Педагогический совет «Важность процесса адаптации в качественном обучении пятиклассников»

Раздел Завучу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Н.А.Королева, заместитель директора по УВР,

МАОУ «СОШ № 76 имени Д.Е.Васильева»,

Свердловская область, г. Лесной















Педагогический совет

«Важность процесса адаптации в качественном обучении пятиклассников»






2015

Повестка ( Слайд 2):

1.Итоги организации и контроля условий адаптационного периода при переходе с I на II ступень:

  • Администрация школы

  • Результаты физиологического обследования.

Анцигина О.А.,фельдшер

  • Результаты психологического обследования. Мониторинг УУД в соответствии с ФГОС.

Баньщикова Л.А., психолог

  • Результативность контрольных работ по математике и русскому языку.

Канашевская М.С., Пашкова Н.В.,

руководители ШМО

2.Выступление кл.руководителей 5абвг классов

3. Выступление учителей начальной школы

Ход педсовета

  1. (слайд 3)Проблема школьной адаптации остается актуальной и сегодня. Она становится все более очевидной в связи с охраной психического здоровья детей и подростков, рост нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств. Пристальное внимание к школьной адаптации вызвано тем, что, являясь динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем организма, она обеспечивает возрастное развитие и представляет собой процесс формирования механизма приспособления ребенка к новым требованиям и условиям обучения.

(слайд 4) Одна из болевых точек учебного процесса в школе - это адаптация пятиклассников, так как переход учащихся из начального звена обучения в среднее звено вносит изменения в привычную школьную жизнь (слайд 5):

  • кабинетная система

  • большое количество учителей предметников;

  • появляются новые виды домашних заданий;

  • увеличивается количество изучаемых предметов,

  • объем и темп работы на уроке, отличаются от начальной школы;

  • сложность адаптации к учителям.

Школьная адаптация представляет собой процесс формирования механизма приспособления ребенка к требованиям и условиям обучения. Ее результатом может стать как адекватный механизм, приводящий к адаптированности, обеспечивающей успешность последующей учебной деятельности, так и ее неадекватный механизм приспособления ребенка к школе (нарушение учебы, поведения, конфликтные отношения, психогенные заболевания и реакции, повышенный уровень тревожности, искажения в личностном развитии), приводящий к дезадаптированности ребенка.

Чтобы помочь ученику, пришедшему из начальной школы, чувствовать себя комфортно и в школе на втором уровне, высвободить у него интеллектуальные, личностные, физические ресурсы для продолжения успешного обучения и полноценного развития, педагогам, необходимо знать особенности индивидуального развития ребенка, его возможности, потребности и строить учебно-воспитательный процесс в соответствии с ними.

В школе разработана Программа организации адаптационного периода учащихся пятых классов МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 76 имени Д.Е.Васильева» (слайд 6).

Цель, которой - создание педагогических и социально-психологических условий, позволяющих учащимся успешно учиться, функционировать и развиваться в новой системе школьных отношений. Программой обозначены следующие задачи:

-Формирование умений учащихся ориентироваться в новом информационном поле.

- Оказание помощи в освоении нового учебного пространства.

- Организация психолого-педагогического сопровождения учащихся в период адаптации.

Работа по преемственности была начата еще в прошлом учебном году :

с февраля 2015 года был определен состав классных руководителей и
учителей -предметников будущих 5-х классов, которые


  • изучили программы начальных классов, уровень ЗУН учащихся;

  • ознакомились с возрастными особенностями младших школьников,

  • познакомились с уровнем их работоспособности (наблюдение, пробные уроки);

  • изучили систему работы учителя начальных классов: формы и методы ор­ганизации учебной деятельности учащихся, стиль общения и т.п

  • посетили уроки будущих пятиклассников (общее количество - около 15 уроков),

  • будущие классные руководители знакомились с классным коллективом 4-го класса, а также системой внеклассной работы и работы с родителями;

  • организованы практические занятия в 4-х классах психологом .

  • прошла встреча родителей с учителями - предметниками и новым классным руководителем.

В этом учебном году

- составлен план контроля условий по адаптации учащихся 5-х классов
при переходе с первого уровня обучения на второй;

- посещение уроков в 5-х классах членами администрации, педагогом-
психологом, руководителями ШМО, классными руководителями и учителями
начальных классов, работавших в этих классах с последующим педагогическим
анализом

(всего было посещено: 45 уроков членами администрации , 12 уроков -классными руководителями 5-х классов , 25 -учителями бывших выпускных 4-х классов, 7 -педагогом-психологом)

- Пед. лекторий «Как помочь пятикласснику?»

- проведен День открытых дверей для родителей 5-х классов (где родители имели возможность познакомиться с педагогами, наблюдать деятельность детей на уроках, организацию питания в столовой, получить консультацию психолога, решить ряд возникших проблем).

