Статья Мониторинговая деятельность в системе повышения квалификации

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОНИТОРИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАК ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА КУРСОВОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ


Аннотация: Система повышения квалификации педагогических работников развивается в соответствии с новыми тенденциями в отечественном образовании. Мониторинговая деятельность является важнейшим инструментом системы управления повышением квалификации. Комплексный мониторинг направлен на повышение качества курсовой подготовки и эффективности деятельности института.

Ключевые слова: система повышения квалификации, курсовая подготовка, мониторинг


И. Г. Дубровина, начальник отдела аналитики и мониторинга,

Г. С. Тукмаганбетова, главный специалист отдела аналитики и мониторинга филиала АО «НЦПК «Өрлеу» «Институт повышения квалификации педагогических работников по Акмолинской области», г. Кокшетау

Современная система повышения квалификации педагогов требует поиска новых подходов к организации образовательного процесса в рамках курсового обучения, от качества и эффективности которого зависит направленность педагогов на инновационную деятельность.

Нацеленность «Института повышения квалификации педагогических работников по Акмолинской области» на качественное предоставление образовательных услуг способствовала разработке эффективной системы управления. В соответствии с этим организован мониторинг повышения квалификации, как одно из важнейших направлений деятельности института. Разработана модель мониторинговой деятельности, направленная на повышение эффективности и качества курсовой подготовки: определены цель и задачи, технология мониторинга и оценки, от сбора информации до принятия управленческих решений.

Мониторинг в системе повышения квалификации позволяет комплексно подходить к решению различных задач: от оперативного отслеживания и непрерывного наблюдения за состоянием повышения квалификации до своевременного выявления тенденций в процессе курсового обучения и оценки эффективности и качества его реализации, а также обеспечения информационной базой субъектов системы повышения квалификации.

На основе анализа данных комплексной диагностики актуальных потребностей педагогов и мониторинга качества образовательного процесса в институте строится работа по совершенствованию содержания курсовой подготовки и качества преподавания. Предметом мониторинговых исследований является процесс обучения, соответствие его результатов поставленным целям и требованиям, а также динамика содержательно-организационных компонентов курсовой деятельности. Исследования дают разнонаправленную информацию, ее комплексный анализ позволяет определить текущее состояние и тенденции развития системы повышения квалификации в регионе.

Практическая реализация мониторинговых мероприятий осуществляется на основе единого алгоритма. На первом этапе определяется цель исследования, отбор необходимого инструментария, затем проводится сбор диагностических данных и их оперативная обработка. Далее на основе интерпретации, обобщения и систематизации данных создается информационная база. Полученные данные подвергаются системному анализу и оценке. В итоге полученная информация в обобщенном виде предоставляется пользователям (администрации института, заведующим кафедрами, кураторам курсов) для принятия управленческих решений.

Комплексная диагностика имеет богатый арсенал методов сбора и обработки диагностических данных. Среди них наблюдение, анкетирование, тестирование, экспертная оценка, анализ, обобщение и систематизация данных, в основе которых лежат статистические и математические методы. Средствами сбора данных являются листы наблюдений и анкеты, тесты и листы экспертной оценки, а также сводные таблицы и листы итоговых оценок. Разнообразен и арсенал форм отчетности мониторинговой деятельности. В зависимости от характера предоставления информации это могут быть аналитические сведения, справки, отчеты, доклады, презентации, диаграммы и циклограммы. Вся проводимая работа по мониторингу качества и эффективности повышения квалификации завершается принятием управленческих решений, которые варьируются в зависимости от поставленных целей: от коррекции выполняемых задач, содержания и технологий обучения, выбора оптимальных образовательных целей и средств их реализации до прогнозирования тенденций развития в системе повышения квалификации области.

В качестве примера предлагаем некоторые аналитические данные мониторинговых исследований качества краткосрочных курсов повышения квалификации, проводимых на базе филиала АО «НЦПК «Өрлеу» «Институт повышения квалификации педагогических работников по Акмолинской области».

Поскольку курсовая подготовка призвана оказывать помощь в осознании педагогами собственных профессиональных проблем и содействовать их решению, в рамках курсов проводится входное анкетирование с целью изучения образовательных потребностей слушателей, степени их готовности к обучению. Так, анализ входных анкет слушателей краткосрочных курсов за 9 месяцев 2015 года позволил выявить следующую тенденцию. Среди целей обучения 79% слушателей указывают «желание повысить уровень своего профессионального мастерства», 62% - «стремление овладеть современными технологиями, методами обучения и воспитания» и 41% - «повышение квалификационной категории». Для большинства слушателей (48%) содержание курсов является новым, отсутствует опыт его использования на практике. Перечисленные цели становятся главными мотивирующими факторами в процессе обучения, то есть для педагогов основными мотивами обучения являются мотивы повышения профессиональной компетентности. В оценке продуктивных форм обучения для повышения уровня профессиональных компетентностей, по мнению слушателей, наиболее предпочтительными являются практико ориентированные, среди которых для 56% слушателей - практическая работа, для 42% - дискуссия и круглый стол, для 40% респондентов - тренинг, деловая и ролевая игра и другие формы обучения. Действительно, их использование в процессе курсовой подготовки, с опорой на потребности слушателей, по данным мониторинга, дает больший практический эффект, и это необходимо учитывать в работе со слушателями.

