- Преподавателю
- Директору, завучу
- Сетевые технологии как средство для профессионального роста педагога
Сетевые технологии как средство для профессионального роста педагога
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кардупова С.В. |
Дата | 05.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Сетевые технологии
как средство для профессионального роста педагога
Еще совсем недавно учитель не часто выходил за рамки привычной школьной жизни, в настоящее время педагогический рост современного преподавателя совершенно невозможен без использования сетевых технологий. Это может быть обмен опытом в сетевых сообществах, публикации собственных разработок, использование сетевых образовательных ресурсов на уроках, совместная сетевая деятельность как детей, так и их родителей под руководством учителя, создание сайтов, портфолио, проектная деятельность и многое-многое другое…
Участие в профессиональных сетевых сообществах также весьма полезно для учителя и очень способствует профессиональному росту.
Сетевое сообщество может сформироваться и развиваться только при условии совместной коллективной деятельности.
Для того чтобы показать важность использования учителями ресурсов сетевых сообществ, перечислим их основные задачи:
-
создание базы данных по электронным образовательным ресурсам, используемым в учебном процессе
-
методическая поддержка педагогов в области современного программного обеспечения, учебных и методических материалов
-
внедрение в образовательный процесс инновационных технологий и методов дистанционного обучения
-
организация и проведение сетевых конференций и семинаров, конкурсов и олимпиад среди участников образовательного процесса;
-
организация "обратной связи" и взаимодействия методистов, педагогов, родителей, учащихся с целью обмена опытом и повышения эффективности образовательного процесса
Для того чтобы привлечь педагогов в сообщество, необходимо соблюдение следующих условий:
-
наличие актуальной и четкой информация, легкость поиска информации в сообществе (интуитивно-понятный интерфейс)
-
наличие комфортной, среды профессионального общения педагогов, снимающей коммуникационные барьеры, создание эмоционально положительного тона общения
-
создание и поддержка активной «жизни» внутри сообщества, привлечение к деятельности сообщества новых участников, помощь участникам при работе в рамках сообщества
-
создание и развитие творческих механизмов профессионального взаимодействия вне традиционного для учителя социума
-
сохранение единого образовательного пространства, достигаемое за счет активного обмена опытом, как между педагогами разных регионов России, так и вне ее.
-
организация учебной деятельности внутри сообщества (повышение квалификации как по тематике или проблематике сообщества, так и в области повышения ИКТ-компетентности)
-
возможность развития у педагогов коммуникативных умений и навыков, в том числе, умений презентации педагогического опыта и собственной профессиональной позиции, обсуждения педагогической информации на форумах
-
активное использование различных видов коммуникаций (электронной почты, теле-, видеоконференций, обсуждений на форумах, использование Skype и т.д.), также организация очных встреч, мероприятий для активизации взаимодействия сетевого сообщества
-
проведение конкурсов, олимпиад, сетевых обучающих игр, организация консультаций, круглых столов с ведущими учеными, методистами
-
создание базы данных с методическими разработками уроков, внеклассных мероприятий, проектов, презентаций, опытом по использованию ИКТ в обучении (проверенных экспертным советом)
-
периодическое подведение итогов за определенный период времени с выделением наиболее значимых достижений, поощрение активных участников, представление качественных материалов на сертификацию
-
высокая квалификация координаторов сообщества (методистов) и участников консультантов
-
защита авторского права (готовность выполнять нормы законодательства и уважать труд авторов членов сообщества)
Если эти требования соблюдаются организаторами сообществ, то учителя видят свою роль в нем, пути профессионального роста и возможность получить подтверждение своей активной сетевой деятельности.
В настоящее время число педагогических сетевых сообществ стремительно растет. Сетевые сообщества развиваются на уровне школы, региона, предметных и проблемных областей. Каждый педагог может решать самостоятельно, какое сообщество выбрать для себя. Это дает ему возможность профессионального роста, начиная от простого наблюдателя жизненного процесса сетевого ресурса, до эксперта, а может и создателя собственного сообщества. Сегодня создать свое сообщество может каждый, для этого есть специальные ресурсы.
