Методическая разработка внеклассного мероприятия Дорога длиною в жизнь

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка внеклассного мероприятия Дорога длиною в жизньМетодическая разработка внеклассного мероприятия Дорога длиною в жизньСОДЕРЖАНИЕ




Аннотация…………………………………………………………….........

2

Пояснительная записка…………………………………………………….

2

Название мероприятия «Дорога длиною в жизнь»

2

Актуальность ……………………………………………………………….

2

Теоретическая и практическая значимость………………………………

3

Форма проведения……………………………………………………….

3

Целевая аудитория………………………………………………………

3

Обоснование выбора темы………………………………………………

3

Условия и особенности его проведения………………………………

3

Наглядность и оборудование………………………………………..….

3

Временные рамки…………………………………………………………

4

Содержание мероприятия…«Дорога длиною в жизнь»

4

Цель…………………………………………………………………..

4

Задачи………………………………………………………………...

4

Ход мероприятия «Дорога длиною в жизнь»

5-11

Литература…………………………………………………………………..

12

Приложения на DVD-диске:……………………………………………….

-музыкальное сопровождение (диск №1);

-презентация к мероприятию (диск №2);

-видеофильм «Амет-Хан Султан» (диск №3)














АННОТАЦИЯ


Разработка воспитательного мероприятия «Дорога длиною в жизнь» является результатом деятельности педагога и учащихся в рамках по гражданско-патриотическому воспитанию. В разработке представлена содержательная составляющая мероприятия, сюжетная схема его проведения, конкретные средства ее реализации, формы участия учащихся, как во время подготовки к мероприятию,так и во время и после его проведения.

Она может представлять интерес для организаторов мероприятий военно-патриотической направленности, в том числе и мероприятий, приуроченных к 70-летию великой Победы.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Название: «Дорога длиною в жизнь» к 95-летию со дня рождения дважды Героя Советского Союза Амет-хана Султана.

Актуальность

В данном мероприятии четко определена одна из основных задач: воспитание гражданина, патриота, одухотворенного идеалами добра и социальной справедливости, способного творить и созидать во имя своего Отечества.

Главенствующее место в воспитании гражданственности и патриотизма, как и других составляющих базовой культуры личности, отводится системе образования.

Каждое время диктует свои ценности. Патриотизм был, и должен оставаться незыблемым постулатом государственности. И очень важно, чтобы эту вечную ценность, которая скрепляет поколения, в нашем времени сохранить.

Школа, благодаря своему воспитательному потенциалу во многом определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности. Встречи с ветеранами, их чествование стало традицией в нашей школе. Но как важно,чтобы эти встречи были не только содержательными и познавательными,но чтобы они эмоционально воздействовали на сознание молодого поколения, чтобы заставляли задуматься над своей ответственностью за живущих ныне ветеранов войны. Важно, чтобы о патриотизме не только говорили, но он проявлялся в конкретной деятельности учащихся. Поиск форм и методов мероприятий гражданско-патриотической направленности и определения роли учащихся в подготовке и проведении таких мероприятий очень актуален для организации воспитательной работы.

Теоретическая и практическая значимость

Теоретическая значимость предлагаемой сценарной разработки заключается в том, что она предлагает:

  • содержательную составляющую мероприятия, сюжетную схему его проведения, конкретные средства ее реализации;

  • формы участия учащихся, как во время подготовки к мероприятию, так и во время его проведения.

Практическая значимость предлагаемой сценарной разработки заключается в том, что она может быть использована:

  • практически полностью при проведении мероприятий, приуроченных ко Дню победы;

  • частично, при проведении различных мероприятий военно-патриотической направленности в любых организациях.

Форма проведения:презентация результатов в рамках проведения информационно-развлекательной программы.

Целевая аудитория: учащиеся школы, педагоги, ветераны войны и труда.

Обоснование выбора темы: 25 октября 2015 года - 95-летие со дня рождения дважды Героя Советского Союза Амет-хана Султана.

В 2015 году - 70-летие великой Победы. День Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, в которой советский народ боролся за свободу и независимость своей Родины против фашистской Германии и ее союзников. Война длилась почти четыре года, стала самым крупным вооруженным столкновением в истории человечества. Всему миру известно как сражался великий сын своего народа Амет-хан Султан.

