Доклад к педсовету ШСОКО

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Система оценки качества образования в школе

(Слайд 1)


( слайд 2)

Цель педсовета: создание оптимальных условий функционирования и совершенствования системы оценки качеством образования в школе

( слайд 3) Задачи педсовета:

  • способствовать формированию теоретических представлений о системе оценки качеством образования в ОУ, о возможностях и условиях использования различных способов и методик для диагностических процедур, поиск новых форм и технологий в работе;

  • организация совместной деятельности администрации и педагогов, направленной на совершенствование управления качеством образования

( слайд 4) Сегодня одним из направлений модернизации российского образования является совершенствование контроля и управления качеством образования. В одобренных Правительством РФ приоритетных направлениях развития образовательной системы России отмечается, что необходимо «…сформировать общенациональную систему оценки качества образования, получаемого гражданином, и реализуемых образовательных программ».

До недавнего времени в образовательной практике использовалась лишь внутренняя оценка качества. Желание руководителей иметь внешнюю оценку уровня образовательных достижений стало основанием обязательности введения ЕГЭ и ОГЭ для всех выпускников школ.

ЕГЭ и ОГЭ является очень важным элементом системы оценки качества образования, однако, он не дает исчерпывающей информации для управления качеством. Для принятия управленческих решений этого недостаточно, необходимы дополнительные данные.

Кроме того, качество образования не тождественно качеству обученности. Оценка качества образования подразумевает не только оценку качества образовательных достижений обучающихся, но и оценку качества образовательного процесса. Действительно, для того, чтобы понять, насколько эффективна работа того или иного образовательного учреждения, важно, с одной стороны, посмотреть не только уровень знаний в этой школе (причем за несколько лет), а с другой стороны - иметь представление о контингенте учащихся, условиях в которых она функционирует, где располагается, кадровом потенциале, материально-техническом обеспечении и пр.

Таким образом, при создании системы оценки качества образования, наряду с оценкой знаний школьников, следует включить весь комплекс показателей, начиная от организации питания и досуга обучающихся до учебно-методического обеспечения образовательного процесса. Важно также оценивать степень доступности образовательных услуг с учетом реальных потребностей и возможностей школьников; учитывать влияние школы на здоровье детей и их социализацию; говорить о системе дополнительного образования, о наличии в ней ресурсов, направленных на решение вопросов сопровождения и поддержки развития детей разных категорий; анализировать отсроченные или косвенные эффекты деятельности образовательных учреждений и системы образования в целом.

Система оценки качества образования в России начала создаваться с 2007 года, было сформировано единое концептуально-методологическое понимание проблем качества образования и подходов к его измерению, проработана нормативно-правовая база системы оценки качества образования.

В философском понимании термина «качество» мы исходим из определения качества как существенного признака, свойства, отличающее один предмет от другого. С точки зрения производственного подхода, качество - совокупность существенных потребительских свойств продукции или услуги, значимых для потребителя. В метафорическом смысле «продукцией» школы являются выпускники, имеющие образование лучшего или худшего качества, в большей или меньшей степени соответствующее потребностям общества и личности, установленным нормам, требованиям, стандартам. Таким образом, под качеством образования понимается качество образовательного процесса, отражающая степень соответствия образовательных результатов (достижений) обучающихся и условий обеспечения образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям и включающая в себя следующие составляющие: ( слайд 5) , (слайд 6)

  • качества образовательной программы;

  • качества организации образовательного процесса (образовательные технологии, формы, методы, приемы обучения, формы организации обучения);

  • качества управления образовательными системами и процессами (управленческих технологий в образовании);

  • качества потенциала научно-педагогического состава, задействованного в образовательном процессе;

  • качества ресурсного обеспечения (материально-технического, учебно-методического обеспечения);

  • качества нравственного, духовного, морального воспитания в процессе социализации личности;

  • качества медицинского обслуживания, питания, физкультурно- оздоровительной работы;

  • качества партнерского взаимодействия с семьей и социумом;

  • качества потенциала обучающихся;

  • качества знаний.

Но качеству приписываются разнообразные, часто противоречивые, значения: ( слайд 7)

  • родители, могут соотносить качество образования с развитием индивидуальности их детей;

  • качество для учителей может означать наличие качественного учебного плана, обеспеченного учебными материалами;

  • для учащихся качество образования, связывается с внутришкольным климатом;

  • для бизнеса и промышленности качество образования соотносится с жизненной позицией, умениями и навыками, знаниями выпускников;

  • для общества качество связано с теми ценностными ориентациями и более широко - ценностями обучающихся, которые найдут свое отражение, например, в гражданской позиции, в технократической или гуманистической направленности их профессиональной деятельности

Под организационными условиями, в общем смысле этого слова, мы понимаем совокупность взаимосвязанных процессов, позволяющих осуществлять ту или иную деятельность и достигать тех или иных результатов.

