Модель комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья школьников

Термин «здоровье» невозможно сформулировать однозначно. В настоящее время насчитывается более 60 определений этого понятия. Но ни одно из них не может раскрыть его в полном объёме.    В очень отдалённые времена здоровье определяли как отсутствие болезни. Исходили из такой альтернативы: если человек не болен, значит, он здоров.    Здравствуйте!.. При встрече люди обычно говорят это хорошее, доброе слово. Это приветствие родилось из выражения «я здравствую тебя», то есть «желаю тебе здоровья».[10, стр.15]    Здоровье - это не только отсутствие болезней, но и состояние полного физического, духовного и социального благополучия. В большей степени здоровье человека зависит от него самого. «Жизнь долга, если она здоровья полна».    Новое определение понятия «здоровья» было впервые сформулировано Всемирной организацией здравоохранения в 1940 году. Здоровье в Уставе Всемирной организации здравоохранения определяется как «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».[7, стр.35]     Таким образом, здоровье человека - это не только отсутствие болезней и благополучие, это в не меньшей степени наличие гигиенического мировоззрения и гигиенической культуры. Можно без преувеличения сказать, что культура человека начинается, прежде всего, с поддержания чистоты своего тела и своего жилища.     Определённый набор знаний, усвоенных культурных ценностей, изначально определяет поведение человека, его медицинскую или гигиеническую активность, направленную на сохранение и укрепление здоровья на различных этапах его роста и развития. Забота о здоровье и его укреплении является естественной потребностью культурного человека, неотъемлемым элементом его личности.       Здоровье - это неотъемлемое условие в любой области деятельности человека - материальной или духовной. Нередко можно услышать: «Было бы здоровье, а остальное приложится». С этим утверждением трудно не согласиться. Общая культура человека во многом формирует его образ жизни.      Под здоровым образом жизни следует понимать такое поведение человека, которое направлено на сохранение и укрепление здоровья и базируется на гигиенических нормах, требованиях и правилах. Образ жизни - это своего рода система взглядов, которая складывается у человека в процессе жизни под влиянием различных факторов на проблему здоровья.      Здоровый образ жизни - это поведение человека, которое отражает определённую жизненную позицию, направлено на сохранение и укрепление здоровья и основано на выполнение норм, правил и требований личной и общей гигиены.      Один из главных показателей здоровья - продолжительность жизни. Там, где нет здоровья, не может быть долголетия. В конце XX века средняя продолжительность жизни в России составила 71 год у женщин и 57 лет у мужчин.[1, стр.15]      Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьёзной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни.      «Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Сегодняшняя статистика здоровья школьников – просто ужасающая. Да, многое, конечно, зависит от условий жизни в семье, от родителей. Но бесконечно «кивать» только в их сторону – нельзя. Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны, в том числе и педагоги. Нужно уйти от усреднённого подхода в этом вопросе. К каждому ученику должен быть применён индивидуальный подход – минимизиру...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

Прибрежненская средняя общеобразовательная школа










Модель комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья школьников.







Работу выполнила:

заместитель директора по ВР

МОУ Прибрежненская СОШ

с.Прибрежное МО «Старомайнский район»

слушатель группы В-1

Фомина Ирина Викторовна









Ульяновск 2014


Содержание


Введение. 2

1. Модель комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья школьников.

1.1. Современные модели здоровьесбережения. 8

1.2. Модель комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья

в МОУ Прибрежненская СОШ. 10

2. Опыт работы МОУ Прибрежненская СОШ по сохранению и укреплению здоровья учащихся. 12

Заключение. 20

Список литературы. 21








Введение.

Здоровье - великое дело как для того,

кто им пользуется, так и для других.

Томас Карлейль

Термин «здоровье» невозможно сформулировать однозначно. В настоящее время насчитывается более 60 определений этого понятия. Но ни одно из них не может раскрыть его в полном объёме.

В очень отдалённые времена здоровье определяли как отсутствие болезни. Исходили из такой альтернативы: если человек не болен, значит, он здоров.

