Материалы по организации научного общества учащихся

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План работы

научного общества учащихся «ПИК 15»

на 2014-2015 учебный год

Цели НОУ:

1. Выявление наиболее одаренных учащихся в разных областях науки.

2. Развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся, поддержка научно-исследовательской работы в школе.

3. Развитие личности, способной к самоактуализации, самореализации, самоутверждению в постоянно изменяющихся социокультурных условиях, содействие в профессиональной ориентации.

4. Формирование и развитие у учащихся навыков исследовательской работы с учетом индивидуальных наклонностей и способностей.

5. Развитие исследовательской компетенции учащихся, имеющих интерес к исследовательской деятельности.

Содержание деятельности

Сроки выполнения

Ответственные

1.

Организационное заседание НОУ: постановка задач, планирование работы



Сентябрь

Зам. директора по НМР

Заведующая

библиотекой

2.

Ознакомление с нормативными документами, с циклограммой исследовательской деятельности.

3.

Анкетирование учащихся по интересам. Выбор тем для исследовательской работы, закрепление руководителей.

4.

Методические консультации и рекомендации для руководителей проектов.

5.

Теоретические занятия по курсу "Библиотечно-информационная культура"

6.

Проведение методических консультаций по теме «Что такое научный проект и как его подготовить?»



Октябрь

Руководители проектов

Зам. директора по УВР, НМР

Учителя-предметники

7.

Подготовка и проведение школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников

8.

Работа с научной литературой в целях накопления материала по избранной теме.

9.

Сбор материала по теме исследования, индивидуальные консультации. Работа в библиотеках.



Ноябрь

Руководители проектов

Учителя-предметники

Зам. директора по УВР, НМР

Психолог

10.

Практические занятия по курсу "Библиотечно-информационная культура".

11.

Индивидуальные консультации.

12.

Подготовка заявок для участия в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады

13.

Психологический тренинг «Воспитываем в себе качества лидера»

14.

Практические занятия «Требования к исследовательской работе».

Декабрь

Руководители проектов

Зам. директора по НМР

15.

Индивидуальные консультации.

16.

Работа в библиотеках, архиве, посещение музеев

17.

Проведение семинара « Как подготовить и оформить тезисы доклада?»

Январь

Руководители проектов

Зам. директора по НМР

Учителя-предметники

18.

Индивидуальные консультации.

19.

Рецензирование работ руководителями

20.

Помощь в проведение предметных недель

21.

Просмотр представленных работ и степень их готовности к участию в школьной научно-практической конференции.

Февраль

Руководители проектов

Зам. директора по НМР, УВР

Учителя-предметники

22.

Круглый стол «Культура выступления. Ораторское искусство»

23.

Помощь в проведение предметных недель

24.

Школьная научно-практическая конференция

Март

Руководители проектов

Зам. директора по НМР

25.

Заседание НОУ, поведение итогов работы, анализ результатов исследовательских работ.

Апрель

Руководители проектов

Зам. директора по НМР

26.

Социологический опрос учащихся: «Изучение мнения учащихся о деятельности НОУ».

27.

Овладение навыками работы на компьютере в требуемых программах.

В течение учебного года

Преподаватель информатики

28.

Участие в городских, республиканских, всероссийских научно-практических конференциях школьников и других конкурсах.

В течение учебного года

Зам. директора по НМР

Руководители ШМО

29.

Ведение факультативных и элективных курсов

В течение учебного года

Учителя-предметники

30.

Работа секций, кружков

В течение учебного года

Учителя-предметники, ПДО

31.

Выявление одарённых детей:

- Савенков А.И.

(Методика «Карта одарённости»);

1-11 класс

-заполнение карты «Диагностика уровня личностного развития»

В течение учебного года

Психолог,

Классные руководители, учителя-предметники

32.

Создание банка данных о способных и одарённых детях

В течение учебного года

Зам. директора НМР

Организация работы научного общества учащихся в секциях

Основная форма работы научного общества учащихся - это секция, в которую могут быть объединены учащиеся тех классов, возраст которых определен положением НОУ конкретной школы. В секцию объединяются ребята, которые имеют общие интересы в той или иной области знаний.

