Методическая разработка Инновационные рбразовательные модели

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МОДЕЛИ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ»

Ивонтьева Татьяна Викторовна([email protected]),

Артемьева Галина Вениаминовна([email protected])

Ряд международных исследований, проведенных в начале этого века, выявил значительные недостатки в умениях российских школьников применять полученные в школе знания и умения в практической деятельности и в различных жизненных ситуациях. В связи с этим важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться». Решить эту задачу призваны стандарты второго поколения, которые ориентируют школу на достижение особых образовательных результатов. И значит, перед учителями встает необходимость освоения новых педагогических методов и средств. Существенное место в преподавании школьных дисциплин должны занять так называемые метапредметные учебные действия. В связи с этим возможности курса информатики в формировании универсальных учебных действий представляют особый интерес. Это связано со следующими обстоятельствами:

  • информатика- активно развивающийся учебный предмет, который реализует многие современные образовательные тенденции;

  • характерные для учебного предмета информатики виды деятельности такие как, например, моделирование, естественным образом встраиваются в систему универсальных учебных действий;

  • в последние годы в информатике интенсивно развивается идея метапредметности, которая во многом соотносится с концепцией универсальных учебных действий.

Одним из способов формирования универсальных учебных действий, который целесообразно использовать на уроках информатики, является эвристическая деятельность учащихся.

При проведении эвристической деятельности на уроке класс может делиться на группы, и каждая группа проводит свое исследование. На этом этапе степень самостоятельности работы может быть разной:

  • группа может получить четкие инструкции, что и как делать, самостоятельно формулируя лишь выводы;

  • группа может сама спланировать эксперимент, отобрать средства для его проведения, провести исследование, сформулировать вывод.

  • после этапа самостоятельной работы происходит поочередное представление исследований по следующему алгоритму:

  • сообщается, какая цель была поставлена перед группой;

  • рассказывается о том, как было проведено исследование, с помощью каких средств;

  • докладываются и обсуждаются полученные результаты;

  • формулируется общий вывод.

Одно из наиболее мощных средств, помогающих развивать личностный потенциал ребенка и реализовать метапредметный подход, - это так называемые эвристические задания.

Решение эвристических задач способствует развитию способностей и прогнозированию явлений, принятию оригинальных решений, развитию творческого мышления, а значит, способствует достижению метапредметных результатов как сформированных способов действия.

Эвристические методы решения задач не просто интересны, они раскрывают творческий потенциал ученика, развивают образное мышление, обогащают духовную сферу. Они помогут учителю показать информатику как предмет, глубоко значимый для любого человека, огромный культурный аспект информатики как науки, сформировать устойчивый интерес к её изучению.

При решении эвристических задач формируются коммуникативные навыки, которые способствуют развитию умений работать в группе, отстаивать свою точку зрения. В процессе работы над эвристическими задачами учащиеся приобретают и развивают умения выдвигать гипотезу, наблюдать и описывать свойства различных объектов, моделировать и создавать алгоритмы, делать выводы, участвовать в дискуссиях.

Важно, что ребенок сам конструирует свое новое знание, а не получает его из готового источника. Он основывается на своем жизненном опыте, на ситуациях, которые ему близки, понятны и интересны, ощущает личную значимость добываемых знаний.

Эвристические задания хороши тем, что дети просят давать им такие задания еще и еще! Но каждое должно иметь свою цель и применяться в контексте тех задач, которые решает учитель на уроке. Если он считает важным развивать рефлексивные навыки у учеников, то задание, направленное на осознание ребятами результатов своей деятельности, должно присутствовать на каждом учебном занятии. Это могут быть разные формы работы - и письменное выполнение задания, и устное, и рефлексия в рисунках… А может быть и так, что одно открытое задание станет лейтмотивом изучения целой темы, его выполнение растянется не на один день. Формы работы на уроке могут быть самые разные. Важно, чтобы каждый ребенок в конце урока смог сказать, в чем его ЛИЧНЫЙ результат.

Таким образом, эвристическая деятельность - это мощный инструмент формирования универсальных учебных действий и роль этой деятельности на уроках информатики при формировании «умения учиться» очень велика. При этом возможности информатики как учебного предмета в формировании надпердметных знаний, умений и навыков, а также способов деятельности не вызывают сомнения.

Литература:

1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5-7 классах. - М.: «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2007

2. Босова, Л.Л. Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса / Л.Л.Босова. - 3-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

3. Далингер, В.А. Учебно-исследовательская деятельность учащихся в процессе изучения математики // Электронный научный журнал «Вестник Омского государственного педагогического университета».-Выпуск 2007. - URL: omsk.edu/article/vestnik-omgpu-195.pdf

4. Основные результаты международного исследования образовательных достижений учащихся ПИЗА-2003: Краткий отчет. - М.: ИСМО РАО, НФПК, 2004.

5. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос.акад.образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - 4-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2011. - 79 с.


© 2010-2022