Статья Артпедагогика как инструмент повышения мотивации изучения языковых предметов

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КГУ «Гимназия г. Балхаш» Вырва Лариса Владимировна

Магазова Марина Равильевна

Силаева Елена Анатольевна 2015-2016 учебный год

Артпедагогика как инструмент

повышения мотивации изучения языковых предметов


Учителя кафедр английского языка и общественно-гуманитарного цикла КГУ «Гимназия города Балхаш» Карагандинской области традиционно применяют в своей практике технологию артпедагогики, концептуальные идеи которой - гуманизация, креативность и рефлективность. Методологически главная цель заявляется как профилактика и коррекция асоциального поведения школьников. Мы соглашаемся с ней, но, выполняя задачи (см. ниже) реализации артпедагогической деятельности, достигаем и других целей, которые предлагаем читателю данной статьи оценить самому, прочитав рефлексию учащихся в несколько сокращенном виде.

Задачи:

  • актуализация собственных средств выразительности речевого и пластического характера;

  • содействие глубокому восприятию идейно-художественного содержания произведения;

  • пополнение словарного запаса, обогащение речи разнообразными синтаксическими конструкциями,

  • совершенствование навыков выразительного чтения.

  • эстетическое развитие старшеклассников;

  • развитие творческого потенциала личности.

Приступая к проекту по реализации артпедагогики, необходимо знать и соблюдать основные правила:

1. Создание оптимальных условий для познания мира и себя, через свободное художественное творчество.

2. Важен не результат, а сам процесс.

3. Артпедагогическое пространство - это территория безопасности. Поэтому педагог не критикует, не навязывает своих идей и образов.

Создание и поддержка коллаборативной среды, если не все или даже все не получается на сцене, обязательно даст результат артпедагогической деятельности. И это не произведение искусства, а личностный продукт художественной деятельности, раскрывающий видимые формы чувств и мыслей развивающегося человека.

Творческая группа учителей решилась на спектакль по нескольким причинам. Во-первых, в 10-ом классе обозначились межличностные проблемы и классный руководитель, учитель английского языка, планировала решить их посредством инструментария артпедагогики и заодно организовать языковую практику. Во-вторых, учитель литературы в системе применяет на практике технологию артпедагогики, к тому же всегда интересно художественное осмысление вечных, но таких актуальных проблем человеческой цивилизации. Третий педагог, тоже литератор, не работала в этих классах, но ей интересна была коллективная работа коллег и учащихся, да и лучше нее никто не справился бы с костюмами и гримом.

Итак, выбрана была пьеса Бернарда Шоу «Пигмалион», написанная на английском языке, она позволяет учащимся углубиться в языковую и культурную среду Англии конца 19 века, дает возможность ученикам выразить собственное отношение к героям на английском языке, что важно для школы с углубленным изучением английского. Пьеса имеет большое воспитательное значение как для учащихся, так и для родителей, так как поднимает вопрос ценности воспитания и образования. Одна из главных мыслей пьесы Бернарда Шоу состоит в том, что человек образованный не боится жить и принимает вызовы времени смело глядя в лицо трудностям.

Так, уличная девчонка Элиза Дулиттл, по причине сильного желания работать продавщицей в цветочном магазине, пришла к профессору Хиггинсу чтобы научиться правильно говорить по-английски. Генри Хиггинс из профессионального интереса взялся давать уроки, несмотря на её неплатежеспособность. Благодаря хорошему слуху и гибкому языку, Элиза быстро научилась правильно говорить. Побывав на приеме у миссис Хиггинс, Элиза из-за таких выражений, как «тетку пришили», «глушил стаканами», «к чертям собачьим», едва не потерпела фиаско, продемонстрировав свое, как выражается ее отец, «непорядочное» происхождение. Вследствие упорной совместной работы Элизы и Хиггинса девчонка с панели стала не только выглядеть, но и вести себя, как герцогиня. Но самое главное, чему она научилась благодаря Хиггинсу, - это пользоваться полученными знаниями, которые у нее уже нельзя забрать.

