развития и роста молодых специалистов.

Деятельность методической службы регламентируется нормативно-правовой базой.

Для модернизации модели школьной методической службы, прежде всего, была проведена экспертиза рациональности построения существующей. Для этого были использованы следующие показатели:

1. Степень централизации организационной структуры методической службы школы.

2. Рациональность распределения функциональных обязанностей между:

- членами административного совета,

- руководителями методических объединений, творческих групп.

3. Делегирование полномочий структурным подразделениям школы.

4. Способность структуры к инновационным изменениям.

Анализ деятельности школьной методической службы позволил определить основные проблемы, которые требуют своего решения.

1. Информационное обеспечение:

• невысокая эффективность использования имеющихся информационных ресурсов в образовательном процессе и управленческой деятельности;

• недостаточное количество компьютерных программ в школе;

2. Учебно-методическое обеспечение:

• остается проблемой повышение квалификации учителя по содержанию преподаваемого предмета, что связано с недоступным финансовым обеспечением этой статьи бюджета;

• недостаточное использование вариативных форм повышения квалификации.

3. Научно-методическое обеспечение:

• несоответствие старой педагогической философии, культуры и новых принципов стратегии развития образования и ценностных ориентаций современного общества;

• отсутствие достаточной научно-методической базы в системе работы общественных экспертов;

• невысокая эффективность работы по формированию позитивного взаимодействия

4. Аттестационно-диагностическое обеспечение:

• недостаточное владение методикой диагностики образовательного процесса.

5. Социально-психологическая и профессиональная поддержка, правовая защита педагогов:

• отсутствие у некоторых педагогов сформированного стиля воспитательных воздействий;

• трудности с продуктивным разрешением конфликтных ситуаций и безболезненным выходом из ролевых и личностных конфликтов;

• трудности с преодолением стрессовых ситуаций, организацией собственной деятельности у разных участников учебно-воспитательного процесса;

6. Нормативно-правовое обеспечение:

  • недостаточный механизм инновации нормативно-правового обеспечения методической работы.

7. Финансовое и материально-техническое обеспечение:

  • низкий уровень финансирования и недостаточная материально-техническая база методической службы.

Модернизация российского образования настойчиво требует повышения эффективности управления школой. Но до сих пор между ключевыми управленческими аспектами - внутришкольным контролем, аттестацией учителей и повышением их квалификации отсутствует необходимая взаимосвязь. В школе недостаточен банк данных об эффективности профессиональной деятельности педагогов и ее связи с повышением их квалификации. Поэтому при прохождении аттестации учителя сталкиваются с проблемами неумения подтверждать результаты личной работы, сделать анализ своей педагогической деятельности. Перед методической службой школы стоит задача помочь руководителям методических объединений и педагогам преодолеть эти трудности.

В процессе проблемного анализа исходного состояния школьной методической службы был проведен социологический анализ с целью определения основных методических затруднений педагогов, который показал наличие у учителей профессиональных проблем.

Анализ результатов анкетирования позволил сделать следующие выводы:

сильную степень затруднения учителя испытывают в таких аспектах педагогической деятельности как:

  • Использование информационных технологий;

  • Составление авторской программы;

  • Владение диагностическими методиками и инструментарием;

  • Описание собственного опыта работы;

  • Методика подготовки к ЕГЭ;

  • Планирование самообразования и повышение педагогического мастерства;

  • Овладение содержанием новых программ и учебников;

  • Использование эффективных форм обучения;

  • Использование межпредметных связей;

  • Выявление типичных причин неуспеваемости;

  • Работа с одарёнными детьми;

  • Организация разноуровневой и индивидуальной работы с учащимися.

Большинство педагогов не затрудняются:

  • в составлении тематического и поурочного планирования,

  • в умении поставить цели урока и отобрать материал к уроку в соответствии с поставленной целью,

  • в проведении практических работ, предусмотренных программой,

  • в совершенствовании своего педагогического мастерства;

  • анализе результатов своей деятельности, критической оценке, выделении ведущей идеи;

  • внедрении в свою работу рекомендаций психолого-педагогической науки;

  • подборе соответствующей литературы;

  • сопоставлении своего опыта с отраженным в литературе по данной проблеме.

Педагоги владеют исследовательскими умениями:

  • выбирать и обосновывать исследовательскую тему;

  • определять и обосновывать объект, предмет, гипотезу, цель, задачи, методы, этапы исследования;

  • находить и применять соответствующие методики исследования;

  • обобщать, описывать и литературно оформлять полученные результаты;

  • формулировать выводы и рекомендации по окончании исследования и на их основе принимать решения;

  • рефлексировать по итогам исследовательской работы.

Вывод об исходном состоянии методической службы

В ходе анализа исходного состояния методической службы выявлено, что принципиальное значение в организации методической работы имеют следующие положения:

• методическая работа в школе строится на основе анализа и самоанализа результатов деятельности педагогов, диагностике профессионализма;

• содержание и формы методической работы определяются с учетом принципов дифференциации, индивидуализации, активности педагогов;

• показателем обученности педагогических кадров является умение учителей применять теоретические положения на практике, анализировать и обобщать свой педагогический опыт;

• критерием результативности методической работы становится рост профессионального мастерства педагогов (повышение квалификационной категории, участие в профессиональных конкурсах, опытно-экспериментальной работе, личностный рост, учебные и творческие достижения учащихся).

