- Преподавателю
- Директору, завучу
- Программа детского движения Друг
Программа детского движения Друг
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Журавлева Н.В. |
Дата | 10.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Утверждаю:
Директор МОУ
«Гимназия п. Нижний Куранах»
__________/Р.С. Улыбина/
Программа
организации детского самоуправления "ДРУГ"
-
Пояснительная записка
Подготовка школьников к общению понимается как формирование у школьников интеллектуальной, психической и социальной готовности к эффективному участию в общении и как освоение способов практической реализации этой готовности.
Оптимальным временем подготовки человека к общению является детство и школьные годы. В этом возрасте человек наиболее восприимчив к обучению, как правило, легко и наиболее устойчиво усваивает установки, умения, стереотипы в сфере общения.
В том или ином аспекте вопросы подготовки и обучения общению затрагивают различные дисциплины: этику, психологию, теорию управления, театральную педагогику, психотерапию и др. В силу специфики этих предметов они не могут быть прямо перенесены в сферу воспитания школьников, но могут быть использованы в ней в модифицированном виде.
Важнейшим аспектом подготовки учащихся к общению является формирование у них социально ценных установок в сфере общения: отношения к каждому партнеру по общению как к цели, а не как к средству; интерес к самому процессу общения, а не только к его результату; отношение к общению как к диалогу, а не монологу; терпимость к мелким недостаткам партнеров; терпимость к идеям партнера; ориентация на то, чтобы в процессе общения не только получать самому, но и как можно больше отдавать партнерам.
Формирование социальных установок в сфере общения становится реальным тогда, когда оно осуществляется в процессе всей учебно-воспитательной работы школы и непосредственно связано с теми установками, которые реализуют педагоги в своем общении с учащимися.
Эффективным путем формирования социальных установок учащихся в сфере общения является такая распространенная форма организации жизнедеятельности ученических коллективов.
Становление гражданской позиции невозможно только через передачу знаний об обществе. Важнейшим источником гражданского сознания и поведения является опыт гражданской жизни, который школьник получает в школе.
Главной целью является стимулирование и создание в школах структур и видов деятельности, в которых бы практически возникали и развивались гражданские качества и умение школьников.
Проблема самосовершенствования личности не может быть решена достаточно полно без практической самоутверждающей деятельности этой личности. Рано или поздно ученики и родители поймут, что хорошая школа не может заниматься только обучением. Хорошая школа должна помочь ребятам стать активными гражданами общества, и тогда они смогут добиваться успеха в жизни.
Проблема:
Как повысить социальную активность, самоорганизованность и самореализацию учащихся?
Одним из путей решения этой проблемы является развитие детских объединений и ученического самоуправления, которое дает возможность самовыражения, самоопределения, самореализации подростка в той или иной деятельности путем включения его в различные социальные отношения.
"Самоуправление нельзя "дать", нельзя "взять", нельзя "ввести". Его необходимо годами вырабатывать и отрабатывать".
Потребность детей в самореализации, мобильность педагогического коллектива, демократический стиль управления - отправная точка развития ученического самоуправления в школе. Процесс полноценного развития ученического самоуправления обязательно должен сопровождаться осознанной поддержкой педагогического и родительского коллективов школы. Однако, как относиться педагогу к детскому самоуправлению сегодня? Какова его роль и позиция в этом процессе? Какие формы работы позволяют построить максимально-эффективное взаимодействие взрослых и детей? В работе с детским коллективом по развитию ученического самоуправления руководитель школы, его заместители, педагоги, классные руководители и родители выполняют особо важные функции - функции сотрудничества и воодушевления, сплочения и поддержки, организации и вдохновения. Развитие ученического самоуправления является основой воспитательной системы нашей школы. Самоуправление способствует формированию саморазвивающейся личности, воспитывает у школьников демократическую культуру, гражданственность, стимулирует ребенка к социальному творчеству, умению действовать в интересах совершенствования своей личности, общества, Отечества.
В 2010 - 2011учебном году в начальной школе начнет действовать Демократическая Республика Увлечённых Граждан "ДРУГ", реализуя данную программу.
-
Концептуальные основы построения деятельности республики
В программе делается основной акцент на создание условий для приобретения ребенком социально-значимого опыта, направленного на определение перспектив собственного развития. Параллельно детьми приобретаются такие необходимые качества, как:
-
взаимопомощь и взаимоподдержка;
-
развитие коммуникативных способностей;
-
формирование организаторских и лидерских качеств;
-
взаимообучение через постижение новых педагогических, исполнительских, управленческих и других технологий, носителями которых являются участники.