Создать сообщество не сложно, гораздо сложнее привлечь к своему ресурсу достаточное количество пользователей, коллег, сообщников.
Итак, мы с вами рассмотрим один из важнейших вопросов, который возникает при работе в педагогическом сетевом сообществе:
(анимация по щелчку) Как привлечь педагогов к общению в сетевом сообществе?
Почему существует проблема привлечения учителей в сеть?
-
Пассивность, инертность
-
Желание знакомиться с чужой информацией, но не публиковать свою…
(Мы с Вами знаем, что зачастую людям есть что сказать, но они боятся сделать это. Или же просто они не видят смысла в обсуждении тех или иных проблем. Порой, понимаешь, что ничего нельзя изменить.
-
Неумение привлечь к своему ресурсу аудиторию
(Учителя создают свои страницы в сети, но на них никто не заходит, создается впечатление «не нужности» материалов и учитель теряет интерес к данному виду деятельности.)
-
Занятость педагогов
-
Недостаточный уровень ИКТ-компетенции
(Но!, как показала практика, сетевые педагогические сообщества могут обеспечить методическую поддержку педагогов в области ИКТ, а технологизация процесса не дополняет рабочее время, а наоборот, позволяет сократить его)
КАК можно вовлечь людей в сетевое предметное сообщество?
-
размещение, обсуждение актуальной информации
-
через МО
-
размещение публикаций (одно из требований к аттестации)
-
размещение анонсов и пост-релизов мероприятий
-
проведение сетевыми сообществами конкурсов
-
размещение положений о конкурсах, методических рекомендаций для участников, рейтинг
-
создание рейтинговой системы ОУ
ЧТО делать, чтобы люди стремились в сообщество?
-
долговременные проекты,
-
виртуальное предметное МО
-
проведение сетевых консультаций,
-
система "вопрос-ответ" (как одна из возможностей задать анонимный вопрос и получить ответ)
-
реклама, объявления, услуги
(Вопрос: Как Вы думаете, КТО должен заниматься работой в сетевом сообществе?) (анимация после ответов)
-
Администрация ОУ, ШК
-
руководители МО (через написание отзывов при аттестации)
-
педагоги - энтузиасты
-
методисты
-
администратор сетевого сообщества
Что можно делать/размещать в сетевом сообществе?
-
новости
-
копилка уроков, занятий, внеклассных мероприятий и т.д.
-
внутренняя и внешняя экспертиза размещенного материала
-
виртуальные консультации
-
совместная разработка\доработка и обсуждение размещенного материала.
-
выставка готовых методических разработок с использованием ЦОР с аннотациями, рецензиями.
-
организация международных проектов (учительских, ученических, совместных).
-
создание структурированного банка электронных, почтовых адресов для общения и совместной деятельности.
-
организация форумов (обсуждений) по актуальным вопросам. Предоставление членам сообщества возможности создавать свои форумы.
Что делать, чтобы педагоги вновь вернулись в сообщество?
-
система бонусов за активное участие в жизни сообщества
-
рейтинг наиболее активных участников сообщества
-
уголок славы (в левом меню каждые две недели появляется фото самого активного участника со ссылкой на его анкету - возможность найти соратника по интересам, причем не только профессиональных) - возможно по номинациям
-
разработать правила работы в сети
-
конкурс на лучшую разработку с возможностью проведения мастер-класса
-
регулярное обновление и пополнение
-
рассылка членам сообщества о новых пополнениях
-
расписание и анонсы мероприятий
-
сертификаты, грамоты, дипломы за активное участие в работе сообщества
С какой стороны ни посмотри - деятельность учителя в процессе всей жизни заключается не только в обучении других, но и в самообразовании и саморазвитии. Педагог никогда не может считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Использование сетевых технологий сегодня - это не просто веление времени, а необходимость для плодотворной работы любого учителя, работающего по внедрению новых образовательных стандартов в учебный процесс.