Критерии взаимодействия семьи и школы в современных условиях. ( из опыта работы)

          В системе современного образования сложилось так, что семья и школа имеют одинаково значимые функции в вопросе воспитания и образования подрастающего поколения.              К сожалению, а может быть и к счастью современные дети взрослеют очень рано.  Школа сталкивается с тем фактом, что проблемы, связанные с взрослением учащихся, касаются не только старшеклассников, но и учащихся среднего звена.  Многие учителя говорят о том, что сегодня трудно работать не в классах старшего звена, а...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Критерии взаимодействия семьи и школы в современных условиях.

( из опыта работы)


Д.И.Именалинова КГУ «Силантьевская средняя школа отдела образования акимата Алтынсаринского района», Алтынсаринский район, Республика Казахстан.

В системе современного образования сложилось так, что семья и школа имеют одинаково значимые функции в вопросе воспитания и образования подрастающего поколения.

К сожалению, а может быть и к счастью современные дети взрослеют очень рано. Школа сталкивается с тем фактом, что проблемы, связанные с взрослением учащихся, касаются не только старшеклассников, но и учащихся среднего звена. Многие учителя говорят о том, что сегодня трудно работать не в классах старшего звена, а в среднем звене. Переходный возраст учащихся зачастую сопровождается изменением отношения ребёнка к собственной семье и ценностям, сложившимся в ней. Это очень важная проблема, которая сказывается не только на обучении ребенка, но и на всем образе жизни, его поступках и поведении.

Какую же роль в этот период в жизни подростка могут сыграть семья и школа? Как они могут помочь пережить этапы переходного возраста с минимальными потерями для ребенка и его родителей? Размышляя над этими вопросами, осознаешь, что только совместная деятельность школы и семьи способна решить вышеуказанные проблемы. Одним из главных факторов влияющих на становление личности, является вера в силы ребенка и доверие. Эти факторы формируются еще в начальной школе, и потому именно от учителей начальных классов и поддержки родителей учащихся в начальной школе зависит результат его дальнейшего обучения. Выступая союзником родителей в воспитании подрастающего поколения, школа не должна ограничиваться определенными функциями сотрудничества. Педагогическим коллективом нашей школы разработаны определенные критерии взаимодействия семьи и школы, которые охватывают все сферы деятельности учащихся в реализации учебно-воспитательного процесса. Все критерии направлены на создание благоприятной атмосферы в школе.

Наша идея: создание дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами.

Взаимодействие школы и семьи начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей. Изучение семьи ученика позволяет ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, ее духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ученика с родителями. И потому, первым и наиболее важным критерием сотрудничества семьи и школы является участие родителей в выявлении проблем школы и планирование деятельности школы. Так, например изучение воспитательной микросреды в семье, показало что 87% учащихся живут в семьях, где творческая среда воспитания, 13% в семьях, где карьерная .

В ходе реализации этого критерия, с родительской общественностью проводятся диагностические мероприятия, позволяющие нам определить поле проблем в обучении и воспитании обучающихся, пересмотреть свою деятельность в данном направлении и на основе полученных результатов создать более продуктивный план совместных действий семьи и школы. Одним из таких мероприятий в нашей школе было проведение детско-родительско-педагогической конференции «Построим будущее вместе». Целью проведения конференции было создание среды взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса; принятие всеми необходимости внесения изменений в образовательный процесс. В ходе работы целевые группы «родители», «педагоги», «учащиеся» и «социальные партнеры» работали над создание единого плана действий, опираясь при этом на потребности всех участников УВП. В ходе конференции реализовывались следующие задачи:

  • Переориентация родительских и учительских установок, в зависимости от новых потребностей ребенка.

  • Формирование умений у взрослых жить жизнью детского сообщества.

  • Формирование готовности родителей к педагогическому просвещению.