Под организационными условиями обеспечения и управления качеством образования мы будем понимать: ( слайд 8)

  1. наличие административной команды, владеющей программно - целевыми и проектными методами управления образовательным учреждением;

  2. наличие высококвалифицированного педагогического состава, с внутренней потребностью к саморазвитию, улучшению условий труда и его результатов;

  3. организацию образовательного процесса с учетом индивидуальных запросов обучающихся. Использование в организации образовательного процесса современных технологий, форм, методов, приемов обучения, позволяющих формировать ключевые компетентности, востребованные сегодняшним днем;

  4. наличие материально - технического и научно - методического обеспечения, позволяющего организовывать образовательный процесс на уровне, соответствующем современным образовательным стандартам;

  5. использование в образовательном процессе образовательных программ и учебно - методических комплексов, позволяющих выполнять государственные образовательные стандарты;

  6. наличие иерархической системы управления качеством на основе взаимодействия групп, которым делегирована ответственность за качество образования;

  7. наличие системы мониторинга качества образования в общеобразовательном учреждении.

Функционирование системы обеспечения и управления качеством образования в общеобразовательном учреждении подчиняется следующим принципам: ( слайд 9)

  • учет потребностей системы образования;

  • ориентация на требования внешних пользователей;

  • учет потенциала обучающихся при организации образовательного процесса и оценке его результатов;

  • стимулирование педагогических работников к повышению профессиональной компетентности и улучшению результатов своего труда.

Стратегии развития образовательных учреждений сегодня стали центром внимания образовательной политики. Управление современной школой требует обоснованности решений, особого построения организационной структуры управления. Непременным условием эффективности этой структуры выступает ее аналитико-оценочное сопровождение, осуществляемое в соответствии с требованиями госзаказа.

Учебные учреждения, реагируя на запросы рынка образовательных услуг, должны формировать собственную систему оценки их качества, что в свою очередь требует отработанной критериальной и инструментальной базы. Эта потребность диктует необходимость определения нормативного основания построения модели внутришкольной системы оценки качества образования и ее методической разработки.

Нормативной базой для разработки модели являются:

  • Закон РФ "Об образовании В Российской Федерации" (( от 29.12.2012 г. № 273 - ФЗ);

  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Методический компонент модели включает определение цели, принципов, объекта, предмета оценки, уровня их процедур, технологии проведения, критериев и показателей.

( слайд 10) Целью модели является получение и анализ информации о состоянии качества образования на базе единой системы диагностики и контроля, отражающей обеспечение государственного и социального стандартов.

( слайд 11) Основными принципами построения модели выделены:

  • объективность, обеспечиваемая единой системой критериев и показателей оценки;

  • полнота информации, реализуемая за счет системности работы в соответствии с планом;

  • реалистичность, определяемая нормами и показателями качества образования, их социальной и личностной значимости;

  • открытость и прозрачность процедур оценки качества образования.

( слайд 12) В качестве объектов и предметов оценки определены:

  • деятельность образовательного учреждения и качество условий реализации образовательных программ;

  • личностные достижения учащихся и качество образовательных результатов;

  • компетентность педагогических работников и качество основных и дополнительных образовательных программ, принятых и реализуемых в образовательном учреждении.

Основное внимание в процессе оценивания сосредотачивается на уровне индивидуальных достижений обучающихся в освоении программ основного и дополнительного образования; на уровне качества этих программ и качестве труда педагогических работников, эффективности управления образовательным учреждением.

( слайд 13) Субъектами системы оценки выступают: администрация, службы сопровождения, педагоги, учащиеся.

Основными направлениями организационно-педагогического сопровождения образовательного процесса в модели обозначены:

- медико-психологическое сопровождение, направленное на развитие способностей, которые нужны для успешного продвижения к цели, поставленной самим человеком, для обретения личностных смыслов его деятельности и укрепление его физического здоровья

- научно-методическое сопровождение, направленное на преобразование педагогического коллектива в коллектив образованный, где создаются положительные жизненные стратегии, приводящие к успеху и личностному росту каждого члена коллектива через систему повышения квалификации, которая реализует две группы целей:

1. отвечающих за достижение результатов образовательного процесса, поставленных перед учреждением;

2. направленных на личностный профессиональный рост учителя.