Приводим анализ рефлексии учащихся 10 класса (14 человек), участвовавших в постановке пьесы «Пигмалион», которая дает основания считать, что цели, поставленные педагогами, достигнуты:

  • испытывали «радость», «удовольствие», «наслаждение», «эйфорию» во время репетиций и выступлений 8 учащихся;

  • отметили сплоченность классного коллектива: «как одна семья», «вместе мы преодолеем все трудности» - 9;

  • обогатили личный опыт - 8;

  • духовное обогащение - 3;

  • развили такие качества, как трудолюбие (3), организаторские (3), мобилизационные (3) - итого 9;

  • отметили самосовершенствование по таким позициям, как постановка сценического голоса, умение держаться на сцене, справляться с волнением, входить в роль - 7;

  • положительно оценили работу других - 5;

  • открыли в себе новые качества (способность заучивать большие объемы текста) - 2;

  • продемонстрировали глубокое понимание текста - 5;

  • отметили развитие творческих способностей - 3.

Примечательно, что учащиеся не отметили отрицательного опыта или эмоции, что подтверждает: педагогам, в течение трех месяцев репетировавшим со старшеклассниками двухчасовую постановку, удалось создать «территорию безопасности», несмотря на огромный объем работы и «титанические усилия», как написала в рефлексии одна из учениц.

Рефлексия учащихся 10-ого класса

Думаю, постановку пьесы «Пигмалион» учителя специально организовали, чтобы объединить класс после некоторых инцидентов. Совместные репетиции, вместе проведенные выходные помогли нам, одноклассникам, сблизиться.

Чтобы хорошо сделать работу, приходилось играть парами, работать в группах. Это огромный опыт, который обязательно пригодится в будущем. Мы все разные, и одинаковых нет, так что иногда приходилось подстраиваться под партнера.

У меня была одна из главных ролей. Мы разделили роль Элизы Дулиттл на пару с Анетой, чтобы меньше учить текста, но было тяжело: мало того, что нужно было заучить слова, так еще надо было запомнить последовательность, тренировать мимику, жесты, интонации. Приходилось работать с учителями, с родителями и с зеркалом.

Работа на сцене есть бесценный опыт: ставить голос так, чтобы было слышно в конце зала, контролировать волнение, держать спину ровно, работать на публику, следить за реакцией зрителей, и если они засыпают, то срочно менять ситуацию. Приобретенные навыки ораторского искусства помогут в будущем выступать на публике с докладами.

Можно вынести массу полезного из самой сатирической комедии «Пигмалион». Если поставил цель, нужно идти к ней. Падать, но подниматься. Уметь дать отпор мужчине. Уметь радоваться мелочам; когда нужно, становиться дерзкой и настойчивой, но при этом не забывать, что ты - «девушка порядочная». Всегда стремиться к знаниями и не забывать, сто никто не раб. Нельзя издеваться над человеком, унижать его.

Д. Татьяна

Моя героиня, миссис Айнсфордхилл, женщина средних лет, имеющая двух детей. Долгое время я не могла вжиться в свою роль, в основном это связано с тем, что у меня боязнь сцены, а вторая причина в том, что у меня нет актерских способностей.

Четвертого марта состоялось наше четвертое выступление, в этот день я смогла до конца раскрыться, именно тогда я почувствовала настоящее удовлетворение своей игрой.

Я благодарна учителям, которые организовали постановку, потому что смогла сблизиться с одноклассниками, узнать о них больше, увидеть новые стороны в каждом.

Н. Дария

Полученный мною опыт из постановки пьесы «Пигмалион» можно разделить на несколько частей.

Первый заключается в значении самой пьесы Б. Шоу, который удивительным образом вкладывает глубокий смысл в пьесу-сатиру. Особое значение автор придает отношениям Элизы и Хиггинса, потому что именно эти герои заставили меня задуматься о психологии характеров и отношениях мужчины и женщины.

