- Преподавателю
- Директору, завучу
- Выступление на педагогическом совете на тему Педагогика ненасилия
Выступление на педагогическом совете на тему Педагогика ненасилия
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Федонина О.Н. |
Дата | 27.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Насилие в школе - проблема, о которой долгое время было не принято говорить. Ее как бы и не существовало вовсе. Но вот общество вроде бы очнулось. И все заговорили о фактах жестокости и агрессии.
Насилие по определению есть принудительное воздействие на кого-нибудь, нарушение личностной неприкосновенности, и в этом смысле педагогическое насилие кажется изначально неизбежным, каким бы противоестественным не казалось это словосочетание.
Наша же цель: разобраться, что является, прежде всего, источником и механизмом насилия над личностью ученика, потенциально существующим во всех структурных компонентах процесса обучения.
-
Впечатления
У меня опять:
Тридцать шесть и пять!
Я быстро градусник беру
И меж ладоней долго тру,
Я на него дышу, дышу
И про себя прошу, прошу:
"Родная, миленькая ртуть!
Ну, поднимись еще чуть-чуть!
Ну, поднимись хоть не совсем -
Остановись на `тридцать семь`"!
Прекрасно! Тридцать семь и два!
Уже кружится голова!
Пылают щеки (от стыда!)...
- Ты нездоров, мой мальчик?
- Да!...
Я опять лежу в постели -
Не велели мне вставать.
А у меня на самом деле -
Тридцать шесть и пять!
Вы, наверное, помните старое детское стихотворение Михалкова о неродивом ученике, который не хотел идти в школу, пытался казаться больным.
Но попробуем взглянуть на эту ситуацию глазами ребенка, вспомним те серьезные стрессы, которые он испытывает в школе и которые приводят не только к манипуляциям с градусником, но и к более серьезным вещам, таким как суициды. И если мы сегодня говорим о защите прав ребенка, то именно школа является тем местом, где изо дня в день эти права нарушаются.
Касается это, в первую очередь, содержания образования и характера взаимоотношений учителя и ученика в процессе обучения. Это серьезное обвинение, и даже собственный опыт не является основанием для таких выводов без серьезной аргументации.
Поэтому заканчиваем с впечатлениями и обратимся к цифрам.
-
Цифры
Средняя продолжительность учебного дня
Мурманская область
Школа №9 г. Брянска (82% учащихся 9-11 классов)
11,5 часов
6 -10 часов - 48%
11 -15 часов - 41%
15 - 18 часов - 11%
Часто эта цифра доходит до 14 часов, в отдельных случаях до 16,5 часов
По КЗОТ продолжительность рабочей недели у взрослого человека не может превышать 40 часов в неделю. Для работников, не достигших возраста 18 лет, - не более 36 часов в неделю, а от 14 до 16 лет - не более 24 часов.
Очень многие ученики, испытывая серьезные психофизиологические нагрузки в школе, жалуются на различные физические недомогания:
Данные профессора С.Р.Вершловского
Учащиеся 9-11 классов школы№9 г. Брянска
Сонливость
20%
61%
Головные боли
9%
31%
Раздражительность
19%
33%
Боли в желудке
6%
14%
Бессоница
5%
12%
Динамика состояния здоровья учащихся:
Ступени обучения
Количество учащихся (%)
2010-2011
учебный год
2011-2012
учебный год
2012-2013 учебный год
Начальная школа
Всего учащихся
408
418
413
% учащихся с хроническими заболеваниями
54,2 %
67,8 %
44,6 %
% учащихся, освобождённых от физкультуры
0,4 %
0,7 %
1,9 %
5-9-ые классы
Всего учащихся
388
375
570
% учащихся с хроническими заболеваниями
93,6 %
71,7%
66,2 %
% учащихся, освобождённых от физкультуры
2,3 %
1,3 %
1,4 %
10-11-е классы
Всего учащихся
136
93
105
% учащихся с хроническими заболеваниями
58,8 %
65,6 %
73,3 %
% учащихся, освобождённых от физкультуры
1,3 %
3,2 %
4,8 %
По данным российских ученых, педагогов и медиков, только лишь 10% школьников признаются практически здоровыми, 40% имеют различного рода хронические заболевания, 7,5 млн - психические и неврологические отклонения.
Все эти недомогания, с одной стороны, являются препятствием для продуктивного учения, с другой - их преодоление в процессе учебы может привести к ухудшению здоровья.
Ведь когда мы готовимся к уроку, планируем сколько человек вызвать к доске, сколько минут будет длиться фронтальная работа и т.п., всегда ли мы отдаем себе отчет в том, что в классе присутствуют дети, которые сегодня просто физически плохо себя чувствуют? Входит ли это в наши планы?
В школе ты:
Данные соцопроса Министерства образования РФ
Учащиеся 9-11 классов школы № 9 г.Брянска
Учишься с интересом и стараешься учиться лучше
26%
67%
Ходишь в школу по необходимости
30%
29%
Для тебя школа «мука», «каторга», «казарма», «тюрьма»
7%
4%
Не хватает сил и времени на выполнение домашних заданий, подготовку к урокам у 60% опрошенных учащихся нашей школы.