- система стимулирования педагогического труда, которая призвана оценить и поощрить инновационную активность, достижение результатов педагогического труда.

( слайд 14) В качестве структурных единиц внутришкольной системы оценки качества условно выделены службы: Служба контроля качества, Медико-психологическая служба, Служба методического сопровождения образовательного процесса, Служба стимулирования.

( слайд 15) Служба контроля качества образования занимается созданием и разработкой нормативно-методического обеспечения управления качеством; мониторингом показателей качества. Данная служба координирует работу всех подразделений ОУ; обобщает опыт деятельности различных структур. Организационное управление работой Службы качества возлагается на заместителей директора по уровням образования.

( слайд 16) Медико-психологическая служба обеспечивает создание благоприятных условий для развития всех субъектов образовательного процесса, обеспечению сохранения психического, нравственного и соматического здоровья и формирования здорового образа.

Деятельность Службы направлена на создание оптимальных условий для личностного развития учащихся и педагогов, профессионального роста учителей, на организацию психологического комфорта и валеологическое обеспечение образовательного процесса.

Основными направлениями деятельности службы психологов являются: составление прогноза развития личности; разработка методик коррекции поведения школьников, педагогов, родителей; предотвращение негативных процессов в коллективе.

В задачи службы медиков входит организация обучения учащихся здоровому образу жизни в рамках учебных предметов, включение вопросов о ЗОЖ в тематику педагогических советов, родительских собраний.

Руководство деятельностью службы необходимо возложить на заместителя директора по воспитательной работе. В состав службы входят: педагоги-психологи; социальный педагог; педагог дополнительного образования, воспитатель группы продленного дня.

( слайд 17) Миссия Службы методического сопровождения образовательного процесса связана с его программно-технологическим обеспечением, основанным на концепции инновационных изменений и определяет

- организационно-методическое обеспечение процесса обучения;

- организация работы по подготовке к лицензированию, аттестации и государственной аккредитации образовательных программ, реализуемых в ОУ

Руководство службой возложено на заместителя директора по методической работе.

( слайд 18) Служба стимулирования предназначена для обеспечения эффективного использования инвестиционных ресурсов и средств государственной поддержки образовательного учреждения. В ее задачи входят: распределение финансовых ресурсов для обеспечения образовательного процесса; контроль за их целевым использованием. Кроме распределения и контроля за соблюдением в расходовании выделяемых средств, Служба проводит обоснование и расчеты по стимулированию труда учителя.

Для обеспечения содержательной части аналитико-оценочной деятельности в учреждении стало Положения о системе внутреннего мониторинга качества образования в ОУ.

Субъектом принятия управленческого решения является администрация ОУ, которая несет ответственность за качество исходящей информации. Приказом директора школы назначаются ответственные:

  • за сбор первичных данных - учителя-предметники;

  • обработку и анализ данных - руководители ШМО учителей-предметников и МО классных руководителей;

• представление информации и ведение баз данных - заместители директора.

Организационное обеспечение выполнения программы включает в себя:

  • аттестацию педагогических кадров;

  • результаты ЕГЭ, ОГЭ, итоговой и промежуточной аттестации обучающихся за курс начальной, основной, средней школы;

•мониторинг состояния воспитательной работы в ОУ.

Объектами ШСОКО выступают: ( слайд 19), ( слайд 20)

  • индивидуальные образовательные достижения обучающихся;

  • профессиональная компетентность педагогов, их деятельность по обеспечению требуемого качества результатов образования;

  • качество организации образовательного процесса;

  • материально-техническое обеспечение образовательного процесса;

  • инновационная деятельность;

  • комфортность обучения;

  • доступность образования;

  • сохранность контингента обучающихся;

  • предпрофильная подготовка;

  • организация питания;

  • состояние здоровья обучающихся;

  • воспитательная работа;

  • финансовое обеспечение;

  • открытость деятельности.

Качество индивидуальных образовательных достижений оценивается по следующим показателям: ( слайд 21)

• результаты:

  • государственной (итоговой) аттестации выпускников 11-х и 9-х классов;

  • промежуточной и текущей аттестации обучающихся (мониторинг и диагностика обученности);

• результаты мониторинговых исследований:

  • качества знаний обучающихся 4-х классов по русскому языку, математике и чтению;

  • готовности и адаптации к обучению обучающихся 1 класса;

  • обученности и адаптации обучающихся 5, 10 классов;

  • участие и результативность работы в школьных, районных, областных предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, фестивалях и пр.;

  • доля учащихся 9-х и 11-х классов, получивших:

  • документ об образовании;

  • документ об образовании особого образца.