Здравствуйте!.. При встрече люди обычно говорят это хорошее, доброе слово. Это приветствие родилось из выражения «я здравствую тебя», то есть «желаю тебе здоровья».[10, стр.15]

Здоровье - это не только отсутствие болезней, но и состояние полного физического, духовного и социального благополучия. В большей степени здоровье человека зависит от него самого. "Жизнь долга, если она здоровья полна".

Новое определение понятия "здоровья" было впервые сформулировано Всемирной организацией здравоохранения в 1940 году. Здоровье в Уставе Всемирной организации здравоохранения определяется как «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».[7, стр.35]

Таким образом, здоровье человека - это не только отсутствие болезней и благополучие, это в не меньшей степени наличие гигиенического мировоззрения и гигиенической культуры. Можно без преувеличения сказать, что культура человека начинается, прежде всего, с поддержания чистоты своего тела и своего жилища.

Определённый набор знаний, усвоенных культурных ценностей, изначально определяет поведение человека, его медицинскую или гигиеническую активность, направленную на сохранение и укрепление здоровья на различных этапах его роста и развития. Забота о здоровье и его укреплении является естественной потребностью культурного человека, неотъемлемым элементом его личности.

Здоровье - это неотъемлемое условие в любой области деятельности человека - материальной или духовной. Нередко можно услышать: "Было бы здоровье, а остальное приложится". С этим утверждением трудно не согласиться. Общая культура человека во многом формирует его образ жизни.

Под здоровым образом жизни следует понимать такое поведение человека, которое направлено на сохранение и укрепление здоровья и базируется на гигиенических нормах, требованиях и правилах. Образ жизни - это своего рода система взглядов, которая складывается у человека в процессе жизни под влиянием различных факторов на проблему здоровья.

Здоровый образ жизни - это поведение человека, которое отражает определённую жизненную позицию, направлено на сохранение и укрепление здоровья и основано на выполнение норм, правил и требований личной и общей гигиены.

Один из главных показателей здоровья - продолжительность жизни. Там, где нет здоровья, не может быть долголетия. В конце XX века средняя продолжительность жизни в России составила 71 год у женщин и 57 лет у мужчин.[1, стр.15]

Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьёзной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни.

«Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Сегодняшняя статистика здоровья школьников - просто ужасающая. Да, многое, конечно, зависит от условий жизни в семье, от родителей. Но бесконечно «кивать» только в их сторону - нельзя. Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны, в том числе и педагоги. Нужно уйти от усреднённого подхода в этом вопросе. К каждому ученику должен быть применён индивидуальный подход - минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения» - цитата из послания Д.А.Медведева Федеральному собранию РФ.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. По данным Минздрава России, лишь 14% детей практически здоровы, более 50% имеют различные функциональные отклонения, 35-40% - хронические заболевания.

Интенсификация учебного процесса в образовательных учреждениях (государственных и негосударственных, городских и сельских школах, гимназиях и колледжах) ведет к дисгармоничному физическому развитию учащихся (дефицит массы тела, снижение функциональных показателей сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем), снижению их работоспособности.

Из миллиона относительно здоровых детей, приходящих в I класс, уже через девять месяцев у каждого четвертого (250 тыс.) выявляются отклонения в функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы. В России лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми. За период обучения в общеобразовательных учреждениях среди учащихся в пять, раз увеличивается число нарушений органов зрения, в три раза - патология органов пищеварения, в пять раз - нарушение осанки, в четыре раза - нервно-психических расстройств.

У 50 % детей школьного возраста отмечаются отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата; у 25-30% - в сердечнососудистой и дыхательной системах; около 70 % детей страдают от гипокинезии. Число абсолютно здоровых детей к окончанию средней школы в 1997 г. составляло 20-25%, в 2007 г. - 10-15%.

Во многом это связано с дефицитом двигательной активности. С первых лет обучения она снижается на 50 % и в дальнейшем продолжает неуклонно падать. В результате более 60 % призывников не достигают необходимого уровня физической подготовленности.

