Система мониторинга в образовательном учреждении Проект

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

18

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования РА «Адыгейский республиканский институт повышения квалификации»





Центр развития педагогического и психологического образования

Проект



Система мониторинга в образовательном учреждении (1)









Исполнитель: Трайнинова Нина Аркадьевна

МБОУ СОШ №6 Майкопского района



















Майкоп, 2013

Содержание

Актуальность проекта

Содержание проекта

1.Теоретические основы мониторинга

1.1.Понятие мониторинга

1.2.Субъекты и объекты педагогического мониторинга

2. Проектирование системы мониторинга в образовательном учреждении

2.1.Разработка и апробация системы педагогического мониторинга: от теоретической модели к реально действующему механизму

2.2. Некоторые особенности сбора информации

Литература


3

3

4

4

7


8



8

15

17

Актуальность проекта


В последние годы понятие «мониторинг» вошло в массовое сознание, стало привычным и вполне известным. При этом час­то под этим словом понимают любой повторяющийся процесс измерения, независимо от сущности процесса. Полагаем, такое расширенное толкование понятия «мониторинг» скорее скры­вает его сущность, чем раскрывает его. Появление понятия «мониторинг» в сфере образования - это отражение потребности системы управления образованием в наличии качественной, достоверной, надежной информацией.

Содержание проекта

Традиционная система оценки знаний учащихся, сформировавшаяся в период советской школы, имеющая богатый опыт в области контроля за результатами обучения, в силу своих организационных и технологических особенностей не может обеспечить удовлетворение данных потребностей общества. Ее результаты нельзя использовать для получения объективных количественных и качественных показателей, позволяющих управлять качеством образования. Появление понятия "мониторинг" связано со становлением и развитием информационного общества, которое нуждалось в объективных и субъективных сведениях о стоянии тех или иных объектов и структур. Образовательная система оказалась слишком сложной, многоаспектной, чтобы можно было сразу создать такую систему, которая позволила бы объективно судить о состоянии дел.

В связи с этим в нашем образовательном учреждении (МБОУ СОШ №6 ст. Курджипской Майкопского района) мы планируем реализовать систему мониторинга, представленную в работе.

Цель проектной работы: обосновать предложенную систему мониторинга в МБОУ СОШ №6 Майкопского района на 2013-2018 г.

1.Теоретические основы мониторинга


1.1.Понятие мониторинга


Появление понятия «мониторинг» связано со становлением и развитием информационного общества, которое нуждалось в объективных и субъективных сведениях о стоянии тех или иных объектов и структур. ХХ век характеризовался небывалым ростом промышленности, катастрофическими изменениями, которые предпринял человек с окружающей его средой обитания. Именно поэтому инструментальные исследования, обработка и систематизация данных стали применяться в экологии, в рамках которой первоначально и развился мониторинг как система. Однако потребность общества в объективной информации способствовала расширению мониторинга. Это понятие стали использовать в педагогике, рассматривающей мониторинг с двух позиций: как систему сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе и как средство получения информации в процессе проведения научного исследования или организации управленческого контроля (набор методик оценки состояния системы). Использование в дидактике, теории воспитания, конкретных методиках преподавания учебных дисциплин методов математического анализа позволило дать количественную оценку качества образования. Благодаря этому появилась возможность определить рейтинг учебных заведений, обозначить направления, нуждающиеся в особом внимании преподавателей. Вместе с тем проявились и значительные трудности. Образовательная система оказалась слишком сложной, многоаспектной, чтобы можно было сразу создать такую систему, которая позволила бы объективно судить о состоянии дел.

Кроме того, нельзя не учитывать и таких важных обстоятельств, как низкий уровень оплаты труда, недостаточное финансирование образования, излишний консерватизм преподавателей и их нежелание (по разным причинам) заниматься исследовательской, инновационной деятельностью.

