- Преподавателю
- Директору, завучу
- Доклад к педсовету по теме: «Уровневая дифференциация как средство достижения образовательного стандарта»
Доклад к педсовету по теме: «Уровневая дифференциация как средство достижения образовательного стандарта»
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Исчалова Т.В. |
Дата | 21.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Доклад к педсовету по теме: «Уровневая дифференциация как средство достижения образовательного стандарта».
Министерство образования и науки определило и обнародовало приоритетные направления развития образования.В «Приори-
тетных направлениях развития образовательной системы Рос-
сийской Федерации» директор Департамента по государственной
политике в сфере образования И.И.Калина озвучил эти направле-
ния:
-совершенствование содержания и технологии образования;
-развитие системы его качества;
-повышение эффективности его управления;
-улучшение экономических и правовых аспектов;
-информатизация образования как средство реализации качест-
венных изменений;
-реализация госстандартов в образовании на основе компетент-
ностного подхода;
-качество образования;
-система подготовки кадров;
-проблемы молодёжной политики (молодёжь должна чувство-
вать, что благодаря образованию она становится успешной).
В нашей педагогической литературе феномен «воспитание»
описывается часто.Гораздо реже говорится о перевоспитании.
Очень мало материалов по теории и методике работы вечерних школ и особенно наших.Наши учащиеся-это неудачные результаты
педагогического «производства», социально-семейных конфлик-
тов, миграции, безработицы. Практически каждый ученик прихо-
дит к нам с явно выраженным психологическим барьером «шко-
ла-учитель-учебный предмет», в состоянии дидактической запу-
щенности и социальных травм.Социальный портрет этого учебного
контингента вариативен: рабочие, служащие, безработные, а ныне
все осужденные. Очень редко среди них встречаются с высокой
мотивацией к учёбе, в основном это люди с бесконечным отвра-
щением ко всему , что связано со школой или безучастные люди.
Посмотрев представленный документ об образовании, мы зачис-
ляем учащегося в определённый класс. Но всем нам известна
разница между документом об образовании и реальной социаль-
но-педагогической запущенностью человека давно выпавшего из возрастного образовательного потока. И мы с вами должны выст-
роить педагогический процесс , опираясь на реальность. Вот здесь то и встаёт со всей остротой проблема теории и практики педаго-
гики-процесса перевоспитания, процесса реадаптации личности
средствами образования. И наш старый лозунг «Учить всех, учить
каждого, учить хорошо» остался злободневным и не только потому, что нас обязывает закон об образовании.
Но как это сделать практически?
Одной из основных задач реформирования школы является задача
разработки и внедрения в практику новых педагогических техноло-
гий, учитывающих индивидуальные особенности и интересы уча-
щихся. Следует отметить , что главным средством развития инди-
видуальности личности является дифференцированное обучение, которое предполагает учёт различий между группами людей по особенностям их психологической организации, своеобразия и уникальности. Прежде всего это относится к обучаемости. И.М.Че-
редов: «Обучаемость характеризуется скоростью процессов фор-
мирования знаний , лёгкостью овладения приёмами умственной
деятельности.»
Анализ справок о работе педколлективов по дифференцирован-
ному обучению показал, что практически все учителя проводят эту работу. Я согласна с мнением эаведующих школ, что у нас полная
индивидуализация невозможна по многим причинам: тип учреждения, различные программы, учебники. Но наши учащиеся
имеют право и возможность усваивать программу на различных
уровнях, но не ниже обязательного. Задача любого педколлектива: создать наиболее благоприятные условия для развития личности, её индивидуальности, помочь этой личности развиться, проявить-
ся, самоопределиться и самореализоваться. В школах различают
внешнюю и внутреннюю дифференциацию. Наиболее значимой для нас является внутренняя дифференциация, т.к. здесь проводит-
ся наиболее полный учёт индивидуальных особенностей учащихся.
Эта работа в школе 3 отд. предполагает:
-
Вариативность темпов материала (урок, фак-вы, инд. занятия);
-
Дифференциация учебных заданий;
-
Выбор разных видов деятельности;
4Определение характера и степени дозировки помощи со стороны учителя
Однако ни один учитель не отметил , как учащиеся делятся на группы, по какому принципу? Доктор психологических наук
И. Якиманская считает ,что работу с учащимися надо начинать с
квалифицированного педагогического наблюдения за каждым учеником. В распоряжении учителя должен быть дидактический материал, позволяющий определить интересы и наклонности уча-
щихся. Индивидуальные наблюдения оформляются в виде индивидуальной карты психического развития и служат основным документом для выбора дифференцированных форм обучения.
Особенностью внутренней дифференциации является то, что она направлена не только на учащихся, испытывающих определённые трудности в обучении, но и на учащихся , имеющих более высокую мотивацию к учению. Эта дифференциация осуществляется в форме системы уровневой дифференциации на основе планирования результатов обучения. При уровневой дифференциа-
ции ученик, учитывая свои способности, интересы, потребности, получает право выбирать объём и глубину усваиваемого материала.
