МЕТОД ПРОЕКТОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ СОШ № 2 г. Рузы

учитель химии

Носовская И.И.


ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ ХИМИИ


Актуальность межпредметных связей в школьном обучении обусловлена современным уровнем развития науки. В настоящее время науки проникают друг в друга. Происходит интеграция не только естественных дисциплин, но и естественных и гуманитарных направлений. Исходя из этого, предъявляются новые требования к специалистам.

Одним из средств активизации познавательной деятельности учащихся могут стать межпредметные связи, которые способствуют формированию объективной картины мира и понимание единства естественнонаучных дисциплин. В соответствии с ФГОС нового поколения, обучение должно быть направлено на формирование «общей культуры обучающихся на основе освоения ими относящихся к отдельным областям знаний» (1). Межпредметные связи выступают как условие единства обучения и воспитания. Они являются одним из основных способов экологического воспитания учащихся.

Из-за экологической безграмотности или в погоне за сиюминутной выгодой многие не хотят задумываться о будущем. Уже сейчас в некоторых районах нашей страны жители обеспокоены не столько охраной природы, сколько восстановлением нормальных условий жизни. В связи с этим, одна из задач современной школы - воспитать экологически культурную личность.

В соответствии с Федеральным государственным стандартом общего образования нового поколения, выпускник школы должен «осознанно выполнять и пропагандировать здоровый и экологически целесообразный образ жизни, безопасный для самого человека и других людей» (1). Результаты обучающихся, освоивших основную образовательную программу среднего (полного) общего образования должны включать освоенные межпредметные понятия (понятия, полное представление о которых невозможно дать учащимся на уроках какой-либо одной дисциплины) и «сформированность основ экологического мышления, осознание влияния общественной нравственности и социально-экономических процессов на состояние природной среды; приобретение опыта природоохранной деятельности» (1). В связи с тем, что дисциплина «Экология» отсутствует в учебном плане, а преподается только в рамках предмета биология в 11 классе, внесение элементов экологии в преподавание различных дисциплин, в частности - химии, будет способствовать экологическому воспитанию учащихся.

Перед учителем стоят следующие задачи:

- раскрыть единство неорганического и органического мира;

- показать влияние деятельности человека на окружающую среду;

- сформировать убежденность в необходимости бережного отношения к природе;

- раскрыть двойственную роль химической промышленности;

- вооружить школьников практическими навыками посильного участия в мероприятиях по защите природы.

Реализовать межпредметную связь химии и экологии можно несколькими путями:

  1. Использовать дополнительную информацию экологической направленности.

  2. Использовать химический практикум для объяснения природных явлений и экологических проблем.

  3. Применять расчетные задачи познавательного характера с экологическим содержанием.

  4. Подготовка учащимися сообщений, рефератов, проектов экологической направленности.

Эти пути позволяют воспитывать экологическую культуру учащихся в рамках учебной программы по химии.

Принцип межпредметности - это принцип обучения, который ориентирует на целенаправленное и систематическое применение межпредметных связей в образовательной практике школы для эффективного достижения целей.

На протяжении нескольких лет я работаю над проблемой экологического воспитания молодежи. Химия, как можно лучше подходит для решения этой проблемы. Она позволяет выявить загрязнители в природе, пути их миграции и способы снизить их негативное воздействие на человека и природу. Практически к каждому разделу химии можно подобрать материал экологической направленности. В 8 классе из 68 уроков по плану (2 часа в неделю) 24 урока (35%) разработаны с учетом экологических проблем (Таблица 1).

Таблица 1

Уроки химии с элементами экологии в 8 классе

урока

Тема урока

Элементы экологии

1.

Предмет химии. Вещества.

Влияние отдельных веществ на окружающую среду.

3.

Превращения веществ. Роль химии в жизни человека.

Двойственная роль химической промышленности.

4.

Периодическая система химических элементов Д. И.Менделеева. Знаки химических элементов.

Материальность и единство мира. Связь между живой и неживой природой.

6.

Основные сведения о строение атомов. Изотопы

Последствия неуправляемых ядерных реакций могут вызвать экологическую катастрофу (Чернобыльская авария).

13

Простые вещества - металлы и неметаллы. Аллотропия.

Простые вещества полезные и опасные для здоровья человека. ПДК. Озоновый слой Земли.

16.

Количество вещества

Расчетные задачи с экологической направленностью

17.

Молярная масса вещества

Расчетные задачи с экологической направленностью

18.

Молярный объём газообразных веществ

Расчетные задачи с экологической направленностью

19.

Решение задач и упражнений

Расчетные задачи с экологической направленностью

20.

Степень окисления. Составление формул бинарных соединений

Биодоступность и токсичность металлов с переменной степенью окисления зависят от степени окисления

21.

Важнейшие классы бинарных соединений Оксиды и летучие водородные соединения.

Образование кислотных осадков. «Парниковый эффект»

22.

Основания

Применение в химической промышленности (мыло, стекло)

23.

Кислоты

Кислоты в природе.

24.

Соли

Значение некоторых солей для здоровья человека.

28.

Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей. Физические явления.

Современные методы очистки природных вод. Загрязнение вод Мирового океана.

30.

Массовая и объёмная доли компонентов смеси (раствора).

Расчетные задачи с экологической направленностью

33.