В качестве индивидуальных образовательных достижений рассматриваются:

  • образовательные достижения по отдельным предметам и их динамика;

  • отношение к учебным предметам;

  • удовлетворенность образованием;

  • степень участия в образовательном процессе (активность на уроке, участие во внеурочной работе и т. д.).

Профессиональная компетентность педагогов оценивается по следующим показателям: ( слайд 22)

• отношение педагога к инновационной работе;

  • готовность учителя к повышению педагогического мастерства (систематичность прохождения курсов повышения квалификации, участие в работе МО, ПТГУ, методических мероприятиях разного уровня, педагогических конференциях различных уровней, и т. д.);

  • знание и использование педагогом современных педагогических методик и технологий;

  • образовательные достижения обучающихся (успевающие на "4" и "5", отличники, медалисты, победители олимпиад, конкурсов, смотров, фестивалей

и т. д.);

  • участие педагога в качестве эксперта ЕГЭ и ОГЭ, аттестационной комиссии, жюри и т. д.;

• личные достижения в профессиональных конкурсах разных уровней.

Качество образовательного процесса оценивается по следующим показателям:

( слайд 23)

  • результативность деятельности ОУ согласно Программе развития;

  • продуктивность и результативность образовательных программ;

  • результаты лицензирования, аттестации и государственной аккредитации ОУ;

  • достижения в конкурсах разного уровня и т. д.;

  • эффективность механизмов самооценки, оценки достоинств и недостатков в учебной, научно-методической, административной и хозяйственной деятельности, принятие стратегически значимых решений, представленных в ежегодном публичном докладе.

Качество материально-технического обеспечения образовательного процесса оценивается по следующим показателям: ( слайд 24)

  • наличие и в перспективе расширение, а также обновление парка мультимедийной техники;

  • программно-информационное обеспечение, наличие и эффективность использования интернет-ресурсов в учебном процессе;

  • оснащенность учебных кабинетов современным оборудованием, средствами обучения и мебелью;

• обеспеченность методической и учебной литературой.
Качество инновационной деятельности оценивается по следующим

показателям: ( слайд 25)

  • положительная динамика результатов обучения школьников;

  • полезность и практическая значимость инновационных процессов;

• наличие совместных планов работы с учреждениями
начального профессионального образования,
социальными партнерами.

Комфортность обучения оценивается по следующим показателям: ( слайд 26)

  • соответствие техники безопасности, охраны труда, противопожарной безопасности, антитеррористической защищенности) требованиям нормативных документов;

  • соответствие условий обучения (размещение ОУ, земельный участок, здание, оборудование помещений, воздушно-тепловой режим, искусственное и естественное освещение, водоснабжение и канализация, режим общеобразовательного процесса, организация медицинского обслуживания, организация питания) требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10;

  • соответствующий морально-психологический климат.

Доступность образования оценивается по следующим показателям: ( слайд 27)

  • система приема обучающихся в школу;

  • отсев обучающихся на всех ступенях обучения (количество, причины, динамика, законность);

  • открытость деятельности ОУ для родителей и общественных организаций.

Работа по сохранению контингента учащихся оценивается по следующим показателям: ( слайд 28)

  • расширение образовательных услуг, организация внеурочного времени обучающихся.

Система дополнительного образования оценивается по следующим показателям: ( слайд 29)

  • количество предоставляемых дополнительных образовательных услуг и охват ими обучающихся;

  • заинтересованность родителей и обучающихся в дополнительных образовательных услугах;

  • степень соответствия количества и качества дополнительных образовательных услуг запросам родителей и обучающихся;

  • результативность предоставляемых образовательных услуг (наличие победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, фестивалей и т. д.);

  • применимость полученных в результате дополнительного образования знаний и умений на практике.

Организации питания оценивается по следующим показателям:

( слайд 30)

  • количество обучающихся, получающих горячее питание за счет бюджетных средств и средств родителей;

  • результаты мониторинга организации питания (положительные и отрицательные отзывы о качестве и ассортименте питания);

• соблюдение нормативов и требований СанПиН 2.4.2.28210

Состояние здоровья обучающихся оценивается по следующим показателям: ( слайд 31)

  • регулярность и качество проведения санитарно-эпидемиологических и гигиенических профилактических мероприятий, медицинских осмотров;

  • частота заболеваемости обучающихся, педагогических и других работников;

  • эффективность оздоровительной работы (оздоровительный компонент содержания учебных предметов, здоровьесберегающие программы, режим дня, организация отдыха и оздоровления детей в каникулярное время и т. д.);

  • состояние физкультурно-оздоровительной работы (распределение школьников по уровню физического развития, группам здоровья, группам физической культуры).