Глава 2

СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА ПЕРЕХОДА

В условиях возрастающей конкуренции в сфере образования педагогические коллективы учатся отстаивать, завоёвывать новые позиции на рынке образовательных услуг, постоянно повышать качество образования, создавать привлекательный образ настоящего и будущего школы. Лидирующие позиции достигаются многими способами: эффективностью педагогической деятельности, созданием современных образовательных систем, ориентированных на удовлетворение потребностей учащихся, родителей, учителей. Решать эти задачи без высокопрофессионального состава учителей, без непрерывного повышения их квалификации невозможно. При всём разнообразии внешних ресурсов повседневное повышение профессионального мастерства происходит на рабочем месте учителя, в его школе. Поэтому сегодня необходимо выработать новый взгляд на роль школьной методической службы как ключевого звена, обеспечивающего развитие школы. Управление внутришкольной методической работой также нуждается в новых импульсах её дальнейшего совершенствования, обретения нового качества, новых задач и новых функций.

Планирование методической работы должно быть органически взаимосвязано с концепцией и программой развития образовательного учреждения, видением его образа, определением конечных результатов деятельности. Технология планирования этой сферы и поможет методической службе практически реализовать стратегические цели развития школы.

Новые подходы к деятельности методической службы:

  • Переход на личностно-ориентированный подход в организации методической работы для педагогов.

  • Удовлетворение личностных образовательных запросов педагогических кадров и в связи с этим усиление диагностико-аналитической деятельности.

  • Развитие системы образования на уровне образовательного учреждения, города, региона.

  • Обучение исследовательской, прогностической, проектной деятельности педагогов в рамках методической работы.

Обновление и совершенствование содержания образования средствами методической службы возможно через:

• инновационную и опытно-экспериментальную работу;

• овладение компетентностным подходом в образовании;

• изменение парадигмы воспитания;

• предпрофильную подготовку и профильное обучение;

• компьютеризацию и информатизацию образовательного процесса;

• введение новых форм итоговой аттестации;

• развитие системы дополнительного образования;

• сетевое взаимодействие.

Цель, задачи, механизм реализации

Цель: создание условий для запуска, поддержки и реализации инновационных процессов в направлении изменения качества образования и его демократизации.

Задачи:

• изменение целей и содержания образования, как основных составляющих деятельности педагога и учащегося;

• мотивация педагогов на инновационную деятельность, создание в коллективе инновационного «климата», способствующего осуществлению инновации и самоопределению членов педагогического коллектива как деятелей инновации;

• создание условий для учителя в вопросах развития своих профессиональных и личных качеств, раскрытия творческого потенциала, для повышения квалификации в области инновационной деятельности;

• организация и проведение исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности педагогов;

• анализ, обобщение и распространение инновационного опыта работы.

Содержание работы:

  • Программно-методическое сопровождение учебно-воспитательного процесса;

  • Пропаганда научных достижений и инноваций;

  • Научно-методическое обеспечение исследовательской и экспериментальной деятельности педагогов;

  • Мониторинг методической и инновационной деятельности учителя;

  • Повышение квалификации и педагогического мастерства педагогов школы;

  • Обобщение и распространение передового педагогического опыта;

  • Аттестация педагогических работников;

  • Развитие маркетингового аспекта методической службы школы.

Механизм реализации:

  • Гибкая и динамичная система мотивации труда учителей;

  • Диагностика затруднений педагогов в организации учебно-воспитательного процесса;

  • Мониторинг хода реализации инноваций;

  • Структурирование позитивных коммуникаций между участниками образовательного процесса;

  • Использование внутреннего ресурса для решения задач повышения квалификации педагогов;

  • Критериальный подход к оценке деятельности учителя, структурных подразделений научно-методической службы;

  • Сетевая организация методической службы.

  • Работа временных групп, ориентированная на реализацию определённого инновационного процесса;

  • Информатизация образовательного пространства.

Управление опытно-экспериментальной и инновационной деятельностью учителя осуществляется через: организационно-управленческое, научно-методическое, психолого-педагогическое сопровождение.



Сетевая организация методической службы школы

Концепция модернизации Российского образования на период до 2020 года определяет перспективы развития методической работы на основе «реорганизации методической службы, построение ее деятельности на принципах сетевой организации и маркетинга», а, следовательно, дает основания для поиска новых путей обновления деятельности методической службы, в том числе выбора новых моделей её организации.

Как показал ситуационный анализ, проведенный в ходе исследования исходного состояния, в условиях модернизации Российского образования, направления деятельности, задачи методической службы усложняются, что в свою очередь требует новой модели ее организации, способной качественно разрешать возникающие проблемы. Выявленные тенденции в развитии методической службы позволили разработать модель ее сетевой организации.

Сетевая организация методической работы определяется как среда, в которой педагоги могут взаимодействовать с любым педагогом не только школы, но и любого образовательного учреждения по вопросам совместной работы, обмена идеями, созданию нового интеллектуального продукта.

