Статья Эстетическое развитие дошкольников

эстетическое воспитание дошкольников - важная задача в воспитании детей. Дети, которые научились понимать прек. В нашкем ДОУ проводится расное, живопись, замечать прекрасное вокруг себя, в будущем будут жить яркой, насыщенной жизнью, радоваться прекрасному. В нашем ДОУ для этой цельи мы используем занятия. праздники, развлечения. эстетическое оформление групп, зала. Привлекаем для этой задачи родителей, проводим с ними большую работу в данном направлении ( родительскиие собрания. матер-классы, р...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Сообщение из опыта работы

на тему: «Художественно-эстетическое развитие

детей младшего дошкольного возраста».





Музыкального руководителя

МДОУ № 20 «Веснушки»

пос. Железнодорожный

Подольского района Московской обл.

Лупачёвой Л.Б.





Особая роль в эстетическом воспитании отводится искусству. Волнуя и радуя, оно раскрывает перед детьми социальный смысл жизненных явлений, заставляет их пристальнее всматриваться в окружающий мир, побуждает к сопереживанию. Художественная деятельность ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

Задачи художественно-эстетического воспитания непосредственно связаны с формированием морального облика ребенка -дошкольника.

Научить малыша различать добро и зло в человеческих отношениях, воспринимать красоту форм, линий, звуков, красок -это значит сделать его лучше, чище, содержательнее. Художественные впечатления раннего детства сильны и остаются в памяти надолго, иногда на всю жизнь.

Поэтому так велика роль педагогов в художественно-эстетическом воспитании детей.

В своем сообщении мы поделимся своим опытом работы с детьми по художественно- эстетическому воспитанию. Работаем мы по «Программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией A.M. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой. В нашем детском саду «Веснушки» созданы условия для приобщения детей к народному декоративно-прикладному искусству. В методическом кабинете имеется иллюстрированный материал, модели, плакаты, таблицы с элементами народных росписей, приобретены подлинные изделия декоративно-прикладного искусства. Силами воспитателей изготовлены дидактические и развивающие игры, а также поделки, сделанные руками воспитателей и родителей, детьми старшей подготовительной группы.

По всем возрастным группам составили перспективные планы работы по ознакомлению детей с народным декоративно-прикладным искусством.

Немаловажным условием является также создание благоприятной художественно-эстетической среды в детском саду, в группе, поэтому в начале учебного года большое внимание мы уделяли созданию в группе эстетической развивающей среды. Мы старались вызвать у детей радость, удовольствие от уютной, домашней, красивой обстановки группы, групповых уголков, атрибутов к сюжетно-ролевым играм (это и красивые салфетки, и нарядная скатерть в кукольном уголке, красивые покрывала на кроватках, и красивые книжки, иллюстрации в уголке книги, и расписанные полочки в уголке изодеятельности). Детский сад и группу часто украшаем детскими рисунками. Особое внимание уделяем эстетическому оформлению материала для занятий: подставки для кисточек украшены. Игрушки, иллюстрации, картинки для рассматривания выглядят эстетично. Стараемся, чтобы занятия были эмоционально окрашены, для этого создаем игровую ситуацию, подбираем стихотворение, песенку, потешку или прибаутки. Это усиливает эстетические переживания, а затем и образное решение.

В начале учебного года мы провели обследование , с его помощью выявили технические навыки детей, представления о

цвете, форме, величине. Обследование показало, что у наших детей
разный опыт изодеятельности, так как не все дети посещали 1
младшую труппу. Некоторые дети, такие, как Даша Ш, Зарема,
Кира не могли правильно держать в руке кисть, плохо ее
промывали, неаккуратно пользовались краской. У Алеши Б, Егора
У.движения руки с кистью были неуверенны, дети путали цвета. У
детей были умения рисовать разные линии, лучше получались
короткие линии, вертикальные (дождик, ленточки), а

горизонтальные линии получались обрывистые, искривленные. Все дети, кроме Жени, знали 6 основных цветов. Дети могли отличать большие предметы от маленьких, но обозначить размерные отношения словами не умели. Представление о форме предметов у детей было разное: 4 ребенка безошибочно называли форму основной части и более мелких частей предмета, 3 ребенка допускали ошибки в определении формы, один ребенок совсем не определял форму предметов.

