Методический материал для директора «Портфолио индивидуальных достижений учащихся»

"Представленный методический материал будет полезен и заместителям директоров школ, и классным руководителям "Сборник - это результат деятельности педагогов муниципальной базовой площадки за 2011-2013уч.г. Актуальность представленной темы оправдана требованиями не только времени, но и требованиями новых ФГОС. В МКОУ «Чатлыковская СОШ» с января 2013 года вступило в действие. I часть имеет следующие разделы: презентация моих увлечений и размышлений; презентация моих достижений; мои итоги за год;...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальная базовая площадка МОУО МО Красноуфимский округ

МКОУ «Чатлыковская СОШ»




ПОРТФОЛИО

ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ























с. Чатлык

2013год


СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка ………….…………………………………………… 3

1. Виды портфолио ………………….………………………………………... 7

2. Содержание и структура портфолио…………………………………….... 9

3. Презентация портфолио …….………………………………………….… 14

4. Функциональные обязанности участников образовательного процесса при ведении портфолио ученика ………………………………………………... 14

5. Положение о ведении портфолио ………………………………………... 15

6. Итоговый документ по портфолио ……………………………………… 13

7. Алгоритм запуска портфолио ……………………………………………...13

Литература ……………………………………………………………………..15

Приложения ………………………………………………………………….. 19





























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Портфолио индивидуальных достижений учащихся разработано в рамках реализации комплексного проекта модернизации образования Российской Федерации с целью индивидуализации и дифференциации процесса обучения в школе, личностного и профессионального самоопределения обучающихся, формирования у них мотивации на достижение определенных результатов воспитания, развития и социализации; в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования и на основании Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года N 3266.

Портфолио - это набор документов (в печатном или в электронном виде), в котором фиксируются оценки индивидуальных образовательных достижений учащихся за весь период обучения с 1-го по 11 класс.

Портфолио - комплект документов, представляющий совокупность сертифицированных или несертифицированных индивидуальных достижений, выполняющих роль накопительной оценки, которая наряду с результатами экзаменов, является составляющей образовательного рейтинга выпускника основной школы.

Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства и позволяет учитывать результаты, достигнутые учащимися в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной, спортивной и других.

Основные преимущества портфолио:

  • позволяет объединить количественную и качественную оценку учащегося посредством анализа разнообразных продуктов учебно-познавательной деятельности;

  • поощряется не только оценка, но и самооценка, и взаимооценка учащихся, а также самоанализ и самоконтроль учащегося;

  • портфолио направлено на сотрудничество учителя и учащегося с целью оценки достижений, приложенных усилий и прогресса в обучении;

  • портфолио - форма непрерывной оценки в процессе непрерывного образования.

Недостатки портфолио в том, что внедрение данной формы требует большой систематической работы по повышению квалификации учителей, формированию их готовности одобрить и принять эту инновацию. Ведение портфолио требует как от учителя, так и от учащихся новых организационных и познавательных умений. К тому же возникает проблема учебного времени: портфолио требует больше времени для реализации, чем традиционная система оценки.

Необходимо реально оценить возможности учащихся, педагогов, родителей в предоставлении материалов, позволяющих составить картину значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание его индивидуального прогресса в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.

Безусловно, существуют реальные трудности и противоречия во внедрении данной инновации в учебный процесс. Но вместе с тем учебные портфолио дают новый толчок развитию проблемы оценки, показывают возможные направления обновления традиционной системы и в конечно счете формируют новое понимание самого процесса обучения.

Важная цель портфолио - представить отчет по процессу образования учащегося, увидеть картину значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.

Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:

  • поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

  • поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

  • развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;

  • формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

  • создание ситуации успеха для каждого ученика;

  • содействие дальнейшей успешной социализации обучающегося.

Портфолио позволяет осуществить длительный мониторинг индивидуальных образовательных достижений ученика и развитие сферы его интересов на различных ступенях обучения.

Диапазон портфолио постоянно расширяется: портфолио начинает использоваться на всех уровнях образования: от высшей до начальной школы.

На первой ступени (начальная школа) важной задачей портфолио ученика является привитие учащимся первичных навыков самооценки, привлечение внимания родителей к успехам своих детей и вовлечение их в сотрудничество с учителем и самими учащимися. Портфолио служит для сбора информации о динамике продвижения обучающегося в учебной деятельности и позволяет реально оценить готовность ребенка к обучению в среднем звене.

На второй ступени (средняя школа) портфолио служит для сбора информации об образовательных достижениях обучающегося в различных видах деятельности (учебно-познавательной, трудовой, творческой, общественной и т.д.); для повышения образовательной и общественной активности школьников, уровня осознания ими своих целей, потребностей, возможностей, личностных качеств; для определения дальнейшего профиля обучения.

На третьей ступени обучения (старшая школа) Портфолио служит инструментом профилизации обучения и создания индивидуальной образовательной траектории обучающегося, отражает результаты индивидуальной образовательной активности, степени развитости, воспитанности и социализированности его личности.

В МКОУ «Чатлыковская СОШ» с января 2013года вступило в действие Положение о портфолио ученика, с его содержанием можно подробно познакомиться в Приложении 1.
















1. ВИДЫ ПОРТФОЛИО

В зависимости от того, с какой целью создается портфолио и в чем состоят особенности его содержания, можно выделить следующее виды портфолио:

  1. В зависимости от цели, которая отражает результат, ради которого собирается портфолио, существуют:

  • портфолио-собственность (собирается для себя);

  • портфолио-отчет (собирается для учителя).

  1. По содержанию возможно выделение следующих видов портфолио:

  • портфолио достижений: включает в себя лучшие результаты работы учащегося;

  • рефлексивный портфолио: включает в себя материалы и оценку/самооценку достижения целей, особенностей хода и качества работы с различными источниками информации, ощущений, размышлений, впечатлений и т.п.;

  • проблемно-ориентированный портфолио: включает все материалы, отражающие цели, процесс и результат решения какой-либо проблемы;

  • тематический портфолио: включает материалы, отражающие работу учащегося в рамках той или иной темы.

Целесообразно использовать два вида портфолио для каждого учащегося: рабочий и оценочный (показательный). В рабочий портфель учащийся вкладывает все продукты своей учебно-познавательной деятельности по выбранной цели; далее отбирает те, которые, на его взгляд, наиболее полно отражают его достижения в образовательной деятельности.

