Работа над проектом как форма взаимодействия с обучающимися при реализации их индивидуальных образовательных маршрутов

Апробация модели индивидуальных образовательных маршрутов в Ресурсном центре МБОУ СОШ № 1 г. Ковдор Мурманской обл. определила особые формы и методы взаимодействия учителей и обучающихся. Предпочитаемой формой такого взаимодействия педагогов в РЦ со старшеклассниками является применение метода исследования в обучении.Я реализую интегрированный дистанционный курс «Симметрия вокруг нас» в рамках сетевой предпрофильной подготовки, который завершается созданием мини-проектов обучающихся. Веду совмес...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

3

Гурьянова Светлана Александровна, Работа над проектом как форма взаимодействия с обучающимися при реализации их индивидуальных образовательных маршрутов

учитель физики Ресурсного центра

МБОУ СОШ № 1

г.Ковдора,

первая квалификационная категория

Работа над проектом как форма взаимодействия с обучающимися при реализации их индивидуальных образовательных маршрутов.

Апробация модели индивидуальных образовательных маршрутов в Ресурсном центре МБОУ СОШ № 1 определила особые формы и методы взаимодействия учителей и обучающихся. Предпочитаемой формой такого взаимодействия педагогов в РЦ со старшеклассниками является применение метода исследования в обучении.

В течение трёх учебных лет я реализую интегрированный дистанционный курс "Симметрия вокруг нас" в рамках сетевой предпрофильной подготовки, который завершается созданием мини-проектов обучающихся. Это подготовительная работа будущих учащихся Ресурсного центра к исследовательской деятельности.

Работа в течение 2011-2013 г.г. с обучающимся физико-математического профильного класса Грама Михаилом, который получил диплом Правительства Мурманской области в профессиональной номинации «Лучшая работа по информатике, вычислительной технике и программному обеспечению», диплом II степени региональной VII научной инженерной выставки молодых исследователей «Будущее Севера» за исследовательскую работу «Программная модель теплового движения молекул идеального газа», кандидат в состав национальной делегации РФ для участия в Конкурсе проектов I-SWEEEP (Хьюстон, штат Техас), позволил мне обобщить опыт работы над проектом как формой взаимодействия с учащимися при реализации индивидуальных образовательных маршрутов.

Этапы проектно-исследовательской деятельности

Главная идея проектно-исследовательской деятельности - направленность учебно - познавательной деятельности на результат, который получается при решении практической, теоретической, но обязательно личностно и социально - значимой проблемы. Этот результат называется проект.

Под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у учащихся определенной системы интеллектуальных, познавательных и регулятивных компетенций.

Проектно-исследовательский метод обучения реализует деятельностный подход. В основе каждого учебного исследования лежит проблема, из которой вытекает и цель, и задачи деятельности учащихся. Целью такой работы становится поиск способов решения проблемы, а задача формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.

Главным компонентом проектно-исследовательской деятельности должен быть интеллектуальный поиск, важнейшей частью - стадия мысленного решения поставленной задачи.

Проект с точки зрения учащегося - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат, т.е. проявить субъектную позицию.

Учебный проект с точки зрения учителя - это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

Можно выделить следующие виды учебных исследований:

  • по доминирующей в проекте деятельности: исследовательские, информационные, практико-ориентированные, ролево-игровые, творческие;

  • по количеству учащихся: индивидуальные, парные, групповые, коллективные;

  • по месту проведения: урочные, внеурочные;

  • по теме: монопроекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные, свободные (выходят за рамки школьного обучения); все возможные темы можно условно распределить на три группы: фантастические, экспериментальные, теоретические.

  • по продолжительности: краткосрочные (1-2 урока), средней продолжительности (до 1 месяца), долгосрочные

Правила выбора темы проекта

Правило 1. Тема должна быть интересна ученику. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ученику, какой бы важной она ни казалась учителю, не даст должного эффекта.

Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования. Помочь ученику развить идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые компетенции, - сложная, но необходимая задача для работы учителя.

Правило 3. Учитывая интересы учащихся, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя сильным. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам.

Правило 4. Тема должна быть оригинальной. Оригинальность следует понимать, как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления или способы решения проблемы.

Правило 5. Тема должна быть доступной. Это касается и отбора материала для ее решения.

Правило 6. Сочетание желаний и возможностей. Выбирая тему, педагог должен учесть наличие требуемых средств и материалов - исследовательской базы. Ее отсутствие, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению, порождают "пустословие". Это мешает развитию критического мышления, основанного на доказательном исследовании и надежных знаниях.

Структура проекта.

Учащиеся не способны к длительной самостоятельной работе без участия взрослых, их поддержки, помощи, анализа и нацеливания на следующий этап работы.

Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов. Пропуск даже одного из этих этапов снижает эффективность работы над проектом.

  • Выбор темы.

  • Гипотеза исследования.

  • Постановка цели и задач.

  • Организация исследования.

  • Подготовка к защите и защита работы.

  • Рефлексия

Стадии работы над проектом.

Стадии работы над проектом осуществляются по правилу «шести П»:

Проблема - Планирование - Поиск информации - Продукт - Презентация - Портфолио.


Этапы работы над проектом

Этапы работы надпроектом

Цели и задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Риски

Формируемые компетенции учащегося

  1. Мотивация

Цель - мотивация учащихся к проектной деятельности.

Задачи:

- определение потребности в познании;

- определение эмоционального восприятия процесса познания.

Демонстрирует проекты учащихся, выполненные ранее. Мотивирует учащихся

Ознакомление и обсуждение, «примерка» - а смог бы я так

Нет интереса у учащихся, малая инициативность.

