СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Создание системы работы с одаренными детьми

Реформы, произошедшие в отечественной системе образования за последнее десятилетие, ее направленность на гуманистические, личностно ориентированные и развивающие образовательные технологии изменили отношение к учащимся, проявляющим неординарные способности.

В нашей стране в рамках президентской программы «Одаренные дети» была предпринята попытка научной разработки концепции одаренности на государственном уровне, которая представляет собой теоретическую модель, вобравшую в себя все лучшие достижения современной отечественной и зарубежной психологии и педагогики.

Однако при работе с этими детьми постоянно возникают педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, множеством противоречивых теоретических подходов и методов, вариативностью современного образования, а также чрезвычайно малым числом специалистов, подготовленных к работе с одаренными детьми.

Отсюда возникает проблема создания целостной системы работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы.

В чем сущность подходов, на основе которых выстраивается соответствующая практика работы с одаренными детьми? Как может быть организован процесс развития и обучения детей «с признаками одаренности» в условиях общеобразовательной школы? Что понимают под целостной системой? Это, прежде всего целевые (цели), содержательные (содержание материала, отраженное в учебных планах, программах, учебниках и других нормативных документах) и инструментальные характеристики (методы, средства, технологии).

Какого же ребенка можно считать одаренным?

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но и по инициированным им самим формам деятельности.

Одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме.

Оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной мере условна. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми.

Исходя из этого, в практической работе с детьми вместо понятия «одаренный ребенок» следует использовать понятие «признаки одаренности ребенка» (или «ребенок с признаками одаренности»).

Очень часто развитие одаренных детей связывают с ранним (уже в дошкольном возрасте) обнаружением соответствующих признаков. Вместе с тем умственная одаренность, талант к наукам могут встречаться и у тех, у кого в школьные годы не было основания их предполагать. Почему такое возможно? Во-первых, зачастую признаки одаренности просто не удается разглядеть: и педагоги, и психологи еще многого не знают и не умеют. Во-вторых, дремлющие способности могут быть разбужены, «вспыхнуть» и «разгореться» при удачном индивидуальном подходе, при более благоприятных обстоятельствах. В-третьих, одаренность нередко обнаруживается на более поздних возрастных этапах, что может быть и генетически обусловлено. В-четвертых, никем не замечаемое и не ценимое своеобразие возможностей ребенка может в дальнейшем, в условиях определенной деятельности, оказаться социально особенно ценным, подняться в ранг одаренности. В-пятых, развитие способностей, творческие проявления в огромной степени зависят от формирующихся с годами черт характера, всего склада личности, а также от особенностей реализации личности.

Английский ученый Г. Ревеш считает, что раньше всего в ребенке просыпаются, развиваются способности к музыке, затем к математике, а что касается ИЗО - к концу периода зрелости к началу второй половины юношеского возраста, то есть к возрасту между 17-20 годами.

Процесс выявления способностей детей достаточно сложный. Яркие детские таланты встречаются довольно редко. В школах в основном учатся дети, при благоприятных условиях обучения способные достичь хороших результатов в видах деятельности, соответствующих их склонностям и интересам. Поэтому задача учителя - выявление склонностей, а затем в процессе их совершенствования - развитие способностей.

Мысль о том, что содержание учебной деятельности одаренных детей должно иметь ряд отличий от содержания образования их «нормальных» сверстников, не вызывает никаких сомнений. Одаренные дети, различаясь между собой, обладают при этом некоторыми общими особенностями, которые необходимо учитывать при разработке содержания образования. Этот подход полностью оправдан в условиях спецклассов (например, профильных, гимназических, с углубленным изучением некоторых предметов). Создание таких классов в нашей школе позволяет на деле, а не на словах решать проблему обучения детей с признаками одаренности.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Целями работы учителей школы с одаренными детьми являются:

- выявление одаренных детей;

- создание условий, способствующих их оптимальному развитию.

Для реализации первой цели необходимо решить следующие задачи:

1. Знакомство учителей с научными данными о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с одаренными детьми.

2. Проведение целенаправленных наблюдений за учебной и внеурочной деятельностью обучающихся для выявления детей, имеющих склонность и показывающих высокую результативность в различных областях деятельности, путем:

- обсуждения критериев, позволяющих судить о наличии одаренности;

- знакомства с приемами целенаправленного педагогического наблюдения;

- выявления, мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности и круге интересов, об особенностях личностного развития их ребенка;

- периодического сбора сведений среди учителей-предметников и классных руководителей о наличии одаренных учеников в их классах.

