- Преподавателю
- Директору, завучу
- Доклад на тему: Эффективность проведения мониторинга процесса образования
Доклад на тему: Эффективность проведения мониторинга процесса образования
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Адылова А.С. |
Дата | 21.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема: Эффективность проведения мониторинга процесса образования
Уровень знаний и умений выпускников по предметам должен соответствовать требованиям стандарта, а процедура оценки достижений учащихся должна быть объективной и адекватной этим требованиям. Таким инструментом и стала форма проведения выпускного экзамена (аттестации) выпускника - единое национальное тестирование, который, в свою очередь, является одной из форм взаимодействия средних и высших образовательных учреждений, обеспечивающих непрерывность и преемственность образования.
Введение единого национального тестирования направлено на разрешение ряда проблем и противоречий, сложившихся в системе образования. Во-первых, это обеспечение в большей, чем сейчас, доступности всех уровней образования для граждан Казахстана. Во-вторых, это проблема оценки качества образования. В-третьих, это проблема преемственности между ступенями образования. Поскольку контроль является неотъемлемой частью учебного процесса, то все происходящее в организации ЕНТ отражается на промежуточном контроле знаний учащихся. Поэтому естественно стремление каждого учителя разнообразить формы контроля, приблизить его к тем формам, которые используются на государственном уровне.
В контроле необходимо выделить два этапа - проверку достижения уровня обязательной подготовки и выполнение заданий на повышенном уровне. Оценивание деятельности учащихся методом «сложения» возвращает в школу мотивацию учебного успеха, гарантированной опоры на достигнутый базовый уровень подготовки. Изменения подхода к контролю в данном случае естественно влекут за собой целесообразность изменения системы оценивания.
Наибольший эффект приносит организация мониторинга в учреждении образования. Мониторинг - это форма организации сбора, обработки, хранения и распространения информации, обеспечивающая непрерывное слежение за состоянием педагогического процесса и прогнозирование его развития, а также принятие управленческих решений на основании его данных. Мониторинг в образовании - постоянное наблюдение за каким-либо процессом в образовании с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям. На внутришкольном уровне с учетом данных мониторинга организуется личностно-ориентированный процесс обучения.
ЕНТ проводится с использованием тестовых заданий. Тестирование - специфическая форма контроля знаний, обладающая наряду с несомненными достоинствами и некоторыми недостатками, к числу которых можно отнести возможность угадывания учащимися правильных ответов, затрудняющих возможность диагностики учителем сформированных знаний и умений учащихся. Поэтому наряду с тренировочными и контрольными тестами обязательно применяются диагностические контрольные работы, анализ результатов таких работ позволяет провести целенаправленную коррекцию знаний и умений учащихся (привести пример работы, показать диагностическую таблицу). В этой ситуации перед учителем-предметником встает сразу несколько задач, кроме основной задачи формирования знаний и умений учащихся. Это задачи, связанные с подготовкой учащихся в следующих направлениях: понимание содержания теста, т.е. концентрация внимания; распределение времени ответа на тест; актуализация для ответа необходимой и достаточной информации из объема памяти.
Цель: Создание целостной системы, обеспечивающей эффективную и качественную подготовку выпускников к ЕНТ
Задачи: -совершенствовать индивидуальный стиль и технику работы учителя- предметника по подготовке к ЕНТ
- обеспечить индивидуальную стратегию подготовки учащихся через индивидуальный и дифференцированный подход в подготовке учащихся и классов разного профиля, разного уровня предметной подготовки
- реализовать программу психологического сопровождения учащихся
- повысить роль и заинтересованность родителей в системе работы школы по подготовке к ЕНТ.
Непосредственная подготовка к экзамену в форме ЕНТ включает, в основном, следующие этапы:
-
Организационно-установочный - ознакомление учащихся со списками учебной и дополнительной литературы, со спецификой тестирования по предмету и подготовки к нему.
-
Диагностический этап осуществляется путем вводного тестирования по всем разделам курса и индивидуальных бесед. При этом анализируются ошибки школьников, выявляются пробелы в знаниях. Так, опыт показывает, что часто затруднительными для учащихся оказываются задания, требующие знаний систематики и классификации и особенно часто возникают трудности в применении знаний.
-
Ликвидация выявленных пробелов путем повторения, основываясь на построении индивидуальной образовательной траектории, которая строится исходя из предметной осведомленности учащегося, уровня сформированностиЗУНов, особенностей развития личности учащегося.
-
Промежуточный тематический контроль - в форме тестирования по отдельным темам, фронтальный опрос.
-
Коррекция знаний и умения применять знания с помощью активных форм и методов обучения (обсуждение в классе затрудняющих вопросов, предположительная формулировка вопросов по тому же разделу.