Преподавательский состав института опирается на данные мониторинга в процессе курсовой подготовки. Учет данных анализа входных анкет помогает раскрыть мотивы и ожидания от обучения слушателей курсов, а значит, является необходимым условием при составлении и содержательном наполнении модулей учебных программ курсов, отборе форм и методов, приемов и технологий обучения и, следовательно, способствует повышению качества усвоения учебного материала, эффективности работы со слушателями.

На начальном этапе обучения обязательным является входное тестирование. Определение исходного уровня знаний по предлагаемой теме курсов помогает преподавателям скорректировать содержательную часть, направляя ее на решение профессиональных затруднений слушателей. Выходное тестирование позволяет определить качество усвоения содержания курсов, а также уровень «приращения» знаний на основе сравнительного анализа данных входного и выходного тестирования. Выявить степень «присвоения» слушателями новых знаний и нового опыта помогают и такие формы текущего и итогового контроля, как творческий отчет, выполнение самостоятельной работы, защита проекта, презентация творческих разработок и другие. В системе мониторинга мы используем электронное тестирование в программе Activ Studio (Актив Студио). Эта технология диагностики уровня знаний слушателей удобна в применении и обработке данных, оценка качества выполнения заданий объективна, обработку производит сама программа. Слушатели имеют возможность наглядно увидеть индивидуальный результат по тесту в целом и качество выполнения в разрезе вопросов, сравнить качество и результативность выполнения входного и выходного теста. В разработке тестового материала и проведении процедуры тестирования обязательными являются принципы модульного построения и вариативности: по каждому курсу разрабатываются не менее двух вариантов тестов с учетом содержательных модулей обучения. Анализ данных тестирования дает преподавателям информацию не только об уровне обученности слушателей, но и о качестве проведенной на курсе работы.

Одним из показателей качества образовательного процесса является рейтинг курсов. Комплексный мониторинг оценки курсовой подготовки по ряду параметров, таких, как работа профессорско-преподавательского состава, приглашенных лекторов, ресурсное обеспечение, оценка контроля знаний слушателей, позволяет определить не только качество курсов на определенном этапе, но и динамику в разные периоды. Так, за 9 месяцев 2015 года, по итогам мониторинга 57 краткосрочных курсов, проведенных в 1-3 кварталах, общая средняя оценка качества курсов в целом близка по значениям и варьируется за отчетные периоды в диапазоне 9,71-9,8 балла. При подсчете общей оценки и анализе качества курсовой подготовки учитываются все ее составляющие. Соответственно, от качества каждого показателя зависит рейтинг курсов в целом, а значит и качество организации образовательного процесса в рамках курсовой подготовки. На основе постоянного отслеживания и анализа данных о курсовой подготовке мы имеем возможность выявить динамику качества работы по повышению квалификации педагогов, сравнить показатели за каждый отчетный период и принять соответствующие управленческие решения.

Организованная на завершающем этапе обучения обратная связь со слушателями в форме выходного анкетирования позволяет определить, какие профессионально-личностные изменения произошли к завершению обучения. Анализ данных выходных анкет дает информацию о степени удовлетворенности качеством курсов и уровнем их организации. Так, анализ выходных анкет слушателей краткосрочных курсов за 9 месяцев 2015 года показал, что 77% слушателей испытывают «творческий подъем», 94% ощущают «рост профессионального уровня» к концу обучения на курсах. Все слушатели считают цель курсов достигнутой, при этом без малого 100% отмечают изменения взгляда на современную организацию процесса обучения в общеобразовательной школе и новизну курсов. Из анализа ответов респондентов на вопрос «В чем новизна данных курсов?» следует, что большинство слушателей новизну курсов видят в актуальности тематики, научности, высокой технологичности процесса обучения, раскрытии нового содержания и подходов образования, соответствии международным образовательным стандартам. В своих анкетах испытуемые отмечают практическую направленность курсов, привлечение опыта передовых педагогов, указывают конкретные методики и технологии, используемые в процессе обучения: смарт-технологии, критериальное оценивание, кооперативное обучение, когнитивно-продуктивную педагогическую технологию, кейс-стади и другие, как новое в процессе курсовой подготовки.

Вышеназванные и другие параметры помогают оценить качество образовательного процесса и работы профессорско-преподавательского состава института в рамках курсовой подготовки, отследить педагогические эффекты и помочь слушателям в организации дальнейшей работы по самообразованию в межкурсовой период. Информация, получаемая в ходе комплексного мониторинга, характеризует уровень эффективности процесса курсовой подготовки и является основанием для коррекции как педагогических, так и управленческих действий, направленных на обеспечение дальнейшего развития системы повышения квалификации в области.

Результаты комплексного мониторинга позволяют коллективу филиала в дальнейшем прогнозировать тенденции развития, определять стратегию и тактику управления качеством и эффективностью образовательного процесса, формировать сравнительную базу данных для последующего совершенствования курсовой подготовки.

Таким образом, мониторинговая деятельность имеет большое значение в системе повышения квалификации и является основой повышения ее качества и эффективности.

Список литературы


  1. Ильясов Д.Ф. Организация обучения педагогов в учреждении повышения квалификации кадров // Вестник ТГПУ. 2010. Выпуск 2 (92). С.30-34.

  2. Ильясов Д.Ф. Повышение квалификации руководителей как педагогическая проблема // Высшее образование в России. 2004. № 11. С.82-85.

  3. Широкова И.Э. Мониторинг эффективности курсовой подготовки в учреждениях дополнительного профессионального образования. - Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. - СПб., 2010. - № 125. - С.267-272.



© 2010-2022