Внеклассное мероприятие «Путешествие по островам толерантности»

Данное занятие я проводила с 7-10 классоми в коррекционной школе-интернате. Занятие проходило в форме путешествия на корабле по различным островам. Путешествие началось с игротанца, затем мы плыли с острова на остров, выполняли задания, упражнения, играли в игры, пели песни и смотрели мультфильмы по теме занятия. В заключении подвели итоги занятия, подумали о том что нужно сдлать, чтобы отношения в школе стали более доброжелательными, комфортными. Дети получили задание - сделать эмблему толерант...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Цель: содействовать воспитанию обучающихся в духе толерантности.

Задачи:

  • познакомить обучающихся с понятием и принципами толерантности, с основными чертами толерантной и интолерантной личности;

  • развивать коммуникативные навыки, творческие способности, умение решать проблемные ситуации, понимать и познавать других людей;

  • воспитывать милосердие, терпимость к другим людям и их мнениям.

Оборудование: мультимедийная установка, ноутбук, колонки, заготовки для выполнения творческой работы, листочки, карандаши, ручки, фломастеры, ручки, клей-карандаш, «ящик недоразумений» с ситуациями,

Перед началом мероприятия звучит запись песни «Быть Человеком» группы «Непоседы» Дети классами рассаживаются на скамейки. Каждый класс - это одна команда (у нас - 5 классов).

Ход мероприятия:

  1. Организационный момент.

(Слайд 1)

- Я рада видеть всех вас на занятии! 16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. Сегодня мы здесь собрались для того, чтобы отправиться в путешествие по «Островам толерантности», а поплывём мы на большом красивом корабле, где хватит места для всех. На нашем пути будут встречаться острова, на которых мы узнаем много нового и интересного, познакомимся с таким понятием, как «толерантность», выполним интересные задания и просто хорошо проведём время.

Итак, если вы готовы, ребята, тогда мы начинаем. (Перекличка по классам)

  1. Основная часть.

1. Правила работы.

- На нашем корабле существуют правила, которые вы должны соблюдать (слайд 2):

  • Принимать активное участие в играх.

  • Не перебивать друг друга.

  • При ответе поднимать руку.

  • Не критиковать мнение других.

  • Быть добрым к окружающим.

- Теперь можно отправляться в путь.

2. Игротанец «Плавание».

3. «Остров Знаний».

- Первый остров, который встретился на нашем пути - «Остров Знаний». Здесь вы сможете лучше понять, что такое толерантность. (Слайд 3)

- А что же означает это, на первый взгляд непонятное, слово «толерантность»?

На разных языках земного шара определение слова «толерантность» звучит по-разному (слайды 4-5):

  • в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;

  • во французском - отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

  • в английском - готовность быть терпимым, снисходительным;

  • в китайском - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

  • в арабском - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

  • в русском - способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

Слова «толерантность» многозначное.

Толерантность - это сотрудничество, дух партнёрства. (Слайд 6)

Толерантность - это уважение к человеку другой национальности. (Слайд 7)

Толерантность - это умение принимать человека таким, какой он есть. (Слайд 8)

Толерантность - это сочувствие и помощь нуждающимся. (Слайд 9)

Толерантность - это уважение и бережное отношение. (Слайд 10)

Толерантность - это умение любить все окружающее. (Слайд 11)

Толерантность - это уважение, понимание и принятие многообразия мира. (Слайд 12)

Люди на свет рождаются разными: непохожими, своеобразными.
Чтобы других ты смог понимать, нужно терпенье в себе воспитать. (Слайд 13)

- Чем же толерантная личность отличается от интолерантной? (Слайд 14) Толерантные люди стараются разобраться в своих достоинствах и недостатках. Они относятся к себе критически и не стремятся во всех своих неприятностях и бедах обвинять окружающих.(Слайд 15)

Интолерантные люди замечают у себя больше достоинств, чем недостатков. В своих проблемах они склонны обвинять окружающих. Интолерантные личности делят мир на две части: белую и черную. Для них не существует полутонов. Есть только два сорта людей - плохие и хорошие. Они делают акцент на различиях между «своими» и «чужими». Им трудно относиться к событиям нейтрально. Они либо одобряют их, либо нет. Толерантный человек, напротив, видит мир во всем его многообразии.

