- Преподавателю
- Директору, завучу
- Статья «Проектирование основной образовательной программы основного общего образования ОУ в условиях перехода на ФГОС»
Статья «Проектирование основной образовательной программы основного общего образования ОУ в условиях перехода на ФГОС»
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кучинская Т.Г. |
Дата | 12.04.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Кучинская Татьяна Геннадьевна
заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 17»
г. Славгород, Алтайский край
Статья «Проектирование основной образовательной программы
основного общего образования ОУ в условиях перехода на ФГОС»
Основная образовательная программа основного общего образования определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность, развитие творческих, физических способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010г. № 1897), основная образовательная программа основного общего образования имеет следующую структуру:
-
Целевой раздел.
-
Пояснительная записка.
-
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.
1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
-
Содержательный раздел.
2.1. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени основного общего образования.
2.2. Программы отдельных учебных предметов и курсов внеурочной деятельности.
2.3. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени основного общего образования.
2.4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
2.5. Программа коррекционной работы.
-
Организационный раздел.
3.1. Учебный план основного общего образования.
3.2. План внеурочной деятельности основного общего образования.
3.3. Система условий реализации основной образовательной программы основного общего образования.
В этом же документе определены требования к каждому разделу основной образовательной программы.
Разработка основной образовательной программы основного общего образования - это дело всего педагогического коллектива. Данную работу можно организовать в форме проектной деятельности работников образовательного учреждения. Общее руководство работой над проектом осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
Цель проекта: разработка основной образовательной программы основного общего образования.
Задачи проекта:
-
Организовать работу с педагогическим коллективом по изучению нормативно-правовых документов, методических материалов необходимых для разработки основной образовательной программы;
-
Создать рабочие группы для разработки отдельных разделов и подразделов основной образовательной программы основного общего образования;
-
Провести независимую экспертизу основной образовательной программы основного общего образования.
Для решения поставленных задач необходимо организовать мероприятия, направленные на формирование положительной мотивации педагогов к новым целевым ориентирам, освоение новых концептуальных основ ФГОС, моделирование системы работы в соответствии с ФГОС. С этой целью проводятся практико-ориентированные семинары, интерактивные лекции, индивидуальные и групповые методические консультации.
Основная образовательная программа основного общего образования разрабатывается путем организации работы в рабочих группах. Из программы выделяются единичные проекты, которые педагоги разрабатывают и реализуют в рабочих группах. После проведения рефлексии и оценки полученных результатов основная образовательная программа подлежит рассмотрению на педагогическом совете образовательного учреждения.
План реализации проекта:
-
Интерактивная лекция «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: назначение, структура, содержание».
-
Практико-ориентированный семинар «Основная образовательная программа основного общего образования в условиях перехода и реализации ФГОС».
-
Практико-ориентированный семинар «Формирование и развитие универсальных учебных действий на уроке и во внеурочной деятельности на ступени основного общего образования».
-
Организация работы в группах над единичными проектами.
-
Обсуждение результатов работы в группах на заседаниях предметных методических объединений.
-
Внесение изменений и дополнений в разделы основной образовательной программы.
-
Рассмотрение основной образовательной программы основного общего образования на педагогическом совете.
-
Утверждение основной образовательной программы основного общего образования.
Из проекта по разработке основной образовательной программы основного общего образования можно выделить следующие единичные проекты:
-
Написание пояснительной записки. В состав рабочей группы входят заместители директора по учебно-воспитательной и воспитательной работе.
-
Описание планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования. В состав рабочей группы входят учителя - предметники (по одному представителю).
-
Разработка системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. В состав рабочей группы входят учителя - предметники (по одному представителю).
-
Разработка программы развития универсальных учебных действий у обучающихся на ступени основного общего образования. В состав рабочей группы входят учителя - предметники (по одному представителю).
-
Разработка программ отдельных учебных предметов и курсов. В состав рабочей группы входят учителя - предметники, которые объединяются в подгруппы по предметам для разработки рабочих программ.
-
Разработка программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. В состав рабочей группы входят заместитель директора по воспитательной работе, педагог-психолог, социальный педагог, два классных руководителя.
-
Разработка программы коррекционной работы. В состав рабочей группы входят заместитель директора по учебно-воспитательной работе, педагог-психолог, социальный педагог, два классных руководителя.
-
Формирование учебного плана основного общего образования. В состав рабочей группы входят директор, заместители директора по учебно-воспитательной работе.
-
Составление плана внеурочной деятельности основного общего образования. В состав рабочей группы входят заместитель директора по воспитательной работе, руководители предметных методических объединений.
-
Описание системы условий реализации основной образовательной программы основного общего образования. В состав рабочей группы входят заместитель директора по учебно-воспитательной работе и школьным информационным сетям, заместитель директора по административно-хозяйственной части, библиотекарь.
Каждая рабочая группа получает техническое задание и выполняет его в определенные сроки. Техническое задание разрабатывают руководители общего и единичного проектов:
Разделы задания
Содержание
Объект разработки
Область применения
Целевое назначение
1.Основания разработки.
1.1.Перечень правовых актов, которые должны быть учтены при разработке.
1.2. Организационно-правовые условия разработки.
2.Требования к объекту разработки.
2.1.Общие требования к объекту разработки.
2.2.Требования к отдельным структурным компонентам.
2.3. Специальные требования и условия.
3.Требования к оформлению результата разработки.
4.Стадии разработки
5.Порядок контроля и приемки
При работе над единичными проектами руководитель оказывает консультативную помощь педагогам. После завершения работы рабочие группы обсуждают объект разработки на заседаниях предметных методических объединений, вносят изменения и дополнения. Руководители общего и единичного проектов выполняют экспертизу, после чего основную образовательную программу основного общего образования рассматривают на педагогическом совете.
Список используемой литературы:
-
Афанасьева Н. В., Малухина Н. В., Коптяева О. Н., Введение ФГОС в деятельность образовательного учреждения: методические рекомендации
к программе повышения квалификации педагогических работников / Н. В. Афанасьева, Н. В. Малухина, О. Н. Коптяева.- Вологда: Вологодский институт развития образования, 2012. - 208с.
-
Кучер С.И., Нормативное и правовое обеспечение подготовки к введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на уровне образовательной организации: методические рекомендации / С.Н. Кучер. - Барнаул: АКИПКРО, 2013.-54с.
-
Стукалова И.Н., Управление проектированием основной общеобразовательной программы основного общего образования ОУ в условиях перехода на ФГОС: учебное пособие учебного модуля / сост. И.Н. Стукалова.- Барнаул: АКИПКРО, 2013. - 135с.
-
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010г. № 1897)