Статья Организация учебно-воспитательного процесса с детьми с особыми образовательными потребностями

Данная статья посвящена опыту работы по организации работы с детьми с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе. В настоящее время инклюзивное образование интенсивно входит в практику всех стран мира и ставит перед образовательной системой ряд сложных вопросов и задач. Цель нашей школы направлена на формирование интеллектуального, физически духовно развитого гражданина Республики Казахстан, удовлетворяющего его потребности в получении образования, способной адаптироватьс...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организации учебно-воспитательного процесса в работе с детьми с особыми образовательными способностями

Загитова С.Н., сертифицированный учитель 1 уровня

В настоящее время инклюзивное образование, становясь реальностью, интенсивно входит в практику всех стран мира и ставит перед образовательной системой ряд сложных вопросов и задач.

В отличие от зарубежной системы образования, в которой инклюзия имеет богатый опыт и законодательное закрепление, инклюзивная практика в Казахстане только начинает складываться и развиваться. В современных социально-политических условиях республики Казахстан главными стали задачи построения новых отношений между личностью, обществом и государством (Программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы.-Астана, 2008). Поэтому ведется поиск оптимальных путей социализации, воспитания, образования, социальной поддержки лиц с ограниченными возможностями.

В последние годы наблюдается увеличение числа детей, нуждающихся в специальном обучении. По данным ЮНЕСКО около 10% населения земного шара является инвалидами. Проблема инклюзивного образования достаточно актуальна, поэтому необходима государственная поддержка создаваемой модели в республике Казахстан. Пока только разработан проект концепции развития инклюзивного образования в республике Казахстан.

В рамках программы до 2020 года доля детей, охваченных инклюзивным образованием, от общего количества детей с ограниченными возможностями в развитии должна составить 50%. Пока в стране появились лишь первые примеры обучения таких детей в общеобразовательных школах. Особо важной становится проблема профессионально-личностной характеристики современного педагога, особенно в условиях инклюзивного образования.

На сегодняшний день реалии жизни таковы, что востребованными оказываются люди, способные откликаться на возникающие перед обществом проблемы, умеющие системно мыслить, анализировать, сравнивать, делать свои выводы, а также практически решать возникающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Поэтому цель нашей школы направлена на формирование интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина РК, удовлетворяющего его потребности в получении образования, развитие конкурентноспособной личности, способной адаптироваться в социуме.

Таким образом, для успешного моделирования учебно-воспитательного пространства все усилия педагогов школы направлены на выполнение социального заказа общества.

В нашей школе имеется большой контингент обучающихся 1264 ученика, детей - инвалидов -9, ЗПР -7. Учащиеся занимают призовые места в области и районе в олимпиадах, интеллектуальных играх. Однако есть и проблемы. Например, в классах с большой накопляемостью учащихся (24-26 учащихся в классах) имеются дети с особыми образовательными потребностями, поэтому все это создает трудности при обучении и преподавании в классах.

Педагогический состав педагогов 97 учителей. В школе сложился профессионально-грамотный, творческий, работоспособный педагогический коллектив. Из 97 педагогов высшей категории 24, первой 27,второй 22 и без категории 24 учителя. Образовательный уровень педагогов с высшим образованием составляет 88 (87%) и 9 (13%) учителей со средне специальным образованием. В ежегодном рейтинге результативности общеобразовательных учреждений школа стабильно занимает первое место после гимназии.

Так как миссия нашей школы - адаптация, подготовка и социализация обучающихся к жизни в современном обществе, то упор делается на такие основные моменты как - здоровый образ жизни, овладение современными знаниями. Воспитательные функции в школе выполняют все участники образовательного процесса: администрация, педагоги, психолог, социальный педагог, логопед, родители.

Приоритетная цель развития нашей школы это создание доступной образовательной среды, равных возможностей для качественного образования обучающихся, их самоопределения и самореализации через внедрение ИКТ и образовательного мониторинга. Поэтому школой уделяется большое внимание работе с одаренными детьми, но мало уделяется внимание удовлетворению образовательных потребностей детям - инвалидам.

Согласно долгосрочной цели школы т.е. развитие личностного роста обучающихся, повышение профессиональной компетентности педагогов и выполнение образовательного заказа родителей, общества, администрация и весь персонал школы должны работать целенаправленно на обучение всех категорий обучающихся. Поэтому остро встает вопрос качества самого процесса включения детей с особыми образовательными потребностями, профессиональной оценки его эффективности относительно различных категорий детей.

Каким образом решить эту проблему? Считаю, что именно Кембриджская программа поможет изменить ситуацию в школе. В нашей школе прошли уровневую подготовку 8 учителей из 97: 1 учитель 2 уровня и 8 учителей 3 уровня. Это будет способствовать развитию школы через обучение учителей нашей школы лидерству в классе, в школе и в сети школ, поменяется их образ мышления, методы и подходы работы и учителя смогут использовать другой инструментарий для работы.

