- Преподавателю
- Директору, завучу
- Краткосрочный проект развития персонала с использованием инновационных технологий
Краткосрочный проект развития персонала с использованием инновационных технологий
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кузнецова Е.В. |
Дата | 27.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
К.В. Пехтерев
муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Центр детского творчества "Мечта",
с. Частые, Пермский край, РФ
Ключевые слова: развитие, инновация, Веб 2.0, персонал, управление, сетевой сервис.
В современных условиях реформирования российской образовательной системы все большее распространение получают разнообразные инновационные технологии, что в свою очередь предъявляет новые требования к проектированию инновационных моделей образования и воспитания.
Инновации - это такие актуально значимые и системно самоорганизующиеся новообразования, возникающие на основе разнообразия инициатив и новшеств, которые становятся перспективными для эволюции образования и позитивно влияют на его развитие, а также на развитие более широкого пространства образования[4].
К инновационным образовательным учреждениям могут быть отнесены лишь те, которые сами полностью разрабатывают и реализуют комплексные инновационные программы «от замысла до воплощения», а не просто внедряют готовые разработки.
В качестве инновационного может рассматриваться то учреждение, которое:
- разрабатывает или реализует отличную от общепринятой в большинстве школ модель организации жизнедеятельности учащихся;
-разрабатывает принципиально отличное от традиционного содержание образования;
-разрабатывает новое содержание и способы деятельности педагога.
П.Г.Щедровицкий утверждает, что важнейшие составляющие педагогической инновации [5]:
-наличие соответствующего исследовательского компонента;
-наличие соответствующего проектного компонента;
-наличие соответствующего управленческого компонента.
По видам инноваций можно выделить:
-
инновации в управлении;
-
инновации в обучении;
-
инновации в подготовке и переподготовке кадров.
Инновации в управлении - это новшества, направленные на привлечение представителей общества к управлению образовательными учреждениями:
-
создание системы автоматизации школьного управления;
-
создание сетевого взаимодействия и структуры взаимодействия школ (как правило, на селе);
-
информационно - коммуникационное обеспечение деятельности руководителей ОУ. Создание единой информационной системы управления, электронной форма ведения школьной документации , сайты ОУ;
-
подготовка и переподготовка управленческого персонала ОУ;
-
сетевое взаимодействие с муниципальными ОУ.
Инновации в обучении. Это новые методики преподавания, новые способы организации содержания образования, интеграционные межпредметные программы, методы оценивания образовательного результата:
-
разработка инновационной образовательной программы ОУ;
-
внедрение современных педагогических технологий
-
внедрение новых информационных сервисов (Web 2.0) в образовательный процесс;
Инновации в подготовке и переподготовке кадров. Это новые методики преподавания, новые способы организации занятий, новые программы переподготовки кадров, ориентированные на изменения требований к качеству образования:
-
дистанционное обучение;
-
-тьюторство;
-
развитие профессиональной компетентности администрации (менеджеров);
-
участие педагогов в экспериментальной и инновационной деятельности;
-
привлечение преподавателей вузов для работы с одарёнными детьми;
Из многообразия инноваций, в данном проекте, нас интересуют инновации в обучении, а именно внедрение новых информационных сервисов Web 2.0 в образовательный процесс.
Веб 2.0 (Web 2.0) - термин, обозначающий второе поколение сетевых сервисов, принципиальным отличием которых от Веб 1.0 является то, что эти сервисы позволяют пользователям не только путешествовать по сети, но и совместно работать, размещая в сети текстовую и медиа информацию. С помощью Веб 2.0 можно организовать следующую коллективную деятельность:
-
совместный поиск;
-
совместное хранение закладок;
-
создание и совместное использование медиа-материалов (фотографий, видео, аудиозаписей);
-
совместное создание и редактирование гипертекстов;
-
совместное редактирование и использование в сети текстовых документов, электронных таблиц, презентаций и других документов;
-
совместное редактирование и использование карт и схем.
То есть принципиальное отличие Веб 2.0 от Веб 1.0 - это социальная ориентированность. Социальные сервисы - это второе название сети нового поколения[1 С. 57].
Социальные сервисы Web 2.0 ставят в центр учебного процесса взаимодействие обучающихся между собой и преподавателями на основе инструментов социального программного обеспечения: блогов, вики, общих закладок, подкастов, социальных сетей и виртуальных миров. Сегодня в Интернет вместо чтения масштабных документов обучающиеся все чаще предпочитают иметь дело с небольшими объектами информации в самых разных форматах и из самых разных источников: читают посты в блогах, смотрят видеозаписи на YouTube, размещают фотографии на Flickr, слушают подкасты, обмениваются мнениями на форумах, создают собственные социальные сети типа MySpace. В результате распространения социальных сервисов в сетевом доступе оказывается огромное количество материалов, которые могут быть использованы в учебных целях. Сетевые сообщества обмена знаниями могут поделиться своими коллекциями цифровых объектов и программными агентами с образованием[2, С. 71].
