- Преподавателю
- Директору, завучу
- Методическая разработка Славянская ярмарка
Методическая разработка Славянская ярмарка
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Смирнова С.А. |
Дата | 22.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Центр внешкольной работы»
Методическая разработка междворового мероприятия
«Славянская ярмарка»
Автор: Смирнова С. А.-
куратор дворовой площадки
г. Балахна, 2015г.
Аналитическая записка по итогам участия дворовых площадок Балахнинского района в междворовом мероприятия «Славянская ярмарка»
Междворовое мероприятие «Славянская ярмарка» состоялось 09.07.2015 в 16.00 на базе структурного отделения МБУ ДОД «Центр внешкольной работы», дворовая площадка «Волжский Рейд - 28».
Организатором мероприятия были вожатые дворовой площадки Сокол Виктория, Кокорина Полина и Смирнова Светлана Алексеевна - куратор дворовой площадки.
Целью проведения мероприятия было ознакомление участников дворовых площадок с культурными традициями, обычаями славянского народа, с их играми и развлечениями.
Участниками славянской ярмарки стали дворовые площадки «Центра детского юношеского туризма и экскурсий», «Центра детского творчества», «Дом Москвы», «Центра внешкольной работы».
Всего участие в мероприятии приняли 38 детей и подростков, 9 взрослых (кураторы дворовых площадок и родители).
Для того, чтобы мероприятие прошло ярко, красочно, весело организаторы ярмарки совместно ребятами дворовой площадки «Волжский Рейд-28» провели предварительную работу: подобрали музыкальное сопровождение, игры, подготовили костюмы, празднично оформили место проведения.
Ведущие и зазывали мероприятия, познакомили ребят, как в старину у нас любили проводить народные ярмарки, какие ярмарки были, провели викторину «Древняя Русь», ребята с разных дворовых площадок совместно инсценировали сказку «Репка» на новый лад, дружно водили хороводы, разучили славянские народные игры «Лягушка», «Баня», «Цветущий папоротник», «Водолей», «Пламя костра», «Сбор трав», «Горелки», поучаствовали в массовых развлечениях «Бег в мешках», «Перетягивание каната».
По итогам мероприятия были отмечены положительные моменты:
Положительным моментом было то, что ребята разных дворовых площадок познакомились, подружились, смогли самореализоваться в совместной деятельности.
Проведение данного мероприятия способствовало дальнейшему развитию междворового взаимодействия разновозрастных коллективов площадок района, созданию коммуникативной площадки через досугово-познавательную деятельность.
В игровой форме ребята получили информацию об одних из важнейших периодов в истории нашего государства «Древняя Русь», узнали о быте, событиях, играх и развлечениях тех времён. Данной информацией они смогут поделиться с ребятами своих дворовых площадок, внедрить в работу площадок разученные новые славянские игры и развлечения.
Сценарий «Славянская ярмарка»
Цель: ознакомление участников дворовых площадок с культурными традициями, обычаями славянского народа, с их играми и развлечениями
Направление: досугово-познавательная деятельность
Предварительная работа:
-
подбор музыкального сопровождения;
-
праздничное оформление места проведения;
-
подготовка и изготовление костюмов.
Место проведения: МБУ ДО "ЦВР", дворовая площадка «Волжский Рейд - 28»
Технические средства: музыкальный центр, фотоаппарат
Участники: дворовые площадки «ЦДЮТ и Э », ЦДТ, ЦВР.
Ход мероприятия
Ведущий 1: Добрый день, гости дорогие! Добро пожаловать на нашу ярмарку!
Ведущий 2: В старину у нас очень любили проводить народные ярмарки. Ярмарки считалась праздником, а народная мудрость гласит: любая душа празднику рада!
Ведущий 3: Ярмарки в старину бывали разные - весенние, летние, осенние и зимние. Осенью, в октябре, проводились Покровские ярмарки. Начинались они после православного праздника, который назывался Покров Божьей Матери, поэтому осенние ярмарки прозвали в народе Покровскими.
Ведущий 1: Зимние ярмарки начинались после православного праздника, который назывался Введение во храм Пресвятой Богородицы. Поэтому первые зимние ярмарки назывались Введенскими, за ними следовали Рождественские ярмарки.
Ведущий 2: На ярмарках не только торговали и покупали, но и обязательно веселились, как могли: песни пели, плясали, силой мерялись, ремеслом хвалились, в игры играли!