3. Подбор материалов и проведение специальных тестов, позволяющих определить наличие одаренности.

После выявления одаренных детей работа с ними должна вестись двумя группами педагогов:

1) учителями, вводящими учащегося в сферу учебного предмета и создающими атмосферу эмоциональной включенности, стимулирующими и поддерживающими интерес к предмету, закладывающими основы системы знаний, отрабатывающими с учеником технику исполнения видов деятельности при решении различных учебных задач;

2) наставниками, которые:

- выполняют функции научного руководителя, выводящего ученика на высокий профессиональный уровень в работе над темой, избранной самим учеником;

- координируют индивидуальную работу всех лиц, заинтересованных в судьбе одаренного учащегося;

- обеспечивают необходимое одаренному учащемуся общение;

- осуществляют связь с родителями одаренного учащегося.

Наставниками могут стать учителя, психологи, студенты, родители или приглашенные для этой цели специалисты.

Учащийся свободен в выборе наставника или в отказе от работы с наставником.

Для реализации второй цели необходимо решить следующие задачи:

1. Отбор среди различных систем обучения тех методов, форм и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества, и применение этих методов, форм и приемов с опорой на следующие правила:

- соотнести количество предоставляемой информации и отбор умения ее обрабатывать (анализировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, делать выводы);

- минимальное количество времени сообщать информацию или показать конкретные способы выполнения учебных заданий, а больше предоставлять ребятам возможности обсуждать вопросы самим (меньше объяснять и больше спрашивать, используя так называемые «открытые вопросы», чтобы понять, как учащиеся пришли к выводу, решению, оценке);

- не стремиться реагировать на каждый ответ в классе, а внимательно и с интересом слушать, не оценивая ответы, а лишь показывая, что принимаете их. (Такое поведение способствует тому, что ученики начинают больше взаимодействовать друг с другом и чаще сами комментируют идеи и мнения одноклассников. Тем самым они оказываются в меньшей зависимости от учителя.)

2. Предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности с научным руководителем, поскольку научный руководитель:

- обеспечивает высокий уровень консультирования по выбранной учащимся теме научного исследования;

- поощряет проявление самодеятельности, предоставляя свободу выбора области приложения сил и методов достижения цели;

- создает условия для конкретного воплощения творческих идей с учетом особенностей ситуации и личностных особенностей учащегося;

- способствует пробуждению желания испытать себя и в других сферах, поощряя результативность в какой-либо области.

3. Разработка гибких индивидуальных программ обучения учащихся, чья одаренность в определенных областях уже выявлена, с учетом того что:

- целью индивидуальной программы обучения одаренного учащегося является создание условий для оптимального развития одаренности и одновременно для ликвидации возможного дисбаланса в личностном развитии;

- предложение о создании таких программ может быть внесено родителями, учителем-предметником, классным руководителем, наставником, психологом, педсоветом или любыми другими лицами, заинтересованными в судьбе одаренного учащегося;

- инициативу разработки программы берет на себя психолог, наставник, классный руководитель, учитель-предметник, кто-либо из родителей или сам ученик (старшеклассник) и привлекает к участию в разработке программы лиц, заинтересованных в судьбе одаренного учащегося.

4. Проявление уважения к индивидуальности ученика, что, в частности, предполагает:

а) понимание особенностей развития одаренного учащегося;

б) составление программы личностного развития учащегося, способствующей формированию адекватного отношения к окружающей действительности, уважения к себе, умения взаимодействовать с другими и развитию чуткого отношения к людям (такая программа составляется психологом);

в) создание ситуации продуктивного и эмоционально благоприятного взаимодействия с одноклассниками, способствующей гармонизации развития интеллектуальной, эмоциональной и социальной сфер;

г) стремление избежать в работе с одаренными детьми двух крайностей - возведение ребенка на пьедестал, подчеркивание его особых прав, с одной стороны, а с другой стороны - публичное принижение достоинства или игнорирование интеллектуальных успехов во время борьбы со «звездностью»;

д) освобождение от целого ряда ошибочных стереотипных ожиданий и понимание того, что интеллектуально одаренный учащийся:

