Инновационная деятельность школы Горизонты эффективности

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Описание инновационной деятельности

Макеевской общеобразовательной школы I-III ступеней №50

по теме:

«Горизонты эффективности. Проектирование модели новой школы»

Макеевская общеобразовательная школа I-III ступеней представляет материалы о работе образовательной организации над единой методической проблемой школы «От инновационного содержания и технологий образования через педагогическое мастерство учителя - к формированию личности ученика и подготовки его к жизни в современных условиях »

В Законе об образовании Донецкой Народной Республики отмечено: «...качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия государственным образовательным стандартам, государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы»

Внедрение Государственных образовательных стандартов Донецкой Народной Республики обусловливает актуальность решения вопросов:

- разработки (коррекции) и реализации основных образовательных программ;

- формирования универсальных учебных действий обучающихся;

- организации внеурочной работы;

- взаимосвязи программ воспитания школьников, здоровьесбережения и коррекции;

- контроля и оценки образовательных достижений обучающихся;

- оценки эффективности деятельности образовательных организаций.

Значимость решаемых вопросов определяется не только их новизной, но и общей ситуацией в образовании, которая характеризуется сменой приоритетов в образовательной политике Донецкой Народной Республики.

Современное образование, являясь действенным фактором развития общества, ставит и, главное, решает задачи развития личности. Выбор определенной модели школы обусловлен тем, что благодаря специфике содержания образования, особенному «духу» учебного заведения позволяет в процессе обучения максимально раскрыть возможности личности, обеспечить оптимальные условия для развития её потенциала. В классическом образовании заложены большие возможности, которые являются крепкой основой становления целостного мировоззрения учащихся, культивирования высокоморального, активного, образованного гражданина

Таким образом, все фокусируется на учебном процессе: преподавании учителей и учебе школьников. Кроме того, для становления целостного мировоззрения обучающихся, культивирования высокоморального, активного, образованного гражданина большое значение имеет развитие общих целей и социальная психология.

Актуальность идеи заключается в рассмотрении модели эффективной школы, которая способна в значительной мере нивелировать неблагоприятное воздействие внешней социальной среды на обучающихся и обеспечить равный доступ к качественному образованию для детей из разных социальных групп.

Эффективная школа та, которая дает жизненные шансы даже самому неблагополучному.

Под эффективной школой мы понимаем образовательную организацию, обеспечивающую общее среднее образование, успешно удовлетворяющую образовательные запросы заказчиков: обучающихся, родителей, социума и государства.

Сформированные теоретические представления об эффективной школе позволяют школьным администраторам осмысленно и целенаправленно осуществлять в своих учебных заведениях содержательные и организационные перемены. Модель эффективной школы, принятая в педагогическом коллективе, может стать отправной точкой инновационного развития учебного заведения.

Эффективный - делающий нужную работу.

Создание «эффективной школы» - вот что является сегодня целью развития образования. Детям нужна школа, которая научит их современной функциональной грамотности и практическому преломлению полученных знаний, умений и навыков.

Постулаты эффективности обучения и воспитания в таком учебном заведении:

  • наличие мотивации у всех детей при поступлении в школу;

  • школа имеет в своем распоряжении достаточно возможностей для успешного обучения всех;

  • школы могут и должны отвечать за усвоение детьми минимальных программ;

  • успех и результаты обучения в школе не зависят от социального статуса ученика;

  • управленцы и педагоги ЭШ - это квалифицированные люди, которые способны осуществлять перемены, чтобы достичь целей образования для всех.

Ключевыми признаками эффективной школы являются:

1. Лидерство директора в образовательном процессе.

2. Ясная и сфокусированная цель для всех.

3. Безопасная и здоровая окружающая среда.

4. Климат высоких ожиданий от всех детей.

5. Мониторинг результатов и коррекция.

6. Продуктивное социальное партнерство.

7. Рациональное использование учебного времени.

8. Воспитание и социализация учащегося.

Эффективная школа - это школа устойчивого развития

Школа в современном обществе рассматривается как социокультурный институт, основной функцией которого является оказание качественных образовательных услуг, соответствующих современным требованиям.

Изменения требований, предъявляемых к системе образования со стороны государства, связаны с переменами в общественно-политической жизни общества. Современный выпускник школы должен быть личностью творческой, инициативной, конкурентоспособной, готовой к полноценной жизни в социуме, что предполагает высокий уровень ее развития, обладание знаниями и необходимыми коммуникативными умениями.

