Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся через театрализованную деятельность

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Минеевская основная общеобразовательная школа»

Уренского муниципального района

Нижегородской области



Тема: Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся через театрализованную деятельность











Подготовила: Брыкова Л.Н.,

зам. директора по ВР








2015 год





«Театр - это волшебный мир.

Он дает уроки красоты,

морали и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее

идет развитие духовного мира детей… »

Б. М. Теплов

Известное высказывание К.С.Станиславского, что «занятия театральным искусством требуют, прежде всего, воспитания в себе нравственных качеств, передового мировоззрения, качеств гражданина, активного участника общественных мероприятий», по - прежнему актуально. Сценическое искусство по своей природе требует развития чувства коллективизма, товарищества, ответственности, умения подчинить свои интересы общему делу. К.С.Станиславский также говорил: «Я поставил бы идеалом для театральной деятельности - полное духовное и внешнее перевоплощение. Пусть такая цель окажется недостижимой, как недостижим всякий идеал, но уже одно посильное стремление к нему откроет <…> неиссякаемый источник для работы, для изучения жизни и людей, а, следовательно, и для самообразования и самоусовершенствования».

Элементы нравственно-этической и социально-педагогической направленности в образовательном процессе обеспечиваются посредством приобщения учащихся школьников к лучшим традициям российской духовности, литературы, лучших образцов театральной культуры, через погружение учащихся в литературный и драматургический материал, который специально подбирается в целях нравственного воспитания школьников.

Это погружение осуществляется особыми режиссерско-педагогическими методиками, которые включают в себя поэтапное знакомство учащихся с основами актерской грамоты, нравственных и духовных примеров из шедевров классической и духовной литературы. Возможность поэтапного воспроизведения педагогической технологии средствами театра обеспечивает достижение целей воспитания для всех учащихся - способных и мало способных к театральной деятельности. Поскольку работа педагога-практика в образовательном учреждении всегда имеет воспитывающий характер, педагогический процесс, осуществляемый с помощью театральной деятельности, можно назвать воспитательным.

Для реализации воспитательной цели решаются такие педагогические задачи, как: обучающие, формирующие, воспитательные.

Обучающие: обучение духовно-нравственным традициям; обучение культуре зрительского восприятия, норм поведения в коллективе и в общественных местах; обучение техническим приемам актерского мастерства и сценическому взаимодействию; обучение практическому применению специальных знаний, умений и навыков в процессе коллективной творческой деятельности.

Формирующие: формирование нравственного отношения к окружающему миру; формирование духовно-нравственной устойчивости и эмоционально-волевых качеств личности; формирование навыков межнационального общения между всеми участниками воспитательного процесса независимо от этнокультурной принадлежности; формирование основ театральной культуры как составляющей общей культуры личности: культуры речи, дикции, пластичности, чувства партнерства, умения убеждать, умения слушать, эмоциональная отзывчивость; формирование способности действовать в коллективе для достижения общей цели, не теряя собственной индивидуальности.

Воспитательные: воспитание работоспособности, решительности, бережливости, ответственности, выносливости, сопереживания; воспитание творческой смелости, художественного вкуса, самодисциплины; воспитание уважительного отношения к культурному наследию своего народа; воспитание стремления к гармоничному развитию личности и совершенствованию духовно-нравственных качеств; воспитание толерантного отношения к другим национальностям и религиям.

В.А.Сухомлинский уделял особое внимание сказкам. Сказки будят не только нравственные чувства, но и дают работу мысли. «Если мне удавалось добиться, что ребенок, в развитии мышления которого встречались серьезные затруднения, придумал сказку, связал в своем воображении несколько предметов окружающего мира, - значит, можно сказать с уверенностью, что ребенок научился мыслить».

Разбор и анализ сказочных сюжетов занимает много времени, так как имеет большое значение в интеллектуальной жизни школьника. Работа со сказочным материалом направлена на активизацию внимания, воображения, терпения, смекалки, сопереживания и является источником вдохновения для театрализованной игры.

Во время проведения или при анализе театрализованной игры педагог направляет детей, обращает их внимание на проявление товарищества, доброжелательности, справедливости, толерантности, осуждает эгоизм, грубость, несправедливость.

На методологическое значение игры в воспитании ребенка указывал А.С.Макаренко: «Есть еще один важный метод - игра. Я думаю, что несколько ошибочно считать игру одним из занятий ребенка. В детском возрасте игра - это норма и ребенок должен всегда играть, даже когда делает серьезное дело… У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь - это игра. Надо отметить, что в младший школьный период театрализованные игры и игры-импровизации приближаются по своему типу к творческим играм, которые проводятся в дошкольных учреждениях под руководством воспитателя на основе литературных текстов. Этот вид занятий приобретает в начальной школе целенаправленный характер, так как в него включаются элементы обучения детей умению действовать в предлагаемых условиях (обстоятельствах). Через театрализацию игр у школьников воспитывается способность улавливать и эмоционально воспринимать нравственную суть поступков героев произведения, взятого для драматизации, видеть (воссоздать) в воображении то, о чем говорится в тексте, помогать им, уяснить смысл отдельных эпизодов, канву действия.

