ПРИМЕНЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ НАПРАВЛЕННЫХ НА ОВЛАДЕНИЕ УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2» а.КОШЕХАБЛЬ












МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


«ПРИМЕНЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ НАПРАВЛЕННЫХ НА ОВЛАДЕНИЕ УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ»













Санашокова Светлана Аслановна,

учитель физики и математики

МБОУ СОШ №2












а.Кошехабль

2015г.








Методические рекомендации

Применение различных форм обучения, направленных на овладение учебными предметами.



План


  1. Качество образования и пути повышения.

  2. Формы обучения. Урок как основная форма обучения.

  3. Разработка модели дистанционного обучения на ступени среднего общего образования.

  4. Дополнительные формы организации обучения.


  1. Качество образования и пути его повышения.

Термин «качество образования», широко используется многими специалистами и определяется не только глубиной и прочностью знаний, но и уровнем личностного, духовного, гражданского развития обучающихся их интеллигентностью и культурой, готовностью к самостоятельному решению жизненных проблем, степенью сформированности ключевых компетентностей.

Условиями повышения качества образования являются:

  • введение в действие ФГОС и вариативного базисного учебного плана, позволяющего учитывать особенности регионов и вариативность общеобразовательных учреждений;

  • оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки учащихся, проведение в образовательных организациях работы направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, использования эффективных методов обучения, увеличения количества и повышения качества отдыха детей. Здоровье ребенка - главный показатель качества.

Рассмотрим главные пути повышения эффективности и качества обучения:

1.Создание на каждом уроке таких условий, чтобы основами изучаемого материала учащиеся овладели на самом уроке, но усваиваться эти основы должны не механически, а осознанно.

При подготовки к уроку учитель должен продумать не только объем информации, с которой будет знакомить учащихся, но главным образом те методы приемы, средства, которые позволяют учащимся овладеть основами изучаемого материала уже на самом уроке. Необходимо добиваться того, чтобы новый материал осмысливался и частично запоминался именно на уроке. Это достигается прежде всего умением учителя выделять главное, чтобы учащиеся поняли и усвоили суть (главную идею, закон и правило), а не второстепенный материал.

2. Создание возможности для максимального развития каждого ученика в условиях коллективной работы.

Как правило, учитель в процессе подготовки ориентируется на среднего ученика. Известно, что учащимся одного класса необходимо разное время на выполнение общего задания, поэтому более сильные ученики, выполнив работу, тратят оставшееся время впустую. Для создания условий, способствующих максимальному развитию каждого ученика, необходимо не только содержание, но и объем работы для более сильных учащихся.

3. Наличие определенной структуры. В данном случае имеется в виду не внешняя сторона дела (опрос, объяснение, закрепление), а его внутренняя структура, которая незаметна для учащихся, но четко продумана педагогом.

Структура урока - это организация системы элементов урока, способствующая эффективному взаимодействию учителя и учащихся. Она определяется прежде всего тем, на что ориентируется учитель при подготовке к уроку: на продумывание своей работы или на организацию познавательной деятельности учащихся. Это в свою очередь зависит от того какая цель должна быть достигнута на конкретном уроке.

4. Увеличение доли самостоятельной работы учащихся на уроке. Главный парадокс плохо организованных уроков заключается в том, что на них сочетаются трудная и напряженная работа учителя с бездельем значительной части учащихся которые только делают вид, что внимательно слушают учителя.

5. Соблюдение межпредметных и внутрипредметных связей.

Главное - дать учащимся не только систему определенных знаний но и сформировать у них системность мышления, а это возможно лишь при соблюдении внутрипредметных связей.

Внутрипредметные связи - это постоянное повторение пройденного материала. Учителя осуществляют повторение пройденного не только по изучаемой на данном уроке теме или разделу, а связывают изучаемый материал с разделами и темами всего учебного предмета. Такая организация работы способствует системности мышления.

6. Уровень общеинтеллектуальных навыков учащихся. Надо учить работать с учебником именно на уроке. Школьники должны учиться выделять главное из прочитанного, составлять план прочитанного, уметь конспектировать.