Существующая тенденция субъективизации личности ребенка, то есть создание ситуации, когда педагог и ребенок становятся реальными и равноправными субъектами совместной деятельности, тенденция на индивидуализацию образовательного процесса, на обучении через действие - всё это заставляет нас по - новому взглянуть на образовательный процесс.

Новые Государственные образовательные стандарты - это залог нового качества образования, что в свою очередь влечет за собой новое качество жизни граждан Донецкой Народной Республики.

Следовательно, на сегодняшний день возникла необходимость в разработке новой концепции школы, которая позволила бы определить основные ориентиры развития учреждения.

Главные идеи, составляющие основу концепции школы, таковы:

  1. Развитие личности учащегося на основе его внутреннего потенциала и в соответствии с лучшими культурно-историческими и технологическими достижениями человечества.

  2. Воспитание инициативной и ответственной личности, способной к сотрудничеству, к осознанному выбору жизненных целей.

  3. Формирование личности, мотивированной на обучение и самосовершенствование, владеющей различными способами учебно - познавательной деятельности.

  4. Воспитание духовно нравственной личности, любящей свою страну, умеющей брать на себя ответственность за ее благополучие.

Выстраивая концепцию развития школы, мы ориентируемся на два взаимосвязанных аспекта: личностный рост учащегося и построение открытого информационного пространства. Это подвело нас к определению образа выпускника школы как успешной, социально-интегрированной и инициативной личности, способной к постоянному жизненному самосовершенствованию в условиях информационного общества

Модель выпускника школы, согласно Концепции образовательного учреждения, такова: выпускник - это способный, эффективный человек.

Он способен:

  • осознать себя в качестве субъекта образовательного процесса и нести полную ответственность за свою судьбу;

  • гибко адаптироваться в быстро меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания;

  • критически и творчески мыслить, уметь видеть возникающие в реальной жизни проблемы, находить рациональные пути их решения;

  • иметь интерес к познанию, грамотно работать с информацией, владеть способами обучения;

  • обладать навыками социального взаимодействия, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах.

Логика планомерного построения Эффективной школы соответствует трансформации философии изменений:

Философия развития - философия успеха - философия эффективности

В рамках строительства новой школы в образовательном учреждении созданы и успешно работают творческие лаборатории:

  • Начальная школа «Мир проектов» - модераторы Левашова Л.А., высшая категория, учитель-методист, Волгина Е.А., высшая категория, Головня Н.Н., высшая категория, старший учитель, руководитель методического объединения

  • Основная школа (5-9 классы) «Территория диалога» - модераторы Самойлова Н.Н., первая категория, Рублева Е.С., первая категория, Ефанова Т.С., высшая категория

  • Старшая школа (10-11 классы) «TERRA INCOGNITA» - модераторы Жихарева В.Н., высшая категория, учитель-методист, Лазник Р.П.,высшая категория, учитель-методист, Качковская Н.И., высшая категория, учитель-методист

  • Административная команда «Руководство к действию» - модератор директор Удод В.В.

При анализе работы школы мы рассматриваем следующие свидетельства эффективности: образовательные достижения, отражаемые в разнообразии результатов на выходе, результаты школьного мониторинга, выпускных тестов. Оцениваются также образовательный процесс, программы, дисциплина учащихся.

В действительности школа должна идти по дороге набора характеристик эффективности. В рамках этого процесса можно говорить о понятии«улучшающаяся школа». Для реализации Концепции эффективной школы нами предложена трехуровневая конструкция:

Школа динамического развития - Адаптивная школа - Эффективная школа.

Основными критериями разработанной нами концепции следует считать:

  • обновление содержания и технологии обучения в условиях нового социального заказа школе;

  • создание оптимальной организационно-управленческой структуры образовательного учреждения;

  • создание в школе ситуации успеха для развития способностей каждого ученика, условий для творческой самореализации учителя;

  • изменение у всех субъектов образовательного процесса отношения к своему здоровью: выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям окружающей среды, желания и умения вести здоровый образ жизни;

  • повышение квалификации работников образования и просвещение родителей в соответствии с основными направлениями работы школы;

  • создание открытого информационно-образовательного пространства

Школа, стремящаяся к эффективности, - это школа, которая может, в смысле результативности деятельности и в свете целей обучения для всех, обнаружить и качество, и социальную справедливость, и свою продуктивную систему воспитания индивида. Оценка улучшающейся школы фокусируется на прогрессе в самой этой школе, вне сравнения с другими учебными заведениями.



.

.

© 2010-2022