- Преподавателю
- Директору, завучу
- Программа развития воспитательной компоненты в СОШ
Программа развития воспитательной компоненты в СОШ
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Заборьева О.В. |
Дата | 10.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Министерство образования и науки Российской Федерации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
муниципального образования города Братска
УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
МБОУ «СОШ № 5»
от сентября 2014г.
№ _______
Программа
развития воспитательной компоненты
в МБОУ «СОШ № 5»
Братск, 2014
Паспорт программы
Наименование программы
Программа развития воспитательной компоненты в МБОУ «СОШ № 5»
Тип и вид ОУ
Средняя общеобразовательная школа
Нормативное обеспечение
разработки Программы
Документы федерального уровня:
-
Конституция Российской Федерации.
-
Послание президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012г.
-
Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2015 г.
-
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
-
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».
-
Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»
-
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 2148-р.
-
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
-
Федеральная программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях
Документы регионального уровня:
-
Стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы в Иркутской области.
-
Концепция воспитания детей Иркутской области, утвержденная распоряжением министерства образования Иркутской области от 27.12.2013 г. № 1340-мр.
-
Программа развитие воспитательной компоненты в общеобразовательных организациях Иркутской области на 2-13-2018 годы»
Документы муниципального образования г. Братска:
-
План мероприятий муниципального образования города Братска (дорожная карта) «Изменения в отраслях социальной сферы города Братска, направленные на повышение эффективности дошкольного, общего, дополнительного образования
-
Муниципальная программа «Развитие воспитательной компоненты в общеобразовательных организациях города Братска на 2014-2018 гг.»
-
Дорожная карта внедрения программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательные организации, подведомственные департаменту образования города Братска, в 2013-2018 годах «Воспитание - 2018», утвержденная приказом начальника департамента образования муниципального образования города Братска от 21.09. 2014 № 92
Документы образовательной организации:
-
Устав МБОУ «СОШ № 5» г. Братска.
-
Дорожная карта внедрения Программы развития воспитательной компоненты в МБОУ «СОШ № 5» в 2014-2018 годах «Воспитание - 2018»
Социальный заказ
Социальный заказ формируется, исходя из требований, предъявляемых к качеству образовательных услуг следующими группами потребителей:
Государство - формирует свои требования в значениях государственных интересов;
Родители (законные представители) обучающихся - ориентируется на образование своих детей как семейный инвестиционный проект;
Обучающиеся - реализуют личные и общественные потребности и установки, связанные с образовательной успешностью, успешной социализацией и профессиональной ориентации
Цели
программы
Обеспечение условий для укрепления и развития воспитательного потенциала в МБОУ «СОШ № 5» на основе взаимодействия с социальными партнерами.
Задачи Программы
-
Становление и развитие в МБОУ «СОШ № 5» воспитательной системы открытого типа с обратной связью.
-
Достижение высокого уровня взаимодействия с социальными партнерами в воспитании и социализации детей, содействии воспитательной деятельности семей.
-
Участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада.
-
Включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (города) для приобретения опыта реального управления и действия.
Исполнители основных мероприятий Программы
Педагогический коллектив МБОУ «СОШ № 5», родители (законные представители), обучающиеся.
Сроки реализации Программы
2014 - 2018 гг.
Ожидаемые результаты реализации Программы
-
Становление и развитие в МБОУ «СОШ № 5» воспитательной системы открытого типа с обратной связью.
-
Закрепление в содержании образования базовых ценностей определенных Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепцией воспитания детей Иркутской области.
-
Повышение уровня взаимодействия образовательной организации и родительской общественности в вопросах воспитания детей.
-
Формирование и развитие профессиональной позиции педагога-воспитателя через развитие профессиональных компетенций педагогов в сфере воспитания.
Введение
Инновационность развития воспитательной компоненты заключается во введении новых образовательных стандартов общего образования, которые играют определяющую роль в формировании новой системы ценностей и ценностных ориентиров. При этом воспитание рассматривается в качестве важнейшей социальной деятельности общества, направленной на формирование российской идентичности как неотъемлемого условия укрепления российской государственности.
Необходимость создания Программы развития воспитательной компоненты в МБОУ «СОШ № 5» определяется оценкой роли образования, согласно ФГОС, как «пространства формирования нравственного гармоничного человека, ответственного гражданина России»
Воспитание «пронизывает» все компоненты ФГОС. Так, целью образования является национальный воспитательный идеал, отраженный в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», которая рассматривается как методологическая основа разработки и реализации образовательных стандартов второго поколения.
Таким образом, воспитательная компонента в деятельности МБОУ «СОШ № 5» становиться самостоятельным направлением, которое основывается на ряде принципов и отвечает за формирование воспитательной системы образовательного учреждения.
Школа является центральным звеном всей системы образования, фундаментальной базой воспитания детей. Но успешное становление и развитие молодого человека происходит на принципах целостности социокультурной среды. Поэтому достичь поставленных перед образованием задач воспитания и развития гражданина России, невозможно в рамках отдельной образовательной организации. Назрела необходимость создания воспитательной системы открытого типа с обратной связью, что является ключевой идеей создания Программы.
Программа развития воспитательной компоненты МБОУ «СОШ № 5» разработана с целью формирования успешной социализации обучающихся, обеспечивающей повышение качества образования, усиление воспитательной составляющей всего процесса обучения с акцентом на духовно-нравственное, гражданско-патриотическое воспитание обучающихся.