-проведение открытых уроков учителями, работающими в 5-х классах. (Семяшкина О.С, Канашевская М.С, Королева Н.А., Романова О.Б., Лобанова Т.В., Шишацкая С.В., Кабанова Л.П., Демченко О.Ф., Топорков Н.В.).

-проведение входного контроля по математике и русскому языку, проверка техники чтения,

-проведена проверка школьной документации (классных журналов, тетрадей по математике, русскому языку, дневников),

-велось наблюдение за организацией учебного процесса и деятельностью учащихся в урочное и внеурочное время.

- проведена анкета среди родителей пятиклассников по теме «Адаптация пятиклассника в школе».

По итогам работы, проведенной за истекший период, составлены справки.


  1. (слайд 7) В текущем учебном году в школе четыре пятых класса, в которых обучается 105 учащихся: в 5а-28 обучающихся (классный руководитель Е.В.Кочурина), в 5б-28 обучающихся (классный руководитель Т.В.Лобанова.), в 5в - 28 обучающихся (классный руководитель Е.В.Гутникова), в 5г - 21 обучающийся учащихся (классный руководитель О.П.Политова)

(слайд 8). Возрастной состав обучающихся 5х классов. Выступление медицинского работника школы « Результаты физического обследования»

Год рождения

Мальчиков

Девочек

Всего

2003

8

8

16

2004

43

44

87

2005

-

2

2

Всего

51

54

105



(слайд 9) Выступление школьного психолога «Результаты психологического обследования. Мониторинг УУД в соответствии с ФГОС».

Проведение комплексной проверки документации, собеседование с педагогами и учащимися, анкетирование, наблюдение на уроках показали, что большинство учителей стараются использовать для обучения новые формы уроков направленные на развитие творческих способностей учащихся, умения анализировать, мыслить, сравнивать, сопоставлять факты. Большинство учителей уделяют внимание сохранению здоровья детей: проводят физкультминутки, не забывают напоминать о правильной посадке.

Проверка показала, что педагоги имеют календарно-тематическое планирование (рабочие планы) соответствующее образовательным программам МО РФ. В пояснительной записке указаны цели изучения предмета, основные знания и умения, которые должны быть сформированы у учащихся к концу учебного года. Имеют методические материалы, используют учебники, содержащиеся в рекомендациях МО РФ, соответствующие базисному учебному плану. Учащиеся 5 классов на 100% обеспечены учебниками.

В сентябре 2015 года проводились плановые городские контрольные работы по математике и русскому языку. Цель, которых

1) проверить ЗУН учащихся по ключевым темам программы;

2) выявить уровень усвоения знаний по математике и русскому языку, предусмотренных программой;

3) определить уровень готовности учащихся к последующему обучению.

По результатам работ обучающиеся 5-х классов показали, что

(слайд 10) с работой по математике справились обучающиеся удовлетворительно. Отлично справились учащиеся 5б класса. Слабее остальных написали работу обучающиеся 5г класса. Обучающиеся допускают ошибки при выполнение умножения натуральных чисел, приделении с нулем в середине. Все учащиеся, кроме 5г класса знают как находить неизвестные компоненты при решении уравнений.

(слайд 11 ) 92% учащихся справились с работой по русскому языку, которая состояла из 20 заданий в тестовой форме и работой с текстом. 61% на «4-5». Это свидетельствует о достаточной степени подготовленности учащихся 5-х классов к обучению в основной школе.

(слайд 12) Проанализировав результативность обучения в 1 четверти, обнаруживаем небольшое несоответствие ожидаемых и полученных результатов 4 и 5 классов.

Количество отличников и хорошистов

Класс

2014-2015

2015-2016

1 четверть

2014-2015

2015-2016

1 четверть

«5»

«4 и 5»

5 А

4

1

11

9

5 Б

9

4

13

19

5 В

5

3

17

13

1

0

12

9

Всего

19

8

53

50

(слайд 13) Отмечается общее снижение качества на 14%, количество отличников в 2 раза. Это объясняется рядом причин:

1. Большое количество учителей.

2.Кабинетная система.

3. Новые виды домашних заданий.

4.Увеличивается количество изучаемых предметов.

5. Увеличивается объем и темп работы на уроке.

6. Наличие большей свободы и самостоятельности.

7.Личностный контакт с учителями.

(слайд 14) Анкетирование учащихся на выявление отношения к школе.

Опросник «Чувства в школе».

Я испытываю в школе

Да (%)

Спокойствие

24

43

48

90

Усталость

24

7

19

52

Скуку

8

4

15

0

Радость

56

32

56

76

Уверенность в себе

32

43

26

61

Беспокойство

16

11

15

57

Неудовлетворенность собой

12

4

4

47

Раздражение

4

7

4

38

Сомнение

24

4

33

62

Обиду

0

0

0

0

Чувство унижения

12

11

4

0

Страх

4

4

4

0

Тревогу за будущее

20

18

19

14

Благодарность

8

39

33

95

Симпатию к учителям

8

25

4

71

Желание приходить в школу

52

39

41

57

По результатам анкетирования обучающихся видно, что процесс адаптации в 5 -х классах протекает успешно, дезадаптации классов не наблюдается. Дети чувствуют себя в школе спокойно, с радостью и желанием приходят в школу, они уверенны в своих силах Следует отметить, что часть пятиклассников испытывает беспокойство и тревогу, их мучают сомнения в своих силах, они не удовлетворены собой и кроме 5г остальные классы не испытывают симпатию к учителям.

