Статья «Проектирование основной образовательной программы основного общего образования ОУ в условиях перехода на ФГОС»

Разработка основной образовательной программы основного общего образования – это дело всего педагогического коллектива. Данную работу можно организовать в форме проектной деятельности работников образовательного учреждения. Статья поможет заместителю директора по учебно-воспитательной работе организовать работу с педагогическим коллективом по разработке основной образовательной программы основного общего образования. Общее руководство работой над проектом осуществляет заместитель директора по уч...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кучинская Татьяна Геннадьевна

заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 17»

г. Славгород, Алтайский край

Статья «Проектирование основной образовательной программы

основного общего образования ОУ в условиях перехода на ФГОС»

Основная образовательная программа основного общего образования определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность, развитие творческих, физических способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010г. № 1897), основная образовательная программа основного общего образования имеет следующую структуру:

  1. Целевой раздел.

    1. Пояснительная записка.

1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.

1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

  1. Содержательный раздел.

2.1. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени основного общего образования.

2.2. Программы отдельных учебных предметов и курсов внеурочной деятельности.

2.3. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени основного общего образования.

2.4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

2.5. Программа коррекционной работы.

  1. Организационный раздел.

3.1. Учебный план основного общего образования.

3.2. План внеурочной деятельности основного общего образования.

3.3. Система условий реализации основной образовательной программы основного общего образования.

В этом же документе определены требования к каждому разделу основной образовательной программы.

Разработка основной образовательной программы основного общего образования - это дело всего педагогического коллектива. Данную работу можно организовать в форме проектной деятельности работников образовательного учреждения. Общее руководство работой над проектом осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

Цель проекта: разработка основной образовательной программы основного общего образования.

Задачи проекта:

  • Организовать работу с педагогическим коллективом по изучению нормативно-правовых документов, методических материалов необходимых для разработки основной образовательной программы;

  • Создать рабочие группы для разработки отдельных разделов и подразделов основной образовательной программы основного общего образования;

  • Провести независимую экспертизу основной образовательной программы основного общего образования.

Для решения поставленных задач необходимо организовать мероприятия, направленные на формирование положительной мотивации педагогов к новым целевым ориентирам, освоение новых концептуальных основ ФГОС, моделирование системы работы в соответствии с ФГОС. С этой целью проводятся практико-ориентированные семинары, интерактивные лекции, индивидуальные и групповые методические консультации.

Основная образовательная программа основного общего образования разрабатывается путем организации работы в рабочих группах. Из программы выделяются единичные проекты, которые педагоги разрабатывают и реализуют в рабочих группах. После проведения рефлексии и оценки полученных результатов основная образовательная программа подлежит рассмотрению на педагогическом совете образовательного учреждения.

План реализации проекта:

  1. Интерактивная лекция «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: назначение, структура, содержание».

  2. Практико-ориентированный семинар «Основная образовательная программа основного общего образования в условиях перехода и реализации ФГОС».

  3. Практико-ориентированный семинар «Формирование и развитие универсальных учебных действий на уроке и во внеурочной деятельности на ступени основного общего образования».

  4. Организация работы в группах над единичными проектами.

  5. Обсуждение результатов работы в группах на заседаниях предметных методических объединений.

  6. Внесение изменений и дополнений в разделы основной образовательной программы.

  7. Рассмотрение основной образовательной программы основного общего образования на педагогическом совете.

  8. Утверждение основной образовательной программы основного общего образования.

Из проекта по разработке основной образовательной программы основного общего образования можно выделить следующие единичные проекты:

  1. Написание пояснительной записки. В состав рабочей группы входят заместители директора по учебно-воспитательной и воспитательной работе.

  2. Описание планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования. В состав рабочей группы входят учителя - предметники (по одному представителю).

  3. Разработка системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. В состав рабочей группы входят учителя - предметники (по одному представителю).

  4. Разработка программы развития универсальных учебных действий у обучающихся на ступени основного общего образования. В состав рабочей группы входят учителя - предметники (по одному представителю).

  5. Разработка программ отдельных учебных предметов и курсов. В состав рабочей группы входят учителя - предметники, которые объединяются в подгруппы по предметам для разработки рабочих программ.

  6. Разработка программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. В состав рабочей группы входят заместитель директора по воспитательной работе, педагог-психолог, социальный педагог, два классных руководителя.

  7. Разработка программы коррекционной работы. В состав рабочей группы входят заместитель директора по учебно-воспитательной работе, педагог-психолог, социальный педагог, два классных руководителя.

  8. Формирование учебного плана основного общего образования. В состав рабочей группы входят директор, заместители директора по учебно-воспитательной работе.

  9. Составление плана внеурочной деятельности основного общего образования. В состав рабочей группы входят заместитель директора по воспитательной работе, руководители предметных методических объединений.

  10. Описание системы условий реализации основной образовательной программы основного общего образования. В состав рабочей группы входят заместитель директора по учебно-воспитательной работе и школьным информационным сетям, заместитель директора по административно-хозяйственной части, библиотекарь.

Каждая рабочая группа получает техническое задание и выполняет его в определенные сроки. Техническое задание разрабатывают руководители общего и единичного проектов:

Разделы задания

Содержание

Объект разработки

Область применения

Целевое назначение

1.Основания разработки.

1.1.Перечень правовых актов, которые должны быть учтены при разработке.

1.2. Организационно-правовые условия разработки.

2.Требования к объекту разработки.

2.1.Общие требования к объекту разработки.

2.2.Требования к отдельным структурным компонентам.

2.3. Специальные требования и условия.

3.Требования к оформлению результата разработки.

4.Стадии разработки

5.Порядок контроля и приемки

При работе над единичными проектами руководитель оказывает консультативную помощь педагогам. После завершения работы рабочие группы обсуждают объект разработки на заседаниях предметных методических объединений, вносят изменения и дополнения. Руководители общего и единичного проектов выполняют экспертизу, после чего основную образовательную программу основного общего образования рассматривают на педагогическом совете.

Список используемой литературы:


  1. Афанасьева Н. В., Малухина Н. В., Коптяева О. Н., Введение ФГОС в деятельность образовательного учреждения: методические рекомендации

к программе повышения квалификации педагогических работников / Н. В. Афанасьева, Н. В. Малухина, О. Н. Коптяева.- Вологда: Вологодский институт развития образования, 2012. - 208с.

  1. Кучер С.И., Нормативное и правовое обеспечение подготовки к введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на уровне образовательной организации: методические рекомендации / С.Н. Кучер. - Барнаул: АКИПКРО, 2013.-54с.

  2. Стукалова И.Н., Управление проектированием основной общеобразовательной программы основного общего образования ОУ в условиях перехода на ФГОС: учебное пособие учебного модуля / сост. И.Н. Стукалова.- Барнаул: АКИПКРО, 2013. - 135с.

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010г. № 1897)


© 2010-2022