Педагогический совет Состояние работы по соблюдению и защите прав детей от насилия и других форм дискриминации

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

8

1 слайд Пед. совет

"Состояние работы по соблюдению и защите прав детей от насилия и других форм дискриминации"

30.03.2015г.

2 слайд Повестка:

  1. Вступительное слово. (3 мин.)

Притча о воде. Психолог Мирзанурова Е.С.

  1. Теоретико практическая часть. (42 мин.)

  • Постановка цели пед. совета. заместитель директора по ВР Рыжкина Н.П. (2 мин.)

  • Практическая работа. Упражнение «Корзина» заместитель директора по ВР Герасимова О.Ю. (4 урны с названием, листочки с ситуациями) (9 мин.)

  • "Состояние работы по соблюдению и защите прав детей от насилия и других форм дискриминации" заместитель директора по ВР Рыжкина Н.П. ( 15 мин.)

  • Рекомендации (буклеты) (1 мин.)

  • "Постулаты отравляющей педагогики" социальный педагог Гарькуша О.В. (6 мин.)

  • Упражнение на понимание. Заместитель директора по ВР Герасимова О.Ю. (рисунок с геометрическими фигурами) (9 мин.)

  1. Стадия рефлексии. (5 мин.)

  • Притча "Когда я был молод". Психолог Мирзанурова Е.С. (2 мин.)

  • Упражнение «Цветограмма» (2 мин.)

  1. Решение педагогического совета. (1 мин.)

Всего: 50 минут

3 слайд Цель педагогического совета:

  • Актуализация проблемы необходимости профилактики насилия, как условие реализации важнейшей базовой потребности учащихся Затобольской школы - гимназии в безопасности.

  • Предоставить педагогам практическую возможность моделирования проблемных ситуаций и алгоритмы процедур выхода из них.

Задачи педагогического совета:

  • Ознакомить педагогический коллектив с результатами анкетирования учащихся и родителей по профилактике насилия в семье, школе, обществе.

  • Способствовать исключению из педагогической практики постулатов "отравляющей педагогики" как феномена, порождающего насилие.

Раздаточный материал:

  1. Буклет с рекомендациями и памятками педагогам, учащимся и родителям

  2. Постулаты отравляющей педагогики

ХОД ПЕДСОВЕТА

4 слайд "Мы долго учим других тому, чему должны научиться сами".

Древняя мудрость

1. 5 слайд Вступительное слово. Притча о воде. Психолог Мирзанурова Е.С.

В одной восточной стране случилась сильная засуха. Заботясь о благополучии своих подданных и опасаясь голода, владыка издал приказ "Об экономии воды". Приказ ограничивал полив личных участков двумя днями в неделю и грозил суровым наказанием за ослушание.

В тот же день с наступлением сумерек напуганные граждане вышли поливать свои участки. Наутро воды стало совсем мало.

Владыка сильно разгневался и приказал тайной полиции организовать слежку за нарушителями приказа, арестовать и казнить их.

Ночью горожане вышли на поливку, выставив дозоры. Ситуация с водой вышла из-под контроля.

В другой восточной стране так же случилась сильная засуха. Заботясь о благополучии своих подданных и опасаясь голода, владыка приказал горожанам собраться на площади. Им сообщили об истощении запасов воды и предложили вместе искать пути выхода из сложившегося положения. После многочасовых споров, криков и лёгкой потасовки горожане пришли к соглашению о необходимости экономии воды, для чего постановили ограничить полив участков двумя днями в неделю.

Общее решение, давшееся с таким трудом, принесло желанные плоды: люди ограничили полив так, как договорились. А через некоторое время кризис с водой миновал.

Вопрос: в чём смысл этой притчи? (Обсуждение)

Вывод:

  1. Теоретико практическая часть.

- Постановка цели пед. совета. заместитель директора по ВР Рыжкина Н.П.

6 слайд Стремление человека к безопасности - одна из важнейших базовых потребностей. Если она не будет удовлетворена в семье, в школе, в обществе ребёнок не сможет полноценно развиваться и учиться. В связи с этим, школа должна быть сосредоточена не столько на учебно-воспитательном процессе, сколько на создании безопасных условий развития и обучения детей. При этом необходимо учитывать, что человек - это не только физическое тело, но и духовное. И именно духовное пространство личности в первую очередь и подвергается насилию.

7 слайд Выделяют четыре основные формы насилия в отношении детей:

- психологическое;

*пренебрежение основными потребностями ребенка;

+физическое;

/сексуальное.

- 8 слайд Практическая работа. Упражнение «Корзина» заместитель директора по ВР Герасимова О.Ю.

Выбрать роли корзины - 4 человека.

Задача корзинок: разрешить выброс ситуации в свою корзину или запретить. Обосновать.