Огромный, неоценимый вклад внесли летчики в дело разгрома немецко-фашистских захватчиков. В тяжелейших условиях, при непрерывных бомбежках и артобстрелах должны были осуществлять полеты. Благодаря стойкости и отваге, неимоверному труду, сильной вере в светлое будущее, мы имеем мирное небо над головой.

Условия и особенности его проведения: Мероприятие «Дорога длиною в жизнь» проходит в актовом зале с приглашением ветеранов войны и труда, педагогов и учащихся школы.

Наглядность и оборудование:мультимедийный проектор,сценические декорации, стенды в виде звезд с изображениями героев, воздушные шары, цветы и подарки для ветеранов.

Временные рамки

  • На подготовительную работу, в том числе и организацию, потребуется около месяца.

  • На проведение мероприятия на сцене - 1,5-2часа

  • На неформальные беседы за чашкой чая время не лимитируется.

СОДЕРЖАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Цель: формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии.

Задачи:

  1. Создать условия для формирования патриотических чувств и патриотического самосознания (патриотической идентичности) .

  2. Воспитывать чувства признательности и уважения к ветеранам за проявленный патриотизм в годы войны и послевоенное время; ответственность за них и ответственность за сохранение мира.

  3. Сформировать чувство гордости за выбранную профессию.

Этапы проведения мероприятия:

  1. Разработка сюжетной схемы мероприятия.

  2. Организация поисково - исследовательской деятельности учащихся по теме «Амет-хан Султан».

  3. Разработка совместно с учащимися подробного сценария мероприятия.

  4. Организация работы по сбору и созданию нужного реквизита, костюмов и оформления сцены и зала.

  5. Организация работы группы учащихся, ответственных за приглашение ветеранов, покупку цветов и изготовление подарков, их встречу, чествование, и беседы за чашкой чая.

  6. Проведение мероприятия.

  7. Круглый стол «Достигнуты ли цели?».

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ


Перед сценой в актовом зале, а также в холле, расположены стойки в виде звезд с портретами и биографией героя Амет-хана Султана.

Подготовлены: акустическая и мультимедийная аппаратура, микрофоны, световое оборудование, спецэффекты. Также подготовлен большой экран для трансляции видео сюжетов и трансляции мультимедийной презентации.

Оформление сцены: скамейки, деревья, на экране изображение солнечного майского дня.

Ведущие: мужской голос за кадром, учащиеся

Звучат песни Победы . Зрители занимают места в зале.

Ветераны под громкие аплодисменты учащихся проходят в праздничный зал.

Голос за кадром:Приветствуем ветеранов Великой отечественной войны бурными аплодисментами! Все зрители стоя приветствуют ветеранов, гостей праздника.

Звучит песня «Весна 45-го года» (аудиозапись). Представление ветеранов.

В зале и на сцене гаснет свет. Световой луч падает на центр сцены. За столом сидит радистка и принимает сообщение.На большом экране появляется слайд 1(Приложение на DVD-диске).

Голос за кадром: 8 мая 1945 года представителями германского верховного командования подписан акт о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил. Великая отечественная война, которую вел советский народ против немецко-фашистских захватчиков победоносно завершена!

Радистка взволновано снимает наушник и быстро поднимается со стула, выбегает на авансцену и кричит.

Радистка: Ребята, товарищ командир - МЫ ПОБЕДИЛИ!!!Резко гаснет свет на сцене. В темноте слышится звук приближающегося поезда. Слайд 2(1945, Белорусский вокзал. Первый поезд Победы

На 30-ой секунде видео сюжета включается свет на сцене.На сцене стоят радостные девушки с цветами, мамы, дети, старики. Все обнимаются, целуются. Музыка приглушается.

Голос за кадром на фоне приглушенной музыки: Невозможно забыть, что творилось в этот момент на улицах городов и сел. Слезы радости и одновременно горькие слезы утрат наполняли глаза людей. Это был незабываемый день!

Включается фонограмма песни «День победы». Исполняют учащиеся, в военной форме на фоне радующихся на перроне людей.( Заставка на экране 1).

1-й номер: песня «День Победы» с элементами театрализации на заднем плане.

После исполнения учащиеся спускаются в зал и вручают ветеранам цветы. В этот момент массовка на заднем плане громко кричит троекратное: Ура! Ура! Урааа! И уходит за кулисы.

