Выступление на педагогическом совете на тему Педагогика ненасилия

Школа ка элемент общества и несет в себе все те явления, включая негативные, которые происходят в стране. Сама школьная система по своей природе носит насильственный характер. Школа - это учреждение с жесткими нормативными требованиями ко всем членам школьного сообщества и регламентированием жизнедеятельности. Неизбежно встает вопрос: где же та грань, за которой начинается насилие? Следует ли считать насилием требование педагога к ученикам о том, что последним необходимо выполнять домашние задан...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Насилие в школе - проблема, о которой долгое время было не принято говорить. Ее как бы и не существовало вовсе. Но вот общество вроде бы очнулось. И все заговорили о фактах жестокости и агрессии.

Насилие по определению есть принудительное воздействие на кого-нибудь, нарушение личностной неприкосновенности, и в этом смысле педагогическое насилие кажется изначально неизбежным, каким бы противоестественным не казалось это словосочетание.

Наша же цель: разобраться, что является, прежде всего, источником и механизмом насилия над личностью ученика, потенциально существующим во всех структурных компонентах процесса обучения.

  1. Впечатления

У меня опять:
Тридцать шесть и пять!

Я быстро градусник беру
И меж ладоней долго тру,
Я на него дышу, дышу
И про себя прошу, прошу:
"Родная, миленькая ртуть!
Ну, поднимись еще чуть-чуть!
Ну, поднимись хоть не совсем -
Остановись на `тридцать семь`"!

Прекрасно! Тридцать семь и два!
Уже кружится голова!
Пылают щеки (от стыда!)...
- Ты нездоров, мой мальчик?
- Да!...

Я опять лежу в постели -
Не велели мне вставать.
А у меня на самом деле -
Тридцать шесть и пять!

Вы, наверное, помните старое детское стихотворение Михалкова о неродивом ученике, который не хотел идти в школу, пытался казаться больным.

Но попробуем взглянуть на эту ситуацию глазами ребенка, вспомним те серьезные стрессы, которые он испытывает в школе и которые приводят не только к манипуляциям с градусником, но и к более серьезным вещам, таким как суициды. И если мы сегодня говорим о защите прав ребенка, то именно школа является тем местом, где изо дня в день эти права нарушаются.

Касается это, в первую очередь, содержания образования и характера взаимоотношений учителя и ученика в процессе обучения. Это серьезное обвинение, и даже собственный опыт не является основанием для таких выводов без серьезной аргументации.

Поэтому заканчиваем с впечатлениями и обратимся к цифрам.


  1. Цифры

Средняя продолжительность учебного дня

Мурманская область

Школа №9 г. Брянска (82% учащихся 9-11 классов)

11,5 часов

6 -10 часов - 48%

11 -15 часов - 41%

15 - 18 часов - 11%

Часто эта цифра доходит до 14 часов, в отдельных случаях до 16,5 часов

По КЗОТ продолжительность рабочей недели у взрослого человека не может превышать 40 часов в неделю. Для работников, не достигших возраста 18 лет, - не более 36 часов в неделю, а от 14 до 16 лет - не более 24 часов.

Очень многие ученики, испытывая серьезные психофизиологические нагрузки в школе, жалуются на различные физические недомогания:

Данные профессора С.Р.Вершловского

Учащиеся 9-11 классов школы№9 г. Брянска

Сонливость

20%

61%

Головные боли

9%

31%

Раздражительность

19%

33%

Боли в желудке

6%

14%

Бессоница

5%

12%

Динамика состояния здоровья учащихся:

Ступени обучения

Количество учащихся (%)

2010-2011

учебный год

2011-2012

учебный год

2012-2013 учебный год

Начальная школа

Всего учащихся

408

418

413

% учащихся с хроническими заболеваниями

54,2 %

67,8 %

44,6 %

% учащихся, освобождённых от физкультуры

0,4 %

0,7 %

1,9 %

5-9-ые классы

Всего учащихся

388

375

570

% учащихся с хроническими заболеваниями

93,6 %

71,7%

66,2 %

% учащихся, освобождённых от физкультуры

2,3 %

1,3 %

1,4 %

10-11-е классы

Всего учащихся

136

93

105

% учащихся с хроническими заболеваниями

58,8 %

65,6 %

73,3 %

% учащихся, освобождённых от физкультуры

1,3 %

3,2 %

4,8 %

По данным российских ученых, педагогов и медиков, только лишь 10% школьников признаются практически здоровыми, 40% имеют различного рода хронические заболевания, 7,5 млн - психические и неврологические отклонения.

Все эти недомогания, с одной стороны, являются препятствием для продуктивного учения, с другой - их преодоление в процессе учебы может привести к ухудшению здоровья.

Ведь когда мы готовимся к уроку, планируем сколько человек вызвать к доске, сколько минут будет длиться фронтальная работа и т.п., всегда ли мы отдаем себе отчет в том, что в классе присутствуют дети, которые сегодня просто физически плохо себя чувствуют? Входит ли это в наши планы?

