Разработка педсовета по теме Профильное обучение в условиях модернизации образования

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагогический совет «Профильное обучение в условиях модернизации образования.

Цель и задачи: слайд

Повестка.

1.Система профильного обучения в КГУ «Экономическая школа-лицей» Ларионова М.Н.

2.Эффективность внедрения прикладных курсов в старшей школе. Федорова И.В.,РайбаеваЖ.Т.Бывшева Е.Ю.

3.Роль классного руководителя в выборе профессиональных интересов учащихся. Сабирова Н.Н.

4.Успешность адаптации учащихся 11 «А» класса к старшей школе. Райбаева Ж.Т.

5.Тенхнология профессиональной ориентации учащихся. Ананьева Н.М.


Форма проведения : деловая игра по типу «мозгового штурма»

В работе педсовета примут участие педагоги школы, педагоги-родители, педагог-психолог : 4 творческие группы, экспертная группа.

В работе педсовета необходимо выбрать председателя и секретаря собрания : Ларионова М.Н., Белашова Е.В.

Актуальность данного вопроса обусловлена отсутствием у учителей четких преставлений о том каковаэтапность действий в связи с принятием новой модели профильной школы, каковы механизмы реализации задач перехода к ней на каждой ступени обучения. Сегодня мы с вами постараемся определить свою роль в системе взаимодействий заинтересованных представителей социума .

Происходящие в современном обществе политические, экономические и социально-идеологические преобразования оказывают существенное влияние на ход просветительских реформ и общее состояние образовательной системы. Приоритетным становится развитие личности новой формации - профессионально грамотной, творчески мыслящей, соответствующей требованиям рыночной экономики, ответственной и дисциплинированной. При этом важно удовлетворять потребности и интересы конкретного человека в профессиональном и личностном становлении, предвидеть возможную сферу будущей деятельности.

Для современного рынка труда глобальную значимость имеет индивидуализация. Несмотря на кажущую алгоритмизацию некоторой суммы навыков, динамичный рост профессий сферы услуг, сокращение специальностей производственного характера, каждая из них всё больше основывается на персональных различиях и требует личностного подхода. Сам профессиональный рост предполагает реализацию именно персональных особенностей и развития индивидуальных ключевых компетенций в сочетании с высокой коммуникативной и общей культурой. Потребности современного общества в целом предполагают подготовку высокопрофессиональных специалистов, интеллектуально развитых, готовых к самоопределению и адаптации в современном обществе.

Я прежде хочу напомнить всем присутствующим необходимые понятия:

  • «Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменения в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования».

При организации профильного обучения ставятся следующие задачи
ставим перед собой такие задачи:





  • Удовлетворить образовательные потребности выпускников.

  • Обеспечить углубленное изучение отдельных предметов

программы полного общего образования.

  • Создать условия для существенной дифференциации

содержания обучения старшеклассников с широкими и

гибкими возможностями построения школьниками

индивидуальных образовательных программ.

 Способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию

разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями и

индивидуальными склонностями и потребностями.

 Сформировать у школьников умения объективно оценивать свои способности к обучению и осуществлять выбор направления своего образования и профиля обучения.

 Расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность

между общим и профессиональным образованием, более эффективно готовить

выпускников школы к освоению программ высшего профессионального

образования.

Профильное обучение и предшествующая ему предпрофильная подготовка - это две главные части одной системы - подготовки школьников к осознанному выбору своего профессионального пути. Проблема введения предпрофильной подготовки и профильного обучения очень актуальна. Слайд читать)