Ведущий 3: Хотите побывать на старинной славянской ярмарке?
(Зрители отвечают хором "Да"!)
Ведущий 1: Тогда, Зазывалы - собирайте народ!
Зазывала: Гости желанные, званные и незваные!
Худые и тучные, веселые и скучные!
Все скорей спешите к нам!
Рады всяким мы гостям!
Зазывала: Люди старые и молодые, толстые и худые, милости просим на наш праздник!
Ведущие (вместе): Народ собирается, ярмарка открывается!
Зазывала 1: Есть на ярмарке игрушки,
Тряпичные зверюшки!
Зазывала 2: Есть для нашей детворы
Разноцветные шары.
Ведущий 2: Ярмарка, ярмарка
Веселая, яркая.
Ведущий 1: Заходи, залетай,
Только рот не разевай!
Зазывала 1: Предлагаю свой товар,
Не за рубль, не за два!
Отдаю за добру сказку,
За веселую присказку!
(Вызывают 7 добровольцев, которые хотят поучаствовать в инсценировке сказки. Им раздают роли, слова, также переодевают в костюмы. На сцену выходит ведущий и начинает рассказывать сказку. Мы взяли всеми любимую и знакомую сказку «Репка». Вы можете взять любую, но желательно знакомую с детства сказку. Услышав свою роль, ребёнок выходит на сцену и произносит свои слова. Так происходит в течение всей сказки. Слова для персонажей можно придумать самые разнообразные. Это зависит от вашего воображения, можно добавлять разные смешные реплики, жесты, движения).
Вед: Пока наши актеры готовятся к выступлению, мы предлагаем зрителями и всем руководителям потренироваться в остроумии и находчивости, отвечая на вопросы викторины о нашей древней славянской Руси.
Викторина «Древняя Русь»
-
Благодаря этим монахам у славян появилась письменность. Кто эти люди? (Кирилл и Мефодий)
-
Ярополк, Святослав, Владимир. А с кем из них связано принятие православного христианства на Руси? (Владимир Креститель)
-
Этот князь первый издал на Руси письменные законы, упрочил через браки своих детей международные связи Руси. (Ярослав Мудрый)
-
С 1112 года на великом княжении был славный своими победами князь Владимир. А как его прозвали, вы должны назвать. Для подсказки - его головной убор - шапка, стал символом власти царей России. (Владимир Мономах)
-
В Нижнем Новгороде собралось народное ополчение для освобождения страны от польских интервентов, в формировании которого большую роль сыграли торговец мясом и доблестный князь. Кто же эти люди? (Кузьма Минин и Князь Дмитрий Пожарский)
Ведущий 2: А вот посмотрите - знакомый сюжет.
Узнали вы сказку? Узнали иль нет?
Ведущий 1: Вам мамы ее рассказали когда-то,
Сейчас эту сказку напомнят, ребята.
(инсценировка сказки «Репка»)
Ведущий 2: А сейчас веселый честной, народ, собирайся в хоровод!
(Все водят хоровод под музыку, игры в кругу. Мы предлагаем игру
«Лягушка». Все дети стоят в кругу. Выбирается одна цапля - водящий. Цапля встаёт в центр круга, а водящий за его пределы. Все закрывают глаза, а водящий ходит по кругу за спинами стоящих и дотрагивается до спины одного из детей. Этот человек теперь лягушка. Все открывают глаза. Лягушка показывает детям язык так, чтобы цапля не заметила. Те, кто увидел лягушку, должны присесть. У цапли есть 2-3 попытки (в зависимости от количества детей). Если все дети сели, кроме лягушки, то цапля проиграла. Лягушка становится водящим, а у цапли есть ещё один шанс найти (уже другую) лягушку. Если цапля поймала лягушку, то лягушка становится цаплей, а цапля водящим. И так далее... Задача цапли: поймать лягушку. Задача лягушки: посадить всех детей и не попасться цапле).
Массовая часть славянской ярмарки
-
«Бег в мешках»
Для этого необходимо разделиться на 2 команды. Участники по очереди залезают в мешки и прыгают до ориентира, назад бегом. Чья команда справляется с заданием быстрее, та и победитель.
-
Игра «Перетягивание каната»
Перетягивать канат - трудная работа,
Только нашим силачам поиграть охота!
Гей! Гей! Силачи! Не сидите на печи!
