- Преподавателю
- Директору, завучу
- Аналитические итоги мониторинга воспитанности обучающихся школы
Аналитические итоги мониторинга воспитанности обучающихся школы
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Полисан Т.А. |
Дата | 08.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
К протоколу педагогического совета НОШ № 15 от 02 апреля 2014 года вопрос №1
Аналитические итоги социально-педагогического мониторинга уровня воспитанности учащихся НОШ 1-11-х классов
Шутяк Т.Н., заместитель директора по УВР, учитель украинского языка и литературы;
Пилипенко Т.О., психолог НОШ.
На педагогическом совете НОШ протокол № 6 от 25 ноября 2013 года, вопрос № 2, было принято решение о проведении мониторинга уровня воспитанности с 01.12.2013 года по 01.03.2014 года; утверждено Положение о проведении мониоринга, определены сроки обработки аналитических данных до 01.03.2014 года.
Целью мониторинга было изучение личности ребенка и определение уровня воспитанности учащихся общеобразовательного учреждения (развитие гуманистические ценностных отношений к семье, Отечеству, труду, культуре, знаниям).
Педагогический совет поставил перед собой следующие задачи:
-
Создание в общеобразовательном учреждении благоприятных условий для повышения качества воспитания и образования.
-
Систематизация работы по обеспечению социально-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении.
1 часть.
Мониторинг - это постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям. Данный мониторинг представлен в виде «Диагностики личностного роста школьников» (сформированности уровня воспитанности), разработанной П.В. Степановым.
Изучение и анализ уровня воспитанности дает возможность определить цели воспитательной работы через формирование и развитие тех или иных качеств, а также дает возможность найти дифференцированный подход для формирования гражданской позиции учащихся в общеобразовательном учреждении.
Данный мониторинг мы проводили в школе среди учащихся 1 - 11 классов в три этапа:
1 этап - декабрь 2013 года;
2 этап - январь 2014 года;
3 этап - февраль 2014 года.
Согласно ,утвержденного Положения о проведении мониторинга воспитанности учащихся, классные руководители выполняли диагностическую функцию, по которой определялся исходный уровень, и постоянно отмечалсиь изменения воспитанности учеников. Эта функция была направлена на анализ и исследование личности и индивидуальных особенностей ребенка, на выявление причин неэффективности результатов и дала возможность увидеть характеристику педагогического процесса в целом.
Целью исследования было определить уровень воспитанности учащихся путём самооценки некоторых личностных свойств и качеств самими учащимися, а также выявление представлений классного руководителя и родителей о воспитанности детей.
Критерии определения уровня воспитанности:
Воспитанность - это интегративная личностная характеристика, представляющая собой систему убеждений, ценностей, личностных качеств и норм поведения человека, обнаруживается в отношении к себе, другим людям, предметам и явлениям окружающего мира. Воспитанность предполагает как соблюдение правил поведения и общения, принятых в обществе, так и внутреннюю культуру человека, отражающуюся в его мировоззрении.
Изучение воспитанности школьников осуществлялось с учётом их возрастных особенностей (ученики начальной школы, среднего звена, старшего звена).
Уровень воспитанности отслеживался по следующим критериям:
Начальная школа:
- отношение к учебе (любознательность, желание учиться и добывать знания, работоспособность, дисциплинированность);
- отношение к труду (аккуратность и кропотливость трудовых усилий, привычка доводить начатое дело до конца, бережное отношение к труду других людей);
- отношение к природе (бережное отношение к природе, соблюдение правил чистоты на улицах города);
- отношение к другим (сочувствие, дружелюбие, вежливость);
- стремление к здоровому образу жизни (соблюдение правил личной гигиены: опрятный внешний вид, уход за кожей тела, волосами, полостью рта).
Среднее звено:
- отношение к учебе (желание учиться и добывать знания, усидчивость, активность, дисциплинированность, желание проявить свои учебные умения во внеучебной деятельности (участие в познавательных конкурсах, олимпиадах и т.д.);
- отношение к труду (добросовестность и старательность в труде, привычка доводить начатое дело до конца, ответственность за выполненное дело, бережное отношение к труду других людей);
- отношение к природе (бережное отношение к природе, ответственность за сохранение окружающей среды, участие в мероприятиях природоохранного характера, в т.ч. в уборке территории);
- отношение к школе (уважительное отношение к традициям и обычаям школьной жизни, желание защищать честь школы, соблюдение санитарно-гигиенических норм в школе, Устава школы);
- отношение к другим (вежливость в отношении младших и старших, дружелюбие, толерантность, милосердие, самоконтроль в поведении);
- отношение к себе (адекватная оценка, умение видеть в себе недостатки, признавать свои ошибки, стремление самосовершенствоваться);
- стремление к здоровому образу жизни (неприятие алкоголя, курения, отрицательное отношение к дурным привычкам сверстников, занятие спортом).
