Опыт и актуальные вопросы внутренней системы оценки качества образования в ОУ

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Л.Н. Осколкова

Директор МБОУ «Будюмканская основная общеобразовательная школа», Газимуро - Заводский район

Опыт и актуальные вопросы организации внутренней системы оценки качества образования в образовательном учреждении

Внутренняя система оценки качества образования МБОУ Будюмканской основной общеобразовательной школы включает комплекс показателей, начиная от организации питания и досуга обучающихся до учебно-методического обеспечения образовательного процесса. Также оценивается степень доступности образовательных услуг с учетом реальных потребностей и возможностей школьников; учитывается влияние школы на здоровье детей и их социализацию; система дополнительного образования, наличие в ней ресурсов, направленных на решение вопросов сопровождения и поддержки развития детей разных категорий.

Целдостижение качества образования, соответствующего по-

требностям и ожиданиям потребителей образовательных услуг на основе приве-

дения педагогических условий образовательного учреждения в соответствие с но-

выми требованиями ФГОС и критериями качества образования.

В философском понимании термина «качество» мы исходим из определения качества как существенного признака, свойства, отличающее один предмет от другого. С точки зрения производственного подхода, качество - совокупность существенных потребительских свойств продукции или услуги, значимых для потребителя. В метафорическом смысле «продукцией» школы являются выпускники, имеющие образование лучшего или худшего качества, в большей или меньшей степени соответствующее потребностям общества и личности, установленным нормам, требованиям, стандартам, с точки зрения методологии качество - это системная категория, которая отражает соответствие результата поставленной цели. Таким образом, под качеством образования понимается качество образовательного процесса, отражающая степень соответствия образовательных результатов (достижений) обучающихся и условий обеспечения образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям и включающая в себя следующие составляющие:

  • качество образовательной программы;

  • качество организации образовательного процесса (образовательные технологии, формы, методы, приемы обучения, формы организации обучения);

  • качество управления образовательными системами и процессами;

  • качество потенциала педагогического состава;

  • качество ресурсного обеспечения (материально-технического, учебно-методического обеспечения);

  • качество нравственного, духовного, морального воспитания в процессе социализации личности;

  • качество питания, здоровьесберегающие технологии;

  • качество партнерского взаимодействия с семьей и социумом;

  • качество потенциала обучающихся;

  • качество знаний.

Целью ВСОКО является - достижение качества образования, соответствующего потребностям и ожиданиям потребителей образовательных услуг на основе приведения педагогических условий образовательного учреждения в соответствии с требованиями ФГОС

Таким образом, в нашей школе ВСОКО представлено в виде двух основных блоков:

  1. Качество основных видов деятельности. Возможности и ресурсы.

  2. Качество результатов деятельности.

Важную роль в оценке качества образования играют мониторинговые исследования, которые осуществляются с учётом основных циклов функционирования школы (учебная четверть, полугодие, учебный год); основных этапов школьного образования (начальная, основная ступень). В мониторинговом исследовании используются различные способы и методы получения информации для проведения оценивания и диагностики качества образования:

- анализ статистических данных;

- анкетирование;

- анализ документов;

- экспертное оценивание;

- беседа;

Учитываются следующие критерии, определяющие качество результатов работы школы:

  1. Обученность и результаты аттестации учащихся 9 класса

  2. Личностные достижения обучающихся и педагогов

  3. Результаты совершенствования образовательного процесса

  4. Выполнение учебного плана, прохождение программ по предметам

Объектами ВСОКО выступают:

  • индивидуальные образовательные достижения обучающихся;

  • профессиональная компетентность педагогов, их деятельность по обеспечению требуемого качества результатов образования;

  • качество организации образовательного процесса;

  • материально-техническое обеспечение образовательного процесса;

  • инновационная деятельность;

  • комфортность обучения;

доступность образования;

  • организация питания;

  • состояние здоровья обучающихся;

  • воспитательная работа;

  • финансовое обеспечение;

  • открытость деятельности.

Качество индивидуальных образовательных достижений

• результаты:

  • государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-го класса;

  • промежуточной и текущей аттестации обучающихся (мониторинг и диагностика обученности);

• результаты мониторинговых исследований:

  • качества знаний обучающихся 4-х классов по русскому языку, математике и чтению;

  • обученности и адаптации обучающихся 1 и 5 классов;

  • участие и результативность работы в школьных, районных, региональных предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, фе­стивалях и пр.;

  • доля учащихся 9-го класса, получивших:

  • документ об образовании;

  • документ об образовании особого образца.

В качестве индивидуальных образовательных достижений рассматриваются:

  • образовательные достижения по отдельным предметам и их динамика;

  • отношение к учебным предметам;

  • удовлетворенность образованием;

  • степень участия в образовательном процессе (активность на уроке, участие во внеурочной работе и т. д.).

Профессиональная компетентность педагогов

• отношение педагога к инновационной работе;

  • готовность учителя к повышению педагогического мастерства (си­стематичность прохождения курсов повышения квалификации, участие в работе МО, методических мероприятиях разного уровня, педагогических конференциях различных уровней, и т. д.);

  • знание и использование педагогом современных педагогических методик и технологий;

  • образовательные достижения обучающихся (успевающие на "4" и "5", отличники, медалисты, победители олимпиад, конкурсов, смот­ров, фестивалей

и т. д.);

• личные достижения в профессиональных конкурсах разных уровней.