В нашей школе организованы секции: экологическая, биологическая, географическая, краеведческая, секция начальных классов и секция по французскому языку.

Основным документом работы секции НОУ является план деятельности на учебный год. Он состоит из следующих разделов:

  1. Название секции.

  2. Список членов секции.

  3. Руководитель секции.

  4. Цель создания секции и ее основные задачи.

  5. Главные направления ее работы.

  6. Формы работы секции.

1) теоретические занятия,

2) практические занятия,

3) творческие занятия,

4) исследовательско-итоговая работа (защита докладов, рефератов, конкурсы, олимпиады, малые и большие конференции).

План работы секции обсуждается на одном из первых занятий и утверждается на заседании научного общества учащихся.

На первом занятии руководитель знакомится с учащимися, излагает им перспективы и значимость работы секции, определяет уровень их подготовленности, кругозор, интерес к научной деятельности вообще и к той теме, над которой они предполагают работать. Для того, чтобы это получилось интересно и значимо для учащихся и информативно для руководителя, можно предложить учащимся следующую анкету.

Вопросы для анкетирования

  1. В чем отличие понятий знание и научное знание?

  2. Есть ли взаимосвязь между понятиями наука ицивилизация! В чем она выражается? Можно ли назвать эти понятия абсолютно идентичными?

  3. Каково соотношение знаний, получаемых в школе по определенному предмету, с наукой?

  4. Можете ли Вы объяснить и доказать, что преподаваемый в школе предмет - это стимул к научным исследованиям? (На примере одного любого предмета.)

  5. Что побуждает человека к научной работе?

  6. Какие цели должен преследовать человек, занимающийся научными исследованиями?

  7. Какими качествами должен владеть научный исследователь?

  8. Интерес к научной деятельности это … увлечение; …образ жизни; …мода; …показатель высокого интеллекта; …что-нибудь еще?

  9. Каким образом школа приобщает человека к научной деятельности?

  10. Какой из изучаемых Вами предметов стимулирует к научной работе?

  11. Чем отличаются понятия образованность и ученость?Каково их соотношение?

  12. Когда, на Ваш взгляд, считается, что школьное образование полноценно? А когда нет?

На первом занятии в секции педагог-руководитель должен рассказать о своих занятиях научно-исследовательской работой в школьные годы, в вузе и на сегодняшний день, поделиться своими достижениями и результатами.

На втором занятии учитель должен получить от учащихся информацию о теме их будущего исследования, о значимости для них этого выбора, и предполагаемом итоге данной работы, ее содержательной стороне.

Третье занятие может быть посвящено определению списка литературы и составлению плана работы по выбранной теме. На этом же занятии учащиеся получают рекомендации по написанию работы, оформленные в виде приведенных ниже памяток.







Биологическая секция

Руководитель: Копылова Л.М.

Члены секции:

Сабирова Альбина

Мотова Екатерина 8А класс

Антипьева Анастасия 8А класс

Глухова Софья 4В класс

Замараева Алена 4В класс

Пермяков Денис 9Б класс

Парамонов Павел 9Б класс

Третьякова Дарья 9А класс

Лушникова Елизавета 9А класс

Теплякова Ксения 9А класс

Елтышев Кирилл 8Б класс

Коротков Сергей 8Б класс

Карманова Яна 8В класс

Семенова Елизавета 8В класс

Черемных Ульяна 11Б класс

Куршин Михаил 11Б класс

Цель и задачи создания секции:

Цель: Развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся, поддержка научно-исследовательской работы в школе.

Задачи: 1. Формирование и развитие у учащихся навыков исследовательской работы с учетом индивидуальных наклонностей и способностей.

2. Развитие исследовательской компетенции учащихся, имеющих интерес к исследовательской деятельности.

3.Пропаганда научных знаний об окружающем мире, интеллектуальных ценностей и авторитета знаний;

Главные направления работы

1. Организация индивидуальной работы, предусматривающая деятельность в двух аспектах:

а) совместная работа над отдельными заданиями (подготовка разовых докладов, сообщений, подбор литературы, оказание помощи младшим школьникам при подготовке докладов, устных сообщений, изготовление наглядных пособий, помощь в компьютерном оформлении работы);

б) работа с учащимися по отдельной программе (помощь в разработке тем научных исследований, оказание консультационной помощи).