Звучит фоновая музыка (марш авиаторовов) (аудиозапись) На сцену выходят девушки и парни в военной форме (10 человек). Выстраиваются полукругом. В центре они держат баннер с изображением красной звезды (символ красной армии) с надписью: «Спасибо Вам, дорогие ветераны, за победу!».

Голос за кадром на фоне музыки: Вот и пришел он - день великой победы, наш самый светлый праздник. Зарастут траншеи на перепаханных полях. Новые дома вырастут на руинах и пепелищах. Новые люди дадут жизнь новым идеям, но этот день - день 9-го мая, никогда не изгладится в памяти народной. За этот день, за эту победу, спасибо вам дорогие ветераны Великой Отечественной.

Смуглянка». Исполняют парни в форме летчиков. Девушки и юноши исполняют танец. На экране заставка из кинофильма «В бой идут одни старики!». Слайд 3

2 -ой номер: песня «Смуглянка» сопровождается танцевальной композицией на заднем плане.

Звучит тревожная музыка. Приглушается свет, включаются спец - эффекты - иллюзия вспышки. На большом экране появляются фотография Амет-хана Султана (Слайд 4)

Голос за кадром на фоне музыки: Непомерную цену заплатили народы СССР за победу над агрессором. Немецко-фашистские захватчики разрушили и сожгли тысячи городов и деревень.

В это время на сцене появляется макет земного шара с черно-белым изображением территории бывшего СССР. Спецэффекты позволяют воссоздать на макете иллюзию пожара.

Черный дым пожарищ войны окутал нашу родную землю. Но Ваша вера, дорогие ветераны, в светлое будущее смогла сотворить настоящее чудо.

Меняется фоновая музыка (финальная музыка из кинофильма Роки).

Голос за кадром на фоне музыки. 70 лет чистого неба, спокойного сна, детского смеха. И все это благодаря, вам, уважаемые ветераны. Сегодня мы вспомним дважды Героя Советского Союза Амет-хана Султана, именно 25 октября 2015 года - 95-летие со дня его рождения. Мы узнаем о его биографии и героических полетах великого летчика


3-ий номер: песня «Амет-хан»

На сцене гаснет свет. Слышится звук самолета.

Голос за кадром на фоне тревожной музыки. Огромный, неоценимый вклад внес Амет-хан Султан в дело разгрома немецко-фашистских захватчиков. В тяжелейших условиях, при непрерывных бомбежках и артобстрелах он должен был осуществлять бесперебойные полеты.

Учащийся1 на фоне музыки (транслируется презентация 1): Амет-хан Султан родился 20 октября 1920 года в городе Алупке в семье рабочего. Отец - лакец (родом из аула Цовкра в Дагестане), мать - крымская татарка.

Слайд 5 Дом в Алупке, где вырос Амет-хан Султан

Учащийся 2.В 1937 году окончил 7 классов и поступил в железнодорожное училище в Симферополе. После окончания учёбы работал слесарем в железнодорожном депо в Симферополе. Одновременно учился в аэроклубе, который успешно окончил в 1938 году.

Учащийся 3 В РККАс февраля 1939 года. В 1940 году, по окончании 1-й Качинской Краснознаменной военной авиационной школы имени А.Ф.Мясникова, в звании младшего лейтенанта, направлен в 4-й истребительный авиационный полк (Одесский военный округ), дислоцировавшийся под Кишеневом. Летал на самолётах И-15 и И-153 . Слайд 6-7

Голос за кадром. Встретил войну в Молдавии.

Голос за кадром. 22июня 1941года началась Великая Отечественная война.

4-ый номер: песня «Вставай, страна огромная» (фонограмма)

Учащийся4. Уже 22июня 1941года младший лётчик 4-го истребительного авиационного полка Амет-Хан Султан выполнил несколько боевых вылетов на истребителе И-153 на разведку и штурмовку наступающего врага. Осенью 1941 года прикрывает небо Ростова-на-Дону.

В зале гаснет свет. Зрители слышат звук приближающегося самолета. На экране транслируется отрывок из фильма.

