• Преподавателю
  • Директору, завучу
  • «ДЕВИАНТНЫЕ ДЕТИ: РЕСУРСЫ РАЗВИТИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ЮЖНО-КАЗАХСТАНСКОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЦЕНТРА»

«ДЕВИАНТНЫЕ ДЕТИ: РЕСУРСЫ РАЗВИТИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ЮЖНО-КАЗАХСТАНСКОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЦЕНТРА»

Здоровье и образ жизни детей и подростков в мире вызывают тревогу и требуют повышенного внимания всех заинтересованных ведомств и общественности. В категорию «трудных» попадают самые разные дети: неуспевающие по школьным дисциплинам, дети с нервными и психическими расстройствами, подростки, состоящие на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, дети из социально неблагополучных семей. И каждый трудный ребенок труден по-своему: один упрям, другой ленив, третий груб, у четвертого невыносимо сл... Вот только вопрос в каждом отдельном случае возникает один и тот же: «Что делать?» И мы его себе задаем каждый раз, когда сталкиваемся с очередным трудным случаем, и каждый раз ищем все новые и новые пути решения. В такой непростой социальной ситуации сотрудники нашего Экологического Центра, считают одной из главных своих задач помощь детям в социальной адаптации путем создания такого пространства, которое позволит им получать педагогическую, социальную помощь и сокращает время пребывания ребенка без надзора со стороны взрослых. Педагоги дополнительного образования способствуют раскрытию и развитию индивидуальных способностей ребенка, его образовательных интересов, а также самореализации и профессиональной ориентации. Принципиальное отличие дополнительного образования в Экологическом центре от общего заключается в том, что, благодаря отсутствию жестких образовательных стандартов, работающие в его системе педагоги имеют возможность трансформировать передаваемые учащимся способы деятельности (знания – умения - навыки) из ...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Халмуратова Зухра Вилоровна

заместитель директора

Южно-Казахстанского экологического центра


Тема: «ДЕВИАНТНЫЕ ДЕТИ: РЕСУРСЫ РАЗВИТИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ

ЮЖНО-КАЗАХСТАНСКОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЦЕНТРА»

Динамизм современной жизни, глубокие и резкие изменения социальных стереотипов предъявляют повышенные требования не только к взрослым, но и к детям. Все это обостряет действие таких психотравмирующих социальных факторов, как неадекватные воспитательные воздействия в семье, искажение ценностных ориентаций, явная и скрытая безнадзорность, появление асоциальных явлений в поведении детей. За этим стоит ряд причин, среди которых тяжелое экономическое положение семьи в сочетании с асоциальным поведением родителей; конфликты в школе и дома; трудности в социальной адаптации; проблемы со здоровьем; отставание в развитии и т.д.

Здоровье и образ жизни детей и подростков в мире вызывают тревогу и требуют повышенного внимания всех заинтересованных ведомств и общественности. В категорию «трудных» попадают самые разные дети: неуспевающие по школьным дисциплинам, дети с нервными и психическими расстройствами, подростки, состоящие на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, дети из социально неблагополучных семей. И каждый трудный ребенок труден по-своему: один упрям, другой ленив, третий груб, у четвертого невыносимо сложный характер…

Вот только вопрос в каждом отдельном случае возникает один и тот же: «Что делать?» И мы его себе задаем каждый раз, когда сталкиваемся с очередным трудным случаем, и каждый раз ищем все новые и новые пути решения.

В такой непростой социальной ситуации сотрудники нашего Экологического Центра, считают одной из главных своих задач помощь детям в социальной адаптации путем создания такого пространства, которое позволит им получать педагогическую, социальную помощь и сокращает время пребывания ребенка без надзора со стороны взрослых.

Педагоги дополнительного образования способствуют раскрытию и развитию индивидуальных способностей ребенка, его образовательных интересов, а также самореализации и профессиональной ориентации. Принципиальное отличие дополнительного образования в Экологическом центре от общего заключается в том, что, благодаря отсутствию жестких образовательных стандартов, работающие в его системе педагоги имеют возможность трансформировать передаваемые учащимся способы деятельности (знания - умения - навыки) из цели обучения в средство развития способностей учащихся - познавательных, личностных, телесных, духовно-нравственных. Целью в этом случае становится создание развивающей образовательной среды, которая обеспечила бы каждому учащемуся проявить заложенное в нем от природы творческое начало, т.е. обрести способность быть творческим субъектом своего развития.

В настоящее время становится все более очевидным, что решать задачи обучения, проблемы социальной жизни ребенка можно только при объединении усилий педагогов с усилиями в семьях. Поэтому особую актуальность приобретают вопросы, связанные с организацией взаимодействия педагогов, детей и родителей.