На разных уровнях образования предпринимаются попытки создания системы педагогического мониторинга, исследуются разные аспекты педагогического труда. Об огромном интересе к этой проблеме свидетельствуют многочисленные монографии и статьи. Анализ педагогических изданий позволяет сделать однозначный вывод об актуальности рассматриваемой проблемы. Отсутствие определенности по некоторым вопросам, многообразие существующих точек зрения позволяет исследователю действовать в режиме поиска, инноваций. Этим определяется и цель данной работы: обобщить и систематизировать имеющиеся подходы, на их основе выстроить теоретическую модель, которая может показать свою эффективность или неэффективность в процессе апробации. Показателем эффективности действия модели должно стать повышение качества образования. Однако это возможно только при условии совершенствования процесса на основе собранной эффективными способами объективной информации. Таким образом, о повышении качества образования можно говорить только иногда, когда результаты мониторинга станут основой для инновационной деятельности всех участников (субъектов) образовательного процесса. А без этого невозможно выдержать конкуренции на рынке образовательных услуг, особенно в условиях демографического спада.

(2)Проблемы ОУ, способствующие работе над проектом:

- Слабо разработанная система методов измерения и анализа измеряемых показателей по всем основным процессам деятельности школы, требует разработки уровневая критериальная оценка систем компетенций учащихся и педагогов в рамках новых целей Программы развития школы;

-Отсутствие системного подхода к управлению качеством образования в образовательном учреждении;

- Недостаточная работа по мотивации всех участников образовательного процесса на его качество: учащихся, учителей, родителей;

- Недостаточный уровень позитивных изменений на протяжении нескольких лет в качественных показателях успеваемости обучающихся в образовательном учреждении;

-Отсутствие качественного рабочего инструментария, позволяющего оценить процесс образования.

(3)Цель системы мониторинга:

- создание качественно новой модели мониторинга качества образования в образовательном учреждении, адаптированной к условиям функционирования школы и выявленным проблемам обеспечивающей образование, соответствующее социальному и региональному заказам;

- достижение качества образования обучающихся ОУ, удовлетворяющее социальным запросам;

- создание системной организации управления учебно-воспитательным процессом;

- создание творческого педагогического коллектива, участвующего в планировании и разработке программ мониторинговых исследований.

(4)Задачи создания системы мониторинга в ОУ:

-диагностировать состояние учебно-воспитательного процесса, выявить отклонения от запрограммированного результата (стандарта образования) в работе коллектива и отдельных его членов, создать обстановку заинтересованности, доверия и совместного творчества: учитель - ученик, руководитель - учитель;

-проанализировать состояние организации и управления мониторингом качества образования в школе;

- изучить опыт и достижения науки и практики в области построения и применения систем мониторинга в ОУ;

-разработать модель мониторинга качества образования в ОУ.

1.2.Субъекты и объекты педагогического мониторинга


В том понимании, в котором рассматривается мониторинг в данной работе, субъектами мониторинга выступают все участники образовательного процесса. Степень их участия различна, но все они (и учителя, и ученики, и родители, и общественность) получают информацию, анализируют ее. Например, социум получает сведения об образовательном учреждении. На основании этой информации формируется общественное мнение. Учащийся имеет представление о результатах своей деятельности, на основании которых выстраивает индивидуальную траекторию деятельности.

В свою очередь каждый субъект образования выступает в качестве объекта для структур более сложного или иного уровня.

Объектами мониторинга являются образовательный процесс и его результаты, личностные характеристики всех участников образовательного процесса, их потребности и отношение к образовательному учреждению.

На уровне образовательной программы объектами мониторинга и управления качеством могут быть:

- процесс освоения программы, предмета;

- интеграционные процессы в обучении;

-процесс обновления, совершенствования, содержания, методик, технологий обучения, средств контроля усвоения учебного материала;

качество образовательного процесса и т.д.

2. Проектирование системы мониторинга в образовательном учреждении

2.1.Разработка и апробация системы педагогического мониторинга: от теоретической модели к реально действующему механизму


Система - множество закономерных друг с другом элементов, представляющие собой определенное целостное образование, единство (Толковый словарь). В любой сфере человеческой деятельности невозможно добиться позитивной динамики без осознаваемой (всеми или многими) и принимаемой системы. Создание теоретической модели системы педагогического мониторинга - первый шаг на пути управления качеством образования.