- Какими же чертами должен обладать толерантный человек, а какие черты личности мешают быть таковым? Каждой команде нужно распределить слова в II колонки: черты, присущие толерантной личности и черты, присущие интолерантной личности

(слайд 16):

Терпение, чувство юмора, непонимание, уважение мнения других, игнорирование, эгоизм, доброжелательность, умение владеть собой, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, умение слушать собеседника, равнодушие, понимание и принятие, чуткость, любознательность.

Черты, присущие

толерантной личности

Черты, присущие

интолерантной личности


- На этом острове живут толерантные жители, которые соблюдают золотое правило: Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.

- Ребята, мы с вами путешествуем на большом красивом корабле, а вы хотите его увидеть? Как вы уже слышали, слово толерантность имеет множество значений, и сейчас я предлагаю вам вспомнить и назвать эти значения. На каждый ваш ответ будет открываться часть корабля. (Ответы детей)

- Вот на таком замечательном корабле мы с вами плывём. (Слайд 17).

- Теперь ребята вы знаете, что такое толерантность и толерантная личность. А чтобы не забыть, мы дарим вам вот эти замечательные буклеты-памятники и отправляемся дальше.

4. Игротанец «Плавание».

5. «Остров Сокровищ». Упражнение «Волшебная лавка».

- Вот мы с вами и доплыли до «Острова Сокровищ» (слайд 18).

- На этом замечательном острове существует лавка, в которой есть весьма необычные «вещи», очень важные для толерантной личности: терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, терпимость к различиям, умение владеть собой, доброжелательность, склонность не осуждать других, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию.

(Слайд 19)

- Есть желающие обменять одни качества на какие-нибудь другие, пока мы на острове сокровищ? (Желающие могут приобрести одну или несколько «вещей», которых у него нет. Например, покупатель просит у продавца «терпения». Продавец выясняет, сколько ему нужно «терпения», зачем оно ему, в каких случаях он хочет быть «терпеливым». В качестве платы продавец просит у покупателя что-то взамен, например, тот может расплатиться «чувством юмора», которого у него с избытком.)

- Пришла пора покидать остров сокровищ и плыть дальше, навстречу новым приключениям.

6. Игротанец «Плавание».

7. «Остров Дружбы» Задание «Собери пословицу»

- И вот на горизонте виднеется «Остров Дружбы» (слайд 20). В дружбе толерантность находит наиболее полное и яркое свое воплощение. На этом острове собраны пословицы о добре, добрых делах и людях. И сейчас командам предстоит собрать пословицы (раздаются конверты с разрезанными пословицами каждой команде)


Дружба что стекло:

сломаешь - не починишь.

Дружбу помни,

а зло забывай.

Где дружба прочна -

там хорошо идут дела.

Был бы друг -

найдётся и досуг!

Добро потеряешь - ещё наживёшь,

а друга потеряешь - уже не вернёшь.

Друг за друга держаться -

ничего не бояться.

Ласковое слово

лучше сладкого пирога.

Скажи мне - кто твой друг,

и я скажу - кто ты.



Пока команды работают, звучит музыка «Дорогою добра».

- Молодцы, ребята! С первым заданием на острове справились, осталось последнее. Жители этого острова очень весёлый народ и просто обожают петь и приготовили для вас музыкальное задание

8. «Остров Дружбы». Задание «Угадай мелодию» (слайд 21).

- Нужно, прослушав песню, угадать её название и напеть немного. Итак, внимание - слушаем и поём!

1 песня - «Настоящий Друг»

2 песня - «Вместе весело шагать»

3 песня - «Друзья» Барбарики

4 песня - «Если Добрый Ты»

5 песня - «Возьмемся за руки»

- Отлично! Плывем дальше. Наш корабль летит на всех парусах навстречу новым сюрпризам.

9. Игротанец «Плавание».

10. «Остров Уважения». Упражнение «Ящик недоразумений».

- И вот мы уже с вами у «Острова Уважения» (слайд 22).

На этом острове, все жители живут дружно, и у них никогда не бывает конфликтов.