С помощью специально смоделированных ситуаций, с созданной психологической атмосферы, атмосферы сотрудничества и равноправного партнерства между всеми участниками программа способствует раскрытию творческого потенциала ребенка, самораскрытию и саморазвитию учащихся. Таким образом, создаются условия для самостоятельной работы, совместного поиска, своевременного одобрения творческих идей, а также более успешной социализации детей.
-
Общая характеристика программы
3.1. Цель программы:
-
развитие и сплочение ученического коллектива, повышение его роли в формировании личности;
-
создание условий для повышения уровня социальной активности, самоорганизации и самореализации учащихся начальных классов при развитии ученического самоуправления;
-
повышение профессиональной компетентности педагогов.
3.2. Задачи:
-
развитие коммуникативных способностей учащихся;
-
приобретения социокультурного опыта саморазвития, самосовершенствования в практике жизнедеятельности организации и перенос этого опыта в свое жизненное пространство;
-
создание в школе воспитательной среды, обеспечивающей условия для самоутверждения, самостоятельности, инициативы учащихся;
-
организация содружества и сотворчества учащихся и взрослых;
-
дача знаний учащимся по проблемам самоуправления;
-
формирование у учащихся готовности совершенствовать свою личность;
-
создание условия для развития способностей и интересов членов ученического коллектива;
-
воспитание положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни, законам государства, развить гражданскую и социальную ответственности за самого себя, свою семью, окружающих, общества и Отечества;
-
овладение новыми технологиями воспитания
Решая задачи создания пространства, организованного для включения учащихся в творчески развивающую деятельность, постижения самоценности собственной личности, осознания своей роли в жизни коллектива, педагоги опираются на принципы образовательной деятельности.
3.3. Основные принципы программы:
-
принцип участия и активности, который предполагает: привлечение детей к непосредственному и сознательному участию в целенаправленной деятельности по оздоровлению своего организма; рациональному использованию своего времени; создание благоприятной атмосферы общения; в проведении ключевых дел; обеспечение творческого характера видов коллективной деятельности в целях привлечения учащихся к самовыражению и участию в жизни детского коллектива;
-
принцип самореализации учащихся, который предполагает: осознание целей и значения предлагаемых видов деятельности для личного саморазвития, наличие четких и ясных перспектив деятельности, в которую включается ребенок; учет возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации школьника; признание личности ребенка с ее достоинством и потенциалом в качестве самоцели; подготовку учащихся к необходимой ориентации в жизненных ситуациях и выбору ценностей для их разрешения
-
принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления, который предполагает: передачу учащимся меры ответственности за организацию деятельности детского коллектива, направленную на приобретение ими лидерского опыта в условиях взаимодействия детей и взрослых, отвечающую их возрастным особенностям и возможностям, обеспечивающую защиту каждого члена коллектива от негативного проявления социума, охрану их жизни и здоровья; создание ситуаций жизни коллектива, требующих принятия коллективного решения, осознанного исполнения этих решений; формирование чувства ответственности за собственный выбор, принятое решение, поступок на основе культурных норм отношений, общения и деятельности;
-
принцип доброжелательности, который предполагает: создание ситуаций успеха, создание условий для реализации существующих интересов школьников, пробуждение новых интересов;
-
принцип толерантности, который предполагает: подготовку учащихся к необходимой ориентации в жизненных ситуациях и выбору ценностей для их разрешения, воспитание уважительного отношения к другим людям, к их труду, их результатам
3.4. Участники проекта
-
учащиеся 1-4 классов;
-
классные руководители;
-
педагоги дополнительного образования;
-
администрация школы
3.5. Средства решения проблемы:
-
проведение тематических семинаров с классными руководителями;
-
изучение опыта по развитию ученического самоуправления других школ;
-
участие в семинарах, конференциях, курсах по данной теме;
-
проведение мониторинга (анкетирование, тестирование, рефлексия);
-
определение формы ученического самоуправления;
-
учеба актива;
-
прогрессивные формы работы (групповые, работа над социальными проектами)
3.6. Направления деятельности
-
интеллектуально-познавательное;
-
художественно-эстетическое;
-
спортивно-оздоровительное;
-
гражданско-патриотическое;
-
социальное партнерство;
-
проектная деятельность.