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения

Расчетные задачи с экологической направленностью

34.

Типы химических реакций. Реакции разложения

В основе экологических проблем лежат реальные химические процессы

35.

Реакции соединения

Примеры реакций соединения в природе

36.

Реакции замещения

Примеры реакций замещения в природе

37.

Реакции обмена

Примеры реакций обмена в природе

40.

Расчеты по химическим уравнениям реакций

Расчетные задачи с экологической направленностью

43.

Растворение. Растворимость веществ в воде.

Экологические проблемы гидросферы

60.

Обобщение по теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов».

Растворы в природе.

Использование видеофильмов, учитывающих возрастные особенности, производит впечатление на учащихся и повышает их мотивацию к обучению. Для учащихся 8 класса можно использовать материалы «Оксфордской энциклопедии видеофильмов для детей».

Важная роль для объяснения природных явлений и экологических проблем отводится химическому практикуму. Например:

- «Качественное определение остаточного хлора в воде» для чего в одну колбу наливают исследуемую воду, а в другую дистиллированную воду. Далее в каждую колбу добавляют серную кислоту и раствор метилового оранжевого. Если в исследуемой пробе содержание остаточного хлора более 0,1 мг/л, то окраска будет слабее, чем в контрольной колбе.

- «Определение кислотности осадков и почв» и «Определение кислотности почв» с использованием бумажных индикаторов.

В условиях экологизации химического образования возрастает роль расчетных задач с экологическим содержанием. Они дают возможность раскрыть сущность функционирования природных систем и выявить экологические проблемы. Пример задач:

- В сутки человек вдыхает приблизительно 25 кг воздуха. На каждые 100 км пути автомобиль расходует около 1825 кг кислорода. Сколько суток сможет дышать человек воздухом, если одна из машин проедет на 100 км меньше? (Ответ: 347 суток 14 часов 52 минуты).

- На высоте 20-30 км над поверхностью Земли находится слой озона, защищающий все живое от мощного ультрафиолетового излучения. В среднем на каждого жителя Московской области в воздушном пространстве приходится 150 моль озона. Сколько молекул озона, и какая его масса приходится в среднем на жителя Рузы?

Результативность межпредметного подхода в преподавании химии можно оценить с помощью эколого-психологических тестов. Тестирование проводилось в начале учебного года и в конце. При помощи тестов оценивалось отношение учащихся к природе. Данные представлены на диаграмме 1. Этот тест направлен на выявление доминирующей установки в отношении природы. Обычно личность воспринимает природу как объект красоты, как объект изучения, охраны или пользы. Данное исследование показало, что у учащихся преобладает прагматическое отношение к природе, т.е. восприятие природы как источник благ для человека. На втором месте, на начало учебного года, количество учащихся воспринимающих природу как объект красоты. На третьем месте - учащиеся, считающие, что природа это объект охраны, и наименьшее количество считает природу объектом изучения. Введение элементов экологии в преподавание химии повлияло на отношение учащихся к природе. Уменьшилось количество учеников относящихся к природе как объекту пользы и увеличилось считающих, что природу надо охранять и изучать.


Диаграмма 1

Отношение учащихся 8 «А» класса к природе

МЕТОД ПРОЕКТОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Одновременно проводилось тестирование учащихся на развитость экологического сознания. Этот тест позволяет определить склонность к экоцентризму или антропоцентризму. На начало учебного года среди учащихся преобладало антропоцентричное экологическое сознание (диаграмма 2). Природа для них просто окружающая среда полезная для человека. Такие учащиеся не осознают себя частью природы и проявляют потребительское отношение к природе. К сожалению, антропоцентризм в настоящее время широко распространен.


Диаграмма 2

Развитость экологического сознания учащихся 8 «А» класса

МЕТОД ПРОЕКТОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ


Межпредметный подход повлиял на экологическое сознание учащихся. Выявлено смещение сознания из области антропоцентрической в переходное состояние и область экоцентризма. На конец учебного года в классе преобладают учащиеся с переходным состоянием экологического сознания. Это означает, что они находятся на пути к признанию взаимовыгодного единства природы и человека. Такие учащиеся рассматривают необходимость природоохранной деятельности для сохранения природы ради будущих поколений, т.е. все еще рассматривают природу как что-то созданное для человека. Хотя природу необходимо охранять ради ее самой. Природа имеет право существовать вне зависимости от полезности, бесполезности и даже вредности ее для человека. Немного увеличилось количество детей с экоцентричным сознанием, воспринимающих природные объекты как партнеров по взаимодействию с человеком.

Использование интеграции химии и экологии позволило несколько повысить познавательную активность учащихся, которая определялась в соответствии с методикой экспертной оценки познавательной активности учащихся, составленной по материалам опросника, разработанного психологом Пашневым Б.К. (Диаграмма 4). Несмотря на то, что в классе преобладают дети с низкой познавательной активностью, наметилась тенденция к увеличению числа учащихся со средним и даже высоким уровнем.

Диаграмма 4

Познавательная активность учащихся 8 «А» класса

МЕТОД ПРОЕКТОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ



Использование межпредметного подхода в виде интеграции химии и экологии позволяет формировать экологическую культуру и повышает познавательную активность учащихся.

Список литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, М., 2011







10



© 2010-2022