- Преподавателю
- Директору, завучу
- План и анализ работы творческой группы ИКТ на уроках МИФ
План и анализ работы творческой группы ИКТ на уроках МИФ
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сыздыкова А.Б. |
Дата | 22.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Пояснительная записка
«Использование информационно - коммуникационных
технологий в учебном процессе»
Современный период развития цивилизованного общества характеризует процесс информатизации. Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования.
Информатизация образования - это процесс интеграции и систематического использования технических и материальных ресурсов, идей, научно-методических материалов с целью повышения эффективности обучения и управления.
Одна из важнейших целей информатизации - организация коллективного понимания роли и места информационных технологий в школе, в деятельности учителя, в подготовке учащихся к жизни в обществе.
Информационные технологии обучения - это совокупность методов, форм и средств воздействия на человека в процессе его развития. Эффективность применения новых информационных технологий (НИТ) в учебно-воспитательном процессе современной школы, однозначно, зависит не только от качества и дидактических возможностей их аппаратных и программных средств, но и от мастерства педагога, его компетентности и готовности к практическому их применению в процессе преподавания.
Информатизация системы образования рассматривается в настоящее время как актуальная задача модернизации системы образования. Человек, умело владеющий информационными технологиями, имеет другой стиль мышления, совершенно по-новому организует свою деятельность, иначе оценивает возникающие проблемы. В настоящее время невозможно представить современную школу без компьютеров, без информационных и коммуникативных технологий. И поэтому, сегодня остро встает вопрос о переходе на качественно новый уровень использования компьютерной техники и информационных технологий во всех областях деятельности школы.
Цели творческой группы учителей:
Привлечь педагогов к работе по проектированию конкретных ЦОР, связанных с содержанием образования, методикой преподавания, освоением ИКТ - технологий.
Задачи творческой группы:
• повышать ИКТ-компетентность педагогов на семинарах, мастер - классах, открытых уроках;
• адаптировать и апробировать новые электронные издания;
• инициировать участие педагогов в интернет конкурсах;
• разработать дидактические материалы с использованием ИКТ, продолжить формировать «Библиотеку учителя на электронных носителях»;
• пополнять школьный сайт.
Предполагаемый результат:
Педагоги творческой группы регулярно используют ИКТ в учебно - воспитательном процессе, участвуют в конкурсах педагогов, имеют электронное портфолио, пополняют «Библиотеку учителя на электронных носителях».
Состав творческой группы
1.Сыздыкова Амина Бокеновна - учитель математики
Тема самообразования: «Активизация творческих способностей учащихся на уроках математики через организацию проектной деятельности».
2.Цветинская Галина Александровна - учитель математики
Тема самообразования: «Использование ИКТ для организации самостоятельной работы учащихся на уроке математики»
3.Жунусова Кунзила Караповна - учитель математики
Тема самообразования: «Активизация творческих способностей учащихся на уроках математики через организацию проектной деятельности».
4.Баркова Зинаида Ивановна - учитель математики и физики
Тема самообразования: «ИКТ как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках »
5. Сакенова Райгуль Ералиевна - учитель информатики
Тема самообразования: «ИКТ как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках »
6. Тайганов Даулет Тлеубаевич - учитель информатики
Тема самообразования: «ИКТ как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках »
План
работы творческой группы
на 2013-2014 учебный год
Месяц
Тема
сентябрь
1)Определение целей и задач деятельности. Утверждение плана работы творческой группы, списочного состава.
2)Организация работы учителей над темами самообразования.
октябрь
1)Изучение публикаций методических и педагогических изданий, анализ опыта школ по данной проблеме.
2)Использование презентаций PowerPoint как средства ИКТ (правила создания, требования к оформлению, использования на различных этапах урока, технология создания презентаций)
ноябрь
1)Средства Microsoft Office Word, Excel (основные средства, технологии применения, и использования на различных этапах урока)
2)Подготовка приложений к урокам: презентаций, тестов, проектов.
декабрь
1)Анкетирование «Уровень владения информационными технологиями педагогами ТГ».