Сегодня современные подходы в преподавании и обучении требуют учитывать обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников на основе когнитивных теорий обучения. Учителям необходимо поддерживать обучение в соответствии с их ЗБР. Л.С.Выготский выдвинул на первый план важность социального взаимодействия в развитии познавательных способностей. И именно это необходимо нашей школе для того, чтобы увидеть каждого ученика, его ближайшую зону развития и включить каждого в процесс обучения, создать условия для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями.

Как происходит процесс «включения» детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе? Как происходит организация учебно-воспитательного процесса с детьми с особыми образовательными потребностями в нашей школе?

С какими барьерами встречаются учителя в процессе интеграции таких детей в массовую школу?

Процесс «включения» детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе является актуальным для нашей школы, так как приоритетным направлением развития нашей школы является именно создание доступной образовательной среды, равных возможностей для качественного образования обучающихся, их самоопределения и самореализации.

Вопросом исследования в действии (начиная с сентября) для меня является «Как создание доступной образовательной среды влияет на развитие познавательных способностей учащихся в школе».

Цель исследования:

  • выяснить взаимосвязь между созданием доступной образовательной среды и развитием познавательных способностей учащихся с особыми образовательными способностями.

Задачи исследования:

  • изучить образовательные потребности учащихся с ограниченными возможностями здоровья различных категорий

  • повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах обучения и развития детей данных категорий

  • вести преподавание и обучение в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учеников

  • вовлечь в процесс обучения психолога, логопеда и родителей

Ожидаемый результат:

  • учителя будут иметь знания об особенностях взаимодействия и способах обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

  • учителя смогут правильно организовать образовательный процесс, который обеспечит ребенку обучение в среде сверстников по стандартным программам с учетом его особых общеобразовательных потребностей

  • в школе будут созданы условия для качественного обучения детей.

Я предполагаю, что это возможно решить посредством профессионального обучения и развития учителей, т.е.

  • непрерывное профессиональное развитие (обеспечение ресурсами, учебными материалами, совместное планирование, координация и оценивание, разработка целей и прогнозирование результатов),

  • участие в конструктивном обсуждении посредством проведения коучингов,

  • внедрение новых подходов в обучение и преподавание (в соответствии с возрастными особенностями учащихся).

В своем исследовании я применила такие методы, как теоретический - изучение научной литературы по данной теме, изучение темы в Интернете, так и эмпирический - анкеты, наблюдения, опрос, анализ.

Тема в научной литературе, на мой взгляд, освещена достаточно. Инклюзия охватывает глубокие социальные процессы школы: создается моральная, материальная, педагогическая среда, адаптированная к образовательным потребностям любого ребенка. Такая среда создается только при тесном сотрудничестве с родителями, в сплоченном взаимодействии всех участников образовательного процесса. В такой среде должны работать люди, готовые изменяться вместе с ребенком и ради ребенка, причем не только «особенного», но и самого обычного.

Как известно, сущностью инклюзивного образования является:

  • все дети должны быть включены в образовательную и социальную жизнь школы

  • удовлетворение образовательных потребностей каждого

  • обеспечить поддержку детям и не только детям-инвалидам, которая позволит им быть успешным, ощутить свою безопасность.

Изучив теоретический материал и обсудив тему своего исследования с руководством школы и своими коллегами, я перешла к практическим действиям по реализации идеи создания доступной образовательной среды, равных возможностей для качественного образования обучающихся через развитие познавательных способностей с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.

Согласно плана развития школы на период практики я наметила следующие шаги по управлению процессом внедрения преобразований:

1.Выступление на педсовете «Профессиональное развитие учителей как средство достижения образовательных целей обучения и преподавания»

2.Определение стартовых условий школы и перспектив в развитии

3.Опрос педагогов, родителей, учащихся с целью выявления мнения о возможности совместного обучения здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья

4.Собрание родителей 7-х классов с целью информированности об инклюзивном образовании в Казахстане и зарубежом, о воспитании толерантного отношения детей к таким детям

4.Встреча с родителями ученика с особыми образовательными потребностями (7 «Г» кл)

5.Совещание при директоре с целью обсуждения полученных результатов

6.Коучинг «Внедрение инклюзивного образования в школу». Цель:

Формирование знаний учителей по основам инклюзивного обучения.

7.Менторинг подопечного учителя (7 «Г» класс)

8.Консультирование учителей, работающих в 7 «Г» классе

9.Коучинг по среднесрочному планированию. Цель:

Формирование знаний и практических умений учителей по вопросам среднесрочного планирования серии последовательных уроков с интеграцией семи модулей в практику обучения и преподавания в классе. Наблюдение лидера за проведением коучинг сессии, знакомящихся с новыми подходами в обучении и преподавании в соответствии с внедрением инклюзивного образования в школе.