К сожалению, многие выпускники школы пребывают в неопределённом положении, решая вопросы жизненного самоопределения. У многих меняются (повышаются или понижаются) притязания на определённое положение в обществе, неадекватные способностям, личностным и профессиональным качествам. Всё это вызывает настоятельную необходимость в организации образовательного процесса с учётом новых социально-экономических реалий, особенно актуальной для нашего образовательного учреждения .Школа имеет славную историю (с 1971 года) и свои традиции. Менялись поколения учителей, учеников, но во все времена школа готовила выпускников с достаточно высоким уровнем знаний, результатом чего становилось поступление наших выпускников в ВУЗы РК, а также России, Китая .За все годы своего существования в школе сформировался творческий, профессионально-грамотный коллектив учителей, который смог достичь определённых результатов в обучении. Так, за последние 5 лет, студентами технических, медицинских и гуманитарных ВУЗов,ССУЗов ,становилось от 60 до 80% выпускников школы.

Проанализировав состояние учебно-воспитательного процесса в школе, педагогический коллектив столкнулся с целым рядом противоречий и проблем. На протяжении последних лет наблюдается снижение уровня мотивации учащихся, особенно на третьей ступени, проявляющееся в разрыве между уровнем учебных возможностей и реальной успешностью обучения. К тому же школа имеет опыт по выстраиванию и реализации системы профессиональной ориентации учащихся в рамках образовательной области предмета«технология».

Главным вопросом администрации школы-лицея является выбор предлагаемых профилей. Следует учитывать, с одной стороны, стремление наиболее полно учесть индивидуальные интересы, способности, склонности всех старшеклассников, с другой - ряд факторов, сдерживающих процессы такой во многом стихийной дифференциации образования. Среди них, прежде всего, следует назвать введение ЕНТ, ВОУД, введение образовательного стандарта на профильном уровне, необходимость стабилизации перечня учебников, УМК и т.д.

В своей деятельности школа-лицей руководствуется Конституцией РК, Законом РК «Об образовании», Государственной программой развития образования РК на 2011-2020 годы, распоряжением Президента РК от 24.05.1996 №3002 «О государственной поддержке и развитии школ для одаренных детей» и приказом №187 от 05.03.2004г. МОН РК, утвержденного на основании распоряжения, «Об утверждении сети организаций образования для одаренных детей и координации работы с одаренными детьми», Государственной программой поддержки молодых талантов «Дарын», Уставом школы- лицея и Концепцией предпрофильной подготовки учащихся и профильного обучения старшеклассников.

На протяжении ряда летВ школе отрабатывается системапредпрофильной подготовки учащихся и профильного обучения, которая включает в себя:

1.Профориентационная работа.2.Предпрофильная подготовка3 Профильное обучение.4 Кадровое обеспечение. 5 Ожидаемы результаты

Предпрофильная подготовка в КГУ «Экономическая школа-лицей» начинается с 5 класса. Цель ее - поддержка мотивации в профессиональном самоопределении, углубление знаний в определенной области, расширение знаний ученика по тому или иному предмету.

В вариативную часть Рабочего Учебного плана за последние пять лет были введены следующие предметы:

  • Школьная риторика - 5-6 классы

  • Экономика - 5-8 классы

  • Экономическая математика - 9 класс

  • Математика в экономике

  • Практикум решения задач по математике - 7- 9 классы

  • Практикум решения задач по физике - 8- 9 классы

С целью расширения и углубления естественно-математического образования учащихся в соответствии с их склонностями и способностями введены предметы в 7-8 классах - «Решение логико-математических задач», в 10-11х классах - «Решение олимпиадных задач по математике», в 11-х классах - «Практикум решения задач по математике».

В рамках дополнительных образовательных услуг также велись предметы, способствующие выбору профиля обучения. Со 2 по 4 класс - введение в экономику и введение в информатику, английский язык.

В 5-6 классах - введение в информатику, занимательный английский язык в 5-6 -х классах - занимательная математика.

С 6 класса по 8-й ведутся курсы, связанные с саморазвитием, самосовершенствованием личности учащихся: Основы психологии, Основы конструктивного общения. С целью формирования у старшеклассников готовности и осознанному выбору будущей профессии в 9 классе введен предмет «Человек и профессия». Он позволит сделать обоснованный выбор профиля в старшей школе, подготовиться к будущей трудовой деятельности.