2014-15г. Сабирова Альбина 10а класс исследовательская работа «Осанка и здоровье».

Мотова Екатерина, Антипьева Анастасия 8а класс исследовательская работа «Зрение - основа здоровья».

2013-14г. Ситдикова Алсу, Антипьева Анастасия 7а класс исследовательская работа «Вредные привычки».

2. Групповая деятельность. Она включает в себя работу над совместными исследовательскими проектами, где нередко необходимо использовать информацию из разных предметных областей.

Участие учащихся 10Б класса в Международной интернет-олимпиаде «Эрудиты планеты».

3. Массовая работа. В ходе нее осуществляется подготовка и проведение предметных недель, школьной олимпиады по биологии. Помощь учащихся в проведение предметной недели

Формы работы секции:

1) теоретические занятия,

2) практические занятия,

3) творческие занятия,

4) исследовательско-итоговая работа (защита докладов, рефератов, конкурсы, олимпиады, научно-практические конференции).



Экологическая секция

Руководитель: Рахимова И.И.

Члены секции:

Михайлов А. 11Б класс

Ветров П. 11Б класс

Сабирова Альбина 10А класс

Килина Анастасия 10Б класс

Зворыгина Лидия 9В класс

Лукиных Кристина 9В класс

Коротков Сергей 8Б класс

Малых Артур 8Б класс

Шакирова Алсу 8В класс

Цели:

1) выявление и поддержка учеников, склонных к занятиям исследовательской деятельностью по экологии;

2) развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся;

3) поддержка научно-исследовательской работы в школе.

Задачи:

1) Пропаганда научных знаний об окружающем мире, интеллектуальных ценностей и авторитета знаний;

2) знакомство с современными методами научно-исследовательской работы;

3) участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях по экологии.

4) формирование у учащихся творческого мышления, трудолюбия, высоких нравственных качеств и духовной культуры;

Главные направления работы

1. Организация индивидуальной работы

а) совместная работа над отдельными заданиями (подготовка докладов, сообщений, подбор литературы, оказание помощи младшим школьникам при подготовке докладов, устных сообщений, помощь в компьютерном оформлении работы);

б) работа с учащимися по отдельной программе (помощь в разработке тем научных исследований, оказание консультационной помощи).

1 место в Республиканском юниорском лесном конкурсе «Подрост» («За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам»).

Лауреат в городских НПК «Молодое поколение выбирает здоровый образ жизни».

2. Групповая деятельность. Она включает в себя работу над совместными исследовательскими проектами, где нередко необходимо использовать информацию из разных предметных областей.

3. Массовая работа. В ходе нее осуществляется подготовка и проведение предметной недели, школьных олимпиад по экологии.

Формы работы секции:

1) теоретические занятия,

2) практические занятия,

3) творческие занятия,

4) исследовательско-итоговая работа (защита докладов, рефератов, конкурсы, олимпиады, научно-практических конференции).







Географическая секция

Руководитель: Глухова С.А.

Члены секции:

Пермяков Д. 9Б класс

Клочкова А. 9Б класс

Владимирова Надежда 6А класс

Пермякова Надежда 7А класс

Старцева Полина 8А класс

Ветчанин Григорий 7Б класс

Цели:

1) выявление и поддержка учеников, склонных к занятиям исследовательской деятельностью по географии;

2) развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся;

3) поддержка научно-исследовательской работы в школе.

Задачи:

1) Пропаганда научных знаний об окружающем мире, интеллектуальных ценностей и авторитета знаний;

2) знакомство с современными методами научно-исследовательской работы;

3) участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях по географии.

4) формирование у учащихся творческого мышления, трудолюбия, высоких нравственных качеств и духовной культуры.

Главные направления работы

1. Организация индивидуальной работы

а) совместная работа над отдельными заданиями (подготовка докладов, сообщений, подбор литературы, устных сообщений, помощь в компьютерном оформлении работы);

б) работа с учащимися по отдельной программе (помощь в разработке тем научных исследований, оказание консультационной помощи).

1 место в Республиканском этапе Всероссийской олимпиады школьников по географии в 2014-15 учебном году.