Особенность сетевого взаимодействия в данной модели состоит в том, что деление решаемой проблемы, требующей междисциплинарного подхода, на субпроблемы не влечет за собой дробления коллектива. В противоположность традиционной методической службе, сетевая организация состоит из групп функциональных организационных структур: члены сетевой модели параллельно или поочередно работают по нескольким или даже по всем субпроблемам сразу, в результате чего формируются временные творческие внутригрупповые объединения участников с переменным составом. В сетевое взаимодействие могут быть вовлечены специалисты из внешней среды.

В данной модели за разработку каждой из проблем отвечает координатор - творческий лидер. Он сообщает и накапливает идеи всех участников сетевой группы по конкретному направлению. Вместе с тем, соответственно уже принципу множественной ролевой специализации, творческий лидер значительную часть рабочего времени участвует в деятельности других, не координируемых им направлений.

Психологический лидер оценивает психоэнергетическое состояние членов группы, содействует его улучшению, следит за совместимостью людей в составе временных подгрупп, координирует усилия всех сотрудников по организации психологического климата.

Лидер по внешним связям (PR) выстраивает контакты, как целевой группы, так и ее отдельных участников с другими ассоциациями, т. к. без их взаимодействия, создания множественных связей между отдельными малыми группами для их ассоциирования в более крупные сети нет, и не может быть сетевой организации методической службы школы.

Структурирование сети методической службы складывается из множества микросообществ, микроассоциаций и объединений с участием персоналий. Различаются малые, большие и целевые группы. В малых группах происходит прямой контакт, т. е. непосредственное взаимодействие людей, объединенных по роду деятельности, по ситуации. В малой группе формируется невидимая сеть межличностных отношений, в пространстве которой лидерство, специализация, авторитеты изменчивы, т. к. никем не нормированы, а горизонтальные, уравнивающие людей по рангу связи благоприятствуют коммуникации. В больших группах кроме непосредственного личного взаимодействия существует опосредованное солидарное взаимодействие. Целевые группы создаются для реализации конкретных целей: в них присутствует жесткое разделение прав и обязанностей, контроль над исполнением задач.

Состав сети: методические объединения, экспериментальные группы, лаборатории, творческие группы. В информационной сетевой структуре постоянным компонентом становится научно-методический центр школы, деятельность которого организуется на принципах горизонтальной коммуникации. С целью внедрения новых информационных технологий в образовательную деятельность, информационного сопровождения педагогов школы в области учебной, воспитательной, методической деятельности, обеспечения их потребности в информационном обслуживании возникает необходимость создания в школе информационно-методического центра. Центр обеспечит формирование образовательной политики школы, реализацию программы развития школы, координацию взаимодействия всех компонентов сети методической службы. Все перечисленные компоненты сети осуществляют тесный контакт с методическими службами в городе.

Основные условия формирования сетевой организации:

  • ясное понимание основных направлений деятельности, включая проектирование деятельности и управление работой в сети, формирование программ профессионального развития и повышения квалификации кадров, консультирование субъектов проектной деятельности, экспертиза и апробация проектов;

  • многообразие форм сетевого взаимодействия;

  • разработка образовательных программ, проектов;

  • проведение аналитических, проектных семинаров, исследований;

  • выстраивание сетевого взаимодействия с целью решения задач, требующих включения ресурсов всех участников взаимодействия, позволяющих субъектам предъявлять свои идеи;

  • наличие договорных отношений между субъектами сетевого взаимодействия.

Сетевая организация строится на принципах:

• взаимодействия, под которым понимаются объективные связи и отношения между людьми в социальных группах, способ деятельности по совместному использованию ресурсов;

• наличия информационной среды, информационных потоков, свободно преодолевающих традиционные внутриорганизационные барьеры;

• гибкости и восприимчивости;

• опосредованных связей между субъектами.

Стандарт педагога инновационной школы

Предполагается, что в сети педагог будет проявлять себя в нескольких аспектах, таких как:

• интерес (устойчивое внимание к предмету удовлетворения потребностей) и возможность его удовлетворения;

• идея (как будет достигать своего интереса в рамках сетевых возможностей);

• деятельность (самообразование, повышение уровня профессиональной компетенции);

• взаимодействие (организация совместной деятельности);

• развитие рефлексивных способностей, преодоление индивидуальных затруднений;

• развитие способностей к саморазвитию;

• ориентация на непрерывное профессиональное развитие.

Условия функционирования сетевой организации:

• наличие нормативно-правовой базы, регулирующей ее деятельность;

• единая информационная сеть (через сеть Интернет);

• формирование модели повышения квалификации педагогов школы: проектировочные семинары (подготовка его участников по содержательным направлениям: философия образования, психология развития, образовательная политика и др.) по развитию способностей к инновационной деятельности (управление развитием, проектирование содержания образования, мониторинг инновационного проекта).

Критерии эффективности методической работы в условиях сетевой организации

1. Актуальность (нацеленность на обеспечение основных направлений модернизации образования, реализация проектно-ориентированного подхода).

2. Научно-методическое и информационное обеспечение, своевременность и полнота обновления библиотечного фонда, использование в работе информационных технологий.

3. Системность (теоретическое обоснование работы, оптимальность выбора форм, методов, средств работы, логическая завершенность).

4. Результативность (соответствие результатов целям, задачам, критериям).

5. Перспективность работы (прогнозирование работы).

