Вариативная система оценки качества обученности

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Вариативная система оценки качества обученности


Автор - зам. директора по УВР, учитель Зазулин Александр Владимирович





















Введение.

В последнее время все более актуальным становится требование объективности и точности определения уровня индивидуальных учебных и внеучебных достижений обучающихся в школе, где непосредственно осуществляется образовательный процесс, и, следовательно, разделения процессов обучения и оценки результатов обучения, процессов воспитания и оценки результатов воспитания.

Благодаря развитию современных технических средств обучения и оснащению ими образовательных организаций, появилась возможность внедрения в учебно-воспитательный процесс такого вида контроля знаний, как объективная диагностика уровня предметных, внепредметных достижений учащихся.

Постановка цели деятельности и конкретных, достижимых задач.

Целью проведения объективной диагностики уровня учебных и внеучебных достижений учащихся является формирование инвариантной и объективной оценки результатов учебной и внеучебной деятельности обучающихся, расширение возможностей существующей системы оценивания обучающихся по накопительному показателю и обеспечения индивидуального подхода оценивания каждого обучающегося, обеспечение мониторинга результатов индивидуальных познавательных маршрутов обучающимися.

Существующая балльная система оценивания не позволяет по истине оценить индивидуальный объем полученных знаний обучающихся, способность ученика применять свои знания в социальной сфере и в области познания новых знаний.

Именно поэтому мы успешно рещаем задачи:

  1. Разработали модель объективной диагностики уровня предметных, внепредметных достижений учащихся.

  2. Реализуем алгоритм функционирования инновационной системы оценивания качества обученности по критериям, определяемыми коэффициентами: «что я знаю», «самооценки», «я знаю тему», «я знаю курс», «я знаю среди класса», «я знаю среди группы», «я знаю среди школы».

  3. Разработали и апробируем систему мониторинга и рейтингования результатов индивидуальных познавательных маршрутов обучающихся, обеспечивающих мотивацию познавательной деятельности, условия заинтересованности родителей и учителей к индивидуальному результату своего ребенка в школьной системе рейтингования.

Содержание и механизмы реализации.

Исходя из практики работы по ФГОС в начальном звене в нашей школе и школах района, ранее так и не удалось реализовать систему оценивания, принципы которой заложены в требованиях реализации ФГОС. По нашему мнению, дополнительная нагрузка легла и на не без того перегруженных учителей, и на обучающихся. Также можно отметить, что применяемые ранее листы «Учета достижений» обучающихся, кроме фиксации факта обученности (фактически выраженного в оценках по пятибалльной шкале) никого эффекта по улучшению результатов не принесли. Причины были заложены в том, что ученик, учитель, родитель не видели конечного результата применения листов «Учета достижений».

В рамках нашего проекта можно выделили структуру основных элементов нашей модели оценки качества, в основе которой лежат листы «Учета достижений». С помощью облачных Google сервисов мы разработали универсальный набор листов «Учета достижений» по каждой теме предмета, внеурочному занятию на каждую параллель. В условиях плавного перехода к безоценочной системе в качестве метода оценивания учителям предложили использовать «тематическую отметку», значение которой четко соответствует необходимому количеству баллов правильно выполненных заданий по теме с учетом их сложности, выраженной в баллах: 1 - легкое задание, 2 - средней тяжести, 3-сложная. По прохождению определенной темы ученик сам определяет, какой сложности и сколько ему надо решить заданий, набрав необходимый для себя максимальный балл усвоения материала, но не ниже минимального порога. В целях унификации шкалы оценивания по каждой теме (параллели, ступени) установлена единая величина минимального и максимального балла оценивания, и при необходимости результаты обучения могут быть интерпретированы в отметки по пятибалльной шкале, но уже, естественно, по каждой теме. Такую возможность перехода мы для себя оставляем в случае, если при выписке аттестатов сохранится еще пятибалльная система оценивания.

В соответствии с требованиями допуска каждому участнику (ученик, учитель, родитель) образовательного процесса доступны определенные функции (например: самооценка, оценка, родительская оценка) и временные интервалы работы в данной системе. Все данные, введенные пользователями, «сливаются» в единую базу данных. После автоматизированной обработки сводные результаты по необходимым критериям в соответствии с уровнями допуска представляются участникам образовательного процесса. В целях не желательного распространения информации об уровне обученности, фамилия имя отчество ребенка зашифрована ключом шифрования. Информация о результатах по каждому учителю открыта всем участникам образовательного пространства школы.

После получения данных система в автоматизированном режиме позволяет просчитать и сформировать значения коэффициентов по каждому ученику. А именно коэффициент:

«что я знаю» сформирован путем отношения набранных баллов в начале изучения темы к максимально возможному баллу по окончании изучения темы;

«самооценки» сформирован путем отношения желаемых баллов в начале изучения темы к максимально возможному баллу по окончании изучения темы;

«я знаю тему» сформирован путем отношения набранных баллов по теме к максимально возможному баллу по окончании изучения темы;

«я знаю курс» сформирован путем отношения суммы балов по каждой теме к максимально возможному баллу по окончании изучения курса;

«я знаю среди класса» сформирован путем отношения суммы баллов по каждому предмету к максимально возможному баллу по окончании изучения всех предметов класса в году;

«я знаю среди группы» сформирован путем отношения суммы баллов по посещаемым курсам внеурочной деятельности к максимально возможному баллу предоставленных курсов внеурочной деятельности в году;

«я знаю среди школы» сформирован путем отношения индивидуального коэффициента «я знаю среди класса» к максимально выявленному коэффициенту «я знаю среди класса» в текущем учебном году.

Полученный набор весовых коэффициентов позволяет реализовать систему мониторинга и рейтингования результатов индивидуальных познавательных маршрутов обучающихся и позволяет производить срезы полученных данных по многочисленным параметрам, что, несомненно, помогает найти узкие места в работе школы, педагогов, родителей, приводит к поиску методов их устранения и, как итог, повышение качества образовательных услуг.

Эффекты от реализации проекта.

Появилась возможность наиболее эффективно выполнять требования ФГОС, так как предложенная система оценки качества обученности строится на принципах сетевого взаимодействия с учетом особенностей индивидуального выбора каждого ребенка и соотнесения его знаний и способностей с самим с собой, с классом и т.д.. Родителям, благодаря общешкольному рейтингу индивидуальных достижений, проще ориентироваться и правильно определять стратегию воспитательной работы с ребенком дома, иметь наиболее полное представление об уровне компетентности конкретного учителя.


6

© 2010-2022