Формирование субъектной позиции учащегося. Данный этап позволяет формировать потребность в познании и его эмоциональном восприятии.

2. Погружение в проект

Цель - подготовка учащихся к проектной деятельности.

Задачи:

- определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;

- создание группы (групп) учащихся для работы над проектом.

Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся.

Побуждает у учащихся интерес к теме проекта.

Помогает сформулировать:

• проблему проекта;

• сюжетную ситуацию;

• цель и задачи.

Мотивирует учащихся к обсуждению, созданию проекта.

Организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта.

Помогает в анализе

и синтезе, наблюдает,

контролирует.

Консультирует учащихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку.

Формирует необходимые

специфические умения

и навыки.

Осуществляют вживание в ситуацию.

Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем.

Получают дополнительную информацию.

Определяют свои потребности.

Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор.

Осуществляют:

• анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта;

• личностное присвоение проблемы.

Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта.

Уход от поставленной темы, проблемы.

Формирование ценности познания: увлеченность учебой, стремление к получению представлений об основных законах природы и общества, творческий подход к выполнению деятельности. Формирование информационной компетенции.

2. Планирование деятельности

Цель - пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.

Задачи:

- определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации;

- установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;

- распределение задач (обязанностей) между членами группы.

Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов).

Предлагает учащимся:

• различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации; • организовать группы;

• распределить роли в группах;

• спланировать деятельность по решению задач проекта;

• продумать возможные формы презентации результатов проекта;

• продумать критерии оценки результатов и процесса.

Формирует необходимые

специфические умения

и навыки.

Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов.

Осуществляют:

• планирование работы;

• разбивку на группы;

• распределение ролей в группе;

• выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов;

• принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса;

• поиск, сбор, систематизацию и анализ информации.

Проводят оценку/ самооценку результатов данного этапа работы.

Не умеют работать над поиском информации.

Нет систематизации собранной информации.

Не имеют навыков критериального оценивания и самооценки.

Формирование информационно-методологических компетенций: знания различных

источников информации и их особенностей, методов и цикла

познания; умения обрабатывать информацию различного вида,

владение методами познания; осознание значимости новой

информации, стремление к познанию нового; наличие опыта

деятельности по подготовке докладов, написанию рефератов,

проведению наблюдений, экспериментов и др.

Формируются такие ценности познания как готовность прилагать определенные усилия в познавательной деятельности и в процессе освоения новых видов деятельности.

3. Осуществление деятельности по решению проблемы

Цель - разработка проекта.

Задачи:

- самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта.

- промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время).

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся.

Контролирует соблюдение правил техники безопасности.

Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности.

Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме.

При необходимости консультируются с учителем (экспертом).

Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах.

Не соблюдение правил техники безопасности.

Не правильно подобраны временные рамки этапов деятельности.

Формирование деятельностно-творческих компетенций: знания структуры деятельности,

принципов и этапов её организации; осознание и умение осуществлять рациональную

творческую деятельность;

наличие опыта планирования.

Формируется степень руководства при принятии решений принципами, основанными на чувстве долга.

4. Оформление результатов

Цель - структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.

Задачи:

- анализ и синтез данных;

- формулирование выводов.

Наблюдает, советует,

направляет процесс анализа.

Помогает в обеспечении проекта.

Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого.

Оформляют проект,

изготавливают продукт.

Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач.

Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы.

Не умение систематизировать и обобщать материал.

Проблемы с финансированием проекта.

Формирование субъектной позиции учащегося. Данный этап позволяет формировать потребность в представлении материала и его эмоциональном восприятии.

5. Презентация результатов

Цель - демонстрация материалов, представление результатов.

Задачи:

- подготовка презентационных материалов;

- подготовка публичного выступления;

- презентация проекта.

Организует презентацию.

Продумывает и реализует взаимодействие с родителями.

При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио.

Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности.

Выступает в качестве эксперта.

Принимает отчет:

• обобщает и резюмирует полученные результаты;

• подводит итоги обучения;

• оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.;

• акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др.

Выбирают (предлагают) форму презентации.

Готовят презентацию.

Продолжают оформлять портфолио.

При необходимости консультируются с учителем (экспертом).

Осуществляют защиту проекта.

Отвечают на вопросы слушателей.

Демонстрируют:

• понимание проблемы, цели и задач;

• умение планировать и осуществлять работу;

• найденный способ решения проблемы;

• рефлексию деятельности и результата.

Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп \ учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса.

Не умение представить проект, боязнь публичного выступления

Формирование коммуникативных компетенций: отношения к себе как к исследователю, степени самоприятия, уверенности в себе, открытостии искренности в общении с другими людьми, знания о своих позитивных качествах и умения опираться на свои сильные стороны.

6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности

Цель - оценка результатов и процесса проектной деятельности.

Задачи:

- коллективное обсуждение результатов проекта;

- самоанализ проектной деятельности.

Оценивает усилия учащихся, креативность, использование источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета, мотивирует учащихся.

Наблюдает, направляет процесс.

Осуществляют оценивание деятельности и ее результативности в ходе:

• коллективного обсуждения;

• самоанализа.

Формирование личностных компетенций: чувства ответственности за результаты своей деятельности, степени руководства при принятии решений, стремления к оценке/самооценке.

Таким образом, при реализации одной из приоритетных задач современной школы - создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции, используемая мной в работе проектно-исследовательская деятельность способствует в конечном счёте формированию субъектной позиции учащегося в обучении, положительной мотивации, творческому подходу в обучении и закладывает ценностные ориентиры.



© 2010-2022