6. Формирование и развитие педагогов (определение индивидуальных затруднений, ускорение процессов инновационного развития, рефлексивных способностей, способностей к саморазвитию, создание конкурентной мотивационной среды, ориентация на непрерывное профессиональное развитие).

7. Психологический аспект (создание ситуации творческого общения, установление межличностных отношений).

Если поставленные задачи будут реализованы, то это будет способствовать более полному обеспечению информационной поддержки образовательного процесса в школе, научной, инновационной работы методической службы школы.

Маркетинговый аспект методической работы

Понятие «маркетинг» трактуется в управленческой литературе как взгляд на экономическую деятельность с точки зрения конечного результата, с точки зрения потребителя продукта этой деятельности. Известные специалисты в этой области Г. Армстронг и Ф. Котлер определяют маркетинг «как социальный и управленческий процесс, с помощью которого отдельные лица и группы лиц удовлетворяют свои нужды и потребности благодаря созданию товаров и потребительских ценностей и обмена ими». Ф. Котлер особо подчёркивает, что маркетинг - ключ к достижению целей организации.

Неотъемлемой частью деятельности любого инновационного образовательного учреждения, способом реализации стратегических задач школы отечественные исследователи считают образовательный маркетинг. Изучение потребностей учащихся и родителей, их требований к качеству образовательных услуг, анализ изменений потребительского спроса позволяет быстро переориентировать систему школы на создание конкурентоспособного продукта.

Маркетинговый компонент методической работы образовательного учреждения - это методическая политика школы, одна из задач которой - обеспечить выход продукта высокого качества на рынок методических услуг.

Под методическим маркетингом, реализуемым образовательным учреждением, понимается ориентация деятельности методических структур на создание портфеля методических новшеств. Создание такого методического продукта, который удовлетворял бы требованиям потенциальных клиентов в настоящем и будущем, учитывал особенности выполняемых ими в образовательном процессе функций, обеспечивал профессиональную конкурентоспособность работников образования на рынке труда, гарантировал сохранение и развитие преимуществ той или иной школы.

В качестве методического продукта могут рассматриваться:

• учебные планы, отражающие специфику деятельности образовательного учреждения;

• основные компоненты научно-методического сопровождения образовательного процесса (программное, технологическое, дидактическое, управленческое обеспечение);

• образцы методической и управленческой документации по развитию образовательного учреждения;

• авторские или модифицированные программы учебных дисциплин, курсов по выбору, сетевых и элективных курсов, занятий дополнительного образования школьников; компьютерные учебные программы;

• пакеты дидактических материалов;

• методические разработки педагогов в области использования в учебно-воспитательном процессе современных образовательных технологий, в том числе информационных;

• методические разработки разнообразных форм организации познавательной деятельности учеников, воспитательной работы с детьми различных возрастных групп;

• контрольно-измерительные материалы по учебным предметам;

• пакеты диагностических материалов для отслеживания конечных результатов обучения и воспитания;

• методические услуги, оказываемые педагогами школы представителям других образовательных учреждений (открытые уроки, творческие отчёты, мастер-классы, семинары);

• видеоматериалы, отражающие опыт образовательного процесса, иллюстрирующие новые педагогические технологии.

В состав управленческого продукта, предлагаемого на рынок методических услуг, могут войти:

• пакеты управленческой документации для руководителей образовательных учреждений;

• модель концепции школы и программы её развития;

• образцы локальных актов школы;

• пакет документов по аттестации школы;

• модель управления образовательным учреждением;

• образцы планов работы школы;

• циклограммы управленческой деятельности директора, его заместителей, классных руководителей и подобное.

Реализация маркетинговой политики предполагает:

• изучение тенденций развития услуг, оказываемых методическими структурами работникам образования;

• выбор потенциальной категории клиентов - потребителей предлагаемых методических услуг;

• определение соответствия качества предлагаемого методического продукта общепринятым критериям;

• продвижение методического продукта на рынке услуг, взаимодействие с методическими структурами разных уровней;

• анализ удовлетворённости адресных групп потребителей качеством методического продукта;

• выявление конкурентных преимуществ и их развитие в методическом продукте нового поколения;

• прогнозирование методических потребностей педагогических и управленческих кадров в условиях интенсивного развития образовательных учреждений, усиления конкуренции между ними;

• переход на дифференцированный маркетинг, т. е. на создание методического продукта для разных секторов методического рынка (создание специализированного методического продукта, предназначенного для преподавателей конкретной образовательной области или работающих в русле определённой образовательной технологии, или только приступающих к её освоению, или специализирующихся в обучении и воспитании определённой возрастной группы ребят);

• целевая разработка методического продукта по заказу органов управления образованием, методических структур других образовательных учреждений, центров повышения квалификации педагогических кадров и др.

Качество методического продукта, форма его представления позволяют потребителям получить представление о педагогической и управленческой культуре образовательного учреждения, о своеобразии профессиональных ценностей, на которых строится образовательный процесс в школе, формируются подходы к его программно-методическому обеспечению.

Сегодня для того, чтобы обеспечить сочетание целей образовательного учреждения с целями методических сообществ, субъектов методического процесса, сделать портфель методического продукта школы содержательным и интересным нужен новый взгляд на планирование методической работы. А чтобы достичь такого уровня методической работы в школе, при котором органично сочетались бы образовательные и маркетинговые цели, нужно тщательно, вдумчиво спланировать внутришкольную методическую деятельность в рамках сетевой организации, разработать комплекс мер, обеспечивающих предоставление методических услуг на всех уровнях системы методической работы.