Качество воспитательной работы оценивается по следующим показателям: ( слайд 32)

  • степень вовлеченности педагогического коллектива и родителей в воспитательный процесс;

• охват обучающихся деятельностью, соответствующей их интересам
и потребностям;

  • наличие детского самоуправления, его соответствие различным направлениям детской самодеятельности;

  • удовлетворенность обучающихся и родителей воспитательным процессом и наличие положительной динамики результатов воспитания;

  • положительная динамика в оценке обучающимися образовательной среды (удовлетворенность школой, классом, обучением, организацией досуга, отношениями с родителями, сверстниками и педагогами);

• участие классов в школьных мероприятиях;

  • участие ОУ в мероприятиях разного уровня.

Качество финансово-экономической деятельности оценивается по

следующим показателям: ( слайд 33)

  • объективность и открытость введения новой системы оплаты труда;

  • объективность расстановки кадров (анализ штатного расписания);

Открытость деятельности ОУ оценивается по следующим показателям:

( слайд 34)

• эффективность взаимодействия ОУ с родителями, выпускниками и
профессиональным сообществом;

• рейтинг ОУ на муниципальном, региональном уровнях;

• качество публичных докладов и их доступность широкой общественности.

Давайте рассмотрим независимую оценку индивидуальных достижений обучающихся, а это результаты ЕГЭ и ОГЭ. Для оценки качества ОУ можно использовать только те предметы, где все обучающиеся сдают данный предмет, т.к. нельзя судить о качестве преподавания какого-то предмета, если количество учащихся, сдававших экзамен по данному предмету невелико ( мы не знаем, что это за дети, может это талантливые дети, или занимались индивидуально с репетитором, или выбрали экзамен, потому что сроки ему удобны, дети имеют мотивацию получить высокий балл или не имеют её)

( слайды 35, 36)

При подготовке к педагогическому совету рабочая группа в составе Ивановой Л.Е., Коробка И.С., Грищенко С.Н., Малогорской Ю.В., Астанковой И.А., Цукановой Н.И. провела мониторинг

( слайд 37)

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНЬЮ

№ п/п

Вопросы

1

Я иду утром в школу с радостью.

70%

2

В школе у меня обычно хорошее настроение.

80%

3

В нашем классе хороший классный руководитель.

100%

4

К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.

78%

5

У меня есть любимый учитель.

99%

6

В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.

70%

7

Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.

85%

8

У меня есть любимые школьные предметы.

100%

9

Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.

90%

10

Я удовлетворен проведением уроков

100%



( слайд 38) УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ УЧАЩИХСЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ

№ п/п

Вопросы


1

Проведение классных дел

75%

2

Дежурство по школе

80%

3

Порядок в классе

90%

4

Деятельность спортивных секций, кружков

45%

( слайд 39) УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ РАБОТОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

№ п/п

Вопросы

1

Класс, в котором учится наш ребенок, можно назвать дружным.

95%

2

В среде своих одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно.

97%

3

Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку.

100%

4

Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и учителями нашего ребенка.

100%

Проблема качества образования не имеет окончательного решения. На каждом этапе развития образования, которое определяется тенденциями социально-экономического развития страны, появляются новые условия, возможности и потребности. Изменяются критерии качества, обостряется проблема управления качеством и снова возникает необходимость исследовать и решать эту проблему.

Качество образования находится в постоянной динамике. Нет предела его повышению. Поэтому сегодня очень важно прогнозировать возможное изменение качества, исследовать причины и характер этого изменения. Но не существует пока еще методик такого прогнозирования, хотя в современных идеях управления качеством посылки к прогнозированию уже имеются. Они включают предвидение изменения результата образования от квалификации к компетенциям и далее к человеческому капиталу, изменение цели и общественного статуса образования. Идеи перехода от предметно-оценочного принципа построения образовательных программ к модульному-кредитному также отражают видение будущего.

Приоритетными задачами образовательной политики на период до 2020 года являются

( слайд 40)

- формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей;

(слайд 41)

- развитие организационно-правовых механизмов управления образованием и усиление государственной и общественной поддержки системы образования

Будущее рождается сегодня. Движение в будущее зависит от его видения и понимания.

( слайд 42) Спасибо за работу!

Проект решения

  1. Продолжить функционирование в ОУ ШСОКО

  2. Разработать мероприятия по реализации модуля «Система внутреннего мониторинга качества образования»

19


© 2010-2022