• Преподавателю
  • Директору, завучу
  • Организационно-педагогические условия формирования метапредметных универсальных учебных действий учеников начальной ступени образования

Организационно-педагогические условия формирования метапредметных универсальных учебных действий учеников начальной ступени образования

Раздел Завучу
Класс -
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Хохлова, С.Д. Организационно-педагогические условия формирования метапредметных универсальных учебных действий учеников начальной ступени образования [Текст] / С.Д. Хохлова // Материалы всероссийской студенческой научной конференции, 1-10 апреля 2015 г. Выпуск IV / Сост. О.В. Дыбина, О.П. Болотникова, Е.А. Сидякина, В.В Щетинина. - Тольятти, 2015.-224с.

Организационно-педагогические условия формирования метапредметных универсальных учебных действий учеников начальной ступени образования

Хохлова С.Д., студентка магистратуры 2 курса ТГУ, г. Тольятти

Научный руководитель: к.п.н., доцент Щетинина В.В.

Реализация ФГОС НОО второго поколения обусловила необходимость изменений целей образования. В качестве главных результатов определены не предметные, а личностные и метапредметные УУД.

Метапредметный характер УУД проявляется в том, что обеспечиваются целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности. Именно метапредметные УУД лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания. Учитель сталкивается в связи с этим с необходимостью проектирования такого содержания рабочих программ по предметам, которые бы обеспечивали формирование учеников начальной ступени образования всех трех видов метапредметных УУД (коммуникативных, познавательных и регулировочных), причем с отражением специфики своего учебного предмета.

На каждом уровне управления образовательным учреждением руководитель создает организационно-педагогические условия, которые обеспечивают достижение коллективом определенных педагогических целей. Для нашего исследования важными стали следующие организационно-педагогические условия:

- обеспечение готовности педагогов к проектированию и реализации в образовательном процессе предметных программ, обеспечивающих формирование метапредметных УУД учеников;

- представленность в предметных программах задач и педагогического инструментарий по формированию метапредметных УУД учеников с учетом специфики конкретного учебного предмета;

- методическое обеспечение проектирования в предметных программах работы по формированию метапредметных УУД учеников.

Таким образом, эффективность управления деятельностью педагогов по формированию метапредметных УУД учеников начальной школы определяется реализацией механизма управления по результатам, определением комплекса различных условий (педагогических, организационных), выделенных с учетом уровня управления и факторов, влияющих на качество управленческого решения. Конкретизация организационно-педагогических условий осуществляется с учетом специфики направления работы и результатов изучения состояния управляемого объекта.

Выделенные организационно-педагогические условия управления образовательным учреждением позволяют предположить результативность при полной реализации выделенных условий.

Анализ результатов констатирующего эксперимента, в ходе которого были изучены организационно-педагогические условия по формированию метапредметных УУД учеников, позволил выделить проблемы в созданных организационно-педагогических условиях управления. Данные проблемы и недостатки предопределили содержание и способы управленческих решений в деятельности руководителя образовательного учреждения и заместителя директора по методической работе.

Нам представлялась целесообразным поэтапная реализация ряда мероприятий. Работа осуществлялась в ходе конструктивно-проектировочного и организационно-деятельностного этапов.

На первом этапе (конструктивно-проектировочном) необходимо осуществить конкретизацию управленческих решений по созданию выделенных организационно-педагогических условий, а именно:

1) определить направления работы с педагогами с учетом выявленных проблем, содержание и формы работы с педагогами. обеспечивающие реализацию выделенных нами условий;

2) конкретизировать мероприятия и представить их в плане работы с педагогами в соответствие с этапами

С учетом выделенных проблем мы сформулировали и определили направления работы. По каждому из них мы конкретизировали содержание и определили формы, мероприятия и методы работы, которые представили как план работы руководителя с педагогами.

Разрабатывая план работы руководителя с педагогами было важно не только определить формы работы, методы и направления, но и отразить планируемые результаты, которые должны были бы появиться при выполнении ряда мероприятий.

По обеспечению готовности педагогов к проектированию и реализации в образовательном процессе предметных программ, обеспечивающих формирование метапредметных УУД учеников нам представлялось важным провести работу над формированием знаний и умений, обеспечивающих эффективность деятельности педагога по проектированию работы с учениками по формированию метапредметных УУД средствами конкретного учебного предмета, а также над овладением умениями использовать разработанное методическое обеспечение. В качестве планируемых результатов мы хотели увидеть как у педагогов конкретизируются представления о том, как в разных разделах предметной программы может быть представлена работа по формированию метапредметных УУД, ну и конечно осознание личных проблем в проектировании, которые затем педагогам предстояло решить. А заместителю директора организовать ряд мероприятий по устранению данных проблем. Среди форм и методов работы мы выделили педагогическую мастерскую, где педагоги получили и теоретические и практические навыки с помощью таких методов как: решение проблемных ситуаций, мозговой штурм, «круглый стол», презентация материалов методического обеспечения, для работы с отдельными педагогами мы посчитали наиболее оптимальным проведение тематических консультаций. Таким образом, реализуя комплекс мероприятий по данным направлениям мы должны достичь поставленного результата.