Модель обновления системы повышения квалификации

Организационные условия:

• плановый характер работы по повышению квалификации (структурированная система повышения квалификации педагогических работников школы, циклограммы работы структурных подразделений);

• нормативно-правовая база;

• выявление приоритетных направлений через диагностику изменений образовательной среды, затруднений педагогов;

• привлечение внутреннего ресурса для решения задач повышения квалификации педагогов (использование продукта маркетинговой деятельности методической службы);

• сетевая организация методической работы;

• организация работы методического кабинета;

• обеспечение методической литературой.

Принципы организации повышения квалификации педагогических кадров

• Разнонаправленный подход к повышению квалификации педагогических кадров.

• Оптимальное сочетание 3-х функций повышения квалификации: адаптивной, развивающей, компенсаторной.

• Оперативная переподготовка учителей с учётом изменения целей и задач содержания образования.

• Сочетание повышения квалификации с развитием творческого потенциала, предполагающего сочетание опытной работы учителя с экспериментальной.

• Интеграция теоретико-практической, методической и технологической подготовки, обеспечивающей планомерный, целенаправленный профессиональный рост учителей.

• Сетевое взаимодействие как объективные связи и отношения между педагогами (школы и других образовательных учреждений), обеспечивающие деятельность по совместному использованию ресурсов.

Критерии

• Цикличность повышения квалификации работников образования.

• Финансовое обеспечение повышения квалификации работников образования.

• Изучение и оценка влияния результативности повышения квалификации на образовательную практику и личностные изменения специалиста.

• Совершенствование системы повышения квалификации и переподготовки педагогических работников и руководящих кадров.

• Сбор информации по педагогическому опыту и инновациям.

• Информационно-библиографическое обеспечение сферы образования.

• Поддержка функционирования разнонаправленной системы непрерывного повышения квалификации педагогических и руководящих кадров.

• Развитие системы материально-морального стимулирования.

• Качество подготовки педагогических кадров.

• Осуществление управления повышением квалификации педагогов в межкурсовой период.

• Наличие в ОУ системы самообразования учителей.

• Комплексно-целевой подход к планированию работы структурных подразделений научно-методической службы.

• Уровень развития маркетингового компонента методической работы.

Существующая система повышения квалификации в основном действует как «сервисная служба», доучивая педагогов тому содержанию, которое они некачественно освоили в ВУЗах, пополняя знания о новых достижениях науки, и только незначительное количество времени тратится на освоение способов мышления и деятельности.

Большинство педагогов, прошедшие курсы повышения квалификации ничего не меняют в своей практике. Актуальной становится задача превратить методическую службу школы в систему непрерывного образования и личностного развития каждого педагога, центр, где происходит преобразование и развитие мышления и деятельности.

Сетевая организация методической службы предполагает новые подходы к работе по повышению квалификации педагогов. Модель сетевого образования основана на составлении и реализации индивидуальных образовательных программ каждого участника.

Модель сетевого образования сначала должна быть реализована на семинаре, например, руководителей школьных методических объединений, и после этого её «запуск» можно начать в образовательном учреждении.


В модели можно выделить несколько этапов:

• работа с индивидуальными образовательными программами, составление основ, коррекция и конкретизация;

• реализация индивидуальных образовательных программ участников;

• проектирование собственных действий по запуску данной модели в школе.

Составление основ индивидуальной образовательной программы и ее коррекция происходит в группах с обязательным участием игротехников. После установочного доклада руководителя семинара, участники в группах (не более 6-7 человек) обсуждают и выявляют реальные проблемы практики каждого члена группы, понимают их причины. На следующем этапе работы оформляют их на языке образовательных потребностей, т. е. обсуждают каким должно быть образование каждого участника исходя из проблем практики (чему бы стоило учиться). На этом составлении складываются основы индивидуальной образовательной программы каждого участника. Этот этап называется актуализацией потребностей в образовании.

Основы индивидуальной образовательной программы согласовывают с координатором. Координатор в индивидуальной беседе с каждым участником уточняет основы индивидуальных образовательных программ и вносит их в так называемое табло учета образовательных потребностей. На следующий день предлагаются и обсуждаются изменения в школьной системе повышения квалификации.

На следующем этапе происходит актуализация потребностей в сотрудничестве. В группах участники обсуждают, чем каждый из них может быть полезен для других. В результате такой работы происходит оформление собственных образовательных возможностей в форме заявок на реализацию учебных семинаров, модулей, консультаций в качестве преподавателей.

Главными структурными единицами такой среды являются учебные группы.

Учебные группы - это временные кооперации участников семинара, которые образуются на пересечении индивидуальных образовательных программ участников в данный момент времени. Содержание, формы работы учебных групп и их состав различен. В один и тот же момент времени на семинаре действует несколько учебных групп. К примеру, в одной участники изучают и обсуждают программу развития школы, в другой изучают тексты по вопросам содержания образования, в третьей - идет лекция-дискуссия по исходной проблеме практики образования, в четвертой обсуждают статьи из опыта работы по повышению квалификации.

