- Преподавателю
- Директору, завучу
- Критерии эффективности современного урока
Критерии эффективности современного урока
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Колесникова И.В. |
Дата | 25.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Критерии эффективности современного урока
Выступление на педагогическом совете
заместителя директора по ОП,
учителя начальных классов Колесниковой И.В.
Организация современного урока - это ситуация расставания с уроком строгим, характеризующимся порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, и встреча с уроком свободным, характеристики которого рождаются по велению культуры, но не сами по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающего свободный урок.
Критерии эффективности современного урока:
-
Обучение через открытие.
-
Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности.
-
Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.
-
Развитие личности.
-
Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом
-
Демократичность, открытость
-
Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом.
-
Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.
-
Педагог позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию.
-
Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие.
-
Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно - поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.
Три постулата современного урока:
-
Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя.
-
Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.
-
Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.
Что можно и что нельзя на уроке: нельзя не работать, нельзя посягать на другого человека. Все остальное - можно.
Современный урок - свободный урок, урок, освобожденный от страха: никто никого не пугает и никто никого не боится.
Организационные основания урока:
-
Работают все, и работает каждый
-
Интересно мнение каждого и радуют успехи каждого
-
Все благодарны каждому за его участие, и каждый благодарен всем за свое продвижение к знаниям
-
Доверие к учителю как к руководителю групповой работы, но каждый имеет право на инициативное предложение
-
Все и каждый имеют право высказать мнение относительно проведенного занятия
Система организационных правил на уроке:
-
Доводить педагогические требования до своего логического конца.
-
Сопровождать педагогическое требование инструкцией, раскрывающей легкий способ исполнения требуемого.
-
Раскрывать положительную программу действий и избегать негативных требований, т.е. требований не делать чего-либо.
-
Не предъявлять детям непосильных требований.
-
Переакцентировать внимание детей с общего требования на его детали.
Показатели культуры урока:
-
Поведенческие:
-
Предметно-вещевое обставление урока, интерьер классной комнаты.
-
Учебный материал - отражение разных сторон жизни (все, что предъявляется детям как предмет изучения, интерпретируется с позиции значимости для жизни человека).
-
Эмоциональная окрашенность урока.
-
Культурологические нормы деятельности учителя на уроке:
-
Учитель - не обслуживающий персонал, не слуга детей, не средство обучения
-
Создание «высоких» условий обучения
-
Педагог должен иметь смелость жить на уроке, быть открытым ко всем проявлениям жизни, удивляться жизни и преклонять колена перед ее поразительными закономерностями
-
Правила совместного общения на уроке:
-
НЕ произносить резких, категоричных суждений.
-
НЕ подчеркивать интеллектуальное превосходство кого-либо.
-
НЕ пренебрегать мнением других.
-
НЕ перебивать выступающего, но и самому быть лаконичным и четким в высказываниях.
-
НЕ допускать фамильярности по отношению к кому-либо.
-
Отмечать индивидуально-ценностное в работе каждого.
-
Выражать благодарность в адрес присутствующих.
Этапы философского восхождения к истине:
-
Фиксируется этап обыденной действительности.
-
Определяется научное явление, скрытое в данном факте.
-
Осмысливается социальное значение этого явления для жизни людей.
-
Дается оценка научного осмысления и научного решения с точки зрения историко-культурного развития человечества.
-
Выявляется общая закономерность жизни в факте, явлении, научном положении.
-
Просматривается возможный личностный смысл общего закона жизни для каждого человека в его повседневной жизни.
Эффективность урока определяется степенью соответствия достигнутых результатов и поставленных целей. Конечный результат урока нельзя сводить только к качеству знаний, умений и навыков, которые учащиеся получили на данном уроке. Важен не только конечный результат сам по себе, но и пути его достижения, прежде всего характер отношений между учителем и учениками, ибо знания, умения и навыки могут быть получены на основе как авторитарных отношений, калечащих душу ребенка, так и на основе отношений сотрудничества.. Важно оценить не только знания, умения и навыки как таковые, но и то: получены ли они путем передачи учебной информации и последующим ее закреплением учителем или последний обучал детей собственной деятельности по овладению содержанием учебного предмета на основе их самодеятельности, самоорганизации, развития коллективизма и ответственности.
Конечный результат складывается из двух составляющих: качества работы учителя и показателей знаний учащихся входе проведения урока
Результат работы учителя оценивается через следующие качественные характеристики:
• целенаправленность его деятельности на уроке;
• характер отношений с учащимися;
• индивидуально-личностный подход к учащимся;
• дифференцированный подход к обучению;
• умение педагога приводить в соответствие содержание учебного материала, методы обучения и формы организации познавательной деятельности учащихся;
• работа учителя по формированию и развитию общеучебных навыков и умений;
• работа по развитию познавательного интереса;
• работа учителя по формированию знаний, умений и навыков и вооружению учащихся способами познавательной деятельности;
• сфокусированность усилий на формировании понятий;
• развитие общих способностей учащихся;
• объективность оценки знаний учащихся, соединение использования оценки и отметки;
• эффективность усилий, развивающих личность;
• эффективность воспитывающих влияний. Результаты работы учащихся:
• уровень самостоятельности, самодеятельности учащихся на уроке;
• отношение учащихся к учебному труду;
• отношение учащихся к предмету, к учителю, друг к другу;
• объективная направленность деятельности учеников на образование и развитие своей личности;
• наличие у учащихся познавательного интереса;
• воспитательная и развивающая подвижка личности, возникшая в ходе урока;
• знание учениками фактического материала и уровень его усвоения.