В рабочее портфолио могут входить:

  • коллекции работ, которые демонстрируют продвижение учащегося в какой - либо сфере, в том числе планы и черновики;

  • аудио- и видеозаписи;

  • фотографии;

  • электронные версии работ;

  • результаты практической деятельности;

  • результаты экзаменов, тестирования;

  • информация об общественно-полезной деятельности;

  • творческие, исследовательские и другие работы;

  • зачетный лист посещения элективных курсов;

  • посещение кружков, секций, студий и других объединений системы дополнительного образования;

  • сведения о награждениях и поощрениях;

  • индивидуальный учебный план.

В показательное портфолио входят:

  • лучшие работы, исследовательские проекты, статьи, творческие работы;

  • грамоты, дипломы, демонстрирующие высокую результативность в той или иной области деятельности;

  • результаты эксперимента;

  • вырезки, копии из средств массовой информации: газет, журналов и других изданий;

  • видеоматериалы, демонстрирующие высокую результативность;

  • свидетельства и удостоверения;

  • информация, подтверждающая личную учебную инициативу: курсы, тренинги, трудовой опыт, самостоятельные работы, проекты, практики, исследования;

Каков бы ни был вид портфолио, он представляет собой набор материалов, структурированных определенным образом. Крупные блоки материалов называются разделами, внутри них выделяются рубрики. Количество разделов и рубрик, а также их тематика могут быть различными и определяются в каждом конкретном случае.


2. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПОРТФОЛИО


Как правило, портфолио представляет собой папку-накопитель, в которую помещаются различные материалы - и рукописные, и ксерокопии. Портфолио может содержать краткие записи, связанные с ходом выполнения определенных работ; схемы, таблицы, графики, диаграммы; отчеты; наблюдения; планы и результаты исследований; аудио - и видеоматериалы, описания работ; справки; грамоты; сертификаты и т.д.

Каждый материал или группа материалов, помещенных в портфолио, сопровождается кратким рефлексивным комментарием ученика (что получилось, о чем свидетельствует, как может быть использовано, какие выводы можно сделать на основании, какие ошибки допущены и что с ними делать). Элементы портфолио, как правило, датируются, чтобы можно было отследить динамику работы учащегося.

Портфолио является важным мотивирующим фактором обучения, так как при любой структуре он организован таким образом, что нацеливает учащегося на демонстрацию прогресса.

Структуру портфолио определяет для себя индивидуально сам ученик. Портфолио может включать в себя следующие разделы:

Вариант 1

1. Титульный лист (обложка) обязательно сопровождается фотографией и содержит основную информацию о владельце:

  • Ф. И. О. ученика;

  • дату рождения;

  • полное название ОУ и класс;

  • личную подпись ученика.

2. I раздел "Мой портрет" (информация о владельце) содержит личные данные учащегося, а также:

  • результаты психологической диагностики;

  • информацию, помогающую ребенку проанализировать свой характер, способности, узнать способы саморазвития, самосовершенствования, самопознания.

3. Во II раздел "Портфолио документов" помещается перечень представленных в портфолио официальных документов (все имеющиеся у школьника сертифицированные документы, подтверждающие индивидуальные достижения в различных видах деятельности):

  • дипломы об участии в предметных олимпиадах различного уровня;

  • грамоты за участие в конкурсах;

  • сертификаты;

  • благодарственные письма, свидетельства и т. д.

4. III раздел "Портфолио работ" (творческие работы) включает в себя результаты различных творческих, проектных, исследовательских работ учащегося, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях; прохождение элективных курсов, различного рода практик; спортивные и художественные достижения и др.

Материалы этого раздела дают широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки.

5. IV раздел "Копилка" (памятки, инструкции, полезная информация).

Вариант 2

1. I раздел « Личные сведения учащегося».

Раздел включает в себя:

  • личные данные учащегося, ведущего портфолио;

  • автобиографию учащегося;

  • описание целей, поставленных учащимся на определенный период.

2. II раздел «Учебные достижения учащегося».

Раздел включает:

  • сводную ведомость четвертных, полугодовых и годовых оценок;

  • результаты итоговой аттестации.

3. III раздел «Достижения во внеклассных и внешкольных мероприятиях».

Раздел содержит информацию о посещении секций, кружков; принятии участия в конкурсах и соревнованиях. Все грамоты, дипломы, сертификаты, благодарности вкладываются в отдельные файлы и подшиваются в папку.

4. IV раздел «Самообразование».

Раздел содержит информацию о выпуске стенгазет, участии в массовых мероприятиях школы, участии в классных мероприятиях. А также информацию о докладах, рефератах, написанных учащимся; личные стихи, рассказы; сведения о прочитанных книгах; творческие работы- рисунки, поделки( фотографируются и вкладываются в портфолио); информацию о посещении театров, музеев выставок, участии в экскурсионных мероприятиях.

5. V раздел «Развлечения».

Раздел содержит информацию о любимых играх ( спортивных, настольных, компьютерных), о том, как учащийся проводит каникулы, о семейных праздниках.

Вариант 3

Портфолио учащегося состоит из двух составных частей:

  • Брошюра-тетрадь «Мой Портфолио»;

  • Папка «Портфолио достижений».

1. Титульный лист Портфолио.

Титульный лист Папки «Мой Портфолио» содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс) и фото ученика.

Считаем, важным дать ребенку самому выбрать фотографию для титульного листа.

2. I часть (Брошюра-тетрадь) имеет следующие разделы:

  • презентация моих увлечений и размышлений;

  • презентация моих учебных достижений (по четвертям);

  • мои итоги за год;

  • содержание.

3. II часть (Папка «Портфолио достижений») имеет следующие разделы:

  • «Мои достижения в учебной, интеллектуально-познавательной и научно-исследовательской деятельности» (итоговые отметки по предметам базисного учебного плана; контрольные, диагностические работы, мониторинги; сведения об участии в предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, исследовательских проектах, интеллектуально-познавательных конкурсах, в проектной деятельности).

  • «Мои достижения в общественной, творческой и спортивной деятельности» (сведения об участии в самоуправлении класса; сведения об участии в делах класса и школы; сведения об участии в школьных, районных, областных и всероссийских конкурсах различного направления (интеллектуально-познавательное, творческое, спортивное и т.д.) и проектной деятельности, в том числе участие в Интернет-проектах).

  • «Мои грамоты» (раздел содержит конкретные документы, подтверждающие достижения учащегося в учебной или внеурочной деятельности; похвальные листы и грамоты; дипломы, сертификаты, благодарственные письма, свидетельства).

  • «Творческая мастерская» (в этом разделе помещаются творческие работы учащиеся: рисунки, стихи, проекты, исследовательские работы. Если выполнена объемная работа (поделка, большой формат бумаги и т.д., большой объем работы), помещается ее фотография или диск с соответствующим материалом. В разделе могут размещаться фотографии, отражающие участие ребенка в различных видах творческой, спортивной, социальной деятельности). Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, дается информация об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось, результат участия. Для больших работ (например, рисунки, плакаты) ученик может использовать папку-накопитель.