Целью и задачами кружков в Экологическом центре в сегодняшней ситуации, когда все больше «трудных» детей, все чаще подростку вообще мало что интересно, является не только - занять свободное время подростков, но и дать минимальный стартовый потенциал для самореализации в творческой деятельности, предложить такие программы, которые будут ими востребованы.

Ухудшение социальной ситуации рано или поздно потребует переориентировать значительную часть системы дополнительного образования на осуществление программ для трудных подростков.

Путем вовлечения трудных подростков в активную деятельность Экологического центра, удастся сократить число подростков с девиантным поведением, стабилизировать молодежную среду и нацелить ее на развитие в интересах будущего страны.

В Центре создана система работы с родителями, которая наряду с традиционными, но не менее эффективными формами взаимодействия, содержит и инновационные подходы в организации совместного воспитания детей.

Своеобразие дополнительного образования состоит в том, что оно создает органическое сочетание видов досуга (отдых, развлечения, праздники, творчество) с различными формами образовательной деятельности, сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей. Образование в Центре тесно связано с базовым, оно расширяет и углубляет его, создает условия для его индивидуализации, позволяет реально задействовать образование в качестве социально-культурного и здоровьесберегающего ресурса. Экологический центр при таком подходе становится особым пространством, «общим местом» жизнедеятельности детей и взрослых, альтернативой анархизму улицы, разрушающему личность и здоровье детей. В работе мы руководствуемся принципами:

- создание условий для развития способностей, интеллектуальных и творческих возможностей учащихся, их самовыражения и самоопределения;

- свободный выбор учащимися дополнительных образовательных программ и направлений;

- создание ситуации для успешной деятельности каждого, учитывая, что не все дети обладают одинаковыми способностями и возможностями.

В кружках образовательные программы становятся продолжением базовых образовательных программ, существенно углубив их содержание и дав при этом детям актуальные прикладные навыки.

Основная задача, которая решается при этом, - обеспечение социализации образования в тех областях знаний, к которым дети проявляют устойчивый интерес.

Процесс внутренней интеграции дополнительного и базового образования реализуется через осуществление межпредметных связей, создания интегрированных образовательных программ, включения в образовательные занятия элементов досуговой деятельности, практическое применение полученных знаний.

Форму занятий выбирает сам педагог в соответствии с поставленными задачами и исходя из психофизиологической целесообразности. Обязательно использование дифференцированного подхода к организации деятельности в объединении: вовлечение каждого ребенка в деятельность, поддержка социальной активности детей. Мы стараемся использовать разнообразные формы организации дополнительного образования.

Одна из наших методик "Воспитание природой" ставит перед собой задачу исследования функций, которые может осуществить взаимодействие человека с миром природы, т.е. психолого-педагогический воспитательный потенциал природы, его влияние на развитие личности, а также разработка на основе этого психокоррекционной, психотерапевтической и воспитательной работы.

Взаимодействие с природными объектами может стимулировать подростка к анализу своих личностных особенностей, эмоциональных реакций, поведения по отношению к этому природному объекту. Подобное действие как следствие взаимодействия с природой обуславливает нравственный самоконтроль личности. "Экологическая совесть", заставляет подростков с девиантным поведением формулировать для себя нравственные обязательства по отношению к природе, требовать от себя, их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.

Говоря о функциях экологического образования, обозначим основные, необходимые для формирования культурной личности, психологически цельной:

1) просветительская - формирование адекватных представлений о природе;

2) развивающая - формирование умения воспитанников осмысливать природные явления, устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости в мире природы, делать выводы, обобщения и заключения относительно состояния природы;

3) воспитывающая - формирование у учащегося нравственного и эстетического отношения к природе, подкрепленное чувством восхищения величием и красотой мира природы;

4) организующая - стимулирование природоохранной деятельности учащихся, бережное и ресурсосберегающее природопользование;

5) прогностическая - развитие у учащихся умения предсказывать возможные последствия той или иной деятельности человека в природе, необходимости проведения каких-либо мероприятий для пользы и защиты природы.

Под этим формированием личности подростков, педагоги Экологического центра понимают их умение перенести законы природы на жизнь общества и на свою собственную жизнь. Умение соотнести глобальные процессы сохранности природы и частные проблемы сохранности собственной психики, умение управлять чувствами и эмоциями; бережно относиться не только к природе, но и к себе, и человеку вообще, как части природы.

Вот, что написала в своем сочинении воспитанница Центра ученица 7 класса Виолетта Л.: «В этом году я стала посещать занятия в Экологическом центре, я ходила на различные экскурсии, участвовала в конкурсах, а также писала и защищала реферат на экологическую тему. На занятиях я осознала реальность настоящих и будущих экологических катастрофах. И неожиданно это понятие приблизилось ко мне настолько, что я пришла в ужас! Я ощутила их как свою личную перспективу. Как опасность, которая грозит моему лесу, моим деревьям, моим цветам, моим бабочкам, моему морю, моим детям, наконец. И возник вечный вопрос "Что делать?" К счастью, оказалось, что не одна я задаю себе этот вопрос и есть люди, ищущие на него ответ. Это педагоги, которые сегодня учат нас, подростков тому, как жить в единении с природой. Занятия в кружке подарили мне надежду и желание заниматься такой отраслью как экологическая психология или журналистика, с освещением экологических проблем. На примере глобальных природных катаклизмов я поняла, как хрупок этот мир, и что каждый человек призван сюда для того, чтобы внести свой вклад в улучшение этого мира».

