Управление качеством образования в начальной школе

Последнее время стало для школьного образования периодом интенсив­ного поиска новых идей развития. В теории и на практике активно разрабаты­вались вопросы дифференциации, профилизации, гуманизации, интеграции. Но ни одну из этих концепций нельзя рассматривать как главную, всеохватываю­щую в сложной системе школьного образования. Качество образования, выступает обобщенной мерой эффективности функционирования образовательной системы школы. Качество образования - важнейший показатель успеха школы и...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление качеством образования в начальной школе

Пустобаева О.А.,

директор

МБОУ «Беляевская СОШ»

Последнее время стало для школьного образования периодом интенсивного поиска новых идей развития. В теории и на практике активно разрабатывались вопросы дифференциации, профилизации, гуманизации, интеграции. Но ни одну из этих концепций нельзя рассматривать как главную, всеохватывающую в сложной системе школьного образования.

Качество образования, выступает обобщенной мерой эффективности функционирования образовательной системы школы. Качество образования - важнейший показатель успеха школы и поэтому управление им становится приоритетным в работе администрации школы.

Под качеством образования понимается определенный уровень освоения содержания образования; физического, психического, нравственного развития, которого ребёнок достигает в соответствии с индивидуальными возможностями и стремлениями. Чтобы проанализировать вопрос об условиях управления качеством образования, необходимо, прежде всего, рассмотреть сам управляемый объект.

Качество образования учащихся есть результат воспитательнообразовательного процесса, который планируется в соответствии с теми целями воспитания и обучения, которые ставит перед собой коллектив школы.

От качества поставленной цели, зависит успех всего образовательного процесса. Целью и результатом качества образования в школе должно стать целостное развитие растущего человека, его готовность к самоопределению, саморазвитию и творчеству, к самоорганизации своей жизни.

Администрация школы, как правило, рефлексирующая цели и способы действия, умеющая предвидеть результаты своих действий и действий коллектива школы должна грамотно направлять школьный коллектив на достижение цели по улучшению качества образования, опираясь на запросы учеников, родительского сообщества и создать в школе условия для воспитания человека современно образованного.

Качество образования зависит от ресурсообеспеченности образовательного учреждения - это, прежде всего, правильная кадровая политика администрации образовательного учреждения, а так же его деятельность по сохранению и поддержанию здоровья детей, важным является и создание материальнотехнической базы школы.

  1. В современных условиях на первом месте по степени важности стоит кадровое обеспечение школы. Качество образования невозможно без качества преподавания. Для этого необходимо создать благоприятный микроклимат в трудовом коллективе, постоянно мотивировать учителя к профессиональному росту и внедрению инновационных технологий в учебный процесс.

  2. Важна сфера деятельности по созданию ресурсов сохранения и поддержания здоровья детей, т.к. именно здоровый ребенок - хороший ученик, он хорошо учится, радуется жизни, обладает высокой работоспособностью и огромным творческим потенциалом.

В связи с внедрением новых технологий обучения, проблема здоровья обучающихся становится приоритетной, приобретает особую важность в том, чтобы каждый ученик стал способным реализовать себя всюду, т.е. быть конкурентоспособным и здоровым.

  1. Для успешной организации образовательного процесса в школе необходимо создать достойную материально-техническую базу. Оснащённость школы современной компьютерной сетью с выходом в Интернет, оборудование компьютерных классов и других учебных кабинетов школы с учетом санитарно-гигиенических норм, требований техники безопасности и противопожарных норм, режим функционирования столовой, соответствие мебели и посуды санитарно-гигиеническим и эстетическим нормам, возрастным особенностям детей помогают создать условия в школе для творческого саморазвития личности, сохранить и поддержать здоровье детей.

  2. Деятельность администрации по ресурсообеспеченности способствует готовности школы выполнить социальный заказ, обеспечивает успешность обучения и качественность образования, способствует социальной адаптации учащихся.

  3. Залог стабильного качества образования в начальной школе - это и подробнейший мониторинг контроля и оценки результатов обучения в 1-4

классах по программе «Гармония», основанная на комплексном подходе к оценке в рамках внедрения ФГОС.

Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей всего процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержанием, методами, средствами, формами организации) должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования в начальном звене школы.

Контроль и оценка результативности учебно-воспитательного процесса в классах, работающих по программе «Гармония», основывается на лучшие наработки традиционной системы контроля, но и имеет серьёзные отличия от привычных подходов к решению этой проблемы.

Дидактическая система «Гармония» включает в себя принципы:

  • деятельности;

  • непрерывности;

  • целостного представления о мире;

  • минимакса;

  • психологической комфортности;

  • вариативности;

  • творчества.

При этом особое внимание стоит обратить на реализацию принципа ми- нимакса, обеспечивающего разноуровневое обучение детей. В соответствии с этим принципом учебное содержание предлагается на творческом уровне (уровне «максимума»), а административный контроль его усвоения на уровне стандарта («минимума»). В частности, это означает, что не предполагается выполнение детьми всех заданий из учебника. Каждый ребёнок выбирает собственную образовательную траекторию: для кого-то достаточен минимум, а другие, по желанию, идут дальше.

При этом уровень административного контроля не повышается, так как это может привести к перегрузке детей и учителя.

Так, в курсе математики предусмотрена многоуровневая система контроля знаний:

  • Самоконтроль - при введении нового материала.

  • Взаимоконтроль - в процессе его отработки.

  • Обучающий контроль - в системе обучающих самостоятельных работ.

  • Текущий контроль - при проведении контрольных работ в течение учебного года.

  • Итоговый контроль, включающий 2 этапа - переводную контрольную работу - «минимум» и итоговую «максимум».