В последнее время качество образования в школе характеризуется результатами предметных олимпиад и государственной итоговой аттестации.

В условиях модернизации образования одним из приоритетных направлений преподавания является изменение акцентов в учебной деятельности учащихся, усиление самостоятельности школьников, более широкое использование в обучении видов деятельности направленных на подготовку учащихся к новым формам контроля - к сдаче ЕГЭ.

ЕГЭ окончательно и бесповоротно стал частью жизни школы. Идеального варианта подготовки к ЕГЭ не существует . при подготовке к экзамену у каждого выпускника появляются собственные новые трудности. К сдаче экзамена можно готовится на очных занятиях, с учителем. А можно и самостоятельно, используя при этом новейшие технологии и специально разработанные методики.

ГИА - важный шаг в жизни каждого выпускника, обдумывающего выбор своего будущего, стремящегося продолжить образование и овладеть профессиональными навыками.

Проблема качества подготовки учащихся к сдачи ЕГЭ в последние годы стоит в центре внимания педагогов и выполняет функцию вступительного вузовского экзамена, поэтому очень важно повысить мотивацию учащихся к учебному процессу.

Создание условий для успешной сдачи ЕГЭ - одна из важнейших задач педагога.

Для ее реализации требуется:

  • взаимодействие всех участников образовательного процесса;

  • внедрение разнообразных технологий тестирования школьников;

  • деловой диалог учитель - ученик;

  • индивидуализация и дифференциация обучения.

Успех во многом определяется тем, насколько эффективна подготовительная работа.

Принципиально важно наличие единой позиции у всех участников образовательного процесса - учителей, учеников, родителей - по отношению к самой итоговой аттестации и к готовности выпускников.

И все же успех экзамена в первую очередь зависит от педагога, от его профессиональной готовности к новой форме государственной итоговой аттестации учащихся.

Другое непременное условие хорошей результативности экзамена - стремление самого школьника к успеху.

Самый первый параметр, который интересует общество - это процент «2» на экзамене. «На тройку должны научить всех», в этом состоит первейшая обязанность учителя, а процент «хорошистов» во многом зависит от способностей ученика, его семьи, культурного уровня окружения. На самом деле положение таково, что немалый процент выпускников научить на «3» нельзя. Именно они находятся в группе, рискующий остаться без аттестата.

Предметная готовность учащихся является компетенцией учителя. Учитель обязан добиться овладения учащимися обязательного минимума содержания образования в соответствии со стандартами.

В готовности учащихся к сдаче экзамена можно выделить следующие составляющие:

  • информационная готовность (знания о порядке, продолжительности и процедуре проведения ГИА, правилах поведения на экзамене, правилах заполнения бланков);

  • предметная готовность (качество подготовки по обязательным и профильным предметам умение выполнять задания КИМов);

  • психологическая готовность (каждый педагог должен помнить, что самое главное для обеспечения качественной подготовки к ЕГЭ - снизить напряжение и тревожность учащихся и обеспечить оптимальные условия для занятий).

Организация подготовки к проведению государственной (итоговой) аттестации начинается с анализа результатов за прошлый учебный год.

На заседаниях методических объединений учителей - предметников рассматриваются вопросы по подготовке к ГИА.

Для организации разноуровнего обучения и обобщающего повторения можно предложить разделить класс на группы:

- группа «риска» - учащиеся, которые могут не набрать минимальное количество баллов, подтверждающие освоение основных общеобразовательных программ основного и среднего общего образования;

  • -группа «слабо успевающих» - учащиеся, которые при добросовестном отношении могут набрать минимальное количество баллов, подтверждающее освоение основных общеобразовательных программ основного и среднего общего образования.

  • группа « сильных» - учащиеся претенденты на получение высоких баллов.

Учитывая степень обученности и мотивацию к учению каждой группы учащихся, учителя - предметники планируют свою работу по подготовке к ГИА как в урочное, так и во внеурочное время. Для слабоуспевающих учащихся необходимо организовать дополнительные занятия по предметам. Подготовка учащихся «группы риска» должна находиться на персональном контроле.