Статья 51 Закона РФ «Об образовании» указывает: «образовательное учреждение создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Возникает такой образ: тихая, полноводная река, в ней купаются дети, не очень умеющие плавать. Впереди - огромный, кипящий водопад. Течение уноситдетей, они оказываются в падающем потоке воды, рискуя разбиться и погибнуть. а мы, взрослые, стоим внизу, протягиваем руки и пытаемся их спасти, в то время как все мы должны были быть наверху, где спокойное течение, и учить их плавать [16, стр.9]

Если перенести данную метафору в область здоровья, то река - это образ жизни, и наша задача - научить каждого ребёнка безопасному плаванию по ней, всячески помогая ему в выборе стиля жизни, способствующего сохранения и укрепления здоровья.

Здоровье - категория педагогическая, она либо формируется и развивается, либо расстраивается и утрачивается в процессе воспитания человека в семье, детском саду, школе. На школу ложиться, помимо прочих, задача сохранения и развития физического, психического и нравственного здоровья подрастающего поколения.

Анализируя показатели медицинских статистик уровня здоровья подрастающего поколения, запросами общества, перед педагогическим коллективом нашей школы встала проблема: как сохранить здоровье школьников.

На основе изучения научной литературы нами была разработана модель комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья в образовательном учреждении. Данная модель является в нашей школе главным элементом комплексной стратегии установления приоритетов в области здоровья как одной из важнейших общечеловеческих ценностей.

Потребность быть здоровым - основная потребность человека. Общее здоровье складывается из здоровья физического, психического и социального, все эти «виды» здоровья связаны. Следовательно созданная комплексная модель по сохранению и укреплению здоровья является актуальной в воспитательном процессе.

Основная цель модели: сохранение и укрепление здоровья школьников в процессе обучения в соответствии с возможностями образовательного учреждения.

В соответствии с целью были выдвинуты следующие задачи:

1. Изучить инфрастуктуру образовательного учреждения и скорректировать ее на здоровьесберегающую деятельность.

2. Определить рациональную организацию учебного процесса.

3. Проанализировать организацию физкультурно-оздоровительной работы в школе и повысить ее эффективность.

4. Организовать просветительско-воспитательную работу с учащимися, направленную на формирование мотивации к здоровому образу жизни, ценности здоровья.

5. Повысить квалификацию работников общеобразовательного учреждения, а также уровень знаний родителей по проблемам охраны и укрепления здоровья детей.

6. Вести систематическую профилактику и динамику наблюдений за состоянием здоровья детей.

7. Формировать гигиенические знания, умения и навыки через учебные дисциплины.

Критерии оценки здоровья: ЗУН; мотивация; уровень работоспособности (в том числе и внутренняя мотивация учения); рациональное питание; оценка наличия вредных привычек; закаливание и личная гигиена; положительные эмоции; оптимальный двигательный режим, мониторинг уровня здоровья.



1.1. Современные модели здоровьесбережения.

Для рассмотрения проблемы здоровья используется моделирование, примером могут служить модели здоровья в классификации П.И. Калью:

Медицинская модель здоровья. Предполагает такое его определение, в котором содержатся лишь медицинские признаки и характеристики здоровья; здоровьем считается отсутствие болезней и их симптомов;

- Биомедицинская модель здоровья. Предполагает отсутствие у человека органических нарушений и субъективных ощущений нездоровья; внимание акцентируется на природно-биологической сущности человека, подчеркивается доминирующее значение биологических закономерностей в жизнедеятельности человека и в его здоровье;

- Биосоциальная модель здоровья. В объем понятия «здоровье» включаются биологические и социальные признаки, которые рассматриваются в единстве с приоритетом социального;

- Ценностно-социальная модель здоровья. Предполагает, что здоровье является ценностью для человека, необходимой предпосылкой его полноценной самореализации.

По мнению Малярчук Н.Н., демократизация системы образования создала предпосылки для возникновения инновационного опыта по сбережению и развитию здоровья подрастающего поколения.