2)Использование ресурсов Интернет.
январь
1)Оказание помощи в подготовке и проведении учебных занятий в компьютерном классе.
2)Использование ресурсов Интернет.
февраль
1)Использование школьной медиатеки.
2)Создание портфолио учителей ТГ.
март
1)Создание собственных ЦОР.
2)Подготовка приложений к урокам: презентаций, тестов, проектов.
апрель
1)Работа с цифровой техникой, редактирование фотоизображений, видеофайлов.
2)Создание портфолио учителей ТГ.
май
1)Анализ деятельности за год, подведение итогов года.
2)Обобщение проделанной работы, публикация в образовательном сообществе Педсовет материалов ТГ.
Анализ работы
творческой группы «Использование информационно - коммуникативных технологий в учебном процессе»
за 2013-2014учебный год.
Творческая группа, работающая над темой «Использование информационно - коммуникационных технологий в учебном процессе» свою деятельность осуществляло с учетом годового плана, задач и методической темы школы.
Перед ТГ стояли следующие задачи:
1)повышать ИКТ-компетентность педагогов на семинарах, мастер - классах, открытых уроках;
2)адаптировать и апробировать новые электронные издания;
3)инициировать участие педагогов в муниципальных конкурсах;
4)разработать дидактические материалы с использованием ИКТ, формировать «Библиотеку учителя на электронных носителях».
На заседаниях ТГ были рассмотрены следующие темы:
1)Определение целей и задач деятельности. Утверждение плана работы творческой группы, списочного состава. (Сыздыкова А.Б.)
2)Организация работы учителей над темами самообразования.
3)Использование презентаций PowerPoint как средства ИКТ (правила создания, требования к оформлению, использования на различных этапах урока, технология создания презентаций)(Сакенова Р.Е.)
4)Средства Microsoft Office Word, Excel (основные средства, технологии применения, и использования на различных этапах урока) (Тайганов Д.Т.)
5)Знакомство с моделью портфолио педагога.(Жунусова К.К.)
Согласно плану работы ТГ было проведено анкетирование «Уровень владения информационными технологиями педагогами ТГ».
Было организовано взаимопосещение уроков по проблеме «Использование информационно - коммуникационных технологий в учебном процессе». Анализ и самоанализ посещенных уроков, показал, что учителя ТГ систематически и там, где это целесообразно в соответствии с содержанием учебного предмета и методикой его преподавания формируют учебную деятельность учащихся, используя информационно - коммуникационные технологии. Основными направлениями использования ИКТ в учебном процессе учителями ТГ являются
1) при изложении нового материала - визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы; программа презентаций Power Point);
2) закрепление изложенного материала (тренинг - разнообразные обучающие программы, лабораторные работы);
3) система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);
4) самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы);
5) тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.).
На заседании ТГ учителя отметили, что использование в работе средств информационно-коммуникационных технологий дает:
- ученику: повышение мотивации учения; повышение познавательного интереса; становление активной субъектной позиции в учебной деятельности; формирование информационных, коммуникационных компетентностей; развитие умения ставить перед собой цель, планировать свою деятельность, контролировать результат, работать по плану, оценивать свою учебную деятельность, определять проблемы собственной учебной деятельности; формирование познавательной самостоятельности обучающихся.
- учителю: нестандартное отношение к организации образовательного процесса; возможность создания условий для индивидуального самостоятельного обучения школьников, развития информационно-коммуникативной компетентности обучающихся, познавательной деятельности, самостоятельной работы по сбору, обработке и анализу получаемых результатов; формирование мотивационной готовности к познавательной самостоятельности не только в учебных, но и иных ситуациях.
Подход, в котором происходит обучение с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, наиболее реальный путь обеспечения положительной мотивации обучения, формирования устойчивого познавательного интереса обучающихся, повышения качества знаний, создания педагогических условий для развития способностей обучающихся, вовлечения в самостоятельную творческую деятельность.