Освоив содержание в одной учебной группе, участник идет к координатору, который направляет его в другую учебную группу с учетом индивидуальной программы.

При реализации возможности обучать других у каждого участника есть возможность развернуть собственную образовательную сеть и войти в образовательную сеть другого. Это и есть прообраз сетевого образования.

Следующий этап работы связан с проектированием собственной деятельности по запуску модели в своих методических объединениях.

В последний день семинара организуется специальная работа в группах, где происходит рефлексивная сборка и проектирование деятельности каждого участника по запуску модели сетевого образования в своем образовательном учреждении. Представители групп выступают с проектами. Организуется общее обсуждение за счет, которого проекты участников уточняются и корректируются.

Организация мониторинга методической деятельности учителя

Оптимальным инструментом управления образовательным процессом является мониторинг, систематическое и планомерное проведение которого позволяет не просто фиксировать результаты и изменения, но и влиять на ситуацию, принимать грамотные управленческие решения, направленные на достижение спрогнозированного результата. Мониторинг как часть педагогической деятельности, подчинен цели повышения качества обучения и воспитания, обеспечению научного подхода к управлению качеством образования.

Одним из факторов, влияющих на качество образования, является профессиональная компетентность педагогов. Владение педагогическими компетенциями требует от учителя постоянной активной творческой профессиональной деятельности, ибо, как точно отметил К. Д. Ушинский, учитель живёт до тех пор, пока он учится, как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель. Работа над созданием условий для учителя в вопросах развития своих профессиональных и личных качеств, раскрытия творческого потенциала осуществляется через организацию научно-методической деятельности, реализуемой в инновационном режиме. Приоритетной является ориентация методической службы на самообразование, саморазвитие, самосовершенствование учителя, ибо расширение культурного кругозора, развитие рефлексии, способности к самокритике - это залог успешного развития профессионализма и творческого потенциала личности, как учителя, так и учащегося. Организационной структурой для создания таких условий является научно-практический центр школы, обеспечивающий обновление содержания образования, повышение квалификации и педагогического мастерства работников школы, обобщение передового педагогического опыта

Цель мониторинга методической деятельности учителя: выявление влияния методической деятельности учителя на повышение качества образования

Задачи мониторинга методической деятельности учителя

• выработка комплекса показателей, обеспечивающих целостное представление о методической деятельности учителя, о количественных и качественных показателях в ней;

• обеспечение регулярного и наглядного представления информации об изменениях, происходящих в методической деятельности учителя;

• констатация факта появления изменений в деятельности учителя, дающих отрицательный эффект, предупреждение их до того как ситуация станет необратимой;

• систематизация информации о состоянии методической деятельности учителя и её развитии;

• информационное обеспечение анализа и прогнозирования состояния и развития методической деятельности учителя, выработка управленческих решений.

Функции мониторинга:

• Информационная. Данная функция даёт возможность получить сведения о методической деятельности учителя, обеспечить обратную связь.

• Диагностическая. Обеспечивает изучение и отслеживание изменений, происходящих с учителем вследствие методической работы.

• Аналитическая. Анализ результатов повышения профессионального мастерства учителя и качества образования.

• Прогностическая. Построение прогноза дальнейшего развития профессиональных компетенций педагога через методическую деятельность.

• Координирующая. Выстраивание взаимодействия всех участников педагогического процесса.

• Регулятивно-коррекционная. Использование знаний, полученных об учителе, в принятии управленческих решений.

Характеристика видов мониторинга

Информационный мониторинг - сбор, накопление, систематизация, и распространение информации.

Данный вид не предусматривает проведения специально организованного обследования на этапе сбора информации. Используются данные статистической отчётности, например, прохождение курсовой подготовки, аттестация, обобщение передового педагогического опыта, участие в конкурсах, участие в работе творческих объединений педагогов.

Базовый - выявление новых проблем до того как они станут осознаваемы на уровне управления.

Анкетирование и тестирование на предмет затруднений, которые испытывает педагог в организации учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации российского образования. Выявление владения педагогом исследовательскими умениями, что необходимо для работы школы в инновационном режиме. Определение уровня освоения и внедрения в учебно-воспитательный процесс современных образовательных технологий. Анализ содержания и характера работы педагога по индивидуальной методической теме.

Проблемный - выявление закономерностей, процессов, тех проблем, которые известны и насущны с точки зрения управления.

Управленческий - отслеживание и оценка эффективности, последствий и вторичных эффектов решений, принятых в области управления.

Введение в структуру научно-практического центра новых подразделений, подбор руководителей структурных подразделений, вовлечение педагогов в различные сферы методической деятельности.

Инструментарий мониторинговой деятельности:

• совокупность форм статистической отчётности, информационных стандартов;

• анкеты, опросные листы;

• посещение уроков и мероприятий;

• изучение материалов методической деятельности учителя.

Содержание мониторинга методической деятельности учителя даёт возможность анализировать, оценивать, корректировать и прогнозировать дальнейшее развитие через методическую деятельность профессиональных компетенций педагога как фактора повышения качества образования.

Мониторинг обеспечивает объективность, надёжность, своевременность получаемых данных и позволяет своевременно и адекватно реагировать на те или иные изменения, происходящие в методической деятельности учителя, прогнозировать направление дальнейшего её развития.