Обследование показало, что высокий уровень развития был у 3 - х детей, средним уровнем владели 4 ребенка, низкий уровень развития был у 1 ребенка. Всего у нас 8 детей 2 младшей группы.

После изучения результатов диагностики наметили задачи, которым надо уделять особое внимание:

  1. Продолжать учить детей правильно держать в руке карандаш,
    кисть, аккуратно работать с краской.

  2. Уверенно рисовать прямые линии в различных направлениях.

  3. Закреплять представления о форме предметов.

  4. Воспитывать детей на народных традициях, используя не

Развивать интерес к народной игрушке:

учить выделять их яркость, нарядность, выделять некоторые элементы, их цвет.

Работа по художественно-эстетическому воспитанию в нашем д/саду связана со всеми сторонами воспитательного процесса. Это ознакомление с окружающими нас явлениями природы, это воспитание культуры поведения, одежды, это и музыкальное воспитание, и культурно-досуговая деятельность, и ознакомление с искусством и изобразительная деятельность.

Искусство должно входить в жизнь детей с младшего возраста, поэтому мы вместе с детьми рассматриваем рисунки в книгах, иллюстрации известных художников Васнецова, Чарушина и других. Учим замечать яркость цветовых образов, эмоционально откликаться на рисунок. Велико значение в эстетическом воспитании принадлежит народной игрушке. Дети искренне радовались, видя движущуюся богородскую игрушку, яркую, красивую дымковскую барышню, удивительную русскую матрешку. Их мы вносим заранее в группу, чтобы вызвать интерес к ним.

Знакомство детей второй младшей группы с народной игрушкой на занятиях начали с матрешки. Дети, конечно, сразу узнали эту игрушку, правильно ее называли, проявляли эмоциональное отношение к матрешке: улыбались и радовались, говорили, что

матрешка красивая и нарядная. Выяснили с детьми, из чего сделана эта игрушка, как она украшена. В свободное время дети с большим

интересом играли в дидактические игры: «Собери матрешку», «Укрась матрешкам сарафаны». Интересной получалась коллективная аппликация «Хоровод матрешек». Дети из готовых форм украшали матрешкам сарафаны, фартуки, косынки. А потом на рисовании, украшая матрешкам, сарафаны использовали нетрадиционный способ рисования (пальчиком рисовали ягодки, цветы).

Дымковскую игрушку знают взрослые и дети не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Яркие, веселые, жизнерадостные, эти игрушки ведут нас в свой особый, сказочно - прекрасный мир. Знакомство с дымковской игрушкой начали в декабре. Чтобы открыть детям глаза на эту сказочную игрушку, мы учим детей восприятию нового образа. Для этого использовали все виды восприятия: зрительное, тактильное, слуховое. Проводя обследования игрушки, предлагали взять ее руками, погладить, обвести пальцем по контуру. В процессе такого обследования выделяли сенсорные эталоны - цвет. Форму, величину. Процесс восприятия сопровождали художественным словом. И самое главное - мы сами искренне удивлялись и радовались красоте игрушки, говоря : « Как красиво!». Если за процессом обследования шла продуктивная деятельность ( лепка или рисование) использовали движение руки (очерчивающий жест), чтобы дети усвоили, как будут изображать этот предмет. Знакомя детей с дымковской игрушкой на первом этапе, мы не добивались, чтобы дети запоминали наименование промысла, но называли элементы росписи ( линии прямые, круг, точка, колечки) узнавали их.

В своей работе мы использовали фланелеграф. На который дети выкладывали крупные, яркие вырезанные из цветной бумаги формы. Здесь мы решали одновременно несколько важных задач: знакомство с цветом, с формой, активизация словаря и обогащение его названиями декоративных элементов. На конкретной форме: фартуке, платке, юбке, платье. Эти формы дети украшали аппликацией. Так как именно она предшествует процессу рисования, но проводили эту работу в свободное время. С целью предшествующей работы к декоративному рисованию играли с детьми в настольные игры на развитие мелкой моторики -«Мозаика», «Составь узор», на которых учили детей составлять разные узоры.