(5)Мы планируем применять группы мониторинга:

I группа - мониторинг уровня достижения личностных и метапредметных результатов обучающихся («цель - результат») (результативность учебно-воспитательного процесса);

II группа - мониторинг, связанный с непосредственным накоплением и структуризацией информации (в области управления ОУ);

III группа - системы мониторинга, построенные с использованием модели «вход - выход»;

IV группа - системы мониторинга на уровне образовательного учреждения. С их помощью мы ответим на вопросы об эффективности той или иной технологии обучения, выделим факторы, влияющие на качество обучения, найдём примеры связи квалификации педагога и результатов преподавания.

Мы будем применять:

Группа

Объекты мониторинга

Методы, направления

I

Результативно учебно-воспитательного процесса

- тестирование (тестовые задания и КИМы итоговой аттестации),
- анализ уровня обученности и обучаемости учащегося,
- информационная карта текущей успеваемости и посещаемости учащегося.

II

Накопление и структуризация информации о преподавателях, материально-технической оснащенности учебного процесса

- педагогические кадры, их квалификация;
- общие показатели, материально-техническая база;
- комплексно-методическое обеспечение учебного процесса;
- результативность образовательного процесса;
- результативность воспитательного процесса;
- инновационная и методическая деятельность;
- мониторинг качества функционирования образовательного учреждения (расписание и т.п.)

III

Модель «вход-выход»

- психолого-педагогические характеристики учащихся (в том числе и уровень готовности первоклассников); уровень обученности и обучаемости;
- изучение развития у учащихся ключевых компетенций (карта наблюдения и оценки);
- модель выпускника школы (начальной, основной и средней),
- поступление в высшие и средние профессиональные учебные заведения,
- работодатель и проблема трудоустройства.

IV

На уровне образовательного учреждения

- анализ урока;
- рейтинговая оценка деятельности учителя, классного руководителя, руководителя ДО, руководителя методического объединения;
- положение о лучшем учителе, руководителе методического объединения, классном руководителе и т.д. (результаты деятельности и система поощрения);
- изучение потребностей всех участников образовательного процесса.

Группа

Объекты мониторинга

Методы, направления

I

Результативно учебно-воспитательного процесса

- тестирование (тестовые задания и КИМы итоговой аттестации),
- анализ уровня обученности и обучаемости учащегося,
- информационная карта текущей успеваемости и посещаемости учащегося.

II

Накопление и структуризация информации о преподавателях, материально-технической оснащенности учебного процесса

- педагогические кадры, их квалификация;
- общие показатели, материально-техническая база;
- комплексно-методическое обеспечение учебного процесса;
- результативность образовательного процесса;
- результативность воспитательного процесса;
- инновационная и методическая деятельность;
- мониторинг качества функционирования образовательного учреждения (расписание и т.п.)

Процессу внедрения разработанной системы педагогического мониторинга должно предшествовать обсуждение и корректировка.

(6-10)Этапы реализации проекта:

-Аналитико - проектный этап (2013-2014 учебный год). Анализ состояния организации управления мониторингом качества образования в школе, изучение нормативных документов, научной и методической литературы по теме, мотивация субъектов образовательного процесса на осуществление мониторинговых исследований, создание единой службы мониторинга качества образовательного процесса в школе, определение направлений мониторинговых исследований Определение критериев, показателей, исполнителей мониторинговых исследований, осуществление отбора методик и способов получения информации о качестве образования, разработка рабочего инструментария для проведения мониторинговых исследований, обработки, хранения, представления информации (методики, тестовые комплексы, анкеты, бланки и т.д.), подготовка нормативно-методических документов и материалов для обеспечения функционирования службы мониторинга качества образования;

- Технологический (основной) этап (2014-2017 г.г.) Реализация проекта «Мониторинг качества образования в ОУ». Разработка системы мероприятий по реализации проекта по основным направлениям деятельности образовательного учреждения, корректировка содержательной, организационной и управленческой сторон в процессе реализации проекта, определение эффективности применяемых методик для оценки качества образования, педагогический совет "Новое качество образования: запросы, оценки, пути достижения", оценка эффективности осуществления проекта;

-Рефлексивный (обобщающий)этап (2017 - 2018г.г.) Обобщение результатов работы, соотношение с поставленными целями и задачами, Создание информационного банка по теме "Мониторинг качества образования в ОУ".

