- Преподавателю
- Директору, завучу
- Педагогический совет Состояние работы по соблюдению и защите прав детей от насилия и других форм дискриминации
Педагогический совет Состояние работы по соблюдению и защите прав детей от насилия и других форм дискриминации
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Рыжкина Н.П. |
Дата | 13.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
8
1 слайд Пед. совет
"Состояние работы по соблюдению и защите прав детей от насилия и других форм дискриминации"
30.03.2015г.
2 слайд Повестка:
-
Вступительное слово. (3 мин.)
Притча о воде. Психолог Мирзанурова Е.С.
-
Теоретико практическая часть. (42 мин.)
-
Постановка цели пед. совета. заместитель директора по ВР Рыжкина Н.П. (2 мин.)
-
Практическая работа. Упражнение «Корзина» заместитель директора по ВР Герасимова О.Ю. (4 урны с названием, листочки с ситуациями) (9 мин.)
-
"Состояние работы по соблюдению и защите прав детей от насилия и других форм дискриминации" заместитель директора по ВР Рыжкина Н.П. ( 15 мин.)
-
Рекомендации (буклеты) (1 мин.)
-
"Постулаты отравляющей педагогики" социальный педагог Гарькуша О.В. (6 мин.)
-
Упражнение на понимание. Заместитель директора по ВР Герасимова О.Ю. (рисунок с геометрическими фигурами) (9 мин.)
-
Стадия рефлексии. (5 мин.)
-
Притча "Когда я был молод". Психолог Мирзанурова Е.С. (2 мин.)
-
Упражнение «Цветограмма» (2 мин.)
-
Решение педагогического совета. (1 мин.)
Всего: 50 минут
3 слайд Цель педагогического совета:
-
Актуализация проблемы необходимости профилактики насилия, как условие реализации важнейшей базовой потребности учащихся Затобольской школы - гимназии в безопасности.
-
Предоставить педагогам практическую возможность моделирования проблемных ситуаций и алгоритмы процедур выхода из них.
Задачи педагогического совета:
-
Ознакомить педагогический коллектив с результатами анкетирования учащихся и родителей по профилактике насилия в семье, школе, обществе.
-
Способствовать исключению из педагогической практики постулатов "отравляющей педагогики" как феномена, порождающего насилие.
Раздаточный материал:
-
Буклет с рекомендациями и памятками педагогам, учащимся и родителям
-
Постулаты отравляющей педагогики
ХОД ПЕДСОВЕТА
4 слайд "Мы долго учим других тому, чему должны научиться сами".
Древняя мудрость
1. 5 слайд Вступительное слово. Притча о воде. Психолог Мирзанурова Е.С.
В одной восточной стране случилась сильная засуха. Заботясь о благополучии своих подданных и опасаясь голода, владыка издал приказ "Об экономии воды". Приказ ограничивал полив личных участков двумя днями в неделю и грозил суровым наказанием за ослушание.
В тот же день с наступлением сумерек напуганные граждане вышли поливать свои участки. Наутро воды стало совсем мало.
Владыка сильно разгневался и приказал тайной полиции организовать слежку за нарушителями приказа, арестовать и казнить их.
Ночью горожане вышли на поливку, выставив дозоры. Ситуация с водой вышла из-под контроля.
В другой восточной стране так же случилась сильная засуха. Заботясь о благополучии своих подданных и опасаясь голода, владыка приказал горожанам собраться на площади. Им сообщили об истощении запасов воды и предложили вместе искать пути выхода из сложившегося положения. После многочасовых споров, криков и лёгкой потасовки горожане пришли к соглашению о необходимости экономии воды, для чего постановили ограничить полив участков двумя днями в неделю.
Общее решение, давшееся с таким трудом, принесло желанные плоды: люди ограничили полив так, как договорились. А через некоторое время кризис с водой миновал.
Вопрос: в чём смысл этой притчи? (Обсуждение)
Вывод:
-
Теоретико практическая часть.
- Постановка цели пед. совета. заместитель директора по ВР Рыжкина Н.П.
6 слайд Стремление человека к безопасности - одна из важнейших базовых потребностей. Если она не будет удовлетворена в семье, в школе, в обществе ребёнок не сможет полноценно развиваться и учиться. В связи с этим, школа должна быть сосредоточена не столько на учебно-воспитательном процессе, сколько на создании безопасных условий развития и обучения детей. При этом необходимо учитывать, что человек - это не только физическое тело, но и духовное. И именно духовное пространство личности в первую очередь и подвергается насилию.
7 слайд Выделяют четыре основные формы насилия в отношении детей:
- психологическое;
*пренебрежение основными потребностями ребенка;
+физическое;
/сексуальное.
- 8 слайд Практическая работа. Упражнение «Корзина» заместитель директора по ВР Герасимова О.Ю.
