Доклад к педсовету по теме: «Уровневая дифференциация как средство достижения образовательного стандарта»

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад к педсовету по теме: «Уровневая дифференциация как средство достижения образовательного стандарта».

Министерство образования и науки определило и обнародовало приоритетные направления развития образования.В «Приори-

тетных направлениях развития образовательной системы Рос-

сийской Федерации» директор Департамента по государственной

политике в сфере образования И.И.Калина озвучил эти направле-

ния:

-совершенствование содержания и технологии образования;

-развитие системы его качества;

-повышение эффективности его управления;

-улучшение экономических и правовых аспектов;

-информатизация образования как средство реализации качест-

венных изменений;

-реализация госстандартов в образовании на основе компетент-

ностного подхода;

-качество образования;

-система подготовки кадров;

-проблемы молодёжной политики (молодёжь должна чувство-

вать, что благодаря образованию она становится успешной).

В нашей педагогической литературе феномен «воспитание»

описывается часто.Гораздо реже говорится о перевоспитании.

Очень мало материалов по теории и методике работы вечерних школ и особенно наших.Наши учащиеся-это неудачные результаты

педагогического «производства», социально-семейных конфлик-

тов, миграции, безработицы. Практически каждый ученик прихо-

дит к нам с явно выраженным психологическим барьером «шко-

ла-учитель-учебный предмет», в состоянии дидактической запу-

щенности и социальных травм.Социальный портрет этого учебного

контингента вариативен: рабочие, служащие, безработные, а ныне

все осужденные. Очень редко среди них встречаются с высокой

мотивацией к учёбе, в основном это люди с бесконечным отвра-

щением ко всему , что связано со школой или безучастные люди.

Посмотрев представленный документ об образовании, мы зачис-

ляем учащегося в определённый класс. Но всем нам известна

разница между документом об образовании и реальной социаль-

но-педагогической запущенностью человека давно выпавшего из возрастного образовательного потока. И мы с вами должны выст-

роить педагогический процесс , опираясь на реальность. Вот здесь то и встаёт со всей остротой проблема теории и практики педаго-

гики-процесса перевоспитания, процесса реадаптации личности

средствами образования. И наш старый лозунг «Учить всех, учить

каждого, учить хорошо» остался злободневным и не только потому, что нас обязывает закон об образовании.

Но как это сделать практически?

Одной из основных задач реформирования школы является задача

разработки и внедрения в практику новых педагогических техноло-

гий, учитывающих индивидуальные особенности и интересы уча-

щихся. Следует отметить , что главным средством развития инди-

видуальности личности является дифференцированное обучение, которое предполагает учёт различий между группами людей по особенностям их психологической организации, своеобразия и уникальности. Прежде всего это относится к обучаемости. И.М.Че-

редов: «Обучаемость характеризуется скоростью процессов фор-

мирования знаний , лёгкостью овладения приёмами умственной

деятельности.»

Анализ справок о работе педколлективов по дифференцирован-

ному обучению показал, что практически все учителя проводят эту работу. Я согласна с мнением эаведующих школ, что у нас полная

индивидуализация невозможна по многим причинам: тип учреждения, различные программы, учебники. Но наши учащиеся

имеют право и возможность усваивать программу на различных

уровнях, но не ниже обязательного. Задача любого педколлектива: создать наиболее благоприятные условия для развития личности, её индивидуальности, помочь этой личности развиться, проявить-

ся, самоопределиться и самореализоваться. В школах различают

внешнюю и внутреннюю дифференциацию. Наиболее значимой для нас является внутренняя дифференциация, т.к. здесь проводит-

ся наиболее полный учёт индивидуальных особенностей учащихся.

Эта работа в школе 3 отд. предполагает:

  1. Вариативность темпов материала (урок, фак-вы, инд. занятия);

  2. Дифференциация учебных заданий;

  3. Выбор разных видов деятельности;

4Определение характера и степени дозировки помощи со стороны учителя

Однако ни один учитель не отметил , как учащиеся делятся на группы, по какому принципу? Доктор психологических наук

И. Якиманская считает ,что работу с учащимися надо начинать с

квалифицированного педагогического наблюдения за каждым учеником. В распоряжении учителя должен быть дидактический материал, позволяющий определить интересы и наклонности уча-

щихся. Индивидуальные наблюдения оформляются в виде индивидуальной карты психического развития и служат основным документом для выбора дифференцированных форм обучения.

Особенностью внутренней дифференциации является то, что она направлена не только на учащихся, испытывающих определённые трудности в обучении, но и на учащихся , имеющих более высокую мотивацию к учению. Эта дифференциация осуществляется в форме системы уровневой дифференциации на основе планирования результатов обучения. При уровневой дифференциа-

ции ученик, учитывая свои способности, интересы, потребности, получает право выбирать объём и глубину усваиваемого материала.

