Критерии эффективности современного урока

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Критерии эффективности современного урока

Выступление на педагогическом совете

заместителя директора по ОП,

учителя начальных классов Колесниковой И.В.

Организация современного урока - это ситуация расставания с уроком строгим, характеризующимся порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, и встреча с уроком свободным, характеристики которого рождаются по велению культуры, но не сами по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающего свободный урок.

Критерии эффективности современного урока:

  1. Обучение через открытие.

  2. Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности.

  3. Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.

  4. Развитие личности.

  5. Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом

  6. Демократичность, открытость

  7. Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом.

  8. Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.

  9. Педагог позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию.

  10. Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие.

  11. Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно - поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.

Три постулата современного урока:

  1. Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя.

  2. Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.

  3. Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.

Что можно и что нельзя на уроке: нельзя не работать, нельзя посягать на другого человека. Все остальное - можно.

Современный урок - свободный урок, урок, освобожденный от страха: никто никого не пугает и никто никого не боится.

Организационные основания урока:

  1. Работают все, и работает каждый

  2. Интересно мнение каждого и радуют успехи каждого

  3. Все благодарны каждому за его участие, и каждый благодарен всем за свое продвижение к знаниям

  4. Доверие к учителю как к руководителю групповой работы, но каждый имеет право на инициативное предложение

  5. Все и каждый имеют право высказать мнение относительно проведенного занятия

Система организационных правил на уроке:

  1. Доводить педагогические требования до своего логического конца.

  2. Сопровождать педагогическое требование инструкцией, раскрывающей легкий способ исполнения требуемого.

  3. Раскрывать положительную программу действий и избегать негативных требований, т.е. требований не делать чего-либо.

  4. Не предъявлять детям непосильных требований.

  5. Переакцентировать внимание детей с общего требования на его детали.

Показатели культуры урока:

  1. Поведенческие:

  • Предметно-вещевое обставление урока, интерьер классной комнаты.

  • Учебный материал - отражение разных сторон жизни (все, что предъявляется детям как предмет изучения, интерпретируется с позиции значимости для жизни человека).

  • Эмоциональная окрашенность урока.

  1. Культурологические нормы деятельности учителя на уроке:

  • Учитель - не обслуживающий персонал, не слуга детей, не средство обучения

  • Создание «высоких» условий обучения

  • Педагог должен иметь смелость жить на уроке, быть открытым ко всем проявлениям жизни, удивляться жизни и преклонять колена перед ее поразительными закономерностями

  1. Правила совместного общения на уроке:

  • НЕ произносить резких, категоричных суждений.

  • НЕ подчеркивать интеллектуальное превосходство кого-либо.

  • НЕ пренебрегать мнением других.

  • НЕ перебивать выступающего, но и самому быть лаконичным и четким в высказываниях.

  • НЕ допускать фамильярности по отношению к кому-либо.

  • Отмечать индивидуально-ценностное в работе каждого.

  • Выражать благодарность в адрес присутствующих.

Этапы философского восхождения к истине:

  1. Фиксируется этап обыденной действительности.

  2. Определяется научное явление, скрытое в данном факте.

  3. Осмысливается социальное значение этого явления для жизни людей.

  4. Дается оценка научного осмысления и научного решения с точки зрения историко-культурного развития человечества.

  5. Выявляется общая закономерность жизни в факте, явлении, научном положении.

  6. Просматривается возможный личностный смысл общего закона жизни для каждого человека в его повседневной жизни.

Эффективность урока определяется степенью соответствия достигнутых результатов и поставленных целей. Конечный результат урока нельзя сводить только к качеству знаний, умений и навыков, которые учащиеся получили на данном уроке. Важен не только конечный результат сам по себе, но и пути его достижения, прежде всего характер отношений между учителем и учениками, ибо знания, умения и навыки могут быть получены на основе как авторитарных отношений, калечащих душу ребенка, так и на основе отношений сотрудничества.. Важно оценить не только знания, умения и навыки как таковые, но и то: получены ли они путем передачи учебной информации и последующим ее закреплением учителем или последний обучал детей собственной деятельности по овладению содержанием учебного предмета на основе их самодеятельности, самоорганизации, развития коллективизма и ответственности.

Конечный результат складывается из двух составляющих: качества работы учителя и показателей знаний учащихся входе проведения урока

Результат работы учителя оценивается через следующие качественные характеристики:

• целенаправленность его деятельности на уроке;

• характер отношений с учащимися;

• индивидуально-личностный подход к учащимся;

• дифференцированный подход к обучению;

• умение педагога приводить в соответствие содержание учебного материала, методы обучения и формы организации познавательной деятельности учащихся;

• работа учителя по формированию и развитию общеучебных навыков и умений;

• работа по развитию познавательного интереса;

• работа учителя по формированию знаний, умений и навыков и вооружению учащихся способами познавательной деятельности;

• сфокусированность усилий на формировании понятий;

• развитие общих способностей учащихся;

• объективность оценки знаний учащихся, соединение использования оценки и отметки;

• эффективность усилий, развивающих личность;

• эффективность воспитывающих влияний. Результаты работы учащихся:

• уровень самостоятельности, самодеятельности учащихся на уроке;

• отношение учащихся к учебному труду;

• отношение учащихся к предмету, к учителю, друг к другу;

• объективная направленность деятельности учеников на образование и развитие своей личности;

• наличие у учащихся познавательного интереса;

• воспитательная и развивающая подвижка личности, возникшая в ходе урока;

• знание учениками фактического материала и уровень его усвоения.


© 2010-2022