Звучит фоновая музыка ( транслируется продолжение презентации слайд 8-9)

Учащийся5. С марта 1942 года 4-й истребительный авиационный полк находится в составе ПВО города Ярославля. Здесь Амет-Хан Султан одержал свою первую воздушную победу.31 мая 1942года,израсходовав в атаках весь боезапас, он таранил вражеский бомбардировщик, ударив его левой плоскостью снизу. При ударе «харрикейн» Амет-Хана застрял в загоревшемся «юнкерсе». Лётчику удалось выбраться из кабины своего самолёта и воспользоваться парашютом. Спустя несколько дней Амет-Хана пригласили в Ярославль, где городской комитет обороны наградил его именными часами и почётной грамотой при большом стечении народа на Советской площади, на которой был выставлен для всеобщего обозрения «юнкерс». Позже за подвиг, совершённый в небе над Ярославлем, лётчик был награждён орденом Ленина. В 2010 году в Ярославле установлен памятник этим событиям.

5 номер: песня «Десятый наш десантный батальон». Исполняется под аккомпанемент гитары.

Учащийся6.Летом 1942 года Амет-Хан воюет под Воронежем на самолёте Як-1 , а с августа 1942 года на самолёте Як-7,участвует в Сталинградской битве. Здесь он зарекомендовал себя как признанный ас и был включён в состав 9-го гвардейского истребительного авиационного полка,своеобразной сборной советских лётчиков, созданной для противодействия немецким асам. В состав этой группы, кроме него, вошли признанные асы: будущие дважды Герои Советского Союза Владимир Лаврененков, Алексей Рязанов, Иван Степаненко и будущие Герои Советского Союза Иван Борисов и Борис Еремин. Под Сталинградом Амет-Хан был сбит и второй раз спасся с помощью парашюта.(слайд 10,11,12,13,14)

Учащийся7 В октябре 1942 года Амет-Хан Султан становится командиром 3-й авиаэскадрильи 9-го гвардейского истребительного авиационного полка, в составе которого он воевал до конца войны. За тактику атаки противника с высоты командующий генерал разрешил Амет-Хану Султану нарисовать на фюзеляже своего самолёта орла. (слайд 1)

Учащийся8После переучивания на «Аэрокобру» он участвует в освобождении Ростова-на-Дону, в ожесточённых воздушных боях на Кубани, в освобождении Таганрога, Мелитополя, Крыма.

Учащийся9 В январе 1944 года в паре со своим ведомым, Героем Советского Союза Иваном Борисовым, Амет-Хан принудил к посадке на свой аэродром немецкий связной самолёт «Шторх». После краткого знакомства с кабиной незнакомой для него машины, он совершил на ней самостоятельный полёт.

Голос за кадром на фоне тревожной музыки. 18 мая 1944 года (Слайд15 «Депортация»)

Учащийся10 Во время отпуска в городе Алупка стал свидетелем насильственной депортации крымскотатарского народа 18-20 мая 1944 года. Сам Амет-Хан пытался помешать этому, и ему удалось оставить своих родителей в Крыму. А его брат Имран, служивший во вспомогательной полиции, был арестован.После отдыха летом 1944 года и перехода на новый истребитель Ла-7, Амет-Хан воюет в Восточной Пруссии, участвует во взятии Берлина. Слайд

Учащийся1Последний свой воздушный бой гвардии майор Амет-Хан Султан провёл 29 апреля 1945 года над находящимся в черте Берлина аэродромом «Темпельхоф», сбив «Фокке-Вульф».

Фонограмма: Юрий Левитан 9 мая-День Победы

6 номер: песня «День Победы».

Голос за кадром Всего за время войны Амет-Хан Султан совершил 603 боевых вылета (из них 70 - на штурмовку живой силы и техники противника), провёл 150 воздушных боёв, в которых сбил лично 30 и в составе группы 19 самолётов противника.(слайд 16)

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» командиру эскадрильи 9-го Одесского Краснознамённого гвардейского истребительного авиационного полка капитану Амет-Хану Султану присвоено 24 августа 1943 года.. Второй медалью «Золотая Звезда» помощник командира по воздушно-стрелковой службе того же полка гвардии майор Амет-Хан Султан награждён 29 июня 1945 года.

Послевоенная карьера

Учащийся 2После окончания войны, в апреле 1946 года майор Амет-Хан Султан был уволен в запас. Однако лётчик не мог жить без неба и поэтому всеми силами стремился вернуться к лётной профессии. Долгое время это ему не удавалось.

Учащийся 2Но благодаря поддержке и помощи боевых друзей в феврале 1947 года Амет-Хан Султан становится летчиком-испытателем Лётно-исследовательского института в Жуковском. За короткий срок он выдвинулся в число лучших испытателей. В 1949 году ему присвоен третий класс лётчика-испытателя, в январе 1950 года - второй класс, а уже в сентябре 1952 года Амет-Хан Султан становится лётчиком-испытателем 1-го класса. Он с успехом выполняет самые различные испытания.(слайд 17)

7 номер: песня «От винта»».