  • «Отзывы о моей учебной и внеурочной деятельности». (отзывы о деятельности ученика (классного руководителя, учителей-предметников, других педагогов, администрации, педагогов дополнительного образования, родителей); рецензии на работы учащихся; вырезки из СМИ о деятельности учащегося или его творческих работах).

  • «Мир моих увлечений» (раздел содержит информацию об увлечениях ребенка в свободное от уроков время: хобби, занятость в дополнительном образовании, фотографии, отражающие его увлечения и т.д.)

Представленные варианты портфолио не являются обязательными. Каждый учащий подбирает ту форму ведения портфолио, которая для него удобнее. Структуру и порядок следования разделов так же выбирает сам ученик. Портфолио - своеобразный творческий проект совместной деятельности ученика и учителя (наставника), поэтому учащийся имеет право выбора. МКОУ «Чатлыковская СОШ» в рамках апробации ведения портфолио учащихся представляет свои составляющие компоненты портфолио по разделам, по сбору информации в виде тестов и анкет (см. Приложение 2.).


3. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПОРТФОЛИО

Учащийся может презентовать содержание своего портфолио на классном собрании, на Совете школы, на родительском собрании, на педагогическом совете. Презентация Портфолио обучающихся может проходить в форме выставок портфолио.

На презентацию учащийся выходит с кратким устным комментарием по содержанию Портфолио.

4. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ВЕДЕНИИ ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА

В формировании портфолио участвуют: учащиеся, классные руководители, учителя - предметники, администрация школы.

При использовании технологии портфолио в образовательном процессе ОУ функциональные обязанности между участниками образовательного процесса могут распределяться по-разному. Это решают участники образовательного процесса. Обязательное условие - у каждого ребёнка, ведущего портфолио, должен быть наставник. В роли наставника может быть любой педагог ОУ: классный руководитель, учитель-предметник, а так же и сами родители. Обязанности участников образовательного учреждения по ведению портфолио должны быть подробно расписаны в положении о ведении портфолио.


5. ПОЛОЖЕНИЕ О ВЕДЕНИИ ПОРТФОЛИО

Образовательное учреждение, решив использовать технологию портфолио, обязано разработать положение, которое будет определять порядок формирования и использования портфолио. В положении образовательного учреждения также необходимо отразить следующие пункты:

  • актуальность ведения портфолио в данном образовательном учреждении;

  • содержание и структура портфолио;

  • порядок ведения портфолио;

  • функциональные обязанности участников образовательного процесса по ведению портфолио;

  • учёт результатов портфолио.

Примерное положение о ведении портфолио см. Приложение 1.

6. ИТОГОВЫЙ ДОКУМЕНТ ПО ПОРТФОЛИО

Педагогический совет общеобразовательного учреждения анализирует, контролирует и утверждает итоговую оценку портфолио выпускника. Школа выдает ему под роспись документ на аттестацию портфолио, заверенный директором и школьной печатью (см. Приложение 3.).

Форма итогового документа (сертификат индивидуальных учебных достижений выпускника) утверждается положением. Данные итоговых документов по портфолио ежегодно фиксируются в журнале выдачи итоговых документов по портфолио, заверяются директором школы или его заместителями и скрепляются печатью.

Итоговые документы по портфолио и журнал их выдачи заполняются классным руководителем.

7. АЛГОРИТМ ЗАПУСКА ПОРТФОЛИО

Очень важно грамотно организовать запуск портфолио учащихся, чтобы ученики были вовлечены не только в процесс отбора материалов, но и в совместную работу с учителем по разработке структуры портфолио (определение количества рубрик в разделах, необходимых материалов, комментариев к ним и т.п.). Это позволит организовать сотрудничество и проектировать обратную связь учителя с учениками, у которых появится чувство вовлеченности в процесс организации собственного обучения.

Вероятно, нет необходимости приниматься сразу за создание портфолио со сложной структурой. В зависимости от того, какую цель преследует педагог, принявший решение использовать в учебном процессе портфолио учащихся, запуск портфолио может быть организован по-разному.

Например, процесс создания может проходить в три этапа: сначала собираются все работы учащегося; потом отбираются лучшие работы; далее отбираются работы для демонстрации наилучших результатов.

Чтобы начать создание портфолио, нужно определить цель его создания, его тип, определить содержание. В некоторых случаях можно заранее поставить перед учащимися задачу: «Соберите все свои лучшие работы за четверть», или «Сложите в папку все письменные работы за этот месяц». Это и станет первым шагом к созданию портфолио.

В портфолио обычно выделяются вариативная часть, которая наполняется материалами по выбору ученика, и инвариантная, которая задается учителем с различными дидактическими целями (в том числе и с целью оценки образовательных результатов). Работа может быть организована в несколько этапов, например, последовательно могут создаваться отдельные разделы и рубрики портфолио.

Один из возможных алгоритмов запуска портфолио может быть представлен следующим образом:

  1. мотивация: каждому учащемуся должно быть понятно, зачем ему нужно работать с портфолио;

  2. определение вида портфолио: вид портфолио может быть задан педагогом или выбран учащимся;

  3. определение сроков сдачи и времени работы над портфолио: на уроках в классе, во время проектной, исследовательской или творческой работы;

  4. определение общей структуры портфолио;

  5. определение критериев оценивания: обсуждаются и определяются совместно с учащимися (при этом возможно выделение обязательных критериев);

  6. определение способов оценивания: целесообразно еще до начала работы над портфолио обсудить с учащимися, каким образом будет оцениваться портфолио, все ли материалы, рубрики, разделы будут оцениваться, что именно будет являться объектом оценки.

В образовательном учреждении Чатлыковская школа был разработан свой вариант планирования работы над Портфолио учащихся. Алгоритм его выглядит следующим образом:

  1. мотивационный тренинг с учащимися, которые будут вести портфолио;

  2. определение общей структуры портфолио;

  3. выбор стиля и дизайна портфолио самими учащимся и один из вариантов, который был предложен учащимся - самостоятельная разработка дизайна своего портфолио средствами компьютерной графики (см. Приложение 6.);

  4. определение сроков сдачи и времени работы над портфолио;

  5. анализ содержания портфолио, его корректировка.

Следует помнить, что информацией, которая содержится в портфолио, могут воспользоваться учащиеся, учителя, родители, куратор, но делать это можно только с ведома и согласия ученика, которому принадлежит портфолио.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Гужавина Н.А. Положение о портфолио.// Журнал Завуч. Управление современной школой - 2008 - №3 С 68 - 75.