В 7-8 классах преподаются предметы:

  • Информационные системы

  • Решение задач по физике

В 9 - х классах:

  • Практикум решения задач по математике

  • Языкознание

Выбору профиля обучения в старших классах способствует внеклассная работа, занятия школьников в кружках. В школе-лицее работали следующие кружки:

  • Бизнес-клуб

  • Туристический

  • Младший хор «Балдаурен»

  • Старший хор «Таңшолпан»

  • Научно-исследовательский кружок «Лицеист»

Помощь учащимся в выборе профиля обучения оказывает психологическая служба школы. Психологом Ананьевой Н.М. проводится изучение профессиональных планов направленности личности учащихся 9 классов. Ведется групповая, индивидуальная работа с учениками и их родителями. О технологии профессиональной ориентации учащихся расскажет психолог Ананьева Н.М.

Выбору профиля обучения способствует профориентационная работа.

В начальной школе ученики знакомятся с миром профессий на классных часах, экскурсиях на уроках введение в экономику и познание мира.

В 5-6 классах формируются основы профессиональной направленности, происходит осознание учащимися своих интересов, способностей. Классные руководители проводят анкетирование, классные часы о профессиях, психологические тренинги.

В 7-8 классах формируется профессиональное самопознание, определяется личностный смысл выбора профессии. С учениками проводятся психологические тренинги, классные часы.

В 9 классе у учащихся формируются умения соотносить цели выбора будущей сферы деятельности со своими личностными возможностями.

Администрацией школы организуются встречи с представителями многопрофильного колледжа(ПТШ), РАТК и гуманитарного колледжа.в старших классах с представителямит ВУЗ ов области, заочно республики., ВУЗовРоссии. Ученики посещают эти заведения, знакомятся с условиями обучения. На классных часах ученики получают информацию об обучении в профильных классах .Немаловажная роль в выборе профессиональных интересов учащихся отводится классному руководителю.

(О роли классного руководителя расскажет Сабирова Н.Н.)

С целью дифференциации, индивидуализации обучения, направленного на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса с учетом социального заказа семьи, кадрового состава, разработанности прикладных курсов и курсов по выбору в КГУ «Экономическая школа-лицей» выбран математико-экономический профиль. Образовательный процесс в старшей профильной школе, как и в предыдущие учебные годы,

реализовывался по естественно- математическому направлению на основе нормативных документов Мои Н РК.

На протяжении ряда лет в профильных классах обучаются в параллели 10 и 11 классов по 2 класса.

Преподаются следующие прикладные курсы:

в 10 классах

  • Решение олимпиадных задач по математике

  • Информационные технологии и основы бизнеса

  • Этика делового общения

в 11 классах

  • Информационные технологии и основы бизнеса

  • Решение олимпиадных задач по математике

  • Геоэкология

Курсы по выбору:

  • Деловой английский язык - 10 класс

  • Практикум по математике - 11 класс

Об эффективности внедрения прикладного курса « Решение олимпиадных задач по математике» расскажет Федорова И.В.

Говоря о эффективности обучения выпускников старшей ступени при подготовке к педсовету были проведено анкетирование . каковы результаты вы сможете посмотреть в приложении, которое представлено вашему вниманию, и располагается на столах.:

Анкета для старшеклассников.

1.Считаешь ли ты, что твои одноклассники больше напряжены при ответе на вопросы данного учителя, чем на других уроках?