В результате реализации Программы развития воспитательной компоненты должна быть сформирована такая воспитательная система в МБОУ «СОШ № 5», которая обеспечит обучающимся достижение результатов:
-
в сфере личностного развития;
-
в сфере общественных отношений;
-
в сфере государственный отношений.
В сфере личностного развития воспитательная система школы должна обеспечить:
-
готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;
-
готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»;
-
укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
-
формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
-
развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;
-
трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
-
осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать;
-
укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.
В сфере общественных отношений воспитательная система школы должна обеспечить:
-
осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;
-
развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
-
заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия;
-
осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству;
-
бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода;
-
законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;
-
духовную, культурную и социальную преемственность поколений.
В сфере государственных отношений воспитательная система школы должна содействовать:
-
формированию мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни, формировании власти и участию в государственных делах;
-
укреплению и совершенствованию демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления;
-
повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций.
Цель Программы
Обеспечение условий для укрепления и развития воспитательного потенциала в МБОУ «СОШ № 5» в социокультурном пространстве города на основе взаимодействия с социальными партнерами.
Задачи Программы
-
Становление и развитие в МБОУ «СОШ № 5» воспитательной системы открытого типа с обратной связью.
-
Достижение высокого уровня взаимодействия с социальными партнерами в воспитании и социализации детей, содействии воспитательной деятельности семей.
-
Участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада.
-
Включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (города) для приобретения опыта реального управления и действия.
Основные принципы реализации Программы
Программа:
- осуществляется на основе качественно нового представления о роли и значении воспитания с учетом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного опыта;
- включает стимулирование разнообразия воспитательных стратегий и технологий, повышение эффективности взаимодействия учебной и внеучебной деятельности, установление и поддержание баланса государственного, семейного и общественного воспитания;
- учитывает принцип гуманистической направленности воспитания, обеспечивающий отношение педагога к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития, поддерживающий субъектно-субъектный характер в отношении взаимодействия, устанавливающий равноправное партнерство между всеми участниками образовательной деятельности, включающий оказание психолого-педагогической помощи учащимся в процессе социализации;
-соблюдает принцип личностной самоценности, который рассматривает каждого субъекта образовательного процесса (школьник, педагог, семья) как индивидуальность;
- учитывает принцип культуросообразности, который базируется на общечеловеческих ценностях, ценностях и нормах общенациональной и этнической культур и региональных традиций, не противоречащих общечеловеческим ценностям, предусматривает построение воспитательного процесса в соответствии с поликультурностью и многоукладностью жизни в стране и в отдельном регионе;
- учитывает принцип коллективного воспитания, проявляющийся во взаимодействии детей и взрослых в процессе совместного решения задач по формированию у учащихся опыта самопознания, самоопределения и самореализации;
- учитывает необходимость создания дополнительных условий для социализации детей с особенными потребностями в обучении и ограниченными возможностями; проведение мероприятий, направленных на комплексное решение проблем семей с детьми-инвалидами, детьми-мигрантами, обеспечение их полноценной жизнедеятельности и интеграции в школьном пространстве и в социуме в целом.
- опирается на природосообразность и природоспособность, что предполагает научное понимание взаимосвязи природных и социокультурных процессов; воспитание обучающихся осуществляется сообразно полу, возрасту, наклонностям, создание условий для формирования ответственности за последствия своих действий и поведения;
-осуществляется на основе государственно-общественного управления воспитанием, предполагающего разделение полномочий и консолидацию усилий органов государственной и муниципальной власти и общественных институтов в решении проблем воспитания молодого поколения;
- опирается на принцип толерантности, признания наличия плюрализма мнений, терпимости к мнению других людей, учет их интересов, мыслей, культуры, образа жизни, поведения в различных сферах жизни;
- учитывает духовную составляющую жизни ребенка, проявляющуюся в формировании у школьников духовных ориентиров, не противоречащих ценностным установкам традиционных религий, в соблюдении общечеловеческих норм гуманистической морали, в интеллектуальности и менталитете российского гражданина;
- предполагает применение воспитывающего обучения как использование воспитательного потенциала содержания изучаемых учебных дисциплин - как основных, так и дополнительных образовательных программ - в целях личностного развития школьников, формирования положительной мотивации к самообразованию, а также ориентации на творческо-практическую внеучебную деятельность.
Сроки и этапы реализации.
Программа рассчитана до 2018 года.
1 этап: 2014 гг. - подготовительный
Разработка программы развития воспитательной компоненты на основе принципов и подходов «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
2 этап: 2015-2017 гг. - практико-ориентированный
Создание учебно-воспитательного комплекса и воспитательной системы в школе. Разработка и проведение проектов по реализации Программы. Разработка методических рекомендаций, требований к повышению квалификаций педагогов системы общего и дополнительного образования. Предоставление широких возможностей и право выбора обучающимися форм и направлений учебно-воспитательной деятельности. Нахождение оптимальных вариантов и моделей построения воспитательных систем классов на основе личностно-ориентированного подхода с учетом задач гражданского воспитания школьников.
3 этап: 2018 г. - аналитический
Информационно-аналитическая деятельность. Мониторинг эффективности Программы.
Основные направления реализации Программы
Нормативно-правовое - разработка нормативной базы, определяющей механизмы реализации Программы с учетом специфики школы и в соответствии с государственной политикой в области образования.
Организационно-управленческое - организация взаимодействия с общеобразовательными учреждениями и учреждениями дополнительного образования города, обеспечение занятости обучающихся через реализацию образовательных, физкультурно-спортивных, культурно - досуговых и других программ; проведение школьных мероприятий и мониторинг воспитательной деятельности.
