Педсовет Культура педагога в условиях проектно-сетевого взаимодействия

Методическая разработка педагогического совета "Культура педагога в условиях проектно- ствого взаимодействия" способствует созданию условий в школе для профессионального развития педагогов.Цель:постановка проблемы формирования культуры педагога и  педагогического  имиджа  как  важнейшей  её  составляющей   в  условиях  проектно – сетевого  взаимодействия.   Форма проведения педагогического совета - семинар- практикум. При организации педсовета используется работа творческих групп, анкетирование,...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









Педагогический совет по теме: « Культура педагога в условиях проектно - сетевого взаимодействия»

































Педагогический совет по теме: « Культура педагога в условиях проектно - сетевого взаимодействия»

Цель: постановка проблемы формирования культуры педагога и педагогического имиджа как важнейшей её составляющей в условиях проектно - сетевого взаимодействия.

Форма проведения: семинар-практикум.

Ход педагогического совета.

На доске плакат: "Высокая педагогическая культура - условие успешной профессиональной деятельности учителя"

1. Выступление заместителя директора по УВР.

Проблема формирования культуры и педагогического имиджа в условиях проектно - сетевого взаимодействия.

Формирование коммуникативного потенциала, умение сотрудничать и поддерживать диалог.

1. Педагогическая культура - это некоторая совокупность ценностных отношений к образованию к ребенку, которые предметно и практически реализуются в образовательных процессах.

Показатели педагогической культуры:

  • состояние и качество образования,

  • уровень образованности в обществе,

  • культура организации образования в конкретной школе,

  • мастерство отдельного педагога.

Культура педагога (шире "педагогическая культура", она - комплексное многоуровневое явление, включающее и личностные качества - характер, общительность, общую эрудицию, творческий потенциал в целом и пр.)

Культура педагога определяет во многом эффективность педагогических технологий.

2. Работа по группам:

  • педагоги со стажем до 6 лет включительно,

  • педагоги со стажем от 7 до 15 лет включительно,

  • педагоги со стажем от 16 до 25 лет включительно,

  • педагоги со стажем свыше 25 лет.

Задания по группам:

2.1. определите и запишите на листе бумаги 1 - 2 важнейшие проблемы, связанные с профессиональной деятельностью;

2.2. Обозначьте проблемы, которые являются актуальными для Вас и Вашей группы;

2.3. Представьте проблемы, наиболее актуальные для группы;

2.4. Найдите и сообщите всем универсальный способ решения ваших общих проблем.

3. Выступление заместителя директора школы по проблемам, характерным в общем для российских школ.

4 Новое деление на группы (методом выбора из нарезанных квадратов разных цветов - в одной группе оказываются педагоги, выбравшие квадраты одного из цветов: зеленого, синего, голубого, белого или др.):

  • педагоги, исполняющие роль учеников 1 - 5 классов;

  • педагоги, исполняющие роль учеников 9 - 11 классов;

  • педагоги, исполняющие роль родителей;

  • педагоги вне роли.

5. Выступление психолога о понятиях "педагогическая культура" и "культура педагога"; понятии, функциях и структуре имиджа; краткие сведения о вербальном и кинетическом имидже педагогов.

6 Сообщение творческой группы, которая предварительно провела исследования мнений учащихся школы 8-11 классов о качествах учителя, готового к сотрудничеству и диалогу.

7. Габаритный имидж. Понятие. Значимость.

Имидж педагога - условие успешной профессиональной деятельности

Имидж (анг. imag - образ, вид)

1. Внешний образ, создаваемый субъектом, с целью вызвать определенное впечатление, мнение, отношение других;

2. Совокупность свойств, приписываемых рекламой, пропагандой, модой, предрассудками, традицией и т.д. Объекту, с целью вызвать определенные реакции по отношению к нему.

В 90-е годы сформирована в России новая отрасль - имиджеология как наука о технологии личного обаяния.

Имидж - некий образ, который человек, его "Я" представляет миру, своего рода самопрезентации для других. (И Нефедова, Е Власов).

Имидж - облик, благодаря которому на люди выставляются наиболее сильно действующие личностно-деловые характеристики. (В.М. Шепель).

Значение имиджа

  • - предмет любимый, потому что нравится преподаватель

  • - из двух способов "убеждать" и 2нравится" - наиболее эффективен второй.

Ядро имиджа - личностные качества

  • природные

  • профессиональные (например, как мы ведем себя в конфликтных sit)

  • яркая личность или хороший профессионал нужен школе? (Результат опроса учащихся по ранжированию значимых качеств учителя)

  • умение сотрудничать, поддерживать диалог

  • имеющий высокий коммуникативный потенциал

Личностный имидж - база, профессиональный - надстройка

Структура имиджа

На первоначальной стадии контакта с человеком формируется не мнение, а впечатление. Психологи считают, что для формирования впечатления достаточно несколько мгновений: "Он мне нравится", "Она очень мила" и т.д. А устойчивое мнение оформляется в пределах от 30 секунд до 4-х минут.