А) да (казахского языка) Б) иногда В)нет

2. Какой учитель использует интересные и нестандартные вопросы, на которые любопытно искать ответы. (история,биология)
3. Какой учитель-человек настроения, поэтому трудно предположить, какую отметку он поставит за ту или иную работу.( физика)


5. Какой учитель выстраивает свои вопросы и задания

А)в понятной логической форме (алгебра, геометрия история,биология,)

Б)часто я не понимаю вопросов учителя ( физика)

В)мне всегда трудно понять смысл его вопросов( химия)

6. Принято ли в вашем классе внимательно следить за ответами учеников на уроках какого учителя?
(самопознание)
7. Считаешь ли ты, что учитель учитывает особенности твоих одноклассников (тревога, застенчивость, дефект речи, внешности и др.) и подбирает им для ответа индивидуальные задания?

А) да Б) только для тех учеников, к которым расположен .

8.Оценки этого учителя для тебя более значительны по сравнению с оценками других учителей.

А) да физика,история

9. Бывает ли так, что учитель не успевает объяснить новую тему, т.к. долго опрашивал материал прошлого урока.

А) да ,история

10.Считаешь ли ты, что учитель заинтересован в твоем хорошем ответе?
да
11. Обычно учитель поддерживает отвечающего при затруднениях в ответе на отметку

А) да Б) иногда В)нет

13. Обычно, если класс не готов к уроку, учитель делает резкие замечания, угрожает плохими отметками.

А) да Б) иногда В)нет

14. Считаешь ли ты, что отметки, выставленные тебе этим учителем, соответствуют твоим знаниям?

А) да Б) иногда В)нет


16. Существует ли у данного учителя система проверки учебного материала: зачеты, семинары, творческие задания, исследовательские работы и др.

А) даБ) иногда В)нет

17.Верно ли, что неуспевающие или плохо успевающие ученики становятся предметом насмешек со стороны учителя?

А) да Б) иногда В)нет

19.Переходит ли учитель при оценивании ответов на оценку личности (лентяй, бездельник, глупый)?
А) да Б) иногда В)нет
20.Требует ли учитель, чтобы отметка была выставлена в дневник?
А) да Б) иногда В)нет

Рейтинг учебных предметов на старшей ступени обучения

предметы

Нравится предмет ,уроки интересные ,узнаю много нового

Нравится как преподает учитель

Не нравится: не интересно, скучно

Не понимаю учителя,

Учитель часто раздражен

Много задают на дом

Казахский язык

55%

45%

Русский язык

73%

27%

Английский язык

52,4%

47,9%

Алгебра

65%

35%

Геометрия

60%

40%

информатика

48,6%

51,4%

Биология

58,6%

41,4%

География

36,9%

63,1%

химия

39%

61%

Физика

17,4%

82,6%

литература

58,6%

41,4%

история

52%

48%

физкультура

43,4%

56,6%

Анализируя результаты, мы видим, что учащимся комфортно на уроке ,интересно работать, ………… выделено жирным шрифтом.

Об успешности адаптации учащихся 11 «а» класса к старшей школе расскажет классный руководитель Райбаева Ж.Т.

Особое знание в условиях модернизации образования отводится кадровому вопросу, т.е. учителю- профессионалу. На протяжение ряда лет данному вопросу уделяется особое внимание и в профильных классах работают педагоги с высшей и первой категорией. В 2013-2014 учебном году учебный процесс осуществляют 8 учителей с высшей категорией; 5 учителей- 1 категории; 2 учителя со 2 категорией; 1 учитель без категории.

Все учителя раз в 5 лет, а то в 3 года проходят курсы переподготовки в ВКО ИПК ПРО, За последние два года прошли курсы по новым педагогическим технологиям в обучении 50% учителей.

Для успешной работы ,реализации профильного обучения Педагогами, разработаны авторские и модифицированные учебные программы:

  1. Информационные технологии и основы бизнеса - 10-11 классы (Бывшева Е.Ю.)

  2. Решение олимпиадных задач по математике - 10-11 классы (Федорова И.В.)

  3. Математический практикум - 10-11 классы (Федорова И.В.)

  4. Деловой английский язык - 10 кл. (Николаева А.И.)

  5. Этика делового общения - 10 кл. (Витенко Л.С.)