Генри Хиггинс частично остался для меня загадкой: либо он и вправду одинаков со всеми и безразличен ко всем, в том числе и Элизе, либо ему нравится Элиза, но он не в состоянии это признать. Мне бы больше понравился второй вариант. Элизе же Генри Хиггинс определенно нравится, но в силу своей гордости и достоинства она заявляет, что «хотела бы быть безразличной к тому, кому безразлична» она. Тем не менее до этого Элиза помогала Хиггинсу, даже прислуживала ему: подавала туфли, помогала найти вещи, по поводу чего Генри при их последнем разговоре сказал: «Никто не будет интересоваться рабом». Когда Ануар с Татьяной играли этот диалог, меня словно молнией ударило. Я поняла: первое - мужчина относится к женщине так, как она ему позволяет; второе - никакая женщина не должна унижаться перед мужчиной и должна иметь чувство собственного достоинства; третье - мужчинам не интересны женщины-рабыни…

Вторая часть опыта заключается в отношениях между актерами и организаторами. Мы все были взаимосвязаны. К примеру, когда Ярослав был сонный и плохо играл, мне было тяжело - я не чувствовала его игры и не могла играть сама; или когда для уверенности необходимо было увидеть одобряющий взгляд Марины Равильевны или Ларисы Владимировны. Очень помогала Елена Анатольевна.

Постановка определенно сблизила наш класс, ведь когда так много времени проводишь в уютной и веселой атмосфере, невольно привязываешься к окружающим. Как часто мы смеялись на репетициях, как радовались по окончании очередного показа - мы действительно стали командой. И отныне я уверена, что мы с моими одноклассниками и классным руководителем сможем побороть все трудности!

Третья часть опыта заключается в развитии творческих навыков. Оказалось, что я - неплохая актриса. Зрителям нравилось, как я играю, и это приносило мне большое удовольствие.

Также мне выпала участь создавать афишу. И во время рисования я открыла для себя новые возможности.

Постановка «Пигмалион» сыграла немаловажную роль в моей жизни, и я благодарна все тем, кто принял в этом участие.

К. Анета

Мы не впервые ставим спектакли, мы это делали каждый год, но этот раз был особенным для меня. И не потому что было много зрителей или мы показывали много раз, а потому что постановка немаленькая, очень серьезная и не каждый способен взяться за подобное.

Я играла хоть и небольшую роль, но все же играла. Моя героиня - Клара Айнсфордхилл. По характеру мы с ней схожи: капризность, эгоистичность и даже хамство в некоторой степени - и это помогло мне правильно сыграть. Всегда я играла каких-то правильных по характеру девушек, к примеру Софию из пьесы «Горе от ума», но наконец мне досталась подходящая роль.

Все репетиции на уроках, после уроков, по воскресеньям все-таки принесли свои плоды: мы стали трудолюбивее, терпеливее, может, даже талантливее. И это все заметили. Каждая роль была важна в постановке, ведь мы все должны были сплотиться и задать всем жару, что и случилось. Один за всех, и все за одного. Мы стали одной семьей. Мы сыграли на отлично.

…Каждый должен развивать в себе актерский талант: вдруг мы станем легендарными актерами?

М. Гульнур

После первого прочтения пьесы задумываешься об отношениях между людьми как в светском обществе, так и в низших слоях. Произведение показывает, как бесчеловечно порой выглядят эксперименты над человеком.

В ходе репетиций, длившихся три месяца, начинаешь осознавать и другие, более глубокие вещи. Играя миссис Пирс, можно понаблюдать за главными героями со стороны. В этой психологической драме между профессором Хиггинсом и Элизой возникает ненависть, причиной которой является пренебрежительное и ироничное отношение профессора к любому, отличающемуся по взглядам на жизнь человеку. Пьеса «Пигмалион» рассказывает о том, как может измениться жизнь людей благодаря образованию. Драматург ярко осветил проблему неравенства людей в обществе. Ведь именно после того как Элиза вернулась в дом Хиггинса образованной, воспитанной и знающей свои права девушкой, ее стали ценить, уважать и принимать как равную, как полноценную личность.

Когда слышишь монолог Дулиттла в исполнении Азамата, начинаешь замечать и линию взаимоотношения родителей с детьми. Родители обязаны интересоваться жизнью своих детей, направлять их на верный путь и хотя бы навещать. Дулиттл же не выполнил ни один из этих пунктов, вряд ли его можно назвать отцом.

В последнем диалоге Элизы и Хиггинса в исполнении Тани и Ануара только на самом выступлении я осознала главную мысль: рабом не будут интересоваться. Женщина не должна позволять мужчине обращаться с собой, как с пустым местом. Статья Артпедагогика как инструмент повышения мотивации изучения языковых предметов

Во время подготовки постановки я развила в себе некоторые качества: организованность, внимательность, умение прочувствовать героя и мыслить, как он. Роль миссис Пирс мне очень и очень понравилась. Я преклоняюсь перед этой женщиной и пытаюсь обрести хотя бы одно из ее качеств: сдержанность, дипломатичность, сарказм, разумное мышление. Иногда я замечаю в себе подобные качества.