Необходимо определить одним из приоритетных направлений школы

совершенствование деятельности учителей - предметников по повышению качества подготовки выпускников к ГИА и ЕГЭ.

Педагогическому коллективу вести целенаправленную систематическую предпрофильную и профильную работу по повышению качества образования обучающихся 9-11 классов в соответствии с планом работы школы на учебный год.

Учителям - предметникам, преподающим в 9-х, 11-х классах, необходимо организовать разноуровневую систему обучения, осуществлять индивидуализацию обучения, организовать индивидуальные и групповые консультации, а также вести систематическую работу с банком тренировочных материалов демоверсий КИМов по всем предметам.

2.Формы обучения. Урок как основная форма обучения.

Наиболее распространенным формами обучения в современной школе являются групповые формы (фронтальное) и индивидуальное обучение.

При фронтальном обучении учитель управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса, работающего над единой задачей. Он организует сотрудничество учащихся и определяет единый для всех темп работы. Педагогическая эффективность фронтальной работы во многим зависит от умения учителя держать в поле зрения весь класс и при этом не упускать из виду работу каждого ученика. Ее результативность повышается, если учителю удается создать атмосферу творческой коллективной работы, поддерживать внимание и активность школьников. Однако фронтальная работа не рассчитана на учет их индивидуальных различий. Она ориентирована на среднего ученика, поэтому отдельные учащиеся отстают от заданного темпа работы, а другие - изнывают от скуки.

При групповых формах обучения учитель управляет учебно - познавательной деятельностью групп учащихся класса. Деятельностью учебных групп учитель руководит как непосредственно, так и опосредованно через своих помощников, которых он назначает с учетом мнения учащихся.

Индивидуальное выполнение одинаковых для всего класса или группы заданий. Однако если ученик выполняет самостоятельное задание, данное учителем с учетом учебных возможностей, то такую организационную форму обучения называют индивидуализированной. С этой целью могут применяться специально разработанные карточки. В этом случае, если учитель уделяет внимание нескольким ученикам на уроке в то время, когда другие работают самостоятельно, то такую форму обучения называют индивидуализированно - групповой.

Рассмотренные организационные формы обучения являются общими. Они применяются как самостоятельные и как элемент урока, семинара и других занятий.

Не всякая работа, которая формально протекает в коллективе, является по сути коллективной. По своему характеру она может быть сугубо индивидуальной.

Коллективная работа возникает только на базе дифференцированной групповой работы. При этом она приобретает следующее признаки:

  • класс осознает коллективную ответственность за данное учителем задание и получает за его выполнение соответствующую оценку;

  • организация выполнения задания осуществляется самим классом и способности каждого ученика и позволяет каждому лучше проявить себя в общей деятельности;

  • действует такое разделение труда, которое учитывает интересы и способности ученика и позволяет каждому лучше проявить себя в общей деятельности.

При общеклассной (фронтальной) работе исключается сотрудничество и взаимопомощь, определение обязанностей и функции. Все ученики делают одно и тоже, они не привлекаются к управлению, так как руководит учебным процессом только один учитель.

Коллективная форма организации учебной работы - это также общение обучающих и обучаемых в динамических парах или сменного состава.

С позиций целостности образовательного процесса основной организационной формой обучения является урок. В нем отражается преимущества классно - урочной системы обучения, которая при массовости охвата учащихся обеспечивает организационную четкость и непрерывность учебной работы. Она экономически выгодна, особенно по сравнению с индивидуальным обучением. Знание учителем индивидуальных особенностей учащихся и учащимся друг друга позволяет с большим эффектом использовать стимулирующее влияние классного коллектива на учебную деятельность каждого ученика. Классно - урочная система обучения, как ни одна другая, предполагает тесную связь обязательной учебной и вне учебной (внеурочной) работы. Наконец, неоспоримым ее преимуществом является возможность в рамках урока органично соединить фронтальные, групповые и индивидуальные формы обучения.