1 место в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по географии в 2014-15 учебном году.

1 место в III Вузовской олимпиаде школьников по географии в 2013-14г.

2. Групповая деятельность. Она включает в себя работу над совместными исследовательскими проектами, где нередко необходимо использовать информацию из разных предметных областей.

3. Массовая работа. В ходе нее осуществляется подготовка и проведение предметной недели, школьной олимпиады по географии.

Формы работы секции:

1) теоретические занятия,

2) практические занятия,

3) творческие занятия,

4) исследовательско-итоговая работа (защита рефератов, конкурсы, олимпиады, научно-практические конференции).









Краеведческая секция

Руководитель: Степанова Н.В.

Члены секции:

Глухов Павел 9в класс

Семакин Валентин 9в класс

Сабирова Альбина 9а класс

Лаврова Анна 9а класс

Полетаева Вероника 9а класс

Курочкина Екатерина 9а класс

Картавых Татьяна 9а класс

Кибардина Полина 9а класс

Красноперов Илья 11а класс

Вотяков Илья 9в класс

Прощаев Никита 9в класс

Цели:

1) выявление и поддержка учеников, склонных к занятиям исследовательской деятельностью по краеведению;

2) развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся;

3) поддержка научно-исследовательской работы в школе.

Задачи:

1) Пропаганда знаний об истории малой родины, о знаменитых земляках, исторических событий, происходящих в нашем городе;

2) знакомство с современными методами научно-исследовательской работы;

3) участие в конференциях по краеведению .

4) формирование у учащихся творческого мышления, трудолюбия, высоких нравственных качеств и духовной культуры.

Главные направления работы

1)Индивидуальная деятельность. Она включает в себя работу над совместными исследовательскими проектами, где нередко необходимо использовать информацию из разных предметных областей.

Проектная деятельность на уроках физики, с использованием краеведческого материала:

Проект «Паровая турбина» Сабирова Альбина 9а класс.

Проект «Неизвестные страницы жизни Эйнштейна» Курочкина Екатерина, Картавых Татьяна 9а класс.

Проект «Первые пароходы на реке Кама» Лаврова Анна 9а класс.

Проект «Сарапульская электростанция» Полетаева Вероника 9а класс.

2. Групповая деятельность. Она включает в себя работу над совместным исследовательским проектом «Улицы Сарапула», посвященный 100-летию Первой мировой войны.

3. Массовая работа. В ходе нее осуществляется подготовка и проведение предметной недели, к мастер-классу по проектной деятельности.

Формы работы секции:

1) теоретические занятия,

2) практические занятия,

3) творческие занятия,

4) исследовательско-итоговая работа (защита рефератов, конкурсы, олимпиады, научно-практические конференции).







Секция начальных классов

Руководитель: Толмачева А.В.

Члены секции:

Белых Сергей 4б класс

Адиятуллин Дамир 4б класс

Темырзянов Дмитрий 4б класс

Хадеева Алена 4а класс

Зубкова Виктория 3а класс

Смирных Евгений 3б класс

Дулесова Клара 4а класс

Беркутова Мария 3а класс.

Целями секции являются:

1) выявление и поддержка учеников, склонных к творчеству, инициативе, решению задач;

2) развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся начальной школы.

Задачи:

1) пропаганда научных знаний об окружающем мире, интеллектуальных ценностей и авторитета знаний;

2) участие в школьных и городских конкурсах;

3) формирование у учащихся творческого мышления, трудолюбия, высоких нравственных качеств и духовной культуры.

Главные направления работы

1. Групповая деятельность. Она включает в себя работу над совместными исследовательскими проектами, где нередко необходимо использовать информацию из разных предметных областей.

Участие в городском марафоне «Твои возможности» по образовательной программе 2100, участвовали в комплексной олимпиаде и в проектной деятельности над разработкой и представлением проекта «Университет идей». Призеры: Смирных Е, беркутова М., Хадеева А., Адиятуллин Д.

Формы работы секции:

1) теоретические занятия,

2) практические занятия.

Секция Французского языка

Руководитель: Леконцева Т.И.