Педсовет Культура педагога в условиях проектно-сетевого взаимодействия

Габаритный имидж

Значение внешнего вида заключается не только в том, что он значительно влияет на то, что другие думают о вас, но и то, что вы думаете о себе. Если человек имеет "ухоженный вид", он получает положительную самооценку и уверенность в себе. Главный принцип габаритного имиджа - вы должны сами получать удовольствие от своего внешнего облика. Были проведены исследования среди учащихся. Они позитивно оценивали педагогов

  • с атлетическим телосложением с продолговатым и круглым типом лица, одетых в светлую, яркую одежду;

  • худощавых, но скрывающие посредством одежды худобу.

Таким образом, желаемый учитель начальных классов: улыбающаяся, стройная, с аккуратной прической, открытым взглядом, одевающая юбки, блузы, блузоны зеленых, красных, розовых, желтых тонов.

Не нравится, если одета в черное, томно-коричневое, серое, если у нее хмурое выражение лица.

Старшеклассники

Положительно оценивают учителей атлетического и худощавого телосложения с продолговатым типом лица: деловая, стройная, в форме, требовательная, уравновешенная, чувствуется, что может добиться того, чего хочет.

Если с круглым лицом: добрая, слабая, беззащитная; с треугольным лицом - злая, язвительная, сухарь.

С грушевидной фигурой - "душка", "мамочка", веселая.

Предпочтение цветов

Старшеклассники Педагоги

Синий 83% серый 43%

Серый 57% черный 79%

Бежевый 67 % белый 69%

Зеленый 43% синий 57%

Голубой 47 %

Красный цвет поднимает настроение, возбуждает. Это доминирующий энергичный цвет, который подавляет вас и ваше окружение. Поэтому он считается неподходящим для работы с аудиторией. Оранжевый - "горячий", вибрирующий, сверкающий - тяжелый и неподходящий почти для всех оттенков кожи. Желтый - яркий, привлекающий к себе внимания, поднимает настроение, вызывает желание действовать, прилагать усилия. Зеленый цвет является спокойным цветом, создающим приятное настроение, вызывающим богатые ассоциации. Серый - спокойный цвет, он совершенно не привлекает к себе внимания, и выгодно оттеняет вашу внешность. Синий цвет относится к категории устойчивых цветов, он способствует концентрации внимания, при этом успокаивает нервную систему и повышает работоспособность. Фиолетовый считается противоречивым цветом, так как в равной мере и привлекает, и отталкивает, в некоторых случаях вызывает грусть. Черный является слишком контрастным, он угнетающе действует на психику. Белый цвет отбрасывает блики и зрительно увеличивает пространство и вещи, поэтому вызывает утомление и усталость.

7.1. Практическая работа по группам:

  • "ученики" начальной школы - нарисовать облик педагога, который вам нравится (выбрать силуэт, форму головы, "одеть");

  • "ученики 9 - 11 классов, "родители", педагоги - описать внешний облик идеального педагога;

  • Описать личностные и профессиональные качества, необходимые педагогу в условиях проектно - сетевого взаимодействия.

7.2. представление результатов работы групп с параллельным представлением результатов исследований, проведённых с учащимися некоторых школ России, по таким же вопросам творческими группами среди учащихся разных ступеней, родителей.

7.3 Составление модели : Учитель- главная фигура в образовательном процессе.

На доске плакат "Учитель -главная фигура в образовательном процессе".

Наука выделяет 4 модели современного учителя:

  • учитель;

  • учитель-новатор;

  • учитель-исследователь;

  • учитель-профессионал.

Дается характеристика каждой модели

Ступени, обозначенные наукой, неслучайны - они связаны с саморазвитием учителя, как личности. Особенно хочется остановиться на модели учитель- профессионал, как самой сложной и не всегда правильно определяемой учителем. Учитель - профессионал не ходит на работу, не отбывает учебные часы, а совместно с детьми проживает, переживает все, что происходит каждый день, соединяя воедино и кропотливое невидимое творчество по подготовке к урокам, и внеклассную работу по предмету, и всю многообразную деятельность в сотрудничестве с учащимися. При этом он проявляет стремление работать творчески. Творческая деятельность учителя, предполагающая развитие ребенка, строится на опережении, на постоянном творческом искании во всех видах взаимодействия с учащимися.

Самоанализ учителя по определению своей модели заставляет его задуматься над картой учительских достоинств, включающих в себя разнообразные свойства и черты определенной модели. Вот карта учительских достоинств учителя - профессионала, для профессиональной подготовки и проведения урока:

  1. Старается знать многое о новых достижениях в науке, которую преподаёт, в психологии и педагогике, а также в методике преподавания предмета.

  2. Серьезно и обстоятельно готовится к урокам.

  3. Очень точно и корректно формулирует учебные цели и задачи урока.

  4. Владеет умением превращать организационный момент на уроке в организационно-психологический момент, задающий добрую, человечную, деятельную тональность всему уроку.