10.Наблюдение за подопечным, внедряющим новые подходы в обучении (учитель 3 уровня)

11.Совместная работа с психологом школы

12.Совместная работа с логопедом школы

13.Совместная работа с родителями ученика 7 «Г» класса

14.Коучинг - семинар: «Инклюзивное образование: за и против». Цель: создание сетевого сообщества

15.Создание сетевого сообщества

16. Разработка собственного сайта

На встрече с администрацией школы, руководителями методических объединений, учителями 2, 3 уровней мы обсудили полученные данные и решили внести изменения в практику обучения и преподавания. При обсуждении организовалась мобильная группа из учителей предметников и сертифицированных учителей 2 и 3 уровней.

Привлечение администрации оказалось полезной для работы. Директор предложила выступить на заседании педагогического совета «Профессиональное развитие учителей как средство достижения образовательных целей обучения и преподавания» с информацией о новых подходах в обучении.

Проведение анкетирования и небольшой опрос показали, что тема исследования для школы актуальна, так как проблема организации урока, «включения» таких детей в общеобразовательный процесс значим для педагогов и они испытывают затруднения, барьеры.

Сегодня инклюзивное образование предъявляет особые требования к профессиональной и личной подготовке педагогов (предметные, психолого-педагогические и методические знания, умения и навыки), поэтому учителя поняли, в чем отличие инклюзивного образования от традиционных форм образования.

Процесс менторинга стал и становится значимым и плодотворным как с моей стороны так и для подопечных. В качестве ментора я выступила у двух коллег, так как я планировала наблюдение за 2 учениками с особыми образовательными потребностями из 3 и 7 класса.

Этот процесс, процесс внедрения изменений практики не может быть успешным, если не спланировать работу с психологом школы. В рамках психологической подготовке учителя был сделан упор на умение учителя вести, анализировать данные психолого-педагогических наблюдений за детьми, учитывать их возрастные особенности и затем строить свой урок.

Действенной оказалась работа логопеда школы. Были спланированы индивидуальные занятия с учениками, которые нуждались в речевом сопровождении. Кроме того логопед оказала методическую помощь учителям в работе с такими детьми по преодолению трудностей в речевом развитии. Консультирование учителей оказалось продуктивным, так как учителя обменялись мнениями по работе с «особенными» детьми и своим собственным опытом работы и с какими трудностями они встретились в прошлом году. Логопед и психолог школы дали рекомендации по работе с учениками.

Привлечение родителей к данной теме имело хорошее плодотворное сотрудничество. Составили совместный план дальнейшего сопровождения данного ребенка со стороны логопеда, психолога и провели консультирование учителей-предметников.

Что же касается профессионального развития учителей, то в этом отношении проведение коуч сессий дало положительные результаты работы для всей группы и школы в целом.

С помощью коуч-сессий было проведено профессиональное обучение и развития учителей нашей школы, с целью формирования знаний по основам инклюзивного образования, практических знаний и умений по вопросам среднесрочного планирования с интеграцией семи модулей в практику преподавания и обучения и разработке серии уроков.

А что касается методов и подходов в работе с детьми с особыми образовательными потребностями, то был организован и проведен семинар «Инклюзивное образование за и против» с приглашением опытных учителей из других школ, логопеда из сш №9, психологов из сш№12, которые поделились опытом работы по организации проведения уроков, с методами и подходами работы, «вовлечения» «особенных» детей в процесс преподавания и обучения. Учителя получили консультацию опытного учителя. Работа прошла достаточно мобильно и эффективно. Такой семинар оказался результативным, об этом высказали свое мнение логопед сш№9, учителя нашей школы.

Таким образом, согласно плана, была организована работа по профессиональному развитию педагогов по инклюзивному образованию:

  • учителя умеют правильно организовать процесс обучения с учетом образовательных потребностей и возрастных особенностей; и разрабатывать уроки с интеграцией семи модулей в процесс преподавания и обучения.

  • сопровождение «особенных» детей осуществилось через психолога, логопеда, учителей-предметников, классного руководителя, родителей;

  • В школе создано профессиональное сообщество учителей.

Необходимо:

  • Обучать учителей новым подходам обучения и преподавания, научить разрабатывать уроки с интеграцией семи модулей в процесс преподавания и обучения;

  • дальнейшее профессиональное развитие педагогов при их участие в сетевом профессиональном сообществе, а именно в он-лайн конференциях, семинарах, уроках.

Изменения, которые произойдут в сознании учителей, можно будет увидеть только через время после внедрения изменений практики преподавания и обучения. Нужно время, чтобы знания учителей стали убеждениями и ценностями. У нас в школе есть учителя 2, 3 уровней (9 педагогов), носителей новых образовательных ценностей, учителя, которые умеют учиться сами и обучать других. Огромная ответственность ляжет на лидера, на учителя 2 уровня, на директора, администрацию и команду учителей 3 уровня в преобразовании практики преподавания и обучения. Убеждена, что ценности учителей 1, 2, 3 уровней изменят сознание учителей в каждой школе.


8


© 2010-2022