- Преподавателю
- Директору, завучу
- Выступление-доклад на районной конференции Учет социальных особенностей микрорайона школы, профессиональная готовность педагогического коллектива для изменения качества образования детей
Выступление-доклад на районной конференции Учет социальных особенностей микрорайона школы, профессиональная готовность педагогического коллектива для изменения качества образования детей
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Корягина Л.В. |
Дата | 30.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Учет социальных особенностей микрорайона школы, профессиональная готовность педагогического коллектива для изменения качества образования детей
директор МОУ Дмитровской СОШ №2, к.п.н., Л.В.Корягина
На августовском педагогическом совете перед началом 2012-2013 учебного года коллективом Дмитровской средней общеобразовательной школы №2 было принято решение стать экспериментальной площадкой. Тема работы школы в качестве ресурсного центра была определена так: «Управление введением федерального государственного образовательного стандарта».
Прежде чем принять такое ответственное решение, необходимо было взвесить все «за» и «против». В ходе обсуждения обозначились такие вопросы: «Что в результате даст школе работа в качестве ресурсного центра?», «Обладает ли школа на сегодняшний день всеми необходимыми условиями для того, чтобы в полной мере стать ресурсным центром?», «Как должна измениться деятельность администрации и учителей начальной школы, чтобы введение стандартов стало эффективным?». Пожалуй, из всей массы вопросов уверенно мы могли ответить только на вопрос о выборе учебно-методического комплекса, поскольку личностно-ориентированная развивающая система обучения «Перспективная начальная школа» была освоена педагогами начальной школы в предыдущие годы, начиная с 2007-го, и зарекомендовала себя. Созданная на методических основах развивающих систем обучения, она вобрала в себя опыт классических систем обучения, учитывая при этом необходимость формирования прочных знаний, умений и навыков. Закладывая в свою технологию личностно-ориентированный подход и новое содержание «Федерального компонента государственного стандарта», она принимает во внимание целесообразность организации воспитания детей и за рамками урока посредством кружковых и факультативных форм занятий, проводимых с помощью УМК.
Решение было принято, был заключен трехсторонний договор между МОУ Дмитровской средней общеобразовательной школой №2, издательством «Академкнига-учебник», Учебно-методическим центром г.Дмитрова. Трудно переоценить значение данного документа, поскольку это обеспечило школе профессиональную, экспертную, методическую поддержку с самых первых шагов.
Новый стандарт диктует определенные требования к условиям его внедрения. Это сложный и многоплановый процесс. В период подготовительного этапа в нашей школе была проведена серьезная работа. В первую очередь необходимо было проанализировать запрос микросоциума.
Социальный портрет семей наших обучающихся говорит о том, что 72% родителей являются служащими, то есть сами не смогут обеспечить полностью развивающую составляющую начального общего образования. 18% родителей, напротив, имеют и время и желание развивать и воспитывать своего ребенка по определенной траектории. 10% семей являются маргинальными, следовательно, имеют потребность и в дополнительной коррекционной работе с детьми. Надо отметить, что разрыв между культурным и образовательным цензом отдельных семей весьма велик. Далеко не все родители воспринимают введение новых стандартов позитивно.
В 2012-13 учебном году контингент школы составил 480 учащихся, из них 228 учащихся - это ученики начальных классов, 50 % которых в данном учебном году перешли на новые стандарты - это ученики первых и вторых классов. В 2013-14 учебном году контингент школы составит 530 обучающихся, 268 человек - это ученики начальных классов,80% из которых будут обучаться по ФГОС. В настоящее время в связи с постоянно растущим контингентом у школы существует ряд организационных проблем. В частности, обучение в две смены, обеспечение помещениями внеурочных занятий, переполненные классы, во 2а, например, в прошедшем учебном году обучалось 32 человека.
Одной из проблем, а значит и управленческих задач является организация урочной и внеурочной деятельности, их качественное и содержательное наполнение. Разработка и согласование индивидуальных образовательных маршрутов для каждого ребенка в соответствии с индивидуальным запросом семьи.
Нами выбрана модель и формы организации внеурочной деятельности младших школьников на основе анализа совокупности условий реализации образовательного процесса: модель дополнительного образования (на основе институциональной (само общеобразовательное учреждение) и муниципальной системы дополнительного образования детей и учреждений культуры - центр творчества «Русский дом», ДК «Современник», Детская Районная Центральная библиотека, музей «Дмитровский кремль», кинотеатр «Планета», стадион «Локомотив», бассейн «Бриз»);
В части организационного обеспечения введения ФГОС НОО нами был переработан план методической работы школы.
