Педагогические чтения

Педагогические чтения "Роль творческой деятельности в педагогическом процесс способствует формированию мотивации деятельности педагогического коллектива по развитию и реализации творческих возможностей в учебно-воспитательном процессе.Основными задачами данного мероприятия задачи являютя :Систематизировать теоретические знания по теме “Творчество учителя”.Определить методы работы, влияющие на повышение творческого потенциала педагогов.Выявить условия для реализации творческих возможностей педаг...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагогические чтенияПедагогические чтения "Роль творческой деятельности в педагогическом процессе"

  • Кумановская В.В. ,заместитель директора по УВР ДОШ № 93

Цель: Мотивация деятельности педагогического коллектива по развитию и реализации творческих возможностей в учебно-воспитательном процессе.

Задачи:

  • Систематизировать теоретические знания по теме "Творчество учителя".

  • Определить методы работы, влияющие на повышение творческого потенциала педагогов.

  • Выявить условия для реализации творческих возможностей педагогического коллектива.

Метод: коллективнаятренинг.

Методическое обеспечение:

  • Презентация.

  • Памятка "Учебное занятие-тренинг как перспективная форма развития творческих умений учащихся.

Этапы педагогических чтений

1-й этап - интерактивное упражнение «Обучаясь учусь».

  • Учителям предлагается просмотреть видеоролик «Эмоциональные восприятия»

( картины живой природы) и вырезать из цветной бумаги любой образ, в выозникший при просмотре.

  • Проблемный вопрос для аудитории : « Что такое творчество?» На вырезанном образе написать определение понятия «творчества».

  • Данные творческие образы откладываются до конца семинара для решения проблемы в ходе семинара.

2-й этап - ассоциативное упражнение

  1. На ватмане написать расшифровку-ассоциации к каждой букве слова «творчество».

  2. Презентация групп.

3-й этап - теоретическое обоснование вопроса (доклад)

«Роль педагога состоит в том, чтобы открывать двери, а не в том, чтобы проталкивать в них ученика»

Артур Шнабель, австрийский пианист и педагог

На протяжении последних ста лет в центре внимания находится проблема педагогического творчества и новаторства. Уже в начале ХХ века инженер П.К. Энгельмейер предпринял первые систематические попытки осмыслить педагогический процесс как творчество. В это же время было положено начало научным исследованиям проблем творчества и мышления. Социокультурная ситуация в обществе стимулирует возникновение образовательных потребностей, направленных на актуализацию способностей к саморазвитию личности, раскрытию его творческого потенциала. Современному обществу необходимы такие специалисты образования, которые способны не только видеть проблемы, но и продуктивно решать их. В этой ситуации на первый план выдвигается необходимость становления такой личности педагога, ведущей профессиональной характеристикой которой является творчество. Именно педагогическое творчество учителя способно решить проблему эффективного функционирования любого образовательного учреждения. В этих условиях актуализируется необходимость становления творческой личности педагога в школах нового типа, так как именно эти школы обеспечивают потребности нашего общества в будущих высококвалифицированных специалистах, деятелях науки, культуры, образования, способных эффективно решать поставленные перед ними задачи и нестандартно реагировать на быстроменяющиеся условия современного техногенного общества.

Н. А. Бердяев писал: «Под творчеством я все время понимаю не создание культурных продуктов, а потрясение и подъем всего человеческого существа, направленного к иной, высшей жизни… Творческий акт человека не может целиком определиться материалом, который дает мир, в нем есть новизна, не детерминированная извне миром. Это и есть тот элемент свободы, который привходит во всякий подлинный творческий акт» [,с.308]

На творческий характер педагогической деятельности обращали внимание многие педагоги прошлого: Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, А. Дистервег, К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и другие. Актуальность умения учителя принимать оперативные, гибкие решения в условиях многовариативного педагогического процесса подчеркивается и современными педагогами и психологами: Б. С. Гершунским, В. И. Загвязинским, В. А. Кан-Каликом, В. В. Краевским, Н. В. Кузьминой, Н. Д. Никандровым, В. А. Сластениным и др.

Актуализация данной проблемы возникла в связи с кризисом традиционной системы образования и необходимостью ее модернизации в русле формирующейся концепции личностно-ориентированного образования. Поэтому этот актуальный вопрос остается главным и важным в практической деятельности педагогов.

А. С. Макаренко говорил о том, что не может быть хорошим воспитатель, у которого не поставлен голос, который не умеет правильно стоять, сидеть, ходить, выражать радость или неудовольствие. Вместе с тем, он предостерегал от увлечения чисто внешней стороной воздействия на воспитанников, любая техника должна быть отражением истинных переживаний, духовного богатства педагога.

