Статья Технология составления рабочей программы учебных предметов

Раздел Завучу
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Технология составления рабочей программы учебных предметов»

Ракитянская С.Ю., МОБУ «Гимназия №5» г.Оренбург

В соответствии со статьей 12 п.1. Закона РФ "Об образовании" (в ред. Федерального закона № 68 от 06.04.2015) единственным официальным нормативным документом в школе, определяющим содержание образования определённого уровня и направленности, является основная образовательная программа (ООП).

Необходимо отметить, что организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, разрабатывают образовательные программы в соответствии с ФГОС и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.( ст.12 п.2,5,7).

Обязательными элементами ООП являются учебный план и рабочие программы учебных предметов отдельных курсов, дисциплин и модулей.

Нужно отметить, что разработка и утверждение образовательных программ, учебных планов, рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин относится к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности (Ст. 13 п.10 Закона РФ «Об образовании»).

В соответствии с ФГОС ООП п 18.2. содержательного раздела основной образовательной программы основного общего образования

п.18.2.2 «Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учётом основных направлений программ, включённых в структуру основной образовательной программы.

Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:

1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;

2) общую характеристику учебного предмета, курса;

3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

5) содержание учебного предмета, курса;

6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности;

8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса».

Из этого следует, что к рабочим учебным программам могут добавляться и другие разделы, которые необходимы учителю для полноценного и эффективного осуществления образовательного процесса. Один из обязательных разделов определен в соответствии со статьей 2 п.9 ФЗ «Об образовании», так называемые «….оценочные и методические материалы»

Поэтому при разработке своего локального акта мы внесли дополнение в положение о рабочей программе в виде п.9 «Оценочные и методические материалы».

Что же такое рабочая программа учебного предмета, курса? Рабочая программа учебного предмета, курса - это совокупность учебно-методической документации, которая самостоятельно разрабатывается образовательным учреждением на основе базисного учебного плана и примерных программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, авторских программ с учётом целей и задач основной образовательной программы основного общего образования школы и отражающей пути реализации содержания учебного предмета.

Рабочая учебная программа - нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины, основывающийся на типовой программе по учебному предмету.

Цель рабочей учебной программы - планирование, организация и управление учебным процессом по определенной учебной дисциплине.

Задачи рабочей учебной программы - конкретное определение содержания, объема, порядка изучения учебной дисциплины с учетом особенностей учебного процесса того или иного образовательного учреждения и контингента обучаемых.

Нужно сказать, что Рабочая программа и Примерная программа имеют отличия. Так, Примерная программа определяет фундаментальный характер образования и отражает систему ведущих мировоззренческих идей, общие рекомендации методического характера. Рабочая программа конкретизирует соответствующий образовательный стандарт с учетом необходимых требований к её построению, а также описывает формирование универсальных учебных действий, учитывает возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовки учащихся, отражает специфику обучения в данной образовательной организации.

В МОБУ «Гимназия №5» города Оренбурга рабочие учебные программы разрабатывались следующим образом: в конце мая 2015 года научно-методическим советом были разработаны рекомендации по написанию рабочих учебных программ, определена структура рабочей учебной программы, были созданы микрогруппы с учетом интересов педагогов для разработки программ по всем предметам обязательной части учебного плана школы, предложен список литературы.

Чтобы было все в едином стиле мы, проработав много всевозможной информации, определили для нашей образовательной организации структуру рабочей учебной программы, которая выглядит так (Приложение1):


  1. Титульный лист содержит:

  • наименование общеобразовательного учреждения (в соответствии с Лицензией);

  • название предмета, для изучения которого написана программа;

  • указание класса, в котором изучается курс;

  • фамилию, имя, отчество учителя-составителя рабочей программы;

  • гриф утверждения программы;

  • год составления программы.

2. Пояснительная записка - структурный элемент программы, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса, задачи; дается общая характеристика учебного предмета, курса;

3.Общая характеристика учебного предмета предполагает рассмотрение особенностей программы (содержание и разделов программы), реализуемые подходы.

4.Описание места учебного предмета в учебном плане. Указываются классы, в которых планируется осуществлять освоение рабочей программы учебного предмета, количество часов по годам и неделям, выделяемое для освоения программы.Там же мы указываем учебно - тематический план.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета. Отражаются требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.(Стандарт раздел 2 п.8, п.11.3) + требования к результатам обучения и освоения содержания курса из примерной программы основного общего образования. Математика.)

6. Содержание учебного предмета, курса. Для определения содержания учебной программы необходимо пользоваться сведениями, содержащимися в ФГОС ООО №1897 от 17.1210, в редакции от 29.12.2014 №1644). Включает перечень разделов, тем уроков, лабораторные и практические работы. Обязательно указываем график выполнения практической части рабочей программы в соответствии с разделами тематического планирования.

7. Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности. В качестве основных разделов календарно-тематического планирования:

  • № урока,

  • Количество часов,

  • Тема урока (тип урока),

  • Изучаемые дидактические единицы,

  • Планируемые результаты обучения (предметные, личностные, метапредметные),

  • Основные виды учебной деятельности,

  • Дата проведения урока по плану,

  • Дата проведения урока фактическая.

8. Описание учебно - методического и материально - технического обеспечения образовательной деятельности. Перечень используемой литературы, информационно - компьютерная поддержка учебного процесса, оборудование и приборы.

9. Планируемые результаты изучения учебного предмета. Составляются на основе ФГОС ООО №1897 от 17.1210, в редакции от 29.12.2014 №1644.

10. Оценочные и методические материалы. Контрольные работы, различные виды тестирования, самостоятельных работ, с обязательным указанием норм оценивания и технологий применяемых учителем.

Кем рассматривается и утверждается рабочая учебная программа в нашем ОУ?

Сроки и порядок рассмотрения рабочих учебных программ устанавливаются локальным актом образовательной организации.

В соответствии с локальным актом нашего образовательного учреждения, порядок рассмотрения рабочей учебной программы таков: вначале она рассматривается на заседании методического объединения учителей (результаты рассмотрения заносятся в протокол), затем, при условии её соответствия установленным требованиям, согласуется с курирующим заместителем директора. Рабочая программа является составной частью основной образовательной программы, которая утверждается руководителем образовательной организации.

После утверждения руководителем образовательной организации рабочая учебная программа становится нормативным документом, реализуемым в образовательном учреждении.










Рекомендуемая структура рабочей программы


п/п

Наименование раздела программы

Примерное содержание рабочей программы

1.

Титульный лист

- наименование общеобразовательного учреждения (в соответствии с Лицензией);

- название предмета, для изучения которого написана программа;

- указание класса, в котором изучается курс;

- фамилию, имя, отчество учителя-составителя рабочей программы;

- гриф утверждения программы;

- год составления программы.

2.

I. Пояснительная записка

- указываются (конкретизируются) нормативные документы, на которые опирается составитель рабочей программы;

- цели и задачи учебного курса, место учебного курса при изучении предмета;

- направленность программы на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.

3.

II. Общая характеристика учебного предмета (курса)

- особенности программы, реализуемые подходы,

- содержание, разделы программы.

4.

III. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

- указываются классы, в которых планируется осуществлять освоение рабочей программы учебного предмета/курса в основной школе;

- количество часов (по неделям и годам обучения), выделяемое на освоение программы.

5.

IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

Отражаются требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.(Стандарт раздел 2 п.8, п.11.3)

6.

V. Содержание учебного предмета, курса.

ФГОС ООО №1897 от 17.1210, в редакции от 29.12.2014 №1644). Включает перечень разделов, тем уроков, лабораторные и практические работы. Обязательно указываем график выполнения практической части рабочей программы в соответствии с разделами тематического планирования.

7.

VI. Календарно -

тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

В качестве основных разделов календарно-тематического планирования:

  • № урока,

  • Количество часов,

  • Тема урока (тип урока),

  • Изучаемые дидактические единицы,

  • Планируемые результаты обучения (предметные, личностные, метапредметные),

  • Основные виды учебной деятельности,

  • Дата проведения урока по плану,

  • Дата проведения урока фактическая.

Последовательность изучения разделов и тем с указанием количества учебных часов, в том числе на проведение зачетов, контрольных, практических и лабораторных работ . График проведения мониторинговых процедур (региональный, муниципальный и уровень образовательной организации);

8.

VII. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

Перечень используемой литературы.

Информационно-компьютерная поддержка учебного процесса.

Оборудование и приборы, необходимые для реализации рабочей программы.

9.

VIII. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

ФГОС ООО №1897 от 17.1210, в редакции от 29.12.2014 №1644.

10

Пакет контрольно-измерительных материалов

(Приложение4)

- контрольные работы, тесты и т. п. с указанием номера урока и даты проведения;

- критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.

- основные технологии используемые учителем.



Данная последовательность конструирования рабочей учебной программы не является каким-либо нормативным документом, а выполняет функцию методических рекомендаций. Но в любом случае результатом работы педагогов нашего ОУ в данном направлении, должна стать полноценная и эффективная рабочая учебная программа в соответствии с принятыми на НМС школы требованиями к структуре рабочей учебной программы.

5



© 2010-2022