- Преподавателю
- Директору, завучу
- Выступление на муниципальном семинаре заместителей директоров по воспитательной работе Система работы педагогов-организаторов в организации досуговой деятельности учащихся (из опыта работы)
Выступление на муниципальном семинаре заместителей директоров по воспитательной работе Система работы педагогов-организаторов в организации досуговой деятельности учащихся (из опыта работы)
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Макарова А.П. |
Дата | 14.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 16
Бугульминского муниципального района
Республики Татарстан
Выступление на муниципальном семинаре заместителей
директоров по воспитательной работе
Система работы педагогов-организаторов
в организации досуговой деятельности учащихся
(из опыта работы)
Педагог-организатор Макарова А.П.
2012 год
Система работы педагогов-организаторов
в организации досуговой деятельности учащихся
Совершенствование содержания форм и методов учебно-воспитательного процесса в школе, а также внеклассной, внешкольной деятельности с учащимися во многом зависит от профессионального мастерства педагогического коллектива, в том числе и от педагога-организатора. С целью улучшения методического обеспечения деятельности педагогов-организаторов, повышения качества их работы возникла потребность в создании данных рекомендаций.
Должность педагога-организатора в учреждениях образования введена в соответствии с приказом Минобразования РФ от 14 декабря 1995 г. № 622/1646. Основное назначение этой должности заключается в организации воспитательного процесса, внеклассной, внешкольной работы с детьми во взаимодействии с детско-юношескими объединениями, в предупреждении и профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, в организации культурно-массовых мероприятий. Педагог-организатор подчиняется непосредственно заместителю директора школы по воспитательной работе. Педагог-организатор должен иметь как минимум среднее специальное профессиональное.
В соответствии с нормативными документами воспитательная сущность деятельности и профессиональная миссия педагога-организатора заключаются в регулировании воспитательного процесса через создание условий для максимального самовыражения воспитанников, удовлетворения их социальных потребностей, самореализации внутренних ресурсов, поддержания инициативы, побуждения к самовоспитанию, организации досуга, внеурочной жизнедеятельности, а также для предупреждения и профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.
Ведущими функциями педагога-организатора являются: воспитательная, защитная, организационно-управленческая, методическая, профилактическая. Воспитательная функция обеспечивает: целенаправленное педагогическое влияние на личностное становление детей и молодежи; создание условий для
достижения эффективных результатов в воспитательной деятельности; приобщение учащихся к духовным, нравственным и культурным ценностям; полноценное использование воспитательного потенциала среды; стимулирование самовоспитания, самообразования и саморазвития школьников.
Защитная функция содействует реализации прав и свобод учащихся, зафиксированных в законодательных документах РФ, РТ, Конвенции ООН о правах ребенка; способствует ограждению воспитанников от негативных влияний среды, эксплуатации их сил и защите человеческого достоинства; обеспечивает уважительное отношение к личности ребенка, его точке зрения, мнениям, убеждениям.
Организационно-управленческая функция предоставляет педагогу-организатору возможности: стать организатором моделирования, проектирования, планирования, реализации и анализа воспитательной деятельности; определять способы организации воспитательной работы, внеурочной жизнедеятельности, самоуправления учащихся и пути достижения воспитательных целей; осуществлять взаимодействие с необходимыми социальными институтами, учреждениями и организациями, привлекать к совместной деятельности всех субъектов воспитательного процесса и квалифицированных специалистов; содействовать образованию детских объединений, кружков, секций и помогать им в реализации своих целей.
Методическая функция предполагает оказание методической помощи классным руководителям, воспитателям, руководителям детских и молодежных общественных объединений, органам ученического самоуправления, воспитателям групп продленного дня. В соответствии с этой функцией педагог-организатор должен заботиться о повышении профессионального уровня руководителей детских коллективов, организовывать обучение и консультирование, вести просветительскую работу с родителями.