Обнимай канат покрепче - и к себе волочи!
-
Игра «Баня»
6 июля, на Аграфену Купальницу, обязательной традицией было мытье в бане. Каждая команда выбирает по «банщику», им выдают по два таза. Игрокам предстоит пройти дистанцию, ступая только в тазы, которые переставляют «банщики». Обратно игроки и «банщики» возвращаются бегом. Побеждает команда, завершившая эстафету первой.
-
Игра «Цветущий папоротник»
Самая известная легенда купальских праздников повествует о папоротнике, который в эту ночь цветет чудесным огненным цветом, указывая на зарытый клад. Первый игрок команды садится верхом на метлу и по сигналу бежит до конца дистанции, где лежат картонные коробки для каждой команды. В них находится большое количество карточек с изображением папоротника, но лишь на некоторых (по количеству участников в команде) нарисованы цветущие папоротники. Игрок ищет карточку с изображением цветущего папоротника, возвращается с ней назад и передает метлу следующему участнику. Побеждает та команда, которая заканчивает эстафету первой.
5. Игра «Водолей»
В Иванов день существовало много обычаев, связанных с водой. Самый распространенный из обрядов, дошедших до наших дней, - обливание водой прохожих. Рядом со стартом стоят ведра с водой, на финише - пустые. Первый игрок зачерпывает поварешкой воду и бежит до пустого ведра, выливает в него воду, возвращается и передает поварешку следующему участнику. Побеждает та команда, которая быстрее заполнит свое ведро или по истечении времени эстафеты (3-5минут) будет иметь большее количество воды в своем ведре.
-
Игра «Пламя костра»
Главная особенность купальской ночи - костры. Вокруг них танцевали, через них прыгали: кто удачнее и выше, тот и будет счастливее. У каждой команды есть свой «костер» - два игрока со скакалкой. По сигналу они натягивают скакалку перед первым игроком, который перешагивает через нее. «Костры» перебегают вперед и опять натягивают скакалку перед игроком. Таким образом, они движутся до конца дистанции, обратно возвращаясь бегом. Движение начинает следующий участник. Побеждает та команда, которая быстрее закончит эстафету.
-
Игра «Сбор трав»
Травы и цветы, собранные и высушенные на Ивана Купалу, берегли, считая их более целебными, нежели собранные в другое время. Ими окуривали больных, боролись с нечистой силой, употребляли для любовных приворотов и отворотов. Все игроки выходят на площадку. У каждой команды есть два «сборщика трав». Они, держась за руки и не расцепляя их, «собирают траву» - стараются переловить всех участников команды противника. Побеждают те, кто больше «соберет травы».
-
«Горелки»
В ночь на Ивана Купалу молодежь, подростки, дети обязательно устраивали бег наперегонки, играли в горелки. Играющие образуют пары и становятся вереницей. Впереди на два шага «горящий» - тот, кто водит. Ему запрещено оглядываться назад. Играющие поют, выкрикивают:
Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Стой подоле - гляди в поле.
Едут там трубачи, да едят калачи.
Погляди на небо - звезды горят,
Журавли кричат - гу, гу, гу - убегу.
Раз, два, не воронь, беги, как огонь.
«Горящий» должен взглянуть на небо, а между тем задняя пара разъединяется и бежит - один по одну сторону вереницы пар, а другой - по другую, стараясь соединиться впереди «горящего». Если это паре удается, то «горящий 2» продолжает водить, если нет и «горящий» ловит кого-нибудь, то оставшийся без пары водит - становится «горящим».
Новая пара занимает место непосредственно за новым «горящим», и игра продолжается.
Ведущий 1: Хорошо, когда мир и покой на русской земле, когда праздники и ярмарки не переводятся и все на них веселятся!
Ведущий 2: Будем любить и хранить свою землю, как наши славные предки, которые и саблю в руках держать умели, но также хорошо пели и плясали! Славянскому роду - нет переводу! А значит, и песня никогда на Руси не смолкнет! (Звучит финальная песня, исполняется всеми участниками представления).
Литература
-
Кузнецова Э.Г. Игры. Викторины, занимательные уроки в школе. Пособие для учителей и родителей./ М.: Аквариум, 1998. - 128с.
-
Короб чудес, детские деревенские посиделки и другие школьные внеклассные мероприятия. Чебоксары: КЛИО,1997. - 98с.
13