Все мы разные, очень часто между нами возникают споры и конфликты Конфликт - в переводе с латинского означает «столкновение», - это противоречие, возникающее между людьми в связи с решением тех или иных вопросов. Важно уметь преодолевать эту конфликтную ситуацию и сохранять уважение, как к себе, так и к другим людям. Сейчас я попрошу подойти ко мне командиров команд и достать из ящика недоразумений конверт с описанием определённой ситуации.

Упражнение «Ящик недоразумений»

Цель: формирование навыков успешного разрешения конфликтов.

- Каждая ситуация - это ситуация зарождения своеобразного конфликта. Найдите правильный выход из ситуации, не спровоцировав конфликт.

1-я ситуация. Один ученик говорит другому: «Я никогда не буду сидеть с тобой за одной партой: разляжешься, как слон, а мне неудобно писать!». Другой отвечает ... (допишите). Прокомментируйте ситуацию.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2-я ситуация. Идет урок, учащиеся выполняют задания. Вдруг один ученик начинает стучать ручкой по парте. Учитель делает замечание: «Сергей, не стучи, пожалуйста, по парте, выполняй задания». Сергей отвечает: «Почему опять я? Опять крайний! Вы что, видели? ».

Какая реакция учителя на слова Сергея?

Как бы вы сделали в этой ситуации?

3-я ситуация. Воспитатель говорит воспитаннику: «Сколько можно говорить? Убери за собой, разбросал все, словно смерч пронесся в комнате! Не ребёнок, а несчастье какое-то! Говоришь, а всё, как об стену горохом!».

Какова реакция воспитанника?

Как бы вы поступили на месте воспитательницы?

4-я ситуация. Учитель проверяет домашнее задание. Дошла очередь и до Олега. Андрей Иванович, проверяя работу ученика, сказал: «Да что же это такое? Опять ничего не сделал, как следует, написал в тетради так, что не разберешь! ».

Какова реакция ученика?

Как бы вы поступили на месте учителя?

5-я ситуация. Переполненный пассажирский автобус. Мужчина нечаянно толкнул девочку и не извинился. Девочка больно ударилась и в ответ нагрубила мужчине

эта ситуация является конфликтом?

Как бы поступили вы на месте мужчины?

Как бы поступили вы на месте девочки?

(дети работают в группах, затем обсуждаем ситуации)

11. Упражнение «Дождь»

Ребята, кажется дождь начинается… Сейчас мы все вместе имитируем дождь. Слушаем и дружно выполняем движения:

- На острове поднялся ветер (ведущий потирает ладони);

- начинает капать дождь (хлопки ладонями по груди);

- начинается настоящий ливень (хлопки по бедрам)

- а вот и град, настоящая буря (топот ногами);

- капли падают на землю (щелчок пальцами);

- тихий шелест ветра (потирают ладони);

- солнце (руки вверх).

Ну что же, дождь закончился и нам пора плыть дальше

12. Игротанец «Плавание».

13. «Сказочный остров»

- Впереди «Сказочный остров» (слайд 23). Сказочным он назван не случайно. Я хочу вам рассказать историю про Элли в стране фруктов и овощей.

История про Элли.

- Вы все знаете Элли из книжки про Волшебника Изумрудного Города. Вы только не знаете, что Элли никогда в жизни не видела никаких овощей и фруктов, так как в Канзасе они не росли, а в Волшебной Стране они ей просто не попадались. Как-то в Канзасе опять начался ураган. Только на этот раз он привез Элли не в Волшебную Страну, а в страну овощей и фруктов. Сначала Элли увидела большой красный шар. "Кто ты?" - спросила Элли. "Помидор" - ответил шар. И Элли пошла дальше. Тут ей попался большой желтый шар. Он представился - "Лимон" и предложил ей попробовать кусочек себя. Элли откусила кусочек лимона, и он был таким кислым, что она чуть не заплакала. Она обиделась на лимон и пошла дальше. Тут она увидела длинный фрукт, который тоже предложил ей отведать кусочек себя. Она попробовала, и ей очень понравился вкус. "Дай я запомню как тебя зовут" - сказала Элли. "Банан" - ответил фрукт. И Элли пошла дальше. Она присела на полянку. С дерева свисал другой красный шар. "Эй, помидор, давай поболтаем" - сказала Элли. "Я не помидор, я - яблоко" - прозвучал обиженный голос. "Да ладно, я тебя знаю, ты круглый и красный. Ты - помидор, и нечего меня обманывать." Яблоко очень расстроилось и упало с дерева. О "поболтать" уже не могло быть и речи. Элли пошла дальше, и вдруг ей захотелось есть. Она находилась на поле, где кругом были одни желтые шары. "Попробуй нас, мы такие сладкие" - шептали они. "Нашли дурочку. Вы желтые - значит вы кислые" - сказала Элли. Она осталась голодной, а сладкие дыни только пожали плечами. Но вот на тропинке она увидела длинный плод. "Дай откушу" - сказала она. Горький перец никогда не пользовался популярностью. Он был рад угостить Элли. От горечи и удивления Элли опять заплакала.