  6. Экономика - 2-11 классы (Горшунова М.Я., Ярославцева Н.Н.)

  7. Геоэкология - 11 класс (Тайжанова Ш.Т.)

По предпрофильной подготовке также разработаны учебные программы предпрофильных курсов:

  1. русского языка «Школьная риторика» - 5-6 классы (Вислогузова В.Е.), Языкознание - 9 класс (Хисматуллина И.А.)

  2. английского языка «Раннее обучение английскому языку» - 2-4 классы (Пермитина Т.П.)

  3. математики «Занимательная математика» - 5 класс (Федорова И.В.)

  4. психологии «Основы психологии» - 6-7 классы (Ананьева Н.М.)

  5. психологии «Основы конструктивного общения» - 8 класс (Ананьева Н.М.)

  6. психологии «Человек и профессия» - 9 класс (Ананьева Н.М.)

  7. информатики «Информационные системы» - 7-8 классы (Бывшева Е.Ю.)

  8. « Основы экономики» для 2-11 класс Горшунова М.Я. Ярославцева Н.Н.

Для успешной работы школы и коллектива в целом улучшается МТБ: интерактивное оборудование в 2 кабинетах, математика,биология,интерактивные доски-5,новые модифицированные кабинеты физики ,биологии. Проекторы,телевизоры,музыкальные центры,…

Проблемы предпрофильной подготовки и профильного обучения обсуждаются на педагогических советах:

2013-2014 уч. г. - педагогический совет на тему «Профильное обучение в условиях модернизации образования в КГУ «ЭШЛ»: опыт, проблемы, перспективы».

2012-2013 уч. г - «Эффективность работы школы-лицея по проблемной теме» Совершенствование учебно-воспитательного процесса при переходе на 12-летнее обучение как одно из важнейших условий формирования интеллектуально развитой, духовно богатой ,физически здоровой ,творчески мыслящей личности, способной к самоопределении и саморазвитию»

2008-2009 уч. г - «Интеллектуальная одаренность детей: реалии, проблемы, перспективы в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения в ГУ «Экономическая школа-лицей»».

Вопросы предпрофильной подготовки и профильного обучения изучались на методических семинарах.

2006-2007 уч. г. -

1. Профильное обучение на старшей ступени: задачи, принципы, содержание

2. Психолого-педагогическое сопровождении предпрофильной подготовки и профильного обучения

3. Учитель профильной школы

4. Проектировочная деятельность, как основа профессиональной компетентности педагога профильной школы

5. Набор диагностических методик и других способов изучения затруднений педагогов при организации профильного обучения.

2007-2008 уч. г. -

1. Информационно-технологическая компетенция учителя - важное условие работы учителя в обновленной школе

2. Организация научного творчества в предпрофильных и профильных классах

3. Портфолио и построение образовательного рейтинга выпускника

Результатом работы школы-лицея и профильного обучения старшеклассников является выбор дальнейшего пути образования.

специаль

ности/

учебный год

технические

экономические

педагоги

ческие

медицинские

юридические

прочие

2008-2009 учебный год

47,8 %

25 %

6,9 %

10,8 %

3,6%

5%

2009-2010 учебный год

34%

31 %

13%

7%

10%

5%

2010-2011 учебный год

48 %

12%

16%

8 %

10%

6%

2011-2012 учебный год

58,8%

23,5%

5,8%

5,8%

2,9%

3,2%

2012-2013 учебный год

34,2%

28,6%

5,7%

8,6%

14,3%

8%

В таблице представлены данные за 5 лет. Из таблицы видно ,что выпускники по окончании школы в большей степени выбирают и поступают на технические и экономические специальности, что говорит о целенаправленной профориентационной работе школы-лицея и правильном выборе профиля обучения. В среднем за 3 года 77% выпускников выбирают технические и экономические специальности.

