Методическая разработка Славянская ярмарка

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Центр внешкольной работы»


Методическая разработка междворового мероприятия

«Славянская ярмарка»

Методическая разработка Славянская ярмарка

Автор: Смирнова С. А.-

куратор дворовой площадки





г. Балахна, 2015г.

Аналитическая записка по итогам участия дворовых площадок Балахнинского района в междворовом мероприятия «Славянская ярмарка»

Междворовое мероприятие «Славянская ярмарка» состоялось 09.07.2015 в 16.00 на базе структурного отделения МБУ ДОД «Центр внешкольной работы», дворовая площадка «Волжский Рейд - 28».

Организатором мероприятия были вожатые дворовой площадки Сокол Виктория, Кокорина Полина и Смирнова Светлана Алексеевна - куратор дворовой площадки.

Целью проведения мероприятия было ознакомление участников дворовых площадок с культурными традициями, обычаями славянского народа, с их играми и развлечениями.

Участниками славянской ярмарки стали дворовые площадки «Центра детского юношеского туризма и экскурсий», «Центра детского творчества», «Дом Москвы», «Центра внешкольной работы».

Всего участие в мероприятии приняли 38 детей и подростков, 9 взрослых (кураторы дворовых площадок и родители).

Для того, чтобы мероприятие прошло ярко, красочно, весело организаторы ярмарки совместно ребятами дворовой площадки «Волжский Рейд-28» провели предварительную работу: подобрали музыкальное сопровождение, игры, подготовили костюмы, празднично оформили место проведения.

Ведущие и зазывали мероприятия, познакомили ребят, как в старину у нас любили проводить народные ярмарки, какие ярмарки были, провели викторину «Древняя Русь», ребята с разных дворовых площадок совместно инсценировали сказку «Репка» на новый лад, дружно водили хороводы, разучили славянские народные игры «Лягушка», «Баня», «Цветущий папоротник», «Водолей», «Пламя костра», «Сбор трав», «Горелки», поучаствовали в массовых развлечениях «Бег в мешках», «Перетягивание каната».

По итогам мероприятия были отмечены положительные моменты:

Положительным моментом было то, что ребята разных дворовых площадок познакомились, подружились, смогли самореализоваться в совместной деятельности.

Проведение данного мероприятия способствовало дальнейшему развитию междворового взаимодействия разновозрастных коллективов площадок района, созданию коммуникативной площадки через досугово-познавательную деятельность.

В игровой форме ребята получили информацию об одних из важнейших периодов в истории нашего государства «Древняя Русь», узнали о быте, событиях, играх и развлечениях тех времён. Данной информацией они смогут поделиться с ребятами своих дворовых площадок, внедрить в работу площадок разученные новые славянские игры и развлечения.

















Сценарий «Славянская ярмарка»

Цель: ознакомление участников дворовых площадок с культурными традициями, обычаями славянского народа, с их играми и развлечениями

Направление: досугово-познавательная деятельность

Предварительная работа:

  • подбор музыкального сопровождения;

  • праздничное оформление места проведения;

  • подготовка и изготовление костюмов.

Место проведения: МБУ ДО "ЦВР", дворовая площадка «Волжский Рейд - 28»

Технические средства: музыкальный центр, фотоаппарат

Участники: дворовые площадки «ЦДЮТ и Э », ЦДТ, ЦВР.

Ход мероприятия

Ведущий 1: Добрый день, гости дорогие! Добро пожаловать на нашу ярмарку!

Ведущий 2: В старину у нас очень любили проводить народные ярмарки. Ярмарки считалась праздником, а народная мудрость гласит: любая душа празднику рада!

Ведущий 3: Ярмарки в старину бывали разные - весенние, летние, осенние и зимние. Осенью, в октябре, проводились Покровские ярмарки. Начинались они после православного праздника, который назывался Покров Божьей Матери, поэтому осенние ярмарки прозвали в народе Покровскими.

Ведущий 1: Зимние ярмарки начинались после православного праздника, который назывался Введение во храм Пресвятой Богородицы. Поэтому первые зимние ярмарки назывались Введенскими, за ними следовали Рождественские ярмарки.

Ведущий 2: На ярмарках не только торговали и покупали, но и обязательно веселились, как могли: песни пели, плясали, силой мерялись, ремеслом хвалились, в игры играли!

Ведущий 3: Хотите побывать на старинной славянской ярмарке?