  2. Ильина И.В., Белова С.Н. Портфолио как новая форма оценки личностных достижений школьников.// Журнал Завуч. Управление современной школой - 2006 - №8 С 136 - 142.

  3. Инновации в обучении и воспитании как основа повышения качества образования./ Материалы первой городской отчетной конференции городских сетевых инновационных площадок. - Екатеринбург: МУ ИМЦ "Екатеринбургский Дом Учителя", 2010. - 168с.

  4. Меттус Е.В., Литвина А.В., Турта О.С., Гайтукаева И.Ю. Юдина И.Г. Живая оценка: Программа "Портфолио в школе" / Е.В.Меттус. - 3-е изд., стереотипное - М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2009. - 272 с.

  5. Молчанова З.М., Тимченко А.А., Черникова Т.В. Личностное портфолио старшеклассника. - М. Глобус, 2007.

  6. Новикова Т.Г., Прутченков А.С., Пинская М.А. Методические рекомендации по сопровождению работы с портфолио учащихся основной школы. // Журнал Профильная школа - 2007 №1 С 13 - 21.

  7. Пейп С.Дж., Чошанов М. Учебные портфолио - новая форма контроля и оценки достижений учащихся //Директор школы. - 1998. - № 3. - С.76

Интернет - ресурсы.

1. nsportal.ru/...shkola/.../portfolio-uchenika-nachalnykh-klassov

2. syktyvdin.edusite.ru/.../portfoliouchenikanachal-noyshkolyi.doc

3.nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/library/prezentatsiya-k-roditelskomu-sobraniyu-portfolio-

4. solnet.ee/parents/p1_61_2.html

5. Pedsovet.su

6.RusEdu

7. edu.1september.ru

8. standart.edu.ru/

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Утверждаю: директор школы

_____________ /Н.Г. Харина/

Приказ № 02 от 09.01.2013 г.

ПОЛОЖЕНИЕ

о портфолио ученика

Муниципального казённого общеобразовательного учреждения

« Чатлыковская средняя общеобразовательная школа»


  1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года N 3266.

1.2. Портфолио - это эффективное средство мониторинга образовательных достижений учащихся, собрание личных достижений ученика, которое формируется учеником под руководством тьютора и реально показывает его уровень подготовленности и активности в различных учебных и внеучебных видах деятельности в школе и за ее пределами, современная форма оценивания образовательных результатов в учебной, творческой, исследовательской и других видов деятельности.

1.3. Цели создания портфолио - системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов.

1.4. Функции портфолио:

• фиксирование изменений и роста достижений учащегося за определенный период времени;

• поддержание учебных целей и высокой учебной мотивации учащихся;

• развитие навыков самооценки и самопрезентации учащимися своих достижений.

1.5. Принципы построения портфолио:

• открытость;

• системность;

• доступность;

• полнота представления.

  1. Структура содержания портфолио

2.1. Портфолио имеет 6 разделов:

Раздел 1. «Общие данные личности»:

• первый (титульный) лист (фамилия, имя, отчество, год рождения);

• фотография, самопрезентация.

Раздел 2. «Результаты учебной деятельности»:

• оценки учащихся 2-11 классов за каждую четверть, итоговые.

• результаты школьных, муниципальных, областных тестирований, пробных экзаменов, итоговой аттестации.

Раздел 3. «Результаты внеурочной деятельности»

  • сведения о занятости в кружках, секциях, клубах по интересам;

  • календарь конкурсных мероприятий;

  • достижения во внеурочной деятельности.

Раздел 4. «Мои достижения»:

• грамоты, дипломы, свидетельства, удостоверения, сертификаты и другие документы, демонстрирующие результативность в той или иной области деятельности;

• фотографии, вырезки, копии из средств массовой информации: газет, журналов и других изданий;

• информация, подтверждающая личную учебную инициативу: курсы, тренинги, трудовой опыт;

Приложение к разделу 4. «Банк творческих работ учащихся» представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, интеллектуальных играх, трудовом опыте.

Раздел 5 . «Портфолио отзывов»:

• отзывы;

• рецензии;

• рекомендательные письма;

• письма поддержки;

• отзывы друзей, учителей, родителей.

• вырезки из газет про себя или друзей.

• фотографии, рисунки, хобби, самое смешное, самое интересное событие в этом месяце (году), досуговые занятия и достижения в этих занятиях.

2.2. Портфолио включает достижения учащихся на уровне школы, района, области, России. В качестве достижений рассматриваются результаты предметных олимпиад, конкурсов, полученные в школьных и внешкольных образовательных сетях и системах.


  1. Порядок ведения портфолио

3.1. Общее руководство процессом создания и ведения портфолио осуществляет рабочая группа муниципальной базовой площадки по работе с одарёнными детьми.

3.2. Портфолио ученика формируется с 1 класса по 11 класс.

3.3. Портфолио ведется учащимся под руководством тьютора в папке-накопителе с файлами и заполняется по мере поступления информации. Каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться (кроме грамот, благодарностей).

3.4. Работа учащихся с портфолио сопровождается помощью взрослых: педагогов, родителей, классных руководителей.

3.5. Тьютор осуществляет контроль и вносит коррективы и дополнения в процесс составления портфолио.

3.6. Родители помогают в заполнении портфолио; осуществляют контроль за исполнением портфолио.

3.7. После окончания каждого класса классный руководитель вместе с учащимися и их родителями организует выставку или иной вид презентации портфолио.


  1. Учет внеучебных достижений обучающихся

4.1. Внеучебные достижения обучающихся, зафиксированные в соответствии с разделом 2 настоящего Положения, учитываются (принимаются во внимание):

при текущей, промежуточной аттестации по основным образовательным программам, реализуемым общеобразовательным учреждением;

при принятии решений о поощрении (материальном и моральном стимулировании) обучающихся по основаниям, предусмотренным правилами поведения обучающихся общеобразовательного учреждения;

4.2. Решение об учете (принятии во внимание) внеучебных достижений обучающихся при текущей аттестации обучающихся принимается учителями и может выражаться в повышении текущей отметки за выполнение работ, предусмотренных учебной программой по данному предмету (образовательной области), либо выставлении отдельной текущей отметки.

4.3. В случаях, когда зафиксированные внеучебные достижения свидетельствуют о фактическом освоении обучающимся целостной совокупности компетентностей, прямо или косвенно предусмотренных основной образовательной программой, педагогический совет общеобразовательного учреждения вправе засчитать достижения при промежуточной аттестации, в соответствии с принятыми локально-нормативными актами образовательного учреждения.