(слайд 15) Выводы: На посещенных уроках в целом прослеживалось умение учителей создавать условия по адаптации пятиклассников: темп и ритм уроков
соответствовал возрастным особенностям, способностям усваивать новое и
закреплять изученное. Хорошая организация уроков достигалась чередованием
видов деятельности, разнообразием заданий и упражнений устного и
письменного характера. В методах и приемах обучения, используемых на
уроках, в большинстве случаев прослеживается преемственность. Большинство учителей с ответственностью и пониманием относятся к работе с детьми в адаптационный период: продуман каждый этап урока, нет безразличия к эмоциональному состоянию ребенка, на уроках царит атмосфера сотрудничества, которой способствует здоровая психологическая обстановка. На уроках видна работа педагогов по развитию общеучебных умений и навыков, а также навыков общения и культуры поведения.

Однако следует отметить, что недостатки, выявленные в прошлом учебном году, имеют место и в этом году:

- не на всех посещенных уроках прослеживалось соблюдение валеологического режима,

- не в полной мере обращается внимание на дифференциацию обучения;

- не на всех посещенных уроках учителя-предметники оценивают сразу ответ ученика, комментируют его и выставляют оценки в дневники учащихся.

2. Наблюдения за деятельностью учащихся 5-х классов показали, что
- учащиеся успешно освоили кабинетную организацию учебного процесса,
-пятиклассники принимают педагогов с различными стилями

педагогической деятельности и их требования,

- большинство учащихся проявляет самостоятельность в организации учебной деятельности,

- наблюдается активность, устойчивая организованность и работоспособность детей на уроках.

  1. Проверка классных журналов показала, что классные руководители
    ответственно подходят к ведению школьной документации, большинство
    учителей-предметников своевременно, аккуратно и правильно оформляют
    записи, вносят оценки.

  2. В ходе проверки рабочих тетрадей и тетрадей для контрольных работ
    по математике и русскому языку выявлено, что тетради проверяются учителями
    регулярно. В целом, состояние проверки тетрадей находится на
    удовлетворительном уровне. Прослеживается работа педагогов по работе над
    ошибками. Вместе с тем, не достаточна работа по дифференциации заданий.

5. Проверка дневников учащихся 5-х классов показала, что работа
классных руководителей в этом направлении ведется в системе. Наблюдается
система выставления оценок учителями-предметниками, но есть случаи неподтверждения оценки подписью учителя. Слабый контроль за записью домашнего задания на уроке со стороны учителей-предметников

Рекомендации учителям - предметникам:

(слайд 16) 1. Учителям начальных классов проанализировать итоги контрольных работ по математике и русскому языку пятиклассников.

Отв. Михайлова Е.С., ( до 20.11.15)

2. В целях повышения качества преподавания в 5 классах необходимо:

- использовать базовые технологии ФГОС

- групповые формы работы

- системно - деятельностный подход к организации урока

- разнообразные формы оценивания.

(слайд 17) 3. В целях обеспечения личностно-ориентированного подхода к учащимся педагогам необходимо:

- дифференцировать объём и сложность содержания задания в соответствии с возможностями ученика как в классе, так и дома;

- отбирать формы, методы приёмы, средства, темп обучения в соответствии с возрастными особенностями школьников;

  • психологу вести в течение всего учебного года наблюдения за тревожностью и стрессовыми ситуациями в 5 классах.

4. Уделять особое внимание организации учебного процесса школьника:

- готовность к уроку (наличие необходимых учебно-письменных принадлежностей, порядок на парте);

  • правильность оформления тетради, различных видов работ; требования к ведению дневника.

5.Урок заканчивать со звонком, не задерживать детей.

(слайд 18) 6. Домашнее задание не оставлять на самый конец урока - его надо прокомментировать, дать инструкции по оформлению.

Помните правило: домашняя работа должна приносить чувство удовлетворения ученику, стимулировать успех. Не перегружайте детей заданиями, дифференцируйте их.

7. Соблюдать валеологические требования в процессе обучения (чередование видов деятельности, физкультминутки для расслабления в середине урока, следить за осанкой, проветривать кабинет перед уроком, запускать детей в кабинет до звонка).

8.Учащиеся должны знать свои права и обязанности, правила поведения в кабинетах, правила по технике безопасности, правила дежурных.

Отв. Учителя предметники (в течение года)

9. Руководителям ШМО организовать работы по взаимопосещению уроков с целью обобщения и распространения положительного опыта


© 2010-2022