- Преподавателю
- Директору, завучу
- Опыт и актуальные вопросы внутренней системы оценки качества образования в ОУ
Опыт и актуальные вопросы внутренней системы оценки качества образования в ОУ
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Осколкова Л.Н. |
Дата | 12.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Л.Н. Осколкова
Директор МБОУ «Будюмканская основная общеобразовательная школа», Газимуро - Заводский район
Опыт и актуальные вопросы организации внутренней системы оценки качества образования в образовательном учреждении
Внутренняя система оценки качества образования МБОУ Будюмканской основной общеобразовательной школы включает комплекс показателей, начиная от организации питания и досуга обучающихся до учебно-методического обеспечения образовательного процесса. Также оценивается степень доступности образовательных услуг с учетом реальных потребностей и возможностей школьников; учитывается влияние школы на здоровье детей и их социализацию; система дополнительного образования, наличие в ней ресурсов, направленных на решение вопросов сопровождения и поддержки развития детей разных категорий.
Целдостижение качества образования, соответствующего по-
требностям и ожиданиям потребителей образовательных услуг на основе приве-
дения педагогических условий образовательного учреждения в соответствие с но-
выми требованиями ФГОС и критериями качества образования.
В философском понимании термина «качество» мы исходим из определения качества как существенного признака, свойства, отличающее один предмет от другого. С точки зрения производственного подхода, качество - совокупность существенных потребительских свойств продукции или услуги, значимых для потребителя. В метафорическом смысле «продукцией» школы являются выпускники, имеющие образование лучшего или худшего качества, в большей или меньшей степени соответствующее потребностям общества и личности, установленным нормам, требованиям, стандартам, с точки зрения методологии качество - это системная категория, которая отражает соответствие результата поставленной цели. Таким образом, под качеством образования понимается качество образовательного процесса, отражающая степень соответствия образовательных результатов (достижений) обучающихся и условий обеспечения образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям и включающая в себя следующие составляющие:
-
качество образовательной программы;
-
качество организации образовательного процесса (образовательные технологии, формы, методы, приемы обучения, формы организации обучения);
-
качество управления образовательными системами и процессами;
-
качество потенциала педагогического состава;
-
качество ресурсного обеспечения (материально-технического, учебно-методического обеспечения);
-
качество нравственного, духовного, морального воспитания в процессе социализации личности;
-
качество питания, здоровьесберегающие технологии;
-
качество партнерского взаимодействия с семьей и социумом;
-
качество потенциала обучающихся;
-
качество знаний.
Целью ВСОКО является - достижение качества образования, соответствующего потребностям и ожиданиям потребителей образовательных услуг на основе приведения педагогических условий образовательного учреждения в соответствии с требованиями ФГОС
Таким образом, в нашей школе ВСОКО представлено в виде двух основных блоков:
-
Качество основных видов деятельности. Возможности и ресурсы.
-
Качество результатов деятельности.
Важную роль в оценке качества образования играют мониторинговые исследования, которые осуществляются с учётом основных циклов функционирования школы (учебная четверть, полугодие, учебный год); основных этапов школьного образования (начальная, основная ступень). В мониторинговом исследовании используются различные способы и методы получения информации для проведения оценивания и диагностики качества образования:
- анализ статистических данных;
- анкетирование;
- анализ документов;
- экспертное оценивание;
- беседа;
Учитываются следующие критерии, определяющие качество результатов работы школы:
-
Обученность и результаты аттестации учащихся 9 класса
-
Личностные достижения обучающихся и педагогов
-
Результаты совершенствования образовательного процесса
-
Выполнение учебного плана, прохождение программ по предметам
Объектами ВСОКО выступают:
-
индивидуальные образовательные достижения обучающихся;
-
профессиональная компетентность педагогов, их деятельность по обеспечению требуемого качества результатов образования;
-
качество организации образовательного процесса;
-
материально-техническое обеспечение образовательного процесса;
-
инновационная деятельность;
-
комфортность обучения;
доступность образования;
-
организация питания;
-
состояние здоровья обучающихся;
-
воспитательная работа;
-
финансовое обеспечение;
-
открытость деятельности.
Качество индивидуальных образовательных достижений
• результаты:
-
государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-го класса;
-
промежуточной и текущей аттестации обучающихся (мониторинг и диагностика обученности);
• результаты мониторинговых исследований:
-
качества знаний обучающихся 4-х классов по русскому языку, математике и чтению;
-
обученности и адаптации обучающихся 1 и 5 классов;
-
участие и результативность работы в школьных, районных, региональных предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, фестивалях и пр.;
-
доля учащихся 9-го класса, получивших:
-
документ об образовании;
-
документ об образовании особого образца.
В качестве индивидуальных образовательных достижений рассматриваются:
-
образовательные достижения по отдельным предметам и их динамика;
-
отношение к учебным предметам;
-
удовлетворенность образованием;
-
степень участия в образовательном процессе (активность на уроке, участие во внеурочной работе и т. д.).