В Пермском крае уже не первый год с успехом работает Портал «Образование web 2.0», который помогает учителям края накапливать свой индивидуальный педагогический опыт в виде «копилки» уроков, методических материалов, файлов и другой полезной для обучения информации. Работая на Портале можно обмениваться опытом и знаниями с ведущими педагогами Пермского края и других регионов России, участвовать в системе совместной подготовки к урокам, а так же в педагогических конкурсах[3].
Работая руководителем образовательного учреждения дополнительного образования детей, осознаешь, что для внедрения новых форм, методик, педагогических технологий требуется понимание того, как эти новшества внедрять, осваивать и сопровождать.
Также важно уделить внимание психологической подготовленности педагогического персонала учреждения. Важно, чтобы каждый педагог хорошо знал психологию ребенка. И не только психологию, но и физиологию. Обобщая выше сказанное, отметим, что педагог должен быть всесторонне развитым.
На сегодняшний день в ЦДТ «Мечта», с. Частые, Пермского края, укомплектованность педагогическими кадрами - 100%;
Наши обучающиеся - активные члены информационного общества. XXI век - век высоких компьютерных технологий. Меняется и роль педагога в информационной культуре - он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, преподавателю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с детьми.
На основе анализа уровня овладения и применения педагогами ЦДТ «Мечта» в своей профессиональной деятельности инновационных форм обучения, выявился ряд проблем, по которым необходимо принятие решений:
-
проблема совершенствования квалификации кадров, методов ведения образовательной деятельности;
-
проблема разработки инновационных педагогических технологий;
-
проблема подготовки педагогов и административного персонала, способных осуществить развитие системы дополнительного образования по инновационному типу.
Кроме того необходимо отметить, что:
-
педагоги не принимают участия в виртуальных сообществах учителей-практиков;
-
не используют в своей работе сервисы, позволяющие пользователю вести записи любых текстов;
-
не участвуют в он-лайн конференциях, вебинарах;
-
не используют социальные сервисы для самостоятельной исследовательской, творческой деятельности учащихся;
-
не стремятся к повышению квалификации посредством дистанционного обучения;
-
уровень владения информационными технологиями педагогическим персоналом начальный.
На сегодняшний момент в возглавляемом нами учреждении наметился некоторый педагогический «вакуум», так как существующая система развития персонала уже устарела, а нового проекта развития еще нет.
Для решения сложившейся проблемы необходим проект развития педагогического персонала с использованием инновационных технологий.
Для качественной подготовки педагогов в области использования инновационных технологий мы предлагаем краткосрочный проект развития персонала состоящий из 6 модулей. В качестве тьюторов мы планируем пригласить специалистов муниципального автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Центр научно-методического обеспечения» г. Лысьвы Пермского края (Лицензия 59Л01 №0000080 от 20 ноября 2012 г), которые в течение многих лет активно проводят дистанционное обучение с педагогическими работниками всего Пермского края. Дистанционное обучение будет проходить на сайте do-lysva.ucoz.ru.
Данный проект предназначен для обучения различных категорий работников образования (педагогов, администраторов, школьных психологов, социальных педагогов) работе с социальными сервисами Интернет, различными инструментами, в сети социально-педагогических сообществ с учетом современных образовательных технологий и учебных материалов нового поколения. Проект носит модульный характер и может быть использован как целостно, так и в виде отдельных модулей.
Каждый модуль предполагает обязательное время на индивидуальную или групповую рефлексию, осуществляемую с помощью изучаемых инструментов и сервисов Интернет (блог, вики-страница, журнал курсов, рефлексивный форум и т.д.);
Дистанционное обучение включает 6 модулей:
1. Общая характеристика социальных сервисов Web 2.0 (6 ч)
2. Сервисы для хранения закладок на web-страницы (3 ч)
3. Социальные медиасервисы (6 ч)
4. Социальные сервисы для хранения документов и совместной работы в документах(6 ч)
5. Социальные геосервисы (3 ч)
6. Сервисы Web 2.0 для работы с детьми (9 ч)
Итог: оформление вебмикса (3 ч)
По окончании курса обучающиеся познакомятся и будут иметь представление о:
-
образовательном потенциале различных сервисов и инструментов социального Интернета;
-
существующих профессиональных сообществах педагогов и социальных сетях, сообществах образовательной и педагогической направленности, их особенностях;
-
цифровых и сетевых образовательных ресурсах и возможностях их использования в профессиональной деятельности;
-
принципах безопасности при работе в социальных сетях.