Учащийся3.В 1951-1953 годах Амет-Ханом совместно с Ф. И. Бурцевым и В. Г. Павловым были проведены полные испытания пилотируемого аналога самолёта-снаряда. Самолёт-аналог (его называли К) был предназначен для отработки самолёта-снаряда КС типа «воздух-корабль» в пилотируемом режиме. Аналог подвешивался под самолёт Ту-4КС, самолёт-носитель набирал 3000 метров, после чего отцеплял самолёт-аналог. Уже в свободном падении автоматика включала двигатель, и самолёт-снаряд летел на цель. В ходе испытаний по этой теме Амет-Хан выполнил первый полёт К с земли (4 января 1951 года), первый старт с самолёта-носителя (в мае 1951 года) и большое количество полётов с отцепкой от самолёта-носителя. После одной отцепки двигатель самолёта-снаряда сразу не запустился и только благодаря выдержке Амет-Хана, не покинувшего машину, а продолжавшего попытки запуска двигателя (которые увенчались успехом лишь у самой земли), опытная машина была спасена. За проведение этих испытаний Амет-Хану Султану в 1953 году была присуждена Сталинская премия 2-й степени

Учащийся4 Множество полётов были выполнены Амет-Ханом для отработки систем катапультирования из различных самолётов. 12 ноября 1958 года, во время испытаний катапультного кресла для самолётов СУ-7 И Су-9 парашютистом-испытателем В. И. Головиным, на самолёте МИГ- 15 произошёл взрыв порохового патрона стреляющего механизма катапульты. Был пробит топливный бак самолёта, обе кабины были залиты горючим, возникла угроза пожара. В. И. Головин не мог покинуть самолёт из-за деформации катапультного кресла. В этой ситуации Амет-Хан Султан принял решение сажать самолёт. Посадка была выполнена безукоризненно и жизнь товарища была спасена.

Учащийся5 23 сентября 1961 года Амет-Хану Султану было присвоено звание «Заслуженный лётчик-испытатель СССР» (номер знака - 38).

Голос за кадром Жил в городе Жуковском Московской области»

8 номер: песня «Первым делом самолеты».

Голос за кадром: 1февраля 1971 года

Учащийся6. При выполнении испытательного полёта на летающей лаборатории Ту-16, предназначенной для испытания нового реактивного двигателя……(Звук падающего самолета)

Голос за кадром Погиб Амет-Хан Султан. За время лётной работы он освоил около 100 типов летательных аппаратов, его налёт составил 4237 часов

Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Слайд 18. Могила Амет-Хана Султана на Новодевичьем кладбище Москвы

Слайд 19. Аллея лётчиков, погибших в 1971 году вместе с Амет-Ханом Султаном, на Быковском кладбище Жуковского.


Все участники остаются на сцене.

Голос за кадром: Пришло время почтить минутой молчания память тех, кто не вернулся с Великой войны, тех, кто не дожил до нашего нынешнего мирного, счастливого Дня Победы! Прошу всех встать.

Минута молчания. Звучит метроном.

Голос за кадром: Прошу всех сесть.

Учащийся 1: Долг молодёжи - быть достойными своих отцов и дедов, их ратных и трудовых подвигов,

Учащийся 2: Долг молодежи жить по совести, не забыть тех, кто отдал свои жизни за победу.

Учащийся 3: Ведь тот, кто не помнит прошлого, - не достоин будущего!

Учащийся 4: Цените свободу, цените мирное небо над головой!!!

Учащиеся 5-10 спускаются к ветеранам и вручают им памятные подарки.

Показ фильма «Амет-Хан Султан»



Литература


  1. Брокгауз, Ф.А. Энциклопедический словарь/ Ф.А. Брокгауз, И.А.Эфрон. - С-Петербург, 1995.

  2. Даль, В.И. Словарь живого русского языка/ В.И. Даль. - М.,1998.

  3. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка/ С.И. Ожегов -М.: Просвещение, 1995.

  4. Песни о великой Победе video.mail.ru/mail/tamara.1810/3216/

  5. Сайт «1945 год. День Победы» vvpobeda.shpl.ru/pob1.html



12


© 2010-2022