• Преподавателю
  • Директору, завучу
  • Интеграция урочной и внеурочной деятельности на уровне среднего общего образования в рамках опережающего введения ФГОС, ее роль и место в образовательном пространстве Лицея им. Г. Ф. Атякшева

Интеграция урочной и внеурочной деятельности на уровне среднего общего образования в рамках опережающего введения ФГОС, ее роль и место в образовательном пространстве Лицея им. Г. Ф. Атякшева

Интегративный подход в образовании рассматривается как взаимодействие субъектов образовательного процесса, направленное на организацию и осуществление поисковой деятельности учащихся, активное и самостоятельное приобретение ими знаний и овладение способами применения в различных ситуациях. Реализация интегративного подхода в учебном процессе предполагает создание условий для самораскрытия и самореализации потенциальных возможностей обучающихся, развитие способности к сотрудничеству, общению, эф...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИИнтеграция урочной и внеурочной деятельности на уровне среднего общего образования в рамках опережающего введения ФГОС, ее роль и место в образовательном пространстве Лицея им. Г.Ф. Атякшева.нтеграция урочной и внеурочной деятельности на уровне среднего общего образования в рамках опережающего введения ФГОС, ее роль и место в образовательном пространстве Лицея им. Г.Ф. Атякшева.


Евгения Алдабергеновна Лукина,

заместитель директора

Лицея им. Г.Ф. Атякшева



Введение


Интегративный подход в образовании рассматривается как взаимодействие субъектов образовательного процесса, направленное на организацию и осуществление поисковой деятельности учащихся, активное и самостоятельное приобретение ими знаний и овладение способами применения в различных ситуациях. Реализация интегративного подхода в учебном процессе предполагает создание условий для самораскрытия и самореализации потенциальных возможностей обучающихся, развитие способности к сотрудничеству, общению, эффективному построению межличностных отношений, что востребовано в современном обществе.

Стандарты нового поколения основаны на формировании общих и предметных компетенций у обучающихся. Процесс формирования компетенций у обучающихся представляет собой образование сложного интегрального продукта, задачу создания которого, невозможно решить средствами только одного какого - либо предмета. Необходимо выстроить целостную педагогическую систему, способную объединить усилия педагогов по реализации компетентностного подхода. Поэтому организацию внеурочной деятельности в Лицее мы видим в интеграции основного общего и дополнительного образования. Тем более что в Концепции модернизации Российского образования детей подчеркивается важность взаимодействия образования и культуры, школы и учреждений дополнительного образования и дополнительного образования внутри образовательного учреждения. Кроме того, переход на профильное обучение также предполагает интеграцию школы с дополнительным образованием.

В стандартах СОО четко прописано, что основная образовательная программа определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени среднего (полного) общего образования и реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Все это определяет необходимость постановки новых стратегических задач в организации воспитательной работы в условиях общего образования.

Проблемный анализ существующей ситуации позволяет сделать вывод, что определенные шаги по интеграции урочной и внеурочной деятельности через интеграцию основного и дополнительного образования уже сделаны, однако они не всегда имеют плановый системный характер. Так, в Лицее есть блок дополнительного образования, который реализует программы дополнительного образования:

  • Общеобразовательные программы социально-педагогической направленности;

  • Общеобразовательные программы художественной направленности;

  • Общеобразовательные программы спортивно-технической направленности;

  • Общеобразовательные программы физкультурно-спортивной направленности.

В осенние и весенние каникулы на базе школьного лицейского лагеря работает Школа олимпийского резерва. Лицеисты, в целом, показывают достойный результат на муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников, что свидетельствует о высоком интеллектуальном потенциале учащихся школы олимпийского резерва.

В течение 2-х лет на базе лицейского лагеря организуется работа профильной смены, основной целью которой является удовлетворение запросов учащихся и их родителей по качественной подготовке по отдельным предметам. В 2012-2013 учебном году профильную смену проводили преподаватели УрГЭУ, в 2013-2014 работали силами собственного педагогического коллектива.

Наряду с вышеперечисленными программами в Лицее реализуется программа профессиональной подготовки, на основании которой выпускникам присваивается квалификация оператора электронно-вычислительных и вычислительных машин (код 16199).

В рамках работы блока дополнительного образования работает ЛИТЦ, выпускается газета «Лицеист». Периодически блоком дополнительного образования проводятся мероприятия, которые носят характер интеграции между основным и дополнительным образованием.

В Лицее проводятся интересные предметные недели, которые рассматриваются как звенья общей цепочки интегрированного процесса. Это существенное отличие по отношению к предметным неделям еще год назад, когда они рассматривались как отдельные, обособленные от интеграционного процесса звенья.