Профилактическая функция способствует выявлению отрицательных влияний на развитие учащихся, содействует предупреждению и преодолению негативных поступков школьников, побуждает педагога-организатора к созданию
условий для реализации внутреннего потенциала воспитанников и привлечению их к участию в разнообразных видах деятельности, соответствующих их интересам, потребностям и склонностям. Эта функция обеспечивает также возможность организовывать просветительскую работу, пропагандирующую здоровый образ жизни.
Все функции педагога-организатора находят свое отражение в его должностных обязанностях. В соответствии со своими должностными обязанностями педагог-организатор:
-
организует внеклассную и внешкольную работу с детьми и подростками в школах, школах-интернатах, гимназиях, лицеях, учреждениях внешкольного воспитания и обучения, клубах по месту жительства;
-
координирует деятельность детских и молодежных общественных объединений;
-
содействует образованию детских и молодежных общественных объединений и реализации целей и задач, предусмотренных их уставами;
-
строит работу на принципах сотрудничества, гуманности, демократизма, учитывая интересы и потребности членов детских и молодежных общественных объединений и опираясь на инициативу и самодеятельность детей и учащейся молодежи;
-
создает условия, позволяющие учащимся раскрывать таланты, способности, интересно и содержательно проводить свободное время;
-
формирует общую культуру учащихся;
-
изучает индивидуальные особенности, интересы и склонности детей и учащейся молодежи, на основе анализа, организует общественно-полезную и досуговую деятельность совместно с коллективами учреждений образования и другими социальными институтами;
-
создает и развивает сеть кружков, секций, клубов, любительских объединений;
-
организует каникулярный отдых школьников;
-
содействует предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних;
-
проводит индивидуальную работу с педагогически запущенными детьми и подростками;
-
заботится о здоровье и безопасности детей и подростков;
-
курирует деятельность воспитателей групп продленного дня, руководителей детских и молодежных общественных объединений и органов ученического самоуправления;
-
совершенствует свой профессиональный и методический уровень.
Важнейшим направлением деятельности педагога-организатора является организация досуговой деятельности учащихся.
Руководствуясь определением «досуга» как «сферы свободного от учебы или работы времени» (словарь С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой), следует отметить, что для большинства «благополучных в развитии» современных людей досуг весьма многообразен. Это спортивная, художественно-творческая деятельность, дополнительное образование и др. Но, есть такие учащиеся и студенты, которые, доверяя (кстати, напрасно) только лишь самым распространенным средствам массовой информации, заполняют свое свободное время ограниченно. Многое из того, что предлагают, например, радио и телепередачи, красочные, но содержательно далекие от совершенных журналы, принимают слишком серьезно. А ведь многие кинофильмы не отражают положительных и активных жизненных устремлений человека, не имеют даже границы дозволенного (этические, культурные психолого-возрастные границы). Просмотр их, как установлено педагогической наукой, не только не помогает, а, напротив, чаще всего затрудняет путь нахождения формирующимся человеком способов социального самоопределения (выбор собственного места и роли в обществе) и самореализации в жизни (удовлетворения потребностей). Часовые «просиживания» за чередой телепередач ограничивают досуг молодого человека пассивными видами деятельности, не учит решительно действовать и самостоятельно рассуждать.
В современных условиях любое учреждение образования уделяет огромное внимание тому, что происходит с его воспитанниками в свободное от уроков время, как проводят они свой досуг. Если школа не вмешивается и никаким образом не распространяет в данной сфере свое влияние на учеников, то все попытки успешно воспитывать подрастающее поколение не будут результативными. Поэтому одной из актуальных задач работы педагога-организатора является не только создание условий для полноценного досуга школьников, способствующего многогранному развитию ребенка в свободное от учебы время, но и обучение детей и родителей правильной организации свободного времени, воспитание у них культуры досуговой деятельности.
В наши дни школа призвана стать центром культуры и досуга микрорайона и, в первую очередь, это касается сельского социума. Путем долгих раздумий и проб, опираясь на многолетний опыт работы, мы пришли к созданию системы работы по организации досуговой деятельности учащихся.