Каждый урок складывается из определенных элементов, которые характеризуются различными видами деятельности учителя и учащихся в соответствии со структурой процесса усвоения знаний, умений и навыков. Эти элементы могут выступать в различных сочетаниях, определяя таким образом структуру урока, под которой следует понимать состав элементов, их определенную последовательность и взаимосвязи между ними. Она может быть простой и довольно сложной, что зависит от содержания учебного материала, от дидактической цели (или целей) урока, возрастных особенностей учащихся и особенностей класса как коллектива. Многообразие структур уроков предполагает разнообразие и их типов.

Выделяются:

  • комбинированные или смешанные уроки:

  • уроки по ознакомлению учащихся с новым материалом, имеющие целью ознакомление учащихся с фактами, конкретными явлениями или осмысление и усвоение обобщений;

  • уроки закрепления и повторения знаний;

  • уроки, имеющие основной целью обобщение и систематизацию изученного;

  • уроки выработки и закрепления умений и навыков;

  • уроки проверки знаний и разбора проверочных работ.

Типы уроков, простые по своему строению, т.е. имеющее одну доминирующую дидактическую цель. Более всего применимы в средних и старших классах. Под уроком ознакомления учащихся с новым материалом, или сообщения (изучения) новых знаний, понимается такой урок, содержанием которого является новый, неизвестный учащимся материал, включающий в себя относительно широкий круг вопросов и требующий значительного времени на его изучение. На таких уроках в зависимости от их содержания, конкретной дидактической цели и подготовленности, учащихся к самостоятельной работе в одних случаях учитель сам излагает новый материал, в других проводится самостоятельная работа учащихся под руководством учителя, в третьих практикуется и то и другое. Структура урока ознакомления с новым материалом: повторение предыдущего материала, являющегося основой для изучения нового; объяснение учителем нового материала и работа с учебником; проверка понимания и первичное закрепление знаний; задание на дом.

На уроках закрепления знаний основным содержанием учебной работы является вторичное осмысление ранее усвоенных знаний с целью их прочного усвоения. Учащиеся в одних случаях осмысливают и углубляют свои знания по новым источникам, в других - решают новые задачи на известные им правила, в третьих - устно и письменно воспроизводят ранее приобретенные знания, в четвертых делают сообщения по отдельным вопросам из пройденного с целью более глубокого и прочного их усвоения и т.п. Структурно такие уроки предполагают прохождение следующих этапов, проверка домашнего задания, выполнение устных и письменных упражнений, проверка выполнения заданий, задание на дом.

С уроками закрепления знаний тесно связаны уроки выработки и закрепления умений и навыков. Этот процесс осуществляется на нескольких специальных уроках, а затем продолжается в виде упражнений и на других уроках при изучении новых тем. От урока к уроку материал усложняется.

При этом если в начале работы упражнения выполняются детьми с большой помощью учителя и с предварительной проверкой того, как они поняли задание, то в дальнейшим учащиеся сами устанавливают, где и какое правило требуется применить. Они должны научиться применять умения и навыки в самых разнообразных ситуациях, в том числе и в жизненной практике.

Обобщающими уроками (обобщения и систематизации знаний) является такие, на которых систематизируются и воспроизводятся наиболее существенные вопросы из ранее пройденного материала, восполняются имеющиеся пробелы в знаниях учащихся и раскрываются важнейшие идеи изучаемого курса. Обобщающие уроки приводятся в конце изучения

отдельных тем, разделов и учебных курсов в целом. Их обязательными элементами являются вступление и заключения.

Уроки проверки (контрольные) позволяют учителю выявить уровень сформированности знании, умений и навыков учащихся в определенной области, установить недостатки в овладении учебным материалом, помогают наметить пути дальнейшей работы. Контрольные уроки требуют от учащегося применения всех его знаний, умений и навыков по данной теме. Проверка может осуществляться как в устной, так и в письменной форме.

Обязательными элементами всех охарактеризованных выше уроков являются организационный этап и подведение итогов урока.