Как положительный фактор можно рассматривать работу научного ученического общества «Интеллект » и его результативность на муниципальном (доля призовых мест на научно-практических конференциях в течение 3-х лет выше 65%) и других уровнях. Но отрабатывая механизм организации деятельности исследовательских лабораторий на уровне среднего общего образования, можно существенно усилить и работу общества и результаты на научно-практических конференциях.

Приоритетным направлением деятельности школы является совершенствование системы работы, направленное на сохранение и укрепление здоровья детей и привития навыков здорового образа жизни. Спортивные залы, военно-спортивный городок, стадион, тир - всё это свидетельствует о том, что в школе есть все условия для проведения спортивно-оздоровительных мероприятий. Действуют спортивные секции по баскетболу, волейболу, футболу, шахматный клуб.

Здоровьесбережение учащихся - это Дни здоровья, спортивные праздники и соревнования, туристические походы, уроки здоровья, утренняя гимнастика и динамическая пауза в начальной школе, это летние оздоровительное лагеря, детские площадки по месту жительства.

Одно из важнейших направлений деятельности по созданию условий для самореализации личности мы осуществляем через элективные курсы, предпрофильное и профильное обучение в общем образовании, организацией работы исследовательских лабораторий по предметным областям, через организацию занятий в «Абитур-классе» на уровне среднего общего образования, вариативную систему дополнительного образования и ученическое самоуправление - в воспитательной системе. Направления воспитывающей деятельности аналогичны направленностям дополнительного образования, а занятия в объединениях - одна из форм воспитательной работы на уровне класса, школы и социума.

В Лицее используются разнообразные формы взаимодействия школы с различными социальными партнерами, что является основным фактором формирования образовательной среды Лицея. Так, нашими партнерами является Югорский Политехнический колледж, с которым мы сотрудничаем при проведении элективных курсов «Профессиональные пробы». В перспективе мы планируем сотрудничать с ними и на уровне средней школы через создание сетевого взаимодействия по таким модулям, как «робототехника», «прикладная физика», «экономика», «прикладная математика». У Лицея достаточно сильная материально-техническая база, сопровождающая образовательный процесс.

Лицей является пилотной и стажерской площадкой при опережающем введении ФГОС на уровне основного общего образования. В течение 2013-2014 учебного года на базе Лицея функционировали педагогические лаборатории: «Компетентностно-ориентированное задание основа образовательных результатов в условиях введения ФГОС»; «Инструменты развития таланта личности и мастерства учителя (методический конструктор урока)»; «Технологии дистанционного обучения»; «Оценка качества образования в свете введения ФГОС ООО». Опыт работы пилотной площадки по деятельности Управляющего совета Лицея представлен на окружном совещании педагогических работников ОУ «Стратегические изменения системы образования в Югре, ориентированные на индивидуальное развитие и становление личности. 8 педагогических работников прошли дистанционные курсы повышения квалификации по теме «Организация тьюторского сопровождения повышения квалификации на стажировочных площадках, реализующих ФГОС ООО». Это говорит о том, что в Лицее накоплен и продолжает пополнятся положительный опыт по введению ФГОС и направлен он на решение приоритетных задач муниципальной системы образования.

Анализ проблем и возможностей Лицея в совокупности с ценностными ориентирами педагогического коллектива позволили определить следующие цели и задачи интеграции урочной и внеурочной деятельности:

Цель: создание единой образовательной среды (оптимальных организационно-педагогических условий), способствующей обеспечению доступности качественного образования, становлению и развитию социальной активности учащихся средней школы, сохранению и укреплению здоровья всех участников образовательного процесса в течение 2014-2016г.г. через интеграцию урочной и внеурочной деятельности.

Задачи:

  • разработать и апробировать модель механизма интеграции урочной и внеурочной деятельности;

  • разработать нормативно-правовую базу по организации и реализации внеурочной деятельности старших школьников;

  • разработать программно-методическое обеспечение реализации направлений внеурочной деятельности;

  • продолжить методическую подготовку педагогов-предметников и педагогов дополнительного образования;

  • изучить и апробировать методы и формы организации внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения на уровне среднего общего образования;

  • определить критерии эффективности интеграции урочной и внеурочной деятельности;

Замысел

Основной замысел интеграции заключается в конструировании учебного плана на уровне среднего общего образования, перераспределении учебного времени, планировании двух параллельно идущих процессов в режиме поиска точек соприкосновения и проведения интегрированных мероприятий, т.е. встраивание двух процессов друг в друга в ходе реализации основной образовательной программы.