4.4. В случаях, когда зафиксированные внеучебные достижения обучающегося свидетельствуют об освоении им компетентностей, предусмотренных учебной программой по отдельному учебному предмету (образовательной области), педагогический совет общеобразовательного учреждения вправе перевести обучающегося на обучение по индивидуальному учебному маршруту.











ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

К разделу «Общие данные личности»

АНКЕТА

"НЕМНОГО О СЕБЕ"

Инструкция.

Уважаемый ученик! Просим тебя ответить на вопросы предлагаемой анкеты.

1. Фамилия____________________________________________________________________

2. Имя, отчество_______________________________________________________________

3. Почему тебе при рождении дали именно это имя? Что оно означает?________________

_____________________________________________________________________________

4. Ты сейчас в _____ классе. С какого класса обучаешься в этой школе? _______________

5. Внеклассная деятельность (дополнительное образование: кружки, секции и т. д.)

_____________________________________________________________________________

6. Что тебе нравится делать в свободное время?____________________________________

7. Какие фильмы, телепередачи, сериалы предпочитаешь смотреть?___________________

8. Какая музыка и какой исполнитель тебе больше всего нравятся?____________________

9. Что ты любишь читать в свободное время, на какую тему?_________________________

10. Твои увлечения (хобби)?_____________________________________________________

11. Какие учебные предметы тебе нравятся?________________________________________

12. Какие учебные предметы не нравятся?_________________________________________

13. Какая область знаний более всего привлекает (подчеркни предметы):

• Естественнонаучная: математика, физика, химия, биология, география.

• Общественно-научная: история, философия, обществознание, экономика.

• Гуманитарная: литература, русский язык, иностранные языки.

14. Кем бы ты хотел быть? Почему?______________________________________________

15. Какие еще профессии тебя привлекают?________________________________________

16. Уровень образования, которое ты хотел бы получить (подчеркни): высшее (вуз), среднее или начальное профессиональное (техникумы, училища).

ТЕСТ

"КТО Я? КАКОЙ Я?"

Инструкция.

Попробуй заполнить каждую строчку, ответив на вопросы "Кто я?" или "Какой я?"

Получится ли это у тебя?

Кто Я?

Какой (какая) Я?

Я

Я

Я

Я

Я

Я

ТЕСТ

"К ЧЕМУ Я СТРЕМЛЮСЬ В ЖИЗНИ?"

Инструкция.

Перед тобой список жизненных ценностей. Они все значимы для человека, но для разных людей - в разной степени. Кому-то кажется самым важным иметь хорошее здоровье и друзей, кому-то - быть уверенным в себе, иметь интересную работу, деньги и т. д. Прочитай внимательно список и подумай, какая из жизненных ценностей имеет для тебя первостепенное значение. Поставь напротив цифру "1". Далее проставь цифры "2", "3"… (до "21") в порядке убывания важности для тебя указанных ценностей.

Посмотри, что у тебя получилось.

Жизненные ценности

Шкала

Хорошее образование

Хорошая работа и карьера

Счастливая семья

Слава

Деньги, богатство

Дружба, наличие хороших и верных друзей

Достижения в искусстве, музыке, спорте

Уважение и восхищение окружающих

Наука как познание нового

Хорошее здоровье

Уверенность в себе и самоуважение

Хорошая пища

Красивая одежда, ювелирные украшения

Власть и положение

Хороший дом, квартира

Сохранение жизни и природы на Земле

Счастье близких людей

Благополучие государства

Активная деятельность людей

Любовь

Свобода как независимость в поступках и действиях

К разделу «Моя семья»


АНКЕТА

"МОЯ РОДОСЛОВНАЯ"

Инструкция.

Уважаемый ученик! Просим тебя ответить на вопросы предлагаемой анкеты.

1. Напиши о своих родителях (или о других очень близких тебе людях):

Мама

Папа

Фамилия

Имя

Отчество

Дата рождения

Профессия

Какие они?

2. Кто еще живет в вашей семье?________________________________________________

3. Что, по твоему мнению, нужно делать, чтобы сохранить семью крепкой и дружной?

_____________________________________________________________________________

4. Есть ли у вас любимые семейные праздники? Каковы общие увлечения?_____________

5. А сейчас ответь на вопрос: "Что такое счастье семьи?"_____________________________

К разделу «Результаты учебной деятельности»


Предметы

1четверть

2четверть

3четверть

4четверть

Годовая

оценка

Экзаменационная отметка

Итоговая отметка





К разделу «Результаты внеурочной деятельности»

п/п

Название мероприятия

Уровень

Дата проведения

Результат


К разделу «Развлечения»

п/п

Название. Общая информация.


Ведомости участия в различных видах деятельности.

Участие в олимпиадах:


Название

Предмет

Уровень

Результат

Дата

Подпись



Участие в общественной жизни класса и школы:


Название

Содержание

Уровень

Результат

Дата

Подпись



Достижения в системе дополнительного образования и иных образовательных учреждениях:


Название

Сфера учёбы

Учреждение

Результат

Дата

Подпись



Спортивные достижения:


Название

Уровень

Результат

Дата

Подпись


Творческие работы, рефераты, проекты:


Название

Область знаний

Количество страниц

Результат

Дата

Подпись


ПРИЛОЖЕНИЕ 3.


Порядок исчисления итоговой оценки портфолио

Компоненты

Балл

Олимпиады

Районная

Победитель

5

Призер

4

Участник

1-2

Школьная

Победитель

2

Призер

1

Иные сертификаты

Конкурсы, проводимые школой, учреждениями дополнительного образования, учреждением культуры, спорткомитетом и т. д.

Победитель

5

Призер

4

Участник

1-2

Предметные курсы, научные общества, конференции

1-2

Оценка достижений учащихся по материалам портфолио.



Показатели

Измерители

Результат - балл

Учебная деятельность

1 - 8 класс - средний балл годовых оценок

До 5

9 класс - результаты экзаменов и средний балл аттестата

До 5

10 класс - средний балл годовых оценок

До 5

11 класс - результаты ЕГЭ и средний балл аттестата

До 5

Олимпиады

Школьная:

Победитель

Призер

Участник


3

2

1

Муниципальная:

Победитель

Призер

Участник


5

4

3

Районная:

Победитель

Призер

Участник


7

6

5

Всероссийская:

Победитель

Призёр

Участник


9

8

7

Международная:

Победитель и призёр


10

Спортивные достижения.