Химия между актерами не менее важна. Один актер может сыграть отлично, а показать чувства и отношения между двумя и сделать так, чтобы зритель увидел это, намного сложнее. Пары Анета и Ярослав, Ануар и Татьяна справились с этой задачей. Самый сложный герой для раскрытия - Генри Хиггинс. По-моему, в конце произведения он боялся показать искренние, добрые чувства по отношению к Элизе. Он привык к своему холодному, саркастичному и прагматичному «Я» и не мог принять другую свою сторону.

К. Айжан

Репетиции, начавшиеся во второй четверти, наконец-то дали плоды. Четыре раза на сцене оживала Англия 19 века с ее дождями, чаем, беседами и зваными ужинами. Игра и сдержанность героев пьесы совершенно разнятся с тем, что было «за кадром». То, что увидел зритель, есть не что иное, как результат долгих репетиций. И, конечно же, наши совместные усилия стоили того.

Титаническая работа, совершенная над пьесой, стала толчком к пониманию каждого персонажа с его особенностями и характером. Один из главных героев произведения Б. Шоу - Генри Хиггинс, человек жесткий, самолюбивый, но не лишенный уважения к человеческому «Я»: «никто не будет интересоваться рабом». Полковник Пикеринг - человек несколько наивный, не умеющий читать сквозь строки, но невероятно добрый и сердечный. Ну а Элиза есть воплощение человека переродившегося, но сомневающегося в правильности своего выбора. У каждого героя есть своя мораль, и Б. Шоу показал ее через свою собственную. Умение видеть людей глубже, чем они есть на самом деле, - первый мой опыт.Статья Артпедагогика как инструмент повышения мотивации изучения языковых предметов

Моей ролью и героем стала миссис Хиггинс. Моим личным героем, так как из всех остальных персонажей именно ее взгляды и мысли совпадали с моими. В отличие от учителей фонетики, миссис Хиггинс видела в ситуации с Элизой не «проблему пари», но «проблему Элизы». Ей была далеко не безразлична судьба чужого ей человека. Понимая, что, вмешиваясь в жизнь человека, меняешь его судьбу, мисси Хиггинс не могла допустить, чтобы Элиза «потеряла себя. Это мой второй опыт.

Третьим было новое взаимодействие с людьми, которых я знала и не знала. Раскрытие некоторых личностей на сцене подарило мне новое видение их натуры. Замечательно узнавать что-то новое о том, что, казалось, знаешь как свои пять пальцев. Наш класс все же очень талантливый. И моему наслаждению не было предела, когда я наблюдала из-за кулис за игрой одноклассников.

И четвертым опытом стало умение отвлекаться от всего, что происходило вне сцены. Погружение в персонажа и полное забвение в его «Я».

Помощь и труд каждого участника были значимыми. Огромнейшая работа не имела бы результата без поддержки каждого. Я очень рада, что имела честь быть частью «Пигмалиона».

К. Алина

Готовиться мы начали сразу, как узнали: в конце октября. Наш класс, полный энтузиазма, быстро подхватил идею учителей и с легкостью приступил к работе. Но не все так просто, как казалось. Двухчасовая постановка казалась актерам сказкой, пока они не увидели свой текст. Многие очень долго учили слова и собирались с мыслями.

Также сложно было подобрать музыку, именно такую, чтобы о6на в точности подошла к определенным моментам. Эта работа музыкального режиссера и учителей опять же.

Когда начались полноценные репетиции и все еще было мутно и вяло, никто себе представить не мог, что получится в самом конце - фееричное шоу Шоу на сцене гимназии. Но мы верили, что у нас все получится. И получилось! Это научило нас верить в себя.

Организаторские вопросы касались каждого. На каждом лежала какая-то задача: кто-то гример, кто-то занимался интерьером. Без слаженной работы учеников и учителей мало что выглядело бы так, как надо было. Это научило нас помогать друг другу, отзывчивости и доверию.