Старшее звено:
- отношение к учебе (стойкий интерес к интеллектуальной деятельности, стремление проявить свои учебные умения во внеучебной деятельности: научных конференциях, олимпиадах и т.д.; соответствие учебных результатов учебным и интеллектуальным возможностям);
- отношение к труду (добросовестность и старательность в труде, воля к выполнению самых трудных заданий, обязательность в труде, бережное отношение к труду других людей, самообслуживание и оказание, если это необходимо, помощи в обслуживании тех, кто в этом нуждается);
- отношение к природе (бережное отношение к природе, ответственность за сохранение окружающей среды, участие в мероприятиях природоохранного характера, в т.ч. в уборке территории);
- навыки здорового образа жизни (неприятие алкоголя, курения, отрицательное отношение к вредным привычкам сверстников, занятие спортом);
- отношение к другим (вежливость в отношении старших, младших, сверстников; толерантность, дружелюбие, отзывчивость, милосердие, самоконтроль в поведении);
- отношение к себе (адекватная самооценка, умение видеть в себе недостатки, признавать свои ошибки, стремление самосовершенствование);
- отношение к государству (уважительное отношение к своему государству, чувство долга перед обществом и государством, уважение прав и мнений других людей, следование закону);
- степень социализации (осознанность выбора профессии, готовность к самостоятельной жизни; способность принимать ответственность за себя, семью, общество и т.д.).
Оформление и хранение документов:
По окончании диагностики воспитанности были оформлены следующие документы:
-
Карта воспитанности на каждого ученика :
а) материалы обследования (Бланк №1, Бланк №2, Бланк №3);
б) Бланк №4 «Таблица выраженности качеств и уровня воспитанности одного
учащегося»:
-
таблица;
-
уровень воспитанности;
-
«проблемное поле»;
-
выводы;
-
рекомендации.
-
Бланк №5 «Таблица суммарных показателей уровня воспитанности каждого учащегося и класса в целом» .
-
Бланк №6 «Таблица состояния уровня воспитанности учащихся класса» (хранятся у заместителей директора по воспитательной работе).
-
Коррекционные программы (программы развития) на ученика (учащихся).
(хранятся в папках педагогического сопровождения).
-
Отчёт по изучению уровня воспитанности учащихся школы на текущий учебный год (хранится у заместителя директора по воспитательной работе)
Анализ итогов проведения мониторинга в 3 этапа.
Ответы школьников распределялись по 6 шкалам: им соответствуют 6 строк в заполняемом респондентом бланке для ответов. Результаты получились путем сложения баллов по каждой шкале.
-
Характер отношений школьников к семье показывают его оценки высказываний №№ 1, 7, 13, 19, 25, 31, 37. При этом в ответах на вопросы 1, 19, 37 знак не меняется. В ответах на вопросы 7, 13, 25, 31 знак меняется на противоположный.
-
Характер отношений школьников к Отечеству показывают его оценки высказываний №№ 2, 8, 14, 20, 26, 32, 38. При этом в ответах на вопросы 8, 14, 32, 38 знак не меняется. В ответах на вопросы 2, 20, 26 знак меняется на противоположный.
-
Характер отношений школьников к труду показывают его оценки высказываний №№ 3, 9, 15, 21, 27, 33, 39. При этом в ответах на вопросы 3, 15, 21, 27, 39 знак не меняется. В ответах на вопросы 9, 33 знак меняется на противоположный.
-
Характер отношений школьника к культуре показывают его оценки высказываний №№ 4,10, 16, 22, 28, 34, 40. При этом в ответах на вопросы 10, 16 знак не меняется. В ответах на вопросы 4, 22, 28, 34, 40 знак меняется на противоположный.
-
Характер отношений школьника к знаниям показывают его оценки высказываний №№ 5, 11, 17, 23, 29, 35, 41. При этом в ответах на вопросы 11, 29 знак не меняется. В ответах на вопросы 5, 17, 23, 35, 41 знак меняется на противоположный.
-
Характер отношений школьника к себе показывают его оценки высказываний №№ 6, 12, 18, 24, 30, 36, 42. При этом в ответах на вопросы 6, 12, 18, 24, 42 знак не меняется. В ответах на вопросы 30, 36 знак меняется на противоположный.
2 часть. Характеристики уровней воспитанности.
Высокий уровень воспитанности:
-
Ценность семьи высоко значима для подростка.
-
Подростку присущи вполне развитые чувства гражданственности и патриотизма.
-
Подростка отличает трудолюбие во всем: от уборки класса до чтения трудной книги.
-
Культурные формы поведения, безусловно, личностно значимы для подростка и деятельно реализуются им в повседневной жизни.
-
Перед нами любознательный человек, у которого есть устойчивое стремление к познанию нового.