Остановимся на некоторых составляющих:
-изучение нормативных документов и методической литературы по вопросам ФГОС НОО (ШМО, самообразование);
- курсы повышения квалификации по теме «Совершенствование профессиональной компетентности учителя начальных классов в условиях перехода на стандарты второго поколения»;
- курсовая подготовка руководителя и заместителей руководителя ОУ к внедрению ФГОС «Педагогическая деятельность в условиях перехода на федеральные государственные стандарты общего образования»;
- изучение опыта учителей, работающих по ФГОС с 2010-2011 уч.года (в системе Интернет, в сети творческих учителей, посещение экспериментальных площадок в г.Троицк, г.Дмитров);
- активное участие педагогов в методических семинарах, семинарах-практикумах школьного, районного, областного уровня;
- разработка и представление разделов ООП НОО на ШМО, РМО;
- открытые уроки учителей с внедрением новой структуры поурочного планирования - технологической карты (УУД прописываются на каждом этапе урока);
- мастер-классы учителей, включающие вопросы ФГОС 2 поколения (Южакова Н.К., Мурашева С.А., Иванищева Е.А.)
-участие школьников в международном дистанционном интеллектуальном проекте «Эрудит марафон учащихся» (ЭМУ), основанном на компетентностном подходе (заложен в ФГОС второго поколения) - 3-хлетний опыт;
- использование на практике аспектного анализа урока в начальной школе;
- публикации педагогов и администрации по актуальным вопросам модернизации начального образования в условиях введения ФГОС» и др.
Таким образом, данная работа способствует повышению информационно-методической культуры педагогов, их готовности к работе по ФГОС НОО.
Материально-техническое обеспечение с введением ФГОС также претерпело изменение. Пять кабинетов оборудованы специальной техникой, которая предоставляет новые возможности. Все педагоги, работающие по ФГОС прошли специальный курс. Тьютором по использованию нового оборудования в школе стала учитель Иванищева Елена Александровна, которая творчески подошла к организации своих уроков и смогла помочь коллегам.
К концу этого учебного года мы можем говорить о первых результатах подготовительного этапа работы школы в качестве ресурсного центра по введению ФГОС.
Был организован проблемный педагогический совет на тему «Прогнозируемые результаты введения ФГОС», который позволил педагогам и администрации определить основные направления в своей работе по реализации ФГОС.
Изменилась система внутришкольного контроля. Поскольку эффективность введения ФГОС зависит, прежде всего, от внутренней профессиональной позиции каждого педагога было необходимо выстроить диалог между учителем и администрацией. Поэтому контроль сместился в сторону совместного анализа, что позволило создать атмосферу большего доверия и творческого подхода в работе.
Конечно, учителям понадобилась возможность высказывать свои проблемы, трудности, находки. Такой «трибуной» для учителей стало школьное методическое объединение, возглавляет которое один из лучших педагогов школы Южакова Надежда Кузьмовна. ШМО - это сообщество, в котором можно взглянуть на свою работу с позиции дружелюбного критика. Также весьма важным фактором явилась возможность сетевого взаимодействия с другими школами района, ставшими базовыми площадками, возможность воспринимать опыт и находки других школ.
Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения являются усиление их ориентации на результаты образования и деятельностный подход к учебно-воспитательному процессу.
Не всегда вышесказанное осознается педагогами начальной школы сразу же после прохождения курсов повышения квалификации. Требуется большая совместная методическая и аналитическая работа администрации и учителя, чтобы деятельность учителя на уроке и сами уроки изменились. Главным управленческим инструментом в решении данной проблемы становится аспектный анализ урока.
В прошедшем учебном году с этой целью нами практиковалось посещение уроков и внеурочных занятий представителями администрации, методистами УМЦ, авторами учебников, взаимное посещение уроков учителями с последующим анализом и обсуждением на школьном методическом объединении.
Задача обеспечения преемственности обучения в соответствии с ФГОС также решалась нами с опорой на УМК «Предшкола нового поколения», который является логическим предшественником УМК «Перспективная начальная школа». Третий год работает группа адаптации дошкольников к школьному обучению как дополнительная образовательная услуга, оказываемая школой на платной основе. Данный курс пользуется большой популярностью у родителей будущих первоклассников. Занятия проводят педагоги, которые затем набирают первые классы, что позволяет учителям лучше узнать сильные и слабые стороны каждого ребенка, подготовить детей к дальнейшему успешному обучению в школе.
В связи с выше означенными проблемами были выделены три основных направления деятельности школы в качестве ресурсного центра
I - разработка и корректировка основной образовательной программы начального общего образования;
II - разработка и внесение изменений в локальную нормативно-правовую базу школы;
III - разработка модели взаимодействия с городскими организациями дополнительного образования детей.
Преобразование самого урока связано не только с обновлением содержания образования, но и с использованием новых образовательных технологий. Важнейшей составляющей новой технологии стал личностно-ориентипрованный подход - ориентация на среднего ученика уступает место индивидуальному подходу. От вербальных методов обучения технология шагнула к учебнику, словарям и справочникам, а от непосредственного обучения - к опосредованному через учебник или дистанционному через Интернет. В связи с этим нашим учителям необходимо было перестроить свое отношение к учебнику в частности как к элементу педагогической технологии, научиться использовать каждый учебник из учебного комплекса как инструмент по организации учебных форм обучения ученика на уроке и вне урока.
7