Статья Современные проблемы нравственного воспитания школьников и пути их решения»

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Современные проблемы нравственного воспитания

школьников и пути их решения».


В жизни по- разному можно жить: в горе можно и в радости, Вовремя есть, вовремя пить, вовремя делать гадости. А можно и так - на рассвете встать и, помышляя о чуде, Рукой обнаженной к солнцу достать, и подарить его людям.

И от того какой выбор сделают наши дети - уважать старших, чтить законы, любить Родину, быть милосердными, вести здоровый образ жизни или быть черствыми, бездушными, курить, пить, употреблять наркотики - зависит их будущее, будущее нашей страны да и всего человечества. А сделать выбор очень сложно в наше совсем непростое время. Изменилось Отечество, пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и серьезно настораживает своей неопределенностью будущее. Сегодня будущее цивилизации всё больше связывается с внутренним преобразованием самого человека, его духовностью. Человечество осознаёт, что гуманистические ориентиры должны стать исходными при разрешении глобальных проблем. Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Человек в 21 веке многое знает и умеет, наука шагает семимильными шагами, заставляя разум человека постигать её тайны: нанотехнологии, информационные технологии,… Разум работает, а работает ли душа?

В последнее время в средствах массовой информации очень часто стали поднимать вопросы нравственности в нашем обществе. Взрослые обеспокоены тем, что теряют поколение, не могут воспитать его по своему образу и подобию, не сохранили семейные воспитательные традиции, не могут создать необходимый авторитет у своих детей.

Мир стал агрессивен по отношению к ребенку, а индустрия детства, оказывает разрушительное влияние на психику детей, их нравственность и духовный мир. В одночасье куда-то исчезли наши добрые игрушки, книги, мультфильмы, дорогие сердцу образы из мира детства, литературные герои, на которых выросло не одно поколение. Телевидение все больше и больше пропагандируют зло, жестокость, насилие, что наносит существенный вред психике детей и вызывает высокий уровень детской преступности.Современный мир поставил нас в условия нравственного выживания. Происходящие сегодня политические и социально-экономические изменения оказали серьёзное влияние на все стороны жизни и деятельности людей. Сформировались новые установки и ценности, появились непривычные критерии оценок тех или иных фактов, процессов и явлений. Стали актуальными проблемы воспитания защитников Родины, законопослушных граждан, воспитание милосердия и человеколюбия. Ощущается необходимость специальной педагогической работы по формированию гуманных отношений ребенка к миру и окружающей действительности. Мы сегодня осознаем важность нравственного воспитания. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем Приднестровья, о его молодежи. Актуальность проблемы воспитания школьников связана с тем, что современное общество нуждается в людях, обладающих не только теоретическими и практическими научными знаниями, но и нравственной культурой. В современном мире на школьника обрушивается огромное количество информации, и требуется помочь ему создать особое мерило, с помощью которого он будет понимать, что нравственно, а что - нет.Духовно-нравственное воспитание сегодня рассматривается как приоритетное направление государственной социально-экономической политики на региональном уровне.

В период реформирования сделать выбор верных жизненных ориентиров может только духовно цельная и высоконравственная личность. А воспитание с древнейших времен является средством трансляции знаний и опыта от поколения к поколению.

Воспитательный идеал является педагогическим компонентом решения важнейшей национальной задачи: умножения численности народа, повышения качества его жизни, труда и творчества, укрепления духовности и нравственности, гражданской солидарности и государственности.

Ключевая роль в решении данной проблемы отводится системе образования. Образование - это не только и не столько получение знаний. Это процесс становления и развития умения человека жить в мире с собой и с другими людьми, обеспечивать свое существование и продолжение жизни человеческого рода

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей, общества, государства. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника. Более того, актуальность нравственного воспитания определена нормативно - правовыми документами нашего государства: Доктриной образования, Концепцией воспитания детей и молодежи ПМР, Концепцией духовно - нравственного воспитания, которые определяют духовно - нравственное становление личности. Как одно из приоритетных направлений государственной политики.

Цель государственной образовательной политики Приднестровской Молдавской Республики - формирование высоконравственной, творческой, компетентной личности, укорененной в духовных и культурных традициях Приднестровья, принимающей судьбу своего народа как свою личную, осознающей свою ответственность за настоящее и будущее Приднестровья.

Концепция духовно - нравственного воспитания ориентирует образовательный процесс на традиционные для Приднестровья духовные ценности, предусматривает взаимодействие основных социальных субъектов воспитания - семьи, школы, Православной Церкви, государства, СМИ, научного и образовательного сообщества, национальных общин, общественных организаций. Нравственное воспитание рассматривается как важный фактор модернизации и устойчивого инновационного развития ПМР.