По единодушному мнению учителей, профильные классы предназначены для расширения и углубления общеобразовательной подготовки учащихся в данной области образования, они призваны обеспечит преемственность со следующей ступенью образования (среднего или высшего профессионального) в избранном направлении или области специализации. Перспективным можно назвать такое направление, при котором каждый ученик будет вправе самостоятельно указать интересующий его набор учебных предметов (базовых, профильных, специализированных) из числа предлагаемых школой в пределах допустимой учебной нагрузки. Такой подход позволит каждому ученику формировать практически свою строго индивидуальную программу обучения.

Администрация и педагогический коллектив школы -лицея , переходя на профильное обучение, видит определённые организационные трудности. Одной из основных задач является уточнение объёма и содержание базовых и профильных курсов. Актуальна так же задача оптимизации перечня прикладных курсов, позволяющих углубить подготовку учащихся как в рамках «своего» профиля (математика для математики),

С усилением мотивации познавательной деятельности профильное обучение предполагает существенное увеличение доли самостоятельной работы школьников. Отличительной особенностью обучения 10 - 11 классов является широкое использование вузовских форм организации учебного процесса: лекций, семинаров, лабораторных занятий, практикумов, зачётов. С одной стороны, это должно подготовить учеников к вузовскому учебному процессу, с другой, активизирует мыслительную деятельность, развивает самостоятельность учащихся в овладении учебным материалом. Учебный процесс должен быть ориентирован на развитие продуктивного мышления учащихся, на развитие у них умения самостоятельно получать информацию и работать с ней. Для организации такого учебного процесса необходимо применение технологии деятельностного обучения и проектной деятельности.

В удивительное время приходится работать сегодня учителю - время преобразований и творческого поиска. С одной стороны перед педагогом стоит проблема передачи обязательного минимума содержания образования в условиях сокращения учебного времени на изучение предмета, а с другой - богатая палитра программ, учебников, методик, технологий. В условиях предстоящей профилизации школьного образования намечается существенная перестройка всей структуры содержания путём разделения (в зависимости от выбранного учеником направления) на базовые, профильные и прикладные курсы. Именно прикладные курсы в настоящее время приобретают особое значение на этапе предпрофильной подготовки , так как учитель должен провести своеобразную «презентацию», представление своего предмета с целью формирования у учащихся осознанной мотивации в выборе того или иного профиля обучения в 10-11 классах. В связи с этим учителю предоставлены самые широкие возможности в выборе тематики курса. Это может быть как авторский курс, так и апробированный другими преподавателями.

Исходя из вышесказанного, можно определить основные цели, который ставит перед собой педагогический коллектив, переходя на профильное обучение:

• повысить качество общего образования, обеспечив глубокую подготовку по выбранным учащимися образовательным областям;

• способствовать установлению равного доступа учащихся к полноценному образованию в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями;

• обеспечит условия для самоопределения и саморазвития учащихся;

• подготовить учащихся к осознанному выбору профессии;

• обеспечит преемственность между общим и профессиональным образованием.

А теперь я предлагаю перейти к работе в группах, каждой группепредстоит выполнить задание:

С учетом собственного видения ситуации представить перечень противоречий и проблем с необходимостью достижения поставленной цели.

Разработать алгоритм совместных действий педагогов,родителей и администрации по переходу к профильной модели школы на 1(2,3 )ступени обучения. Время работы 15 минут. Лидер группы представляет свои разработки.

Экспертная группа в составе: опытного учителя-ГоршуноваМ.Я.,родитель-

педагог-БывшеваЕ.Ю.,,представитель администрации -Бектурганова А.А.,

Экспертная группа формирует и высказывает свое мнение по поводу высказанных вариантов и дает коррективы.

Выводы преимущества профильного обучения.

Выводы,проект решения педсовета.


Благодарю всех участников педагогического совета за плодотворную работу. Хочу наш педсовет закончить следующими словами народного учителя……. Слайд.






© 2010-2022