На вопрос анкеты: «Что мешает тебе хорошо учиться?» - 8% опрошенных учеников ответили: «Перегрузка».
Перечитаем К.Д. Ушинского: «… ни одно воспитание не нарушает так страшно равновесие в детском организме, ни одно так не раздражает нервную систему детей, как наше русское. У нас покуда все внимание обращено единственно на ученье и лучшие дети проводят все свое время только в том, что читают да учатся, учатся да читают, не пробуя и не упражняя своих сил воли ни в какой самодеятельной деятельности, даже в том, чтобы ясно и отчетливо передать, хоть в словах, то, что они выучили или прочли; они рано делаются какими-то только мечтающими пассивными существами, все собирающимися жить и никогда не живущими, все готовящимися к деятельности и остающимися навсегда мечтателями…Развитие головы и совершенное бессилие характеров, способность все понимать и обо всем мечтать (я не могу даже сказать - думать) и неспособность что-нибудь делать - вот плоды такого воспитания».
Лучше и не скажешь, хотя с момента написания этих строк прошла почти сотня лет.
Попробуем продолжить.
Вспомним истоки модернизации образования 2000г.: речь идет о превращении школы из госучреждения в социальный институт, в равной степени обслуживающий интересы личности, общества и государства. Прошло почти 13 лет:
-
Учителя 61% (88% учителей школы было опрошено) считают, что школа не может противодействовать негативным социальным тенденциям.
-
Суждение: «Школа помогла мне определить свои интересы, выбрать профессию», не поддерживает 29% опрошенных учеников; «Школа научила меня общению» - 13%.
-
54% опрошенных связывают свою готовность к преодолению жизненных трудностей со школой.
-
Источники угрозы
Откуда берет начало педагогическое насилие? Где истоки будущих неврозов, бессониц, психозов? Когда закладывается нежелание ребят учиться?
На мой взгляд, корни этих явлений лежат в самой идее образования, как процесса и результата передачи и усвоения социального опыта от одного поколения другому.
Сравните: ОБРАЗ - ование как становление образа, развитие потенциала человека от рождения до старости.
В соответствии с той или иной идеей на практике складываются различные образовательные стратегии и неверный выбор сделанный страной, регионом, школой, учителем, как по цепочке цели - содержание - технологии - учитель, рождает ряд неожиданных «результатов».
Рассмотрим все элементы этой цепочки.
-
Стратегия.
Образовательная стратегия - это система, включающая в себя выводы из анализа социально-образовательной ситуации, цели образования, принципы отбора и конструирования содержания образования, взгляд на ученика как на участника образовательного процесса, а так же связи между этими компонентами системы.
Какое бы название не имела образовательная стратегия и как бы различные стратегии не отличались друг от друга, перед педагогом всегда будет стоять проблема: является ли развитие ученика в процессе обучения непредсказуемым результатом деятельности по освоению им стандартизированного содержания образования?
Или же истинное предназначение школы как образовательного института состоит в развитии заложенных в ребенке потребностей и способностей? И тогда содержание образования есть средство для этого развития. И как любое средство может варьироваться.
Надо ли говорить о том, что сегодняшняя школа, стояла и стоит на вполне определенной позиции. А идея образовательных стандартов эту позицию обосновывает и укрепляет. Полное управление учебным процессом в рамках этого направления делает учение школьника фактически научением, натаскиванием. Что может быть хуже?
Отсюда растерянность, недоверие, цинизм в учительской среде. Да и в ученической тоже.
-
Содержание образования.
Определение понятия содержания образования зависит от того, что принимать за источник этого содержания.
Такие источники - это 1) реальный мир, который освоен человеком в виде социального опыта;
2) сам ребенок, требующий развития в организованном процессе обучения.
Если речь идет об освоении содержания образования как отражении социального опыта, то само по себе это содержание может стать источником будущего насилия над личностью.
-
Объем превышает все допустимые нормы восприятия учеником (20 терминов);
-
Беда - разорванность, фрагментарность содержания образования (Явления, физика, математика - производная);
-
Исключение ценностных отношений из урока (ценности в содержании образования оторваны от жизненных ценностей ученика - усваевает то, что считает значимым для себя).
Результат - списывание, обман, отказ учить материал, кратковременное запоминание - это все формы защиты. И хорошо если это выливается в протест, а не загоняется во внутрь и служит причиной неврозов.
-
Педагогические цели.
Перефразируя библейское изречение, можно утверждать, что тот, кто смотрит на ребенка как на объект приложения сил воспитательной системы, как на пустой сундук, в который необходимо что-то вложить, как на кусок глины, из которого нужно вылепить некоторое соответствие созданной в воображении модели, - всякий, кто ставит перед собой такие цели, уже совершает насилие.
Ибо, что такое цель? Цель - это планируемый результат (Опыт).