Чтобы эффективно воспитывать младших школьников посредством театральных средств, необходимо соблюдать ряд условий. Главное из них - это отношения педагога с детьми, которое выражается при помощи игровых приемов. Так называемой «игровой позицией педагога» - опыту старших поколений, к великому авторитету целого коллектива».

Необходимо уметь делать игру союзником педагогического труда, т.к. игра - это проверка ребенка «на опыт». В театральной деятельности педагогу нельзя чураться играть вместе с детьми. Не достаточно только предоставления возможности детям играть, предложения им тем, сюжетов, распределения ролей, определения творческих задач, а самому наблюдать со стороны.

Театральная игра - это такая особая деятельность ребенка, в которую нельзя вносить ни малейшего момента внешнего принуждения. Игровая позиция педагога - это особый стиль отношений между детьми и преподавателем.

В театральной деятельности между педагогом и школьниками просматривается два плана игровых отношений: явный и скрытый. Явный план отношений - непосредственные действия, определенным образом оформленные (например, определение основной темы занятия, уточнение схемы этюда, распределение партнеров, освоение сценического пространства и т.п.).

Во время театрализованной игры у школьников наступает более тонкое и глубокое взаимодействие друг с другом, особое переживание происходящего, иное восприятие окружающего, эмпатия по отношению к партнерам. В детском возрасте оставляет след в душе и является воспитательным фактором не столько музыка, красочность, аплодисменты, яркие костюмы, сколько непосредственное участие в действии. Неважно в главных ролях или второстепенных, главное, - в желаемых и значимых.

Обучение, постижение навыков актерской грамоты начинается с воспитания внимания - умения видеть и слышать мир. Школьники по-новому учатся воспринимать окружающую действительность. Прежде чем перейти к общению с партнером, они тренируют и учатся контролировать свое общение с самим собой.

Внимание развивает наблюдательность, наблюдательность, в свою очередь, пополняет запасы эмоциональной памяти. Эмоциональная природа школьника аккумулирует органичные, живые сценические взаимосвязи и претворяет их в этюдах «на общение».

Таким образом, театрализованная игра, становятся средством, где воспитание переходит в самовоспитание. При условии, если игра «правильная и хорошая», как говорил А.С. Макаренко. «Есть много сторон детской жизни, - глубоких и серьезных переживаний, которые ищут выхода, и, не находя его, остаются скрытыми, давят на психику, становятся источником неожиданных странностей, капризов и непонятных заболеваний. Непринужденная детская игра, дающая простор воображению, отражает в себе жизненный опыт детей; ход ее зависит не только от быстроты, ловкости движений и той или другой степени сообразительности, но и от богатства внутренней жизни, развивающейся в душе ребенка».

Учащимся, приходящим после учебного дня на театральные занятия, необходимо снять мышечное напряжение. Сначала простыми, а затем усложненными упражнениями на внимание «переключить» их в другую атмосферу, коллективно определив творческую задачу предстоящего урока. «От простого к сложному» даются определенные темы: «день рождения друга», «дверь», «волшебник приходит в школу», «книга», «телефон» и т.д. Каждый желающий играть сам обозначает свою роль и тем самым влияет на развертывание сюжета.

Один из главных моментов воспитания - обсуждение упражнений, этюдов, контрольного показа. Учащиеся вместе с руководителем совместно выдвигают критерии оценки театральной деятельности (правдивость, органичность, действенность, изобретательность т.д.) К обсуждению предъявляются также определенные требования: умение четко формулировать свои вопросы, резюмировать переходные моменты в обсуждении, вовлекать пассивных детей, приостанавливать слишком длинные замечания, необходима предельная доброжелательность. Обсуждать не личность, а деятельность.

Игровая позиция педагога превращает игру в воспитательный фактор, что способствует гуманизации взаимоотношений «учитель - ученик». Это основная функция игровой позиции педагога, которая способствует творческой атмосфере, приобретается сценический опыт, навыки сценического воплощения самостоятельно придуманных этюдов.

В настоящее время все чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребенка. Современная педагогическая наука, смотрящая на образование, как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально - эстетической активности личности.

Искусство театра представляет собой органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредотачивает в единое целое средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, тем самым создает условия для воспитания целостной творческой личности, способствует осуществлению цели современного образования.

