Ресурсное обеспечение ФГОС в системе менеджмента качества

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФГОС

В РАЗРЕЗЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА


Г.В. Меденкова, зам. директора по УР

Истринский профессиональный колледж Московской области


Качество образования - основная идея развития современного образовательного учреждения, так как сегодняшние реалии требуют от образовательного учреждения находиться в режиме постоянного совершенствования. В связи с этим возникает потребность в универсальных критериях для оценки своего состояния и перспектив развития.

В настоящее время в системе образования осуществляется переход к созданию системы менеджмента качества на базе утвержденного перечня показателей аккредитации (Приложение №1 к Приказу Минобразования России от 01 октября 2001 г. № 3249). Для образовательных учреждений СПО - это показатель 1.2.3. «Система управления и контроля качества в образовательном учреждении». Таким образом, чтобы выполнить требования государственной аккредитации, учреждениям СПО и НПО необходимо создать систему управления и контроля качества в своем образовательном учреждении.

Для построения системы менеджмента качества образовательное учреждение может выбрать любую модель из существующих, так как стандартизированных требований к построению СМК образовательного учреждения нет. Можно, например, воспользоваться общепринятыми документами, на основе которых строится СМК, - международными стандартами серии 9000. Система менеджмента качества базируется на процессном подходе, центральным из процессов является учебный процесс.

Рассмотрим технологию разработки СМК и систему в действии на примере процесса управления учебной деятельностью. Начинаем с регламента, представленного заполненными формами и схемами. Заполняем форму «Характеристика процесса». Вносим в нее следующую информацию: Код процесса - УУД 01-06; Наименование процесса - Управление учебной деятельностью; Руководитель процесса - Заместитель директора по учебной работе; Участники процесса и т.д.

Затем рассматриваем входы процесса. Так, например, форма «Описание поставщиков процесса» может включать такие элементы, как: Наименование поставшика - приемная комиссия колледжа; Описание поставщика - подразделение, ведущее прием документов у абитуриентов и организующее вступительные испытания; Наименование входа - студент; Описание входа - абитуриент, успешно прошедший вступительные испытания и зачисленный в студенты на основе приказа; Требования потребителя - федеральные, региональные, муниципальные требования и требования колледжа к содержанию и организации учебной деятельности.

Теперь рассмотрим образцы формирования схем процесса. Первая схема показывает вход и выход процесса и основные направления управления: ресурсы и контроль. На второй схеме отражены виды управления учебной деятельностью. Их - три: организация, контроль и оценка результатов.

Остановимся на организации и оценке результатов учебной деятельности и рассмотрим операции организации учебной деятельности на примере ресурсного обеспечения. Отталкиваемся от конкретной ситуации - введение ФГОС. Необходимо выполнить одну из операций организации учебной деятельности - обеспечить учебный процесс ресурсами. На схеме они разделены на организационные, информационные и человеческие. Проводим мониторинг организационных ресурсов. Это учебные кабинеты и средства измерения. Индикаторами являются требования ФГОС. Выясняем, что с первой позицией особых проблем нет. А вот вторая требует проведения коррекционных действий. Так, например, в обычном журнале учебной группы невозможно отразить результаты освоения ПМ. Проектируем макет необходимой страницы. Зачетные книжки и экзаменационные ведомости - по аналогии. Информационные ресурсы. Начинаем с оценки возможностей внешней среды. Выясняем, что внешние ресурсы практически отсутствуют: примерных программ нет, учебников нет. Есть методические пособия ФИРО по их разработке. Мониторим сайты социальных партнеров и коллег. Помогает мало. Понимаем, что приоритет необходимо отдать развитию человеческих ресурсов. Оперативно принимаем решение развивать и использовать потенциал преподавателей. Начинаем с погружения в информационное поле ФГОС, создаем компьютерную базу обмена информацией. Пересматриваем должностные инструкции методистов. Эффективность налицо: меньше вопросов, есть понимание, как сделать, есть результат в виде разработанных программ не только учебных дисциплин, но и профессиональных модулей и комплектов оценочных средств (КОС).

Работа объемная, сложная, но в результате мы имеем не только ресурсное обеспечение ФГОС, но и удовлетворенность преподавателей процессом управления.

Каковы индикаторы результативности СМК в этом случае?

Оперативность и выставление приоритетов отражаются на результатах апробации ФГОС. Добавляем к этому обучающие семинары для студентов по компетенциям и формированию портфолио и получаем еще и удовлетворенность студентов.

© 2010-2022