(Зрители отвечают хором "Да"!)

Ведущий 1: Тогда, Зазывалы - собирайте народ!

Зазывала: Гости желанные, званные и незваные!
Худые и тучные, веселые и скучные!
Все скорей спешите к нам!
Рады всяким мы гостям!

Зазывала: Люди старые и молодые, толстые и худые, милости просим на наш праздник!

Ведущие (вместе): Народ собирается, ярмарка открывается!

Зазывала 1: Есть на ярмарке игрушки,
Тряпичные зверюшки!

Зазывала 2: Есть для нашей детворы
Разноцветные шары.

Ведущий 2: Ярмарка, ярмарка
Веселая, яркая.

Ведущий 1: Заходи, залетай,
Только рот не разевай!

Зазывала 1: Предлагаю свой товар,
Не за рубль, не за два!
Отдаю за добру сказку,
За веселую присказку!

(Вызывают 7 добровольцев, которые хотят поучаствовать в инсценировке сказки. Им раздают роли, слова, также переодевают в костюмы. На сцену выходит ведущий и начинает рассказывать сказку. Мы взяли всеми любимую и знакомую сказку «Репка». Вы можете взять любую, но желательно знакомую с детства сказку. Услышав свою роль, ребёнок выходит на сцену и произносит свои слова. Так происходит в течение всей сказки. Слова для персонажей можно придумать самые разнообразные. Это зависит от вашего воображения, можно добавлять разные смешные реплики, жесты, движения).

Вед: Пока наши актеры готовятся к выступлению, мы предлагаем зрителями и всем руководителям потренироваться в остроумии и находчивости, отвечая на вопросы викторины о нашей древней славянской Руси.

Викторина «Древняя Русь»

  1. Благодаря этим монахам у славян появилась письменность. Кто эти люди? (Кирилл и Мефодий)

  2. Ярополк, Святослав, Владимир. А с кем из них связано принятие православного христианства на Руси? (Владимир Креститель)

  3. Этот князь первый издал на Руси письменные законы, упрочил через браки своих детей международные связи Руси. (Ярослав Мудрый)

  4. С 1112 года на великом княжении был славный своими победами князь Владимир. А как его прозвали, вы должны назвать. Для подсказки - его головной убор - шапка, стал символом власти царей России. (Владимир Мономах)

  5. В Нижнем Новгороде собралось народное ополчение для освобождения страны от польских интервентов, в формировании которого большую роль сыграли торговец мясом и доблестный князь. Кто же эти люди? (Кузьма Минин и Князь Дмитрий Пожарский)

Ведущий 2: А вот посмотрите - знакомый сюжет.

Узнали вы сказку? Узнали иль нет?

Ведущий 1: Вам мамы ее рассказали когда-то,

Сейчас эту сказку напомнят, ребята.

(инсценировка сказки «Репка»)

Ведущий 2: А сейчас веселый честной, народ, собирайся в хоровод!

Методическая разработка Славянская ярмарка

(Все водят хоровод под музыку, игры в кругу. Мы предлагаем игру

«Лягушка». Все дети стоят в кругу. Выбирается одна цапля - водящий. Цапля встаёт в центр круга, а водящий за его пределы. Все закрывают глаза, а водящий ходит по кругу за спинами стоящих и дотрагивается до спины одного из детей. Этот человек теперь лягушка. Все открывают глаза. Лягушка показывает детям язык так, чтобы цапля не заметила. Те, кто увидел лягушку, должны присесть. У цапли есть 2-3 попытки (в зависимости от количества детей). Если все дети сели, кроме лягушки, то цапля проиграла. Лягушка становится водящим, а у цапли есть ещё один шанс найти (уже другую) лягушку. Если цапля поймала лягушку, то лягушка становится цаплей, а цапля водящим. И так далее... Задача цапли: поймать лягушку. Задача лягушки: посадить всех детей и не попасться цапле).


Массовая часть славянской ярмарки

  1. «Бег в мешках»

Для этого необходимо разделиться на 2 команды. Участники по очереди залезают в мешки и прыгают до ориентира, назад бегом. Чья команда справляется с заданием быстрее, та и победитель.

Методическая разработка Славянская ярмарка



Методическая разработка Славянская ярмарка

  1. Игра «Перетягивание каната»

Перетягивать канат - трудная работа,
Только нашим силачам поиграть охота!
Гей! Гей! Силачи! Не сидите на печи!
Обнимай канат покрепче - и к себе волочи!