Кадровое - повышение квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников школы; обобщение педагогического опыта на школьном, муниципальном и региональном уровне;
Информационное - организация информационной поддержки мероприятий Программы через Сайт школы, СМИ, Интернет-сайты, Интернет - конференции, вебинары, форумы и иные).
Мониторинговое - организация и проведение мониторинга и экспертизы эффективности реализации комплекса мер по реализации Программы.
Финансовое - организация финансовой поддержки реализации Программы.
Материально-техническое - обеспечение оснащения, необходимого для развития воспитательной деятельности в системе общего и дополнительного образования.
Основные направления в развитии воспитательной компоненты
Воспитательная компонента в деятельности МБОУ «СОШ № 5» направлена на формирование «воспитательной системы», «воспитывающей среды», «воспитательного потенциала обучения», «воспитательной деятельности». Программа содержит мероприятия, отражающие основные направления воспитательной деятельности школы, основывающейся как на традиционных, так и на инновационных подходах, педагогических системах и технологиях.
Программой определены следующие основные направления воспитательного процесса:
-
Развитие воспитательной компоненты через реализацию федеральных государственных стандартов (ФГОС);
-
Формирование гражданско-правового и патриотического сознания обучающихся;
-
Формирование духовно-нравственных качеств, развитие этнокультурного самосознания и межэтнической толерантности;
-
Воспитание экологической культуры;
-
Пропаганда семейных ценностей;
-
Здоровьесберегающее воспитание;
-
Профессионально-трудовое воспитание;
-
Активизация участия общественности в процессе воспитания подрастающего поколения;
-
Научное, методическое и информационное сопровождение воспитательной работы;
-
Интеллектуальное воспитание;
-
Культуротворческое и эстетическое воспитание;
-
Правовое воспитание и культура безопасности;
-
Формирование коммуникативной культуры.
1. Развитие воспитательной компоненты через реализацию федеральных государственных стандартов
Включение воспитательного компонента в ФГОС второго поколения позволяет актуализировать задачи формирования у школьников гуманистических ценностей, гражданской позиции и почти полным отсутствием в предшествующих образовательных стандартах положений о содержании, организации и результативности воспитательного процесса в образовательном учреждении.
Этому процессу способствует и введение в учебные планы школы часов внеурочной деятельности, цель которой - создание условий для реализации детьми и подростками своих потребностей, интересов, способностей в тех областях познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности, которые не могут быть реализованы в процессе учебных занятий и в рамках основных образовательных дисциплин. Специфика внеурочной деятельности заключается в том, что в условиях общеобразовательного учреждения ребёнок получает возможность подключиться к занятиям по интересам, познать новый способ существования - безоценочный, при этом обеспечивающий достижение успеха благодаря его способностям независимо от успеваемости по обязательным учебным дисциплинам.
Внеурочная деятельность опирается на содержание основного образования, интегрирует с ним, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, решая тем самым одну из наиболее сложных проблем современной педагогики. В процессе совместной творческой деятельности учителя и обучающегося происходит становление личности ребенка.
2. Формирование гражданско-правового и патриотического сознания обучающихся
Реализация данного направления воспитательной деятельности предполагает:
-
формирование гражданской культуры: правовых и политических знаний;
-
формирование патриотического сознания; освоение духовного наследия народа - традиционной народной культуры;
-
воспитание толерантности;
-
формирование ответственного отношения к окружающей среде, основывающегося на экологическом сознании;
-
формирование позитивных жизненных установок и ценностных ориентаций у детей и подростков.
С целью создания условий для формирования у подрастающего поколения чувства российского патриотизма и гражданственности в школе создан кадетский класс полицейского профиля, в котором реализуется программа «Я - гражданин России»; формируются правовые знания, политическая грамотность, законопослушание и ответственность за правонарушение через:
-
реализацию программ курсов по выбору «Край мой Иркутский», «Практическое право»;
-
профилактическую работу;
-
взаимодействие школы с городскими службами, работающими с молодежью и составляющими систему профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений среди учащихся;
-
организацию нормативно-правового, научно-методического, информационного сопровождения процесса воспитания;
-
социально-психологическая деятельность (работа с детьми группы «риска»);
-
работу с семьей (вооружение родителей психолого-педагогическими и правовыми знаниями, ликвидация отчуждения школы от семьи).
Патриотическое воспитание и воспитание толерантности осуществляется через изучение культуры народов Севера, приобщения к опыту народного миропонимания, краеведение, знакомство с разнообразными культурами, расширение и углубление этих знаний на основе реализации прогаммы «История Сибири и родного края»
Нравственное воспитание рассматривается как формирование моральных отношений: к политике нашего государства, к родине, другим странам и народам; к людям; к себе; к труду на общее и личное благо; заботы о сохранении и умножении общественного достояния.
Соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганда идей его оптимизации, активная деятельность по изучению и охране природы своей местности, расширение и углубление экологических знаний - основа экологического воспитания.
Все направления гражданского воспитания осуществляются через урочную деятельность и внеурочную деятельность, а также систему разнообразных форм организации внеклассной деятельности обучающихся. Большую консолидирующую роль в реализации этого направления играет школьный музей.
Формы деятельности: урок, общешкольные, городские и классные мероприятия, Военно-спортивные соревнования, конкурсные программы, посещения музеев и библиотек, конкурсы чтецов, рисунков, сочинений, стенгазет, оформление стендов, митинги, классные часы, встречи с ветеранами ВОВ и участниками локальных войн, организация праздников народного календаря; народные игры; изучение народных ремесел на уроках изобразительного искусства, и занятиях кружков, экскурсии в природу, конкурсы поделок; научно-практические конференции.