Выбрать роли корзины - 4 человека.
Задача корзинок: разрешить выброс ситуации в свою корзину или запретить. Обосновать.
Вопрос: Определите, к какому виду насилия можно отнести данные ситуации, которые очень часто возникают в школе. Объясните почему?
+ 1. Поставить в угол
* 2. На перемену не пойдёте!
+ 3. Замахнуться, ударить
- 4. Игнорирование 2 дня
- 5. Закрыть в классе, чтоб подумал…
- 6. Если не успокоишься, позвоню родителям
- 7. Без родителей не приходи!
- 8. Выйди из класса!
* 9. Неделю будешь дежурить!
- 10. Пусть все знают, какой ты…
- 11. Делай, что хочешь - твоя жизнь...
- 12. Что с тебя, Барана, взять…
- 13. Конечно, какие родители, такие и дети!
* 14. Больше не будешь участвовать в мероприятиях
- 15. Ты меня очень расстроил(а) своим плохим поступком…
* 16. Повёлся с этим Петькой, сам таким стал!
* 17. Больше в туалет ты не пойдёшь!
Вывод: Очень радует, что вы расширенно понимаете смысл "нанесённого ребёнку ущерба"- не только как физическое наказание или избиение, но и как эмоциональную депривацию, ущемление в правах, потому что школьное насилие - это вид насилия, при котором имеет место применение силы между детьми или учителями по отношению к ученикам.
- 9 слайд "Состояние работы по соблюдению и защите прав детей от насилия и других форм дискриминации" заместитель директора по ВР Рыжкина Н.П.
Насилие может проявляться в самых разнообразных формах: от клички и оскорбительного взгляда до убийства. Поэтому насилием является любое поведение, которое нарушает права другого.
10 слайд Практически все мероприятия, которые проходят в школе, нацелены на решение одной из важных задач воспитательной работы - профилактике насилия и других форм дискриминации личности. Это - благотворительные акции, курс самопознание, классные часы, правовые всеобучи и др.
Что произошло с нашими детьми, почему они стали такими жестокими, двуличными, бездушными? Очень тревожит сегодня дефицит чувств, черствость взаимоотношений между друзьями, знакомыми, учителями, родителями и детьми, бездушие молодежи, отсутствие у нее сострадания, уважения к взрослым и пожилым людям.
К педагогическому совету было проведено анкетирование среди учащихся 7-8 классов (82ч.); 9-11 классов (70ч.) и родителей (89ч.).
11 слайд Для учащихся 7-8 классов были предложены следующие вопросы:
-
Где Вы испытываете насилие (оскорбление, побои, унижение, психологическое давление)?
-
Кто оскорбляет Вас чаще?
-
Какие способы защиты против оскорблений Вы применяете?
-
Какие последствия, на Ваш взгляд, оказывают насилие (оскорбление, побои, унижения, психологическое давление) на Вашу жизнь?
-
Где Вы находите помощь в критической ситуации?
12 слайд Отрадно отметить, что 83% (68) учащихся не сталкивались с жестоким обращением. Однако 15% (12) ребят испытывали оскорбление и унижение в школе и 2% (2) на улице. При этом оскорбляют ребят чаще всего 29% (23) одноклассники, и 14% (12) учителя и друзья. Как способ защиты против оскорблений, ребята применяют ответное оскорбление 54% (44), 22% (18) учащихся применяют ответное физическое действие, 13% (11) затаивают обиду, 1% (1) находят защиту в употреблении алкоголя или курении, и лишь 7% (6) не обращают внимание на оскорбления. 49%(40) ребят отмечают, что оскорбления нанесённые им способствуют становлению характера, 16% (13) ведут к депрессии, 10% (8) выбивают из колеи, у 6% (5) появляется апатия. За помощью в случае необходимости подростки готовы обратиться в первую очередь к родным 55% (45), 28 %(23) к друзьям, и 4% (3) к учителям.
13 слайд Среди учащихся 9-11 классов 9% (6) ребят подвергались какому - либо виду насилия, 91% (64) не подвергались. (Из 9% подвергавшимся какому - либо виду насилия) 6% (4) обращались за помощью к друзьям, 3% (2) родителям и 1% (1) к педагогам. К сожалению, 30% (21) учащихся говорят о том, что были подвержены грубым обращениям со стороны педагогов, 16% (11) иногда, 54% (38) такие факты не отмечали.
99% (69) учеников подтвердили тот факт, что в школе не было фактов вымогательства. 11% (8) ребят утверждают, что в школе есть группировки и между ними бывают конфликты, тогда как 89% считают, что группировки в школе отсутствуют.
А вот что думают родители о проблеме насилия в школе.
14 слайд 20% (18) родителей согласны, что проблема насилия в школе существует - это оскорбления и унижения среди детей, грубость со стороны учителей.