Внеклассная работа была направлена на расширение и углубление базовых знаний, развитие познавательной активности учащихся и вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность. В указанные сроки прошли олимпиады по всем предметам в школе и районе. Учащиеся Новикова А., Свиридова И., Хмура Е., Кравченко Д., Никишин В. стали участниками районной олимпиады по математике. Ермаков В. стал участником всероссийского игрового конкурса «КИТ - компьютеры, информатика, технологии».
Совершенствование педагогического мастерства учителей МО осуществлялось следующим образом:
1)курсы повышения квалификации (Сакенова Р.Е. , Сыздыкова А.Б, Жунусова К.К.)
2)участие в профессиональных конкурсах(Тайганов Д.Т., Цветинская Г.А.).
3) размещение наработанного материала в интернет - журналах (Цветинская Г.А.).
Учителя размещали свои материалы на школьном сайте и сайте творческой группы.
На августовских заседаниях районных методических объединениях свое выступление представила Жунусова К.К. по теме «Методика использования интерактивных тренажеров на уроках математики» и Баркова З.И. по теме «Использование интерактивной доски для проведения физических опытов».
Таким образом, можно сделать вывод, что члены ТГ, в течение 2013-2014 учебного года, в системе работали над темой «Использование информационно - коммуникативных технологий в учебном процессе». Необходимо продолжить работу ТГ по следующим направлениям:
1)подготовка приложений к урокам: презентаций, тестов, проектов;
2)создание портфолио учителей ТГ;
3)обобщение собственного опыта, публикация в образовательном сообществе Педсовет материалов ТГ.
Утверждено на педагогическом
совете №1 от 29 августа 2014
ПОЛОЖЕНИЕ
о творческих группах учителей
-
Общие положения
-
Творческая группа - это структурное подразделение методической службы образовательного учреждения, объединяющее преподавателей учебных дисциплин, относящихся к какой-либо одной образовательной области или нескольким, имеющим высокий уровень квалификации и ведущих опытно-поисковую, экспериментальную, научно-методическую или проектно-исследовательскую деятельность.
-
Творческая группа организуется при наличии не менее трех учителей по одной образовательной области или нескольким.
-
Количество творческих групп и их численность определяется методическим советом школы, исходя из необходимости комплексного решения поставленных перед образовательным учреждением задач, и утверждается приказом директора школы.
-
В своей деятельности творческая группа руководствуется Уставом образовательного учреждения и другими локальными правовыми актами школы.\
-
-
Задачи творческой группы учителей:
-
Изучение литературы и передового опыта по данной проблеме.
-
Анализ) педагогического процесса в аспекте данной проблемы.
-
Проектирование процесса совершенствования и реализации труда.
-
Проведение экспериментальной апробации проектов (моделей) как собственных, так и разработанных другими группами.
-
Анализ эффективности их внедрения.
-
Разработка методических рекомендаций на основе результатов, полученных в группе.
-
Представление своих исследований для обсуждения педагогической общественности (на научно-практические конференции, педчтения и т. д.);
-
Публикация материалов в печати
-
-
Организация работы творческой группы учителей
-
Проблемные творческие группы педагогов создаются в режиме ВТК (временного творческого коллектива) под тему, которую выбрала группа и которая представляет профессиональный интерес для них и для коллектива, или под проблему, которая оказалась важной для участников группы.
-
Для организации работы творческой группы назначается руководитель из числа авторитетных педагогов, имеющих высшую или первую категорию.
-
Творческие группы создаются из наиболее опытных педагогов, имеющих склонность к научно-исследовательской работе и проявивших интерес к конкретной проблеме, не исключается участие и молодых, творчески настроенных педагогов.
-
Участники группы разрабатывают программу деятельности (если это необходимо при участии администрации или методистов), затем эта программа согласовывается с администрациями школ и заводится в план.
-
С точки зрения содержательной направленности групп, оптимальным представляется подход, сочетающий работу изолированных групп, занимающихся решением конкретного круга задач (предметно-ориентированные группы) с работой "конкурирующих" групп над одними и теми же проблемами и направлениями (комплексно-ориентированных групп), подготовленные проекты затем защищаются и оцениваются этими группами в рамках единых сессионных мероприятий.