- не обязательно должен иметь столь же высокую эмоциональную и социальную зрелость (может плохо адаптироваться, не иметь развитого самоконтроля, не являться независимым и ответственным);

- не всегда способен заниматься самостоятельно и нуждается в индивидуализации обучения и помощи;

- может иметь некоторое отставание в физическом развитии (проявляющееся, например, в плохой координации движений или корявом почерке);

- не должен успевать и превосходить всех по большинству предметов школьной программы;

- ему всегда присущи высокая мотивация к достижениям, стремление быть лучшим, сознательные усилия в учебе, положительное отношение к школе;

- ему могут быть свойственны пассивность, отсутствие внешнего интеллектуального блеска, чрезмерная застенчивость.

СОДЕРЖАНИЕ, МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ

Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин.

Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным. А главное, нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий.

Методы и формы работы с одаренными учащимися, прежде всего, должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться определенным своеобразием.

Могут использоваться, в частности, тематические и проблемные мини-курсы, «мозговые штурмы» во всех вариантах, ролевые тренинги, способствующие развитию исследовательских умений в процессе научно-практической работы или творческих зачетов и т. п.

Прежде всего, методы и формы работы могут быть разделены на урочные и внеурочные.

Основной формой организации учебного процесса в школе остается урок. Формы и приемы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Широкое распространение должны получить групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги. Перечисленные формы работы и виды деятельности могут найти широкое применение в рамках семинарской формы работы, в различных практикумах и при проведении лабораторных занятий в условиях деления класса на подгруппы при изучении профильных дисциплин.

Каждый учебный предмет определяет специфику применяемых форм, методов и приемов работы.

Наряду с урочной деятельностью, способствуют выявлению и развитию одаренных учащихся различные факультативы, кружки, конкурсы, интеллектуальный марафон, участие в самых различных олимпиадах и конкурсах вне школы и, разумеется, система внеурочной исследовательской работы учащихся.

Важным фактором, влияющим на развитие одаренных школьников и на выявление скрытых одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в ОУ, основой формирования которой выступает «погружение в культуру». Функции системы - обучающая, развивающая и воспитывающая, а организующим началом является игра.

Какова же стратегия разработки содержания учебной деятельности одаренных детей? Существуют два основных подхода к решению этой проблемы:

1) изменение количественных характеристик;

2) изменение качественных характеристик.

К количественным характеристикам относят объем учебного материала и темп обучения. К качественным - соотношение различных направлений, моделирования содержания, характер его подачи (алгоритмизированный, эвристический и др.). На основе изменения количественных характеристик содержания образования выделено две основные стратегии: «ускорения» и «интенсификации», а на основе качественных - сформировались направления «обогащения»: стратегия «углубления», «проблематизации», «исследовательская». К этим моделям относятся виды обогащения, находящиеся за пределами основного учебного плана. Это то, что относится к системе дополнительного образования и составляет вариативный компонент образовательной деятельности (факультативы, кружки, студии и т. д.).

В обучении одаренных применяются четыре основных подхода к разработке содержания учебных программ.

1) Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития. Но он должен применяться с особой осторожностью и только в тех случаях, когда в силу особенностей индивидуального развития одаренного ребенка и отсутствия необходимых условий обучения применение других форм организации учебной деятельности не представляется возможным.

2) Углубление. Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. При этом предполагается более глубокое изучение ими тем, дисциплин или областей знания.

3) Обогащение. Этот подход ориентирован на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами. Занятия планируются таким образом, чтобы у детей оставалось достаточно времени для свободных, нерегламентированных занятий любимой деятельностью, соответствующей виду их одаренности.

4) Проблематизация. Этот подход предполагает стимулирование личностного развития учащихся. Специфика обучения в этом случае состоит в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания. Как правило, такие программы не существуют как самостоятельные (учебные, общеобразовательные). Они являются либо компонентами обогащенных программ, либо реализуются в виде специальных внеучебных программ».

Американский исследователь Блум, изучавший биографии известных людей, подчеркивает: «каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения они вряд ли достигли бы тех высот, покорив которые, они и стали знаменитыми». Поэтому следует уделять большое внимание подготовке учителей для работы со способными одаренными детьми. Педагогам необходимо нестандартно подходить к организации и проведению уроков, заниматься разработкой авторских программ, находить индивидуальный подход к способностям каждого ученика. И тогда, возможно, вырастет талант!


ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ


Существует «рабочее» определение одаренных детей.

К группе одаренных детей могут быть отнесены обучающиеся, которые:

1) имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

2) имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность;

3) испытывают радость от умственного труда.

В дополнение к этому определению можно отметить, что для одаренных детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления, однако по целому ряду причин на определенном этапе могут быть проявлены далеко не все признаки одаренности.

Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы школы.

В работе с этой категорией учащихся школа должна руководствоваться следующими принципами:

1) принцип индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации этого принципа выступает разработка индивидуальной системы оптимальных условий развития одаренного учащегося);

2) принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества;

3) принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей;

4) принцип возрастания роли внеурочной деятельности при снижении в определенном смысле и в определенной мере учебных требований;

5) принцип особого внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися;

6) принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.

Существенную роль в индивидуализации обучения одаренных детей может сыграть наставник (тьютор). Тьютором может быть высококвалифицированный специалист (ученый, поэт, художник, шахматист и т. п.), готовый взять на себя индивидуальную работу с конкретным одаренным ребенком. Основная задача наставника - на основе диалога и совместного поиска помочь своему подопечному выработать наиболее эффективную стратегию индивидуального роста, опираясь на развитие его способностей к самоопределению и самоорганизации.

Занятия по свободному выбору - факультативные и особенно организация малых групп - в большей степени, чем работа в классе, позволяют реализовать дифференциацию обучения, предполагающую применение разных методов работы. Это помогает учесть различные потребности и возможности одаренных детей.

Большие возможности содержатся в такой форме работы с одаренными детьми, как организация исследовательских секций или объединений, предоставляющих учащимся возможность выбора не только направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в предмете. Исследовательская деятельность обеспечивает более высокий уровень системности знания, что исключает его формализм.

Распространенной формой включения в исследовательскую деятельность является проектный метод. С учетом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, и учиться вместе со сверстниками, и оставаться включенным в привычные социальные взаимоотношения, и вместе с тем качественно углублять свои знания, выявляя свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности. Проекты могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Групповая форма работы и социально значимая гражданская направленность проектов имеют немалое значение для воспитания детей.

Ведущими и основными являются методы творческого характера - проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные - в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству и др.)».

Наиболее благоприятные возможности для обучения одаренных детей в нашей школе предоставляют следующие формы обучения:

Дифференциация параллелей. В школе предусматривается несколько классов внутри параллелей для детей с разным видом способностей. Эта форма обучения является перспективной, начиная со старшего подросткового возраста (с 9 класса), и особенно актуальна для тех одаренных детей, у которых к концу подросткового возраста сформировался устойчивый интерес к определенной области знания.

Перегруппировка параллелей. Школьники одного возраста распределяются для занятий по каждому учебному предмету в группы, учитывающие их сходные возможности. Один и тот же ребенок может заниматься какими-нибудь предметами (например, математикой и физикой) в «продвинутой группе», а другими (например, гуманитарными) - в обычной. Это предполагает, что во всех параллелях занятия по одинаковым предметам идут в одно и то же время и для каждого предмета ученики группируются по-новому. Эта форма обучения оказывается полезной для учеников всех уровней, в чем и заключается ее особое достоинство.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДИКИ,
ПРИМЕНЯЕМЫЕ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ

Так как большинство старшеклассников мотивированы на продолжение учебы и стремятся подготовить себя к профессиональной деятельности, наиболее эффективными являются технологии, которые реализуют идею индивидуализации обучения и дают простор для творческого самовыражения и самореализации учащихся. Это, прежде всего технология проектного обучения, которая сочетается с технологией проблемного обучения, и методика обучения в «малых группах».

1. Технология проблемного обучения. Эту технологию мы рассматриваем как базовую, поскольку преобразующая деятельность ученика может быть наиболее эффективно реализована в процессе выполнения заданий проблемного характера. Как показывает опыт, решение задач проблемного содержания обеспечивает высокий уровень познавательной активности лицеистов.