Однако принцип системности в проведении педагогического мониторинга может быть реализован только при условии разработки циклограмм.

Годовая циклограмма педагогического мониторинга в ОУ

Предмет мониторинга (объекты мониторинга)

Цели мониторинга

Периодичность

Ответственные (субъекты мониторинга)

Результат

Общие показатели и материально-техническая база образовательного учреждения

Сбор статистических данных об оснащенности учебного процесса, об уровне квалификации педагогических работников и динамике изменений качественного и количественного состава обучающихся

2 раза в год

Руководители методических объединений, зам. дир. по УВР

Аналитические записки, диаграммы

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса

Сбор информации об обеспеченности учебного процесса учебной и методической литературой, средствами наглядности и т.д.

1 раз в год (май)

Руководители методических объединений

Сводные таблицы, диаграммы

Методическая работа школы

Создание банка данных о методической деятельности методического объединения, создание условий для систематического анализа методической работы

2 раза в год (сентябрь, май)

Руководители методических объединений, зам. директора по УВР

Аналитический отчет, включающий графики и диаграммы

Деятельность учителя

Сбор информации об уровне профессионализма учителей, о направлениях их методического развития и совершенствования, составление рейтинга учителей

Ежемесячно

Зам. дир. по УВР

Таблицы, справки, диаграммы

Деятельность классного руководителя

Определение уровня профессиональной компетентности классного руководителя, создание классным руководителем банка данных учащихся, информации об их уровне обученности, воспитанности, уровне развития классного коллектива и сформированности у учащихся основных компетенций

Ежемесячно

Зам. дир. по ВР, социальный педагог

Справки, таблицы, диаграммы

Нормативно-планирующая документация

Анализ качества составленных рабочих программ и календарно-тематического планирования

2 раза в год (сентябрь, апрель)

Руководители методических объединений

Протоколы


Эффективным методом стимулирования деятельности учителей могут и должны стать различные профессиональные конкурсы, проводимые внутри образовательного учреждения. В связи с этим возникает необходимость разработки и принятия положений об этих конкурсах.

Профессиональные конкурсы:

-Положение о лучшем учителе («Учитель года»);

-Положение о лучшем методическом объединении;

- Положение о лучшем классном руководителе;

-Положение о лучшем кабинете.

Цель конкурсов: способствовать саморазвитию учителей, их стремлению к повышению квалификации; материального стимулирования деятельности лучших учителей, классных руководителей, заведующих классными кабинетами.

Примером простоты и оперативности может быть реализовано при условии создания информационной базы данных.

Кроме этого направления планируем реализовать и систему оценки результатов обучения.

Все основные характеристики системы оценки результатов обучения (основные подходы к разработке инструментария, характеристики проверочных работ, процедуры проведения, представление результатов и др.) определяются основными целями и задачами, которые ставятся перед этой системой. Основная цель - получение объективной информации о функционировании системы обучения.

Мы планируем осуществить:

- оценку индивидуальных образовательных достижений учащихся (состояния или динамики роста) для целей аттестации (подтверждения получения определенного уровня образования), коррекции индивидуальных результатов учащихся, перехода на следующую ступень обучения, выбора уровня изучения отдельных учебных предметов;

- оценку уровня образовательных достижений класса, школы с целью оценки деятельности учителей или школы, усовершенствования процесса преподавания и обучения.