-
В течение учебного года проводится не менее 4 заседаний творческой группы.
-
-
Основные формы работы творческой группы:
-
Защита проектных работ.
-
Семинары-практикумы.
-
Исследовательские лаборатории.
-
Научно-методические конференции.
-
Научно-педагогические фестивали.
-
Конкурс "Учитель года".
-
Деловые игры.
-
"Круглые столы".
-
"Мозговые штурмы".
-
Экспериментальные группы.
-
Школа передового опыта.
-
Школа управленческого мастерства.
-
Документы и отчетность:
-
Положение о творческой группе.
-
План работы творческой группы.
-
Анализ полученных результатов, обобщение опыта работы.
-
Справки о работе над проблемой.
-
Методические рекомендации.
-
Статьи, коллективные монографии и брошюры.
-
Информация (лат. informatio - разъяснение, изложение, осведомленность) - одно из наиболее общих понятий науки, обозначающее некоторые сведения, совокупность каких-либо данных, знаний и т.п.
Коммуникация -
путь сообщения (напр., воздушная к., водная к.);
форма связи (напр., телеграф, радио, телефон);
акт общения, связь между двумя или более индивидуумами, основанные на взаимопонимании; сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц;
массовая к. - процесс сообщения информации с помощью технических средств… численно большим, рассредоточенным аудиториям.
Технология (от греч. tchne - искусство, мастерство, умение и греч. logos - изучение) - совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; метод преобразования данного в необходимое; способ производства.
Таким образом, информационно-коммуникационные технологии - это всевозможные способы и методы обмена знаниями, фактами, правилами (а не только компьютерные методы).
Педагогических технологий в педагогике существует более 50, но ключевой технологией XXI века является применение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ). ИКТ оказывают влияние на все сферы жизнедеятельности человека, особенно на информационную деятельность, к которой относится обучение. С использованием ИКТ в учебно-воспитательном процессе увеличивается производительность труда преподавателей и учащихся, это можно рассматривать как рациональный способ повышения эффективности и интенсификации обучения и самообучения. ИКТ позволяют автоматизировать информационные процессы: долговременно и компактно хранить, оперативно искать, быстро обрабатывать, продуцировать новую, передавать на любые расстояния и предъявлять в требуемом виде мультимедийную (ММ: текстовую, табличную, графическую, анимированную, звуковую и видео-) информацию.
Введение ИКТ в процесс образования - неизбежный процесс, веление времени. Данная технология необходима:
-
Для формирования информационного общества.
-
Для качественных изменений в структуре образовательных систем и в содержании образования.
Освоение ИКТ реализуется по ряду направлений:
-
Укрепление уровня материально-технического обеспечения (подключение к сети Интернет, приобретение компьютеров, компьютерных классов, интерактивных досок и др.).
-
Овладение информационной культурой всех участников образовательного процесса (учащихся, родителей, педагогов, руководителей).
-
Применение ИКТ в образовательной области, где они становятся интегративным стержнем, вокруг которого строится вся система обучения.
-
Применение ИКТ в воспитательном процессе, внеурочной деятельности, дополнительном образовании, дающие возможности для развития индивидуальности учащихся (олимпиады, форумы и др.).
-
Применение ИКТ в управленческой деятельности.
Одно из условий эффективной подготовки учащихся к жизни в информационном обществе - применение информационных коммуникативных технологий, позволяющих решать в кратчайшие сроки широкий круг задач, недоступных ранее.
Применение ИКТ приводит к использованию более эффективных подходов к обучению и совершенствованию методики преподавания, является наиболее эффективным средством обучения и воспитания. Помимо этого, внедрение ИКТ способствует повышению мотивации обучения учащихся, экономии учебного времени, более глубокому усвоению материала на уроках
По данным исследований, в памяти человека остается
25% услышанного материала,
33% увиденного,
50% увиденного и услышанного,
75% материала, если ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения.
Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в обучении оказывается чрезвычайно эффективным.