Структура процесса проблемного обучения представляет собой комплекс взаимосвязанных и усложняющихся ситуаций. Реализуя технологию проблемного обучения, учитель чаще всего использует проблемные вопросы в форме познавательной (проблемной) задачи. Алгоритм решения проблемной задачи включает четыре этапа:

1) осознание проблемы, выявление противоречия, заложенного в вопросе, определение разрыва в цепочке причинно-следственных связей;

2) формирование гипотезы и поиск путей доказательства предположения;

3) доказательство гипотезы, в процессе которого учащиеся переформулируют вопрос или задание;

4) общий вывод, в котором изучаемые причинно-следственные связи углубляются и выявляются новые стороны познавательного объекта или явления.

Таким образом, совокупность целенаправленно сконструированных задач, создающих проблемные ситуации, призвана обеспечить главную функцию проблемного обучения - развитие умения мыслить на уровне взаимосвязей и взаимозависимостей. Это позволяет школьникам приобрести определенный опыт творческой деятельности, необходимый в процессе ученических исследований.

2. Методика обучения в малых группах. Эта методика наиболее эффективно применяется на семинарских занятиях. Суть обучения в «малых группах» заключается в том, что класс разбивается на 3-4 подгруппы. Целесообразно, чтобы в каждую из них вошли 5-7 человек, поскольку в таком количестве учебное взаимодействие наиболее эффективное.

Каждая микрогруппа готовит ответ на один из обсуждаемых на семинаре вопросов, который может выбирать как по собственному желанию, так и по жребию. При обсуждении вопросов участники каждой группы выступают, оппонируют, рецензируют и делают дополнения. За правильный ответ школьники получают индивидуальные оценки, а «малые группы» - определенное количество баллов.

Игровая ситуация позволяет создать на семинаре необходимый эмоциональный настрой и побудить школьников к более напряженной и разнообразной работе.

3. Технология проективного обучения. В основе системы проектного обучения лежит творческое усвоение школьниками знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности, то есть проектирования. Продукт проектирования - учебный проект, в качестве которого могут выступать текст выступления, реферат, доклад и т. д.

Важно, что проектное обучение по своей сути является личностно ориентированным, а значит, позволяет школьникам учиться на собственном опыте и опыте других. Это стимулирует познавательные интересы учащихся, дает им возможность получить удовлетворение от результатов своего труда, осознать ситуацию успеха в обучении.

Проектная деятельность предполагает, что результаты исследовательской работы школьников будут рецензироваться, а их выступление на защите проекта - оцениваться.

4. спецкурсы. Спецкурсы как одна из форм организации образовательного процесса представляет собой систему учебных занятий, содержание которых позволяет ученикам выполнить свои исследовательские проекты, углубленно изучить отдельные разделы школьной программы или получить знания в интересующих их областях знаний.

Своеобразие спецкурса заключается в том, что основу его содержания составляют темы, которые не рассматриваются на уроках, но доступны и интересны для изучения детьми; требует активной работы с дополнительной литературой, самостоятельного осмысления проблем, умения работать с устным изложением учителя как источником информации.

Наиболее актуальны спецкурсы в старших классах, где учебный материал может быть сгруппирован крупными блоками. К тому же обычно старшеклассники уже имеют опыт самостоятельной творческой деятельности.

Спецкурс проводится поэтапно. На первом этапе учитель проводит диагностику уровня учебных возможностей, познавательных интересов, мотивов деятельности учащихся. Затем педагог разрабатывает примерную тематику исследовательских проектов, которые могут быть выполнены в рамках спецкурса, затем учитель проводит групповые консультации, цель которой - познакомить учащихся с основными приемами работы над исследовательским проектом, объясняет цели и задачи спецкурса как средства подготовки учащихся к самостоятельной работе над проектом. Четвертый этап - собственно спецкурс, который включает определенное количество учебных занятий. Большая часть занятий предполагает проблемное изложение нового материала. Особое значение имеет проблемный семинар, цель которого - обобщение и систематизация полученных знаний. Пятый этап изучения спецкурса представляет собой проект и подготовку творческой работы к защите. На шестом этапе приводится ученическая научная конференция, на которой проходит защита исследовательских проектов.

ЛЕКЦИОННО-СЕМИНАРСКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ

В зависимости от цели и содержания материала учебные занятия могут проводиться в разных формах. в старших классах наиболее эффективной является система лекционно-семинарского обучения.

Практика показывает, что лекционные занятия предпочтительно проводить в форме проблемных лекций.

Сложившаяся практика работы учителей позволяет выделить следующие виды проблемных лекций.