3. Формирование духовно-нравственных качеств, развитие этнокультурного самосознания и межэтнической толерантности.
Воспитательная работа по формированию нравственности учащихся представляет формирование следующих моральных отношений:
-
к политике нашего государства: понимание хода и перспектив мирового развития; правильная оценка событий внутри страны и на международной арене; понимание моральных и духовных ценностей; стремление к справедливости, демократии и свободе народов;
-
к родине, другим странам и народам: любовь и преданность родине; нетерпимость к национальной и расовой неприязни; доброжелательность ко всем странам и народам; добросовестный труд на общее и личное благо; соблюдение дисциплины труда; забота о сохранении и умножении общественного достояния, бережливость, охрана природы;
-
к людям: коллективизм, демократизм, взаимопомощь, гуманность, взаимное уважение, забота о семье и воспитании детей;
-
к себе: высокое сознание общественного долга; чувство собственного достоинства,принципиальность, сохранение своего здоровья.
Нравственное воспитание в процессе обучения включает в себя следующие компоненты:
-
использование воспитательных этических моментов, включенных в содержание учебных предметов;
-
учитель, как пример и образец отношения к своим обязанностям, культуры внутренней и внешней, умеющий организовать свой труд и труд детей, как пример выдержки, такта и выполнения этических норм.
Формы деятельности: урок, общешкольные мероприятия, акции, внеклассные занятия, беседы, диспуты, круглые столы, посещение городских культурных учреждений, городских библиотек, музеев.
4. Воспитание экологической культуры
Экологическая здоровьесберегающая деятельность школы должна способствовать формированию у обучающихся экологической культуры, ценностного отношения к жизни во всех её проявлениях, здоровью, качеству окружающей среды, умений вести здоровый и безопасный образ жизни.
Основными задачами являются:
-
присвоение обучающимися эколого-культурных ценностей и ценностей здоровья своего народа, народов России как одно из направлений общероссийской гражданской идентичности;
-
формирование умений придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту, демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности;
-
осознание школьниками взаимной связи здоровья, экологического качества окружающей среды и экологической культуры человека;
-
овладение нормами экологического поведения, обеспечивающего сохранение на земле человека и природы, их взаимодействия.
Решение этих задач достигается путем включения школьников в локальные экологически целесообразные виды деятельности, направленные на формирование готовности занять активную экологически целесообразную позицию в конкретной ситуации.
Формируемые ценности: гражданское общество, этнокультурная и общероссийская идентичность; устойчивое развитие страны; экологическая этика; здоровье как личная и общественная категория; социальное партнёрство по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды и здоровья населения; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; экологическая культура; гражданская ответственность за настоящее и будущее своей страны; эколого-культурные традиции многонационального народа России. Основное педагогическое средство организации внеурочной деятельности: развивающие ситуации учебно-проектного типа.
Формы деятельности: урок, городские, общешкольные и классные мероприятия, конкурсные программы, посещения музеев и библиотек, ЭБЦ, акции, оформление стендов, акции, флеш-мобы, классные часы, встречи с экологами, экскурсии в природу, научно-практические конференции.
5. Пропаганда семейных ценностей
Для полноценного прохождения процесса обучения и формирования личности ребенка необходим соответствующий микроклимат между педагогами и учащимися, школой и семьей в целом. Первой социальной средой для ребенка является его семья. Она играет важнейшую и во многом решающую роль в воспитании детей. Семья обуславливает усвоение ребенком основных правил и норм поведения, вырабатывает стереотип отношения к окружающему миру.
В школе организованы родительские комитеты классов с целью содействия в работе педагогического коллектива школы по совершенствованию образовательно-воспитательного процесса; оказания помощи учреждению в проведении оздоровительных и развивающих мероприятий; содействию в укреплении материально-технической базы школы.
Наряду с родительскими комитетами осуществляют свою деятельность Совет учреждения, Благотворительный фонд по поддержке и развитию МОУ «СОШ № 5» «Новая школа», «Совет отцов», в составы которых входят родители учащихся. Советы созданы с целью привлечения финансовых, материальных и интеллектуальных ресурсов для реализации приоритетных программ школы, оказания материальной и иной поддержки обучающимся в школе, осуществления благотворительной деятельности.
Формы деятельности: беседы, встречи, родительские собрания,с использованием актифных форм проведения, конкурсные программа «День семьи», «Мама, папа, я - спортивная семья»», праздники: «День матери», конкурс «Портфолио семьи», благоустройство классных кабинетов и территории школы.
6. Здоровьесберегающее воспитание
С целью формирования у школьников ценности здоровья и здорового образа жизни в школе реализуется Программа «Здоровье», являющейся основой для дальнейшего совершенствования механизма педагогического сопровождения деятельности по формированию культуры здоровья у учащихся, профилактике негативных явлений среди детей и подростков, включает в себя важнейшие механизмы по реализации государственной политики в воспитании здорового поколения.
Основными задачами являются:
-
Пропаганда здорового образа жизни.
-
Внедрение современных методов мониторинга здоровья.
-
Создание информационного банка «Состояние здоровья учащихся».
-
Разработка и внедрение системы мер, уменьшающих риск возникновения заболеваний, связанных с социальными аспектами жизни учащихся и минимизирующих влияние стресс образующих факторов образования.