-
Цели и содержание основных направлений
Детская Республика Увлеченных Граждан "ДРУГ" - это система социального развития ребенка, его физического и духовного саморазвития, воспитание гражданской активности. Главная цель - развитие в каждом ребенке жизнестойкости и жизнеспособности. Педагоги и дети совместно решают, чем им заниматься, какие при этом использовать символы и ритуалы. Разнообразие форм, методов и содержание деятельности "ДРУГ" заложено в следующих блоках: министерство ОБРАЗОВАНИЯ и НАУКИ, министерство ЧИСТОТЫ И ПОРЯДКА, министерство ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, министерство КУЛЬТУРЫ, министерство по ОБЩЕСТВЕННЫМ СВЯЗЯМ.
4.1. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и НАУКИ
-
Цель: повышение качества знаний через реализацию самоуправления, создание условий для формирования конкурентоспособной личности школьника
-
Задачи:
-
осуществлять взаимопомощь;
-
осуществлять помощь в учёбе слабоуспевающим ученикам;
-
осуществлять помощь в организации и проведении предметных недель, викторин, олимпиад, мероприятий, посвященных повышению интеллектуального потенциала
-
4.2. МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
-
Цель: сохранение и укрепление здоровья учащихся, привитие навыка здорового образа жизни
-
Задачи:
-
осуществлять проведение утренней зарядки, динамической паузы, подвижных игр на переменах;
-
организовывать и проводить беседы о здоровом образе жизни;
-
организовывать и проводить игры на свежем воздухе во время прогулок;
-
осуществлять контроль за режимом проветривания кабинетов
-
4.3. МИНИСТЕРСТВО ЧИСТОТЫ И ПОРЯДКА
-
Цель: поддержание порядка и уюта в школе, в классе.
-
Задачи:
-
осуществлять помощь в организации дежурства по школе, уборке территории;
-
осуществлять контроль за внешним видом учащихся и соблюдением ими культурно-гигиенических требований;
-
осуществлять сбор сведений об учениках, которые систематически не переобуваются
-
4.4. МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ
-
Цель: создание условий для развития общественного и духовного потенциала учащихся.
-
Задачи:
-
-
осуществлять контроль за выполнением учащимися школьных правил поведения;
-
следить за культурой речи учащихся;
-
организовывать беседы о поведении в общественных местах (обыгрывание ситуаций);
-
осуществлять помощь учителю в организации и проведении внеклассных мероприятий (праздников, экскурсий, викторин)
-
4.5. МИНИСТЕРСТВО ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ СВЯЗЯМ
Цель: осуществление и поддерживание обратной связи с классными коллективами.
Задачи:
-
-
информировать школьный коллектив обо всех мероприятиях;
-
выпускать тематические заметки, газеты, открытки;
-
оформлять информационные стенды;
-
готовить Дружинную линейку;
-
проводить интервью, анкетирования
-
-
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 5 лет 2010-2015 гг.
-
Этапы реализации программы
6.1. Организационный период (2010-2011учебный год)
Это время привыкания детей к новым условиям, к новым требованиям, это переходный период из одной жизнедеятельности в другую. В этот период раскрываются лидерские качества отдельных учащихся, формируется актив, разрабатываются символы и ритуалы, создание единства терминологии и обозначений в соответствии с действующими государственными стандартами.
На данном этапе решаются следующие задачи:
-
воспитание положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни, законам государства, развитие гражданской и социальной ответственности за самого себя, свою семью, окружающих, общества и Отечества;
-
создание в школе воспитательной среды, обеспечивающей условия для самоутверждения, самостоятельности, инициативы учащихся;
-
организация содружества и сотворчества учащихся и взрослых;
-
дать знания учащимся по проблемам самоуправления
Успешность программы зависит от общего морального тонуса жизни коллектива, примера педагогов, поступков взрослых, а в целом - от культуры межличностных отношений.
Как пройдет организационный период, так и пройдет становление в прогимназии самоуправления.
6.2. Основной период (2011-2014 учебные годы)
Основной период состоит из периода адаптации и самореализации учащихся в пространстве деятельности ученического коллектива, самоопределении учащихся в своих интересах. В основной период решаются все основные задачи, которые предусмотрены программой.
Предполагаемый результат:
-
формирование различных форм коллективной работы;
-
самореализация и оценка творческого потенциала учащихся;
-
приобретение нового опыта жизни в других условиях;
-
сравнительный анализ и самоанализ перемен, происшедших со всеми участниками проекта;
-
повышение социальной активности учащихся;
-
накопление опыта общения, взаимодействия, доверия;
-
развитие ученического самоуправления по существующей структуре (Приложение)
6.3. Итоговый период (2014 - 2015 учебный год)
Итоговый период по длительности самый короткий. Каким задачам подчинен итоговый период? Прежде всего - это анализ всей работы по организации и созданию детского самоуправления.