Обучающиеся получат опыт:
-
работы в существующих сообществах образовательной и педагогической направленности;
-
анализа и экспертизы представленных в сети образовательных ресурсов, работы сообществ, сервисов и инструментов относительно задач педагогического общения и педагогического действия;
-
модерации сетевого взаимодействия;
-
применения отдельных сервисов социального Интернета в профессиональной деятельности, инициирования сетевых активностей для решения профессиональных задач;
-
профессиональной рефлексии относительно собственного продвижения и образовательных полученных результатов.
Обучающиеся будут уметь:
-
проводить онлайн - опросы;
-
совместно рисовать в режиме онлайн;
-
хранить закладки по определенной тематике в сети Интернет;
-
создавать и хранить в Интернете фотоальбомы;
-
загружать и скачивать видео с сайта Ютьюб;
-
совместно создавать презентации, текстовые документы, таблицы;
-
пользоваться геосервисами;
-
создавать плэйкасты, 3D-книги, ленты времени, карты знаний, облака слов, wiki - стенгазеты, комиксы, электронные книги.
Для того, чтобы обосновать целесообразность и эффективность реализации мероприятий проекта необходимо определить социальные, экономические и организационные результаты внедрения проектных предложений.
В структуре затрат нужно выделить следующее: для проведения обучения персонала по внедрению инновационных технологий в свою профессиональную деятельность необходимы небольшие финансовые затраты, а именно, оплата труда тьюторов, проводящих обучение, Оплата дистанционного курса из 6 модулей составляет 1350 рублей с одного слушателя× на 10 педагогических работников ЦДТ «Мечта»=13500 рублей.
К показателям экономической эффективности можно отнести:
-
отсутствие затрат на привлечение и найм педагогов извне организации;
-
снижение потерь, связанных с заменой педагогических работников;
-
положительная динамика качества предоставляемых услуг социуму, возможно сокращение затрат на педагогический персонал за счет высвобождения части персонала (те, кто не хотят или не могут обучаться).
К эффекту для учреждения можно отнести:
-
применение обученными сотрудниками новых инновационных технологий в своей профессиональной деятельности;
-
снижение уровня необходимого контроля за деятельностью сотрудника со стороны администрации учреждения;
-
повышение имиджа образовательного учреждения за счет применения в работе инновационных технологий.
Эффектом для сотрудников будет:
-
рост инициативы и ответственности;
-
развитие лояльности персонала по отношению к учреждению;
-
снижение числа возможных конфликтов;
-
развитие мотивации достижений;
-
удовлетворенность взаимоотношениями с руководством.
Для нашего образовательного учреждения данный проект - объективная необходимость, связанная с высоким темпом развития инновационных технологий. В условиях, с одной стороны, финансовых ограничений, а с другой стороны - необходимости непрерывного обучения, самый реальный выход - использование социальных сервисов для обучения и развития персонала.
Таким образом, проведенное исследование позволило определить эффективность использования проекта развития персонала в ЦДТ «Мечта» как одного из перспективных приоритетных направлений развития в рамках формирования кадрового потенциала, благодаря вовлечению в процесс обучения и научения персонала современным инновационным технологиям.
Развитие персонала - это систематизированный процесс последовательного непрерывного расширения знаний, овладения профессиональными умениями, навыками и способами рабочего и индивидуального поведения сотрудника на протяжении всего периода его пребывания в организации для обеспечения долгосрочных конкурентных преимуществ ее человеческих ресурсов.
Список литературы:
-
Владимирова, Л.П. Взаимодействие учителей в сетевых сообществах. // Информатика и образование.-2006.-№6. - С.56-61.
-
Патырбаева М.И. Возможности Web 2.0 в организации работы психологической службы в дошкольном образовательном учреждении // Рождественские чтения: Тезисы докладов XIII Региональной научно-методической конференции по вопросам применения ИКТ в образовании 9 января 2009 года. - Пермь, 2009. - С. 70 - 72
-
URL web2edu.ru/shared/default.aspx
-
URL ntfmfkonf.ucoz.ru/publ/10_problemy_i_perspektivy_ispolzovanija_innovacionnykh_tekhnologij_v_uchebnom_processe_shkoly_i_vuza/socialnye_servisy_v_setevoj_pedagogike/10-1-0-3
-
URL shkp.ru/lib/publications/49/print