Организационный этап предполагает постановку целей и обеспечение условий для их принятия учащимися, создание рабочей обстановки, актуализацию мотивов учебной деятельности и формирование установок на восприятие, осмысление, запоминание материала. На этапе подведения итогов урока фиксируется достижение целей, определяется мера участия в их достижении всех учащихся и каждого в отдельности, делается оценка их работы и определяются ее перспективы.

Урок как организационная форма обучения - явление динамическое. Он постоянно развивается, отражая основные тенденции развития педагогического процесса в направлении его целостности. Прежде всего это выражается в оптимальной реализации триединой функции обучения - образовательно- воспитательно-развивающей, а следовательно, и в его направленности на творческое развитие сущностных сил и природных задатков учащихся.

Другая тенденция развития урока проявляется в наполнении урока жизненно важным содержанием, в организации обучения как естественного компонента жизнедеятельности учащихся. В связи с этим урок все более становится не только специально организованной формой познания, но и полноценным в социальном и нравственном отношении общением. Он выступает средством обеспечения своеобразного коммуникативного фона учебной деятельности, направленного на формирование активно положительного отношения к учению и развитие познавательного интереса. Проявлением этой тенденции является широкое использование диалогических форм обучения (бесед, обсуждений, дискуссий и т.п.), элементов проблемности, сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм учебной работы, увеличение доли кооперированно - групповых и особенно коллективных форм обучения.

Основные тенденции развития урока находят свое конкретное проявление в организационных и сугубо дидактических требованиях.

К первой группе требований относятся целевая установка урока и его общая организационная четкость (своевременность начала и создание установок на конкретный вид деятельности, максимальное использование возможностей каждого этапа и каждой минуты, оптимальный темп обучения, логическая стройность и законченность, сознательная дисциплина учащихся на протяжении всего урока); разнообразие способов организационного построения и проведения уроков; рациональное использование учебно - наглядных пособий и технических средств обучения.

Дидактические требования к уроку сводятся к соблюдению принципов обучения. На конкретном уроки их единство обеспечивает четкую постановку учебных задач и их последовательное решение; оптимальный отбор содержания, выбор форм учебной работы, методов, приемов и средств, направленных на развития познавательный активности и самостоятельное приобретение знаний под руководством учителя.

Урок как основная организационная форма обучения органично дополняется другими формами, иные из которых развивались параллельно с ним в рамках классно - урочной системы (экскурсии, консультации, домашняя работа, учебные конференции, дополнительные занятия), а другие были заимствованы из лекционно-семинарской системы и адаптированы с учетом возраста учащихся (лекции, семинары, практикумы, зачеты, экзамены).

3.Разработка модели дистанционного обучения на ступени среднего общего образования.

Использование технологий дистанционного обучения позволяет проводить обучение большого количества человек, повысить качество обучения за счет применения современных средств обучения. В классическом обучении основной формой передачи информации от учителя к обучающемуся служит «систематическое изложение учебного материала» в виде уроков, а остальные формы представлены в меньшей степени. В дистанционном же - интерактивное самообучение учащихся с помощью специально подготовленных компьютерных программ, аудио и видео материалов, учебных пособий и т.д. Таким образом, учащийся в процессе обучения занимает более активную позицию, что влечет за собой большую эффективность усвоения материала, а также более экономное использование времени учащегося, так как учебный процесс проходит в удобном для него месте, в удобное время и в удобном, а значит и более эффективном режиме.