-
Итоговое тестирование по всем разделам курса.
Педагогический мониторинг служит основой для обоснованных путей устранения недостатков учебного процесса в школе, для принятия эффективных управленческих решений.
Основные этапы осуществления мониторинга:
-
банк данных тематических и итоговых тестов;
-
проверка тестовых работ учителем, заполнение матрицы ответов учащихся;
-
банк ответов учащихся;
-
база данных (сравнение показателей различных учащихся, интерпретация результатов тестирования);
-
банк стандартов (создание технологических карт и диагностических листов на основе соотнесения реальных результатов с требованиями к знаниям и умениям учащихся);
-
банк прогностических моделей (составление программы коррекции знаний учащихся на основе диагностических листов);
-
банк управленческих моделей (принятие управленческих решений на различных уровнях - учитель, руководитель) с целью оказания методической помощи учителю.
Мониторинг отличается от обычной оценки знаний тем, что обеспечивает учителя оперативной обратной связью об уровне усвоения учащимися обязательного учебного материала.
Программа действий мониторинга.
-
Определение раздела программы (блока, модуля), с которого по определению степени обученности по предметам следует начать обучение каждого учащегося;
-
Разбивка блока (модуля, раздела) на темы, тестирование учащихся (цель - определить какими умениями школьник владеет изначально);
-
Реализация целей (для каждого ученика составляются указания, проводятся индивидуальные консультации, занятия в группе);
-
Промежуточный контроль. Результаты коррекции сопоставить с нормами;
-
Повторная коррекция;
-
Контроль (диктант, тесты);
-
Результативность. Сравнение (требуемая степень достижения цели - 85%);
-
Анализ. Педагогический диагноз (что есть положительного, что отрицательного);
-
Анализ. Педагогический прогноз: что необходимо скорректировать, какие методы особенно удачны и результативны;
-
Педагогическая помощь (индивидуальные занятия, объяснение новыми методами, т.е. соответствующий этап обучения повторяется для каждого блока учебных целей).
Итак, мониторинг позволяет проводить непрерывный контроль знаний учащихся и диагностику профессионального мастерства педагогов. Материалы о промежуточной и итоговой успеваемости учащихся оформляются в виде различных диаграмм (сводных и индивидуальных, по классам и параллелям). Изучается качество знаний в каждой параллели, результаты обучения по образовательным областям. Для организации эффективной подготовки к ЕНТ в образовательном учреждении целесообразно организовать творческую группу учителей, целью деятельности которой является качественная подготовка учащихся к сдаче единого национального тестирования.
Задачи.
-
Составить план деятельности в сотрудничестве и выработать общие рекомендации учителям по подготовке учащихся к ЕНТ на основе общего внутришкольного плана.
-
Разработать программу деятельности учителей-предметников по подготовке учащихся к ЕНТ в следующих направлениях: диагностика; организационная работа; коррекционно-развивающая деятельность; мониторинг; подвижная коррекция.
-
Создать единую систему мониторинга с целью отслеживания результативности каждого учащегося и эффективности работы учителя.
-
Собрать и систематизировать материал по предметам в папки по «ЕНТ».
-
Определить круг деятельности творческой группы: заседания; участие в МО, ПС; работа с родителями (беседы, собрания, круглые столы); информационное поле деятельности (стенд по ЕНТ).
-
Рефлексия.
Этапы работы учителя предметника по подготовке к ЕНТ:
Этапы
Направление
Формы работы
Диагностический
Выявление «западающего звена» в отдельных темах
Тестирование. Собеседования. Контрольные срезы.
Практический
Обеспечение условий для восполнения и обновления знаний
Уроки. Индивидуальная работа. Самостоятельные работы.
контрольный
Контроль за уровнем усвоения темы
Уроки. Контрольное тестирование по теме.
класс
количество
%
76%
Материал 5 класса
3
12
Материал 6 класса
1
4
Материал 7 класса
2
8
Материал 8 класса
5
20
Материал 9 класса
3
12
Материал 10 класса
5
20
Материал 11 класса
6
24
24%
-технология системного подхода в обучении, модульная технология
-проведение консультаций по повторению изученного материала
-контроль посещения учащимися групповых консультаций
-проведение групповой и индивидуальной коррекционной работы над ошибками
-организация индивидуальной, самостоятельной домашней работы учащихся
-тематический мониторинг каждого участника пробного тестирования
-тесная связь со школьной психологической службой
-работа с родителями
Мониторинг №1: Результаты республиканского мониторингового исследования «Оценка учебных достижений учащихся 5(6) и 9(10) классов общеобразовательных школ РК»
Тестовые задания были разработаны в соответствии с концептуальными подходами, принятыми в международной практике:
6 классы - 15 заданий по математике и 15 заданий по естествознанию
9 классы- 20 по математике, 20 по предметам- физика, химия, биология и география.
