Сетевые технологии как средство для профессионального роста педагога

 Еще совсем недавно учитель не часто выходил за рамки привычной школьной жизни, в настоящее время педагогический рост современного преподавателя совершенно невозможен без использования сетевых технологий. Это может быть  обмен опытом в сетевых сообществах, публикации собственных разработок, использование сетевых образовательных ресурсов на уроках, совместная сетевая деятельность как детей, так и их родителей под руководством учителя, создание сайтов, портфолио, проектная деятельность и многое-м...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сетевые технологии

как средство для профессионального роста педагога

Еще совсем недавно учитель не часто выходил за рамки привычной школьной жизни, в настоящее время педагогический рост современного преподавателя совершенно невозможен без использования сетевых технологий. Это может быть обмен опытом в сетевых сообществах, публикации собственных разработок, использование сетевых образовательных ресурсов на уроках, совместная сетевая деятельность как детей, так и их родителей под руководством учителя, создание сайтов, портфолио, проектная деятельность и многое-многое другое…

Участие в профессиональных сетевых сообществах также весьма полезно для учителя и очень способствует профессиональному росту.

Сетевое сообщество может сформироваться и развиваться только при условии совместной коллективной деятельности.

Для того чтобы показать важность использования учителями ресурсов сетевых сообществ, перечислим их основные задачи:

  • создание базы данных по электронным образовательным ресурсам, используемым в учебном процессе

  • методическая поддержка педагогов в области современного программного обеспечения, учебных и методических материалов

  • внедрение в образовательный процесс инновационных технологий и методов дистанционного обучения

  • организация и проведение сетевых конференций и семинаров, конкурсов и олимпиад среди участников образовательного процесса;

  • организация "обратной связи" и взаимодействия методистов, педагогов, родителей, учащихся с целью обмена опытом и повышения эффективности образовательного процесса

Для того чтобы привлечь педагогов в сообщество, необходимо соблюдение следующих условий:

  • наличие актуальной и четкой информация, легкость поиска информации в сообществе (интуитивно-понятный интерфейс)

  • наличие комфортной, среды профессионального общения педагогов, снимающей коммуникационные барьеры, создание эмоционально положительного тона общения

  • создание и поддержка активной «жизни» внутри сообщества, привлечение к деятельности сообщества новых участников, помощь участникам при работе в рамках сообщества

  • создание и развитие творческих механизмов профессионального взаимодействия вне традиционного для учителя социума

  • сохранение единого образовательного пространства, достигаемое за счет активного обмена опытом, как между педагогами разных регионов России, так и вне ее.

  • организация учебной деятельности внутри сообщества (повышение квалификации как по тематике или проблематике сообщества, так и в области повышения ИКТ-компетентности)

  • возможность развития у педагогов коммуникативных умений и навыков, в том числе, умений презентации педагогического опыта и собственной профессиональной позиции, обсуждения педагогической информации на форумах

  • активное использование различных видов коммуникаций (электронной почты, теле-, видеоконференций, обсуждений на форумах, использование Skype и т.д.), также организация очных встреч, мероприятий для активизации взаимодействия сетевого сообщества


  • проведение конкурсов, олимпиад, сетевых обучающих игр, организация консультаций, круглых столов с ведущими учеными, методистами

  • создание базы данных с методическими разработками уроков, внеклассных мероприятий, проектов, презентаций, опытом по использованию ИКТ в обучении (проверенных экспертным советом)

  • периодическое подведение итогов за определенный период времени с выделением наиболее значимых достижений, поощрение активных участников, представление качественных материалов на сертификацию

  • высокая квалификация координаторов сообщества (методистов) и участников консультантов

  • защита авторского права (готовность выполнять нормы законодательства и уважать труд авторов членов сообщества)

Если эти требования соблюдаются организаторами сообществ, то учителя видят свою роль в нем, пути профессионального роста и возможность получить подтверждение своей активной сетевой деятельности.

В настоящее время число педагогических сетевых сообществ стремительно растет. Сетевые сообщества развиваются на уровне школы, региона, предметных и проблемных областей. Каждый педагог может решать самостоятельно, какое сообщество выбрать для себя. Это дает ему возможность профессионального роста, начиная от простого наблюдателя жизненного процесса сетевого ресурса, до эксперта, а может и создателя собственного сообщества. Сегодня создать свое сообщество может каждый, для этого есть специальные ресурсы.