-
Подросток рассматривает себя как автора и распорядителя собственной жизни.
Средний уровень воспитанности:
-
Семья для подростка представляет определенную ценность, но сам факт наличия семьи, семейных традиций воспринимается им как естественный («а как же иначе?»).
-
Подросток переживает чувство Родины как чувство родного дома, деревни, города.
-
Скорее всего, только «престижная» работа вызывает уважение подростка.
-
Подросток признает ценность культурных форм поведения, но отнюдь не всегда руководствуется ими в своей повседневной жизни.
-
Подросток может неплохо учиться, но по своей инициативе вряд ли будет долго копаться в книгах, чтобы найти значение непонятного ему термина или факта.
-
Принимая себя в целом, подросток все же испытывает неловкость по поводу некоторых своих особенностей.
Низкий уровень воспитанности:
-
Отношение к семье у подростка, как правило, потребительское.
-
Подросток старается открыто не проявлять свое отношение к стране.
-
Подросток по возможности переложит часть своей работы на другого.
-
Культурные формы поведения рассматриваются подростком как нечто догматичное, идущее от мира взрослых, а потому обременяющее его повседневную жизнь.
-
Подросток никогда не спросит взрослого, если ему что-то непонятно.
-
Подросток принимает себя таким, какой он есть, лишь в отдельные моменты своей повседневной жизни; ему все время хочется «выпрыгнуть» из своей «шкуры», немедленно оказаться красивым, богатым, знаменитым.
Есть еще недопустимый уровень воспитанности, который в нашей школе отсутствует.
3 часть. Результаты мониторинга.
1 этап мониторинга мы проводили в декабре 2013 года. Мы получили следующие результаты:
1 - 8 классы:
Семья
Отечество
Труд
Культура
Знания
Я-духовное
Рез-ты по кол-ву
Рез-ты по кол-ву
Рез-ты по кол-ву
Рез-ты по кол-ву
Рез-ты по кол-ву
Рез-ты по кол-ву
В - 105
С - 12
Н - 3
В - 58
С - 55
Н - 7
В - 74
С - 42
Н - 4
В - 74
С - 44
Н - 2
В - 62
С - 53
Н - 5
В - 35
С - 80
Н - 5
Рез-ты в %
Рез-ты в %
Рез-ты в %
Рез-ты в %
Рез-ты в %
Рез-ты в %
В - 83%
С - 10%
Н - 2%
В - 48%
С - 46%
Н - 6%
В - 62%
С - 35%
Н - 3%
В - 62%
С - 37%
Н - 1%
В - 52%
С - 44%
Н - 4%
В - 29%
С - 67%
Н - 4%
9 - 11 классы:
Семья
Отечество
Труд
Культура
Знания
Я - духовное
Рез-ты по кол-ву
Рез-ты по кол-ву
Рез-ты по кол-ву
Рез-ты по кол-ву
Рез-ты по кол-ву
Рез-ты по кол-ву
В - 22
С - 26
Н - 4
В - 12
С - 27
Н - 13
В - 18
С - 32
Н - 2
В - 7
С - 36
Н - 9
В - 14
С - 35
Н - 3
В - 15
С - 33
Н - 4
Рез-ты в %
Рез-ты в %
Рез-ты в %
Рез-ты в %
Рез-ты в %
Рез-ты в %
В - 42%
С - 50%
Н - 8%
В - 23%
С - 52%
Н - 25%
В - 35%
С - 61%
Н - 4%
В - 14%
С - 69%
Н - 17%
В - 27%
С - 67%
Н - 6%
В - 29%
С - 63%
Н - 8%
2 этап проводился в январе 2014 года. Его результаты можно представить в виде следующих таблиц:
1 - 8 классы
Семья
Отечество
Труд
Культура
Знания
Я - духовное
Рез-ты по кол-ву
Рез-ты по кол-ву
Рез-ты по кол-ву
Рез-ты по кол-ву
Рез-ты по кол-ву
Рез-ты по кол-ву
В - 94
С - 15
Н - 1
В - 59
С - 47
Н - 4
В - 61
С - 47
Н - 2
В - 61
С - 48
Н - 1
В - 49
С - 57
Н - 4
В - 36
С - 71
Н - 3/td>
Рез-ты в %
Рез-ты в %
Рез-ты в %
Рез-ты в %
Рез-ты в %
Рез-ты в %
В - 85%
С - 14%
Н - 1%
В - 54%
С - 43%
Н - 3%
В - 61%
С - 43%
Н - 2%
В - 55%
С - 44%
Н - 1%
В - 45%
С - 52%
Н - 3%
В - 33%
С - 64%
Н - 3%
9 - 11 классы
Семья
Отечество
Труд
Культура
Знания
Я - духовное
Рез-ты по кол-ву
Рез-ты по кол-ву
Рез-ты по кол-ву
Рез-ты по кол-ву
Рез-ты по кол-ву