-
Привитие обучающимся знаний, умений и навыков, необходимых для принятия разумных решений по сохранению личного здоровья.
-
Создание совместно с родителями здоровье формирующих программ воспитательного пространства.
-
Просветительская деятельность.
Программа призвана решать проблемы сохранения здоровья ученика, позволяет детям сделать правильный выбор и проанализировать влияние вредных привычек, сформировать социально ответственное отношение к своему здоровью как одной из самых значимых жизненных ценностей. Этому способствует реализация программ курсов по выбору: «Подвижные игры», «Здоровый образ жизни», «Баскетбол», спортивных секций «Спортивные игры», «Волейбол».
Формы деятельности: урок, спортивные мероприятия, походы, прогулки на свежем воздухе, Дни Здоровья, динамические паузы, физкультминутки, классные часы, беседы, встречи с медицинскими работниками, спортсменами, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, сочинений, подвижные игры, посещения библиотек, музеев, тренинги, проводимые работниками учреждений здравоохранения и профилактики, посещение городских спортивно-культурных центров.
7. Профессионально-трудовое воспитание
Развитию трудовых навыков подчинена работа дополнительного образования, уроки трудового обучения, временное трудоустройство несовершеннолетних, трудовые десанты по санитарной очистке территории пришкольного участка. Трудовая деятельность и трудовое воспитание сочетаются с профориентационной работой, главными направлениями которой является:
-
предоставление максимума информации о профессиях, специальностях, необходимых в стране, регионе, городе;
-
вооружение информацией о порядке и условиях поступления в учебные заведения;
-
помощь учащимся в выборе профессии на уровне социально-психологической консультации, предварительной профессиональной диагностики - выявление профессиональных предподчений, реализация курсов по выбору «Профессиональный выбор»;
-
организация экономического образования через реализацию курса по выбору «Основы экономических знаний».
Формы деятельности: урок, выставки поделок, посещения библиотек города, экскурсии на производство, встречи с людьми разных профессий, консультации, тестирование, тренинги, классные часы, озеленение кабинетов и школьной территории, ремонт учебников, трудовые десанты, экскурсии в Центр занятости и образовательные организации высшего и среднего профессионального образования.
8. Активизация участия общественности в процессе воспитания подрастающего поколения
Необходимость вовлечения общественности в процесс воспитания подрастающего поколения продиктован требованиями времени. Воспитание требует консолидации усилий современного общества. Взаимодействие с общественными организациями в целях реализации Программы мероприятий по развитию воспитательной компоненты в МБОУ «СОШ № 5» будет способствовать формированию позитивного отношения общества к процессу воспитания в целом, обновлению форм воспитательной деятельности, переходу к открытым демократическим моделям воспитания и гуманистическим воспитательным системам, повышению статуса педагогов.
9. Научное, методическое и информационное сопровождение воспитательной работы
Научное и методическое сопровождение воспитательной работы является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Мероприятия данного направления способствуют развитию и совершенствованию форм и методов воспитания; обобщению результатов учебно-методических разработок; должны включать издание методической литературы с учетом передового отечественного и зарубежного педагогического опыта; мониторинг эффективности реализации программ воспитания по всем уровням образования.
10. Интеллектуальное воспитание
Данное направление призвано обеспечить достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования.
Основными задачами являются:
-
формирование навыков научно-интеллектуального труда;
-
развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения;
-
формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности;
-
овладение навыками универсальных учебных действий обучающихся и метапредметными умениями.
В рамках этого направления разрабатываются и реализуются программы и проекты, направленные на повышение познавательной активности обучающихся. Используются возможности интеллектуальной деятельности и интеллектуального развития личности в ходе проведения предметных олимпиад, интеллектуальных марафонов и игр, конкурсов.
Большие возможности интеллектуального воспитания заложены в содержании программ внеурочной деятельности: «Я познаю мир», «Почемучка»; программ курсов по выбору «Изучаем мир по картам», «Задачи повышенной сложности», «Химия в задачах и упражнениях», «Методы решения физических задач», «Анализ текста», «Уравнения. Неравенства. Стстемы уравнений. Системы неравенств», «Избранные вопросы математики», «Человек и мир», «Школа логики», «Развитие познавательных способностей», «Решение логических задач», «Мир физики», «Нестандартные задачи по математике», «Методы решения творческих задач», «Задачи с параметрами»;
Формы деятельности: конкурсы, выставки, научно-практические конференции, защита проектов и их демонстрация.
11. Культуротворческое и эстетическое воспитание
Система художественно-эстетического воспитания школьников реализуется в учебно-воспитательном процессе, осуществляемом как на уроках, так и во внеучебное время. Все учебные предметы, наряду с передачей детям основ наук, своими специфическими средствами решают задачи эстетического воспитания. Они имеют своей главной целью всестороннее развитие и нравственно-эстетическое воспитание школьников.
Основными задачами данного направления являются:
-
воспитание способности восприятия и понимания прекрасного в действительности и в искусстве;
-
развитие эстетических взглядов и чувств, потребности и способности создавать прекрасное;
-
формирование эстетического отношения к жизни;
-
развитие творческих способностей, творческой инициативы и активности.
Внеучебная деятельность - это не только внутришкольная жизнь, но и внутриклассная деятельность классных коллективов. Развитие творческих способностей, эстетических взглядов и потребности создавать прекрасное осуществляется классными руководителями через систему разнообразных мероприятий.
Учебный процесс закладывает основы понимания красоты действительности и искусства, формирования эстетического отношения к жизни. Творческая деятельность учащихся получает дальнейшее развитие в процессе внеклассной и внешкольной работы.