Сегодня необходимо усилить педагогическое влияние на жизнь детей и молодежи в свободное от учебы время, уделять особое внимание содержательному наполнению шестого школьного дня, осуществлять педагогическими средствами систематическую профилактику негативных социальных явлений в детской и молодежной среде, проектируя и реализуя соответствующие программы.
В организации свободного времени и досуга детей огромную роль играет система дополнительного образования. Дополнительное образование - это процесс свободно избранных ребенком способов приобретения знаний, видов деятельности, ценностных ориентаций, направленных на удовлетворение способностей и интересов личности и содействующий её самореализации и культурной адаптации, выходящие за рамки стандарта общего образования. Около 86 % учащихся школы охвачены кружковой работой в школе и учреждениях дополнительного образования, из них около половины в кружках художественно-творческих. Более 350 учащихся школы занимаются в спортивных кружках и секциях учреждений дополнительного образования.
На базе школы работают секции Таэквон-До, лёгкая атлетика, баскетбол, бокс, ритмики; кружки «Умелые руки» от ДЮСШ. Организованы кружки, деятельностью которых руководят педагоги школы. Это кружки:
- любителей вокального и хорового пения «До-ми-соль» (Фролова О.И.),
- театральный - «Теремок» (Тиглева Л.А.),
- психологический - «Эдельвейс» (Мухутдинова Г.Н.),
- кружок начального программирования «Юный программист» (Валиахметова Л.Ю.),
- гражданственно-патриотический - «Молодая гвардия» (Прокофьева О.А.),
- кружок рукоделия «Мастерица» (Хворонова Л.Н.),
- "Юные инспектора движения" (Макарова А.П.).
Дети с удовольствием посещают занятия этих кружков. Всем запомнились спектакли «Сказка про козла», «Широкая масленица», "Теремок", "Праздник здоровья", поставленные силами кружковцев «Теремка»; участие юных вокалистов в школьных праздниках и концертах; выставки творческих работ и рукоделия. Деятельность кружков организована на основе учебно-тематических планов, составленных педагогами - руководителями кружков. Следует отметить, что с каждым годом увеличивается количество детей занятых в кружках и секциях школьных и учреждений дополнительного образования.
«Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье», - писал В.А. Сухомлинский.
Однако сегодня в отношениях семьи и школы существует ряд проблем:
- чрезмерная занятость родителей добыванием средств к существованию, ведущая к сокращению времени на воспитание детей;
- невысокий образовательный и общекультурный уровень родителей, зачастую повторяющийся у детей;
- небольшой интерес со стороны родителей к образованию и внутреннему миру своих детей и, как следствие, нежелание участвовать в школьных делах;
- большое количество детей в школе из многодетных и малообеспеченных семей, а также приток детей из других регионов вследствие военных конфликтов;
- низкий уровень доверия к школе и, как следствие, негативное отношение к школьным требованиям.
Чтобы активизировать работу с родителями, организовать сотрудничество родителей и школы, мы решили построить её на основе системного подхода. Для этого включаем родителей в совместную со школой воспитывающую деятельность, организуем педагогическое и правовое просвещение родителей, оказываем помощь родителям в семейном воспитании (встречи и консультации с педагогами, психологом и другими специалистами, а также советы по воспитанию.
В организации этой работы используем разнообразные индивидуальные и групповые формы:
- родительские собрания (классные и общешкольные);
- дни открытых дверей;
- «круглые столы», конференции по обмену опытом воспитания;
- диспуты, вечера вопросов и ответов, встречи с администрацией и учителями;
- практические занятия, тренинги;
- беседы, переписка, консультации и др.;
- совместный досуг и организация свободного времени (концерты, смотры знаний, турниры, спортивные соревнования, праздники, спектакли, привлечение родителей к организации кружковой деятельности и др.
В оценке улучшения качества воспитательной работы школы используем методику Т. Шамовой, П. Третьякова, но главными показателями этого улучшения являются следующие:
- Имеется система воспитательной работы.