1. Лекция - сравнительный анализ решения проблемы. Основная дидактическая цель такой лекции - изучение нового материала и формирование у школьников умения видеть и формулировать проблему. Главная задача учителя - определить проблему и показать различные точки зрения на пути ее решения. Такая проблема предполагает самостоятельную работу школьников во внеурочное время и обязательное проведение семинарских занятий, в ходе которых поставленная на лекции учебная проблема получает свое решение. Значимость такой лекции состоит в том, что она демонстрирует образцы постановки и формирования проблемы, учит видеть противоречия, побуждает школьников искать различные пути решения проблемы.

2. Стержневая лекция. В ходе такой лекции организуется совместное размышление учителя и учащихся, направленное на решение учебной проблемы. В этом случае дидактической целью является изучение нового материала посредством демонстрации образцов всех этапов исследования; методологическая суть лекции в том, что школьники, получая блок новой учебной информации, следят за логикой поиска решения проблемы. В процессе этого они проводят весь цикл научного исследования, тем самым у школьников формируются основы проблемного мнения на уровне знаний - представлений. Их переход на уровень осуществляется на семинарских занятиях.

3. Блочно-проблемная лекция. Отличительный признак этой лекции - наличие системы проблемных задач, предлагаемых школьникам в определенной логике. Школьники последовательно решают их, стараясь найти наиболее рациональные пути разрешения задач, убедительные факты и доказательства своих суждений. По итогам решения каждой задачи школьники формулируют выводы. Материал лекции структурируется с таким расчетом, чтобы решение каждого предыдущего вопроса выступало основанием для решения или оценки следующего. Таким образом, вся лекция представляет собой цепь разрешения взаимосвязанных проблем.

4. Лекция с элементами поисковой беседы. Дидактическая цель такого занятия состоит в изучении нового материала посредством совместной поисковой деятельности учителя и учащихся. В этой лекции педагог не только ставит учебную проблему и предлагает свой путь ее решения, но и включает школьников в активный поиск других вариантов решения проблемы. Каждый школьник на таком занятии может высказать свое мнение. Фактически этот вид проблемной лекции является комбинированным типом учебного занятия, поскольку проблемное изложение учебного материала сочетается в нем с проблемной беседой. В ходе проблемных лекций учитель формирует условия для развития проблемного мышления школьников. Этот процесс имеет продолжение на учебных семинарах.

Учебный семинар - одна из ведущих форм теоретических занятий, построенных на основе самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Эффективность проведения семинарских занятий обеспечивается организацией дискуссии, посвященной решению системы проблемных заданий.

Успех дискуссии зависит от следующих факторов:

- организации самостоятельной работы школьников по подготовке к семинару;

- точности формулировок вопросов, выносимых на семинарские занятия;

- объема и содержания литературы, рекомендуемой для изучения лицеистам.

План семинарского занятия и список литературы для самостоятельного изучения сообщаются школьникам заранее. Тщательный отбор источников информации для работы формирует у них должное отношение к теории как инструменту оптимального решения обсуждаемых на семинаре проблем. С учетом основных пунктов плана готовится перечень дополнительных вопросов с целью стимулирования деятельности учеников в процессе творческой дискуссии.

Основной формой организации учебной деятельности школьников при проведении проблемного семинара является работа в «малых группах». Это объясняется психологическими особенностями протекания мыслительной деятельности человека, на которую сильное влияние оказывает процесс «коллективного думанья». Члены микрогруппы в этом случае выступают не только как участники взаимного контроля, но и как фактор мотивации интеллектуальной взаимной активности, обеспечивающий значительное повышение эффективности познавательной деятельности каждого школьника. Таким образом, работа «малых групп» позволяет участвовать в семинаре всем учащимся, что создает благоприятные условия для формирования проблемного мышления учащихся.

Таким образом, в предлагаемой системе учебных занятий проблемный семинар выступает в качестве одной из ведущих форм организации учебного процесса. Он может предшествовать проведению ученической научной конференции; обеспечивает систематизацию, углубление и расширение круга знаний по изучаемой проблеме; создает условия для осознанного выбора темы индивидуального проекта; способствует формированию опыта совместной творческой деятельности.