Мультимедийные средства обучения помогают чётко выстраивать структуру урока, эстетически его оформлять. Ещё одним достоинством является эмоциональное воздействие на учащихся. Особенно, если включены видеосюжеты и имеется звуковое сопровождение слайдов, что позволяет формировать у учащихся личностное отношение к увиденному и услышанному, повышает мотивацию учения.
Применение мультимедийных средств позволяет сократить время при выполнении заданий, что повышает продуктивность урока. ММТ наряду с живым словом педагога является важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы любого образовательного учреждения. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты - цели, содержание, формы, методы.
ИКТ позволяет объединить преимущества интерактивного обучения (обучения с использованием компьютера) с преимуществами традиционного.
Современному педагогу все сложнее и сложнее видеть себя в образовательном процессе без помощи компьютера и сопутствующих ему электронных средств обучения.
Преимущество мультимидийного урока налицо.
Повышается интерес учащихся к обучению. Информация с экрана воспринимается лучше, чем книжная информация. И этот фактор необходимо учитывать при организации учебного процесса.
Преподавателю удается добиться усиления обучающего эффекта средствами мультимидиа. Наглядность позволяет сделать изучаемые события более доступными, учебный процесс проходит в более комфортных для учащихся условиях.
Увеличивается плотность урока.
Меняется эстетика урока. Преподаватель получает мощные инструменты для повышения привлекательности урока.
Возможность тиражирования урока. Если такие уроки проводятся в системе, материал можно предоставлять учащимся для повторения в индивидуальном режиме, учитывая способности каждого учащегося.
Как выглядит картина использования ИКТ на уроках в нашей школе показали результаты анкетирования среди учителей.
Анкета для учителей
1. Как часто Вы используете ИКТ на уроке?
на каждом уроке;
довольно часто;
по мере необходимости;
редко;
вообще не использую.
Если не используете, то почему?
нет доступа в классе к Интернету;
нет доступа к компьютерным классам;
нет мультимедийного проектора (интерактивной доски);
не хватает методического обеспечения.
2. Как, на Ваш взгляд, лучше всего использовать ИКТ?
работать на уроке с мультимедийными презентациями;
работать на уроке с интерактивными заданиями;
работать на уроке с тестовыми заданиями;
использовать на уроке все компоненты в равной степени;
использовать для домашних заданий;
3. На каких этапах урока Вы чаще всего используете ИКТ?
при проверке домашнего задания;
при объяснении нового материала;
при закреплении нового материала;
для контроля знаний;
на всех этапах урока.
4. Способствует ли применение ИКТ более эффективной подготовке к ПГК и ЕНТ?
да;
скорее да;
затрудняюсь ответить;
скорее нет;
нет.
5. В чем Вы видите педагогическую эффективность ИКТ?
происходит смена парадигмы (философии) урока;
повышается интерес учащихся к предмету;
обеспечивается максимальная визуализация изучаемого материала за счет мультимедиа;
обеспечивается разнообразие форм и методов работы с классом;
создаются благоприятные условия в решении проблем дифференциации, индивидуализации обучения;
активизируется познавательная самостоятельность учащихся;
расширяются возможности качественного усвоения учебного материала;
эффективнее формируются предметные умения и навыки;
эффективнее формируются убеждения учащихся, их научное мировоззрение;
эффективнее формируются оценочные суждения учащихся, их отношение к предмету;
эффективнее формируются умения работать с информацией;
эффективнее формируются умения проводить аргументированные рассуждения, делать логически обоснованные выводы;
эффективнее формируются умения ясно и точно выражать свои мысли в устной и письменной форме с применением предметной терминологии;
эффективнее формируются умения планировать, выполнять по плану различные действия;
эффективнее формируются умения осуществлять самоконтроль и самооценку.
6. Какие трудности при использовании ИКТ Вы испытывали?
недостаток компьютерной грамотности;
недостаточное владение методикой использования ИКТ;
учащиеся не владеют навыками самостоятельной работы за компьютером;
отсутствие достаточного количества компьютерных классов в школе;
отсутствие интерактивной доски (проектора) в классе;
низкая скорость Интернета,
другое
Анкета
«Информационно-коммуникативная компетентность учащегося».