Вся система контроля складывается из двух пластов:

  • Первый - это контроль и оценивание в режиме безотметочного обучения (1 классы).

  • Второй - в условиях отметочного обучения (2-4 классы).

Контроль в условиях безотметочного обучения.

Этот этап в жизни учителя и учеников имеет очень важные особенности:

  • Оценочная деятельность учителя должна носить скорее воспитательную, личностно-ориентированную, нежели собственно учебную, предметную направленность. Учителю следует стремиться с первых дней пребывания ребёнка в школе постепенно, но неуклонно снижать зависимость ученика от оценки взрослого.

  • Важно, чтобы учитель строил свою оценочную деятельность очень осторожно, не причиняя ребёнку вреда отметками любой выраженности, будь то картинки, звёздочки или просто оценочные записи.

  • В этих условиях учителю приходится строить базис всех умений и навыков ученика. Конечно, это сложно сделать в привычном, традиционном понимании оценки. Трудно отойти от привычного желания оценить, поставить штамп на определённом аспекте развития ребёнка.

  • В условиях безотметочного обучения особенно остро стоит проблема общения с родителями. Понятно, что отметка является удобным средством манипулирования учениками и родителями. В условиях её отсутствия приходится заменять её развёрнутыми содержательными рецензиями. Но в обычных условиях учителю сделать это очень сложно.

Очень важно, что в условиях безотметочного обучения учителя имеют возможность на основе компьютерного анализа предоставить родителям подробный отчёт об успешности усвоения учеником той или иной темы. Таким образом, сама собой отпадает возможность субъективной оценки учителем результатов отдельно взятого ученика.

Коллектив учителей начальной школы работает в режиме осуществления подробнейшего мониторинга результативности учебной деятельности как отдельно взятого ученика, отдельно взятого класса, так и параллели учащихся в целом в сравнении с возрастной группой. Такая работа даёт хорошие результаты. На протяжении многих лет уровень обученности остаётся стабильным - 96 - 100% при оптимальном качестве знаний - 55-74 %.

  1. Особое место в процессе управления качеством образования в начальной школе отводится работе с одарёнными детьми.

Мы стараемся повысить интерес к разнообразным наукам, к олимпиадно- му движению уже в начальной школе. В школе проводятся интеллектуальные марафоны с набором заданий разного уровня сложности по нескольким предметам. Это позволяет увидеть оригинально мыслящих учащихся, уделять внимание развитию их способностей. Для детей - это опыт участия в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах.

Традиционным видом работы с одарёнными детьми является проведение предметных недель, конкурсов газет, олимпиад, КВН, интеллектуальных игр, конкурсов.

Проведение мероприятий освещается в школьной газете «БИС», проводятся тематические циклы радиопередач.

Другими формами работы по воспитанию учащихся, способных к интеллектуальной деятельности, являются:

  • олимпиадное движение,

  • проектная деятельность,

  • интеллектуальные игры,

- пресс-центр.

Наши учащиеся успешно выступают в дистанционных олимпиадах различного уровня. Любая победа в олимпиаде - это не случайность, не показатель необыкновенных способностей ребёнка, а результат длительного, кропотливого совместного труда ученика и учителя. Многие педагоги ведут систематическую планомерную работу с конкретными учащимися по подготовке к олимпиадам.

Традицией начальной школы является проведение ученических линеек, посвящённых подведению итогов четвертей и учебного года, на которых вручаются сертификаты в рейтинге знаний каждому классу в параллели 2 - 4 классов, сертификаты отличников, сертификаты за высокий уровень воспитанности, за лучшие результаты в технике чтения. На таких линейках подводятся итоги конкурсов и соревнований, вручаются грамоты и дипломы за победы в различных областях развития учащихся.

С целью развития творческих способностей учащихся, освещения событий школьной жизни в школе активно работает пресс-центр.

За счёт средств, полученных гимназией за победы в конкурсах общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные технологии, в рамках ПНПО в 2006 году было приобретено оборудование для типографии, в 2008 - для радиоузла. В школе работают кружки журналистики и радиожурналистики, силами которых выходит газета «БИС», а также школьная радиогазета «Лидер». Типография активно используется не только для создания журнала, но и для издания методических сборников, альманахов творческих работ и другой печатной продукции. Налажены связи с периодическими изданиями «Вестник труда», с телевидением «Классная работа», что позволяет своевременно информировать общественность о событиях, происходящих в школе, об участии и победах учащихся в различных мероприятиях.

Фестивали детского творчества «Парад звезд», смотр патриотической песни - традиционные праздники школы, где все желающие могут продемонстрировать свои таланты. Фестивали проходят в два тура: отборочный и гала-концерт, который собирает большое количество зрителей.

С целью сплочения детского коллектива, воспитания чувства солидарности, товарищества, взаимопомощи в школе налажены как горизонтальные связи между членами ученического сообщества, что впрочем, типично для многих образовательных учреждений, так и вертикальные. Традиционный праздник Честь школы, который ежегодно проводится в конце учебного года, объединяет всех участников образовательного процесса: учеников, работников школы, родителей, выпускников разных лет, социальных партнёров.

Не только раннее выявление направлений одарённости и дальнейшее развитие способностей, но и кропотливая разнообразная работа с учащимися различных учебных возможностей позволяют выпускникам начальной школы быть успешными, всесторонне развивать свои способности.

Предлагаемая модель работы с одарёнными детьми в начальной школе полностью оправдывает себя, результативность работы начальной школы, позволяет судить об актуальности проблемы, создании оптимальных условий для развития и реализации потенциальных способностей каждого ученика, продуктивном направлении взаимодействия всех заинтересованных структур образовательного учреждения.



© 2010-2022