В нашем учреждении мы будем применять три основных подхода в оценке образовательных достижений учащихся:

- критериально-ориентированный, позволяющий оценить насколько учащиеся достигли заданного уровня знаний, умений и отношений, например, определенного как обязательный результат обучения (образовательный стандарт). В данном случае оценка конкретного ученика не зависит от того, какие результаты получили другие ученики. Результат будет показывать соответствует ли уровень достижений данного ученика социально-культурным нормам, требованиям стандарта или другим критериям. При данном подходе результаты могут интерпретироваться двумя способами: в первом случае делается вывод о том, освоен или не освоен проверяемый материал (достиг стандарта или нет), во втором - дается уровень или процент освоения проверяемого материала (на каком уровне освоен стандарт или какой процент из всех требований стандарта усвоен);

- ориентированный на индивидуальные нормы конкретного ученика, реального уровня его развития в данный момент времени. Результатом оценки в этом случае является темп усвоения и объем усвоенного материала по сравнению с его начальным стартовым уровнем;

- нормативно-ориентированный, ориентированный на статистические нормы, определяемые для данной совокупности учащихся. Учебные достижения отдельного ученика интерпретируется в зависимости от достижений всей совокупности учащихся, выше или ниже среднего показателя - нормы. Происходит распределение учащихся по рангам. Данный подход не соотнесен с содержанием процесса обучения, а если проверку проводит учитель, то его оценка чаще всего субъективна, т.к. свои оценки он делает относительно среднего уровня подготовки класса.

2.2. Некоторые особенности сбора информации


Мониторинг является одним из важнейших средств, благодаря которому изменяется само информационное пространство, так как повышается оперативность, объективность и доступность информации. Поэтому цель мониторинга - оперативно и своевременно выявлять все изменения, происходящие в сфере образования. Полученные объективные данные являются основанием для принятия управленческих решений.

При организации системы педагогического мониторинга могут возникать как объективные, так и субъективные трудности, препятствия. Например, при создании системы необходимо учитывать: качество используемых методик, подготовленность специалистов, возможность совершенствования их профессиональных умений. Об этих факторах нельзя забывать, более того, необходимо минимизировать негативные воздействия, учесть возможные проблемы.

Процесс реализации предложенной модели не должен носить спонтанный или всеохватывающий характер. Целесообразнее апробировать данную модель применительно к небольшой группе лиц, поскольку заранее предусмотреть все трудности вряд ли возможно.

Мониторинг как педагогическая технология позволяет не только систематизировать информацию, но и может стать действительным механизмом материального поощрения педагогов, работающих эффективно в режиме развития. Высокие показатели педагогической деятельности могут также служить основанием для повышения квалификации работника.

Существующая на данный момент некоторая неопределенность в плане оценка деятельности того или иного субъекта образования, образовательного процесса открывает достаточно больше возможности для обобщения и инноваций. Например, в качестве объектов мониторинга рассматриваются субъективность учителя и классный коллектив. Еще больше возможностей предоставляет теория воспитания, поскольку понятие «воспитание» является многоаспектным, трудно поддающимся количественным измерениям. Аналогичным образом обстоит дело с понятием «компетенция». Трудность состоит в том, что нет целенаправленной системы действий, методики работы. Принцип непрерывности образования предполагает активное участие образовательных учреждений в этом процессе. Успешная социализация личности, профессионализм выпускника образовательного учреждения к дальнейшему профессиональному развитию напрямую зависят от уровня сформированности ключевых компетенций.

Литература


1. Беспалько В.М. Мониторинг качества обучения - средство управления образованием/ В.М.Беспалько - М.: Лира, 1996.- 183 с.

2. Горб В.Г. Педагогический мониторинг образовательного процесса как фактор повышения его уровня и результатов/ В.Г. Горб // Стандарты и мониторинг.-2000.- № 5.-С.12-19.

3. Мокшеев В.А. Организация системы мониторинга в образовании/ В.А. Мокшеев // Школьные технологии.- 2005.- № 1.- С.11-14.

4. Поташник М.М. Управление качеством образования в школе/ М.М.Поташник.- - М.: Владос, 1996- 183 с.



© 2010-2022