Важно иметь в виду, что выбор и применение той или иной формы индивидуализации и дифференциации обучения должны быть основаны не только на возможности конкретной школы, но и, прежде всего, на учете индивидуальных особенностей ребенка, которые должны определять выбор оптимальной для него стратегии развития. В частности, применение различных форм организации учебного процесса в целях дифференциации обучения для одаренных учащихся, основанных на идее группировки одаренных детей в определенные моменты образовательного процесса, может быть эффективно только при условии изменения содержания и методов обучения. В противном случае обучение одаренных детей будет отличаться от традиционного только темпом прохождения учебной программы, что не является достаточным для действительного развития таких детей.



ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГОВ ДЛЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ



Встреча с одаренными учениками, по сути, является для педагога своеобразным экзаменом в профессиональных, личностных и даже в духовно-нравственных отношениях. В случае успеха она принесет ни с чем несравнимые положительные переживания, в случае неудачи - соответственно отрицательные. Но в обоих случаях такая встреча дает возможность пережить «точку роста», продвижения на пути профессионального и личностного становления.

Необходимо включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами:

- учитель для одаренного ребенка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдающий от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным ребенком должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;

- учитель верит в собственную компетенцию и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за последствия принимаемых им решений и одновременно ощущает себя человеком, заслуживающим доверия, уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;

- учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;

- учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других и заниматься самообразованием и саморазвитием.

Эти качества срабатывают эффективно лишь в системе и тогда, когда подчинены тому, что делает человека педагогом, - «желанию жить в ученике».

Роль дополнительного образования в обучении одаренных детей

В качестве основных образовательных структур для обучения одаренных детей следует выделить систему дополнительного образования, предназначенную для удовлетворения постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей одаренных детей и позволяющую обеспечить выявление, поддержку и развитие их способностей в рамках внешкольной деятельности.

Личностно-деятельный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования - выявление, развитие и поддержку одаренных детей.

Дополнительное образование - процесс непрерывный. Он не имеет фиксированных сроков завершения и последовательно переходит из одной стадии в другую.

Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, и реализация их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач современного общества.

Выявление, развитие и обучение одаренных детей должно работать в единой системе: программа «Одаренные дети», организация научно-методической работы, материалы для профессионально-личностной подготовки педагогов, разнообразные диагностики одаренности, опыт работы учителей-предметников. Многогранность и сложность феномена одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.

На сегодняшний день хорошо зарекомендовал себя комплекс для работы со способными детьми, предложенный челябинскими исследователями. Он состоит из трех этапов:

1. Выявление способных детей с помощью родителей (разработан опросник для родителей), педагогов, тестирований, социальных групповых листов.

2. Диагностика детей с помощью психологических тестов, учитывающих их склонности и интересы. Это экспресс-диагностика - разовые обследования (тест «IQ» на определение интеллекта) и долговременные организационные педагогические модели, а также диагностика прогноза и проектирования развития. Одним из методов, позволяющих работать с процессуальной стороной способностей и вообще сознания детей и взрослых, являются тренинговые методы выявления и развития одаренности (включая учебно-игровые методы). Их главное отличие состоит в том, что с их помощью внимание человека переключается с анализа достигнутых результатов на изучение способов изучения деятельности.

3. Заключительный этап - работа педагогов с детьми по специализированным программам, направленным на развитие и углубление их способностей (классы с углубленным изучением отдельных предметов, профильные классы).


Для решения педсовета: НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ

1. Включение проблемы работы с одаренными учащимися как приоритетного направления в системы научно-методической и экспериментальной работы учителей.

2. Создание и дальнейшее совершенствование системы курсов по выбору и дополнительного образования.

3. Расширение и совершенствование деятельности психологической службы.

Приложения

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ СТИМУЛЯЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ



Репродуктивные умения с/р

- делить материал на составные части;

- выделять главное в тексте, в устном изложении;

- составлять план;

- составлять тезисы;

- составлять конспект текста;

- составлять конспект объяснения;

- уметь дословно рассказывать (пересказывать);

- уметь составлять реферат по материалу статьи, книги;

- уметь пользоваться справочной литературой;

- находить конкретные примеры понятия, правила (перевод абстрактного в конкретное) по образцам

Творческие умения с/р

- уметь увидеть проблему;

- уметь сформулировать проблему;

- уметь выдвинуть гипотезу;

- уметь составить план решения проблемы, задачи;

- уметь делать обобщение, выводы;

- уметь систематизировать материал;