Профессиональная компетентность педагогов
• отношение педагога к инновационной работе;
-
готовность учителя к повышению педагогического мастерства (систематичность прохождения курсов повышения квалификации, участие в работе МО, методических мероприятиях разного уровня, педагогических конференциях различных уровней, и т. д.);
-
знание и использование педагогом современных педагогических методик и технологий;
-
образовательные достижения обучающихся (успевающие на "4" и "5", отличники, медалисты, победители олимпиад, конкурсов, смотров, фестивалей
и т. д.);
• личные достижения в профессиональных конкурсах разных уровней.
Качество образовательного процесса
-
результативность деятельности ОУ согласно Программе развития;
-
продуктивность и результативность образовательных программ;
-
результаты лицензирования, аттестации и государственной аккредитации ОУ;
-
достижения в конкурсах разного уровня и т. д.;
-
эффективность механизмов самооценки, оценки достоинств и недостатков в учебной, научно-методической, административной и хозяйственной деятельности, принятие стратегически значимых решений, представленных в ежегодном публичном докладе.
Качество материально-технического обеспечения образовательного процесса
-
программно-информационное обеспечение, наличие и эффективность использования интернет -ресурсов в учебном процессе;
-
оснащенность учебных кабинетов современным оборудованием, средствами обучения и мебелью;
• обеспеченность методической и учебной литературой.
Качество инновационной деятельности
-
положительная динамика результатов обучения школьников;
-
полезность и практическая значимость инновационных процессов;
• наличие совместных планов работы с учреждениями
начального профессионального образования,
социальными партнерами.
Комфортность обучения
-
соответствие техники безопасности, охраны труда, противопожарной безопасности, антитеррористической защищенности) требованиям нормативных документов;
-
соответствие условий обучения (размещение ОУ, земельный участок, здание, оборудование помещений, воздушно-тепловой режим, искусственное и естественное освещение, водоснабжение, режим общеобразовательного процесса, организация медицинского обслуживания, организация питания) требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10;
-
соответствующий морально-психологический климат.
Доступность образования
-
система приема обучающихся в школу;
-
отсев обучающихся на всех ступенях обучения (количество, причины, динамика, законность);
-
открытость деятельности ОУ для родителей и общественных организаций, ведение электронного журнала, дневника, наличие действующего сайта ОУ
Система дополнительного образования
-
количество предоставляемых дополнительных образовательных услуг и охват ими обучающихся;
-
заинтересованность родителей и обучающихся в дополнительных образовательных услугах;
-
степень соответствия количества и качества дополнительных образовательных услуг запросам родителей и обучающихся;
-
результативность предоставляемых образовательных услуг (наличие победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, фестивалей и т. д.);
Организации питания
-
количество детей, обеспечиваемых бесплатным питанием;
-
количество обучающихся, получающих горячее питание за счет бюджетных средств и средств родителей;
• соблюдение нормативов и требований СанПиН 2.4.2.2821-10.
Состояние здоровья обучающихся
-
регулярность и качество проведения санитарно-эпидемиологических и гигиенических профилактических мероприятий, медицинских осмотров;
-
частота заболеваемости обучающихся;
-
эффективность оздоровительной работы (оздоровительный компонент содержания учебных предметов, здоровьесберегающие программы, режим дня, организация отдыха и оздоровления детей в каникулярное время и т. д.);
-
состояние физкультурно-оздоровительной работы (распределение школьников по группам здоровья).
Качество воспитательной работы
-
степень вовлеченности педагогического коллектива и родителей в воспитательный процесс;
-
демократичность характера планирования воспитательной работы (участие в составлении планов тех, кто планирует, и тех, для кого планируют);
• охват обучающихся деятельностью, соответствующей их интересам
и потребностям;
-
наличие детского самоуправления, его соответствие различным направлениям детской самодеятельности;
-
удовлетворенность обучающихся и родителей воспитательным процессом и наличие положительной динамики результатов воспитания;
-
положительная динамика в оценке обучающимися образовательной среды (удовлетворенность школой, классом, обучением, организацией досуга, отношениями с родителями, сверстниками и педагогами);
-
наличие системы стимулирования участников воспитательного процесса;
• участие классов в школьных мероприятиях;
-
участие ОУ в мероприятиях разного уровня.
Качество финансово-экономической деятельности
-
объективность и открытость введения новой системы оплаты труда;
-
объективность расстановки кадров (анализ штатного расписания);
Открытость деятельности ОУ
• эффективность взаимодействия ОУ с родителями, выпускниками и
профессиональным сообществом;
• рейтинг ОУ на муниципальном, региональном уровнях;
• качество публичных докладов и их доступность широкой общественности.
Это основные критерии, которыми руководствуется наше учреждение.
Литература
-
Бордовский Г.А. Управление качеством образовательного процесса Нестеров А. А., Трыпицын С. Ю. Управление качеством образовательного процесса/ А. А. Нестеров, С.Ю. Трипицын . - 2001. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена.
-
Воробьев В. В. Измерительные шкалы и их развитие [Электронный ресурс]. Режим доступа: trnz. narod. ru/izm_shkal. html
-
Кирдянкина С.В. Организация внутришкольного контроля Педагогический мониторинг / / Завуч: 2008. - №5. - с. 89 - 92.
-
Шамова Т.И. Инновации оценивания в школе первой ступени // Завуч: 2006. - №7. - с. 132 - 138.
-
Черепанов В. С. Экспертные оценки в педагогических исследованиях- М.: Педагогика, 1989. - 152 с.