Члены секции:

Хадеева Алиса 6а класс

Васильева Аня 6а класс

Владимирова Надежда 6а класс

Посаженникова Екатерина 6а класс

Хабибрахманова Лера 8а класс

Попова Наталья 8а класс

Санникова Анастасия 9а класс

Поваренкина Светлана 10а класс

Лучик Полина 7а класс

Шарипова Алсу 7а класс

Малюк Маргарита 8а класс

Гитченко Нина 5а класс

Коробейникова Светлана 5а класс

Кирьянова Светлана 5а класс

Галина Мадина 5а класс

Намазова Вероника 5а класс

Макарова Владислава 5а класс

Цель секции:

Развитие и углубление интереса школьников к изучению французского языка и культуры французского народа.

Задачи секции:

  1. Выявление одаренных детей на начальном этапе обучения французскому языку;

  2. Повышение мотивации школьников к изучению французского языка;

  3. Развитие кругозора учащихся в областях, связанных с изучением французского языка.

Направления работы секции:

1.Индивидуальная работа, предусматривающая деятельность в двух аспектах:

а) совместная работа над отдельными заданиями (подготовка докладов, сообщений, подбор литературы).

б) работа с учащимися по отдельной программе (помощь в разработке тем научных исследований, оказание консультационной помощи).

2013-14г. Исследовательская работа «Праздники Франции» Лаврова Аня 9а класс.

XI Республиканский интеллектуальный турнир «Дебаты» (французская лига) - 2 место Поваренкина С. 9а класс.

Участие в Республиканской олимпиаде по французскому языку Поваренкина С. 9а класс.

Хабибрахманова Лера 8а класс сдала экзамен по французскому языку и получила сертификат международного уровня «Junior Delf A1»

2. Групповая деятельность. Она включает в себя работу над совместными исследовательскими проектами, где нередко необходимо использовать информацию из разных предметных областей.

Внеклассное мероприятие «Праздник Рождества» для 5 класса;

Городской фотоконкурс по французскому языку «Зимняя фантазия» учащиеся 6 классов.

Республиканский этап конкурса по французскому языку (Диктант консула). Поваренкина С. 9а класс - 7 место (2013-14г.).

Республиканский этап конкурса по французскому языку (Диктант консула) - Хабибрахманова Л. 8а класс - 2 место (2014-15г.).

Республиканский конкурс «Знаешь ли ты Францию?» - 2 командное место (2013-14г.).

Республиканский олимпиада для начинающих по французскому языку - участники 5 - 6 классы (11 человек).

Олимпиада УдГУ по французскому языку - 2 участника 8 класса.

3. Массовая работа. В ходе нее осуществляется подготовка и проведение предметной недели и школьной олимпиады по французскому языку.



Памятка № 1

ПРОБЛЕМА исследования понимается как категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать.

ТЕМА - отражает характерные черты проблемы.

ОБЪЕКТ - это та совокупность связей и отношений, свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации.

ПРЕДМЕТ же исследования более конкретен. Он включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в работе, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования. Предмет исследования определяет ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ самого исследования.

ЦЕЛЬ формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Цель конкретизируется и развивается вЗАДАЧАХ исследования.

Памятка № 2

Работа с литературными источниками

Этапы работы

Содержание этапов

1.

Общее ознакомление

Ознакомление с оглавлением. Беглый просмотр литературного источника

2.

Внимательное чтение по главам и разделам

Выделение наиболее важного текста

3.

Выборочное чтение

Перечитывание наиболее важного текста

4.

Составление плана прочитанного материала

В пунктах плана отражается наиболее существенная мысль

5.

Выписки из прочитанного

Полные и точные (цитата + ее библиографическое описание)

6.

Сравнение и сопоставлениепрочитанного с другими источниками

Отмечается общее и отличительное в решении проблемы

7.