Детство каждого проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Каждый ребенок играет по- своему, но все они копируют в своих играх взрослых, любимых героев, стараются быть похожими на них. Игры детей можно рассматривать, как импровизированные театральные постановки. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, музыканта.

В. А. Сухомлинский говорил: «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые».

Театрализованная деятельность помогает:

• формировать правильную модель поведения в современном мире;

• повышать общую культуру ребенка, приобщать к духовным ценностям;

•знакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями, прививать устойчивый интерес;

• совершенствовать навык воплощения в игре определенных переживаний, побуждает к созданию новых образов и мышлению.

Кроме того, театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, т. е. развивает эмоциональную сферу ребенка.

С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи. Так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь тоже пополняется.

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь - это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.


Театральная деятельность - это самый распространённый вид детского творчества. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение.

Театрализованная деятельность помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств,

• появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению

• совершенствует артикуляционный аппарат

• формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь

• улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий

• дети получают эмоциональный подъём

Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы, заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, способствуют развитию умственных способностей. Любовь к театру, становится ярким воспоминанием детства, ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире. Театрализованная деятельность создает условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определенному образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т. д.) Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.

В театрализованные занятия можно включать:

• Театральную игру, которая развивает игровое поведение, эстетические чувства, способности творчески относится к любому делу, учит общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

• Ритмопластика - включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей, развивает свободу и выразительность телодвижения

• Культура и техника речи - объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией.

• Основы театральной культуры - обеспечивают условия для овладения детьми элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства.

Этапы работы над спектаклем

1. Выбор пьесы или инсценировки и обсуждения ее с детьми.

2. Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.

3. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.

4. Поиски музыкально - пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.

5. Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.

6. Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен.

7. Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита (можно условными, с музыкальным оформлением.

8. Репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита и декораций. Уточнение темпоритма спектакля. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит.

9. Премьера спектакля. Обсуждение со зрителями и детьми.

10. Повторные показы спектакля. Подготовка выставки рисунков детей по спектаклю, стенда или альбома с фотографиями.

Еще А.Н. Островский писал: «Если отнять у молодежи изящные удовольствия, как предмет ее восторгов, она будет увлекаться и восторгаться по другому поводу: восторг потребность юного возраста. Найдутся хорошие поводы для увлечения, - юность увлекается; не найдется хороших, она увлекается, чем придется».

Сегодня, как никогда, осознаётся ответственность школы за воспитание и образование подрастающего поколения. Важнейшим условием общественного прогресса является включение подрастающего человека в творческую жизнь.

Учащиеся в стенах нашей школы не только получают образование, но и творчески развиваются, обретают духовные ценности. В течение учебного года дети принимали участие в различных конкурсах, праздниках. Дети любят разыгрывать различные сценки. Для этого они заучивают текст, обращают внимание на образ персонажа: костюм, голос, манеру поведения.

Каждый год мы проводим школьный этап конкурса чтецов и принимаем участие в районном этапе конкурса. В этом году в школе был организован конкурс «Живая классика», а затем победитель конкурса, ученица 6 класса О.Волкова участвовала районном этапе. С большим интересом ребята слушали рассказы о войне, которые подготовили учащиеся 6-7 классов. Победителем конкурса стала Волкова Оксана, ученица 6 класса, в районе она заняла почётное 2 место. Оксана приглашена в Нижний Новгород на областной конкурс.

В рамках реализации плана мероприятий, посвященных 70-летию Победы, мы планируем силами учащихся 1-9 класса приготовить инсценировки повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие» и поэмы А. Т. Твардовского «Василий Тёркин».

Можно и нужно в начальной школе создать собственный кукольный театр, сделанный своими руками из обычной коробки для обуви. Декорации в принципе подходят к любой сказке.

Благодаря такой работе учащиеся более сознательно пользуются языковыми средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях речевого общения, повысилась речевая активность, появился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению.

Творческая личность способна не только овладеть культурными достижениями и ценностями общества, но и приумножить их в течение своей жизни.

Театрализованная деятельность, её специфические особенности, представляют собой богатейший педагогический потенциал, поскольку театр это своеобразная модель жизни, где подросток получает возможность переживания различных социальных ролей, обогащая свой жизненный опыт. Театрализованная деятельность - это искусство общения, она формирует новый уровень взаимоотношений между сверстниками, между педагогами, учениками и родителями, он способствует развитию фантазии, памяти, внимания, мышления, восприятия и других психологических составляющих личности.

Театрализованная деятельность - это яркая вспышка эмоций, удовольствие от игры, радость. Это деятельность, в которой осуществляются желания и мечты.

Приложение

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся через театрализованную деятельность.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся через театрализованную деятельность.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся через театрализованную деятельность.

© 2010-2022