Формирование здоровьесберегающего пространства в сельской школе

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «СОШ села Поповка Саратовского района Саратовской области»



«Формирование здоровьесберегающего пространства школы»













2010 г.



«Формирование здоровьесберегающего пространства школы»

Термин «здоровьесбережение» стал в современной педагогической литературе общепринятым. Он включает систему мер, направленных на профилактику так называемых «школьных болезней» и улучшение здоровья участников образовательного процесса - учащихся и учителей - с использованием здоровьеразвивающих технологий.

«Формирование здоровьесберегающего пространства школы» - документ стратегического планирования, регламентирующий комплексную работу школы по сохранению и повышению уровня здоровья учащихся. Данный документ определяет ежегодные цели жизнедеятельности школы, пути и средства их достижения посредством внутришкольного управления на основе взаимодействия педагогов, воспитателей и учащихся с 1 по 11 класс. Документ отражает интересы родителей и призвана создать непрерывность и преемственность на всех ступенях школы, а также предусматривает ответственность социальных партнёров - учредителя, администрации, педагогов, учащихся и их родителей по вопросам сохранения здоровья детей.

На сегодняшний день существует несколько направлений здоровьесберегающей деятельности, нашедших свое отражение в педагогических технологиях:

  1. Создание авторских программ по учебным предметам естественно­научного цикла, ориентированных на углубленное изучение биологических основ оздоровительного влияния физических упражнений на организм школьника;

  2. Усиление здоровьесберегающего компонента в системе занятий физкультурой и спортом;

  3. Разработка технологий оздоровительной работы со школьниками (за счет нового режима деятельности, адекватного потребностям детей в восстановлении и отдыхе; рационального питания);

  4. Рациональное использование материально-технических ресурсов и финансовых средств в здоровьесберегающих целях.

Целью «Формирование здоровьесберегающего пространства школы» является сохранение и повышение уровня здоровья каждого ученика. Уровень здоровья обучающихся включает уровни их физического, психического и нравственного здоровья. Уровень физического здоровья каждого ребёнка определяется на основе группы здоровья, которая устанавливается по результатам диспансеризации или по записи в медицинской карте, и на основе уровня физического развития, который устанавливается по результатам тестирования в начале года на уроках физической культуры.

Документ включает цели и условия реализации формирования здоровьесберегающего пространства школы, а также её основное содержание. Он не предусматривает подробное описание методики реализации элементов, поскольку это связано с чрезмерной нормировкой деятельности педагогов, программа задаёт общее направление деятельности и координирует её.

Одна из главных задач педагогического коллектива заключается в развитии ранее созданной здоровьесберегающей среды. Основными компонентами решения данной задачи являются:

- Оптимизация уровня образовательной нагрузки для каждого ученика;

- Оптимизация системы оздоровительных и профилактических мероприятий;

- Оптимизация системы внеклассных и внеурочных мероприятий;

- Оптимизация системы физкультурно-спортивных мероприятий;

- Оптимизация системы психологической помощи учащимся;

- Благоприятный микроклимат.

Развитие здоровьесберегающей среды в школе предполагает организацию всего образовательного процесса на основе принципа природосообразности и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами, правилами и требованиями, т.е. с соблюдением режима дня, включением двигательной активности учащихся, обеспечением их горячим питанием и медицинским обслуживанием.

Здоровьесберегающая среда в школе предоставляет каждому ученику реальную возможность получать полноценное образование, адекватное его способностям, склонностям, возможностям, потребностям и интересам. При выполнении таких условий адаптивные возможности организма ребёнка соответствуют постоянным изменениям образовательной среды на каждом возрастном этапе. Перманентная взаимная адаптация возможностей ученика и образовательной среды является основой комплексной стратегии улучшения здоровья школьников. Этому же способствует формирование и развитие здоровьесбергающих знаний, умений и навыков, которые происходят в процессе как урочной, так и внеклассной работы. Главными направлениями здоровьесбережения являются:

- изучение основ здорового образа жизни, обеспечивающего полноценную и безопасную жизнедеятельность и реализацию способностей и потребностей личности в повседневной деятельности;

- ознакомление с опасностями, угрожающими человеку в повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера;

- изучение основ медицинских знаний и правил оказания первой медицинской помощи в опасных и чрезвычайных ситуациях;

- комплексное изучение основ безопасности жизнедеятельности, ориентированное на формирование у учащихся общественно значимой системы личностных и социальных ценностей.


Основные направления работы

  1. Сохранение и укрепление физического здоровья.

  2. Туристическая и краеведческая работа.

  3. Экологическое воспитание.

  4. Эстетическое воспитание.

  5. Нравственное воспитание.

  6. Гражданско-патриотическое воспитание.

Системный характер реализуется в согласованной деятельности всех участников образовательного процесса. К предмету этой деятельности относится:

  • Мониторинг состояния, тенденций изменения и ресурсов здоровья учащихся;


  • Пропаганда здорового образа жизни и занятий физкультурой и спортом;

  • Сохранение благоприятного психологического микроклимата;

  • Индивидуализация процессов обучения, воспитания и развития.


Здоровый школьник - это возможно

Формирование здоровьесберегающего пространства в сельской школе


«Единственная красота, которую я знаю - это здоровье»

Генрих Гейне



В школе создана уникальная система оздоровительной работы,

которая способствует не только сохранению, но и укреплению

здоровья учащихся.


Здоровьесберегающая педагогика на уроках


Формирование здоровьесберегающего пространства в сельской школе


  • контрастные коврики под ноги;

  • уроки смены деятельности;

  • уроки развития;

  • введение в уроки физической культуры специальных комплексов упражнений для коррекции осанки и профилактики детского сколиоза;

  • гимнастика для глаз

Формирование здоровьесберегающего пространства в сельской школе



Схема организационно-методической деятельности

по сохранению и укреплению здоровья


Формирование здоровьесберегающего пространства в сельской школе

Формирование здоровьесберегающего пространства в сельской школе

Здоровьесберегающая педагогика вне уроков и на отдыхе

  • витамины;

  • динамическая пауза;

  • час активных движений (проводится на свежем воздухе);

  • занятия в спортивных секциях;

  • сбалансированное трехразовое питание;

  • пальчиковая и адаптационная гимнастика и т.д.

Здоровьесберегающая педагогика дома


Формирование здоровьесберегающего пространства в сельской школе

  • Утренняя гигиеническая гимнастика;

  • оздоровительный бег;

  • плавание;

  • пешеходные прогулки, походы;

  • занятия спортом;

  • домашний «стадион»;

  • закаливание;

  • массаж;

  • участие семьи в оздоровительных мероприятиях и т.д.



Формирование здоровьесберегающего пространства в сельской школе


© 2010-2022