Рез-ты по кол-ву
В - 24
С - 18
Н - 2
В - 11
С - 27
Н - 6
В - 16
С - 26
Н - 2
В - 16
С - 26
Н - 2
В - 13
С - 28
Н - 3
В - 16
С - 25
Н - 3
Рез-ты в %
Рез-ты в %
Рез-ты в %
Рез-ты в %
Рез-ты в %
Рез-ты в %
В - 55%
С - 41%
Н - 4%
В - 25%
С - 61%
Н - 4%
В - 36%
С - 60%
Н - 4%
В - 36%
С - 60%
Н - 4%
В - 29%
С - 64%
Н - 7%
В - 36%
С - 57%
Н - 7%
3 этап проводился в феврале 2014 года. Его результаты следующие:
1 - 8 классы
Семья
Отечество
Труд
Культура
Знания
Я - духовное
Рез-ты по кол-ву
Рез-ты по кол-ву
Рез-ты по кол-ву
Рез-ты по кол-ву
Рез-ты по кол-ву
Рез-ты по кол-ву
В - 99
С - 9
Н - 4
В - 56
С - 49
Н - 7
В - 63
С - 45
Н - 4
В - 69
С - 39
Н - 4
В - 50
С - 55
Н - 7
В - 26
С - 80
Н - 6
Рез-ты в %
Рез-ты в %
Рез-ты в %
Рез-ты в %
Рез-ты в %
Рез-ты в %
В - 88%
С - 8%
Н - 4%
В - 50%
С - 44%
Н - 6
В - 56%
С - 40%
Н - 4%
В - 62%
С - 35%
Н - 3%
В - 45%
С - 49%
Н - 6%
В - 23%
С - 71%
Н - 6%
9 - 11 классы
Семья
Отечество
Труд
Культура
Знания
Я - духовное
Рез-ты по кол-ву
Рез-ты по кол-ву
Рез-ты по кол-ву
Рез-ты по кол-ву
Рез-ты по кол-ву
Рез-ты по кол-ву
В - 47
С - 26
Н - 2
В - 33
С - 35
Н - 7
В - 36
С - 37
Н - 2
В - 32
С - 39
Н - 4
В - 32
С - 39
Н - 4
В - 22
С - 51
Н - 2
Рез-ты в %
Рез-ты в %
Рез-ты в %
Рез-ты в %
Рез-ты в %
Рез-ты в %
В - 63%
С - 34%
Н - 3%
В - 44%
С - 47%
Н - 9%
В - 48%
С - 49%
Н - 3%
В - 43%
С - 52%
Н - 5%
В - 43%
С - 52%
Н - 5%
В - 29%
С - 68%
Н - 3%
Полученные результаты можно представить в виде сравнительной диаграммы:
Результаты в %
Отношение к семье
(Высокий уровень воспитанности)
Как видно из диаграммы, показатель уровня отношения к семье вырос во всех параллелях, однако этот уровень ниже у учащихся 9 - 11 классов, чем у учащихся 1 - 8 классов.
Отношение к Отечеству
(Высокий уровень воспитанности)
Как видно из диаграммы, показатель уровня отношения к Отечеству ниже у учащихся 9 - 11 классов, но увеличение на 3 этапе существенное. У учащихся 1 8 классов показатель 2 этапа самый высокий, но 3 этап выше 1 этапа.
Отношение к труду
(высокий уровень воспитанности)
Как видно из диаграммы эти показатели увеличились к 3 этапу, но сохраняется тенденция более высокого показателя у учащихся 1 - 8 классов.
Отношение к культуре
(Высокий уровень воспитанности)
Отношение к знаниям
(Высокий уровень воспитанности)
Как видно из диаграммы, показатель отношения к знаниям незначительно снизился у учащихся 1 - 8 классов, а у старшеклассников - выше.
Отношение к Я - духовное
(Высокий уровень воспитанности)
К сожалению, мы наблюдаем заниженную самооценку учащихся по отношению к себе. Но процент личностного отношения здесь выше у учащихся старших классов. Из диаграммы видно, что во время проведения 2 этапа мониторинга (январь-февраль 2014 г. ) отношение к себе изменилось, а в начале учебного года наоборот - заниженная самооценка.
3 часть. Заключение.
Данный мониторинг, который проводился в 3 этапа, позволил нам, педагогическому коллективу школы, сделать вывод, что та воспитательная работа, которая проводится в школе, дает результаты повышения уровня воспитанности по всем показателям. Эффективна работа учителей-предметников. В нашей школе уделяется большое значение патриотической работе: постоянные встречи с ветеранами-участниками Великой Отечественной войны, память о памятных датах нашей Родины, творческие вечера, постоянные экскурсии и многое другое - все это повышает уровень воспитанности учащихся нашей школы.