Вопрос: Определите, к какому виду насилия можно отнести данные ситуации, которые очень часто возникают в школе. Объясните почему?

+ 1. Поставить в угол

* 2. На перемену не пойдёте!

+ 3. Замахнуться, ударить

- 4. Игнорирование 2 дня

- 5. Закрыть в классе, чтоб подумал…

- 6. Если не успокоишься, позвоню родителям

- 7. Без родителей не приходи!

- 8. Выйди из класса!

* 9. Неделю будешь дежурить!

- 10. Пусть все знают, какой ты…

- 11. Делай, что хочешь - твоя жизнь...

- 12. Что с тебя, Барана, взять…

- 13. Конечно, какие родители, такие и дети!

* 14. Больше не будешь участвовать в мероприятиях

- 15. Ты меня очень расстроил(а) своим плохим поступком…

* 16. Повёлся с этим Петькой, сам таким стал!

* 17. Больше в туалет ты не пойдёшь!

Вывод: Очень радует, что вы расширенно понимаете смысл "нанесённого ребёнку ущерба"- не только как физическое наказание или избиение, но и как эмоциональную депривацию, ущемление в правах, потому что школьное насилие - это вид насилия, при котором имеет место применение силы между детьми или учителями по отношению к ученикам.

- 9 слайд "Состояние работы по соблюдению и защите прав детей от насилия и других форм дискриминации" заместитель директора по ВР Рыжкина Н.П.

Насилие может проявляться в самых разнообразных формах: от клички и оскорбительного взгляда до убийства. Поэтому насилием является любое поведение, которое нарушает права другого.

10 слайд Практически все мероприятия, которые проходят в школе, нацелены на решение одной из важных задач воспитательной работы - профилактике насилия и других форм дискриминации личности. Это - благотворительные акции, курс самопознание, классные часы, правовые всеобучи и др.

Что произошло с нашими детьми, почему они стали такими жестокими, двуличными, бездушными? Очень тревожит сегодня дефицит чувств, черствость взаимоотношений между друзьями, знакомыми, учителями, родителями и детьми, бездушие молодежи, отсутствие у нее сострадания, уважения к взрослым и пожилым людям.

К педагогическому совету было проведено анкетирование среди учащихся 7-8 классов (82ч.); 9-11 классов (70ч.) и родителей (89ч.).

11 слайд Для учащихся 7-8 классов были предложены следующие вопросы:

  1. Где Вы испытываете насилие (оскорбление, побои, унижение, психологическое давление)?

  2. Кто оскорбляет Вас чаще?

  3. Какие способы защиты против оскорблений Вы применяете?

  4. Какие последствия, на Ваш взгляд, оказывают насилие (оскорбление, побои, унижения, психологическое давление) на Вашу жизнь?

  5. Где Вы находите помощь в критической ситуации?

12 слайд Отрадно отметить, что 83% (68) учащихся не сталкивались с жестоким обращением. Однако 15% (12) ребят испытывали оскорбление и унижение в школе и 2% (2) на улице. При этом оскорбляют ребят чаще всего 29% (23) одноклассники, и 14% (12) учителя и друзья. Как способ защиты против оскорблений, ребята применяют ответное оскорбление 54% (44), 22% (18) учащихся применяют ответное физическое действие, 13% (11) затаивают обиду, 1% (1) находят защиту в употреблении алкоголя или курении, и лишь 7% (6) не обращают внимание на оскорбления. 49%(40) ребят отмечают, что оскорбления нанесённые им способствуют становлению характера, 16% (13) ведут к депрессии, 10% (8) выбивают из колеи, у 6% (5) появляется апатия. За помощью в случае необходимости подростки готовы обратиться в первую очередь к родным 55% (45), 28 %(23) к друзьям, и 4% (3) к учителям.

13 слайд Среди учащихся 9-11 классов 9% (6) ребят подвергались какому - либо виду насилия, 91% (64) не подвергались. (Из 9% подвергавшимся какому - либо виду насилия) 6% (4) обращались за помощью к друзьям, 3% (2) родителям и 1% (1) к педагогам. К сожалению, 30% (21) учащихся говорят о том, что были подвержены грубым обращениям со стороны педагогов, 16% (11) иногда, 54% (38) такие факты не отмечали.

99% (69) учеников подтвердили тот факт, что в школе не было фактов вымогательства. 11% (8) ребят утверждают, что в школе есть группировки и между ними бывают конфликты, тогда как 89% считают, что группировки в школе отсутствуют.

А вот что думают родители о проблеме насилия в школе.

14 слайд 20% (18) родителей согласны, что проблема насилия в школе существует - это оскорбления и унижения среди детей, грубость со стороны учителей.