Создать сообщество не сложно, гораздо сложнее привлечь к своему ресурсу достаточное количество пользователей, коллег, сообщников.

Итак, мы с вами рассмотрим один из важнейших вопросов, который возникает при работе в педагогическом сетевом сообществе:

(анимация по щелчку) Как привлечь педагогов к общению в сетевом сообществе?


Почему существует проблема привлечения учителей в сеть?

  • Пассивность, инертность

  • Желание знакомиться с чужой информацией, но не публиковать свою…

(Мы с Вами знаем, что зачастую людям есть что сказать, но они боятся сделать это. Или же просто они не видят смысла в обсуждении тех или иных проблем. Порой, понимаешь, что ничего нельзя изменить.


  • Неумение привлечь к своему ресурсу аудиторию

(Учителя создают свои страницы в сети, но на них никто не заходит, создается впечатление «не нужности» материалов и учитель теряет интерес к данному виду деятельности.)

  • Занятость педагогов

  • Недостаточный уровень ИКТ-компетенции

(Но!, как показала практика, сетевые педагогические сообщества могут обеспечить методическую поддержку педагогов в области ИКТ, а технологизация процесса не дополняет рабочее время, а наоборот, позволяет сократить его)

КАК можно вовлечь людей в сетевое предметное сообщество?

  • размещение, обсуждение актуальной информации

  • через МО

  • размещение публикаций (одно из требований к аттестации)

  • размещение анонсов и пост-релизов мероприятий

  • проведение сетевыми сообществами конкурсов

  • размещение положений о конкурсах, методических рекомендаций для участников, рейтинг

  • создание рейтинговой системы ОУ

ЧТО делать, чтобы люди стремились в сообщество?

  • долговременные проекты,

  • виртуальное предметное МО

  • проведение сетевых консультаций,

  • система "вопрос-ответ" (как одна из возможностей задать анонимный вопрос и получить ответ)

  • реклама, объявления, услуги

(Вопрос: Как Вы думаете, КТО должен заниматься работой в сетевом сообществе?) (анимация после ответов)

  • Администрация ОУ, ШК

  • руководители МО (через написание отзывов при аттестации)

  • педагоги - энтузиасты

  • методисты

  • администратор сетевого сообщества

Что можно делать/размещать в сетевом сообществе?

  • новости

  • копилка уроков, занятий, внеклассных мероприятий и т.д.

  • внутренняя и внешняя экспертиза размещенного материала

  • виртуальные консультации

  • совместная разработка\доработка и обсуждение размещенного материала.

  • выставка готовых методических разработок с использованием ЦОР с аннотациями, рецензиями.

  • организация международных проектов (учительских, ученических, совместных).

  • создание структурированного банка электронных, почтовых адресов для общения и совместной деятельности.

  • организация форумов (обсуждений) по актуальным вопросам. Предоставление членам сообщества возможности создавать свои форумы.

Что делать, чтобы педагоги вновь вернулись в сообщество?

  • система бонусов за активное участие в жизни сообщества

  • рейтинг наиболее активных участников сообщества

  • уголок славы (в левом меню каждые две недели появляется фото самого активного участника со ссылкой на его анкету - возможность найти соратника по интересам, причем не только профессиональных) - возможно по номинациям

  • разработать правила работы в сети

  • конкурс на лучшую разработку с возможностью проведения мастер-класса

  • регулярное обновление и пополнение

  • рассылка членам сообщества о новых пополнениях

  • расписание и анонсы мероприятий

  • сертификаты, грамоты, дипломы за активное участие в работе сообщества

С какой стороны ни посмотри - деятельность учителя в процессе всей жизни заключается не только в обучении других, но и в самообразовании и саморазвитии. Педагог никогда не может считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Использование сетевых технологий сегодня - это не просто веление времени, а необходимость для плодотворной работы любого учителя, работающего по внедрению новых образовательных стандартов в учебный процесс.


© 2010-2022