В. А. Сухомлинский выделил три слагаемых учебно-воспитательного процесса в школе: науку, мастерство, искусство. Он также отмечал индивидуальность педагогического творчества, что роднит его с художественным творчеством. Об этом же свидетельствуют данные современных исследований (Ю. П. Азаров, В. А. Кан-Калик, Г. А. Петрова).

Выделены общие черты педагогической деятельности и деятельности работников искусства:

1) значительное постоянное участие элементов работы, не поддающихся авторизации;

2) наличие внеурочной работы (тренировочной и «над предметом»);

3) специфические профессиональные эмоции;

4) значительная сложность требований, предъявляемых к психофизическому аппарату работника;

5) присутствие творческого элемента.

В. А. Кан-Калик дал такое определение творческой сущности педагогической деятельности: «Своеобразие педагогического творчества заключается в том, что творческий характер носит не только акт решения педагогической задачи, но и сам процесс воплощения этого решения в общении с детьми».

Педагогический труд не творческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы дети, обстоятельства, личность самого учителя, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Если же действия человека, работающего с детьми, не учитывают этих особенностей, то его труд лежит уже за гранью того, что называется словом "педагогический". (М.М. Поташник)

Таким образом,. педагогическая деятельность - это проявление постоянного разностороннего творчества

Творчество - это все, что нас окружает. Прежде всего, это процесс и результат творческой деятельности: культура, искусство, знание, труд, красота. Творческий учитель - "это тот, кто открывает, умудряет, и ободряет" (Н. Рерих).

С позиции философии творчество - деятельность людей, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека на основе объективных законов реальной действительности.

В психолого-педагогической науке различают как психологию, так и педагогику творчества. Под психологией творчества понимается область знаний, изучающая созидание человеком нового, оригинального, полезного в различных сферах деятельности. В центре внимания ученых- психологов находятся вопросы о структуре творчества, о путях, ведущих к открытию нового, о познавательной роли интуиции, воображения, предвидения и т.д. Педагогика творчества - наука о педагогической системе двух взаимосвязанных видов человеческой деятельности: педагогики воспитания и самовоспитания личности в различных видах деятельности и общения.

Цель педагогики творчества - формирование творческой личности, для которой характерна устойчивая, высокого уровня направленность на творчество, творческий стиль в одном или нескольких видах деятельности.

Сфера творчества в деятельности педагога достаточно широка и может проявляться как в подходе к ученику, так и в отношении к своему предмету, к подаче учебного материала, к определению методов и средств обучения и воспитания. Творческое решение построения урока и отбора содержания материала, создание нетрадиционного по форме занятия обеспечивает эффективность урока и усвоения детьми необходимых знаний, умений и формирование навыков, а также стимулирует активность учащихся, вызывает у них познавательный интерес.

Результаты реализации творческого подхода педагога к деятельности могут проявляться на внешнем и внутреннем уровне. Внешние результатытворческой деятельности разнообразны: составленные и реализованные педагогом авторские программы обучения и воспитания школьников; методические разработки, повышающие эффективность деятельности педагога; креативно организованные учебные или воспитательные процессы; собственные образовательные продукты в преподаваемом предмете и т. д. Внутренние результаты являются источником внешнего творчества, хотя и не всегда поддаются четкому определению. К ним следует отнести: уточнение отношения к различным подходам в образовании, изменение в характере организации педагогического процесса, совершенствование профессионального мастерства, развитие профессиональных с В работах теоретиков и практиков педагогики творчество рассматривается и как процесс, и как результат деятельности педагога и его воспитанников. Педагогическое творчество имеет ту особенность, что содержанием его является творение человека, который всегда неповторим, уникален.

Главными признаками творчества являются (М. Поташник)

  • Создание нового или существенное усовершенствование известного;

  • Оригинальность, неповторимость продукта деятельности, ее результатов;

  • Взаимосвязь творчества и самотворчества, самосозидание, то есть творческий человек постоянно работает над собой, над созданием нового.

Следовательно, творческая деятельность- это процесс создания новой информации или продукции с высокими показателями их количества и качества с наименьшей затратой времени и сил. (А.И. Кочетов).

Творческий педагог должен уметь формулировать и решать педагогические задачи; строить свою деятельность с учетом изменяющих социальных и других условий; уметь видеть и развивать индивидуальные способности своих воспитанников; владеть формами и методами эвристической деятельности; занимается самообразованием, способен к личностному творческому росту, рефлексивной деятельности, осознанию творческих изменений.

Для любого вида творчества существенным является воображение, в основе которого лежат процессы диссоциации, ассоциации, комбинирующей активности мозга (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн). Деятельность воображения проявляется в преобразовании отражений реальной действительности, в создании нового из элементов прежнего опыта.