В основе такого обучения - базовый уровень (госстандарт), кото-

рый определяет нижнюю границу.Возможность ограничиться

этим уровнем при изучении нелюбимых, трудных предметов, обеспечивает достаточные пределы их усвоения. Такая форма диф-

ференцированного обучения практикуется на уроках физики (к/р.) в отд.№1 (Ерошкин Н.П.), уроках математики (зачёты) в фил. №1 (Игуменова М.А.), уроках истории (изучение нового материала) в фил. №3 (Пермякова С.С.). Реализация уровневой дифференциации

даёт возможность каждому ученику выбирать для себя уровень усвоения материала, что формирует у него уважение к себе, выра-

батывает ответственность в принятии решений. Реализация уров-

невой дифференциации требует серьёзной подготовки от учителя,

который учитывая уровень знаний учащихся, сформированность

их умений и навыков, способ познавательной деятельности, делит

класс на 3-4 группы. Другой очень интересный вариант предлага-

ет учитель физики фил. №2 Моисеева Л.В. Учитель заранее состав-

ляет задания различные по уровню сложности, оговаривая, сколь-

ко баллов получит ученик правильно выполнивший задание и сколько баллов нужно набрать, чтобы получить определённую

оценку. Тут учащиеся имеют возможность не только проверить

свой уровень знаний но и право свободного выбора задания,

возможность оценить себя, самореализоваться, возможность само-

совершенствования.

Анализируя работу педколлектива Ц.О. следует отметить, что

наши учителя при организации дифференцированного обучения

учитывают:

1.Уровень психических процессов и свойств мышления, т.е. генетическое разнообразие людей. Обязательный минимум содержания образования должны усвоить все, но кроме этого:

-подготовка сообщений сильными учащимися (фил.№5);

-использование тетрадей по предметам с разноуровневыми заданиями, применение дидактического материала (фил.№2,5);

-использование таблиц, схем, карт, перфокарт, памяток, алгоритмов при организации самостоятельной работы с учебником (отд.№2, фил.№1,2,3,4,5);

-сильные учащиеся пишут рецензии на письменные работы слабых учеников(фил.№1,2);

-индивидуальные карточки, к/р., к/зачёты, тестовые задания по уровням сложности (отд.№1,2; фил.№2,6).

  1. сформированность навыков и умений учебного труда, умение рационально планировать учебную деятельность, осуществлять самоконтроль:

    - взаимопроверка в парах (отд.№2, фил.№4,5 );

    -различные формы работы с сильными и слабыми учащимися

    (фил.№2,3,6);

    -взаимопроверка на разных уровнях одного и того же задания;

    -самостоятельная работа с учебником: разные виды заданий

    3.Отношение к учению: интересы и склонности:

    - практическая направленность заданий (отд.№2, фил.№6);

    - работа с дополнительной лит-рой (отд.№2, фил.№5);

    - использование тетрадей по предметам (фил.№5).

    4.Работоспособность, антипод «усталости»:

    -индивидуальные карточки, которые дают возможность увеличить объём для сильных (фил.№2,6 );

    -заранее оговаривают задания, правильное выполнение которых гарантирует определённые оценки (фил.№2,4 ).

    5.Образовательная подготовка по ранее пройденному материалу.

    Дифференцированное обучение поводится на всех этапах урока: при изучении нового материала, при закреплении, при опросе и особенно при организации итогового контроля.

    Заведующий фил.№4 Самсыгин А.Г. отмечает, что при организации диф-

    ференцированного обучения учитель перестаёт быть главным источником информации. Здесь увеличивается его роль в организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся. В условиях дифференциации ученик определяет направления собственной реализации на основании имеющихся способностей, интересов, и выбирает ту образовательную траекторию, которая ему наиболее близка. Больше всего внимания учителя данной школы уделяют уровневой дифференциации .

    Заслуживает внимания опыт работы педагогического коллектива школы фил.№5 по организации дифференцированного обучения, где все учителя взяли эту тему как тему самообразования. В течение учебного года они изучали теоретические аспекты дифференцированного обучения, а также все новинки методической литературы по данному вопросу с тем, чтобы эффективнее проводить уровневую дифференциацию. Учителями было отмечено, что диффе-

    ренцированное обучение помогает эффективнее усваивать учебный материал, повышает эмоциональный настрой на уроке, повышает интерес к изучаемому материалу, повышает уровень обученности учащихся. И самое главное- поддер-

    живает положительное отношение к посещению школы.

    В итоге хочется сказать, что И.Якиманская выделяет следующие условия ор-

    ганизации внутренней дифференциации:

  2. разные варианты усвоения материала, позволяющие на едином базовом уровне индивидуализировать процесс обучения;

  3. создание условий для самостоятельного выбора способов работы, типов заданий, видов и форм учебного материала;

  4. использование разнообразных форм занятий;

  5. специальная подготовка учителя, умение гибко выбирать методические приёмы обучения;

  6. особые требования к личности педагога: доброжелательное отношение к ученикам независимо от их реальных достижений, стремление к поощрению;

    особая культура школы: атмосфера сотрудничества и взаимопонимания.

© 2010-2022