Л. Екатерина

Присутствуя в зрительном зале, будучи звукорежиссером, я буквально перенесся в другое время, пережил с героями все: радость, счастье, боль и страх. Все было настолько реалистично, что я в пятом действии пролил мужскую слезу вместе с Татьяной, которая играла мисс Дулиттл.

Постановка произвела на меня огромное впечатление: блестящая игра актеров, костюмы, реквизит, сама эпоха.

А что касается меня, то от меня зависело немногое. Но для себя я вынес бесценный опыт: я должен выкладываться на полную, ведь даже от маленькой роли зависит очень многое - целостное восприятие.

М. Артур

В постановке «Пигмалион» я выполнял функции помощника режиссера и звукорежиссера, потому что отказался играть роль Фредди. Сам я не жалею о своем выборе, так как из меня бы вышел плохой Фредди, не то что из Вадима, который сыграл отлично. А я тем временем занимался занавесом и однажды удостоился чести ставить звуки в пятом действии. Думаю, что неплохо помог звукорежиссеру, который отсутствовал на репетиции по причине болезни.

Я, как и все задействованные в постановке, испытывал чувство страха, ответственности. Ребята выложились на сто процентов. Постановка заслуживает высшего балла, а все участники уважения.

М. Досхат

Совсем недавно наш класс поставил пьесу «Пигмалион». Это событие, наверное, самое лучшее, что произошло со мной за эти десять лет в школе. Это событие было как дополнительный урок - только интересный и захватывающий. Постановка открыла для меня самого много способностей, которыми я не пользуюсь. Во-первых, актерская игра. Конечно, я далеко не профессиональный актер, но для моего возраста я считаю это достижением. Во-вторых, все репетиции, часто проходившие в школе, сблизили меня и моих школьных друзей. Теперь мы, кажется, самый дружный школьный коллектив.

Еще одна особенность, которая была открыта мною в течение этого незабываемого периода, - это моя память. Я никогда не думал, что способен выучить такое количество слов. Когда я только начинал учить роль, меня все раздражало: я постоянно путал одну фразу с другой. Но, как говорится, без труда не выловишь и рыбку из пруда. …«Во всяком случае, наше дело сделано, все кончено».

Т. Ануар

Пигмалион. Наш дорогой Пигмалион. Стоит начать с зарождения самой первой мысли о постановке. Ничем не примечательный урок английского языка, просмотр фильма, обсуждение, первые наброски и выбор актеров…

Изначально я представлял себе Хиггинса в лице Юрия или Аслана. Ярослава же знал не очень хорошо и поэтому считал, что он не сможет справиться с ролью.

Пришло время первой репетиции. От такого объема текста кружилась голова, и всем было понятно, что придется жертвовать уроками или оставаться после, но репетиции в воскресенья и во время каникул меня просто сразили наповал.

Было очень сложно учить слова, но во время игры они будто бы льются из тебя, и уже становилось не так страшно. С каждой репетицией становилось все интереснее, и дошло до того, что я ждал воскресенья, как свой день рождения или новый год.

Пигмалион заставил нас сплотиться и стать намного дружнее, чем было раньше. Давние недоразумения были забыты, мы просто получали удовольствие от самого процесса подготовки и игры.

Ярослав открылся для меня с самой положительно стороны. Наши руководители не ошиблись с выбором актёра на роль профессора лингвистики. Его игра, в особенности мимика, указывала на это. Я одень рад, что приобрел такого товарища и планирую продолжать общение, ведь у нас есть общий интерес: страсть к физике.

Я получил хороший опыт игры, дружбы, а также вырос духовно.

К. Султан

Изначально я не осознавал, насколько большая постановка у нас получится. На выборе ролей меня не было по болезни, после я узнал, что мне досталась роль прохожего. Эта роль меня ничуть не разочаровала, так как слов у моего персонажа было очень мало, соответственно, времени на заучивание текста уйдет меньше. Так как Досхат отказался играть в пьесе, мне досталась роль Фредди. Увидев, что этот персонаж появляется в первом и третьем действиях, я расстроился, ведь хотелось поменьше слов. Но все роли были утверждены, и начались репетиции. Статья Артпедагогика как инструмент повышения мотивации изучения языковых предметов

Сначала репетировали со словами на руках, довольно редко и медленно. В поставленный срок мы не успевали и отложили постановку на третью четверть. Если честно, я уже не относился к пьесе так серьезно и не ждал от нее чего-то грандиозного.