По результатам мониторингового исследования «Оценка учебных достижений учащихся 6 и 10 классов общеобразовательных школ РК» 2013 года награжден республиканской грамотой Гущеваров Максим ученик 6а класса, у которого процент выполнения заданий 100%.
№
Наименование школы
2013 год
2014 год
1
Школа имени Г.Актаева г.Актобе
42,9
81,3
2
Хромтауская ШГ №2
65,7
72,3
3
Комсомольская СШ
58,5
69,8
4
Токмансайская СШ
48,4
66,6
5
Школа-гимназия №17 г.Актобе
63,4
59,7
6
Бестамакская СШ
44,5
56,1
Мониторинг №2: Мониторинг итогов подготовки учащихся к сдаче ВОУД (сентябрь- февраль)
С начала учебного года в нашей гимназии была организована еженедельная подготовка учащихся 9,11 классов к сдаче ВОУД и ЕНТ (в неделю 27 часов 9 классы, 20 часов 11 классы/, организована подготовка учащихся 11 классов в каникулярное время (5 предметов, осенние каникулы 4 дня).
ВОУД 9 предметов- казахский язык, русский язык, английский язык, математика, история, физика, биология, химия и география
ЕНТ 8 предметов- казахский язык, русский язык, английский язык, математика, история, физика, биология и география
-
Организовано проведение ежемесячных пробных тестирований учащихся 9,10,11 классов, до 20 числа каждого месяца. Тестирование учащихся 9 классов проводилось учителями, 10 и 11 классов через пункт ЕНТ.
-
Ежемесячно регулярно проводился анализ и мониторинг результатов пробных тестирований.
№
Наименование
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
1
9а класс
98,7
105,9
95,8
112,8
112,6
117,2
2
9в класс
93
103,7
104,4
105,2
108,9
108,8
3
9б класс
82,6
98,2
105,3
106
106,4
111,9
Итого
91,4
102,6
101,8
108
109,3
112,6
Мониторинг итогов пробных тестирований учащихся 10 классов за 2013-2014 учебный год
1. Показатели среднего балла
Класс
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
Арай
динамика
10а
57,1
69,9
58,4
51,7
50,8
55,1
58,5
68,5
70,6
2,1
10б
55
72,5
53,8
57
54,3
58,1
69,6
62,2
71,6
9,4
55,9
71,3
55,8
54,7
52,7
56,7
64,8
65,3
71,2
5,9
2.Показатели среднего балла без казахского языка
Класс
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
Арай
динамика
10а
42,9
55,4
43
38
37,2
39,7
43,6
51,4
55,3
3,9
10б
42,4
57,3
40,1
43,4
41
44,7
53,3
48
55
7
42,6
56,4
41,3
41
39,3
42,5
49,1
49,7
55,1
5,4
3.Показатели порогового уровня в %
Класс
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
Арай
динамика
10а
68,4
25
78,9
83,3
90
85
68,4
56
29
27
10б
62,5
16,7
84,6
66,7
75
72
32
71
33
38
65,1
20,5
82,2
73,8
81,8
77,8
47,7
64
32
32
Мониторинг итогов ЕНТ по Хромтауской гимназии №2
Сравнительный анализ итогов ЕНТ за 3 года
Наименование
Средний балл
2012 год
86,9
2013 год
84,8
2014 год
99,7
1. Показатели среднего балла
сент
окт
нояб
декаб
янв
февр
март
Сәу.01
Сәу.02
Сәу.03
Сәу.04
Арай1
Арай2
Май 16.05
26.05
ЕНТ 2014
65,3
64,8
69,8
71,7
72,4
72,2
88,7
88,6
85,3
92,2
91,5
76,3
80,4
96,9
106,5
99,7
2. Показатели среднего балла без казахского языка
сент
окт
нояб
декаб
янв
февр
март
Сәу.01
Сәу.02
Сәу.03
Сәу.04
Арай1
Арай2
Май 16.05
26.05
ЕНТ 2014
48,7
47,6
51,6
54,7
54,5
55
68,5
67,9
65,3
70,5
70,1
58,8
60
75
83,4
79,7
3. Показатели порогового уровня %
сент
окт
нояб
декаб
янв
февр
март
Сәу.01
Сәу.02
Сәу.03
Сәу.04
Арай1
Арай2
Май 16.05
26.05
ЕНТ 2014
57
55
48
29
32
32
10
3
9
0
10
16
10
3
0
6
Сравнительный анализ качества знаний учащихся по предметам:
Наименование
2012
2013
2014
Английс.язык
100
75
100
География
100
71
100
Биология
75
86
100
Казахский язык
100
100
97
Математика
72
56
94
Русский язык
85
88
94
Физика
74
83
90
История Казахстана
75
88
84
Всемирная история
80
100
66
Итого по школе
84
83
92
Наименование
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель1
апрель2
апрель3
апрель4
Арай1
Арай2
май 16.05
май 26.05
ЕНТ 2014
1
Английс.язык
86
75
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
1
География
36
25
25