Предполагаемый результат:
-
приобретение опыта самоуправления, самостоятельности;
-
приобретение опыта самоорганизации и ответственности;
-
повышение самооценки;
-
приобретение жизненного опыта в разных условиях;
-
удовлетворение детских интересов;
-
подготовка методического материала по созданию детского самоуправления;
-
овладение новыми технологиями воспитания
-
Механизм реализации программы
Деятельность республики направлена, прежде всего, на развитие личности учащихся, формирование лидерских качеств, которые включают:
-
нестандартный стиль мышления;
-
широкий диапазон практических навыков;
-
чувство ответственности.
Детским коллективом республики руководит педагог - организатор. Высший орган самоуправления - совет республики, на котором для решения важных вопросов приглашаются мэры всех классов. Все граждане республики живут по единым, совместно принятым законам:
-
"закон человечности" (царит атмосфера доброжелательности, заботы);
-
"закон самоуправления" (все участвуют в подготовке, проведении и анализе дел);
-
"закон творчества" (все организуем необычно, ярко, интересно);
-
"закон чистоты";
-
"закон здоровья";
-
"закон тишины";
-
"закон игры"
Мэры дают оценку своего класса, анализируют жизнедеятельность других классов, наглядно фиксируют результат своей работы на экране соревнований. В их обязанности входит передача распоряжений совета и контроль за их исполнением. В каждом классе организованы следующие службы:
-
Служба образования и науки:
-
организует помощь в учебе слабоуспевающим ученикам;
-
ведёт экран успеваемости класса;
-
информирует класс о проведении предметных недель;
-
готовит и проводит "Турниры смекалистых", классные часы по учебным вопросам;
-
осуществляет помощь учителю при подготовке к урокам, в проверке домашнего задания
-
Служба чистоты и порядка:
-
поддерживает порядок и уют в учебном классе;
-
организует дежурство по кабинету согласно графику;
-
ухаживает за цветами;
-
следят за сохранностью мебели;
-
оформляют кабинет для проведения праздников, встреч и пр., осуществляют уборку
-
Служба здоровья:
-
следит за режимом проветривания;
-
проводит физкультминутки на уроках, динамические паузы, подвижные игры на переменах;
-
организовывает спортивные состязания, Дни Здоровья, экскурсии на природу
-
Служба интересных дел "СИД":
-
следит за выполнением учащимися Устава школы;
-
организует в классе досуговую деятельность, познавательные и развлекательные мероприятия и праздники, являются их ведущими
-
Служба спасения:
-
оказывает помощь учителю в экстренном оповещении учащихся;
-
оказывает реальную помощь и поддержку нуждающимся одноклассникам;
-
организует участие в операциях "Забота", акциях
Каждый член Республики имеет право:
-
принимать участие во всех внеклассных мероприятиях;
-
расширять свой кругозор;
-
вносить предложения при подготовке различных мероприятий, праздников, конкурсов, трудовых дел.
Члены Демократической Республики следуют таким правилам:
-
будь правдив, не урони честь члена Республики;
-
что один не сделает, сделаем вместе;
-
будьте добрыми соседями, уважайте других граждан республики;
-
люби свой город, край, Родину;
-
люби песни, танцы, смех. Радость подели на всех;
-
береги природу, будь ее защитником;
-
будьте всегда опрятны и аккуратны;
-
будьте бережливы к школьному имуществу;
-
будьте добрыми соседями.
-
Ожидаемые результаты
-
демократизация школьной жизни на основе развития системы ученического самоуправления;
-
повышение уровня профессиональной подготовки классных руководителей;
-
активное привлечение учащихся к самоуправлению на всех уровнях;
-
воспитание активного члена общества;
-
создание физически и социально здоровых, организованных школьных коллективов и воспитание самоуправляемой личности
-
Возможные негативные последствия и пути их предотвращения:
-
не все учащиеся школы захотят участвовать в коллективных делах класса-школы;
пути преодоления: помочь этим учащимся найти дело по душе в рамках школьного самоуправления или в системе внеклассной деятельности
-
возникновение различных форм протеста учащихся и педагогов;
пути преодоления: (для детей) найти другие интересы - возможности для самовыражения данных учащихся
пути преодоления: (для педагогов) убеждение в процессе личных бесед и предоставление возможности творческого подхода к решению общей задачи.
-
появление позиции управления в классных коллективах по принципу руководство-исполнение;
пути преодоления: использование различных форм работы с классным руководителем. Еще раз обучение их способам организации ученического самоуправления