Началась третья четверть. С этого момента наши репетиции участились, уже ощущалось волнение: ведь не все еще готово, а выступление не за горами. В процессе репетиций я начал понимать, что играть большую роль не так уж плохо. Это интересно и моментами весело. Я начал жалеть о том, что мне досталась роль Фредди, который говорит пару фраз в двух действиях. Но в то же время я радовался тому, что не являюсь бессловесным прохожим.

Вот и наш дебют. Коротко напишу, что он намного превзошел мои ожидания. Я понял, что человек в крайние моменты может приложить все усилия для выполнения цели, если того потребует ситуация.

Лично я научился тому, что большая роль - это не очень даже неплохо. И еще я очень хочу сыграть одну из главных ролей в какой-нибудь пьесе. Чувствую, что это у меня может получиться. Из произведения мне стало понятно, что из любой «чумички» можно сделать леди.

Ц. Вадим

Я очень рад, что нашему классу выпала честь ставить пьесу «Пигмалион». Для меня многие одноклассники открылись с другой стороны: я подумать не мог, сколько актерского мастерства есть у отдельных личностей.

Каждый наш выход был новым, и каждый раз меня одолевали чувства страха и волнения, но я всегда собирался с силами, а в конце меня всегда охватывала эйфория. Мне кажется, «Пигмалион» - лучшее, что я делал в школьной жизни.

Статья Артпедагогика как инструмент повышения мотивации изучения языковых предметовСтатья Артпедагогика как инструмент повышения мотивации изучения языковых предметов

Работа над пьесой обогащает духовно. Бернард Шоу говорит, что независимо от своей социальной принадлежности человек должен оставаться собой. Мне очень близка мысль моего героя: «Живи для других, а не для себя». Эта мысль прослеживается на протяжении всей пьесы: об этом говорит миссис Пирс, миссис Хиггинс и мистер Дулиттл. Для меня все это происходит на фоне другой мысли: «Мы ответственны за тех, кого приручили».

От работы над поставкой пьесы я получил исключительное удовольствие.

Б. Азамат

Спектакль был показан 5 раз: для учащихся школ города, педагогов, родительской общественности и горожан, директоров школ области, но эффект его воздействия на «актеров», зрителей, педагогов не измерить цифрами (хотя такая попытка сделана). Теперь уже 11-классники цитировали Б. Шоу, дружно подготовили и провели Новый год в гимназии на основе «Дары волхвов» О. Генри и собственного оригинального сценария, коллективно готовятся к выпускному экзамену. Учителя провели «исследование в действии» по теме «Артпедагогика как инструмент повышения мотивации изучения языковых предметов» и пришли к следующим выводам.

Особенность артпедагогики в том, что она оперирует средствами искусства и художественно-творческой деятельности, обладающими развивающим и воспитывающим потенциаломi. Искусство уникальным образом воздействует на человека, дает преобразующую силу его внутренним ресурсам, способствует личностному росту: актуализирует средства выразительности речи и пластики, развивает творческий и эстетический потенциал, обеспечивает самопознание, развитие рефлексивной способности, овладение способами саморегуляции, самосовершенствования.

Но не менее значимы и учебные задачи, которые решает артпедагогика:

  • содействие глубокому восприятию идейно-художественного содержания произведения;

  • пополнение словарного запаса;

  • обогащение речи разнообразными синтаксическими конструкциями;

  • совершенствование навыков выразительного чтения.

Такие же учебные задачи стоят на уроках языка и литературы. Разница между традиционной подачей материала и применением интерактивных методов и технологий, в том числе артпедагогики, в том, что во втором случае повышается интерес к уроку и, следовательно, к изучаемому языку, процессу познания «чужой» культуры, которая может стать своей, что не может не сказаться на качестве обученности учащихся.

Таким образом, мы считаем целесообразным дальнейшее применение артпедагогики на уроках казахского, русского и английского языков и внеурочной деятельности в целях повышения мотивации и эффективности обучения.

i(Артпедагогика и арттерапия в спец.образовании: Учебник для студ. редн. и высш. пед. учебн. заведений) Е.А.Медведева, И.Ю.Левченко и др. М.:Издат.центр "Академия", 2001).

11


© 2010-2022