- уметь составить доклад по теме (на основании разных источников);

- уметь перекодировать материал (изобразить его в виде схемы, рисунка, диаграммы, таблицы);

- уметь решить задачу;

- уметь делать прогноз

Организационно-рефлексивные умения

- уметь планировать свою деятельность (ставить цели, составлять план);

- уметь анализировать свою деятельность (вычленять успешные и неудачные способы, приемы, затруднения, сравнивать результаты с целями);

- уметь оценивать свою и чужую познавательную и коммуникативную деятельность, психические состояния

ПРИЕМЫ СТИМУЛЯЦИИ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ



Приемы,
использующие внешние средства обучения

Приемы,
относящиеся
к содержанию

Приемы, относящиеся к характеру познавательной деятельности
учащихся

Приемы, относящиеся к характеру отношений учителя и учащихся

Занимательность

Исторические сведения

Умения учиться

Тонус эмоциональной деятельности на уроке

Наглядность

Показ в известных знаниях нового аспекта

Постановка и решение учебных проблем

Доброжелательность учителя

Технические средства обучения

Связь с жизнью

Творческие работы

Оптимистический подход к ученикам

Нестандартные формы урока (ролевые игры, деловая игра и т. д.)

Новизна

Исследовательский
подход

Открытость и естественность учителя

Организационные формы работы (работа в парах, группах и т. д.)

Структурирование содержания

Дидактические игры, когда действия учащихся являются предметом содержания
изучаемого

Способность учителя к эмпатии
и рефлексии



ТИПЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
И СООТВЕТСТВУЮЩИХ ВИДОВ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ



Типы самостоятельной работы

Особенности познаватель-ной деятельности учащихся

Виды учебных заданий

1. Самостоятельные работы по образцу (репродуктивное мышление)

Узнавание, опознавание, различение, установление подобия, текстуальное воспроизведение, подведение нового фактора под известное понятие

- Решение типовых задач, примеров по образцу;

- выполнение упражнений по образцу и алгоритму;

- оформление иллюстраций к изучаемым вопросам по образцам;

- проведение наблюдений, опытов, лабораторных работ по образцам и инструкциям;

- изготовление предметов и их частей по образцам и инструкциям;

- дословный пересказ;

- перечисление свойств, признаков, фактов;

- нахождение готовых ответов в тексте;

- группировка, отбор материала по образцам и примерам;

- нахождение конкретных примеров понятия, составление правил по данным образам;

- задания на предсказание будущих последствий результатов;

- задания на установление (вычленение) связей

2. Трансформативные (реконструктивные) работы, I уровень

творчества

Осмысливание и видоизменение, отображение внутренней структуры объектов, описание и анализ действий с объектом, предвидение возможных исходов

- Использование текстуальных формулировок в новых сочетаниях;

- логически преобразованное воспроизведение текста;

- составление ответа на вопрос на основе различных источников информации;

- отделение существенного в материале от несущественного (в текстовом виде или схематично);

- составление планов по темам;

- конспектирование;

- решение задач в нестандартных ситуациях на изменение известных правил, законов;

- составление задач, тезисов;

- проведение опытов, наблюдений, лабораторных работ по неполным (свернутым) инструкциям;

- изыскание новых средств иллюстрирования изучаемых вопросов;

- интерпретация (объяснение) схем, графиков;

- задания на сравнение;

- задания на предсказание будущих последствий результатов;

- задания на установление (вычленение) связей

3. Эвристическо-исследовательские самостоятельные работы, II уровень
творчества

Знания выступают как инструмент познания, ученик «открывает» новые для себя знания, осуществляет поисковую деятельность

- Систематизация и обобщение материала (выход за пределы одного понятия);

- высказывание собственных оценок;

- разработка методики (способа) выполнения наблюдений, лабораторных и практических работ (и их выполнение);

- проектирование предметов;

- выделение и формулирование проблем в заданной ситуации;

- выдвижение гипотез;

- разработка плана решения проблем;

- вывод обобщенных умозаключений;

- решение задач в нестандартных ситуациях на изменение известных правил, законов;

- составление задач, тезисов;

- проведение опытов, наблюдений, лабораторных работ по неполным (свернутым) инструкциям;

- изыскание новых средств иллюстрирования изучаемых вопросов;

- интерпретация (объяснение) схем, графиков;

- задания на сравнение.

14

© 2010-2022