Критическая оценка прочитанного и запись замечаний

Обращается внимание на объективность суждений

Памятка № 3

Требования к содержанию научной работы

Структура

Требования к содержанию

Титульный лист



Содержит:

- наименование учебного заведения, где выполнена работа;

- фамилию, имя и отчество автора;

- тему научной работы;

- фамилию, имя и отчество научного руководителя;

- город и год

Оглавление

Введение (вступление) (рекомендуемый объем до двух страниц)

Основная часть

(не более 10 страниц)

Выводы

Список литературы

Включает:

- наименование всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал

Содержит:

- оценку современного состояния решаемой проблемы или задачи;

- обоснование необходимости проведения работы
состоит из глав (разделов), в которых содержится
материал по конкретно исследуемой теме.
Автор работы должен делать ссылки на авторов и
источник, из которого он заимствует материалы.
Краткие выводы по результатам выполненной работы
должны состоять из нескольких пунктов, подводящих
итог выполненной работы.

Должен содержать перечень источников, использованных при написании работы.



Памятка № 4

Виды исследовательских работ

Форма

Структура

Доклад

- в кратких вводных замечаниях - научно-практическая ценность темы;

- сущность темы, обоснованные научные предложения;

- выводы и предложения.

Тезисы доклада

- основные положения доклада;

- основные выводы и предложения.

Научная статья

- заголовок;

- вводные замечания;

- краткие данные о методике исследования;

- анализ собственных научных результатов и их обобщение;

- выводы и предложения;

- ссылки на цитируемую литературу.

Научный отчет

- краткое изложение плана и программы законченных
этапов научной работы;

- значимость проведенной работы, ее ценность для
науки и практики;

- детальная характеристика применявшихся методов;

- существование новых научных результатов;

- заключение, подводящее итоги исследования и отмечающее нерешенные вопросы;

- выводы и предложения.

Реферат

- вводная часть;

- основной текст;

- заключительная часть;

- список литературы;

- указатели.

Монография

- введение;

- подробно и всесторонне исследуется и освещается
какая-либо одна из проблем или тема;

- выводы по каждому разделу (главе);

- заключение.

Методическая консультация «Научный проект и как его подготовить?»

Цель: через активную интеллектуально-творческую деятельность формировать у педагогов систему теоретических и практических знаний, умений, навыков, необходимых для научного познания.

  1. Виды исследовательских работ, их структура

Одной из главных задач, поставленных в Концепции развития образования до 2015 года, является "изменение содержания образования от знаниецентрического к компетентностному". Юному поколению, сидящему сегодня за школьными партами, предстоит реализовывать в третьем тысячелетии долгосрочные программы развития и процветания республики.

Современному обществу нужны одаренные люди и задача состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Индивидуальный подход в образовании занимает центральное место в новой школе. Он чрезвычайно важен для всех детей без исключения, но особенно для тех, природные задатки которых требуют особого внимания. Именно с развитием талантов и способностей, подкрепленных с раннего возраста личным трудолюбием и активной гражданской позицией, мы связываем будущее интеллектуального потенциала нашего общества.

К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.

Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть потенциальные возможности ребенка;

Задача школы - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы они были реализованы.

Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им недостаточно работы на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний.

Сама по себе научная деятельность реализует одну из естественных потребностей человека - познавательную, и способствует развитию и проявлению творческого потенциала личности. Поэтому так важно именно в школьном возрасте выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести учащихся на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Какими знаниями, умениями и навыками должен овладеть юный исследователь?

По нашему мнению исследователь должен уметь: сформулировать проблему исследования в виде познавательной задачи; определить цель исследования; собрать необходимую информацию; разработать ведущий замысел; разработать гипотезу решения познавательной задачи; разработать мысленную (или реальную) модель объекта исследования; разработать методику проведения исследования; провести исследование (анализ фактов, причинно-следственных связей, наблюдения, анкетирование, эксперимент и т.д.); описать и объяснить полученные результаты; разработать предложения по применению полученных знаний; публично отстаивать результаты своего исследования.

Сегодня мы говорим об исследовательском проекте. А что - же такое исследование.

- Мы предлагаем поработать в группе и выяснить, что же такое исследование. Сформулировать это понятие. (5 мин)

Исследование - процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности. Характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью.

Различают два взаимосвязанных уровня исследования: эмпирический и теоретический.

На первом устанавливаются новые факты науки и на основе их обобщения формулируются эмпирические закономерности. На втором уровне выдвигаются и формулируются общие для данной предметной области закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты и эмпирические закономерности, а также предсказать и предвидеть будущие события и факты.