Школьные соревнования:

Победитель

Призёр

Участник


3

2

1

Муниципальные соревнования, спартакиады:

Победитель

Призёр

Участник


5

4

3

Районные соревнования, спартакиады:

Победитель

Призер

Участник


7

6

5

Всероссийские соревнования, спартакиады:

Победитель

Призёр

Участник


9

8

7

Международные соревнования:

Победитель и призёр


10

Дополнительное образование.

Участие в кружках, секциях

2

Школьные конкурсы, фестивали, выставки:

Победитель

Призёр

Участник


3

2

1

Муниципальные конкурсы, фестивали, выставки:

Победитель

Призёр

Участник


5

4

3

Районные конкурсы, фестивали:

Победитель

Призёр

Участник


7

6

5

Школьные мероприятия, практики

Участие

Участвовал и стал призёром

Организация и проведение мероприятия

1

2

3



Сводная итоговая ведомость.


(Фамилия, имя, отчество)


(полное название образовательного учреждения)

Класс_________

Показатели

Балл

1

Учебная деятельность

2

Достижения в олимпиадах, конкурсах

3

Спортивные достижения

4

Дополнительное образование

5

Участие в мероприятиях и практиках


ИТОГО:

Настоящий итоговый документ составлен на основании оригиналов официальных документов, представленных в портфолио.

Грамоты, дипломы, резюме и другие материалы представлены в приложении к итоговому документу.

Дата ___________

Директор школы __________________________

М.П. Классный руководитель: _________________________



ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

_____________________________________________________________________________

(Наименование общеобразовательного учреждения)

УТВЕРЖДАЮ: Директор школы

_____________/_________________

(подпись) (Ф.И.О.)

"_____" ________________ 20___ г.

План работы с одаренными детьми в общеобразовательной школе

Цели:

1. __________________________________________________________________________.

2.___________________________________________________________________________.

Направления деятельности

Средства реализации

Ответственные

Сроки

1-й класс

Задача: Создание условий для успешной адаптации обучающихся

Изучение особенностей развития школьника

Диагностика состояния здоровья, степени подготовленности к школе

Классный руководитель, школьный психолог

Взаимодействие с родителями и педагогами по вопросам особенностей развития ребенка

Педагогические консилиумы учителей и родителей на тему "Индивидуальные особенности ребенка и методы формирования его личностных качеств"

Школьный психолог

Поддержание атмосферы психологического, познавательного комфорта на уроке

Повышение профессионального мастерства учителя:

• совершенствование образовательных технологий;

• пополнение знаний о возрастной психологии младшего школьника;

• определение системы работы с родителями

Руководитель школьного методического объединения

Задача: Организация творческой деятельности обучающихся

Создание информационной, развивающей среды в учебном кабинете

Оборудование уголков стендов с творческими работами детей

Классный руководитель, родительский актив

Обеспечение обучающихся необходимым учебным материалом

Определение перечня необходимого учебного материала: пособий, книг для творческих и познавательных занятий. Обеспечение обучающихся данным материалом

Школьный библиотекарь

Контроль деятельности обучающихся

Организация педагогических наблюдений, регулирование деятельности детей

Классный руководитель, школьный психолог

Задача: Мотивационное обеспечение образовательной деятельности

Формирование и поддержание интереса к учебным занятиям и творческой деятельности

Оценка успешности деятельности обучающихся, представление результатов творческой деятельности

Классный руководитель, родительский актив

2-й класс

Задача: Обеспечение возможности для проявления творческих способностей обучающихся

Развитие интеллектуальных способностей детей и формирование устойчивых познавательных интересов

Использование педагогами эффективных развивающих программ и технологий, специального оборудования, наглядно-дидактических пособий, организация мониторинга развития обучающихся.

Повышение профессионального мастерства учителя: профильная курсовая подготовка или стажировка, самообразование

Руководитель школьного методического объединения учителей

Организация системы дополнительного образования:

• кружков по предметам: "Школа юного исследователя", "Занимательная грамматика", "Юный натуралист", "Литературное творчество", "Юный лингвист";

• студий: "Волшебная кисть",

"Самоделкины", "Любители музыки",

"Танцкласс", "Театральная";

• клубов по интересам: "Шахматист", "Любознательные", художественного чтения, драматического искусства, краеведческого, туристического и др.

Диагностика интересов детей и запросов родителей, составление плана воспитательной работы класса согласно общешкольному проекту "Одаренные дети" и специфики образовательной деятельности школы в целом.

Определение содержания плана работы, мотивационное обеспечение, мониторинг результативности.

Определение системы взаимодействия с внешкольными структурами

Специалисты лабораторий психолого-педагогической диагностики, классный руководитель, заместитель директора по дополнительному образованию

Пополнение содержания плана работы с учащимися и родителями по направлению "Развитие детской одаренности"

Использование средств информационно-библиотечного центра, сети Интернет

Классный руководитель, заместитель директора по дополнительному образованию

Задача: Формирование творческой активности обучающихся

Проведение внеклассных мероприятий с участием родителей: "Конкурс смекалистых", "Турнир любознательных", "Эстафета знаний", "Интеллектуальный марафон", "Лингвистический (математический) кросс", викторины

Индивидуальное консультирование учителей, родителей по вопросам организации данных мероприятий с целью развития творческих способностей детей

Классный руководитель, заместители директора по дополнительному образованию, по УВР

Проведение смотров творчества: выставки, концерты, фестивали; отчеты, презентации, тематические газеты

Выработка системы оценки и мониторинга качества представления творческих работ

Руководитель координационного совета

Задача: Мотивационное обеспечение образовательной деятельности

Формирование и поддержание интереса к учебным занятиям и творческой деятельности

Проведение анализа результативности образовательной деятельности, выделение критериев результативности, поощрение детей по итогам творческой деятельности на основе выделенных критериев

Попечительский совет, родительский комитет, классный руководитель

Задача: Развитие коммуникативных способностей детей, обеспечение эмоционально-психологических условий успешности творческой деятельности

Организация "Школы психологических знаний для учителей, родителей": проведение тренингов родительской компетентности

Психотренинговая подготовка учителей, родителей.

Повышение образовательной компетентности родителей.

Диагностика состояния психоэмоционального, познавательного комфорта в школе

Руководитель лаборатории психолого-педагогической диагностики, школьный психолог

Организация "Школы развития ребенка": проведение психотехнических упражнений, тренингов самостоятельности для детей

Мониторинг физического здоровья детей.