Во внеурочное время, на основе добровольного выбора занятий по интересам, продолжается углубленное формирование у детей эстетического отношения к искусству и действительности; духовное обогащение их личности; организация свободного времени.
Для более полного удовлетворения своих индивидуальных интересов и потребностей, расширения и углубления художественного образования в школе используются программы внеурочной деятельности «Смотрю на мир глазами художника», через сетевое взаимодействие с ДТДиМ: «Давай учиться танцевать», «Изделия из бисера», «Сувениры из теста». Успешно решают задачи этого направления программы по дополнительному образованию художественно-эстетической направленности «ИЗО студия «Радуга»», «Театральная студия КВН», «Хореография», а также реализация программ курсов по выбору: «Дизайн в полиграфии», «Путешествие в страну музыки» с целью создания условий для мотивации ребенка на достижения в различных сферах деятельности.
Используемые формы деятельности: урок, конкурсы рисунков, поделок, сочинений, выставки работ декоративно-прикладного искусства, конкурсные программы, КВН, экскурсии в городские культурные учреждения, городские библиотеки, музеи,
12. Правовое воспитание и культура безопасности
Одним из важных направлений воспитательной деятельности является формирование у обучающихся правовой культуры, представлений об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности; развитие навыков безопасности и формирования безопасной среды в школе, в быту, на отдыхе; формирование представлений об информационной безопасности, о девиантном и делинкветном поведении, о влиянии на безопасность молодых людей отдельных молодёжных субкультур.
Основные задачи направления:
-
диагностика учащихся, процесса и условий их развития;
-
организация взаимодействия с заинтересованными городскими службами;
-
правовое воспитание учащихся;
-
социально-педагогическое и медико-психологическое сопровождение;
-
развитие профилактической системы школы.
В школе осуществляется профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, работы с детьми групп «риска», которая направлена на создание в школе необходимых условий для успешного обучения и воспитания учащихся; охранно-защитную деятельность; предупреждение правонарушений и отклоняющегося поведения учащихся, негативного семейного воспитания; пропаганду здорового образа жизни, профилактику наркомании в различных ее проявлениях (курение, употребление алкоголя, токсикомания, употребление наркотических препаратов).
Эта деятельность предполагает:
-
составление списков детей групп «риска»: «имеющие проблемное поведение», «дети из неблагополучных семей», «имеющие трудности в общении»;
-
организация социально-педагогического взаимодействия по профилактике и преодолению последствий конфликтных ситуаций с учащимися групп «риска»: взаимодействие классного руководителя, социального педагога, педагога психолога, заместителя директора по ВР, директора школы, родителей);
-
проведение мероприятий по выявлению учащихся, склонных к правонарушению, курению, употреблению алкоголя, наркотических и психотропных средств;
-
участие в городской операции «Дети: семья и школа»;
-
диагностика детей групп «риска», включение их во внеурочную деятельность в соответствии с их склонностями и интересами;
-
организацию интересного и полезного каникулярного отдыха учащихся;
-
проведение тематических классных часов, бесед, мероприятий, родительских собраний, лекториев;
-
помощь в решении вопросов трудоустройства и занятости несовершеннолетних;
-
выявление и постановку на учет неблагополучных семей;
-
социальную защиту и помощь детям, оставшимся без попечения родителей или самовольно покинувшим свои семьи;
-
систематическую работу школьного психолога с детьми, имеющими проблемное поведение.
Формы деятельности: беседы с учащимися, классные часы, тренинги, лекции, Совет Профилактики, общешкольные и классные мероприятия, посещения на дому, беседы с родителями, наблюдение КДНиЗП, встречи с работниками инспекции по делам несовершеннолетних ОВД.
-
Формирование коммуникативной культуры
Включение в систему требований к результатам обучения знаний о средствах коммуникации и безопасности общения позволяет актуализировать задачи формирования у школьников коммуникативной культуры.
Основные задачи направления:
-
формирование у обучающихся ценностных представлений о родном языке, его особенностях и месте в мире;
-
формирование у обучающихся дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную коммуникацию, межкультурную коммуникацию;
-
формирование у обучающихся ответственного отношения к слову как к поступку.
Для решения этих задач в школе реализуются программа внеурочной деятельности, направленная на развитие речевых способностей обучающихся, на формирование конструктивной коммуникации между ровесниками, на повышение риторической компетенции молодых граждан «Речевое мастерство»; реализуется программа курса по выбору «Учимся работать с информацией», направленная на формирование информационного иммунитета школьников; существует и периодически пополняется сайт школы;
Формы деятельности: урок, городские, общешкольные и классные мероприятия, конкурсные программы, акции, классные часы, встречи с интересными людьми, научно-практические конференции, «круглые столы», «дебаты».
Контроль в процессе воспитания
-
-
Под педагогическим контролем понимается функция управления
-
-
воспитательным процессом, осуществляемая с целью получения достоверной информации о ходе и результатах проводимой воспитательной деятельностью, поддержки положительных и коррекции отрицательных явлений в практике воспитательной работы с учащимися. Контроль в воспитательном процессе диктуется необходимостью:
-
своевременно получать, анализировать и оценивать информацию о процессе и результатах воспитательной деятельности;
-
выяснять наличие или отсутствие отклонений от целевых ориентиров и намеченной ранее Программой действий по их достижению;
-
выявлять и поощрять педагогов, успешно работающих с детьми, изучать, обобщать и пропагандировать опыт их деятельности, инициативу и творческие устремления;
-
вносить коррективы в процесс развития воспитательных отношений, способствовать его оптимальному протеканию.