Качество образовательного процесса

  • результативность деятельности ОУ согласно Программе развития;

  • продуктивность и результативность образовательных программ;

  • результаты лицензирования, аттестации и государственной аккре­дитации ОУ;

  • достижения в конкурсах разного уровня и т. д.;

  • эффективность механизмов самооценки, оценки достоинств и недо­статков в учебной, научно-методической, административной и хозяй­ственной деятельности, принятие стратегически значимых решений, представленных в ежегодном публичном докладе.

Качество материально-технического обеспечения образовательно­го процесса

  • программно-информационное обеспечение, наличие и эффектив­ность использования интернет -ресурсов в учебном процессе;

  • оснащенность учебных кабинетов современным оборудованием, средствами обучения и мебелью;

• обеспеченность методической и учебной литературой.

Качество инновационной деятельности

  • положительная динамика результатов обучения школьников;

  • полезность и практическая значимость инновационных процессов;

• наличие совместных планов работы с учреждениями
начального профессионального образования,
социальными партнерами.

Комфортность обучения

  • соответствие техники безопасности, охраны труда, противопожарной безопасности, антитерро­ристической защищенности) требованиям нормативных документов;

  • соответствие условий обучения (размещение ОУ, земельный участок, здание, оборудование помещений, воздушно-тепловой режим, искусственное и естественное освещение, водоснабжение, режим общеобразовательного процесса, организация меди­цинского обслуживания, организация питания) требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10;

  • соответствующий морально-психологический климат.

Доступность образования

  • система приема обучающихся в школу;

  • отсев обучающихся на всех ступенях обучения (количество, причины, динамика, законность);

  • открытость деятельности ОУ для родителей и общественных орга­низаций, ведение электронного журнала, дневника, наличие действующего сайта ОУ

Система дополнительного образования

  • количество предоставляемых дополнительных образовательных услуг и охват ими обучающихся;

  • заинтересованность родителей и обучающихся в дополнительных образовательных услугах;

  • степень соответствия количества и качества дополнительных об­разовательных услуг запросам родителей и обучающихся;

  • результативность предоставляемых образовательных услуг (наличие победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, фестивалей и т. д.);

Организации питания

  • количество детей, обеспечиваемых бесплатным питанием;

  • количество обучающихся, получающих горячее питание за счет бюджетных средств и средств родителей;

• соблюдение нормативов и требований СанПиН 2.4.2.2821-10.
Состояние здоровья обучающихся

  • регулярность и качество проведения санитарно-эпидемиологических и гигиенических профилактических мероприятий, медицинских осмотров;

  • частота заболеваемости обучающихся;

  • эффективность оздоровительной работы (оздоровительный компо­нент содержания учебных предметов, здоровьесберегающие про­граммы, режим дня, организация отдыха и оздоровления детей в каникулярное время и т. д.);

  • состояние физкультурно-оздоровительной работы (распределение школьников по группам здоровья).

Качество воспитательной работы

  • степень вовлеченности педагогического коллектива и родителей в воспитательный процесс;

  • демократичность характера планирования воспитательной работы (участие в составлении планов тех, кто планирует, и тех, для кого планируют);

• охват обучающихся деятельностью, соответствующей их интересам
и потребностям;

  • наличие детского самоуправления, его соответствие различным на­правлениям детской самодеятельности;

  • удовлетворенность обучающихся и родителей воспитательным про­цессом и наличие положительной динамики результатов воспитания;

  • положительная динамика в оценке обучающимися образовательной среды (удовлетворенность школой, классом, обучением, организа­цией досуга, отношениями с родителями, сверстниками и педагога­ми);

  • наличие системы стимулирования участников воспитательного процесса;

• участие классов в школьных мероприятиях;

  • участие ОУ в мероприятиях разного уровня.

Качество финансово-экономической деятельности

  • объективность и открытость введения новой системы оплаты труда;

  • объективность расстановки кадров (анализ штатного расписания);

Открытость деятельности ОУ

• эффективность взаимодействия ОУ с родителями, выпускниками и
профессиональным сообществом;

• рейтинг ОУ на муниципальном, региональном уровнях;

• качество публичных докладов и их доступность широкой общественности.

Это основные критерии, которыми руководствуется наше учреждение.



Литература

  1. Бордовский Г.А. Управление качеством образовательного процесса Нестеров А. А., Трыпицын С. Ю. Управление качеством образовательного процесса/ А. А. Нестеров, С.Ю. Трипицын . - 2001. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена.

  2. Воробьев В. В. Измерительные шкалы и их развитие [Электронный ресурс]. Режим доступа: trnz. narod. ru/izm_shkal. html

  3. Кирдянкина С.В. Организация внутришкольного контроля Педагогический мониторинг / / Завуч: 2008. - №5. - с. 89 - 92.

  4. Шамова Т.И. Инновации оценивания в школе первой ступени // Завуч: 2006. - №7. - с. 132 - 138.

  5. Черепанов В. С. Экспертные оценки в педагогических исследованиях- М.: Педагогика, 1989. - 152 с.



© 2010-2022