Главными причинами проявления насилия отметили: невоспитанность детей; плохое поведение детей; материальное неравенство, неблагополучие и насилие в семье со стороны родителей или старших детей; неверная самооценка, унизить другого, значит ты сильнее, агрессивность детей; влияние улицы, интернета, телевизора.

На вопрос «Какие варианты решений проблемы по преодоления насилия в школе Вы предлагаете?», родители отвечают - взрослым необходимо быть добрее, правдивее, требовательнее, строже. Необходимо учить детей доверять взрослым. Родителям быть во всём примером для своих детей. Обсуждать в классе проблемы насилия. Также предлагают ужесточить дисциплину в школе и улучшить контроль и надзор за учащимися.

15 слайд Результаты анкетирования учащихся и их родителей, показали, что всё таки насилие присутствует в семьях, в школах и в среде сверстников, и судя по ответам родителей на последний вопрос, всю ответственность по профилактике насилия они возлагают на школу, поэтому уважаемые классные руководители мы предлагаем вам буклет с памятками и рекомендациями: «Как помочь ребенку не стать жертвой школьного насилия?», «Как вести себя, если ребенок (подросток) говорит вам, что подвергается насилию», для вас, учащихся и родителей которые вы можете использовать на родительских собраниях. (Раздача буклетов)

Вывод: Любое насилие оказывает серьезное воздействие на личность ребенка. Оно может подавлять или ломать слабую личность, а в сильной личности пробуждать протест, который может выражаться в противоправном поведении. И то и другое опасно. Дети, подвергающиеся жестокому обращению, как правило, имеют низкую самооценку, которая из детства переносится во взрослую жизнь и является причиной будущих жизненных неудач и личностных проблем.

- "Постулаты отравляющей педагогики" социальный педагог Гарькуша О.В.

Мы взрослые, выступая в роли родителя, воспитателя, педагога думаем, что знаем всё о воспитании ребёнка.

Методы, которыми родители, учителя добиваются послушания, разнообразны: психологические ловушки, обман, двуличность, отговорки, манипуляции, тактика устрашения, отвержение любви, изоляция, недоверие, унижение, обессмысливание и обесценивание взрослыми того, что делает ребёнок: «У тебя руки не из того места растут, лучше ничего не трогай! Всё равно ничего хорошего у тебя не получится!» «Тебе бесполезно, что то объяснять, ума не хватит всё понять и запомнить».

Я думаю, каждый может вспомнить свои брошенные фразы в адрес ребенка, как в качестве родителя, так и в качестве учителя. И не всегда задумываемся о том, что в этот момент испытывает ребёнок.

Всё на благо ребёнка, думаем мы!

16 слайд Английский психолог Алиса Миллер проанализировала, все, о чём сказано было выше и в 1980 г. в книге "Для твоего собственного блага" сформулировала тезисы так называемой "отравляющей педагогики" - комплекса воспитательных воздействий, которые ведут к развитию травмированной личности: 17 слайд

  • Учителя и родители-хозяева зависимого от них ребёнка.

  • только они определяют, что хорошо и что плохо.

  • ребёнок несёт ответственность за их гнев. Если они сердятся - виноват ребёнок.

  • Учителя и родители всегда должны быть защищены.

  • детское самоутверждение создаёт угрозу автократичному учителю или родителю.

  • ребёнок должен быть сломлен, чем раньше - тем лучше.

Родители и учителя считает она, должны знать их и отслеживать в себе этот момент, когда воспитание переходит в "убийство души" ребёнка.

Основываясь на этих "правилах" "отравляющая педагогика" формирует у

детей следующие деструктивные установки, представления и мифы:

18 слайд

  • любовь-обязанность;

  • учителя-родители заслуживают уважения по определению, просто потому что они - родители-учителя;

  • высокая самооценка вредна, а низкая делает людей альтруистами;

  • нежность вредна;

  • удовлетворять детские желания неправильно, суровость- хорошая

подготовка к жизни;

  • притворяться благодарным лучше, чем откровенная неблагодарность;

  • то как вы себя ведёте- важнее того, что вы на самом деле представляете;

  • учителя-родители не переживут, если их обидеть, они не могут быть виноваты, они всегда правы.

Добросовестное следование правилам "отравляющей педагогики" мы формируем зависимую личность с низкой социальной толерантностью. Родители, учителя искренне убеждены, что делают всё для блага ребёнка, при этом калеча его.

Таким образом, мы можем выработать у ребёнка:

  • бессознательную потребность перенести на другого унижение,

которому подверглись когда-то сами;

  • потребность в манипулировании;

  • самозащита, в том числе потребность идеализировать

собственное детство;

  • страх проявлений, которые у них самих были когда-то подавлены;

Однако, всё это не означает, что дети должны воспитываться без всяких ограничений. Ненасильственная коммуникация основывается на уважении со стороны взрослых, терпимости к детским чувствам.