В основе такого обучения - базовый уровень (госстандарт), кото-
рый определяет нижнюю границу.Возможность ограничиться
этим уровнем при изучении нелюбимых, трудных предметов, обеспечивает достаточные пределы их усвоения. Такая форма диф-
ференцированного обучения практикуется на уроках физики (к/р.) в отд.№1 (Ерошкин Н.П.), уроках математики (зачёты) в фил. №1 (Игуменова М.А.), уроках истории (изучение нового материала) в фил. №3 (Пермякова С.С.). Реализация уровневой дифференциации
даёт возможность каждому ученику выбирать для себя уровень усвоения материала, что формирует у него уважение к себе, выра-
батывает ответственность в принятии решений. Реализация уров-
невой дифференциации требует серьёзной подготовки от учителя,
который учитывая уровень знаний учащихся, сформированность
их умений и навыков, способ познавательной деятельности, делит
класс на 3-4 группы. Другой очень интересный вариант предлага-
ет учитель физики фил. №2 Моисеева Л.В. Учитель заранее состав-
ляет задания различные по уровню сложности, оговаривая, сколь-
ко баллов получит ученик правильно выполнивший задание и сколько баллов нужно набрать, чтобы получить определённую
оценку. Тут учащиеся имеют возможность не только проверить
свой уровень знаний но и право свободного выбора задания,
возможность оценить себя, самореализоваться, возможность само-
совершенствования.
Анализируя работу педколлектива Ц.О. следует отметить, что
наши учителя при организации дифференцированного обучения
учитывают:
1.Уровень психических процессов и свойств мышления, т.е. генетическое разнообразие людей. Обязательный минимум содержания образования должны усвоить все, но кроме этого:
-подготовка сообщений сильными учащимися (фил.№5);
-использование тетрадей по предметам с разноуровневыми заданиями, применение дидактического материала (фил.№2,5);
-использование таблиц, схем, карт, перфокарт, памяток, алгоритмов при организации самостоятельной работы с учебником (отд.№2, фил.№1,2,3,4,5);
-сильные учащиеся пишут рецензии на письменные работы слабых учеников(фил.№1,2);
-индивидуальные карточки, к/р., к/зачёты, тестовые задания по уровням сложности (отд.№1,2; фил.№2,6).
-
сформированность навыков и умений учебного труда, умение рационально планировать учебную деятельность, осуществлять самоконтроль:
- взаимопроверка в парах (отд.№2, фил.№4,5 );
-различные формы работы с сильными и слабыми учащимися
(фил.№2,3,6);
-взаимопроверка на разных уровнях одного и того же задания;
-самостоятельная работа с учебником: разные виды заданий
3.Отношение к учению: интересы и склонности:
- практическая направленность заданий (отд.№2, фил.№6);
- работа с дополнительной лит-рой (отд.№2, фил.№5);
- использование тетрадей по предметам (фил.№5).
4.Работоспособность, антипод «усталости»:
-индивидуальные карточки, которые дают возможность увеличить объём для сильных (фил.№2,6 );
-заранее оговаривают задания, правильное выполнение которых гарантирует определённые оценки (фил.№2,4 ).
5.Образовательная подготовка по ранее пройденному материалу.
Дифференцированное обучение поводится на всех этапах урока: при изучении нового материала, при закреплении, при опросе и особенно при организации итогового контроля.
Заведующий фил.№4 Самсыгин А.Г. отмечает, что при организации диф-
ференцированного обучения учитель перестаёт быть главным источником информации. Здесь увеличивается его роль в организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся. В условиях дифференциации ученик определяет направления собственной реализации на основании имеющихся способностей, интересов, и выбирает ту образовательную траекторию, которая ему наиболее близка. Больше всего внимания учителя данной школы уделяют уровневой дифференциации .
Заслуживает внимания опыт работы педагогического коллектива школы фил.№5 по организации дифференцированного обучения, где все учителя взяли эту тему как тему самообразования. В течение учебного года они изучали теоретические аспекты дифференцированного обучения, а также все новинки методической литературы по данному вопросу с тем, чтобы эффективнее проводить уровневую дифференциацию. Учителями было отмечено, что диффе-
ренцированное обучение помогает эффективнее усваивать учебный материал, повышает эмоциональный настрой на уроке, повышает интерес к изучаемому материалу, повышает уровень обученности учащихся. И самое главное- поддер-
живает положительное отношение к посещению школы.
В итоге хочется сказать, что И.Якиманская выделяет следующие условия ор-
ганизации внутренней дифференциации:
-
разные варианты усвоения материала, позволяющие на едином базовом уровне индивидуализировать процесс обучения;
-
создание условий для самостоятельного выбора способов работы, типов заданий, видов и форм учебного материала;
-
использование разнообразных форм занятий;
-
специальная подготовка учителя, умение гибко выбирать методические приёмы обучения;
-
особые требования к личности педагога: доброжелательное отношение к ученикам независимо от их реальных достижений, стремление к поощрению;
особая культура школы: атмосфера сотрудничества и взаимопонимания.