В школе ты:

Данные соцопроса Министерства образования РФ

Учащиеся 9-11 классов школы № 9 г.Брянска

Учишься с интересом и стараешься учиться лучше

26%

67%

Ходишь в школу по необходимости

30%

29%

Для тебя школа «мука», «каторга», «казарма», «тюрьма»

7%

4%

Не хватает сил и времени на выполнение домашних заданий, подготовку к урокам у 60% опрошенных учащихся нашей школы.

На вопрос анкеты: «Что мешает тебе хорошо учиться?» - 8% опрошенных учеников ответили: «Перегрузка».

Перечитаем К.Д. Ушинского: «… ни одно воспитание не нарушает так страшно равновесие в детском организме, ни одно так не раздражает нервную систему детей, как наше русское. У нас покуда все внимание обращено единственно на ученье и лучшие дети проводят все свое время только в том, что читают да учатся, учатся да читают, не пробуя и не упражняя своих сил воли ни в какой самодеятельной деятельности, даже в том, чтобы ясно и отчетливо передать, хоть в словах, то, что они выучили или прочли; они рано делаются какими-то только мечтающими пассивными существами, все собирающимися жить и никогда не живущими, все готовящимися к деятельности и остающимися навсегда мечтателями…Развитие головы и совершенное бессилие характеров, способность все понимать и обо всем мечтать (я не могу даже сказать - думать) и неспособность что-нибудь делать - вот плоды такого воспитания».

Лучше и не скажешь, хотя с момента написания этих строк прошла почти сотня лет.

Попробуем продолжить.

Вспомним истоки модернизации образования 2000г.: речь идет о превращении школы из госучреждения в социальный институт, в равной степени обслуживающий интересы личности, общества и государства. Прошло почти 13 лет:

  • Учителя 61% (88% учителей школы было опрошено) считают, что школа не может противодействовать негативным социальным тенденциям.

  • Суждение: «Школа помогла мне определить свои интересы, выбрать профессию», не поддерживает 29% опрошенных учеников; «Школа научила меня общению» - 13%.

  • 54% опрошенных связывают свою готовность к преодолению жизненных трудностей со школой.


  1. Источники угрозы

Откуда берет начало педагогическое насилие? Где истоки будущих неврозов, бессониц, психозов? Когда закладывается нежелание ребят учиться?

На мой взгляд, корни этих явлений лежат в самой идее образования, как процесса и результата передачи и усвоения социального опыта от одного поколения другому.

Сравните: ОБРАЗ - ование как становление образа, развитие потенциала человека от рождения до старости.

В соответствии с той или иной идеей на практике складываются различные образовательные стратегии и неверный выбор сделанный страной, регионом, школой, учителем, как по цепочке цели - содержание - технологии - учитель, рождает ряд неожиданных «результатов».

Рассмотрим все элементы этой цепочки.


  1. Стратегия.

Образовательная стратегия - это система, включающая в себя выводы из анализа социально-образовательной ситуации, цели образования, принципы отбора и конструирования содержания образования, взгляд на ученика как на участника образовательного процесса, а так же связи между этими компонентами системы.

Какое бы название не имела образовательная стратегия и как бы различные стратегии не отличались друг от друга, перед педагогом всегда будет стоять проблема: является ли развитие ученика в процессе обучения непредсказуемым результатом деятельности по освоению им стандартизированного содержания образования?

Или же истинное предназначение школы как образовательного института состоит в развитии заложенных в ребенке потребностей и способностей? И тогда содержание образования есть средство для этого развития. И как любое средство может варьироваться.

Надо ли говорить о том, что сегодняшняя школа, стояла и стоит на вполне определенной позиции. А идея образовательных стандартов эту позицию обосновывает и укрепляет. Полное управление учебным процессом в рамках этого направления делает учение школьника фактически научением, натаскиванием. Что может быть хуже?

Отсюда растерянность, недоверие, цинизм в учительской среде. Да и в ученической тоже.


  1. Содержание образования.

Определение понятия содержания образования зависит от того, что принимать за источник этого содержания.

Такие источники - это 1) реальный мир, который освоен человеком в виде социального опыта;

2) сам ребенок, требующий развития в организованном процессе обучения.

Если речь идет об освоении содержания образования как отражении социального опыта, то само по себе это содержание может стать источником будущего насилия над личностью.

  1. Объем превышает все допустимые нормы восприятия учеником (20 терминов);

  2. Беда - разорванность, фрагментарность содержания образования (Явления, физика, математика - производная);

  3. Исключение ценностных отношений из урока (ценности в содержании образования оторваны от жизненных ценностей ученика - усваевает то, что считает значимым для себя).

Результат - списывание, обман, отказ учить материал, кратковременное запоминание - это все формы защиты. И хорошо если это выливается в протест, а не загоняется во внутрь и служит причиной неврозов.

  1. Педагогические цели.

Перефразируя библейское изречение, можно утверждать, что тот, кто смотрит на ребенка как на объект приложения сил воспитательной системы, как на пустой сундук, в который необходимо что-то вложить, как на кусок глины, из которого нужно вылепить некоторое соответствие созданной в воображении модели, - всякий, кто ставит перед собой такие цели, уже совершает насилие.

Ибо, что такое цель? Цель - это планируемый результат (Опыт).