К числу основных видов контроля, позволяющих реализовать функции административной, педагогической проверки и самопроверки, относятся:
-
локальный контроль (при котором обследуется небольшой фрагмент воспитательной практики);
-
комплексный контроль (при котором обследуется несколько направлений воспитательной деятельности). Предметом контроля является процесс воспитания учащихся в классных коллективах на параллели или ступени обучения. Проверяется выполнение постановления педагогического совета, изучается ход и результативность решения задач, определенных в документах стратегического и оперативного планирования воспитательной деятельности;
-
системный контроль предполагает проверку воспитательной системы в целом;
-
предварительный контроль осуществляется на этапе планирования воспитательной деятельности; предварительный контроль, как совокупность совершаемых диагностико-аналитических действий, направленных на определение готовности к предстоящей работе педагогов и системы их деятельности; предварительный контроль позволяет зафиксировать исходное состояние детского коллектива, избежать педагогических ошибок и просчетов;
-
текущий контроль применяется в период реализации какой-либо воспитательной деятельности. Назначение текущего контроля заключается в том, чтобы в деятельности не происходило нежелательных отклонений от первоначального замысла. Объектом проверки являются основные направления, ключевые формы и способы организации совместной деятельности, межличностных отношений ее участников, их активность, самочувствие и настроение;
-
итоговый контроль служит для анализа и оценки результатов (итогов) воспитательной деятельности. Получаемая в ходе итогового контроля информация позволяет сделать не только глубокий и детальный анализ достигнутых результатов воспитательной деятельности, но и принять обоснованное решение о путях и способах ее совершенствования и обновления.
Применяются следующие формы контроля в воспитательном процессе:
-
собеседование с педагогами, учащимися и их родителями;
-
посещение внеурочных занятий и мероприятий;
-
обследование субъектов, объектов, условий, процесса и результатов воспитательной деятельности, включая и такую форму, как мониторинг;
-
подготовка и заслушивание отчетов (сообщений) на заседаниях органов школьного самоуправления, в том числе и творческих отчетов и самоотчетов.
-
К методам контроля, используемым в управлении воспитательным процессом школы, относятся:
-
методы контроля состояния процесса воспитания: педагогическое наблюдение;
методы изучения и анализа педагогической документации;
диагностические методики исследования состояния отношений, общения и деятельности в сообществе детей и взрослых;
методы индивидуального и коллективного анализа и самоанализа проводимых дел и т.п.;
методы контроля результативности воспитательной процесса: экспертная оценка;
приемы и способы анализа продуктов творческой деятельности учащихся;
методы статистической обработки полученных результатов;
тестирование и анкетирование.
Объектами контроля являются процесс воспитания и полученные результаты в данном процессе. В течение учебного года контролируются следующие аспекты воспитательной деятельности:
-
планирование работы классных руководителей, педагогов дополнительного образования;
-
организация досуга учащихся во внеурочное время, посещение ими объединений дополнительного образования;
-
работа с детьми льготных социальных категорий, с «неблагополучными» семьями учащихся;
-
работа по профилактике случаев безнравственного поведения учащихся, совершения ими правонарушений и преступлений;
-
подготовка и проведение классных часов и внеклассных воспитательных мероприятий;
-
педагогическая поддержка детской инициативы и самодеятельности, работу органов ученического самоуправления;
-
соблюдение, сохранение и развитие традиций школьной жизни;
-
организация внеклассной работы методических объединений учителей с учащимися;
-
взаимодействие педагогов с родителями учащихся и другими представителями окружающего социума;
-
состояние эмоционально-психологических и деловых отношений в общешкольной и классных коллективах;
-
организация летнего труда и отдыха школьников;
-
обеспечение готовности выпускников к жизненному и профессиональному самоопределению.
Эти аспекты становятся предметом обсуждения на заседаниях педсовета, совещаниях при директоре, находят отражение в информационно-аналитических справках и приказах директора школы.
В качестве главных критериев и показателей результативности воспитательной деятельности выступает воспитанность учащихся.
В начальной школе (1-4 классы) применяется методика изучения и анализа воспитанности школьников М.И. Шиловой. Результаты отслеживаются по следующим показателям воспитанности:
Отношение к обществу (патриотизм):
-
отношение к родной природе;
-
гордость за свою страну;
-
служение своими силами;
-
забота о своей школе.
Отношение к умственному труду (любознательность):
-
познавательная активность;
-
стремление реализовать свои интеллектуальные способности;
-
саморазвитие;
-
организованность в учении.
Отношение к физическому труду (трудолюбие):
-
инициативность и творчество в труде;
-
самостоятельность в труде;
-
бережное отношение к результатам труда;
-
осознание значимости труда.
Отношение к людям (доброта и отзывчивость):
-
уважительное отношение к старшим;
-
дружелюбное отношение к сверстникам;
-
милосердие;
-
честность в отношениях с товарищами и взрослыми.
Отношение к себе (самодисциплина):
-
развитая добрая воля;
-
самоуважение, соблюдение правил культуры поведения;
-
организованность и пунктуальность;
-
требовательность к себе.
В основной и старшей школе используется диагностика личностного роста обучающихся по методике Степанова П.В., которая позволяет оценить текущее состояние отношений школьников к следующим ценностным ориентирам:
Отношение к семье;
Отношение к Отечеству;
Отношение к Земле;
Отношение к миру;
Отношение к труду;
Отношение к культуре;
Отношение к знаниям;
Отношение к человеку как таковому;
Отношение к человеку как Другому;
Отношение к человеку как Иному;
Отношение к своему телесному Я;
Отношение к своему душевному Я (внутреннему миру);
Отношение к своему духовному Я.