Главными причинами проявления насилия отметили: невоспитанность детей; плохое поведение детей; материальное неравенство, неблагополучие и насилие в семье со стороны родителей или старших детей; неверная самооценка, унизить другого, значит ты сильнее, агрессивность детей; влияние улицы, интернета, телевизора.
На вопрос «Какие варианты решений проблемы по преодоления насилия в школе Вы предлагаете?», родители отвечают - взрослым необходимо быть добрее, правдивее, требовательнее, строже. Необходимо учить детей доверять взрослым. Родителям быть во всём примером для своих детей. Обсуждать в классе проблемы насилия. Также предлагают ужесточить дисциплину в школе и улучшить контроль и надзор за учащимися.
15 слайд Результаты анкетирования учащихся и их родителей, показали, что всё таки насилие присутствует в семьях, в школах и в среде сверстников, и судя по ответам родителей на последний вопрос, всю ответственность по профилактике насилия они возлагают на школу, поэтому уважаемые классные руководители мы предлагаем вам буклет с памятками и рекомендациями: «Как помочь ребенку не стать жертвой школьного насилия?», «Как вести себя, если ребенок (подросток) говорит вам, что подвергается насилию», для вас, учащихся и родителей которые вы можете использовать на родительских собраниях. (Раздача буклетов)
Вывод: Любое насилие оказывает серьезное воздействие на личность ребенка. Оно может подавлять или ломать слабую личность, а в сильной личности пробуждать протест, который может выражаться в противоправном поведении. И то и другое опасно. Дети, подвергающиеся жестокому обращению, как правило, имеют низкую самооценку, которая из детства переносится во взрослую жизнь и является причиной будущих жизненных неудач и личностных проблем.
- "Постулаты отравляющей педагогики" социальный педагог Гарькуша О.В.
Мы взрослые, выступая в роли родителя, воспитателя, педагога думаем, что знаем всё о воспитании ребёнка.
Методы, которыми родители, учителя добиваются послушания, разнообразны: психологические ловушки, обман, двуличность, отговорки, манипуляции, тактика устрашения, отвержение любви, изоляция, недоверие, унижение, обессмысливание и обесценивание взрослыми того, что делает ребёнок: «У тебя руки не из того места растут, лучше ничего не трогай! Всё равно ничего хорошего у тебя не получится!» «Тебе бесполезно, что то объяснять, ума не хватит всё понять и запомнить».
Я думаю, каждый может вспомнить свои брошенные фразы в адрес ребенка, как в качестве родителя, так и в качестве учителя. И не всегда задумываемся о том, что в этот момент испытывает ребёнок.
Всё на благо ребёнка, думаем мы!
16 слайд Английский психолог Алиса Миллер проанализировала, все, о чём сказано было выше и в 1980 г. в книге "Для твоего собственного блага" сформулировала тезисы так называемой "отравляющей педагогики" - комплекса воспитательных воздействий, которые ведут к развитию травмированной личности: 17 слайд
-
Учителя и родители-хозяева зависимого от них ребёнка.
-
только они определяют, что хорошо и что плохо.
-
ребёнок несёт ответственность за их гнев. Если они сердятся - виноват ребёнок.
-
Учителя и родители всегда должны быть защищены.
-
детское самоутверждение создаёт угрозу автократичному учителю или родителю.
-
ребёнок должен быть сломлен, чем раньше - тем лучше.
Родители и учителя считает она, должны знать их и отслеживать в себе этот момент, когда воспитание переходит в "убийство души" ребёнка.
Основываясь на этих "правилах" "отравляющая педагогика" формирует у
детей следующие деструктивные установки, представления и мифы:
18 слайд
-
любовь-обязанность;
-
учителя-родители заслуживают уважения по определению, просто потому что они - родители-учителя;
-
высокая самооценка вредна, а низкая делает людей альтруистами;
-
нежность вредна;
-
удовлетворять детские желания неправильно, суровость- хорошая
подготовка к жизни;
-
притворяться благодарным лучше, чем откровенная неблагодарность;
-
то как вы себя ведёте- важнее того, что вы на самом деле представляете;
-
учителя-родители не переживут, если их обидеть, они не могут быть виноваты, они всегда правы.
Добросовестное следование правилам "отравляющей педагогики" мы формируем зависимую личность с низкой социальной толерантностью. Родители, учителя искренне убеждены, что делают всё для блага ребёнка, при этом калеча его.
Таким образом, мы можем выработать у ребёнка:
-
бессознательную потребность перенести на другого унижение,
которому подверглись когда-то сами;
-
потребность в манипулировании;
-
самозащита, в том числе потребность идеализировать
собственное детство;
-
страх проявлений, которые у них самих были когда-то подавлены;
Однако, всё это не означает, что дети должны воспитываться без всяких ограничений. Ненасильственная коммуникация основывается на уважении со стороны взрослых, терпимости к детским чувствам.