В основе реализации интеграции лежит модель, реализующаяся в двух взаимосвязанных аспектах:

  1. Содержательный аспект. Осуществление межпредметных связей, создание интегрированных программ, включение в образовательные программы элементов дополнительного образования, углубленное изучение предметов, реализация различных проектов, модульное построение программ учебных предметов.

  2. Организационный аспект. Организация межпредметной кафедры - кафедра внеурочной, внеучебной деятельности, существование и функциональная составляющая которой направлена на интеграцию.

Переход от классно-урочной модели проведения занятий к созданию и увеличению разновозрастных групп через работу кружков, студий, мастерских, лабораторий, ресурсных центров и т.д. Акцентирование внимания на сетевое взаимодействие с внешними партнерами. В рамках перехода на интегративную модель будет организована работа исследовательских лабораторий по предметным областям, а также работа «Абитур - класса».

Внеурочная деятельность позволяет в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего образования. В основе организации внеурочной деятельности обучающихся используется модель дополнительного образования внеурочной деятельности.

Данная модель опирается на преимущественное использование потенциала внутришкольного дополнительного образования и на сотрудничество с учреждениями дополнительного образования детей.

Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей в части создания условий для развития творческих интересов старшеклассников и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.

Связующим звеном между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием детей выступают такие формы ее реализации, как факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору. Вместе с тем внеурочная деятельность в рамках ФГОС СОО направлена, в первую очередь, на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования. А дополнительное образование детей предполагает, прежде всего, реализацию дополнительных образовательных программ. Поэтому основными критериями для отнесения той или иной образовательной деятельности к внеурочной выступают цели и задачи этой деятельности, а также ее содержание и методы работы.

Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Содержание занятий формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и направляется на реализацию различных форм её организации, отличных от урочной системы обучения, таких, как кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, дебаты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, научные исследования, общественно полезные практики и т.д.

Вся интеграция урочной и внеурочной деятельности будет основываться на следующих принципах:

  • Преемственность НОО, ООО, СОО и высшего образования;

  • Сетевое взаимодействие (другие образовательные учреждения, в том числе ЮПК);

  • Организация работы профильных смен в рамках работы лагеря;

  • Взаимодействие с УрФУ (кафедра энергетики), УрГЭУ, ВУЗами г. Советский;

  • Модульная организация образовательного процесса;

  • Профориентационная составляющая.

Ожидаемые результаты интеграции урочной и внеурочной деятельности

  • личностный рост учащихся (формирование цен­ностных ориентаций, рост об­разовательной мотивации в подростковом возрасте, способность к построению жизненной образователь­ной стратегии);

  • образовательные достижения учащихся (способ­ность к выбору, умение организовывать учебно-позна­вательную деятельность, рост презентативных навыков, умений работать в команде, развитие исследовательской и про­ектной компетентности);

  • рост профессионально-педагогического потен­циала коллектива Лицея (овладение новыми педагогическими технологиями, компенсация про­фессионального выгорания, создание творческих ла­бораторий, рост инновационного потенциала);

  • оптимизация использования ресурсов (экономия временного ресурса за счет интеграции основного и дополнительного образования, повышение коэф­фициента продуктивного использования помещений и техники, повышение доступности дополнитель­ного образования для детей за счет вариативности форматов, полноценное использованию кадровых ресурсов за счет совмещения различных професси­онально-ролевых функций, создание условий для пе­рехода на новые принципы нормирования педагоги­ческого труда);

  • построение новых управленческих технологий (встраивание в образовательную программу и все цик­лограммы Лицея программ и проектов дополнительного образования);

  • разработка новых технологий мониторинга ка­чества (учет в образовательном процессе достиже­ний учащихся);

  • совершенствование научно-методического со­провождения образовательного процесса (разра­ботка пакета методического обеспечения).

  • создание нормативно-правовой базы по организации и реализации внеурочной деятельности;

  • создание условий для удовлетворения образовательных запросов обучающихся, родителей;

  • внедрение и реализация инновационных методов и форм организации внеурочной деятельности, способствующие раскрытию индивидуальных способностей ребенка;

  • достижение положительной динамики удовлетворенности участников образовательного процесса условиями, процессами, результатами, качеством предоставляемых услуг.

В перспективе, методическим продуктом интегративного процесса будет:

  • пакет нормативно-правовых документов по введению ФГОС на уровне СОО;

  • сборник методических материалов по введению ФГОС на уровне СОО;

  • сетевая модель взаимодействия с организациями и учреждениями социума;

  • информационно-методический банк интегрированных программ.


© 2010-2022