В зависимости от расставляемых акцентов, модель здоровьесбережения определялась как:

- лечебно-восстановительная, когда оздоровление учащихся осуществляется посредством использования лечебных мероприятий: физио-, фито-, психотерапевтических, лечебной физкультуры и др. (Н.А. Голиков, А.А. Дмитриев, В.К. Волкова, С.П. Елкина и др.);

- медико-гигиеническая, если в модели системной комплексной работы развитие получает стратегия сохранения и восстановления здоровья детей и учащейся молодежи через рациональную организацию учебного процесса (Г.Л. Апанасенко, В.Ф. Базарный, М.И. Степанова, С.В. Попов, В.М. Чимаров);

- физкультурно-оздоровительная, которая характеризуется использованием средств физической культуры в целях оздоровления и развития (как физического, так и нравственного) детей и молодежи (В.К. Бальсевич, М.Я Виленский, И.В. Манжелей, Л.А. Рапопорт и др.);

- эколого-сохраняющая, обеспечивающая сохранение здоровья учащихся через формирование экологически целесообразных отношений подрастающего поколения с окружающей средой (Л.П. Симонова, З.И. Тюмасева, В.А. Ясвин и др.);

- учебно-воспитательной здоровьсеберегающей модели присущи следующие признаки: организация здоровьесозидающей деятельности идет за счет актуализации личностного роста школьника, развития его рефлексивных способностей, ценностного смысла жизнедеятельности, умений принимать ответственные решения. Особое внимание уделяется личному опыту ребенка в здоровьесберегающей деятельности, при этом акцент ставится на согласование формируемых у школьников мотивов данной деятельности с актуальными потребностями возраста.




1.2. Модель комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья

в МОУ Прибрежненская СОШ.

Исходя из поставленных целей и задач по здоровьесбережению школьников, нами были выделены основные направления комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья младших школьников в данном образовательном учреждении:1 блок - здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения; 2 блок - рациональная организация учебного процесса; 3 блок - организация физкультурно-оздоровительной работы; 4 блок - просветительско-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование мотивации к собственному здоровью, ценности здоровья и здорового образа жизни; 5 блок - просветительско-методическая работа с педагогами и родителями; 6 блок - профилактика и динамика наблюдений за состоянием здоровья школьников;

Разработанная базовая модель системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья в образовательном учреждении состоит из шести блоков:

I блок - создание здоровьесберегающей инфраструктураы образовательного учреждения: состояние здания и помещений школы, их содержание в соответствии с гигиеническими нормативами; оснащенность учебных классов и кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым оборудованием и инвентарем; наличие и необходимое оснащение медицинского кабинета; наличие и необходимое оснащение школьной столовой; организация качественного питания школьников; необходимый (в расчете на количество обучающихся) и квалифицированный состав специалистов, обеспечивающих работу с обучающимися (медицинские работники, учителя физической культуры, психологи, логопеды и т.п.).

II блок - рациональная организация учебного процесса: соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки обучающихся; использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся, введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов (педагогов, врачей, психологов); строгое соблюдение требований к использованию технических средств в обучении (компьютер, аудиовизуальные средства); рациональная и соответствующая педагогическим и гигиеническим требованиям организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера; индивидуализация обучения (учет индивидуальных особенностей развития.

III блок - организация физкультурно-оздоровительной работы - включает: полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т.п.); организацию занятий со специальной медицинской группой; организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3 и 4 уроками в начальной школе; организацию динамических перемен, физкультпауз на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности; создание условий и организацию работы спортивных секций, привлечение к секционным занятиям широкого круга детей основной медицинской группы, организацию специальных занятий для детей подготовительной медицинской группы; регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, внутришкольных и межшкольных соревнований, олимпиад, походов и т.п.).

IV блок - профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья: использование рекомендованных и утвержденных методов профилактики заболеваний, не требующих постоянного наблюдения врача (витаминизация, профилактика нарушений осанки, профилактика нарушений зрения и т.п.); регулярный анализ и обсуждение на педсоветах данных о состоянии здоровья школьников, доступность сведений о состоянии здоровья обучающихся для каждого педагога; регулярный анализ результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья и их обсуждение с педагогами, родителями; создание системы комплексной педагогической, психологической и социальной помощи детям со школьными проблемами.

V блок - просветительско-воспитательная работа с обучающимися, направленная на формирование понятий ценности здоровья и здорового образа жизни: внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование понятий о ценности здоровья и здорового образа жизни; лекции (лекторий), беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек; Дни здоровья, конкурсы, спортивные праздники и т.п.