В школьном образовании технологии дистанционного обучения пока еще не находят большого применения. Но при огромной загруженности обучающихся профильных классов кейс - технологию можно применять при подготовки к ЕГЭ. Основной составляющей кейс - технологии при подготовки к ЕГЭ является электронный учебник, который выпускается в модульном исполнении. Он содержит дидактический план, список литературы, перечень умений, которые должны быть освоены обучающимися в процессе работы над модулем. Содержательная часть выполняется в виде тематического обзора, представляющего текст реферативного характера по теме учебной дисциплины, методические рекомендации по изучению курса. Кроме того, учебник включает в себя занятия для самостоятельной работы, тренинг умений, глоссарий. Вместе с учебником разрабатывается база тестовых заданий на основе демонстрационных вариантов ЕГЭ. Дополнительно к учебнику можно разработать слайд - лекции с большим количеством рисунков, схем, диаграмм и других видео фрагментов, которые имеют свои преимущества перед классическими аудиторными лекциями, т.к. отличаются максимальной информативностью, четкой структуированностью материала и наиболее доступной для понимания формой его подачи. Эффект компьютерного обучения возрастает по мере увеличения доли учебного материала, включаемого в сценарий компьютерного воплощения дистанционного обучения. В постоянном сценарии обучающийся как бы ведет диалог с учителем, который заранее предусмотрел, какие вопросы при повторении материала могут возникнуть у обучаемого, какие типовые ошибки при разборе поясняющих примеров он может допустить, какие подсказки при этом понадобятся, к какому фрагменту учебного материала ему следует вернуться. Повторяя материал курса обучающийся может запрашивать помощь по электронной почте. По этому же каналу учителю отправляются результаты тестирования и выполнения практических заданий.

Дистанционные образовательные технологии могут быть эффективно использованы при организации различных форм самостоятельной работы учащихся, в том числе:

  • очно-заочно формы;

  • заочной формы.

Очно - заочная форма может быть рекомендована на более ранних ступенях самостоятельного освоения учебных курсов, преимущественно - базовых, и предполагает изучение общих для класса (группы) разделов программы в аудитории с последующим самостоятельным освоением учащимися учебного материала в соответствии с их индивидуальными учебными планами. Каждый учащийся имеет доступ к материалам курсов системы электронного дистанционного обучения, в соответствии с его индивидуальным учебным планом.

Вся содержательная часть самостоятельного освоения учебных материалов происходит в курсах, развернутых в системе электронного дистанционного обучения. Продвигаясь по курсам, учащиеся знакомятся с теоретическим материалом, участвуют в учебных обсуждениях, высказываются, знакомятся с мнениями одноклассников и учителя, интерпретируют, задают вопросы, выполняют задания, знакомятся с рецензиями на свои работы, делятся своим практическим опытом, участвуют в проектной, исследовательской работе.

Учитель проводит анализ учебной деятельности каждого учащегося (каждой группы учащихся) с помощью отчетов о деятельности в системе электронного дистанционного обучения, рецензирует и оценивает работы, отвечает на вопросы, организует и поддерживает дискуссию в форумах, побуждает учащихся высказываться и реагировать на высказывания друг друга, направляет проектную, исследовательскую работу школьников.

Заочная форма может быть рекомендована на более поздних ступенях самостоятельного освоения учебных курсов, преимущественно - профильных, и предполагает более активное использование дистанционных образовательных технологий. Вся содержательная часть самостоятельного освоения учебных материалов также происходит в курсах, развернутых в системе электронного дистанционного обучения. Для учебного взаимодействия в режиме реального времени педагог и учащиеся могут использовать аудио - или видеоконференцию, чат: для учебного взаимодействия в режиме отложенного времени - форум.

Целесообразно создание в образовательном учреждении (образовательной организации) дистанционной службы консультаций. Каждый учащийся должен иметь через Интернет доступ к курсам системы электронного дистанционного обучения по предметам. Рекомендуется иметь все необходимые для самостоятельной учебной работы: теоретические материалы, рекомендации по выполнению заданий разных типов, организовать дежурство учителей в форумах курсов, а также в чатах, аудио и видео комнатах. Учебное взаимодействие должно происходить по запросу ученика или по инициативе учителя, если он диагностировал трудность в самостоятельном освоении школьником учебного материала. При организации работы службы консультаций могут быть эффективно использованы взаимопомощь учащихся, работа в виртуальных группах.

4. Дополнительные формы организации обучения.

Дополнительные занятия проводятся с отдельными учащимися или группой с целью пробелов в знаниях выработки умений и навыков, удовлетворения повышенного интереса к учебному предмету.