Диагностика состояния психоэмоционального, познавательного комфорта в школе

Руководитель лаборатории психолого-педагогической диагностики, школьный психолог

3-й класс

Задача: Расширение возможностей для проявления творческой активности обучающихся

Совершенствование форм, методов и технологий урока

Овладение педагогами активными формами организации учебной деятельности, развивающими программами и методиками

Заместитель директора по УВР, руководитель школьного методического объединения

Формирование и организация деятельности групп постоянного (временного) состава по целевой подготовке:

• к интеллектуально-познавательным конкурсам эрудитов и юных исследователей;

• предметным школьным олимпиадам (городским);

• конкурсам сети Интернет;

• городским конкурсам (фестивалям и т. д.) детского творчества

Проведение групповых тематических консультаций (согласований) для учителей и родителей по вопросам творческой деятельности детей: содержание, методы, способы управления

Руководитель координационного совета

Формирование и организация деятельности родительского актива

Организация школьных кружков, кружков на дому, творческих встреч, поездок, экскурсий, походов, посещений театра, выставок, зоопарка и т. д.

Председатель родительского комитета класса

Организация деятельности координационного совета

Определение целей, задач и содержания, плана деятельности на текущий учебный год (полугодие).

Методическое, материально-дидактическое, финансовое обеспечение мероприятий и занятий

Заместитель директора по УВР, дополнительному образованию, школьный психолог, руководитель методического объединения учителей, классных руководителей, представители родительского актива

Работа попечительского совета школы

Методическое, материально-дидактическое, финансовое обеспечение мероприятий и занятий

Руководители попечительского, координационного советов

Задача: Мотивационное обеспечение образовательной деятельности

Поддержание интереса к творческой деятельности

Организация системы мониторинга успешности творческой деятельности обучающихся. Создание условий активной мотивации: награждения, поощрения и т. п.

Заместитель директора по дополнительному образованию, руководитель координационной службы

Задача: Развитие познавательных интересов обучающихся

Функционирование системы дополнительного образования

Планирование и организация смотра результативности деятельности, мониторинг качества деятельности, проведение групповых консультаций

Руководитель координационного совета

Мотивация обучающихся и организаторов творческой деятельности детей

Организация творческих отчетов, презентаций. Проведение школьных олимпиад, смотров знаний, конкурсов, фестивалей

Попечительский совет

Задача: Выявление и развитие творческих способностей обучающихся

Комплексная диагностика способностей детей

Выявление одаренности, способностей обучающихся.

Разрешение вопросов управления развитием детей и т. п.

Руководитель лаборатории психолого-педагогической диагностики, школьный психолог

Продолжение работы "Школы психологических знаний для учителей, родителей": проведение тренингов родительской компетентности

Развитие психологической грамотности учителей и родителей. Проведение семинара-практикума "Психотренинговая подготовка учителей, родителей"

Руководитель лаборатории психолого-педагогической диагностики, школьный психолог

Продолжение работы "Школы развития ребенка": проведение психотехнических упражнений, тренингов самостоятельности для детей

Проведение психотехнических упражнений, игр для детей, психологических тренингов для обучающихся и родителей.

Формирование навыков психоэмоциональной культуры

Руководитель лаборатории психолого-педагогической диагностики, школьный психолог

4 классы

Задача: Индивидуализация поля деятельности детей по уровню способностей и интересам

Функционирование системы дополнительного образования.

Комплексное развитие обучающихся посредством учебной деятельности, дополнительного образования, участия во внеклассных мероприятиях

Подключение к работе родителей и использование средств сети Интернет.

Планирование и организация смотра результативности деятельности, мониторинг качества деятельности, анализ итогов, проведение групповых консультаций

Руководитель координационного совета, специалисты лаборатории психолого-педагогической диагностики

Участие детей в городских предметных олимпиадах, интеллектуальных конкурсах и играх, фестивалях детского творчества

Создание условий для мотивации обучающихся и организаторов творческой деятельности детей

Руководитель координационного совета

Участие родителей в развитии творческих способностей обучающихся

Открытие родителями кружков-хобби для разновозрастных групп детей

Родительский комитет, классный руководитель

Задача: Реализация потенциальных возможностей и потребностей обучающихся

Работа клуба эрудитов при школьной библиотеке

Развитие стремления обучающихся к пополнению знаний посредством знакомства с новой учебной литературой

Школьный библиотекарь

Улучшение материально-технической базы, методического сопровождения работы учителей

Использование возможностей внешкольных структур системы дополнительного образования, Интернет-ресурсов. Проведение мониторинга успешности

Зам. директора по дополнительному образованию

Проведение смотров достижений интеллектуально-творческой деятельности обучающихся: предметных олимпиад, конкурсов, фестивалей детского творчества, познавательных праздников, игр с участием родителей

Определение целей, задач, содержания деятельности. Организация работы жюри, экспертной группы и т. п. Мотивационное обеспечение: создание банка поощрений

Руководитель координационного совета, попечительский совет

Задача: Диагностика творческих способностей и коррекция познавательной деятельности обучающихся

Продолжение работы "Школы развития ребенкам": развитие индивидуальных способностей обучающихся, формирование культуры общения, овладение способами саморегуляции, самореализации

Проведение индивидуальных и групповых консультаций, семинаров-практикумов

Зам. директора по научно-методической работе, школьный психолог

Задача: Общая диагностика

Работа лаборатории психолого-педагогической диагностики

Проведение комплексной диагностики способностей, интересов и возможностей обучающихся

Специалисты лаборатории психолого-педагогической диагностики, школьный психолог



ПРИЛОЖЕНИЕ 6.

Комплект памяток для успешной учебы

Памятка «Как работать над рефератом»

1. Работа над рефератом начинается с выбора темы. Задай себе следующие вопросы:

Действительно ли мне это интересно?

Какую практическую пользу мне принесет данная работа (кроме положительной оценки)?

Если тема тебя действительно интересует, ты хорошо понимаешь значимость для тебя данной работы, сообщи о своем выборе учителю.

2. Теперь тебе предстоит четко сформулировать цель работы.

3. Следующий очень важный этап работы над рефератом - составление плана, в котором будут определены все его части, включая вводную и заключительную.

4. Теперь необходимо начать сбор информации. Первым делом нужно посоветоваться с учителем, где и какую информацию по выбранной теме можно получить. Учитель поможет тебе составить ориентировочный список литературы для работы над рефератом.

5. Покажи список родителям: возможно, какие-то книги и материалы есть у вас дома. Но в любом случае тебе необходимо будет отправиться в библиотеку и медиатеку.

6. Когда у тебя будет собрана вся необходимая для составления реферата информация, приступай к ее изучению. Хорошо, если ты уже умеешь пользоваться компьютером (иначе тебе понадобится черновик). Получая необходимые сведения по выбранной теме из различных источников, заноси их в компьютер или записывай в черновик.

7. Систематизируй полученную информацию в соответствии с ранее составленным планом, делая собственные выводы и заключения по каждому разделу (параграфу, части) твоей работы.

