- Преподавателю
- Директору, завучу
- Формирование здоровьесберегающего пространства в сельской школе
Формирование здоровьесберегающего пространства в сельской школе
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кухта Н.А. |
Дата | 13.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МОУ «СОШ села Поповка Саратовского района Саратовской области»
«Формирование здоровьесберегающего пространства школы»
2010 г.
«Формирование здоровьесберегающего пространства школы»
Термин «здоровьесбережение» стал в современной педагогической литературе общепринятым. Он включает систему мер, направленных на профилактику так называемых «школьных болезней» и улучшение здоровья участников образовательного процесса - учащихся и учителей - с использованием здоровьеразвивающих технологий.
«Формирование здоровьесберегающего пространства школы» - документ стратегического планирования, регламентирующий комплексную работу школы по сохранению и повышению уровня здоровья учащихся. Данный документ определяет ежегодные цели жизнедеятельности школы, пути и средства их достижения посредством внутришкольного управления на основе взаимодействия педагогов, воспитателей и учащихся с 1 по 11 класс. Документ отражает интересы родителей и призвана создать непрерывность и преемственность на всех ступенях школы, а также предусматривает ответственность социальных партнёров - учредителя, администрации, педагогов, учащихся и их родителей по вопросам сохранения здоровья детей.
На сегодняшний день существует несколько направлений здоровьесберегающей деятельности, нашедших свое отражение в педагогических технологиях:
-
Создание авторских программ по учебным предметам естественнонаучного цикла, ориентированных на углубленное изучение биологических основ оздоровительного влияния физических упражнений на организм школьника;
-
Усиление здоровьесберегающего компонента в системе занятий физкультурой и спортом;
-
Разработка технологий оздоровительной работы со школьниками (за счет нового режима деятельности, адекватного потребностям детей в восстановлении и отдыхе; рационального питания);
-
Рациональное использование материально-технических ресурсов и финансовых средств в здоровьесберегающих целях.
Целью «Формирование здоровьесберегающего пространства школы» является сохранение и повышение уровня здоровья каждого ученика. Уровень здоровья обучающихся включает уровни их физического, психического и нравственного здоровья. Уровень физического здоровья каждого ребёнка определяется на основе группы здоровья, которая устанавливается по результатам диспансеризации или по записи в медицинской карте, и на основе уровня физического развития, который устанавливается по результатам тестирования в начале года на уроках физической культуры.
Документ включает цели и условия реализации формирования здоровьесберегающего пространства школы, а также её основное содержание. Он не предусматривает подробное описание методики реализации элементов, поскольку это связано с чрезмерной нормировкой деятельности педагогов, программа задаёт общее направление деятельности и координирует её.
Одна из главных задач педагогического коллектива заключается в развитии ранее созданной здоровьесберегающей среды. Основными компонентами решения данной задачи являются:
- Оптимизация уровня образовательной нагрузки для каждого ученика;
- Оптимизация системы оздоровительных и профилактических мероприятий;
- Оптимизация системы внеклассных и внеурочных мероприятий;
- Оптимизация системы физкультурно-спортивных мероприятий;
- Оптимизация системы психологической помощи учащимся;
- Благоприятный микроклимат.
Развитие здоровьесберегающей среды в школе предполагает организацию всего образовательного процесса на основе принципа природосообразности и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами, правилами и требованиями, т.е. с соблюдением режима дня, включением двигательной активности учащихся, обеспечением их горячим питанием и медицинским обслуживанием.
Здоровьесберегающая среда в школе предоставляет каждому ученику реальную возможность получать полноценное образование, адекватное его способностям, склонностям, возможностям, потребностям и интересам. При выполнении таких условий адаптивные возможности организма ребёнка соответствуют постоянным изменениям образовательной среды на каждом возрастном этапе. Перманентная взаимная адаптация возможностей ученика и образовательной среды является основой комплексной стратегии улучшения здоровья школьников. Этому же способствует формирование и развитие здоровьесбергающих знаний, умений и навыков, которые происходят в процессе как урочной, так и внеклассной работы. Главными направлениями здоровьесбережения являются:
- изучение основ здорового образа жизни, обеспечивающего полноценную и безопасную жизнедеятельность и реализацию способностей и потребностей личности в повседневной деятельности;
- ознакомление с опасностями, угрожающими человеку в повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера;
- изучение основ медицинских знаний и правил оказания первой медицинской помощи в опасных и чрезвычайных ситуациях;
- комплексное изучение основ безопасности жизнедеятельности, ориентированное на формирование у учащихся общественно значимой системы личностных и социальных ценностей.
Основные направления работы
-
Сохранение и укрепление физического здоровья.
-
Туристическая и краеведческая работа.
-
Экологическое воспитание.
-
Эстетическое воспитание.
-
Нравственное воспитание.
-
Гражданско-патриотическое воспитание.
Системный характер реализуется в согласованной деятельности всех участников образовательного процесса. К предмету этой деятельности относится:
-
Мониторинг состояния, тенденций изменения и ресурсов здоровья учащихся;
-
Пропаганда здорового образа жизни и занятий физкультурой и спортом;
-
Сохранение благоприятного психологического микроклимата;
-
Индивидуализация процессов обучения, воспитания и развития.
Здоровый школьник - это возможно
«Единственная красота, которую я знаю - это здоровье»
Генрих Гейне
В школе создана уникальная система оздоровительной работы,
которая способствует не только сохранению, но и укреплению
здоровья учащихся.
Здоровьесберегающая педагогика на уроках
-
контрастные коврики под ноги;
-
уроки смены деятельности;
-
уроки развития;
-
введение в уроки физической культуры специальных комплексов упражнений для коррекции осанки и профилактики детского сколиоза;
-
гимнастика для глаз
Схема организационно-методической деятельности
по сохранению и укреплению здоровья
Здоровьесберегающая педагогика вне уроков и на отдыхе
-
витамины;
-
динамическая пауза;
-
час активных движений (проводится на свежем воздухе);
-
занятия в спортивных секциях;
-
сбалансированное трехразовое питание;
-
пальчиковая и адаптационная гимнастика и т.д.
Здоровьесберегающая педагогика дома
-
Утренняя гигиеническая гимнастика;
-
оздоровительный бег;
-
плавание;
-
пешеходные прогулки, походы;
-
занятия спортом;
-
домашний «стадион»;
-
закаливание;
-
массаж;
-
участие семьи в оздоровительных мероприятиях и т.д.