При отставании в учебе прежде всего необходимо вскрыть его причины, что и будет определять конкретные формы, методы и приема работы с учащимися. Это могут быть не сформированность умений и навыков учебной работы, утраты интереса к учебному предмету или общее замедленное развитие. На дополнительных занятиях опытные учителя практикует различные виды помощи: разъяснение отдельных вопросов, повторное объяснение темы. При этом в одних случаях требуется большее использования наглядности, а в других - словесной конкретизацией.

Для удовлетворения познавательного интереса и более глубокого изучения определенных предметов с отдельными учащимися проводятся занятия, на которых решаются задачи повышенной трудности, обсуждаются научные проблемы, которые выходят из рамки обязательных программ, даются рекомендации по самостоятельному освоению интересующих проблем.

С дополнительными занятиями тесно связаны консультации. В отличие от первых они, как правило, эпизодические, поскольку организуются по мере необходимости. Различают текущие, тематические и обобщающие (например, при подготовки к экзаменом или зачетам) консультации. Консультации в школе обычно групповые, что не исключает, конечно, и индивидуальных консультаций. Нередко практикуется выделение специального дня консультаций, хотя часто в этом нет особой необходимости, поскольку педагоги и учащиеся находятся в постоянном общении и имеют возможность оговорить время проведения консультации по мере необходимости.

Необходимость домашней работы учащихся обусловлена не столько решением чисто дидактических задач ( закрепление знаний, совершенствования умений и навыков и т.п.),сколько задачами формирования навыков самостоятельной работы и подготовки школьников к самообразованию. Поэтому утверждения, что в домашних заданиях нет необходимости, поскольку основное должно быть изучено на уроке, несостоятельны. Домашняя работа имеет не только образовательное, но и большое воспитательное значение, формируя чувство ответственности за порученное дело, вырабатывая аккуратность, усидчивость и другие социально ценные качества.

Домашнее учебное работа учащихся принципиально отличается от классной прежде всего тем, что протекает без непосредственного руководства учителя, хотя и по его указаниям. Ученик сам определяет время выполнения задания, выбирает наиболее приемлемый для ритм и темп работы.

Особым видом являются задания творческого характера (написания изложений, сочинений, выполнение рисунков, изготовление поделок, наглядных пособий и т.п.).

Могут быть индивидуальные домашние задания и задания отдельным группам учащихся.

Методика организации домашней работы - одно из слабых мест в деятельности школы и семьи. Часто задавание уроков на дом вообще не выделяется как самостоятельный этап урока. Между тем задавание уроков на дом должно прежде всего помочь учащимся самостоятельно учится.

Редко практикуемой в школах, но довольно действенной формой организации обучения, имеющей своей целью обобщение материала по какому - либо разделу программы, является учебная конференция. Она требует большой (прежде всего длительной) подготовительной работы (проведение наблюдений, обобщение материалов экскурсий, постановка опытов, изучение литературных источников и т.п.).

Конференции могут проводиться по всем учебным предметам и в то же время далеко выходить за рамки учебных программ. В них могут принимать участие учащиеся других (параллельных прежде всего) классов, учителя, представители науки, искусства и производства, участники войны, ветераны труда.

В старших классах используется лекция, адаптированная к условиям школы. Школьные лекции успешно применяются при изучении как гуманитарных, так и естественнонаучных дисциплин. Как правило, это вводные и обобщающие лекции, реже они представляют собой модификацию урока сообщения новых знаний.

В условиях школы лекция во многом приближается к рассказу, но значительно продолжительнее по времени. Она может занимать урочное время целиком. Обычно лекция используется когда учащимся необходимо дать дополнительный материал или обобщить его (например по истории, географии, химии, физике), поэтому она требует записи.

В начале лекции учитель сообщает тему и записывает план. На этапе слушания и фиксирования лекции на первых порах учащимся необходимо указывать, что записывать, но не превращать лекцию в диктовку. В дальнейшем они должны самостоятельно по интонации и темпу изложения выделять подлежащее записи. Учащихся необходимо учить записывать лекции, а именно показывать приемы конспектирования, использования общеупотребительных сокращений и обозначений, учить дополнять материал лекции, применять необходимые схемы, чертежи, таблицы.