- Школа приобрела и использует необходимое оборудование для организации учебно-воспитательного процесса.
- Демократический стиль управления.
- Гуманистический характер отношений в коллективе.
- Использование в воспитательном процессе внешних социокультурных, образовательных центров и природной среды.
- Организация социальной защиты учащихся.
- Увеличение количества учащихся занятых в кружках и секциях дополнительного образования.
- Положительная динамика в изменении уровня воспитанности учащихся.
- Организация работы по сохранению и укреплению здоровья детей. Положительная динамика в оценке уровня заболеваемости учащихся.
- Увеличение количества выпускников, оказывающих школе помощь разного рода.
- С каждым годом увеличивается количество родителей, заинтересованных в достижении школой высоких результатов в обучении. Сегодня родители нашей школы, не только оказывают посильную материальную помощь школе, но и принимают непосредственное участие в организации учебно-воспитательного процесса.
- Увеличивается количество родителей, удовлетворенных организацией и качеством работы ОУ (определяем по методике Е. Степанова).
Школа стала более открытой для родителей и общественности (участие в работе УСШ, Родительского комитета школы.
список использованной литературы
-
Бочкарев, В.И. Директору школы о самоуправлении: Пособие для родителей общеобразовательных школ. - М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2001.
-
В помощь педагогу-организатору. - Мн.: Изд. ООО «Красико-Принт», 2004.
-
Воловик, А.Ф., Воловик, В.А. Педагогика досуга: Учебник. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998.
-
Воспитать гражданина / Сост. Т.Е. Заводова, Ю.А. Лежнева. - Мн.: Красико-Принт, 2006.
-
Детское движение. - Мн.: Изд. ООО «Красико-Принт», 2004.
-
Духовно-нравственное воспитание / Сост. С.А. Титова. - Мн.: Красико-Принт, 2006.
-
Зубра, А.С. Культура личности как духовная ценность: пособие для педагогов, воспитателей, студентов / А.С. Зубра. - Мн.: Университетское, 2001.
-
Кабуш, В.Т. Самоуправление учащихся: Учеб. пособие / М-во образования Респ. Беларусь. Акад. последиплом. образования. - 3-е изд., с изменениями. - Мн., 2004.
-
Катович, Н.К. Модели воспитания школьников. - Мн., 2000.
-
Лизинский, В.М. Приемы и формы в воспитании. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2004.
-
Перспективное планирование воспитательной деятельности с детьми и подростками во внеурочное время (методические рекомендации). - Пазашкольнае выхаванне. - 2003. - № 12. - С. 42-49.
-
Половеня, Д.И. Ценностно-потребностные ориентации и свободное время современной учащейся молодежи // Пазашкольнае выхаванне, № 2, 2001.
-
Программа «Свободное время учащихся». - Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. - 2004. - № 6. - С. 113-124.
-
Профессиограмма педагога-организатора / Сост. В.Т. Кабуш, А.В. Малиновский, Б.Г. Закаблуковский и др.; М-во образования Респ. Беларусь. Акад. последиплом. образования. - Мн., 1999.
-
Рожков, М.И., Байбородова, Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
-
Подросток и досуг. - Мн.: Изд. ООО «Красико-Принт», 2004.
-
Самоуправление в школе. - Мн.: Изд. ООО «Красико-Принт», 2002.
-
Самерсова, Н.В. Воспитание в процессе экологической деятельности: пособие для педагогов соц., кл. рук., воспитателей, специалистов системы внешк. воспитания и обучения / Н.В. Самерсова. - Мн.: Бел. наука, 2005.
-
Свободное время школьника. - Мн.: Изд. ООО «Красико-Принт», 2005.
-
Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М.: АРКТИ, 2005.
-
Титов, С.В. Ура, каникулы! - М., 2001.
-
Храмцова, Ф.И. Идеологическое воспитание: параметры эффективности: учеб.-метод. пособие. - Мн.: УО «БГАТУ», 2005.