Статья Воспитательная система в условиях перехода на ФГОС НОО

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воспитательная система в условиях перехода

образовательного учреждения на ФГОС нового поколения

Переход образовательного учреждения на ФГОС нового поколения предполагает организацию целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника, иначе определяемого как уклад школьной жизни, интегрированный в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей. При этом образовательное учреждение в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития должно создавать условия для обеспечения духовно-нравственного развития обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направлять образовательный процесс в начальной школе на воспитание ребенка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию России, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.

В течение 4 лет школа реализует воспитательный проект «Радуга добра».

Воспитательная система «Радуга добра» является составляющей частью программы развития школы. Она раскрывает интегральную систему по формированию личности ребёнка на основе гуманистической образовательной технологии ( педагогики сотрудничества). При разработке проекта учитывалась возможность переноса деятельности с урока на образование по выбору и досуговую деятельность, пользуясь принципиальным положением: наше стремление воспитывать должно быть незаметным для детей. За основу взята Концепция воспитания школьников по методике профессора Н.Е.Щурковой «Новое воспитание».

В соответствии с требованиями ФГОС создание стабильной воспитательной системы позволяет решить проблему повышения эффективности и качества учебно-воспитательного процесса, позволяет расширить диапазон возможностей воспитательного воздействия на личность, интегрировать организацию учебного процесса,внеурочную деятельность детей. Сохраняются традиции, которые придают устойчивость, повышают жизнеспособность системы.

Цели и задачи программы соответствую требованиям новых стандартов.

Это: создание условий для воспитания и развития жизнелюбивой личности, обогащённой научными знаниями о культуре, природе и человеке, готовой к созидательной деятельности и нравственному поведению,

- развитие интеллекта;

-формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе, Родине;

- сохранение и укрепление здоровья

Ожидаемые результаты : ориентирование в мире духовных ценностей, повышение уровня проявления воспитанности, накапливание опыта нравственных взаимоотношений подтверждаются проведенными диагностическими методиками.

Лейтмотивом системы воспитания выступает ценностное отношение к миру. Школьник приобретает способность осмысленно и осознанно выстраивать свою жизнь в согласии (либо противоречии) с ним.

Программа «Радуга добра» реализуется в форме игры-путешествия «Семь цветов у радуги - семь дорог у нас» по увлекательным дорожкам «Судьба России- моя судьба»( предполагает овладение знаниями о своей родной земле, воспитание любви и уважения к своему Отечеству, народным традициям), «Из тысячи планет- земли прекрасней нет»,(воспитание основ экологической культуры) , «Доброта спасёт мир», «Ученье - путь к уменью»,(интеллектуальное развитие) «Не бывает напрасным прекрасное»,( эстетическое воспитание)«Спорт любить- здоровым быть», «Умелые руки не знают скуки»( прикладное творчество). ( слайды)

Все дорожки Радуги Добра относительны: они «встречаются, пересекаются, сливаются». Они интегративны и сама программа интегративна, так как невозможно разделить процесс обучения и воспитания, это взаимосвязанные процессы, основанные на взаимодействии педагога, воспитателя и воспитанника, это творческое сотрудничество единомышленников.

Все классные дела находят отражение в «Панораме добрых дел». Это красочный стенд, где в виде условных значков каждый ребёнок отмечает свой вклад в радугу добра.

Воспитательная система способствует развитию классного самоуправления.

Подходы в организации воспитательной работы по программе

«Радуга Добра»

Системный Деятельностный Личностно-ориентированный

Реализуется через Проявляется в организации Ориентирует детей на связь внеурочной жизнедеятельности учащихся, вечабсолютные ценности: деятельности с педагогов и родителей, Семья, Труд, Знания, учительским наполненной разнообразными Человек,Мир.

процессом делами

Отмечу концептуальные идеи проекта

*Идея интегративности реализуется через

создание единого воспитательного пространства.

При условии:

- Взаимосвязи всех видов деятельности.Активное и системное использование межпредметных связей, усиление воспитывающего потенциала урока.

- При условии расширения социокультурного пространства и сферы общения участников образовательного процесса .

* Идея соборности и активного воспитания реализуется

через единение детей и взрослых вокруг общего дела, взаимодействие с социумом в практических делах с применением активных форм обучения: диалоговое общение, вовлечение обучающихся в процесс познания, обеспечение развития системы духовно-нравственных ценностей личности.

Именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, где внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.

Особенность статуса школы находит своё отражение в оптимальной модели внеурочной деятельности.

Приоритетным является духовно-нравственное направление. Оно реализуется с помощью региональной программы «Воспитание на социокультурном опыте»( автор И.А.Кузьмин).Данная программа в купе с предметом «Истоки» развивает социокультурную основу учебно-воспитательного процесса. Программой предусмотрено активное приобщение преподавателей, воспитанников, родителей к базисным социкультурным категориям, к вечным непреходящим духовно-нравственным ценностям через совместную деятельность. Главным результатом для обучающихся начальной школы является создание своей первой книги, которая становится семейной реликвией. На занятиях происходит постепенное присоединение детей и родителей к прошлому опыту, переосмысление настоящего и развитие способности ориентироваться на будущее, что позволяет подключить к воспитательному процессу всех субъектов воспитательного процесса.

Спортивно-оздоровительное направление представлено кружком «Уроки здоровья». Реализацией общеинтеллектуального направления занимается предметный кружок «Путешествие в мир английской фонетики» руководитель: Гребенщикова Т.Н.)Основной целью курса является развитие у обучающихся практических навыков владения английской фонетикой, обеспечение коммуникативно-психологической адаптации первоклассников к новому языковому миру.К концу курса дети усваивают разницу и особенности положения артикуляционного аппарата при изучении английских слов, знакомятся с символами транскрипции, приобретают навыки в их написании и чтении. В итоги научиваются правильно работать со словарём. Главным методическим принципом в обучении является игра.

В соответствии с требованием стандарта одной из задач является формирование умения учиться.Эту задачу решает предметный кружок «Учись учиться»( рук. Белоусова Е.А.). Принципиальной задачей курса является развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений. Курс занятий нацелен на интеллектуально-личностно-деятельностное развитие младших школьников. Дети участвуют в целеобразовании, составляют алгоритм занятия, отслеживают выполнение поставленных задач, участвуют в процессе моделирования языковых, математических, предметных объектов. Общекультурное направление представлено прикладной мастерской «Умелые руки»( рук. Ядрихинская Е.А.) и театральной студией «Кукольный театр»( рук.Белоусова Е.А.)

Все виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно между собой связаны.

При этом внеурочная деятельность организуется через систему внеурочных занятий по различным курсам, которая предполагает организацию экскурсий, встреч с интересными людьми, праздников,конкурсов,конференций,интеллектуально-познавательных и сюжетно-ролевых игр, олимпиады, соревнования, исследования, общественно полезные практики.

Таким образом, воспитательная система «Радуга добра» способствует становлению выпускника начальной школы как инициативной, деловитой, ответственной, культурной личности, готовой к дальнейшему образованию.

Воспитательная система ОУ необходима для развития и самореализации всех участников образовательного процесса и в каждой школе будет индивидуальной.

Уважаемые участники конференции!

Желаем Вам творческого поиска! С началом нового учебного года!

© 2010-2022