Школьной лекции должна предшествовать подготовка учащихся к восприятию. Это может быть повторение необходимых разделов программ, выполнение наблюдений и упражнений и т.п.

Семинарские занятия проводится в старших классах при изучении гуманитарных предметов. При этом используется два вида семинаров: в форме докладов и сообщений, в вопросно - ответной форме. Сущность семинаров заключается в коллективном обсуждении предложенных вопросов, сообщений, рефератов, докладов, подготовленных учащимися под руководством учителя.

Семинарскому занятию предшествует длительная заблаговременная подготовка. Сообщается план занятия, основная и дополнительная литература, намечается работа каждого ученика и класса в целом. Структурно семинара довольно просты. Они начинаются с краткого вступления учителя (введение в тему), затем последовательно обсуждаются объявленные вопросы. В конце занятия учитель подводит итог, делает обобщение. Если готовились сообщения или доклады, то обсуждение строится на их основе при активном участии оппонентов, которые тоже готовятся заранее и предварительно ознакомились с содержанием сообщений.

Особой формой семинара является семинар - диспут. Его отличие от внеучебных диспутов в том, что сохраняется постоянный состав класса, диспутом всегда руководит учитель и сохраняются традиции коллективной работы учащихся на уроке. Семинар - диспут имеет и особую цель - формирование оценочных суждений. Утверждение мировоззренческих позиций.

Практикумы, или практические занятия, применяются при изучении дисциплин естественнонаучного цикла, а также в процессе трудовой и профессиональной подготовки. Они проводятся в лабораториях и мастерских, в учебных кабинетах и на учебно-опытных участках, в ученических производственных кабинетах и ученических производственных бригадах учащихся. Обычно работа строится в парах или индивидуально по инструкции или алгоритму, предложенному учителем. Это могут быть измерения на местности ,сборка схем, ознакомление с приборами и механизмами, проведение опытов и наблюдений и т.п.

Практикумы во многом способствуют решению задач политехнического образования и трудовой подготовки школьников.

Вспомогательные формы организации обучения. К ним относятся те из них, которые направлены на удовлетворение многосторонних интересов и потребностей детей в соответствии с их склонностями. Это прежде всего факультативы и разнообразные формы кружковой и клубной работы.

Эффективной формой дифференцированного обучения и воспитания являются факультативы. Их основная задача - углубление и расширение знаний, развитие способностей и интересов учащихся, проведение планомерной профориентационной работы. Распределение учащихся по факультативам добровольное, но состав остается стабильным в течение года (или двух лет).

Факультатив работает по определенной программе, которая не дублирует учебную. Эффективным на занятиях факультатива является сочетание лекций его руководителя с различными видами самостоятельной работы учащихся (практические, реферативные работы, проведение небольших исследований, обзоры книжных новинок, дискуссий в группах, выполнение индивидуальных заданий, обсуждение докладов учащихся).

Проверка и оценка знаний на факультативных занятиях больше является обучающей, чем контролирующей. Отметка выставляется только в том случае, когда она является результатом большой работы, проведенной учащимися, и выставляется чаще всего в виде зачета.

Занятия в кружках и клубах по интересам, так же как и факультативные занятия, предполагают определенную программу деятельности. Однако эта программа менее строгая и допускает внесение существенных коррективов в зависимости от пожеланий детей, изменяющихся обстоятельств деятельности и других факторов. Кружковая и клубная работа строится на принципах добровольности, развития инициативы и самодеятельности детей, романтики и игры, учета возрастных и индивидуальных особенностей.



Библиографический список:

1.Епишова О.Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода. М:Просвещение, 2013г.

2.Кузнецова Л.В., Суворова С.Б., Рослова Л.О. Экзамен для девятиклассников. Газета «Математика», издательский дом «Первое сентября», №17-23,2010г.

3.Лысенко Ф.Ф. Алгебра 9 класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА. Учебно-методическое пособие. Ростов-на Дону. 2011г.

4.новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под редакцией Е.С.Полат. Москва.2013г.

5.Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы. Ростов-на Дону. 2014г.

© 2010-2022