Изучение и анализ воспитанности школьников позволяет:
-
конкретизировать цели воспитательной работы;
-
дифференцированно подойти к учащимся с разным уровнем воспитанности;
-
обеспечить индивидуальный подход к личности каждого школьника;
-
обосновать выбор содержания и методов воспитания;
-
соотнести промежуточный результат с первоначально зафиксированным;
-
видеть близкие и более отдаленные результаты воспитательной системы.
Эффективность осуществления функций классного руководителя оценивается на основании двух групп критериев: результативности и деятельности. Критерии результативности отражают тот уровень, которого достигают обучающиеся в своем социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины обучающихся, их гражданской зрелости).
Критерии деятельности позволяют оценивать реализацию управленческих функций
классного руководителя (организация воспитательной работы с обучающимися; взаимодействие с учителями-предметниками и другими участниками образовательного процесса, родителями (иными законными представителями) обучающихся и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию обучающихся).
Оценку работы классного руководителя осуществляет заместитель директора школы по воспитательной работе. Оценка деятельности классного руководителя осуществляется на основе анализа следующих документов:
-
анализа и отчета о выполнении плана воспитательной работы;
-
материалов по изучению личности учащихся и классного коллектива (сводный лист изучения уровней проявления воспитанности (методики М.Шиловой и П.В. Степанова), анализ развития классного самоуправления и сплоченности классного коллектива);
-
материалов отражающих состояние и условия семейного воспитания каждого учащегося (социальный паспорт класса);
-
материалы, подтверждающие работу с родителями (протоколы родительских собраний, раздел «Работа с родителями» в папке классного руководителя.);
-
материалы, подтверждающие работу с детьми «группы риска» (раздел «Работа с детьми «группы риска» в папке класса);
-
участие класса в общественной жизни школы (рейтинг класса в общественной жизни школы, наличие разработанных и реализуемых социальных проектов, наличие грамот, дипломов и др., присуждаемые за социальную активность классного коллектива).
Для создания наилучших условий жизнедеятельности школьного коллектива, творческого развития каждой личности, достижения главной цели школы необходим анализ степени комфортности каждого в нем, результативности тех или иных приемов, методов, экспериментов. Для исследований в этом направлении применяются диагностики: «Удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении» и «Удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения» по методикам Е.Н. Степанова.
Ожидаемые результаты реализации Программы мероприятий по развитию воспитательной компоненты
Становление воспитательной системы в МБОУ «СОШ № 5» открытого типа.
Формирование и развитие профессиональной позиции педагога-воспитателя через развитие профессиональных компетенций педагогов в сфере воспитания.
Отсутствие правонарушений среди обучающихся.
Минимизация числа учащихся с низким уровнем воспитанности;
Внедрение в практику методических рекомендаций, информационно-методических сборников по направлениям воспитательной компоненты.
Рост числа родителей (законных представителей) обучающихся вовлеченых в воспитательный процесс школы, в работу Совета учреждения, Совета отцов.
Рост числа обучающихся, включенных в деятельность детских и молодежных общественных и творческих объединений.
Рост числа обучающихся, систематически занимающихся физической культурой и спортом, ведущих здоровый образ жизни.
Положительная динамика интеграции общего и дополнительного образования детей, сферы культуры и спорта для организации внеурочной деятельности в школе.
Показатели и индикаторы реализации Программы
Для оценки эффективности созданной в МБОУ «СОШ № 5» воспитательной системы открытого типа необходимо учитывать не только качественные изменения, происходящие в школе в целом, но и количественные:
Количественные показатели по годам
№ п/п
2014
2015
2016
2017
2018
1
Доля детей, участвующих в работе различных кружков, секций, студий, как в школе, так и внешкольных учреждениях дополнительного образования, %
85
86
87
88
90
2
Доля детей, охваченных внеурочной деятельностью, %
83
85
90
95
100
3
Доля детей, участвующих в общественно-полезных делах, акциях милосердия, экологическом движении, %
35
40
50
60
70
4
Доля участия родителей учащихся в общешкольных воспитательных и общественно полезных мероприятиях, %
3
5
10
20
30
5
Число детей, поставленных на административный учет за факты асоциального поведения, чел
5
3
2
1
0
6
Количество призовых мест в городских, региональных и всероссийских олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, шт
25
30
40
50
60
7
Доля родителей обучающихся, удовлетворенных качеством УВП, %
80
85
90
95
98
8
Доля педагогов, повысивших квалификацию по приоритетным направлениям воспитания и социализации детей и молодежи, %
40
50
62
70
80
Эффективность реализации Программы
Основными результатами развития Программы должны стать:
-
результаты личностных воспитательно-образовательных достижений обучающихся;
-
результаты деятельности школы;
-
результаты деятельности педагогических кадров систем общего и дополнительного образования детей;
-
результаты взаимодействия систем общего и дополнительного образования с государственными и общественными институтами.
Ресурсное обеспечение Программы
1.Разработка нормативно-правовой базы в сфере воспитания на институциональном уровне.
2. Развитие действующей инфраструктуры воспитания (направления, формы, механизмы).
3.Развитие научного, информационного, программно-методического обеспечения воспитания.
4. Обоснование объемов и механизмов финансирования воспитания.