Виды исследовательских работ

Форма

Структура

Доклад

в кратких вводных замечаниях - научно-практическая ценность темы; сущность темы, обоснованные научные предложения; выводы и предложения.

Тезисы доклада

основные положения доклада; основные выводы и предложения;

Научная статья

заголовок;

вводные замечания; краткие данные о методике исследования; анализ собственных научных результатов и их обобщение;

выводы и предложения; ссылки на цитируемую литературу;

Научный отчет

краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы;

значимость проведенной работы, ее ценность для науки и практики;

детальная характеристика применявшихся методов;

существование новых научных результатов;

заключение, подводящее итоги исследования и отмечающее нерешенные вопросы;

выводы и предложения;

Реферат

вводная часть; основной текст; заключительная часть; список литературы; указатели

Возьмем научный проект Шустовой А. ученицы 8 класса «Вся правда и газированной воде», и на его примере рассматриваем требования к содержанию НИР.

Цели и задачи исследования.

Выбрав тему, важно уяснить, в чем заключается цель, конкретные задачи и аспект ее разработки.

Цель - это обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах поиска. Цель неразрывно связана с актуальностью проводимого исследования, формулируется после ее изложения и включает в себя, что конкретно будет выполнено автором, какая задача будет решаться в работе. Цель исследований обычно излагается в виде одного или двух предложений и отражает последовательность тех предполагаемых действий, которые предпримет автор, чтобы достигнуть конечного результата. Различают следующие пути достижения цели: общепринятые, общеизвестные, нестандартные и альтернативные.

Гипотеза - обоснованное предположение о том, как, каким путем, за счет чего можно получить искомый результат. По существу, научная гипотеза - это предположительный ответ на вопрос, сформулированный в проблеме исследования, это описание продвижения исследователя к цели, это развернутое предположение, своеобразное исследование в уме, одна из форм теоретического мышления, благодаря которой происходит открытие нового в науке.

Как правило, гипотеза формулируется в виде сложноподчиненного предложения: "Если ..., то ..., так как...". Первая часть гипотезы содержит формулировку условий, которые предполагает создать исследователь для решения заявленной проблемы, вторая часть гипотезы показывает предположительный результат будущего исследования, и третья часть гипотезы заключает теоретическое обоснование причины того, почему специально созданные условия, заявленные исследователем, обуславливают этот результат.

Формулирование гипотезы требует от исследователя терпения, интеллектуального напряжения, гибкости мышления.

Приведем примеры гипотез из научных работ наших учеников………

Задача представляет собой шаг, звено, этап достижения цели: обобщение результатов, нахождение общих закономерностей путем обработки и интерпретации опытных данных; расширение результатов исследования на ряд подобных объектов без повторения всего объема исследования; повышение надежности экспериментального исследования объекта. Это последовательное доказательство выдвинутой гипотезы. Причем, если цель исследования определяется общим состоянием изучаемой проблемы, то задачи исследования логические вытекают из цели исследования и учета требования практики.

Демонстрация грамотного оформления научного проекта на примере научной работы одного из учеников. Демонстрация электронного учебника по анатомии человека, созданного учениками школы.

2. Тренинг

Разделим участников по группам.

Каждая группа получает тему, в работе над которой, им предстоит описать ее актуальность, выдвинуть гипотезу, определить цель, сформулировать задачи.

Приведем примеры тем:

  1. Сохранение семьи в условиях перехода на 12-летнее образование.

  2. Способы знакомства с молодыми людьми при наличии комплекса "Я ещё не готова к урокам".

  3. У всех мама как мама, а у меня учительница.

  4. На работе я - руководитель, а дома …

  5. Интернет-знакомства: реальность или миф в жизни учителя.

Выступление спикеров от групп.

Рефлексия:

  • Готовы ли вы к исследовательской работе?

  • Понравилась ли Вам тренинговая форма работы?

  • Желаете ли Вы, чтобы мы продолжили тренинги по проектной деятельности?

  • Какие упражнения Вам запомнились больше всего?

  • Что Вам не понравилось в тренинге?

Закончить наш тренинг хочется словами Дмитрия Лихачева: "Если в конце исследования не видно начала следующего - значит исследование не доведено до конца".



© 2010-2022