  1. Игра «Баня»

6 июля, на Аграфену Купальницу, обязательной традицией было мытье в бане. Каждая команда выбирает по «банщику», им выдают по два таза. Игрокам предстоит пройти дистанцию, ступая только в тазы, которые переставляют «банщики». Обратно игроки и «банщики» возвращаются бегом. Побеждает команда, завершившая эстафету первой.

  1. Игра «Цветущий папоротник»

Самая известная легенда купальских праздников повествует о папоротнике, который в эту ночь цветет чудесным огненным цветом, указывая на зарытый клад. Первый игрок команды садится верхом на метлу и по сигналу бежит до конца дистанции, где лежат картонные коробки для каждой команды. В них находится большое количество карточек с изображением папоротника, но лишь на некоторых (по количеству участников в команде) нарисованы цветущие папоротники. Игрок ищет карточку с изображением цветущего папоротника, возвращается с ней назад и передает метлу следующему участнику. Побеждает та команда, которая заканчивает эстафету первой.

5. Игра «Водолей»

В Иванов день существовало много обычаев, связанных с водой. Самый распространенный из обрядов, дошедших до наших дней, - обливание водой прохожих. Рядом со стартом стоят ведра с водой, на финише - пустые. Первый игрок зачерпывает поварешкой воду и бежит до пустого ведра, выливает в него воду, возвращается и передает поварешку следующему участнику. Побеждает та команда, которая быстрее заполнит свое ведро или по истечении времени эстафеты (3-5минут) будет иметь большее количество воды в своем ведре.

  1. Игра «Пламя костра»

Главная особенность купальской ночи - костры. Вокруг них танцевали, через них прыгали: кто удачнее и выше, тот и будет счастливее. У каждой команды есть свой «костер» - два игрока со скакалкой. По сигналу они натягивают скакалку перед первым игроком, который перешагивает через нее. «Костры» перебегают вперед и опять натягивают скакалку перед игроком. Таким образом, они движутся до конца дистанции, обратно возвращаясь бегом. Движение начинает следующий участник. Побеждает та команда, которая быстрее закончит эстафету.

  1. Игра «Сбор трав»

Травы и цветы, собранные и высушенные на Ивана Купалу, берегли, считая их более целебными, нежели собранные в другое время. Ими окуривали больных, боролись с нечистой силой, употребляли для любовных приворотов и отворотов. Все игроки выходят на площадку. У каждой команды есть два «сборщика трав». Они, держась за руки и не расцепляя их, «собирают траву» - стараются переловить всех участников команды противника. Побеждают те, кто больше «соберет травы».

  1. «Горелки»

В ночь на Ивана Купалу молодежь, подростки, дети обязательно устраивали бег наперегонки, играли в горелки. Играющие образуют пары и становятся вереницей. Впереди на два шага «горящий» - тот, кто водит. Ему запрещено оглядываться назад. Играющие поют, выкрикивают:

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

Стой подоле - гляди в поле.

Едут там трубачи, да едят калачи.

Погляди на небо - звезды горят,

Журавли кричат - гу, гу, гу - убегу.

Раз, два, не воронь, беги, как огонь.

«Горящий» должен взглянуть на небо, а между тем задняя пара разъединяется и бежит - один по одну сторону вереницы пар, а другой - по другую, стараясь соединиться впереди «горящего». Если это паре удается, то «горящий 2» продолжает водить, если нет и «горящий» ловит кого-нибудь, то оставшийся без пары водит - становится «горящим».

Новая пара занимает место непосредственно за новым «горящим», и игра продолжается.

Ведущий 1: Хорошо, когда мир и покой на русской земле, когда праздники и ярмарки не переводятся и все на них веселятся!

Методическая разработка Славянская ярмарка

Ведущий 2: Будем любить и хранить свою землю, как наши славные предки, которые и саблю в руках держать умели, но также хорошо пели и плясали! Славянскому роду - нет переводу! А значит, и песня никогда на Руси не смолкнет! (Звучит финальная песня, исполняется всеми участниками представления).

Литература

  1. Кузнецова Э.Г. Игры. Викторины, занимательные уроки в школе. Пособие для учителей и родителей./ М.: Аквариум, 1998. - 128с.

  2. Короб чудес, детские деревенские посиделки и другие школьные внеклассные мероприятия. Чебоксары: КЛИО,1997. - 98с.





13


© 2010-2022