VI блок - организация просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями: лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребенка, его здоровья, факторов, положительно и отрицательно влияющих на здоровье, и т.п.; приобретение необходимой научно-методической литературы; привлечение педагогов и родителей к совместной работе по проведению спортивных соревнований, Дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т.п.

















2. Опыт работы МОУ Прибрежненская СОШ по сохранению и укреплению здоровья учащихся.


Эффективность позитивного воздействия на здоровье школьников различных оздоровительных мероприятий в нашей школе определяется не хаотичностью наборов методов, а системной работой по всем направлениям на основании модели комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

В школе реализуется Программа здоровьесбережения «Здоровье - это жизнь», программа предусматривает деятельность по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Мероприятия по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса предусматривают деятельность всех участников образовательного процес­са в комплексе для успешного решения следующих задач:

  • превращение охраны здоровья учащихся в одно из приоритетных на­правлений деятельности школы;

  • улучшение организации учебного процесса;

  • создание необходимых экономических условий для развития материаль­ной базы;

  • создание условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психического, нравственного и социального здоровья учащихся;

  • координирование совместной работы школы и семьи по формированию и сохранению здоровья школьника;

  • формирование коллектива учителей, ориентированных на применение в учебном процессе здоровьесберегающих технологий;

  • мотивирование всех участников образовательного процесса на приобре­тение знаний, умений, навыков, необходимых для формирования пра­вильных взглядов на здоровье и здоровый образ жизни.

Обозначая цели деятельности по здоровьесбережению, мы исходили из полученных сведений о фактическом состоянии здоровья обучающихся и педагогов, о неблагоприятных для здоровья факторах, о выявленных достижениях педагогической науки и практики в сфере здоровьесбережения.

Но последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе состояние здоровья ухудшается. Увеличилось число учащихся с сердечно сосудистыми заболеваниями, участились случаи заболевания ОРВИ и гриппом.

В школьном здании созданы необходимые условия для сбережения здоровья обучающихся, воспитанников. Школа располагается в одном учебном корпусе. Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся. Ежегодно, один раз в четверть проводятся учебные пожарные тревоги для обучающихся и работников школы. Оборудована кнопка тревожной сигнализации, установлена пожарная сигнализация с речевым способом оповещения. Ежегодно школа готовится к началу нового учебного года, делается ремонт, производится замена устаревшего оборудования, обновляется мебель, приобретаются новые наглядные пособия, оргтехника.

В школе имеется спортивный зал, оборудованный необходимым игровым и спортивным инвентарём, кабинет здоровья. Спортивный зал оснащен следующим оборудованием: спортивные тренажёры, маты гимнастические, сетка волейбольная, корзины баскетбольные, канат, шведская стенка, мячи волейбольные, баскетбольные, футбольные, теннисный стол, теннисные мячи и ракетки, лыжи с ботинками, скакалки, обручи. Спортивные снаряды: козел, конь, гимнастические скамейки.

Помещения хорошо освещены, соблюдается воздушно-тепловой режим. На территории ОУ имеется спортивная площадка, где установлены спортивные снаряды: турники разной высоты, брусья металлические, рукоходы.

В школе создан центр здорового питания, позволяющий ежедневно организовывать питание обучающихся, воспитанников. Школьная столовая рассчитана на 70 мест. Оборудование столовой находится в удовлетворительном состоянии. Рациональное (здоровое) питание детей является необходимым условием обеспечения здоровья учащихся, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов, способности к обучению во все возрастные периоды. Для создания благоприятных условий обеспечения здоровья учащихся нами в этом году была разработана программа ««Совершенствование организации питания обучающихся МОУ Прибрежненская СОШ на 2013 - 2015 годы». Цель Программы - сохранение и укрепление здоровья обучающихся через обеспечение качественным питанием на основе системы мероприятий по оптимизации организации питания в Муниципальном образовательном учреждении, внедрение государственного стандарта питания обучающихся образовательных учреждений.