По второму условию (методическое обеспечение проектирования в предметных программах работы по формированию метапредметных УУД учеников) мы предположили, что проблема отсутствия всякого методического наполнения по проблеме будет решена, проводя работу по следующим направлениям:

- разработка и представление в методическом кабинете материалов, которые могут помочь педагогам проектировать предметные программы, отражая работу по формированию метапредметных УУД учеников;

- организация работы творческой группы.

У педагогов появится возможность использовать данный материал при проектировании работы с детьми по формированию метапредметных УУД в предметной программе. Работу по созданию методического обеспечения должны взять на себя заместитель директора и созданная творческая группа, куда будут входить педагоги с достаточным уровнем готовности по когнитивному и деятельностному компонентам. Разрабатывая шаблон заместитель директора должен предвосхищать необходимые результаты. Работая над заполнением шаблонов педагоги, входящие в творческую группу смогут выявить затруднения по заполнению, а руководитель разработать соответствующие рекомендации. Мы предполагаем, что создание таких продуктов методического обеспечения, как алгоритмическое предписание разработки предметной программы, матрица поурочного распределения метапредметных УУД, методическая копилка технологий обучения, педагогическая копилка средств обучения. Данные материалы помогут педагогам при проектировании предметной программы работы с детьми по формированию метапредметных УУД.

По третьему условию - представленность в предметных программах задач и педагогического инструментария по формированию метапредметных УУД учеников с учетом специфики конкретного учебного предмета, мы определили следующее направление работы: разработка предметной программы по разным учебным предметам где отражена работа с детьми по формированию метапредметных УУД.

На работу по данному направлению должны работать все созданные выше условия. И как итог мы должны получить предметные программы по конкретным учебным предметам, где представлена работа с детьми по формированию у них метапредметных УУД. В качестве формы работ главенствующей здесь окажется работа творческой группы по разработке предметной программы, где представлена работа с детьми по формированию метапредметных УУД. Творческая группа, создавая методическое обеспечение в виде продуктов, необходимых для проектирования предметных программ по формированию метапредметных УУД, разрабатывает проект, который в дальнейшем будет работать на то, чтобы педагоги могли создавать свои собственные предметные программы, в которых бы была представлена работа с детьми по формированию метапредметных УУД.

На втором этапе (организационно-деятельностном) была организована деятельность субъектов управления по выполнению управленческих решений. На данном этапе необходимо было разработать комплекс документов методического характера, обеспечивающих проектирование учителями предметных программ с описанием работы с детьми по формированию метапредметных УУД; обеспечить освоение педагогами умений по использованию предложенного методического обеспечения при проектировании предметных программ; осуществить разработку членами творческой группы предметных программ, отражающих работу по формированию метапредметных УУД учеников.

Для реализации выделенных направлений была организована деятельность творческой группы (ТГ), которая занималась подготовкой материалов, необходимых для проектирования предметных программ по формированию метапредметных УУД учеников. Творческая группа состояла из руководителя группы - заместитель директора по УВР (отвечающий за методическую работу), и двух педагогов, которые показали достаточный уровень готовности по когнитивному и деятельностному компонентам.

Творческая группа под руководством заместителя директора осуществляла деятельность по созданию методического обеспечения. Наработанный материал ТГ внедрялся и апробировался на практических занятиях педагогической мастерской. Результатами работы творческой группы стало алгоритмическое предписание разработки предметной программы, методическая копилка технологий обучения, матрица поурочного распределения метапредметных УУД.

Таким образом, исследование, анализ и апробация организационно-педагогических условий по формированию метапредметных УУД учеников начальной ступени образования подтвердил актуальность выделенной проблемы в исследуемом образовательном учреждении.

На каждом этапе была организована работа по реализации каждого из условий с учетом чётко выделенных результатов и координирования управленческих решений. Результаты каждого этапа по каждому условию становились основой деятельности на следующем этапе. Это позволило обеспечить реализацию механизма управления по результатам. Был осуществлен механизм управления по результатам в виде поэтапных управленческих действий заместители директора по планированию, организации, руководству и контролю реализации организационно-педагогических условий.

Таким образом, результаты нашего исследования подтверждают результативности разработанных организационно-педагогических условий управления деятельностью педагогов по формированию метапредметных УУД.

ФИО: Хохлова Светлана Дмитриевна

Телефон: +79608384529

E-mail: [email protected]



© 2010-2022