Дорогой Друг! В современном образовании существует тенденция информатизации всех аспектов работы школы, деятельности учителя и учащихся. Просим ответить на наши вопросы с целью определить уровень ИКТ-компетентности наших учеников.
1. Считаете ли Вы необходимым использование информационно-коммуникационных технологий (Далее -ИКТ) на уроках в школе?
А) да, на всех; б) нет; в) затрудняюсь ответить; г) не всегда; д) свой ответ…
2. Изменится ли ваше отношение к школьным предметам при компьютеризации учебного процесса?
А) да, ко всем; б) да, к некоторым (каким?); в) нет; г) затрудняюсь ответить; д) свой ответ…
3. Используете ли Вы ПК и возможности ИКТ при подготовке к урокам?
А) да, ко всем; б) да, к некоторым (каким?); в) нет, не умею; г) затрудняюсь; д) свой ответ…
4. Имеете ли Вы возможность работать на ПК?
А) да, дома; б) да, в школе; в) нет возможности; г) свой ответ…
5. Я умею:
а) набирать текст; б) форматировать текст; в) создавать таблицы; г) вставлять картинки в текст; д) создавать презентацию в Power Point; е) работать с электронными учебниками; ж) работать с обучающими программами; з) осуществлять поиск информации в Интернет; и) пользоваться е-mail; к) работать с другими программными приложениями (какими?).
6. Я использую ресурсы Интернет:
А) при подготовке к урокам; б) при подготовке исследовательской работы; в) для поиска дополнительного материала; г) для поиска игровых программ; д) для общения в телеконференциях, чатах; е) в дистанционном обучении; д) свой ответ.
Анализ диагностики учащихся по выявлению уровня ИКТ-компетентности
по теме:
«Информатизация образовательного процесса школы путем внедрения информационно-коммуникационных технологий».
2014год
Количество респондентов - 60. Круг опрошенных - учащиеся школы с 5 по 10 классы, где по учебному плану предусмотрены уроки информатики и ИКТ.
Цель: Выявить:
Личную заинтересованность и мотивацию использования ИКТ-технологий в школьной жизни
компоненты ИКТ-компетентности учащихся в учебной и внеучебной деятельности, их проявление на уровне умений;
направления деятельности учащихся в использовании Интернет-ресурсов
Общая картина складывается в пользу использования ИКТ-технологий на уроках, необходимости их внедрения в учебный процесс, проведение урочной и внеурочной деятельности.
Мнение учащихся сводится к тому, что использование ИКТ-технологий может повысить мотивацию к изучению некоторых предметов в школе (русский язык, алгебра, геометрия). Большинство ребят активно и результативно применяют данные технологии при подготовке к урокам (биология, география, русский язык, английский язык), имея соответствующую возможность дома, в школе. Таким образом, можно сделать вывод, что необходимость и возможности использования ИКТ-технологий в данном образовательном учреждении достаточно высоки.
Необходимость и возможности использования ИКТ-технологий в школе:
ИКТ-компетентность на уровне грамотности проявляется в умении учащихся набирать текст, украшать их иллюстрациями через вставку картинок, осуществлять поиск информации в Интернет. Хуже обстоит дело использованием электронной почты в образовательных целях.
Использование Интернет-ресурсов сводится, в основном, к поиску дополнительного материала при подготовке к урокам, для общения и с целью получения игровых программ. Лишь небольшое количество ребят расширяют свое поле знаний при подготовке исследовательских работ, и при этом обращаются к опыту своих сверстников, людей науки через сервисы Интернет.
При организации учебной деятельности с применением информационных технологий следует учитывать санитарные правила и нормы, которые регламентируют возможности применения компьютеров в учебном процессе с учетом возрастных особенностей учащихся. Непрерывная длительность занятий непосредственно с компьютером не превышает:
• - для учащихся 1 класса - 10 минут,
• - для учащихся 2-5 классов - 15 минут,
• - для учащихся 6-7 классов - 20 минут,
• - для учащихся 8-11 классов - 25 минут.