Современный педагог вынужден работать в определенной системе целепологания и об этом свидетельствуют программы по учебным предметам. И что бы не говорилось в пояснительных записках (о мировоззрении, исследовательских, коммуникативных способностях) вся деятельность ориентирована на требования к обязательным результатам обучения. (Проверяющий проверит по определенным критериям! А учитель знает по каким)


  1. Технология обучения

На вопрос: «Что вы считаете главным в учебно-воспитательном процессе?» все школьные МО указали - формирование глубоких и прочных знаний по предмету.

Сколько было случаев, когда дети переходили в другие УО, потому что у нас трудно учиться. Но не звери же учителя! В большинстве своем это добрые и умные люди, прекрасно осознающие двусмысленность своего положения.

Чаще всего педагогическое насилие зависит не только от личностных качеств педагога, как я уже отметила от стратегии образования, которая в свою очередь требует выбора определенной технологии. Выбор же технологии - дело учителя, и совершая его, он должен понимать, что этот технологический выбор таит в себе возможности другого выбора - стиля взаимодействия с учеником.


  1. Педагогическое взаимодействие.

Педагогическое насилие, которое как потенциал заложено в самом содержании и целях педагогической деятельности, принимает конкретные формы в процессе взаимодействия с учеником.

Традиционное обучение.

Цель: усвоение предметно-дисциплинарных знаний.

Функция учителя - информационно-контролирующая.

Стиль управления - авторитарно-репрессивный.

Установка учителя - закрытость, непререкаемость требований.

Учебный процесс - фронтальные формы, репродуктивные знания, действия по образцу.

Виды отношений - ученик - ведомый, работает по внешним целям и шкалам.

Контроль - внешний.

Результат - отчуждение от учебных ценностей, враждебность, соперничество.

Если учитель не в состоянии нейтрализовать заложенное в этой системе насилие, дело принимает печальный оборот.


  1. Учитель.

Психология.

Формы и виды насилия

Формы

Осознанное

Неосознанное

Прямое

Косвенное

Прямое

Косвенное

Виды

Приказ, запрет, нотация, ограничения, принуждение, упреки, навязывание, физическое воздействие, подавление

Через родителей, одноклассников, администрацию, других взрослых и детей

Принуждение, упрек, ограничение, навязывание, подавление

Через родителей, одноклассников, администрацию, других взрослых и детей

Существует и другая классификация насилия:

  • Физическое насилие

  • Сексуальное насилие

  • Психическое насилие

  • Пренебрежение потребностями

Психическое (эмоциональное) насилие - постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому виду насилия относятся также постоянная ложь, обман ребенка (в результате чего он теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям.

Пренебрежение интересами и нуждами ребенка - отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи. Типичным примером пренебрежительного отношения к детям является оставление их без присмотра, что приводит к несчастным случаям, отравлениям, и другим опасным для жизни и здоровья ребенка последствиям.

Как это ни прискорбно, но в школе в той или иной степени имеют место все эти виды.

В условиях школы прямыми признаками психического насилия над учащимися считаются:

- угрозы в адрес обучающегося (12% - Будешь плохо себя вести - поставим на учет, отведем к директору,…)

- преднамеренная изоляция обучающегося; (8% опрошенных учителей используют фразы «Покинь класс», «Сядь за последнюю парту»)

- предъявление к обучающемуся чрезмерных требований (68% - «Ты можешь лучше подготовиться, поэтому сегодня «2», а завтра …»

- оскорбление и унижение достоинства (19% - твои родители не занимаются тобой)

- систематическая необоснованная критика ребенка

- постоянная негативная характеристика обучающегося;

- демонстративно негативное отношение к обучающемуся.

К.Д. Ушинский писал, чем талантливее, ярче педагог, тем большую угрозу он представляет для воспитанника, ибо порой, сам того не осознавая, всем своим обликом подавляет волю, внутреннюю свободу ученик, не столько раскрывает в нем самого себя, сколько навязывает себя как эталон.

Разочарование приходит позже, когда ученик начинает осознавать свое Я и это Я не вписывается в систему правил, а часто и противоречит им.

В этом случае эмпатия и рефлексивные способности должны стать внутренним «цензором».


  1. А как же «ЗНАНИЯ»?

Качественное усвоение содержания образования в виде знаний, умений и ценностей невозможно, если процесс обучения сопровождается насилием, и что познавательная цель, по отношению к развивающей, изначально подразумевает насилие, степень и форма проявления которого зависят от содержания, технологии и личностных и профессиональных качеств педагога.

Источники:

  1. Результаты анкетирования учащихся и учителей школы.

  2. ГБОУ ЦДК, социальный педагог Фомина А.А. «Педагогам о насилии в школе. Понятие, структура, содержание, функции, основные условия и механизмы проявления».

  3. ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет, Омарова П.О., Шахова Р. М. «Современные психолого-педагогические исследования проблемы школьного насилия».

  4. Т. Мерцалова, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Института педагогических инноваций РАО «Насилие в школе: что противопоставить жестокости и агрессии?».

  5. Д.Г. Левитес «Отлучение. Несвоевременные мысли о школе».

© 2010-2022