77
45
36
89
100
66
77
66
77
88
100
100
100
1
Биология
12
33
0
16
50
50
83
50
66
66
60
100
33
80
83
100
2
Казахский язык
95
85
85
87
97
90
100
100
100
100
96
87
97
100
100
97
3
Математика
31
27
50
58
65
68
84
77
90
94
83
58
64
100
100
94
3
Русский язык
66
60
81
77
77
61
84
94
93
100
96
90
93
97
100
94
4
Физика
9
8
11
9
20
22
60
36
50
45
70
27
18
64
100
90
5
История Казахстана
38
42
37
39
35
58
90
90
80
100
83
45
42
93
100
84
6
Всемирная история
0
33
0
0
0
0
50
33
0
100
66
33
33
66
50
66
Итого по школе
37
39
43
51
54
54
82
76
72
87
80
69
63
89
93
92
Итоги трудоустройства выпускников 11 классов:
Класс
всего
ВУЗы
ССУЗы
работают
Количество грантов
2012
44
32
9
3
11
2013
41
33
7
1
13
2014
42
39
2
1
21
%
93%
5,0%
2%
50%
Результаты единого национального тестирования 2014 года показывают соответствие уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственных стандартов.
По итогам ЕНТ 2013-2014 учебного года подтвердили 1 претендент на получение аттестата «Алтын белгі» Юшкевич Ирина 11б класс (122 балла) и 2 претендента на получение аттестата с отличием - Ларионова Анастасия(113балла), Орынбасар Актота 11б класс(119балла). Из 31 учащихся 20- учащихся набрали свыше 100 баллов (65%) и у 9 учащихся оценка «5» по всем предметам- Юшкевич Ирина, Орынбасар Актоты, Ларионова Анастасия, Мулдашева Дилара, Шонтыкова Динара, Бисенова Жанель, Утеуов Ислам, Куандык Самрат и Сергазина Асем.
Только осуществляемая системная и планомерная работа может дать определенный и позитивный результат. Особое внимание в процессе учебной деятельности по подготовке учащихся к ЕНТ занимает мониторинг качества обученности по предметам, которые учащихся сдают и будут сдавать в форме и по материалам ЕНТ. Реализация идей подготовки к ЕНТ возможна в условиях использования в сфере образования перспективных форм, методов, средств обучения. Основная цель ЕНТ объективно оценить уровень и качество подготовки выпускников. Полученная информация позволяет проанализировать различные стороны подготовки выпускников и на этой основе выявить сильные и слабые стороны предмета. Подготовка к ЕНТ не должна подменять систематическое изучение школьных предметов; как любая традиционная подготовка к экзамену, она должна включать планомерное повторение, обобщение, систематизацию знаний различных разделов курса, варьировать стандартные условия заданий, рассматривать новые типы заданий. Самой главной ценностью образования сегодня должна стать его индивидуализация. Требования учитывать индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения - очень давняя традиция. Необходимость этого очевидна, ведь учащиеся по разным показателям в значительной мере отличаются друг от друга. Под дифференциацией подразумевается учет индивидуальных особенностей учащихся в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения. На практике при подготовке к сдаче ЕНТ используются многие варианты индивидуализации и дифференциации. Действия, направленные на подготовку обучающихся к ЕНТ, должны быть согласованными, требования к детям - едиными. Очень важно организовать равноправное, профессиональное сотрудничество с учителями-предметниками на основе индивидуального вклада каждого в общее трудное дело, каковым является система работы педагогического коллектива по подготовке обучающихся и их родителей к ЕНТ. Все педагоги, работающие в 11 классах, решают общие образовательные задачи. Эффективность этой работы во многом зависит от согласованности действий всех участников образовательного процесса, от единства целей, задач и требований, предъявляемых ученикам конкретного класса. Каждый педагог заинтересован в результате своей деятельности, в частности, в успешной сдаче обучающимися экзаменов, и достичь этого можно только совместными усилиями, координируемыми классными руководителями.