С начала учебного года в столовой было организовано горячее питание с охватом 90% учащихся. Льготное питание получали 30 учащихся из малообеспеченных семей. Для учащихся группы продлённого дня готовили обед. В меню присутствовали овощи, фрукты, салаты, а также проводилась С-витаминизация третьего блюда.

В целях укрепления здоровья учащихся и формирования здорового образа жизни проводятся различные мероприятия: тренинги, беседы с учащимися, встречи с работниками ФАП, экскурсии, спортивные субботы, Дни здоровья, поезд здоровья, «весёлые старты», конкурсы, соревнования, работает спортивная площадка, акции и месячники, утренняя гимнастика, подвижные перемены, мероприятия по физической культуре, совместные спортивные праздники, индивидуальные работы с семьей и т.д.

Учащиеся школы участвуют в районных спортивных соревнованиях и занимают призовые места:

- II место в районном соревновании по лёгкой атлетике в Спартакиаде лагерей;

- IV место в межлагерной спартакиаде среди лагерей с дневным пребыванием детей Ульяновской области;

- I место в районном соревновании по лёгкой атлетике в Спартакиаде лагерей заняла Маханкина Натавлья ученица 5 класса;

- II место в первенстве ДЮСШ по мини-футболу;

- Грамота за активное участие в районном конкурсе ЮИД «Безопасное колесо-2012».

В целях активизации профилактической деятельности, в кабинете здоровья продолжена работа по сбору материалов о ЗОЖ, создавались памятки, организовывалась волонтёрская работа, собраны разработки уроков, внеклассных мероприятий, игр, тренингов, памятки, презентации, дневники здоровья. Ведётся мониторинг состояния здоровья учащихся.

Особая задача «кабинета здоровья» - это координация деятельности, то есть, обеспечение межведомственного взаимодействия учреждений образования, здравоохранения, культуры и спорта, с этой целью реализовывался план лечебно-профилактических мероприятий ФАП. В «кабинете здоровья» проводятся консультации и оздоровительные мероприятия не только для учащихся, но и для их родителей. Кабинет здоровья - это комната, где есть всё необходимое для оказания первой помощи и медицинского осмотра учащихся.

В летний период 50 учащихся в первую смену прошли оздоровление в летнем оздоровительном лагере.

На уроках организуется работа по профилактике нарушения зрения - физкультминутки с элементами корригирующей гимнастики для глаз. В апреле проводится Европейская неделя иммунизации, в рамках которой проходит анкетирование детей «Что такое иммунизация», оформляются бюллетени «Предупредить! Защитить! Привить!». Учащиеся соревнуются в викторине «Стоп! Инфекция!». Проводятся спортивные мероприятия «Формула здоровья», беседы на тему «Мы прививок не боимся, от болезни защитимся». Рефлексия проведённых мероприятий показывает, что дети приобретают новые знания о том как повысить свой иммунитет, о необходимости вакцинации.

В процессе формирования потребности в ЗОЖ большое значение имеет участие школьников во внеурочной деятельности и участие в работе кружков и секций, как в школе, так и в учреждениях дополнительного образования. В текущем учебном году 98% учащихся охвачены различной кружковой деятельностью, в т.ч. более половины из них - в секциях ДЮСШ.

В школе в этом году работает 2 спортивные секции:

- Баскетбол - 1 группы;

- Бадминтон - 1 группа.

Все школьные спортивно-массовые мероприятия проходят по календарному плану школы и района.

Профилактика потребления наркотических и психоактивных веществ среди учащихся является одним из важнейших направлений работы по здоровьесбережению. В школе была проведена разъяснительная работа и добровольное тестирование учащихся на предмет потребления наркотических и психоактивных веществ, которая показала хорошие результаты.

В рамках Всемирного дня отказа от курения в нашей школе работала инфопалатка о курении, в которой учащиеся отвечали на билеты о курении, об истории табака и последствиях этой пагубной привычки. Была проведена выставка рисунков и плакатов. Учащиеся старших классов изготовили большую пачку сигарет, с сигаретами на которых написаны заболевания которые можно получить от пагубного пристрастия к курению. Провели акцию «Конфетка за сигаретку», учащиеся в сопровождении учителя ходили по селу и меняли конфеты на сигареты, затем была проведена «казнь» над сигаретами.