Наше образование имеет большие возможности в духовном воспитании детей, и поэтому, в своей воспитательной работе мы обращаемся к традиционному отечественному культурному и духовному наследию.

Пути решения проблем нравственного воспитания осуществляются на уроке, перемене, внеклассном мероприятии с учетом возрастных особенностей учащихся. Чтобы стать гражданином своего общества, каждый человек с детских лет должен получить опыт культурных нравственных и гражданских отношений, освоить их и привыкнуть к ним. В нашей школе жизнедеятельность учеников организована так, чтобы они такой опыт получили. Задача заключается не только в том, чтобы рассказать им, как важно поступать нравственно и соблюдать обязанности гражданина, и даже убедить их в этом, но и в том, чтобы сформировать у учащихся умения, навыки и, главное, привычки такого поведения.

Любое событие, любой случай должны стать поводом дать детям урок нравственности и приучить их жить по правилам нравственности: - Не делай другим того, чего не желаешь себе.

- Твори для других добро, если для этого есть возможность.

- Будь патриотом своей нации, защищай Отечество.

- Будь законопослушным. Не допускай правонарушений.

Огромная роль в воспитание нравственности у школьников лежит на плечах классных руководителей, которые координируют деятельность детского коллектива и знакомят учащихся с символикой Приднестровья, проводят классные часы, уроки мужества, организуют встречи с ветеранами и военнослужащими.

Младший школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в это время отличается большой психологической устойчивостью.

Если заложенные в младшем школьном возрасте аспекты патриотизма являются фундаментом, то подростковый возраст - мировоззренческой базой будущего гражданина.

Важным условием работы с подрастающим поколением является ориентация на активную совместную деятельность детей и взрослых, подбор индивидуальной траектории воспитания личности. Необходима организация различных форм и видов деятельности - сочетание двигательной и интеллектуальной нагрузки в процессе воспитания.
Активная совместная деятельность, направленная на решение общественных проблем, поможет сформировать чувство ответственности перед родными, друзьями, страной, обществом в котором мы живем.
Творческая работа в организациях образования дает возможность не только для самореализации личности, но и приобщают к работе в коллективе, формирует гражданскую позицию, ответственность перед обществом.Детям нужно открывать светлое и отрадное. Им нужны честность и мужество, чтобы укрепилась вера в человека, чтобы радовалось сердце на его величие. Воспитывать ребёнка в таком духе помогают традиции и обычаи его народа.

Духовное воспитание школьников, усвоение ими нравственных ценностей на уроках, внеклассных мероприятиях начинается с Урока Мира «Мы - народ Приднестровья», «Мое родное Приднестровье». В ходе урока учащиеся изучают историю становления государственности ПМР, знакомятся с геополитическим расположением Приднестровья, читают стихи и поют песни о Родине. Так формируя чувства гордости и любви к своей стране, ребят приобщают к историческому прошлому и традициям Приднестровья.

Очень торжественно, интересно в школе проходят праздники «Посвящение в первоклассники» и«Посвящение в гимназисты». Первоклашки с трепетом принимают с

Статья Современные проблемы нравственного воспитания школьников и пути их решения»Статья Современные проблемы нравственного воспитания школьников и пути их решения»Статья Современные проблемы нравственного воспитания школьников и пути их решения»и рук директора удостоверение ученика 10 школы, а лучшие учащиеся 8-ых классов поступают в ряды гимназистов. Так воспитывается чувство гордости за свою школу.

Также способствуют нравственному воспитанию классные часы о дружбе, правилах общения, здоровом образе жизни, Уроки Мужества, Мемориалы Памяти защитников Приднестровья Юрия Гарифуллина и Владимира Щербатого. Традиционными в нашей школе стали военно - спортивная игра «Готов к защите Родины», городской турнир юных стрелков, слет школьных отрядов юных инспекторов дорожного движения.Уже в этом учебном году победителями слета ЮИД стали 6А и 8Л классы. На 2 месте 6Б и 7А, 7В классы, 3 место заняли 6В и 7Б классы. В судействе принимают участие инспектора ГАИ и защитники ПМР. Большое значение в проведении слета имеет участие родителей в подготовке отрядов. (Готовят формы отряда, помогают ребятам освоить правила дорожного движения). Отрадно и то, что отряды ЮИД наравне с классными руководителями готовят старшеклассники - юные патриоты Приднестровья.Так воспитывается единство учащихся школы, преемственность.