В последние годы Центром проводится ряд исследований, в которых рассматриваются различные аспекты формирования отношения к природе, влияние развития отношений подростков с природой на их нравственное становление. Очень важными для нас являются образовательные проблемы, в основе которых лежит разработка психологических основ экологического образования, формирования экологического сознания у детей и взрослых. А также разработка экологичных образовательных технологий, ориентированных на развитие способностей учащихся и формирование личности.

Занятия в кружках позволяют получить нашим воспитанникам опыт успешности, реализовать свои возможности и развить задатки и способности. Позволяют, возможно, впервые в жизни, «авторитетам улицы» создать творческий продукт деятельности, имеющий социальное значение. Особенность нашей кружковой работы заключается в том, что мы придаем большое значение социальной значимости результата.

Например, проводимые нами различные конкурсы, как «Отходы в доходы», «Самоделкин» позволяют воспитанникам взглянуть по-новому на многие вещи. Во-первых, старые вещи обретают вторую жизнь, подростки учатся экономить средства, во-вторых, эти знания и умения пригодятся им в дальнейшей жизни. Занятия в живом уголке, совместная работа педагогического коллектива и воспитанников на территории экологического центра по озеленению, аранжировке, уходу за растениями и животными положительно влияют на психологическое и эмоциональное здоровье подростков.

Уход и забота за живыми существами - это хороший стимул для психологического раскрытия замкнутых, неспокойных, нервных детей. У них возникает чувство ответственности, они становятся более общительными, усидчивыми.

Девиантные подростки начинают чувствовать, что кому-то необходима их помощь и защита, пусть вначале кому-то из животного или растительного мира, потом их сознание направится в сторону других людей, т.е. общества.

Развитие детей в Центре запланировано на разных уровнях:

I уровень - для учащихся первой ступени (начальные классы) - занятия по интересам по выбору: «Жас эколог», «Жас натуралист», «Экология души», «Экорепортер» знакомит ребят с устройством окружающей нас среды, дает навыки правильного поведения в обществе;

II уровень - для учащихся средней и старшей школы, занятия, направленные на профориентацию, для помощи определения в профессией в будущем, чтобы знания и навыки, приобретенные в кружках способствовали сознательному выбору будущей профессии: «Бөлме гүлдері», «Агроэкология ««Кролиководство», «Жасыл дәріхана», «Экозоолог», « Аквариумшылар» , «Жас орнитолог», «Экология ландшафттану».

Кружковая работа по разным циклам направлена на поддержку и развитие творческих возможностей детей. Процесс становления ребенка происходит во всех сферах его взаимодействия с внешней средой - в семье, в школе и на улице. Нам очень важно, каким будет человек будущего. Поэтому мы стараемся создать вокруг ребенка ту среду, которая наиболее благоприятным образом будет влиять на его развитие.

Занятия в Экологическом центре решают следующие задачи: обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения, творческого труда детей, реализации их способностей; организация содержательного досуга; формирование гражданского самосознания, общей культуры, здорового образа жизни подрастающего поколения; адаптация детей к жизни в обществе.

В данных условиях дети могут удовлетворять индивидуальные потребности, реализовывать творческий потенциал, адаптироваться в современном обществе и имеют возможность полноценной организации свободного времени. А значит, ребенок социально реализует себя, готовится к освоению профессии, и в результате - у него больше шансов достичь успехов в будущем.

Список используемой литературы:

  1. Выготский Л.С. «Психология» М., 2007

  2. «Қызықты психология» № 3, 2010

  3. Акажанова А.К. «Девиантное поведение детей и подростков как психолого-педагогическая работа». «Жантану мәселелері», № 1, 2008

  4. Никитина Т.Н. «Проблемы обучения в школах». Школьный психолог № 16, 2005

  5. Овчарова Р.В. «Практическая психология образования», М., Академа, 2005

  6. Десятникова Ю.М. «Психология состояния старшеклассников при изменении социального окружения». Вопросы психологии, 1995, № 5.

  7. Райс Ф. «Психология подросткового и юношеского возраста». СПб, 2000.

  8. Республиканский научно-популярный журнал «Гүлстан» 2005-2013г.г. .

  9. Учебно-методический комплекс «Өсімдіктер әлемі », автор Г.Кулжабаева., 2011г.


6

© 2010-2022