В чем была ошибка Элли?

Все ли яблоки красные?

Все ли желтые фрукты - кислые?

Почему Элли неправильно думала о разных фруктах?

От этого она выиграла или проиграла?

А фрукты?

То, что мы наблюдали в случае Элли, называется словом "стереотип". СТЕРЕОТИПЫ - это неправомочные обобщения, которые мы делаем по поводу тех, о ком мы мало знаем. Человеческий мозг устроен таким образом, что он постоянно классифицирует все, что встречает в реальности. Когда у нас не хватает информации о каком-то предмете, мы относим его к определенной категории и приписываем ему определенные качества. Стереотипы часто образуются в жизни. Так мы решаем, что "все собаки кусаются", а "все подростки курят". Приведите другие примеры стереотипов.

Какую положительную роль стереотипы играют в жизни?

В чем отрицательная роль стереотипов?

А люди все одинаковые? Представьте, если бы все люди были одинаковыми - это хорошо? (слайд 24)

Мы - разные, и это прекрасно (слайд 25).

Людей неинтересных в мире нет!
Их судьбы - как истории планет.
У каждой все особое, своё,
И нет планет, похожих на неё…(слайд 26)

Ребята, приготовьтесь, отплываем от «Сказочного острова» .

14. Игротанец плавание.

  1. Заключительная часть.

Мы с вами уже приближаемся к концу путешествия. На горизонте остров «У камина» (слайд 27). Это конечный пункт нашего путешествия, здесь мы с вами подведем итоги нашего плавания.

1. Творческая работа.

ЗАСЕЛЕНИЕ ПЛАНЕТЫ ЧЕЛОВЕЧКАМИ

- Возьмите по ВЫРЕЗАННОМУ ИЗ БУМАГИ ЧЕЛОВЕЧКУ, и напишите на фигурке, что, по-вашему, надо сделать, чтобы отношения в школе стали более доброжелательными, комфортными. А затем мы с вами этих человечков прикрепим на плакат.

Дети проговаривают то, что записано на человечках и прикрепляют фигурки на плакат.

2. Упражнение «Мы похожи»

Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковое имя (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т. д.)». Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.

Ребята, посмотрите. Все мы разные - но нам хорошо вместе. Мы как одна большая семья, давайте беречь и ценить друг друга! (Слайд 28).

- В заключение нашего занятия, давайте все вместе исполним замечательную песню Владимира Шаинского «Улыбка».

«УЛЫБКА» В.ШАИНСКИЙ (слайд 29).

- Я надеюсь, что это занятиее сблизило вас, и вы будете толерантны по отношению к окружающим вас людям, уважая их и принимая такими, какие они есть. Удачи вам!

Толерантность-это друбжа,

Труд и уважение.

И для нас она не служба,

А одно спасение!

Толерантным будь всегда»

ненависть откинь ты.

И гуманность навсегда

Закрепи ты в мире!


При подготовке занятия использовались источники интернета:

pandia.ru/text/78/028/33040.php

ps.1september.ru/2000/66/6-2.htm

for-teacher.ru/

ru.wikipedia.org/wiki/%D2%EE%EB%E5%F0%E0%ED%F2%ED%EE%F1%F2%FC

apruo.ru/stranichka-shkolnogo-psichologa/trening-dlya-uchashichsya/223-trening-dlya-shkolniko-ya-i-konflikt.html



© 2010-2022