Составлению узоров учили на занятиях по математике. Дети делали «Бусы для куклы Кати», чередуя геометрические фигуры то по цвету, то по размеру, то по форме.

На аппликации составляли узор из геометрических фигур на полосе, круге, квадрате (украшали платок для матрешки, коврик для собачки, учили располагать элементы узора на листе бумаги, развивали чувство ритма).

При рассматривании дымковских игрушек выделяли узор на птичках, уточке, петушке. Собачке, козлике; выделяли основной цвет при рисовании и наконец рисовали один из элементов узора линию вертикальную. Затем задание усложнялось - дети уже

рисовали линии, а между ними пятнышки. На первых занятиях по рисованию учили составлять узор на полосе бумаги. Делали полотенце для кукол, украшали узором и краской одного цвета. Учили приемам рисования, осваивали технику данной росписи, прямые линии, пятнышки. Учились рисовать, не смешивая краски, хорошо промывая кисти. Навыки детей, полученные на занятиях, мы закрепляли в свободное время. У нас в группе созданы условия для самостоятельной деятельности. Это доступный материал для творчества в уголке изодеятельности: краски, карандаши, фломастеры, глина, цветная бумага. Силуэты изделий из бумаги, образцы дымковской росписи, дидактические игры.

На занятиях используем разнообразные приемы, перед тем, как впервые предложить нарисовать какую - либо форму обыгрываем в играх, рассматриваем дорожки, ленточки; выкладывали на фланелеграфе. Во время рисования показываем детям приемы рисования и привлекаем к показу детей, у которых хорошо получается. Используем показ в воздухе или чистой кисточкой по листу бумаги. Применяем нетрадиционные приемы рисования: пальчиком, тычком, клеевой кисточкой. Бывают случаи, когда ребенок не может начать рисовать, тогда приходится вместе с ним на отдельном листе рисовать какую-либо форму, после этого ребенок приступает к изображению.

Чтобы привлечь внимание детей, заинтересовать их используем художественное слово, загадываем загадки, читаем потешки, стихи про уточку, петушка, лошадку. При знакомстве с

матрешкой загадывали загадку:

Восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столах у нас живут,

Как ребята их зовут?

В ознакомлении детей с народным декоративно- прикладным искусством нашими помощниками стали родители. В начале учебного года мы провели родительское собрание, на котором поговорили о роли народного декоративно- прикладного искусства в эстетическом воспитании ребенка. После этого собрания наши родители стали с большим желанием помогать нам.

С помощью родителей мы сделали выставку, посвященную русской матрешке. Родители участвовали в сборе материала по дымковской игрушке. Оформили для родителей папку -раскладушку «Учим понимать прекрасное». Чтобы заинтересовать родителей; мы с этой целью делаем выставку детских работ. Мы рекомендуем родителям вместе с детьми посещать выставки по народным промыслам, приобретать изделия народных мастеров, рассматривать их, восхищаться ими.

Проведенная работа дала свои результаты. Все дети правильно держат кисть, карандаш, движения руки с кистью стали уверенными, аккуратно пользуются краской. Дети изображают вертикальные и горизонтальные линии, длинные и короткие. Дети увереннее стали определять форму предметов. Многие рисуют округлые формы. Дети проявляют большой интерес к народным

игрушкам, выделяют элементы росписи. Во время самостоятельной деятельности с желанием украшают сарафаны и косынки матрешкам, юбку, фартук для дымковской барышни.

Работу по ознакомлению детей с народным искусством необходимо продолжать. Мы будем развивать умения детей составлять различные узоры, рисовать элементы дымковской росписи - круги, кольца. А также большое внимание будем уделять умению детей передавать форму предметов (круглую, прямоугольную, квадратную).

В следующем месяце будем знакомить детей с филимоновской игрушкой.

Главной своей задачей считаем заинтересовать детей, зажечь сердца, научить понимать прекрасное и помочь им почувствовать радость творчества. И позже им самим захочется научиться создавать прекрасное.

В апреле в детском саду пройдет фольклорный праздник. К этому празднику мы готовим выставку детских работ по дымковской и филимоновской игрушке.


© 2010-2022