Учитель должен сделать акцент на том, что педагогические проблемы объединяют родителей и учителей, они не противопоставлены друг другу.
Необходимо оказывать активную поддержку при обсуждении всех проблем, не занимая оценочной позиции.
- 19 слайд Упражнение на понимание. Заместитель директора по ВР Герасимова О.Ю.
Одному из участников дать рисунок из геометрических фигур. Попросить его сесть спиной к аудитории и передать содержание рисунка всем присутствующим, которые должны на своих местах сделать рисунок по озвученному описанию. При этом присутствующие не имеют права задавать вопросы и разговаривать. Предложить участникам сравнить свои рисунки с эталоном (как правило, получившиеся рисунки очень отличаются от эталона). Обсудить смысл этого упражнения.
После этого человек, сидевший спиной к аудитории, поворачивается лицом и получает новый рисунок. Теперь он имеет возможность отвечать на вопросы.
Предложить участникам сравнить рисунки с эталоном. Вопросы:
- когда было легче выполнять задание?
- в чём психологический смысл упражнения?
Вывод: Очень часто отсутствие взаимопонимания является следствием иллюзии, что, когда мы что-то говорим, нас слышат и понимают именно так, как мы этого желаем. А не лучше ли задать вопросы и убедиться, что Вас услышали и поняли правильно?
Уважаемые педагоги! Разбирая любую конфликтную ситуацию в классе, задавая ребёнку вопрос "Почему?", вы вынуждаете его придумывать оправдания. Для того, чтобы ребёнок оценил все плюсы и минусы своего поведения и выбрал более конструктивную линию поведения, вопросы следует формулировать следующим образом:
-
Что ты сделал?
-
Что из того, что ты сделал, ты сделал не по правилам?
-
Как ты должен был поступить, чего от тебя ожидали?
-
Как ты поступишь в следующий раз?
Таким образом, вы построите конструктивный диалог который исключит любую форму насилия.
20 слайд Помните! Что Труд хорошего учителя - не просто работа, а органическое соединение ума и сердца, состояние души.
-
Стадия рефлексии.
- 21 слайд Притча "Когда я был молод". Психолог Мирзанурова Е.С.
Когда я был молод, и моё воображение не знало границ, я мечтал изменить мир. Когда я повзрослел и стал мудрее, я понял, что мир изменить не смогу.
И тогда я умерил свои желания и сосредоточился на своей стране. Но и в своей стране я ничего не смог изменить.
На закате дней я из последних сил попытался изменить хоть что-нибудь в моей семье, изменить самых близких мне людей, но, увы, и они меня обманули. И вот, лёжа на смертном одре, я наконец-то понял (в первый раз в своей жизни), что если бы я изменился сам, тогда, возможно, следуя моему примеру, изменилась бы моя семья, и с её поддержкой и одобрением я мог бы изменить к лучшему мою страну, и кто знает, может быть и весь мир.
Очень надеемся, что наша сегодняшняя работа помогла вам уважаемые коллеги если не изменить себя, то хотя бы задуматься об этих изменениях.
- 22 слайд Упражнение «Цветограмма»
Для проведения этого приема понадобятся наборы цветных карандашей и демонстрационная схема.
Инструкция: «Составьте цветограмму педагогического совета по данной схеме».
-
23 слайд Решение педагогического совета.
-
Классным руководителям сделать коррекцию и включить в воспитательные планы на 2015-2016 учебный год мероприятия по преодолению насилия в семье и школе. (Стоит устроить классный час и попросить всех написать сочинение на тему «Почему мы издеваемся друг над другом?», «Как избежать оскорблений?», «Хотите ли вы, чтобы все в вашем классе были одинаковыми?» и т.п) Контроль за исполнением данного решения возложить на заместителя директора по воспитательной работе.
-
Классным руководителям на классных часах, родительских собраниях ознакомить учащихся, родителей с предложенными памятками, объяснить необходимость их исполнения. Апрель - май.
-
Продолжить обсуждение «Правил учащихся», разработать и обсудить «Кодекс чести ученика» и памятки поведения учащихся в школе и общественных местах. Активнее вовлекать учащихся из школьного самоуправления в проведении классных часов, бесед по нравственному воспитанию. Постоянно.
-
Психологам в план работы на 2015-2016 учебный год, включить и разработать тренинги на для учителей по умению владеть собой в критических ситуациях. Мирзанурова Е.С., Отрощенко Е.Г.
-
Сделать в рекреации школы «Советы и назидания великих», где помещать афоризмы, крылатые слова классиков мировой литературы о поступках, манерах поведения, о достоинствах и недостатках человека. Апрель. Соц. педагог Гарькуша О.В.
24 слайд