Статья Современные проблемы нравственного воспитания школьников и пути их решения»Статья Современные проблемы нравственного воспитания школьников и пути их решения»Статья Современные проблемы нравственного воспитания школьников и пути их решения»

Статья Современные проблемы нравственного воспитания школьников и пути их решения»

Дети активно и успешно принимают участия в Республиканских фестивалях «Мы этой памяти верны» «Наследники Победы» (Лауреаты Республиканских фестивалей 2014 и 2015 года), «Золотые россыпи» (Лауреаты республики 2014 года), Фестиваля «Юность, творчество, талант» - Лауреаты и Дипломанты Республики 2015 в номинациях «Хор», «Ансамбли» и «Техническое творчество». Команда школы «Мы парни бравые» тригода подряд на 2 месте среди городских школьных команд. Успешно принимают участие в городских турах юные инспектора дорожного движения - 2 место. Ребята активно принимают участия в акциях «Как живешь, ветеран?», «Сохраним планету голубой и зеленой», «Чистый двор».Такие ценности как милосердие, терпение, мужество, трудолюбие поставлены в центр образования. Научить ребенка любить, показать ему примером, словом и делом всю высоту, глубину и полноту этого чувства - такова миссия духовно-нравственного воспитания в школе.

С большим интересом школьники готовят праздники Осени, Масленицу, Мэрцишор, Святого Николая, театрализованную ярмарку. Ведь фольклорное наследие любого народа - это уникальный источник духовно-культурных достижений, имеющий признаки национальной принадлежности и самобытности. К Рождественским праздникам готовятся колядки, инсценируются Рождественские святки на русском, украинском, молдавском и английском языках. Родители помогают готовить костюмы. Общие интересы и дела сплачивают детей и родителей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование личности ребенка.

Статья Современные проблемы нравственного воспитания школьников и пути их решения»Статья Современные проблемы нравственного воспитания школьников и пути их решения»Статья Современные проблемы нравственного воспитания школьников и пути их решения»

И в такие минуты мы понимаем, что, воспитывая детей на театральной, музыкальной культуре нашего народа, мы можем возродить и развить генетически присущие приднестровскому народу «человечность» и «отзывчивость», которые лежат в основе нравственного развития личности.

С большим успехом в школе проходит фестиваль дружбы «У нас друзья на всей планете». Все: и дети, и взрослые охотно разучивают народные песни и танцы разных стран, готовят национальные костюмы, государственную символику, оформляют газеты и составляют викторины. Важнейший результат фестиваля - улучшение межличностных взаимоотношений детей, родителей, педагогов. В 2014 - 2015 учебном году в фестивале приняли участие ребята 6 -11 классов. В этом году педагоги начальной школы решили подготовить Фестиваль Дружбы народов Приднестровья.

Статья Современные проблемы нравственного воспитания школьников и пути их решения»Статья Современные проблемы нравственного воспитания школьников и пути их решения»Статья Современные проблемы нравственного воспитания школьников и пути их решения»Статья Современные проблемы нравственного воспитания школьников и пути их решения»Статья Современные проблемы нравственного воспитания школьников и пути их решения»Статья Современные проблемы нравственного воспитания школьников и пути их решения»

Проведение подобных мероприятий способствует созданию атмосферы единения и дружбы, развивает интерес к истории и культуре, воспитывает чувство гордости за свой народ и любовь к Родине.

Гражданская сознательность проявляется по-разному. Порой в заботе о тех, кому родителей заменило государство. Ребята учатся милосердию, заботе о тех, кому плохо. С радостью школьники посещают школу - интернат села Попенки, готовя новогоднее сказочное театрализованное представление и подарки. Так мы проводим акцию «Рождество вместе». Не забывают учащиеся и о воспитанниках детского сада - школы №9, ветеранах Великой Отечественной войны.
Проводя мероприятие, мы исходим из того, что к делу необходимо относиться с душой, а значит с любовью к самым близким людям, к родителям, братьям и сестрам, сверстникам, к людям пожилого возраста.

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся нашей школы интегрировано в основные виды деятельности: внеурочную, внешкольную и общественно-полезную. Ведь именно так ставится вопрос в новом государственном образовательном стандарте общего образования, где внеурочной деятельности школьника уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе. Наши дети - это наше будущее и именно от нас: учителей, воспитателей, родителей зависит, как сложится их дальнейшая судьба. Значит для того, чтобы преуспеть в воспитании кого-либо, нужно первое и самое главное - начать воспитывать себя.

Начни с себя и- души отзовутся

Спроси себя- и просветлится жизнь

Спаси себя - и тысячи спасутся

Начни с себя - и жизнь получит смысл.

Школа всегда была и остается островком культуры, национальной идентификации и гражданской сознательности. Здесь передается от поколения к поколению социально-культурный опыт, накопленный народом за века и тысячелетия его исторического развития.Но только совместно, объединив усилия государства, общества и школы, обратив особое внимание на семью, можно решить проблему появления нового здорового поколения XXI века, а значит, и процветания нашей земли.



© 2010-2022