Результатом мониторинга должен стать выход на прогноз развития объекта мониторинга, что предполагает наличие плана действий по корректировке и регулированию образовательного процесса или отдельных его элементов.

Глава 3

ЭТАПЫ ПЕРЕХОДА К НОВОМУ
СОСТОЯНИЮ

Для перехода школьной методической службы в сетевую модель необходима цепочка пошаговых действий, некий алгоритм, который приобретает свою технологичность.

Под технологией понимается совокупность управленческих средств, используемых для достижения целей и реализации функций управления. Сущность технологий состоит в оптимальном сочетании форм, методов, процедур, ведущих к повышению качества управленческих решений к появлению новых системных качеств: демократичности, гибкости, мобильности.

Проектирование технологии формирования и развития сетевой организации методической службы включает ориентацию на приоритетные цели, обновленное содержание деятельности по всему составу функций управления с выходом на конечный результат.

Предполагаемая технология включает 4 основных этапа:

1. Информационно-аналитический.

2. Мотивационно-целевой и планово-прогностический.

3. Организационно-исполнительский.

4. Контрольно-диагностический и регулятивно-коррекционный.

Программа формирования сетевой модели школьной методической службы, этапы.

Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки дезорганизующих факторов, которые могут появляться в ходе работы. Важным условием обеспечения жизнеспособности разработанной сетевой модели является прогнозирование её как многофункциональной, обеспечивающей реализацию ряда управленческих функций.

В ходе разработки программы развития были выявлены значимые следующие социально-педагогические условия успешной реализации разработанной технологии: гибкость организационной структуры; ориентация образовательных услуг на удовлетворение потребностей населения и педагогов; модель управления, ориентированная на сервисно-маркетинговую деятельность, открытость и сотрудничество с учеными, разработчиками программ и пособий, научно-исследовательскими организациями, фирмами-производителями учебно-методических комплексов.

Методическая служба представляет собой систему, состоящую из взаимосвязанных подсистем обеспечения и поддержки. Наличие этих подсистем необходимо для методической службы и при сетевой ее организации, так они помогают четко организовать всю методическую работу, наполнить её современным содержанием, организовать регулярную и качественную подготовку кадров, а также выводят на конечные результаты деятельности. Такими подсистемами являются

• информационная,

• учебно-методическая,

• научно-методическая,

• аттестационно-диагностическая,

• информативно-правовая,

• материально-техническая и финансового обеспечения,

• социально-психологической и профессиональной поддержки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одной из серьезных задач, стоящих перед школьной администрацией, остается создание условий для роста профессионального мастерства педагогов. А для этого в свою очередь необходима действенная и эффективная структура методической службы в образовательном учреждении, поскольку мастерство учителя формируется через постоянную, систематическую профессиональную учебу на местах. Методическая работа - важнейшее звено системы непрерывного образования членов педагогического коллектива школы. Кроме того, повседневная деятельность по повышению квалификации тесно связана с учебно-воспитательным процессом, и учитель имеет возможность в ходе работы каждодневно на практике закреплять свои теоретические познания. Важен и тот факт, что, сотрудничая в течение длительного времени, руководители методической службы в состоянии изучить стиль, почерк работы учителя и его личностные качества, видеть рост его профессионализма и взаимодействие с коллективом. Методическая служба в образовательных учреждениях дает возможность членам педагогического коллектива не только участвовать в реализации уже готовых программ, но и принимать активное участие в их планировании и разработке, в апробации экспериментов и инноваций. Она постоянно стимулирует развитие творческого потенциала учителя, направленного на формирование и развитие личности учащегося.

Образование в современном мире выступает важнейшим фактором национальной безопасности, социальной стабильности и развития. Подходы к совершенствованию отечественного образования сформулированы во многих нормативно-правовых документах федерального и регионального уровня. В этих документах подчеркивается необходимость постоянного повышения уровня профессиональной квалификации и компетентности.

Таким образом, успешность развития методической службы обусловлена
разработкой и реализацией программы развития методической службы;
моделированием процесса управления методической службой, основанной на принципах целостности, структурности, надежности и гибкости, преемственности, социального партнерства;
развитием профессиональной компетентности педагогических кадров, постоянном совершенствовании содержания образования, востребованного школьниками, преподавателями, администрацией учебного заведения, родителями, которое должно осуществляться на всех уровнях образовательного процесса. Важнейшим условием повышения качества образования является создание условий, активизирующих профессионально-познавательный поиск педагога, способствующий развитию его творческих сил, самостоятельности, нового научного стиля мышления.

Возникновение профессионально-познавательного интереса у учителя, желания развиваться, двигаться вперед - прямой результат работы методической службы школы по повышению профессионального мастерства педагогов.



Приложение 1

МОДЕЛЬ МОНИТОРИНГА

Программа модернизации научно-методической службы школы








Приложение 2.

Программа формирования сетевой модели школьной методической службы, этапы:

Этап

Мероприятия

1-ый этап

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ

1.1 Самоэкспертиза состояния учебно-методической деятельности педагогического коллектива.

1.2 Проблемный анализ организационной структуры.

1.3 Сбор и обработка информации, анализ хода учебно-воспитательного процесса и его результатов, рефлексия.