  • Формирование положительных установок на сотрудничество школы , семьи и общества

Если же в ходе реализации первого критерия родители помогают нам определить поле проблем, то вторым, не менее важным критерием сотрудничества является активное участие родителей во всех мероприятиях учебно-воспитательного процесса. Реализация данного критерия предусматривает организацию совместных воспитательных мероприятий, участие родителей в работе по профилактике правонарушений и пропаганде здорового образа жизни, проведение открытых уроков для родителей. Проводимые совместные воспитательные мероприятия способствуют развитию таланта ребенка на основе родительского примера и развитию дружеских отношений в семье. Так например, в гала -концерте «Моя семья- мое богатство» (сентябрь 2014 года) принимали участие целые ансамбли и вокальные группы из нескольких семей связанных между собой родственными узами, что свидетельствует о плодотворной работе педагогов школы по семейному воспитанию. Ярким примером для подражания в вопросах здорового образа жизни является проведение велопробега и дружеской встречи по футболу «Отца и дети». Любовь к спорту могут передать только те, родители которые сами занимаются спортом, а наша задача, создать условия для совместных занятий спортом детей и родителей, чем мы и занимаемся, проводя вышеуказанные мероприятия. Еще одной из новых форм сотрудничества с родителями, является проведение открытых уроков для родителей. Такая форма работы позволяет родителям увидеть работу учителя-предметника, наблюдать за своим ребенком в процессе обучения, делать выводы и предложения по проведению урока, консультироваться с учителем-предметником.

Воспитание детей немыслимо, без психолого- педагогического просвещения родителей. И потому, третьим критерием является информирование родителей. В данном случае подразумевается информирование родителей во всех смыслах этого слова. Одним из видов информирования родителей во все времена были и остаются родительские собрания. Но сейчас, в унисон требованию времени, мы отходим от традиционных форм проведения родительских собраний. Все чаще мы проводим круглые столы, открытые диалоговые площадки, коучинг-сессии. Данные формы работы способствуют созданию партнерских отношений родителей и педагогов, родителей и родителей в вопросах воспитания детей. В ходе открытых диалогов родители делятся своим опытом, более мудрые и опытные родители могут дать совет более молодым семьям. В ходе интерактивного общения рассматриваются вопросы, как воспитания, так и обучения. Такие формы работы удовлетворяют родителей больше, чем сухие лекции и цифры говорящие об успеваемости или неуспеваемости их чада, так как именно здесь они могут увидеть проблемы и принять участие в поиске путей решения проблем. Вторым путем информированности родителей является наглядная информация. Для этого в предметно-пространственной среде школы имеется стенд «Для Вас, родители» информация которого направлена правовое и педагогическое просвещение родителей. Все родители имеют доступ к сайту школы, где также имеется вся информация интересующая родителей. Еще одним путем информированности родителей о качестве обучения является электронные журналы системы «e-Learning». Каждый родитель имеет код и пароль доступа в систему электронного журнала.

Для полной оценки эффективности мероприятий, направленных на взаимодействие семьи и школы разработан критерий по организации обратной связи с родителями. Обратная связь реализуется путем обращений родителей к администрации школы через форум на сайте школы. Для письменных обращений в школе создан «Банк идей и предложений». Банк, в виде альбома находится на первом этаже на столе вахтера, родители посещая школы могут не общаясь с педагогами оставить свои жалобы, идеи, предложения. Для конфиденциальности обращений родителей на первом этаже, доступном месте для детей и родителей находится «Ящик доверия». Обратная связь позволяет нам, увидеть на плюсы и минусы нашей работы, так как, к сожалению, не всегда в открытом диалоге родители высказывают свои мнения, для части из них предпочтительнее обращаться анонимно.

Реализация вышеуказанных форм взаимодействия обеспечит наличие учебно-воспитательной микросреды, способствующей формированию у родителей, детей и педагогов опыта эффективного планирования своей деятельности и успешной самореализации обучающихся в учёбе, в творчестве и в жизни.

© 2010-2022