Для учащихся раз в четверть организуется игра "Сто к одному", во время игры учащиеся узнают о болезнях, которые можно получить от сигареты. Отвечают на интересные вопросы о табакокурении. Совершают путешествие по странам и континентам, знакомятся, как в разных странах борются с табакокурением.

Педагогом-организатором ОБЖ разработан план мероприятий по ЗОЖ. На уроках ОБЖ учащиеся овладевают основами знаний, умений и навыками по ЗОЖ.

Пропаганда ЗОЖ, спортивных успехов и достижений, как отдельных учеников, так и школьных команд ведётся со страниц школьного сайта, а также с помощью стендов в фойе ''Спортивная жизнь школы'', с помощью «говорящих» стен, на которых размещаются сочинения, рисунки, цитаты о здоровье, фотографии с мероприятий.

С целью сохранения здоровья учащихся проводится систематическая работа по предупреждению детского травматизма, ведётся контроль за соблюдением дисциплины и правил поведения обучающимися. С учащимися проводятся беседы, игры, для проведения мероприятий, викторин по правилам поведения, классными руководителями создаваются учебные презентации, наглядный материал даёт возможность учащимся в более интересной форме познакомиться с правилами дорожного движения, правилами поведения в школе и т.д.. В кабинетах оформлены уголки безопасности и другой наглядной агитации о правилах поведения. В течение года проводились беседы с инспектором ГИБДД о профилактике ДДТТ. На родительских собраниях проводились лектории о правилах поведения и дисциплине. Стенды в рекреациях использовались для оперативной информации, где размещались советы обучающимся, как нужно вести себя на улице, чтобы не попасть в ДТП; рекомендации родителям, правила пожарной безопасности и т.д..

Как результат работы учителей по предупреждению детского травматизма, соблюдению дисциплины и правил поведения обучающимися - это отсутствие серьёзных нарушений дисциплины, правил поведение и травм.

В профилактике детского травматизма, кроме изучения Правил дорожного движения, правил пожарной безопасности, большое значение придаётся знакомству с уставом школы, правилами и дисциплиной в школе. В сентябре учащиеся школы ежегодно участвуют во Всероссийской акции «Внимание, дети», в осеннем декаднике «Дорога и дети». В период проведения акций, проводятся самые различные мероприятия: тематические мероприятия, игры, соревнования, конкурсы, викторины, практические занятия по правилам дорожного движения. Так же ребята активно принимают участие в районных соревнованиях по ПДД - конкурс смотр готовности отрядов ЮИД.

Постоянно встают вопросы о соблюдении дисциплины на уроках, ношении школьной формы, о запрете пользования мобильными телефонами. На основании вступления в силу с 1 сентября 2013 г. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в этом учебном году в школе введены единые требования к школьной форме. Решение о введении школьной формы было принято на общешкольном собрании, проведён опрос, среди родителей который показал, что школьная форма необходима, она предупреждает возникновение у учащихся психологического дискомфорта, направлена на соблюдение санитарно-гигиенических норм, на сохранение здоровья учащихся.

На протяжении нескольких лет в школе ведётся мониторинг уровня здоровья учащихся, это даёт возможность наглядно представить, несколько здоровьесберегающая деятельность в школе приносит положительные плоды, сделать выводы и выбрать план дальнейших действий по здоровьесбережению.

Мониторинг уровня здоровья учащихся позволяет учителям физической культуры и педагогам спортивных секций проводить занятия с учётом этих показателей.

Целенаправленная работа по внедрению этой модели комплексной работы сохранения и укрепления здоровья помогает нам изменить отношение учащихся к своему здоровью, к спорту, здоровому питанию и здоровому образу жизни. Работу в этом направлении следует продолжить и расширять. Перед нами стоит задача более активного привлечения родителей учащихся. Долг каждой семьи в приобщении детей к здоровому образу жизни и воспитание у детей активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья. Форимрование ЗОЖ служит укреплению всей семьи.




Заключение.

Здоровье - это то, что люди желают больше всего на свете, но многие его не берегут. Здоровье нельзя купить, получить в наследство, достать по знакомству. Здоровье - это счастье!

Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе, состояние здоровья ухудшается в несколько раз. Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение. Поэтому в качестве основы нашей программы здоровьесбережения мы определили заботу о сохранении здоровья обучающихся.

Анализ данных в нашей школе выявил достаточно высокую организацию здоровьесберегающей деятельности, но есть и реальные проблемы, которые стоят перед образовательным учреждением. В нашей школе отсутствует медицинский работник, недостаточное оснощение спортивного зала и кабинета здоровья. Так же нами была выявлена недостаточная двигательная активность обучающихся, при этом, что работа в этом направлении в школе ведётся много лет, и мы работаем над этой проблемой. Кроме введённого третьего урока физической культуры, в прошлом году мы ввели подвижные перемены, создаём банк физминуток, надеемся, что по итогам этого года будут заметны значительные изменения.

Данная модель комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья позволит сформировать знания, умения и навыки учащихся, которые помогут им осуществлять ответственное поведение в отношении собственного здоровья и личного благополучия в течение жизни.

Результатом и наградой будет сознание, что мы внесли свой вклад в то, чтобы здоровье детей стало лучше, а жизнь нравственнее, чтобы сегодняшние ученики стали завтра духовно, психически и физически здоровыми личностями на благо себе и Отечеству.

Литература

1. Зайцев Г.К. Школьная валеология: Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей. - СПб.6 «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.

2. Ковинько Л.В. Растим здоровых, умных и добрых: воспитание младшего школьника: Пособ. для средн. и высш. педагогич. учебн. заведений, преп. начальн. классов и родит. - М.: Издательский центр "Академия", 1996 г.

3. Колесов Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии: Учеб. пособие для 9 - 10 кл. сред. шк.: Факультатив. курс. - М.: Просвещение, 1998 г.

4. Коростелёв Н.Б. 50 уроков здоровья, М.: Дет. лит., 1991 г.

5. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр " Академия ", 2001г.

6. Маюров А.Н., Маюров Я.А. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле - здоровый дух: Учеб. пособие для ученика и учителя. 7 - 11 классы. Кн.1. - М.: Педагогическое общество России, 2004 г.

7. Михайлова Е.И. Физкультура для спецгрупп // Первое сентября. Здоровье детей. 2005. № 5.

8. Новая популярная медицинская энциклопедия /Покровский В.И. - М.: «ООО Издательство «Энциклопедия», 2004.

9. Санитарные правила СП 2.4.2.782-99 Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений.

10. ПедСовет, №1/ 2004 г.

11. ПедСовет, №3/ 2004 г.

12. ПедСовет, №5/ 2004 г.

13. Ушакова О.Д. Откуда пришли слова: Этимологический словарик школьника. - СПб.:Издательский Дом «Литера», 2008.

14. Ягодинский В.Н. О вреде никотина и алкоголя: Кн. для учащихся. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение. 1996 г.

15. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Медицина/Сост. Н.Ю. Буянова и др. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.

16. Формирование здорового образа жизни российских подростков: для классных руководителей 5-9 кл.: Учеб.-метод. пособие / Под.ред. Л.В.Барканова. - М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2002.

17. Воспитание школьников: Научно- метод. журнал / Под.ред. Л.В.Кузнецова. - М.: «Школьная пресса», 2001.

18. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4. - М.: ВАКО, 2007.

19. Программы внеурочной деятельности. Туристско-краеведческая деятельность. Спортивно-оздоровительная деятельность / П.В.Степанов. - М.: Просвещение, 2011.

20. Образовательная программа «Культура здоровья» для 1-11 классов / Жуков О.Ф., Лукьянова М.И. - Ульяновск: УлГУ, 2012.

21. Здоровье детей - основа процветания России: сборник статей / под общ. ред. Е.В.Спириной. - Ульяновск: УИПКПРО, 2008.

22. Научно-методический журнал заместителя директора по воспитательной работе: управление воспитательным процессом в школе / под ред. В.М.Лизинского. - М.: «Роспечать», №3 (2009 г.), , №5 (2010 г.), №2 (2011 г.).




© 2010-2022