8. В заключительной части тебе необходимо обобщить все вышесказанное, вернувшись к цели работы.

9. Рекомендации по оформлению реферата:

  • титульный лист должен содержать название реферата, фамилию и имя ученика, класс, номер школы, учебный год;

  • работу желательно сделать на компьютере и распечатать;

  • введение, разделы (параграфы) и заключение должны быть выделены (заголовками, красной строкой, полужирным шрифтом и т. д.);

  • если ты хочешь проиллюстрировать свою работу рисунками, схемами, фотографиями и т. д., помести их в конце в виде пронумерованных приложений (в тексте, в соответствующем месте, в скобках укажи номер приложения);

  • в конце работы не забудь поместить список используемой литературы. По каждому источнику, использованному при подготовке реферата, укажи Ф. И. О. автора, название книги, издательство, год издания.

Памятка «Секреты успеха на уроке»

1. Подготовь все необходимое для урока до звонка, положи на парту.

2. Не отвлекайся: сосредоточившись на задании, ты лучше его поймешь.

3. Не выкрикивай с места, поднимай руку.

4. Не разговаривай с соседом по парте.

5. Не надейся списать, рассчитывай на себя.

6. Подготавливай свой ответ.

7. Соблюдай правила этикета.

8. Сиди ровно, не вертись.

9. Выключай мобильный телефон.

Памятка «Посещение библиотеки»

Перед тем как отправиться в библиотеку:

1. Определи цель посещения:

тебе нужны конкретные книги (у тебя есть точный список);

тебе нужна дополнительная литература по теме (у тебя нет точного перечня);

ты хочешь познакомиться с фондами библиотеки, чтобы в дальнейшем ими пользоваться.

2. Если учитель не предложил тебе список нужных книг, напиши название темы, по которой тебе необходимо подобрать дополнительный материал, и возьми эти записи в библиотеку.

В библиотеке:

1. Если ты посещаешь ее в первый раз, тебе необходимо оформить абонемент (записаться в библиотеку).

2. Попроси библиотекаря помочь тебе в поиске книг в соответствии со списком или темой.

3. Под руководством библиотекаря познакомься с расположением книг, порядком поиска необходимой литературы по каталогам.

4. Бережно обращайся с книгами!

5. Вовремя возвращай их в библиотеку.

Памятка "Как писать сочинение"

Чтобы получить удовольствие от такого интересного, творческого вида работы, как написание сочинения, необходимо хорошо подготовиться: выбрать тему, продумать план.

Приступать к работе над сочинением по литературному произведению можно только после его внимательного (лучше неоднократного) прочтения.

1. Выбор темы сочинения зависит от твоих симпатий, вкусов, отношения к героям произведения.

2. План сочинения должен включать в себя 3 пункта: вступление, основную часть и заключение.

3. Во вступлении ты можешь обосновать выбор темы, обозначить проблемы (в форме вопросов или утверждений), которые тебе предстоит раскрыть в основной части сочинения. В заключении необходимо сделать выводы, ответить на те вопросы, которые ты сформулировал во вступлении.

4. Если ты решил выбрать эпиграф к своему сочинению, знай, что эпиграф - это краткое изречение, взятое из литературных источников, отражающее ведущую мысль, характер темы.

5. Чтобы подтвердить свои мысли, используй цитаты - дословные выдержки из текста.

6. Об особенностях сочинений разных жанров (сочинение-размышление, эссе, анализ поэтического произведения и т. д.) расскажет учитель. Не стесняйся задавать ему вопросы!

7. Твоя письменная речь (как и устная) должна быть связной, а это значит, что каждое следующее предложение должно продолжать мысль, изложенную в предыдущем.

Памятка "Работа с книгой"

(работа с текстом, пересказ, подготовка к изложению)

1. Выбери в книге материал по нужной тебе теме.

2. Прочитай внимательно текст.

3. Постарайся одним предложением сформулировать основную мысль прочитанного, ответив на вопрос: "О чем этот текст?".

4. Придумай название к данному тексту в соответствии с его основной мыслью.

5. Прочитай текст второй раз и составь его краткий план.

6. Перескажи прочитанное, пользуясь составленным планом.

7. Обрати внимание на правила, определения, термины, даты, которые необходимо выучить наизусть. Выпиши их. Произнеси вслух не менее трех раз. Постарайся через некоторое время воспроизвести выученное устно и письменно.

8. Проверь себя, пересказав текст кому-нибудь и восстановив по памяти план на черновике.

Работая над текстом подобным образом, ты сможешь хорошо подготовиться к изложению. Не стремись заучивать факты наизусть: содержание прочитанного тебе следует передать своими словами.

Памятка "Как учить стихотворения"

1. Желательно учить стихотворение в течение нескольких дней.

2. Прочитай стихотворение. Какие чувства оно в тебе пробудило? Постарайся представить то, о чем пишет автор.

3. Прочитай стихотворение еще 2-3 раза и воспроизведи его по памяти целиком (можно заглядывать в книгу).

4. Обрати внимание на те строчки стихотворения, которые хуже запоминаются. Можешь обозначить их ключевыми словами или схематичными рисунками на листке бумаги, который будет у тебя перед глазами.

5. Если стихотворение трудное, учи его по строкам: первую, затем первую и вторую; первую, вторую и третью и т. д.

6. Отложи книгу. Повтори стихотворение вечером, хорошо отдохнув после выполнения домашней работы.

7. Каждый день выразительно рассказывай стихотворение 1-2 раза родителям или друзьям.

8. Повтори стихотворение утром перед выходом в школу в тот день, когда будешь рассказывать его в классе.

Памятка "Работа с тетрадью"

1. Оформление тетради:

оберни тетрадь (используй для этого специальную обложку), аккуратно подпиши ее;

записи делай синей ручкой;

оформляй все работы в соответствии с требованиями учителя.

2. Ведение тетради:

выполняй все работы (в том числе рисунки, схемы)аккуратно;

не рисуй и не записывай в тетради лишней информации, не касающейся темы урока;

не мни и не пачкай тетрадь; не стирай ластиком записи, сделанные ручкой;

пиши аккуратно, разборчиво;

записывай правила и все самое важное по теме урока.

3. Умей проверять и исправлять ошибки:

проверяй работу от начала к концу и наоборот; каждое слово прочитай по слогам;

если ты не уверен в правильности написания слова, попробуй вспомнить правило;

если ты допустил ошибку, не расстраивайся - аккуратно исправь карандашом;

делай работу над ошибками (анализ ошибок);

если ты не уверен, сначала пиши на черновике;

подумай, а потом пиши











.


© 2010-2022