Непременным качеством творческой личности является высокая степень концентрации внимания на решении какой - либо проблемы, когда для человека смысл решения проблемы заключен преимущественно в самой проблеме, а не во внешних стимулах: награждении, поощрении и т. д. Творческая личность также обладает способностью оригинально мыслить, смотреть на хорошо знакомые вещи и явления нетрадиционным взглядом, видеть их с другой, закрытой ото всех стороны, и, как следствие - умение открывать в этих предметах и явлениях что - то новое, необычное.

Творческий педагог постоянно повышает свой профессиональный уровень через такие процессы, как: самоорганизация, творческая самореализация, профессиональное развитие, самообразование, в ходе которых он овладевает новыми знаниями, методами деятельности и т. д.

Выделяют три сферы творческой деятельности учителя:

1) методическое творчество (связано с умением анализировать возникающие педагогические ситуации, правильно выбирать и строить методические модели, конструировать содержание и способы воздействия в учебно-воспитательном процессе; изучать передовой педагогический опыт и грамотно применять его в своей практике с учетом индивидуальных особенностей педагога и коллектива детей).

2) коммуникативное творчество (взаимодействие с детьми) (данное творчество связано с организацией педагогически целесообразного и эффективного общения как с детьми, так и с родителями, коллегами, администрацией; способность осуществлять саморегуляцию).

3) творческое самовоспитание (осознание самого себя как конкретной творческой индивидуальности, определение своих профессионально-личностных качеств, требующих дальнейшего совершенствования и корректировки, а также разработки долгосрочной программы собственного самосовершенствования в системе непрерывного самообразовании).

В современных условиях все больше появляется учителей-мастеров своего дела.. Творчество и мастерство - одно и то же или нет? (Вопрос участникам педсовета)

Мастер - это работник, в совершенстве владеющий своей профессией, а мастерство, как правило, связывают с большим опытом.. Творческим может быть и молодой учитель, еще не мастер.

По уровню творчества педагогов можно разделить на несколько групп (Приложение 1). В первую группу входят учителя, владеющие набором стандартных приемов, способные создавать новое в рамках несложной деятельности; другая группа - педагоги, стремящиеся выработать новую систему методов в условиях более сложной деятельности и, наконец, педагоги, создающие систему обучающих технологий.

Также отметим, что творчество в педагогической деятельности учителя приобретает двусторонний характер: творчество учителя пробуждает творческую деятельность учащихся. Важную роль в этом процессе играет искусство общения учителя со школьниками, основу которого составляет обмен информацией с помощью коммуникативных средств и воспитательного воздействия личности педагога, его собственного примера. Кроме того, педагогическое руководство творческой деятельностью учащихся требует постановки задач проблемного типа, которые стимулируют мышление школьников, их интерес и потребность в реализации своего творческого потенциала (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, Т. Рибо и др.).

Формирование творческой составляющей личности педагога осуществляется в как процессе самообразования. Говоря о процессе развития педагогического творчества можно отметить, что он является сложным и многофакторным, зависит от многих условий. В литературе определены следующие условия развития творчества педагога:

- уровень педагогической компетентности учителя, его педагогического мышления;

- стремление к творческому поиску;

- владение педагогической техникой, педагогический опыт;

- достаточный уровень развития интеллектуальных умений, воображения и интуиции;

- видение проблем, гибкость, самостоятельность и критичность мышления;

- психологическая безопасность, атмосфера открытости и т. д.

Таким образом, творческий педагог - обладает научным, психолого-педагогическим мышлением, высоким уровнем педагогического мастерства, определенной исследовательскою смелостью, критическим анализом и разумным использованием передового педагогического опыта.

4-й этап - групповая работа - дебаты «За - против»

1.Участникам предлагается определить условия, которые препятствуют развитию творчества, и условия, которые способствуют развитию творчества учителя

условия, которые препятствуют развитию творчества,

условия, которые способствуют развитию творчества учителя.



2.Презентация групп. Защита проекта.

5-й этап - творческий отчет учителя начальных классов «Творческий учитель - творческий ученик» ( из опыта работы)

6-й этап - мастер-класс «Через творчество к успеху» ( из опыта работы учителя, работающего в средней и старшей школе)

7-й этап - рефлексия «Создаем образ творчества , решая проблему семинара»

1.Учителя возвращаются к тем определения , которые они писали вначале семинара. Те, у которых совпало решение, вывешивают на макет образа ( в данном случае была новогодняя елка).

2.Елка наряжена , творческий образ составлен - проблема решена.

8-й этап - подведение итогов «Поэтическая копилка» ( используется поэзия Лины Костенко «Крылья» и эмоциональный видеоролик»)

Литература

1. Гребенкина Л.К., Анциперова Н.С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы. М., 2000.

2. Ерофеева Н.Ю., Иванченко С.Н. и др. Педсовет: идеи, методики, формы. М., 2002.

3. Паринова Г.К., Черняева Т.Н. Уровни опыта творческой деятельности учителя // Школьные технологии 2002, № 5, с.132.

4. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М., 2001.



© 2010-2022