Учитель должен сделать акцент на том, что педагогические проблемы объединяют родителей и учителей, они не противопоставлены друг другу.

Необходимо оказывать активную поддержку при обсуждении всех проблем, не занимая оценочной позиции.

- 19 слайд Упражнение на понимание. Заместитель директора по ВР Герасимова О.Ю.

Одному из участников дать рисунок из геометрических фигур. Попросить его сесть спиной к аудитории и передать содержание рисунка всем присутствующим, которые должны на своих местах сделать рисунок по озвученному описанию. При этом присутствующие не имеют права задавать вопросы и разговаривать. Предложить участникам сравнить свои рисунки с эталоном (как правило, получившиеся рисунки очень отличаются от эталона). Обсудить смысл этого упражнения.

После этого человек, сидевший спиной к аудитории, поворачивается лицом и получает новый рисунок. Теперь он имеет возможность отвечать на вопросы.

Предложить участникам сравнить рисунки с эталоном. Вопросы:

- когда было легче выполнять задание?

- в чём психологический смысл упражнения?

Вывод: Очень часто отсутствие взаимопонимания является следствием иллюзии, что, когда мы что-то говорим, нас слышат и понимают именно так, как мы этого желаем. А не лучше ли задать вопросы и убедиться, что Вас услышали и поняли правильно?

Уважаемые педагоги! Разбирая любую конфликтную ситуацию в классе, задавая ребёнку вопрос "Почему?", вы вынуждаете его придумывать оправдания. Для того, чтобы ребёнок оценил все плюсы и минусы своего поведения и выбрал более конструктивную линию поведения, вопросы следует формулировать следующим образом:

  1. Что ты сделал?

  2. Что из того, что ты сделал, ты сделал не по правилам?

  3. Как ты должен был поступить, чего от тебя ожидали?

  4. Как ты поступишь в следующий раз?

Таким образом, вы построите конструктивный диалог который исключит любую форму насилия.

20 слайд Помните! Что Труд хорошего учителя - не просто работа, а органическое соединение ума и сердца, состояние души.

  1. Стадия рефлексии.

- 21 слайд Притча "Когда я был молод". Психолог Мирзанурова Е.С.

Когда я был молод, и моё воображение не знало границ, я мечтал изменить мир. Когда я повзрослел и стал мудрее, я понял, что мир изменить не смогу.

И тогда я умерил свои желания и сосредоточился на своей стране. Но и в своей стране я ничего не смог изменить.

На закате дней я из последних сил попытался изменить хоть что-нибудь в моей семье, изменить самых близких мне людей, но, увы, и они меня обманули. И вот, лёжа на смертном одре, я наконец-то понял (в первый раз в своей жизни), что если бы я изменился сам, тогда, возможно, следуя моему примеру, изменилась бы моя семья, и с её поддержкой и одобрением я мог бы изменить к лучшему мою страну, и кто знает, может быть и весь мир.

Очень надеемся, что наша сегодняшняя работа помогла вам уважаемые коллеги если не изменить себя, то хотя бы задуматься об этих изменениях.

- 22 слайд Упражнение «Цветограмма»

Педагогический совет Состояние работы по соблюдению и защите прав детей от насилия и других форм дискриминации

Для проведения этого приема понадобятся наборы цветных карандашей и демонстрационная схема.

Инструкция: «Составьте цветограмму педагогического совета по данной схеме».

  1. 23 слайд Решение педагогического совета.

  1. Классным руководителям сделать коррекцию и включить в воспитательные планы на 2015-2016 учебный год мероприятия по преодолению насилия в семье и школе. (Стоит устроить классный час и попросить всех написать сочинение на тему «Почему мы издеваемся друг над другом?», «Как избежать оскорблений?», «Хотите ли вы, чтобы все в вашем классе были одинаковыми?» и т.п) Контроль за исполнением данного решения возложить на заместителя директора по воспитательной работе.

  2. Классным руководителям на классных часах, родительских собраниях ознакомить учащихся, родителей с предложенными памятками, объяснить необходимость их исполнения. Апрель - май.

  3. Продолжить обсуждение «Правил учащихся», разработать и обсудить «Кодекс чести ученика» и памятки поведения учащихся в школе и общественных местах. Активнее вовлекать учащихся из школьного самоуправления в проведении классных часов, бесед по нравственному воспитанию. Постоянно.

  4. Психологам в план работы на 2015-2016 учебный год, включить и разработать тренинги на для учителей по умению владеть собой в критических ситуациях. Мирзанурова Е.С., Отрощенко Е.Г.

  5. Сделать в рекреации школы «Советы и назидания великих», где помещать афоризмы, крылатые слова классиков мировой литературы о поступках, манерах поведения, о достоинствах и недостатках человека. Апрель. Соц. педагог Гарькуша О.В.

24 слайд



© 2010-2022