Современный педагог вынужден работать в определенной системе целепологания и об этом свидетельствуют программы по учебным предметам. И что бы не говорилось в пояснительных записках (о мировоззрении, исследовательских, коммуникативных способностях) вся деятельность ориентирована на требования к обязательным результатам обучения. (Проверяющий проверит по определенным критериям! А учитель знает по каким)
-
Технология обучения
На вопрос: «Что вы считаете главным в учебно-воспитательном процессе?» все школьные МО указали - формирование глубоких и прочных знаний по предмету.
Сколько было случаев, когда дети переходили в другие УО, потому что у нас трудно учиться. Но не звери же учителя! В большинстве своем это добрые и умные люди, прекрасно осознающие двусмысленность своего положения.
Чаще всего педагогическое насилие зависит не только от личностных качеств педагога, как я уже отметила от стратегии образования, которая в свою очередь требует выбора определенной технологии. Выбор же технологии - дело учителя, и совершая его, он должен понимать, что этот технологический выбор таит в себе возможности другого выбора - стиля взаимодействия с учеником.
-
Педагогическое взаимодействие.
Педагогическое насилие, которое как потенциал заложено в самом содержании и целях педагогической деятельности, принимает конкретные формы в процессе взаимодействия с учеником.
Традиционное обучение.
Цель: усвоение предметно-дисциплинарных знаний.
Функция учителя - информационно-контролирующая.
Стиль управления - авторитарно-репрессивный.
Установка учителя - закрытость, непререкаемость требований.
Учебный процесс - фронтальные формы, репродуктивные знания, действия по образцу.
Виды отношений - ученик - ведомый, работает по внешним целям и шкалам.
Контроль - внешний.
Результат - отчуждение от учебных ценностей, враждебность, соперничество.
Если учитель не в состоянии нейтрализовать заложенное в этой системе насилие, дело принимает печальный оборот.
-
Учитель.
Психология.
Формы и виды насилия
Формы
Осознанное
Неосознанное
Прямое
Косвенное
Прямое
Косвенное
Виды
Приказ, запрет, нотация, ограничения, принуждение, упреки, навязывание, физическое воздействие, подавление
Через родителей, одноклассников, администрацию, других взрослых и детей
Принуждение, упрек, ограничение, навязывание, подавление
Через родителей, одноклассников, администрацию, других взрослых и детей
Существует и другая классификация насилия:
-
Физическое насилие
-
Сексуальное насилие
-
Психическое насилие
-
Пренебрежение потребностями
Психическое (эмоциональное) насилие - постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому виду насилия относятся также постоянная ложь, обман ребенка (в результате чего он теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям.
Пренебрежение интересами и нуждами ребенка - отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи. Типичным примером пренебрежительного отношения к детям является оставление их без присмотра, что приводит к несчастным случаям, отравлениям, и другим опасным для жизни и здоровья ребенка последствиям.
Как это ни прискорбно, но в школе в той или иной степени имеют место все эти виды.
В условиях школы прямыми признаками психического насилия над учащимися считаются:
- угрозы в адрес обучающегося (12% - Будешь плохо себя вести - поставим на учет, отведем к директору,…)
- преднамеренная изоляция обучающегося; (8% опрошенных учителей используют фразы «Покинь класс», «Сядь за последнюю парту»)
- предъявление к обучающемуся чрезмерных требований (68% - «Ты можешь лучше подготовиться, поэтому сегодня «2», а завтра …»
- оскорбление и унижение достоинства (19% - твои родители не занимаются тобой)
- систематическая необоснованная критика ребенка
- постоянная негативная характеристика обучающегося;
- демонстративно негативное отношение к обучающемуся.
К.Д. Ушинский писал, чем талантливее, ярче педагог, тем большую угрозу он представляет для воспитанника, ибо порой, сам того не осознавая, всем своим обликом подавляет волю, внутреннюю свободу ученик, не столько раскрывает в нем самого себя, сколько навязывает себя как эталон.
Разочарование приходит позже, когда ученик начинает осознавать свое Я и это Я не вписывается в систему правил, а часто и противоречит им.
В этом случае эмпатия и рефлексивные способности должны стать внутренним «цензором».
-
А как же «ЗНАНИЯ»?
Качественное усвоение содержания образования в виде знаний, умений и ценностей невозможно, если процесс обучения сопровождается насилием, и что познавательная цель, по отношению к развивающей, изначально подразумевает насилие, степень и форма проявления которого зависят от содержания, технологии и личностных и профессиональных качеств педагога.
Источники:
-
Результаты анкетирования учащихся и учителей школы.
-
ГБОУ ЦДК, социальный педагог Фомина А.А. «Педагогам о насилии в школе. Понятие, структура, содержание, функции, основные условия и механизмы проявления».
-
ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет, Омарова П.О., Шахова Р. М. «Современные психолого-педагогические исследования проблемы школьного насилия».
-
Т. Мерцалова, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Института педагогических инноваций РАО «Насилие в школе: что противопоставить жестокости и агрессии?».
-
Д.Г. Левитес «Отлучение. Несвоевременные мысли о школе».