  5. Умеет увлечь учащихся на уроке, мотивируя их работу.

  6. Не растрачивает время урока попусту, умеет организовать познавательную деятельность и общение на уроке.

  7. Умеет организовать познавательную деятельность на уроке, настойчиво и без раздражения работает с каждым учеником, стараясь добиться настоящего эффекта.

  8. Умеет переключать виды деятельности на уроке и снимать усталость за счет специальных способов разрядки.

  9. Знает и использует методику дифференцированного обучения.

  10. Создает творческую атмосферу на уроке; разработал и использует щадящую разумную систему неразрушающего контроля за знаниями и развитием учащихся.

  11. Владеет умением задавать вопросы.

  12. Постоянно работает с понятийной базой предмета.

  13. Умеет обеспечивать активизацию познавательной деятельности в процессе работы над новым материалом.

  14. Знает кого из учащихся и как опрашивать, в какой форме оценивать знания, умения, навыки.

  15. Умеет организовывать микро - групповую творческую деятельность учащихся.

  16. Всегда внимательно и уважительно слушает и слышит ребят на уроке и справедливо выставляет оценки.

  17. Подбирает и выдает разнообразные, интересные, оригинальные творческие домашние задания.

Модель, выбранная учителем, и составленная к ней карта учительских достоинств заставляет задуматься над вопросом: "Какого типа эта профессия?". Наука отвечает: Профессия педагога относится к типу "человек - человек", в нее также входят политические деятели, работники сферы социального обслуживания, менеджеры, педагоги.

Эти люди, которые всегда на виду, поэтому безупречное владение своим ремеслом - это только первая ступень профессиональных качеств личности учителя. На втором месте стоит такое качество, как современный "имидж".

7.4 Группы должны прочитать карточки с перечисленными ценностями учителя и поставить себя на одно из десяти мест. Делается сравнительный вывод о месте "имиджа" по ранжированию учителей и учащихся и соответствию его научному ранжированию этой составляющей системы ценностей учителя.

8. Обсуждение и коррекция обобщенного образа - идеала педагога школы (по творческим группам).

Итоги: Итак, попробуйте начать работу над своим имиджем, используя рекомендации, полученные в ходе педагогического совета. Помните, что учитель - это:

- свеча, которая светит другим, сгорая сама;

- человек, который может делать трудные вещи легкими;

- человек, который с добротой выводит блуждающего на его дорогу.

Выступление социального педагога: "Какое влияние способна оказать личность учителя на мотивационную сферу"

…Учитель - организатор процесса обучения, поэтому отношение учителя к своим воспитанникам и его позиция предопределяют, а не просто влияют, на развитие человеческих отношений в классе, а значит - и на развитие социальных мотивов.

Стиль общения учителя, принятая им позиция - это первое, что оказывает влияние на формирование эмоций, потребностей, мотивов и определяет судьбу ребенка в школе.

Второе- это значимость учителя для учеников (по терминологии А.В.Петровского -референтность).

Референтный учитель - это учитель, ценность, нормы и стандарты поведения которого являются ориентиром для ученика, одобрение которого как бы стремится получить ребенок.

Таким образом, успешность воспитания нравственно-ценной мотивации зависит от соблюдения учителем некоторых принципов:

- педагогический гуманизм ("принятие" всех учащихся, доверие к ним, уверенность в их способностях, соблюдение их интересов);

- эмпатическое понимание учеников, которое предполагает стремление и умение "чувствовать другого как себя";

- сотрудничество - установка на доверительное открытое общение с детьми, обеспечение им роли "активного деятеля" на уроке, постепенное превращение учеников в соавторов учебного процесса;

- диалогизм - умение слушать ребенка , интересоваться его мнением, вести межличностный диалог на основе равноправия, доверия, взаимного уважения;

- личностная позиция учителя, его способность творческого самовыражения.

9. Представление результатов обсуждения.

10 Вынести решение педсовета: Принять к сведению информацию семинара.

10.1. Информацию педсовета, проведенного в виде семинара - практикума принять к сведению.

10.2 Предложения об изменениях и дополнениях относительно обобщенного образа - идеала педагога в условиях проектно - сетевого сотрудничества принять к сведению.

14. Рефлексия педсовета.

Лист рефлексии

1. Считаете ли вы тему педагогического совета актуальной?

да нет другое ______________________________

2. Считаете ли вы эффективным проведение педагогического совета в

предложенной форме?

да нет другое ______________________________

3.Оцените виды деятельности по пятибалльной системе:

Виды деятельности Баллы

1. Деятельность на этапе подготовки к педсовету.

2. Введение в проблему (теоретическая часть)

3. Работа в группах над обобщенным образом-идеалом педагогом.

4. Практикум по определению имиджа педагогов.

5. Консультации специалистов по проблемам габаритного имиджа.

6. Принятие решения.

4. Отметьте состояние, которое вы испытываете в процессе заседания педсовета:

интерес удовольствие раздражение, скука беспокойство эмоциональный подъем






© 2010-2022