- современные педагогические технологии

- владение информационными технологиями (обучение педагогов)

1.4 Создание аналитико-диагностического инструментария

- изучение спроса на методические услуги

- показатели эффективности деятельности педагога

- карта самооценки затруднений учителя

1.5 Проведение теоретического семинара «Формирование сетевой модели школьной методической службы»

2-ый этап

МОТИВАЦИОННО-ЦЕЛЕВОЙ и ПЛАНОВО-ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ

2.1 Диагностика социально-педагогической деятельности коллектива школы:

- определение основных ценностных ориентаций и мотивов деятельности учителей и учащихся;

- изучение спроса на образовательные и методические услуги;

- определение готовности личности учителя и коллектива школы к переходу на сетевую модель методической службы, рефлексия.

2.1 Разработка стратегических и тактических шагов методической службы на основе выявленных приоритетных целей и прогноза конкретных ожидаемых результатов.

3-ый этап ОРГАНИЗАЦИОННО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ

3.1 Создание организационно-педагогических условий через формирование подсистем обеспечения и поддержки.

3.2 Определение основных приоритетов в содержании методической работы для решения выявленных проблем.

3.3 Изучение и внедрение в практику технологии управления по проблемам и конечным результатам.

3.4 Рациональное исполнение

функционала на уровне стратегических полномочий.

3.5 Формирование временных творческих коллективов

3.6 Создание проектных групп педагогов по реализации временных, годовых или долгосрочных проектов, нацеленных на конкретные результаты.

3.7 Делегирование педагогов и руководителей школы в общегородские проектные группы.

3.8 Организация или участие в научно-практических конференциях, семинарах, деловых играх и других формах по совершенствованию методического мастерства.

3.9 Отслеживание промежуточных результатов учебно-воспитательного процесса, рефлексия.

4-ый этап
КОНТРОЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ и РЕГУЛЯТИВНО-КОРРЕКЦИОННЫЙ

4.1 Диагностика, анализ работы проектных групп, обобщение полученных данных, соотношение результатов с поставленными целями и задачами, рефлексия.

4.2 Саморегулирование и самокоррекция деятельности методической службы.

4.3 Описание хода и результативности работы коллектива в рамках сетевой модели методической службы.

4.4 Обобщение положительного опыта и его описание в методических рекомендациях.

4.5 Выбор формы отчетности: творческий отчет учителей или всего педагогического коллектива, в том числе и в связи с аттестацией, участие в конференциях, защита проектов, публикации

4.6 Моральное и материальное стимулирование участников проектных групп и наиболее творческих педагогов.




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Буяенова Т. Планирование, организация и контроль за деятельностью методобъединений в условиях развития образовательного учреждения. // Завуч-2002-6-С.14 Гарифулин Н. Б., Окуловский О. И. Методика рейтинговой оценки профессиональной деятельности педагога // Управление качеством образования. 2007 - № 4. -С. 44-51 Гусарова Е. Н. Современные педагогические технологии. - М.: Академия АПК и ПРО, 2004. Дегтярева О. Профессиональная компетентность методиста муниципального информационно-методического центра - забота ИПК. // Методист - 2004-1-С.11 Жидкова Н. Развитие профессиональной компетентности учителя на основе овладения инновационными компонентами деятельности проектирования учебного процесса. // Методист-2003-5-С.18 Зверева В. Методические рекомендации руководителям образовательных учреждений по анализу итогов учебного года. // Завуч-2003-8-с.3 Загвязинский В. И., Поташник М. М. Как учителю подготовить и провести эксперимент. Методическое пособие. - М. : Педагогическое общество России, 2006. - С.144. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - М.: Изд-во Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2002. Кричевский В. Методическая служба СпБ. // Методист-2004-2-С.6 Макарова Т. Планирование и организация методической работы в школе. М: Педагогический поиск,2002-С.160 Маслова О. Информационная функция методической службы. // Дополнительное образование-2003-3-С.21 Пахомова Е. Методическая служба : современные требования и пути преобразования.

// Методист-2004-2-С.11

Подушечкина И. Методический продукт школы: от замысла к исполнению. Образовательный и маркетинговый аспекты внутришкольной методической работы.

// Народное образование-2003-10-С.105.

Рекомендации об организации деятельности методической службы в условиях модернизации. М : Письмо Министерства образования РФ от 9.03.2004г., номер 03-51-48кн/42-03// Методист-2004-3-С.18 Харисов Т. Методическая работа в школе: как повысить её эффективность,

// Сельская школа - 2003-1

Чикурова М. Организация методической работы в школе.// Директор школы, практика административной работы в школе.-2001-7-с.7 Фрумин И. Оценка качества образования: между контролем и поддержкой// Первое сент. - 2003. - № 92. - С. 2 Шамова Т. И. Системный подход к управлении. Качеством образования в школе // Завуч. - 2002. - № 8. - С. 92-95 Шамонова Т. И. Внутришкольное управление: вопросы теории и практики. - М., 2003. ШевченкоА. Современный подход к муниципальной методической службе. Опыт работы научно-методического центра г. Орла. // Методист-200402-С.21

21.Шушакова Е. Эксперимент: расширение научно-исследовательской функции

учебно-методического центра. // Методист-2004-6-С.34



47


© 2010-2022